Забываю названия предметов

Понятие, причины и коррекция амнестической афазии

Забываю названия предметов

Нарушения речи у детей и взрослых могут быть связаны с различными состояниями: наследственные дефекты, родовая травма, ЧМТ, заболевания головного мозга и пр.

Например, амнестическая афазия наблюдается при поражении нижних или задних отделов височной и теменной доли. Болезнь характеризуется тем, что человек начинает забывать названия различных предметов, что затрудняет его коммуникацию с окружающими людьми.

Вопросами диагностики и лечения подобного состояния занимается невролог или психиатр.

Определение и классификация

Амнестическая афазия − это разновидность нейропсихологического расстройства речи, при котором наблюдается забывание названий предметов или имен.

Основной фактор, обуславливающий развитие данного расстройства – это органическое повреждение, локализующееся в височной и теменной доле больших полушарий головного мозга. В такой ситуации пациент понимает, какой объект находится перед ним и знает, зачем он нужен, однако не может назвать его.

Чаще всего пациенты во время разговора описывают функции предмета, дают ему характеристику по форме и цвету, но вспомнить название не могут.

Врачи выделяют еще один подтип подобного расстройства речи − оптико-мнестическую афазию, которая развивается при преимущественном повреждении коры височной доли. К афазии присоединяется невозможность рисовать объекты по памяти, только видя предмет перед собой. Больные могут описать его характеристики, но не изобразить или назвать.

Причины возникновения

Патология характеризуется повреждением серого и прилежащего белого вещества височной и теменной доли, что объясняет нарушения связей между группами нервных клеток. Причины, приводящие к поражению мозга следующие:

  • инфекционно-воспалительные заболевания бактериальной, вирусной или грибковой этиологии: энцефалит, менингит, абсцесс тканей головного мозга;
  • токсическое поражение коры при отравлении алкоголем, лекарственными препаратами или нейротоксичными ядами;
  • травмы: аварии, удары тупыми предметами, ушибы или сотрясения, разрыв нейронных связей в височной доле;
  • последствия оперативного лечения патологий ЦНС;
  • опухолевые образования;
  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • хроническая недостаточность кровообращения в тканях мозга (транзиторно-ишемические атаки);
  • болезнь Альцгеймера или Пика.

Кроме прямых причин, существуют факторы риска, приводящие к подобным болезням: старческий или пожилой возраст, метаболические нарушения в организме, ожирение и атеросклероз, курение и алкоголизм, малоактивный образ жизни, генетическая предрасположенность, ишемическая болезнь сердца, гипертония и др.

Клинические проявления

Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:

  • Частое повторение одних и тех же слов или словосочетаний.
  • Замедленность речи с выраженными паузами между словами или, наоборот, больные начинают говорить очень быстро и нелогично.
  • Речь приобретает описательный характер, то есть пациент пропускает существительные, а говорит только с помощью прилагательных или глаголов.
  • Человек легко описывает предмет и говорит о его функциях, однако не может вспомнить название объекта.
  • Когда больному подсказывают первую букву или слог названия предмета, он с легкостью вспоминает все слово.
  • Психические нарушения развиваются на фоне повреждения других областей головного мозга и могут характеризоваться частой сменой настроения, агрессией, замкнутостью, дурашливостью, депрессией, апатией, парезами или параличами, забывчивостью и др.

Несмотря на речевые нарушения, другие функции головного мозга, связанные с произнесением слов, не страдают. Пациент может писать, читать, что отличает болезнь от алалии.

Постановка диагноза

Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.

Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:

  • Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Необходимо знать время появления симптомов, на каком фоне они развились и какие хронические заболевания есть у пациента.
  • Оценка неврологического статуса. Исследуется походка, равновесие, когнитивные навыки, проводится оценка эмоционально-волевой сферы, тест на узнавание предметов, пробы для оценки функциональной активности речевого аппарата и отдельных компонентов речи − лексики, фонетики и грамматики.
  • Лабораторные анализы (клинический и биохимический анализы крови, общее исследование мочи, по показаниям ликвора).
  • Рентгенограмма черепа.
  • Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплером.
  • Компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография головного мозга для выявления органических заболеваний ЦНС.

Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.

Коррекция нарушений

Комплексная диагностика позволяет поставить однозначный диагноз. На основе результатов исследований, возраста пациента и его психического состояния лечащий врач подбирает схему лечения. Терапия всегда носит комплексный характер.

Если афазия вызвана травмой головного мозга, инсультом или опухолью, то пациент срочно нуждается в оперативном лечении. Только после устранения непосредственной причины состояния можно переходить к восстановлению речи больного.

После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить.

Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас. Второй этап характеризуется адаптацией к разговорной речи, уменьшением пауз между словами и фразами.

Заключительная ступень логопедической коррекции заключается в увеличении речевого запаса, улучшении способности к восприятию большего количества информации.

Прогноз и профилактика

При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор.

В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.

Врачи выделяют ряд рекомендаций, направленных на предупреждение появления и прогрессирования патологии. Они включают в себя следующие пункты:

  • регулярные физические упражнения (растяжка, гимнастика, йога, занятия в тренажерном зале);
  • следование методам лечения, назначенным лечащим врачом;
  • своевременное лечение хронических заболеваний;
  • контроль над индексом массы тела;
  • рациональное питание: прием витаминов и микроэлементов, обогащение рациона зеленью и овощами, употребление фруктов и кисломолочных продуктов, нежирного мяса; необходимо снизить потребление красного мяса, жирного и жареного, острого и соленого, сладкого, мучного;
  • длительные занятия с логопедом;
  • консультации психотерапевта;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.

Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/amnesticheskaya-afaziya/

Ооо «альцстор»

Забываю названия предметов

Микроскопические изменения в мозгу начинаются задолго до появления первых признаков потери памяти. В мозгу сосредоточено 100 млрд нервных клеток (нейронов). Каждая нервная клетка соединена с другими в так называемую коммуникационную сеть.

Группы нервных клеток отвечают за разные аспекты мозговой деятельности, – некоторые из них участвуют в мышлении, обучении, запоминании, другие помогают нам видеть, слышать и чувствовать запах.

Для нормальной работы мозга нейроны должны получать достаточно питательных веществ и кислорода и соединения между ними не должны быть нарушены.

Болезнь названа в честь доктора Алоиса Альцгеймера, который в 1906 году заметил изменения в тканях головного мозга умершей женщины. Её болезнь проявлялась в потере памяти, проблемах с речью и непредсказуемом поведении.

Изучая ее мозг, он нашел много аномальных скоплений (амилоидные бляшки) и запутанных пучков волокон (сейчас они называются нейрофибриллярные клубки). Это две основных особенности болезни Альцгеймера.

Плюс к этому наблюдаются разрывы соединений между нервными клетками (нейронами) в мозгу.

Хотя эти бляшки и клубки в старости появляются в мозгу у большинства людей, у людей с болезнью Альцгеймера их значительно больше.

И хотя ученые не знают точно, роль этих образований в болезни Альцгеймера, большинство экспертов считают, что они так или иначе блокируют связи между нейронами и нарушают внутриклеточные процессы.

Эти разрушения вызывают смерть нейронов, что и влечет за собой потерю памяти, изменение личности, проблемы с проведением и в повседневной деятельности и другие симптомы болезни Альцгеймера.

10 ранних признаков болезни:

  1. Забывчивость в повседневной жизни. Проблемы с памятью – один из основных признаков болезни Альцгеймера, особенно забывчивость недавних событий: человек задает один и тот же вопрос снова и снова, чаще полагается на специальные устройства-напоминания или на других членов семьи.

Самый распространенный признак: иногда забывает чье-то имя, но позднее вспоминает его.

  1. Проблемы с планированием и решением бытовых вопросов. Возникают сложности с планированием своей жизни или со счетом в уме, становится сложно вспомнить знакомый рецепт или отслеживать ежемесячные счета. Концентрация внимания занимает гораздо больше времени, чем раньше.

Самый распространенный признак: случайные ошибки с оплатой счетов или покупок в магазине.

  1. Сложности с завершением домашних или рабочих задач. Возможны проблемы с ориентацией на знакомой местности или в управлении личными финансами, забывчивость правил любимой игры.

Самый распространенный признак: просьбы помочь переключить телевизионный канал или включить плиту на нужный режим.

  1. Путаница во времени или месте. Человек может теряться в днях недели, временах года, может забыть, где он находится и как туда попал.

Самый распространенный признак: путаница в днях недели.

  1. Проблема понимания визуальных образов и пространственных отношений. Особенно этот признак характерен для людей, имеющих проблемы со зрением. Становится трудно читать, воспринимать расстояния и определять контрастность цветов. Эти проблемы могут сказываться на вождении автомобиля.

Самый распространенный признак: усугубление проблем со зрением.

  1. Проблемы с разговорной и письменной речью. Человек может вмешаться в беседу, при этом понятия не имея, что он хочет сказать. Или может повторять несколько раз одни и те же суждения. Не всегда может подобрать нужное слово или неправильно называть предметы, например, назвать ручные часы будильником.

Самый распространенный признак: сложность в подборе нужных слов.

  1. Забывчивость в том, на каком месте должна лежать та или иная вещь и неспособность вспомнить пошагово что делал. Человек с болезнью Альцгеймера может класть вещи в необычные места, потерять что-то и быть не в состоянии прокрутить в уме, что он делал за несколько минут до этого, чтобы найти нужную вещь. Иногда могут обвинять других в воровстве. С течением времени такое может происходить все чаще и чаще.

Самый распространенный признак: кладет вещи не на свое место и не может их найти.

  1. Сложности с принятием решений. Например, он может стать недальновидным в отношении денег, совершать бесполезные траты. Начинает уделять меньше внимание в уходе за собой.

Самый распространенный признак: принятие неверных решений в простых ситуациях.

  1. Отказ от работы или общественной деятельности. Человек может разлюбить хобби, которым занимался всю жизнь, или отказаться от любимого вида спорта.

Самый распространенный признак: чувство усталости от работы, семьи и социальных обязательств.

  1. Перемена настроения и личностные изменения. Человек становится подозрительным, раздражительным, капризным, может испытывать немотивированную тревогу или страх, легко расстраивается из-за мелочей.

Самый распространенный признак: раздражительность, если что-то пошло не так.

Конечно, зачастую каждый человек может обнаружить у себя те или иные признаки и сложно определить, забыл человек о дне рождении близкого из-за занятости или пора бить тревогу. Для лучшего понимания приведем сравнение нормальных возрастных изменений с признаками болезни Альцгеймера:

Признаки болезни АльцгеймераНормальные возрастные изменения
Регулярно принимает ошибочные решения в знакомых ситуацияхРазовые ошибки
Не может контролировать свой бюджетЕдиножды забыл оплатить квартплату
Путает даты и времена годаЗабыл, какой сегодня день, потом вспомнил
Не может поддержать беседуИногда не может подыскать нужное слово
Кладет вещи не на свое место и потом не может их найтиВремя от времени теряет вещи

Что делать, если вы обнаружили эти признаки?

Если вы заметили у себя или своих близких любой из перечисленных признаков, не игнорируйте их. Вовремя обнаружив болезнь, вы можете использовать имеющиеся методы лечения максимально эффективно.

Существуют методы лечения, облегчающие симптомы и помогающие сохранить свою независимость как можно дольше. У вас остается больше времени, чтобы построить планы на будущее и воплотить их в жизнь.

Вы можете узнать больше о самой болезни и встретить ее во всеоружии.

Источник: https://alzstore.ru/articles/general/start/

Причины проблем с памятью у взрослых и молодых людей: из-за чего она ухудшается

Забываю названия предметов

Память – возможность человеческого мозга хранить, обрабатывать и использовать информацию. На проблемы с памятью жалуется каждый третий человек в возрасте от 30-50 лет. Проблемы могут носить различный характер. Если человек забыл, где оставил ключи или документы, – это может быть простая забывчивость, когда из памяти стираются события прошедшего дня, – это тревожный звонок.

Мысли в голове

Признаки проблем с памятью

Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная – откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы.

В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте.

Проблемы с памятью имеют разный характер:

  1. Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени;
  2. Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом.

Самая распространенная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии:

  • Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова;
  • Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил;
  • Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет;
  • Путаются дни недели, числа, месяцы;
  • Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю;
  • Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь;
  • Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.

К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:

  • Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь;
  • Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор;
  • Плохая концентрация. Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца.

Мужчина за компьютером

Причины проблемы внимания и памяти

Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память?», ухудшения встречаются как у пожилых, так и у молодых людей. Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций. Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, другие могут стать симптомом начала болезни.

У взрослых

Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы

В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти:

  • Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе;
  • Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений;
  • Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
  • Гормональные сбои;
  • Опухоли мозга, в том числе доброкачественные;
  • Перенесенные инсульты и инфаркты;
  • Нарушение кровообращения головного мозга. Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода;
  • Психические расстройства (депрессия, шизофрения);
  • Развитие болезни Альцгеймера;
  • Сахарный диабет.

Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха.

У молодых

Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов.

Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить.

Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня.

У детей

Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление.

Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга.

Девочка думает за столом

Что влияет на ухудшение памяти

Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога

Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти:

  • Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается;
  • Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга;
  • Недобор тиамина – вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью;
  • Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере;
  • Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность.

Обратите внимание! Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии.

Профилактика снижения памяти

Плохое настроение — что делать и почему это происходит

Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память:

  • Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин;
  • Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается;
  • Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью;
  • Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу.

Девушка читает на природе

Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга:

  • Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации;
  • «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться;
  • Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму. Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни;
  • Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой. Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку;
  • Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд. Например, имя собеседника может быть похоже на имя актера.

Упражнения могут выполнять взрослые и молодые люди. Для детей желательно превратить их в игру, например, предложить ребенку с закрытыми глазами съесть яблоко, вместе выучить стишок.

Обратите внимание! Иногда человек не может запомнить что-либо не потому, что у него плохая память, а потому, что это ему не интересно.

Нужно вспомнить, как запоминается информация, связанная с любимым занятием. Если в голове сразу всплывет множество терминов, фраз и тонкостей, серьезных проблем с памятью нет.

Это также касается детей: маленький ребенок не будет делать то, что ему не нравится.

К какому врачу обратиться, если все забывается

Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Если провалы в памяти часто тревожат, а упражнения, питание и здоровый сон не помогают, необходимо обратиться в больницу. Лечение плохой памяти, рассеянности и забывчивости может назначить только специалист.

Прием у врача

Сначала нужно обратиться к лечащему врачу или терапевту по месту жительства. Перед началом лечения врач должен назначить обследование у таких специалистов:

  • невропатолог;
  • невролог;
  • психиатр;
  • психолог;
  • физиотерапевт;
  • гериатр (по необходимости), специализируется на возрастных заболеваниях у пожилых людей.

Хорошая память делает человека уверенным и продуктивным, в тот момент как её отсутствие тормозит и ограничивает действия. Забывая что-либо сделать, человек может подводить своих коллег, спровоцировать проблемы на работе.

Простая забывчивость – это еще не серьезная болезнь, но к своей памяти нужно относиться серьезно и при любых подозрениях обращаться за медицинской помощью. В пожилом возрасте необходимо проходить обследования каждый год.

Источник: https://srazu.pro/pomosh/problemy-s-pamyatyu-rasseyannost-vnimaniya.html

«Начала забывать самые обычные слова» | Качество жизни, Саморазвитие | Наша Психология

Забываю названия предметов

Недавно заметила, что из памяти начали выпадать имена людей, названия улиц и… самые обычные слова, которые я много лет использовала каждый день. Интересно, что может быть причиной таких изменений и как восстановить полноценную работу мозга?

Елена, 45 лет

Всем известно, что с возрастом наши когнитивные функции снижаются. И порой это может произойти неожиданно. Предлагаем задать себе 24 тестовых вопроса, ответы на которые помогут определить причину ухудшения памяти. Ведь, как известно, правильно заданный вопрос – уже половина решения проблемы.

Известный ученый, нейробиолог и невролог, автор книги «Нестареющий мозг» Дэйл Бредесен считает, что не так давно появились достоверные лабораторные тесты, позволяющие выявить биохимические и генетические факторы, которые способствуют ухудшению когнитивных функций. Но об этом чуть позже. А для начала давайте разберемся с причинами, которые могут повлиять на ухудшение памяти.

24 вопроса, которые помогут сохранить ясность ума и хорошую память

Что стало причиной ухудшения памяти, расскажет ваша история жизни, поэтому важно знать следующее.

  1. Получали ли вы травмы? (Вы когда-нибудь теряли сознание? Попадали в автомобильные аварии? Занимались контактными видами спорта?)
  2. Делали ли вам общую анестезию (наркоз) и сколько раз? Наркоз может неблагоприятно сказаться на работе головного мозга, так как сочетает в себе токсичность анестетиков и то, что называется плохой оксигенацией, – гипоксию.
  3. Есть/были ли у вас амальгамные пломбы, которые являются источником неорганической ртути?
  4. Употребляли ли вы в пищу зараженную ртутью рыбу, которая является источником органической ртути?
  5. Принимали ли определенные препараты? Особенно те, которые влияют на мозг, например бензодиазепины: валиум, антидепрессанты, таблетки от давления, статины, ингибиторы протонной помпы или антигистаминные средства.
  6. Употребляли ли вы наркотики?
  7. Употребляли ли вы алкоголь (и в каких количествах)?
  8. Курили ли вы сигареты?
  9. Поддерживаете ли вы гигиену полости рта? Плохая гигиена провоцирует воспаление.
  10. Есть ли у вас имплантаты, к примеру искусственный бедренный сустав или имплантаты груди?
  11. Есть/были ли у вас заболевания печени, почек, легких или сердца?
  12. Храпите ли вы? Храп может быть признаком апноэ во сне.
  13. Употребляете ли вы масла горячего отжима (например, пальмовое масло)? При нагревании растительные масла теряют витамин E, поэтому могут нанести вред мозгу.
  14. Употребляете ли вы в пищу продукты с высоким содержанием трансжиров и простых углеводов? Они опасны для здоровья и среди прочего являются причиной повреждения сосудов и инсулинорезистентности.
  15. Есть ли у вас хронические заболевания пазух носа? Если да, возможно вы подвергаетесь воздействию плесени и других микотоксинов?
  16. Есть ли у вас проблемы с желудочно-кишечным трактом, например вздутие или повторяющаяся диарея? Это может быть признаком синдрома «дырявой» кишки.
  17. Замечали ли вы плесень в квартире, в машине или на рабочем месте? Многие даже не подозревают, что подобное воздействие является фактором риска развития деменции.
  18. Употребляете ли вы в пищу промышленные или неорганические продукты? Они являются источником токсического воздействия и причиной инсулинорезистентности.
  19. Кусал ли вас клещ? Клещи – переносчики более 70 различных патогенов, например боррелии, вызывающей болезнь Лайма. Воспаление, спровоцированное данными патогенами, может послужить причиной ухудшения когнитивных функций.
  20. Принимали/принимаете ли вы ингибиторы протонной помпы для лечения гастроэзофагеального рефлюкса? Они снижают уровень необходимой для пищеварения кислоты, тем самым препятствуя всасыванию питательных веществ, в том числе цинка и витамина В12.
  21. Пользуетесь ли вы косметикой, лаком для волос и антиперспирантами? Все это – источники токсического воздействия.
  22. Мало потеете? Потоотделение позволяет очищать организм от токсинов.
  23. Страдаете ли вы запорами? Опорожнение кишечника – еще один способ избавиться от токсинов.
  24. Мало пьете простой воды? Токсины выводятся вместе с мочой.

Вот они – потенциальные виновники ухудшения когнитивных функций. Когда в вашей крыше 36 дырок – 36 факторов, сдвигающих хрупкий баланс в сторону разрушения синапсов, – необходимо решить, чему уделить внимание прежде всего. Образ жизни и история болезни вкупе с лабораторными анализами помогут вам это сделать.

Тесты нового поколения для оценки когнитивного снижения

А теперь давайте подробнее ознакомимся с современными тестами, которые по оценке нейробиолога Дэйла Бредесена являются наиболее эффективными. Подробно он описал эти тесты в своей новой книге «Нестареющий мозг».

1. Экзосомы нейронов

Экзосомы нейронов – крошечные фрагменты клеток и клеточных материалов – позволили сделать шаг к созданию нового поколения тестов, направленных на выявление болезни Альцгеймера, риска ее развития и ответа на лечение. Это своего рода неврологический Святой Грааль: простой способ оценить химический состав мозга и нейронную сигнализацию с помощью анализа крови.

Как такое может быть? Как анализ крови может рассказать о сигнализации мозга? Представьте, что вы частный сыщик и вам нужно узнать, что происходит в неприступном особняке. Войти внутрь возможности нет. Что делать? Пойти проверить мусорные баки, так?

Оказывается, мозг – тот самый неприступный особняк под черепной коробкой – «выбрасывает» экзосомы нейронов: осколки и выделения из клеток, попадающие в кровь.

Диаметр этих крошечных клеточных фрагментов и материалов составляет примерно одну седьмую диаметра эритроцита.

На каждую унцию крови приходятся миллиарды экзосом! Получается отличная штука: вы берете образец крови, изолируете экзосомы и выявляете важнейшие параметры мозговой химии – именно то, что дает возможность определить риск развития деменции.

Профессор Эдвард Гоутзл вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Национального института здоровья смогли выявить маркеры болезни Альцгеймера в экзосомах нейронов, а также следы инсулинорезистентности у пациентов с болезнью Альцгеймера, установив, что они могут возникать за десять лет до постановки диагноза. По всей видимости, это лишь вершина айсберга.

2. Сканирование сетчатки глаза

Сканирование сетчатки глаза – еще один удивительный метод ранней диагностики риска развития деменции. Амилоидное ПЭТ-исследование дает нам возможность увидеть отложения в головном мозге, но это лишь часть общей картины.

Внутренняя часть глазного яблока, или сетчатка, представляет собой продолжение головного мозга, поэтому она отражает все, что в нем происходит. Исследование ретины на наличие амилоидоза – многообещающий метод. Таким образом можно идентифицировать множество (часто сотни) бляшек, установить их точную локализацию, а затем проследить, привело ли лечение к сокращению их количества.

Более того, инновационный метод позволяет выявлять самые мелкие бляшки, что может послужить точным маркером эффективности лечения, а также помочь нам ответить на главный вопрос: влияет ли амилоидоз на ретинальные кровеносные сосуды (и также на головной мозг). Это крайне важно, так как иногда амилоидные отложения в кровеносных сосудах бывают причиной геморрагии (кровотечения). В таких случаях пациенту следует избегать кроворазжижающих агентов, например рыбьего жира и аспирина.

3. Тест NOR (распознавание нового объекта)

Одним из самых эффективных тестов, позволяющих оценить потерю памяти у лабораторных грызунов, является тест NOR («распознавание нового объекта).

Представьте, что вы проснулись утром, открыли гараж, а там стоит новенький сияющий автомобиль.

Вероятнее всего, вы будете рассматривать его, трогать, посидите за рулем, ведь в вашем маленьком мире появилось нечто совершенно новое и неожиданное. Старенькая машина вряд ли бы заслужила столь пристальное внимание.

Однако при отсутствии памяти нельзя отличить старое от нового, в таком случае новым кажется абсолютно все. Так и у грызунов. Те, кто обладает хорошей памятью, уделяют новому объекту дополнительное время, а те, у кого память плохая, – нет.

NOR позволяет оценить дементивные изменения мозга у грызунов и протестировать потенциальные методы лечения.

Например, исследование показало, что повреждение медиальных височных долей мозга (наблюдается на ранней стадии болезни Альцгеймера) ведет к потере способности запоминать и распознавать новое.

Основанную на памяти реакцию на все новое можно проследить и у людей.

В 2016 году компания Neurotrack разработала пятиминутный визуальный онлайн-тест оценки когнитивных способностей (Imprint Cognitive Assessment Test), который по движению глаз определяет, какие объекты и иные стимулы человек воспринимает как новые.

Таким образом, тест выявляет нарушения работы гиппокампа и смежных с ним структур, идентифицируя людей с дисфункцией данных участков мозга и, возможно, находящихся на ранней стадии болезни Альцгеймера.

Теперь вы можете не только задать себе важные вопросы, но и сделать все для того, чтобы негативные причины не воздействовали на ваш мозг. И пожалуй, это первый шаг, который поможет сохранить когнитивные способности надолго.

Подробнее об этом: Бредесен Д. Нестареющий мозг. М. : Бомбора, 2019.

Подготовила Александра Фатеева

деменцияпамятьработа мозга

Источник: https://www.psyh.ru/nachala-zabyvat-samye-obychnye-slova/

Что можно считать нормальной забывчивостью, а что нет? (тестовые вопросы)

Забываю названия предметов

Что можно считать нормальной забывчивостью, а что нет? (тестовые вопросы)

Не могу вспомнить свой ПИН-код или название любимого фильма… Или почему вы просто вошли в комнату? У всех бывают такие моменты забвения, и, вполне естественно, беспокоиться о том, что происходит с нашей памятью.

Дело в том, что забывать вещи нормально. Научные исследования показывают, что и абсолютно здоровые люди могут страдать до 30 провалов памяти в неделю.

«Проблема в том, что мы склонны ожидать слишком многого от возможностей нашей памяти», говорит д-р Jo Iddon, клинический психолог, доктор философии и нейропсихологии из Лондона.
«Многие люди очень беспокоятся о своей памяти. Мы все думаем, у нас есть хуже память, чем есть на самом деле», — говорит она.

«Мы – перфекционисты, и считаем, что все происходящие вещи предсказуемы. Но память не предсказуема. И, тем не менее, все мы склонны к этим ошибочным суждениям.

Ваша память зависит от того, насколько вы устали, с похмелья ли вы, от наличия стресса или утомления от жизненной ситуации (например, при рождении ребенка)».

Так что считать нормальной забывчивостью, а что нет?
Эксперты определили, когда проблемы с памятью являются нормальными, и когда они могут быть признаком того, что нужно обратиться за медицинской помощью.

НОРМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ПАМЯТЬЮ

Следующие типы провалов в памяти являются нормальными и, как правило, не считаются предупреждающими сигналами слабоумия:

  • Забыть для чего вы вошли, например, в комнату.
  • Требуется несколько минут для того, чтобы вспомнить, где припаркован ваш автомобиль.
  • Иногда забыть позвонить другу или забыть о встрече, занимаясь, к примеру, детьми.
  • Забыть что-то тривиальное, что друг упомянул накануне.
  • Забыть имя кого-то, с кем вы только что познакомились.
  • Забыть, где вы оставили вещи, которыми регулярно пользуетесь, например, очки или ключи.
  • Кратковременно забыть имя знакомого или автоматически назвать внука по имени своего сына.
  • Кратковременно забыть название предмета.

Почему это может происходить«Наша ближайшая краткосрочная память очень легко отвлекаема», говорит д-р Оливер Кокерелл, консультант невролог в Лондонской клинике.

Так почему же мы забываем тривиальную информацию?«Ваш мозг знает, что вряд ли нужно постоянно помнить такие рутинные задачи, как, например, подъем по лестнице, т.к. эта информация содержится в долговременной памяти.

Довольно быстро эта информация восстанавливается, так что мозг стирает её из «оперативной» памяти, чтобы освободить место для более важных вещей. Вот почему мы иногда не можем вспомнить, почему мы шли в комнату».

Д-р Мари Янсон, из Института Альцгеймера в Великобритании, объясняет: «Мозг должен решить, нужна ли будет новая информация и стоит ли её запоминать. Если будет нужна, то положу её в долговременную память; если нет, то она удаляется».

Стресс, печаль и нехватка сна могут повлиять на память также, как и попытка сделать слишком много вещей одновременно.

КОГДА СТОИТ НЕМНОГО БЕСПОКОИТЬСЯ?

  • Если многозадачность становится трудной — хороший повар вдруг обнаруживает, что приготовление воскресного жаркого подавляет его.
  • Возникают проблемы с ориентированием в знакомых местах, например, вы регулярно не можете найти свой автомобиль на привычной парковке.
  • Забываете имена близких родственников и друзей.
  • Появляются проблемы с распознаванием лиц, цветов, форм и слов.
  • Повторяете тот же вопрос, на который вы уже получили ответ полчаса назад.
  • Изменяется личность и стиль поведения. К примеру, социально активный человек превращается в затворника.
  • Часто обнаруживаете, что вы оставили предмет в неподходящем для этого месте. Например, ключи вы оставили в замке и не помните этого.

Почему это может происходитьМногие из этих симптомов могут быть на самом деле признаком депрессии, стресса или недостатка концентрации.

Тем не менее, они могут быть ранним признаком слабоумия или болезни Альцгеймера.

«Существует тип слабоумия, где память не сильно задета, но часть мозга, отвечающая за визуальную обработку, повреждена», — добавляет д-р Анна Корбетт — координатор научных исследований в обществе по изучению этого заболевания.

«Огромное количество из заболевших не могут вспомнить имена людей. Однако, суть в том, что если вы в курсе ваших проблем с памятью, у вас вряд ли есть слабоумие».

ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ, ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ.

  • Просите чашку чая, не осознавая, что она уже стоит перед вами.
  • Забываете имена внуков, но свои детские воспоминания остаются яркими.
  • Теряете рутинные навыки для выполнения повседневных задач, например, таких как стирка.
  • Сложно вспомнить структуру семейных связей, например, какой из ваших внуков чьим ребенком является.
  • Нарушаются суждения, например, носите пальто летом.
  • Становитесь не в состоянии сказать назначение повседневных предметов быта.
  • Не узнаёте друзей и членов семьи.
  • Оставляете вещи в странных местах, например, чайник под кроватью или бумажник в холодильнике.
  • Появилось чувство дезориентации во времени и месте — часто посещаемые места кажутся незнакомыми.

Почему это может происходитьСлабоумие или болезнь Альцгеймера влияет на гиппокамп — часть мозга, ответственного за кратковременную память. Долговременная память при болезни Альцгеймера, как правило, не страдает.

«Люди с болезнью Альцгеймера не могут преобразовать краткосрочные данные в долгосрочные, поэтому они сразу стираются», — говорит д-р Энн Корбетт.

10.02.2013

Источник: https://medinteres.ru/interesnyie-faktyi/chto-mozhno-schitat-normalnoy-zabyivchivostyu.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий