Ведущая функция когнитивной сферы

Когнитивная сфера – это что такое? Развитие когнитивной сферы

Ведущая функция когнитивной сферы

Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, предназначенных для выполнения функции рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века.

Тогда на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой получило популярность сравнение человека со сложным биокомпьютером.

С переменным успехом предпринимались попытки моделирования человеческих психологических процессов.

Когнитивная сфера – это то, что поддавалось моделированию. Сферу, с которой этот прием не сработал, назвали аффективной.

Понятие и суть познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «когнитивная сфера личности» специалисты понимают несколько психологических процессов, протекающих в согласии с логичной и осмысленной последовательностью, целью которой является переработка информации.

То есть о данной сфере речь может идти только в том случае, когда переработка данных характеризуется логикой и рациональностью.

Традиционно эту сферу связывают с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (однако только тогда, когда это касается познавательных процессов, а не развлечений или влечения). При определенном упрощении, можно утверждать, что когнитивная сфера – это совокупность компетентности и знаний, умений и навыков.

Когнитивная сфера – это своеобразный синоним рационального восприятия, которое проявляется в качестве критической, аналитической оценки.

Прямой противоположностью рационального типа познания становится интуиция, то есть чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкрепляется иллюстрациями: несмотря на то что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест эти сладости на улице зимой, так как может заболеть. Вот этот вывод и является следствием рациональных размышлений.

Когда активируется рациональный механизм понимания, он задействует понятия и логику. В то время как эмоциональные, телесные и переживательные способы понимания подключают сопереживание, эмпатию и прочувствованность.

Поэтому, чтобы оказать рациональное влияние, используют различные методы убеждений и объяснений (обращаются к разуму и логике). Иррациональные способы применяют для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер

Учитывая то, что каждая личность обладает целостностью, ее основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В обыденной жизни большинство людей привыкает обходиться чувствами и наработанными привычками, они доверяют автоматизмам. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных способов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась довольно далеко.

Аффективные процессы смоделировать крайне сложно из-за их непредсказуемости. К ним относят эмоции, сопутствующие чувственному отношению к жизни, взаимодействию с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется конкретными закономерностями. Тогда говорят об изучении когнитивной составляющей данных эмоций.

Когнитивная сфера человека: структура и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами, когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.

Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет приведено подробное описание указанных способностей, их виды и функции.

Характеристика и определение памяти

Памятью называют способность человека к сохранению и накапливанию информации об окружающем мире.

Если бы этого механизма не было, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, будто они происходят впервые.

Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Типы памяти

В зависимости от того, какие участки мозга и органы человеческого тела задействованы в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательную память – автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.
  2. Эмоциональный вид памяти – запоминание эмоциональных состояний, сопутствующих определенным ситуациям. Данный механизм предназначен дополнять другие виды памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяют человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Образную память, при которой происходит сохранение данных о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность его развития зависит от деятельности человека.
  4. Словесно-логическую, объектом которой становятся мысли. Она осуществляется благодаря наличию слов.
  5. Произвольную и непроизвольную память. Их различие в том, что в ходе сохранения информации человек может понимать, зачем ему нужны эти сведения, или же запоминать их в случайном порядке.
  6. Кратковременную, оперативную и долговременную память. Первая обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, вторая предоставляет доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последняя представляет собой накопление данных на будущее.

Перечисленные виды памяти, как особенности когнитивной сферы, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение – истинно человеческая способность

Одним из важнейших отличий в деятельности человека и животного становится то, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо предпринять.

Это происходит благодаря такой способности, как воображение.

Оно предоставляет людям возможность создавать образ предмета, которого нет в реальном мире, удерживать его, и даже более того, манипулировать им.

Развитие когнитивной сферы в целом и воображения в частности важно для генерирования решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью проектирования теоретических моделей, люди могут не только представить конечный результат действий, но и «увидеть» промежуточные продукты.

Виды воображения и их характеристики

Основными параметрами, которые описывают воображение, считаются активность и действенность.

Зачастую оно выступает в качестве составного элемента творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В противовес ему выделяют пассивный вид, который отличается нереальными или неосуществимыми проектами. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не смогут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика когнитивной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Оно сопровождает практически все виды человеческой деятельности: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

Основная задача внимания заключается в том, что оно отбирает и ограничивает действующие раздражители. Также оно обеспечивает сосредоточенность и концентрацию психической деятельности. Другими словами, помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько видов внимания:

  1. Непроизвольное. Является самым простым и естественным, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольное. Требует проявления воли для концентрации на выбранной цели, а также вытеснения мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послепроизвольное. Его особенность в том, что оно является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, послепроизвольный тип бывает вызван глубоким и устойчивым интересом к тому, что происходит и что будет получено в результате.

Как и различные виды памяти, типы внимания обычно крепко связаны между собой, они могут переходить и перетекать друг в друга.

Источник: https://FB.ru/article/263301/kognitivnaya-sfera---eto-chto-takoe-razvitie-kognitivnoy-sferyi

Когнитивная сфера личности

Ведущая функция когнитивной сферы

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Понятие когнитивной сферы: что это такое в психологии, структура и значение

Ведущая функция когнитивной сферы

основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки. Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики. За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности что такое

В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека.

Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание.

Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.

На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.

Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.

Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.

Что изучает когнитивная психология

Структура

Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:

  1. Перцептивные, к которым относятся внимание, восприятие, ощущения. Их главная функция заключается в том, чтобы получить как можно больше информации из внутренней и внешней среды.
  2. Мнемические, к которым относятся память и все ее компоненты: забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание. Их работа направлена на то, чтобы надолго сохранить полученную информацию в психике.
  3. Интеллектуальные, к которым относятся речь, воображение, мышление. Эти процессы отвечают за обмен информацией, восполнение недостающих данных, а также порождение новых образов и умозаключений.

Когнитивная психология — что изучает

От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.

Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.

Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.

Внимание

Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.

Виды внимания

Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.

Существует две классификации внимания:

  • внешнее, которое направлено на окружающих;
  • внутреннее, которое сосредоточено на собственных чувствах и мыслях.

Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.

Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное.

Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:

  1. Из-за внутренних побуждений. К ним можно отнести потребности человека, его интересы или настроение.
  2. Как следствие определенного раздражителя. Контрастность может сыграть решающую роль (например, афроамериканец привлечет больше внимания среди европейцев), а также необычность (прическа или наряд), новизна (новое изобретение), неожиданность (если кто-то громко начнет говорить в толпе).

Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:

  1. Осознание собственных обязанностей и задач;
  2. Привычные условия, в которых ежедневно выполняются одни и те же работы;
  3. Если задействованы косвенные интересы. Например, если человек хочет научиться играть на гитаре, ему придется вначале учить теоретическую часть.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.

Память

Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.

Типы памяти

Существует 3 типа памяти у человека:

  1. Долговременная. Самый важный и сложный тип памяти. Ее объемы безграничны. За все, что человек удерживает в голове более, чем 2 минуты, отвечает долговременная память. трудность этого типа заключается в поиске необходимой информации.
  2. Кратковременная. Память этого типа неспособна воссоздать полную картину происшедших событий. Она может воспроизвести только небольшую часть. Время хранения информации составляет не более 30 с.
  3. Мгновенная. Такая память представляет собой определенную систему, которая способна удержать информацию в течение 0,1-0,5 с.

Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:

  1. Моторную память. Благодаря ей, человек в состоянии запомнить и воспроизвести различные движения.
  2. Эмоциональную память. Она связана с чувствами индивида, которые сохраняются в виде определенных сигналов. Они могут, как побуждать к действию, так и, наоборот, удерживать.
  3. Образную память. Связана с запоминанием картин, событий жизни, звуков, вкусов, запахов.
  4. Словесно-логическую память. Она работает с мыслями человека. Запоминает и воспроизводит размышления, переживания, содержание прочитанных книг, разговоров со знакомыми.

Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.

Воображение

Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.

Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.

Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.

Виды воображения

Исходя из степени активности, существуют:

  1. Пассивное воображение. Созданные образы не находят отражения в реальной жизни. Они заменяют действительность грезами, фантазиями.
  2. Активное воображение. Оно связано с выполнением конкретной задачи. Сначала человек представляет образ результата, которого он хочет достигнуть, затем разрабатывает план по реализации задуманного.

Активное воображение также подразделяется на:

  1. Воссоздающее. Для этого вида воображения характерно представление нового материала, который подкрепляется словесным описанием или условным изображением. Например, это чертежи, карты, ноты. Данный тип воображения активизируются во время обучения.
  2. Творческое. Для него характерно самостоятельное создание ранее неизвестных образов. Этот вид воображения используется при написании романов, музыкальных произведений.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.

Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.

Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.

Примеры когнитивных процессов

У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.

Например:

  1. Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
  2. Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
  3. При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
  4. При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.

Например:

  • благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
  • человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
  • различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
  • слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.

Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.

Например:

  • когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
  • если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.

Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/kognitivnaya-sfera-lichnosti.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий