Зависимость от социальных сетей у подростков

Влияние интернета на психику подростков

Зависимость от социальных сетей у подростков

Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Ребёнок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость».

Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления.

Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе».

Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения.

Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы» .

Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова.

Влияет ли Интернет на психику детей?

На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка.

В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни.

Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби.

Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире.

Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности.

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?».

Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде.

Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость.

Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования.

Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил.

Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности.

Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации.

Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга.

На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры.

В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни.

Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек.

Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю.

Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Как контролировать экранное время подростка

Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета?

Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди».

Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла.

Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить.

Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход.

Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами.

А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности!

Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку?

В среднем, «экранное время» должно варьироваться от полутора до четырех часов в день в зависимости от возраста ребенка. Это время включает общение в социальных сетях, игры и выполнение домашнего задания на любых носителях (телефон, планшет, компьютер, телевизор). Это ограничение должно быть твердым, поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни.

Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения.

Что же с этим делать узнайте из моего семинара «ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b45deda2886f200ab3ca4f1/5d31643c0aca0500aec5bed2

Зависимость от социальных сетей: как называется, у подростков, молодежи – Гармония внутри

Зависимость от социальных сетей у подростков

19.11.2019

Соцсети – это популярные платформы для коммуникации, где пользователи заводят неограниченное количество друзей, общаются с ними, наблюдают за их жизнью. К сожалению, постоянное разглядывание фото, чтение историй других людей затягивает. Человек перестает замечать, что большую часть свободного времени он проводит в виртуальной реальности.

Особенно сильно соцсети влияют на подростков, которые стараются всячески выделиться, произвести впечатление на сверстников. Дети становятся замкнутыми, все меньше времени проводят в реальной жизни.

Чтобы помочь подростку справиться с цифровой зависимостью нужно знать, какие положительные и отрицательные стороны есть у социальных сетей и что делать, если ребенок проводит там слишком много времени.

Плюсы и минусы

У социальных сетей есть как плюсы, так и минусы, о которых нужно знать каждому родителю:

  1. Обилие информации на любые темы. Любознательные подростки найдут множество сообществ, где смогут узнать что-то новое и пообщаться с единомышленниками.
  2. Знакомства с новыми людьми. Ребенок может разговаривать со сверстниками из любой страны, узнавать об обычаях и традициях других народов.
  3. Помощь стеснительным детям. Если в реальной жизни подросток довольно застенчив, то в виртуале он чувствует себя более раскованно, не боится общаться с новыми людьми.
  4. Замена реальной жизни виртуальной. Если у подростка имеются проблемы в школе или дома, родители являются чрезмерно строгими и контролируют каждый шаг, то соцсети – единственная возможность жить так, как нравится.
  5. Возникновение зависимости. Регулярное кликанье по картинкам вызывает привыкание, ребенок постоянно должен знать, что происходит у его друзей и в интересных сообществах.
  6. Ухудшение памяти, снижение концентрации внимания. Мозгу тяжело обрабатывать большое количество информации, из-за чего дети становятся рассеянными, не могут сконцентрироваться на сложных задачах, сильно страдает успеваемость.
  7. Риск стать жертвой мошенника, утечка личных данных в Сеть. Подросток может понести материальные убытки, испытать сильный стресс.

Важно! Ученые, занимающиеся проблемой зависимости от соцсетей, выяснили, что длительное пребывание в них способствует развитию клипового мышления, при котором человек не может усваивать большие объемы информации, постоянно отвлекается и быстро устает.

Как ограничить влияние социальных сетей на подростка

Когда родители замечают, что их ребенок проводит слишком много времени в виртуале, практически не интересуется событиями, происходящими в реальном мире, нужно предпринимать решительные действия для борьбы с компьютерной зависимостью. Делают это осторожно, чтобы не потерять доверие подростка и не спровоцировать его на конфронтацию.

Помочь родителям может следующее:

  • важно уважать право ребенка на личное пространство, не устраивать тотальный контроль за тем, сколько времени он проводит в сети;
  • начать с себя: отказаться от постоянного присутствия во всех соцсетях, устраивать дома дни цифрового детокса;
  • найти совместное хобби, которое понравится подростку, чтобы на соцсети оставалось мало времени, они постепенно становились неинтересными;
  • как можно чаще выбираться на природу, в парки развлечений и кино, чтобы подросток получал положительные эмоции в реальной жизни.

Совет! Если ситуация зашла слишком далеко и ребенок беспрерывно сидит в соцсетях, то нужно обратиться за помощью к детскому психологу, проконсультироваться с ним по поводу имеющейся проблемы.

Социальные сети полюбились многим пользователям за то, что благодаря им перед каждым человеком открыты безграничные возможности для общения. У этих платформ есть и обратный эффект – они становятся интереснее реальной жизни.

Чтобы обезопасить подростка от их пагубного влияния нужно с самого начала объяснять, как правильно использовать подобные сервисы, стараться как можно больше общаться вживую, набираться положительных впечатлений в реальной жизни.

Источник:

Жизнь в виртуальном мире или про зависимость от социальных сетей

Интернет и социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Обладая несомненнымипреимуществами, такими, как возможность получать большое количество информации,найти своих друзей и общаться с людьми по всему миру, социальные сети таят в себе искрытую опасность.

Обладая все большей популярностью, они привлекают каждый деньогромное количество людей, многие из которых сегодня не могут представить ни днясвоей жизни без просмотра новостной ленты, чтения сообщений, просмотра фотографий,посещения своего аккаунта или страниц других пользователей.

Чрезмерное влечение к провождению времени в социальных сетях,привлекательность общения с виртуальными друзьями и жизни онлайн привели квозникновению состояния, которое современная психология называет понятием

«зависимость от социальных сетей». Опасна ли эта зависимость, как она появляется и

можно ли с ней справиться? Про это и пойдет речь в данной статье.

Предполагаемый портрет человека, живущего виртуальной жизнью

Очень часто зависимость от социальных сетей обретают люди, страдающие отодиночества в реальной жизни. У них мало друзей, они испытывают сложности сустановлением контактов и налаживанием общения. Такие люди могут обладать

заниженной самооценкой, отсутствием веры в себя и свою привлекательность для других.

Очень большое количество из них это подростки, которым бывает весьма сложно найтиобщий язык со сверстниками. Также зависимости от социальных сетей подверженымолодые мамы, просиживающие в интернете все свое свободное время. Заметить грань,разделяющую увлечение социальными сетями от зависимости бывает практически

невозможно.

Вы понимаете, что зависимы, когда уже не можете ни часа обойтись без

того, чтобы не проверить сообщения или пролистать новостную ленту.

хотите абстрагироваться от реальной жизни, она для вас невыносима, в ней много

дискомфорта: неинтересная работа, сложности в семье, проблемы с родителями, супругомили детьми.— Активный тип: вы сами выставляете свою жизнь напоказ, ежечасно отправляя всоциальные сети свои фотографии и делая разные посты: возможно, вам не хватает

одобрения от близких людей, их поддержки и похвалы в чем-то.

И тогда вы стремитьсявосполнить этот недостаток в виртуальной жизни. Возможно, вы тщательно скрываетесвое одиночество, тревогу, собственный дискомфорт от реальной жизни, так много

вкладываясь в создание образа в интернете.

— Смешанный тип: вы много времени проводите на страницах другихпользователей, при этом также много вкладываетесь в свой собственный аккаунт:

возможно, вы нарциссическая личность, которую отличает ярко выраженная конкуренция.

Для вас важно быть на виду, быть замеченным, при этом вы не терпите поражения, длявас непереносимо ощущение, когда вы уступаете в чем-то другим людям. Постоянный

процесс сравнения себя с другими не поддается сознательному контролю, он происходит

на бессознательном уровне.

К чему приводит зависимость от социальных сетей?

  • Человек, проводящий в социальных сетях большое количество времени, часто незадумывается о возможных последствиях своего «увлечения». Я опишу лишь некоторыеиз них, которые для меня как для психолога особенно значимы, с которыми мне
  • приходилось сталкиваться, работая с людьми, зависимыми от социальных сетей:

— Люди подменяют реальную жизнь экранной.

Виртуальное общениезатягивает человека так сильно, что он жертвует своей работой, отношениями всемье или с друзьями, эмоционально отстраняется от них, желая как можно дольшеоставаться в выдуманном виртуальном мире.— Просмотр чужих аккаунтов, фотографий, постоянное сравнение себяс другими людьми, часто не в свою пользу, вызывает много напряжения, зависть и

депрессию.

— Человек не замечает свою жизнь, не придает ей ценности и важности,увлекаясь яркими красками, которыми для него наполнена жизнь других людей. Наэтом фоне своя собственная жизнь кажется ему серой и невыразительной. Портитсянастроение от созерцания чужого счастья и осознания своей скучной, несчастливой

жизни.

— Иллюзия наполненности жизни позволяет человеку не замечатьчувства одиночества, подменять реальность своей жизни выдуманным миром.— Время, проведенное в социальных сетях, часто ощущается какпотраченное впустую: у других людей постоянно что-то происходит, они гуляют,

ходят по магазинам, в кафе или кино, а ты сидишь дома и твоя жизнь пуста.

Тыдаже не можешь найти в себе силы, чтобы сделать какие-то намеченные дела или

провести время с пользой. Такие рассуждения вселяют в человека еще больше

уверенности в собственной никчемности и слабохарактерности.

или планшет.

* Почистите свою страницу в социальных сетях: сократите список своих «друзей»,удалите ненужные группы, которые не приносят для вас никакой пользы. Тем самым выуменьшите количество оповещений и сократите объемы лишней информации.*Почаще «забывайте» телефон дома, например, отправляясь на прогулку с семьей

или друзьями.

За 1-2 часа ничего сверхъестественного не произойдет, но зато вас ничегоне будет отвлекать от окружающего мира.* Постепенно ограничивайте время, проводимое в соцсетях. Не делайте это резко,

сокращайте время на 15-20 минут в день.

В идеале лучше выделить себе специальноевремя посещения социальных сетей, например, только утренние и вечерние часы, по 10-15минут, чтобы ответить на сообщения, просмотреть новостную ленту или прочитать

интересную статью.

* Хобби – найдите себе увлечение в реальном мире: рисование, чтение, спорт – все,что вас увлекает и приносит много удовольствия и позитивных эмоций!*Если самостоятельно справиться с зависимостью от социальных сетей у вас не

получается, обратитесь за помощью и поддержкой к психологу. Совместными усилиями

  1. вам обязательно удастся найти способ вернуться в реальную жизнь!
  2. Мещерякова Ирина НиколаевнаЗаведующая кафедрой психологии ВИ (Ф) МГЭУ, кандидат психологических наук, сертифицированный гештальт-терапевт

    Тел. 8(903)654-36-86

Эл. почта irrinanm@mail.ru

Скайп irrinanm

Источник:

Зависимость от соцсетей у детей и подростков

Во-первых, социальные сети – популярное веяние, а потому многие юноши и девушки, чтобы не отстать от моды, быть в курсе всех новостей стараются проводить много времени в социальных сетях, которые, в свою очередь, их затягивают. Не зря же их называют «сетями».

Во-вторых, это связано с тем, что у большинства подростков еще нет такого жизненного опыта, такой ответственности, как у лиц более старшего возраста, им не нужно посвящать много времени семье, приготовлению пищи, финансовому обеспечению.

Источник: https://mii-info.ru/strahi-i-fobii/zavisimost-ot-sotsialnyh-setej-kak-nazyvaetsya-u-podrostkov-molodezhi.html

Зависимость от социальных сетей: как называется, у подростков, молодежи

Зависимость от социальных сетей у подростков

Несмотря на то, что в официальном реестре ВОЗ пока отсутствует заболевание, которое бы отражало зависимость от социальных сетей, а их разработчики в один голос отрицают сам факт существования этой проблемы, все больше людей в мире погружаются в пучину виртуального общения, которое при самом неблагоприятном исходе может стать единственной формой связи с окружающей действительностью.

Неудивительно, что такое положение вещей вызывает серьезные опасения у психиатров, которые сравнивают механизм формирования зависимости от интернета и соцсетей с развитием у человека наркомании или алкоголизма.

Принцип действительно схож, только в этом случае люди начинают бить тревогу намного позже, ведь вред от избытка виртуального общения далеко не так очевиден. Попробуем разобраться, по каким же именно признакам можно распознать зависимость от социальных сетей у подростков и молодежи, и существуют ли эффективные способы борьбы с ней.

Суть проблемы

Зависимость от социальных сетей сравнима с наркозависимостью и на сегодняшний день занимает одно из первых мест.

Зависимости подвергаются одинокие люди или застенчивые, неуверенные в себе личности, или страдающие от серьезных нервных расстройств. Большая часть интернет-зависимых наблюдается среди подростков.

В подростковом возрасте начинаются серьезные изменения в организме, и формируется определенная линия поведения.

Бонусом соцсети является анонимность. Скромный, застенчивый в реальной жизни человек в интернете может быть кем угодно. Он может без стеснения позволить себе общаться с любым пользователем интернета.

Многие пытаются повысить свою самооценку за счет соцсети, оставляя оскорбительные комментарии под фотографиями неизвестных людей, резко осуждают фильмы и книги. В итоге человек начинает ощущать себя совершенно другой личностью — значимой и весомой.

Со временем у него пропадает желание появляться на людях, общаться с ними вживую, дабы не разрушить свой мифологический образ, созданный в интернете.

Такая зависимость называется интернет-аддикцией. И такое поведение вредит в первую очередь психике человека, нарушает память и значительно снижает интеллект.

Как лечиться

Один из самых распространенных советов — ограничить использование социальных сетей.

В начале двухтысячных, на заре борьбы с цифровой зависимостью, использовали программы, которые в определенное время отключали интернет. Плюс человека просили составить список дел, которые он может делать вне компьютера и интернета.

«Сегодня во всех мобильных телефонах есть возможность отслеживать, сколько времени ты проводишь в социальной сети

Когда ты видишь перманентный рост, стоит обратить на это внимание», — уверен Михаил Гуревич

Еще один популярный прием — регулярно проводить интернет-детокс.

«Необходимо выделять один день в какой-то промежуток времени, когда ты будешь находиться без социальных сетей и проверять, что с тобой происходит в этот момент», — считает Гуревич.

Image caption

Забывайте о «лайках» на несколько часов в день, советует эксперт

Однако многие психологи уверены — такие меры снимают симптомы, но не устраняют сами причины проблемного использования.

«Чтобы устранить причины, нужно работать с самооценкой человека, с его эмоциями и взглядом на мир. Необходимо сформировать у человека более позитивное отношение к реальному миру. Это помогает построить офлайн-отношения и начать иначе относиться к себе», — считает доктор психологических наук, профессор Высшей школы экономики Ольга Гулевич.

В 2020 году кандидат психологических наук Денис Московченко вместе с коллегами по кафедре клинической психологии Московского медико-стоматологического университете имени Евдокимовой проводил исследование проблемного использования соцсетей на примере русскоязычной версии «Фейсбука». В исследовании приняли участие 900 человек, средний возраст которых — от 28 до 35 лет.

«Наши опросы этих респондентов показали, что люди, которые испытывают проблемы с использованием «Фейсбука», имеют более высокий уровень тревожности и чаще других используют негативные эмоции. В частности, они имеют более высокий уровень катастрофизации, чаще склонны к самообвинению и застревают на каких-то дискомфортных мыслях», — рассказывает Московченко.

По его словам, ограничение пользования соцсетями не может ничего изменить в этой ситуации.

«На месте человека я бы не ограничивал потребление социальных сетей, а задумался над тем, что лежит в глубине. За проблемным использованием социальных сетей стоит куча проблем, связанных с эмоциями. Проблема не в том, как ограничить, а в том, почему ты хочешь это ограничить», — говорит ученый.

Тенденция роста

Глобальная сеть создавалась для того, чтобы люди могли быстро получить необходимую им информацию. В интернете можно отыскать любой фильм или книгу, редкие издания, которые трудно найти в свободном доступе, узнать последние новости и подыскать работу в любом городе мира.

А также создатели соцсетей преследовали благие цели — установление потерянных связей с родными, друзьями, одноклассниками, возможность быстро связаться с ними. Прогнозировалось, что человек с помощью интернета сможет быстро находить необходимую информацию, значительно экономя времен.

По мнению ученых, с помощью интернета человечество может выйти на новый уровень знаний.

С момента создания первых соцсетей прошло не так много времени, буквально 20 лет, но что мы имеем на сегодняшний день. Это нововведение приобрело не просто популярность, но вызвало серьезную зависимость у многих людей.

Посмотреть хотя бы на фотографии, которые люди выкладывают на своих страницах. Они стремятся выставить напоказ все, что с ними происходит, не упуская никаких, даже интимных, подробностей.

Патологическая тяга зайти в интернет называется психологами зависимостью от соцсетей. Это один из симптомов интернет-зависимости.

Статистика зависимости от соцсетей в разных странах мира представлена ниже.

  1. Швеция – 64%.
  2. Дания – 54%.
  3. Норвегия, Швейцария, Южная Корея – 47%.
  4. Австралия – 44%.
  5. Израиль – 38%, Франция – 30%.
  6. Великобритания, Италия – 25%.
  7. Испания – 20%.
  8. Аргентина, Бразилия, Россия – 9%.
  9. Мексика, Южная Африка – 6%.
  10. Индия – 1%.

А также были проведены соцопросы, которые показывают, от чего могут отказаться люди ради возможности посещать соцсети. Около 70% мужчин и 40% женщин готовы отказаться от горячей воды в пользу интернета.

Ограничивать себя в еде готовы 45% мужчин и более 50% женщин. Отказаться полностью от сексуальной жизни на 3 недели готовы 20% мужчин и 25% девушек. От 80 до 90% людей предпочитают интернет телевизору и радио.

Такая статистика ужасает.

Как избавиться от зависимости от соцсетей

Отказаться от сетей? Нет, конечно. У кого-то они действительно формируют зависимость, но кому-то, безусловно, полезны. «Виртуал» — отличный инструмент для добывания и размещения информации. Он развивает поисковую активность, навыки общения и письменную речь.

А еще — все, что только можно развивать с помощью текстовой информации или видео: интеллект, память, навыки здорового образа жизни… Знаний — множество, профессионалы представлены во впечатляющем количестве, ответ на любой вопрос при желании — к вашим услугам. Кто в таком случае в зоне риска? Люди, вообще склонные к зависимостям.

Те, у кого нет другого досуга или кто не умеет его организовать

Голодные на внимание. Интроверты

И… все мы. Особенно, конечно, подвержены этой зависимости подростки. Один мой клиент в какой-то момент понял, что буквально теряет своего ребенка. Тринадцатилетний подросток не вылезал из сети. Первым желанием отца было попросту отобрать у сына все гаджеты. Вторым и более разумным — как-то найти баланс.

Но для этого гаджетам нужно было противопоставить что-то впечатляющее. Им стало «мужское» путешествие в экзотическое место, где попросту «не брал» Интернет. Физические нагрузки, непривычные реалии, разговоры с отцом сделали свое дело: живая жизнь заняла отведенное ей место.

А по возвращении в семье ввели «день без гаджетов», причем для всех.

Признаки отклонений

Зависимость от социальных сетей имеет свои симптомы и проявления:

  • навязчивая тяга зайти в свой аккаунт и просмотреть сообщения или новости;
  • время на посещение соцсети занимает большую часть жизни;
  • навязчивое желание обновлять свои статусы, подробно писать о своей жизни, выкладывать на всеобщее обозрение фотографии еды, мест, где побывал, селфи;
  • все общение сводится к переписке в социальных сетях, пренебрежение к общению по телефону или вживую;
  • всевозможные игры в своем аккаунте могут затянуться на 3–5 часов: каждый раз хочется пройти еще больше уровней, чтобы повысить свои рейтинги;
  • когда не работает интернет, зависимый человек испытывает тревогу, раздражение, ощущает себя оторванным от внешнего мира.

Общение в соцсетях затягивает настолько, что индивид перестает заниматься своими повседневными делами, не обращает внимания на родных и близких, разрывает все связи с социумом.

Вместо вывода

Мы очень быстро забываем. Наше тело настолько привыкает чувствовать себя усталым, что забывает, как жило раньше.

С каждым годом мы все чаще отвлекаемся и все больше забываем о том, что раньше без проблем часами могли работать над одной задачей. Нам кажется, что постоянное переключение внимания — норма.

Но так ли это? Какой смысл просыпаться рано, если тратишь целый час на просмотр инстаграма? Неужели это жизнь мечты?..

Читайте-ка лучше вторую часть этой темы — про мое замедление и безудержный релакс в отеле под Варшавой

Источник: https://cosmeton.ru/zdorove/zavisimost-ot-socsetej.html

Как бороться с зависимостью от социальных сетей

Зависимость от социальных сетей у подростков

По медицинским критериям, интернет-зависимость не является психическим расстройством, хотя от него страдает большая часть населения нашей планеты. Общение в соцсетях кажется невинным занятием, безопасным увлечением, но может привести к стрессу и психическим расстройствам.

Основные стадии

Любителей посидеть в соцсетях теоретически можно разделить на три группы:

  1. Независимые. Такие появляются в соцсетях редко, используют интернет только при необходимости — найти номер телефона, чей-то адрес, необходимую информацию. На своих страницах размещают минимум информации о себе, фотографии могут отсутствовать вовсе.
  2. Переходный тип. Такие люди посещают свои аккаунты каждый день и не по одному разу. Они заходят в интернет без особой надобности, просто посмотреть фотографии знакомых, друзей, «побродить» по сети, развеять скуку.
  3. Зависимые. Самый распространенный тип. Каждые полчаса, а то и чаще, они обновляют свою страничку, возникшая переписка может затянуться на долгое время, отрывая человека от работы или домашних дел. А если вдруг ему не пишут, возникает чувство ненужности, что повергает зависимого в уныние и тоску. Реальные отношения подменяются виртуальными, близкие люди перестают быть близкими, не слышат друг друга. По некоторым данным, из-за социальных сетей распадается каждая пятая-шестая семья.

Последствия интернет-аддикции

Как и любое другое аддиктивное поведение, постоянное просиживание в соцсетях имеет негативные последствия для организма и нервной системы.

  1. Первым делом начинается социальная деградация. Для многих оправданием служит одиночество, но если сторониться людей, то найти друзей довольно сложно. Да и общение в соцсети не является настоящим, оно виртуальное, и в большинстве случаев люди так и остаются друг для друга неизвестными интернет-пользователями. Люди, которые флиртуют в интернете, способны отказаться от всего: семьи, работы, дома, лишь бы общаться со своими виртуальными возлюбленными. Во многих компаниях уже давно начали блокировать выходы в интернет во избежание таких инцидентов.
  2. Следующий шаг — проблемыс памятью и концентрацией внимания. При длительном нахождении в соцсетях, человек получает информацию маленькими порциями в быстром темпе. Как следствие, мозг не может концентрировать внимание на большом объеме информации. А также большой поток информации постепенно начинает вытеснять то, что, по мнению мозга, стало неважным. Появляется синдром гиперактивности, когда человек начинает делать сразу несколько дел: пишет, просматривает документацию и общается в интернете. Медики называют это «плавающим вниманием». Это особенно опасно для детей и подростков.
  3. Снижение интеллекта — одна из особенностей интернет-наркоманов. Длительное общение в соцсети и просмотр бессмысленной, по большей части, информации, приводит к снижению способности мыслить рационально, полностью устраняет эмпатию и чувство сострадания. У человека появляется отвращение к реальным людям, он часто испытывает по отношению к ним агрессию, ведь, как ему кажется, никто не хочет понять его.
  4. Патологическая усталость и стресс. Поток информации и перенапряжение приводят к разрушению нервных клеток. Человек подвергает себя стрессу постоянно и целенаправленно. Если вовремя не обнаружить проблему, человек может впасть в клиническую депрессию.
  5. Еще одной опасностью является доверчивость пользователей соцсети. Зависимость от социальных сетей у подростков нередко приводит к фатальным последствиям. Под видом сочувствующего собеседника часто скрывается опасный маньяк, который пытается вывести индивида из психического равновесия различными способами воздействия. Одна только организация «Синий Кит» смогла забрать жизни у 720 детей за 2016 год. Кроме того, многие блогеры предлагают своим подписчикам в интернете, а это дети и подростки, сделать что-нибудь неординарное и выложить в сеть. Недавно среди детей пошла мода есть на камеру гелевые капсулы средства для стирки Ариэль. Страшно представить, что будет с ребенком после такого «лакомства». Примеров можно приводить сколько угодно, их слишком много.

Методы лечения

Зависимость от социальных сетей является серьезной проблемой мирового масштаба. Главной проблемой является неправильное поведение в социальных сетях, разрушающее психику взрослых и детей.

  1. Первым делом следует ограничить пребывание в соцсетях и стараться больше общаться вживую. Составьте график своих дел и внесите в него отдельным пунктом посещение соцсети. Отключите уведомления, которые приходят на почту, телефон.
  2. Проводите больше времени на свежем воздухе, сконцентрируйте внимание на окружающем мире. Почитайте интересную книгу вместо ленты новостей, которые не имеют ничего общего с реальной ситуацией. Важно, чтобы индивид осознал что такое реальность и что такое виртуальный мир. При серьезной зависимости лучше обратиться к психологу, особенно если интернет-зависимый человек еще ребенок.
  3. Кроме того, очень важно проводить профилактику зависимости от социальных сетей среди молодежи на государственном уровне. Правительство должно отслеживать и проверять информацию, поступающую в социальные сети. В программах многих учебных заведений уже введены различные семинары по рационализации использования социальных сетей и правильному поведению в интернете. Важно понимать, что аддиктивное поведение напрямую угрожает безопасности и здоровью человека.
  4. Наладьте режим питания и сна. Перестаньте думать о себе как об ущербной, никому не нужной личности. Вокруг вас миллионы людей, которые также чувствуют себя одинокими. Нужно только найти в себе силы для общения вживую. Существуют специальные психологические курсы, которые помогают поднять самооценку и научиться правильно подавать себя в обществе. К сожалению, если человек не хочет признавать проблему, то лечение не принесет успеха.
  5. В тяжелых случаях, когда развиваются серьезные психические расстройства, такие как раздвоение личности, шизофрения, агрессия, пациенты нуждаются в стационарном лечении. Больных изолируют, т. к. они уже могут навредить не только себе, но и окружающим. Им прописывают транквилизаторы и проводят психокоррекционное лечение.

Заключение

Зависимость от соцсетей – болезнь современного человека. Практически у всех есть страницы в различных соцсетях, но далеко не каждый делает из этого культ.

В группу риска попадают одинокие люди, слишком эмоциональные, ранимые натуры с заниженной самооценкой. Виртуальное общение таит в себе реальную опасность для жизни и здоровья.

Отдаление от реальности в дальнейшем только усугубляется.

Если вовремя не идентифицировать интернет-аддикцию, у человека могут развиться серьезные психические отклонения.

Загрузка…

/Зависимости/Как бороться с зависимостью от социальных сетей

Источник: https://urazuma.ru/zavisimosti/ot-socialnyh-setej.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий