Ван гог психическое заболевание

Ван Гог: об опыте переживания психического расстройства

Ван гог психическое заболевание

Винсент Ван Гог — один из тех художников, кого специалисты единодушно причисляют к категории художников душевнобольных. По этому поводу написано огромное количество работ, авторами которых являются психиатры и психоаналитики, историки искусства и культурологи, и даже «Википедия» при запросе «душевнобольные художники» выдает информацию о нем.

Исследователи спорят о диагнозах, выдвигая предположения о наличии у Ван Гога биполярного расстройства, шизофрении или эпилепсии, отягченных злоупотреблением алкоголя. Но все эти диагнозы лишь интерпретации уникального ансамбля текстов, написанных самим Винсентом Ван Гогом.

1. Немногие художники, взявшись за перо, оставили нам наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими вкладом в области живописи.

2. Но письма Ван Гога — это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, это диалог с адресатами писем, но также и с самим собой, Богом, миром.

3. Не нуждаясь в посредниках и переводчиках, Винсент Ван Гог сам рассказывает о своем опыте переживания психического расстройства, представая перед читателями удивительным, думающим, трудолюбивым и очень чутким человеком, который в периоды между приступами ужасной болезни был куда более здоров, чем большинство его интерпретаторов и диагностов.

4. Щемящий сердце рассказ художника об опыте переживания психического расстройства начинается 2 января 1889 года в письме, адресованном его брату Тео, из психиатрической больницы французского города Арль, где Винсент оказался после всем известного происшествия с отрезанным ухом.

5. «Чтобы рассеять все твои опасения на мой счет, пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику в здешней лечебнице. Я пробуду в ней еще два-три дня, после чего рассчитываю преспокойно вернуться домой. Прошу тебя об одном — не беспокоиться, иначе это станет для меня источником лишних волнений».

6. Кстати, в знак благодарности за ту помощь, которую г-н Рей оказывал Ван Гогу во время приступов болезни, художник нарисовал его портрет. Современники утверждали, что портрет получился очень похожим на модель, однако Феликс Рей был равнодушен к искусству. Картина Ван Гога провалялась на чердаке, потом ей еще какое-то время закрывали дырку в курятнике, и только в 1900 году (через 10 лет после смерти художника) картину нашли во дворе доктора Рея. Работа была приобретена знаменитым российским коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в его личной коллекции вплоть до 1918 года. Уезжая в иммиграцию, коллекционер оставил картину на родине, так она попала в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

7. После этой первой госпитализации Винсент Ван Гог напишет брату Тео: «Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жизни.

Надеюсь, что со мной ничего особенного не случилось, — просто, как это бывает у художников, нашло временное затмение, сопровождавшееся высокой температурой и значительной потерей крови, поскольку была перерезана артерия; но аппетит немедленно восстановился, пищеварение у меня хорошее, потеря крови с каждым днем восполняется, а голова работает все яснее».

8.

В письме брату Тео от 28 января 1889 года Винсент Ван Гог предлагает свой ответ на интересующий многих вопрос о связи гениальности и помешательства, искусства и психопатологии: «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе — я-то пропитан безумием до мозга костей; но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга».

9.

3 февраля 1889 года Винсент Ван Гог делает любопытное наблюдение в отношении жителей города Арль — нет, не пациентов местной психиатрической лечебницы, а обычных горожан: «Должен сказать, что соседи исключительно добры ко мне: здесь ведь каждый чем-нибудь страдает — кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи… Однако полагать, что я вполне здоров, все-таки не следует. Местные жители, страдающие тем же недугом, рассказали мне всю правду: больной может дожить до старости, но у него всегда будут минуты затмения. Поэтому не уверяй меня, что я вовсе не болен или больше не заболею».

10. Из письма художника брату от 19 марта 1889 года мы узнаем, что жители Арля обратились к мэру города с заявлением, подписанным некоторыми горожанами, о том, что Ван Гог не имеет права жить на свободе, после чего полицейский комиссар отдал распоряжение снова госпитализировать художника.

«Словом, вот уже много дней я сижу в одиночке под замком и присмотром служителей, хотя невменяемость моя не доказана и вообще недоказуема.

Разумеется, в глубине души я уязвлен таким обращением; разумеется также, что я не позволю себе возмущаться вслух: оправдываться в таких случаях — значит признать себя виновным».

11.

21 апреля Винсент Ван Гог сообщает брату Тео о своем решении после выхода из больницы поселиться в приюте для психически больных в Сен-Реми-де-Провансе: «Надеюсь, будет достаточно, если я скажу, что решительно не способен искать новую мастерскую и жить там в одиночестве… Работоспособность моя постепенно восстанавливается, но я боюсь потерять ее, если стану перенапрягаться и если на меня, сверх того, ляжет вся ответственность за мастерскую… Меня начинает утешать то обстоятельство, что теперь я начинаю считать безумие такой же болезнью, как любая другая».

12. Пребывание Винсента Ван Гога в психиатрической больнице, а позже в приюте для душевнобольных финансировал брат художника — Тео.

Помимо этого, Теодор на протяжении более чем 10 лет обеспечивал Винсента средствами к существованию, давал деньги на аренду жилья и ателье, на холсты, краски и текущие расходы.

«Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это — не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».

13. Перед отъездом из Арля в приют для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованса Винсент Ван Гог пишет брату следующее письмо: «Я должен трезво смотреть на вещи. Безусловно, есть целая куча сумасшедших художников: сама жизнь делает их, мягко выражаясь, несколько ненормальными. Хорошо, конечно, если мне удастся снова уйти в работу, но тронутым я останусь уже навсегда».

14. Винсент Ван Гог провел в приюте Сен-Реми-де-Прованса год (с мая 1889-го по май 1890-го), директор приюта разрешил художнику работать и даже предоставил отдельную комнату под мастерскую.

Несмотря на повторяющиеся припадки, Винсент продолжал рисовать, видя в этом единственное средство борьбы с болезнью: «Работа над картинами — необходимое условие моего выздоровления: я лишь с большим трудом перенес последние дни, когда был вынужден бездельничать и меня не пускали даже в комнату, отведенную мне для занятий живописью…»

15. В Сен-Реми-де-Провансе художник рисует пейзажи, изображающие виды из окна мастерской и сад, а когда Винсенту разрешили под присмотром покидать приют, то на его холстах появились и окрестности Сен-Реми.

16. Несмотря на три тяжелейших припадка, которые на многие недели вывели Винсента из строя, он написал за этот год более 150 картин, сделал более 100 рисунков и акварелей.

17. Из письма Ван Гога сестре: «Здесь, правда, находятся несколько тяжелобольных, но страх и отвращение, которые вселяло в меня раньше безумие, значительно ослабели.

И хотя тут постоянно слышишь ужасные крики и вой, напоминающие зверинец, обитатели убежища быстро знакомятся между собой и помогают друг другу, когда у одного из них начинается приступ.

Когда я работаю в саду, все больные выходят посмотреть, что я делаю, и, уверяю Вас, ведут себя деликатнее и вежливее, чем добрые граждане Арля: они мне не мешают. Вполне возможно, что я пробуду тут довольно долго. Никогда не испытывал такого покоя, как здесь и в арльской лечебнице».

18.

Искреннее восхищение вызывает стремление Винсента Ван Гога работать, несмотря на болезнь, продолжать заниматься живописью и не сдаваться: «Жизнь проходит и ее не воротишь, но именно по этой причине я и работаю не жалея сил: возможность поработать тоже не всегда повторяется. В случае со мной — и подавно: ведь более сильный, чем обычно, приступ может навсегда уничтожить меня как художника».

19. Важно отметить, что Ван Гог, вероятно, был единственным жителем приюта, который занимался делом: «Следовать лечению, применяемому в этом заведении, очень легко даже в случае переезда отсюда, ибо здесь ровно ничего не делают. Больным предоставляется прозябать в безделье и утешаться невкусной, а порой и несвежей едой».

20. В конце мая 1890 года Тео предложил брату перебраться поближе к нему и его семье, на что Винсент возражать не стал.

Проведя три дня у Тео в Париже, художник поселяется в Овер-сюр-Уаз (небольшой деревушке, находящейся недалеко от Парижа).

Здесь Винсент работает, не позволяя себе ни минуты отдыха, каждый день из-под его кисти выходит новое произведение. Таким образом, за последние два месяца жизни он создает 70 картин и 32 рисунка.

21. В Овер-сюр-Уаз наблюдение за художником принимает на себя доктор Гаше, который был специалистом в области сердечных заболеваний и большим любителем искусства.

Об этом враче Винсент напишет: «Насколько я понимаю, рассчитывать на доктора Гаше не приходится ни в коей мере. Во-первых, как мне кажется, он болен еще больше, чем я, — уж во всяком случае не меньше; такие вот дела.

А коли слепой ведет слепого, не рухнут ли они оба в канаву?»

22. Рухнули… 29 июля 1890 года уйдет из жизни Винсент Ван Гог, пустив пулю себе в грудь, он умрет в присутствии вызванного доктора Гаше. В кармане художника найдут последнее письмо, адресованное Тео Ван Гогу, которое заканчивается так: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…»

23. Смерть старшего брата обернется катастрофой и для Теодора Ван Гога: после неудачной попытки организовать посмертную выставку картин брата у Тео обнаружатся признаки помешательства, его жена примет решение поместить больного в психиатрическую лечебницу, где он и умрет 21 января 1891 года.

24. Совместный труд братьев будет высоко оценен посмертно, и невероятной несправедливостью кажется то, что ни один из них не дожил до того дня, когда к Винсенту Ван Гогу пришли мировая известность и признание.

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/40617877-van-gog-ob-opyte-perezhivaniya-psihicheskogo-rasstroystva/

Безумие, сифилис, цинга: история болезни Винсента Ван Гога

Ван гог психическое заболевание

За свою недолгую жизнь Винсент Ван Гог перенес немало лишений и разных бед. И, помимо нищеты и непонимания со стороны окружающих, одной из самых серьезных его проблем было здоровье. Художнику пришлось столкнуться с некоторыми очень неприятными болезнями: от венерических до психических.

Справедливости ради стоит сказать, что в появлении некоторых из своих недугов был виноват сам Винсент. Но с другой стороны, если бы он не свел счеты с жизнью в возрасте 37 лет, вряд ли художник прожил бы слишком долго. Младший брат Ван Гога Тео, например, пережил его всего на полгода (умер от сифилиса).

Существует множество гипотез о том, какая именно болезнь стала причиной, вызвавшей безумие Ван Гога. Однако из-за того, что не осталось почти никаких документальных свидетельств, кроме поставленного ему при жизни диагноза «эпилепсия», сложно делать какие-то выводы.

О других же недугах, от которых страдал художник, можно говорить с уверенностью, благодаря переписке Винсента и некоторым сохранившимся документам.Ни на одном автопортрете Винсент не улыбается.Проблемы с зубами начались у Винсента в тот период, когда он отправился нести слово Божье шахтерам и крестьянам в поселке Боринаж.

Проникнувшись тяжелой судьбой своих подопечных, будущий художник начал отдавать им почти всю свою еду. Такая вынужденная «диета» сказалась на его здоровье не лучшим образом: Винсент стал стремительно терять зубы. Вполне вероятно, что из-за недостатка витаминов и других питательных веществ у Ван Гога началась цинга.

Следующее обострение случилось, когда Винсент жил в Антверпене. Он провел здесь около трех месяцев, и за это время только шесть-семь раз ел горячую пищу. Питался художник в основном хлебом и кофе и очень много курил, чтобы приглушить чувство голода.

За эти месяцы Ван Гог буквально усох от недоедания, но продолжал практически все деньги тратить на холсты и краски. В начале 1886 года Винсент пишет брату, что сходил к зубному врачу, и тот удалил ему сразу 10 зубов. Конечно, в конце XIX века стоматология уже была достаточно развитой областью медицины, но на качественное лечение или, тем более, протезы у Ван Гога попросту не хватило бы денег.

С каждым годом художнику становилось все сложнее есть твердую пищу. К тому же, финансовые проблемы тоже оставались неизменными. К своим 37 годам Ван Гог растерял большую часть зубов и старался лишний раз не улыбаться.

Многочисленные связи Ван Гога с проститутками не могли рано или поздно не закончиться для него плачевно. Особенно учитывая то, что с одной проституткой он прожил около года, и за это время она несколько раз возвращалась к своей профессии. Летом 1882 года в одном из писем Тео Винсент рассказал, что подхватил от Син гонорею, и описал, как его лечили.

В частности, он писал о том, что ему в мочевой пузырь вставили катетер.

К сожалению, художник имел несчастье появиться на свет не в самое лучшее время для того, чтобы сохранить здоровье или хотя бы получить качественное лечение. Что касается гонореи, то ее долгое время даже не признавали отдельной болезнью, а считали лишь одним из проявлений сифилиса.

Ситуация изменилась только в 30-х годах XIX века, а возбудитель гонореи — гонококк — и вовсе был выявлен лишь в 1879 году. И даже после этого гонорею толком не лечили, ограничиваясь лишь промываниями пораженных областей, вплоть до появления антибиотиков в 30-е годы ХХ века.

Так что по сути Винсенту приходилось терпеть все малоприятные процедуры без особого прока.

Неизвестно точно, когда именно Ван Гог заразился сифилисом. Вероятнее всего, это произошло в 1881—1882 годах (и, скорее всего, «французской болезнью» его тоже наградила Син), поскольку до этого он связывал свою жизнь с религией, что подразумевало смирение и воздержание. Впрочем, не исключено, что Винсент имел связи с проститутками еще в Лондоне.

В конце концов, в XIX веке сифилис был настолько распространенной болезнью во всей Европе, что можно было говорить об эпидемии. По некоторым данным, в то время им были заражены около 15% европейского населения. А вот средства защиты от венерических заболеваний получили широкое распространение гораздо позже. Поэтому сифилисом болели многие, и этого мало кто стыдился.

И снова остается только посочувствовать художнику, которому «посчастливилось» заразиться сифилисом в то время, когда его лечили ртутью, мышьяком и йодом. Лекарственные средства на основе ртути использовались для лечения этой болезни на протяжении 450 лет. Они были не слишком эффективными, да к тому же еще и высокотоксичными.

По некоторым данным, «ртутные ванны» стали причиной смерти около 80% больных, которых лечили этим способом.

Самой же главной опасностью сифилиса был отнюдь не пресловутый «отвалившийся нос», а безумие, которое поражало больных на поздних стадиях.

По мнению некоторых исследователей, именно нейросифилис был причиной приступов Винсента. Во время первого такого зафиксированного припадка художник и отрезал себе часть уха.

А сделать это он смог безболезненно, опять-таки, «благодаря» сифилису, из-за которого у Ван Гога атрофировались нервные окончания в ушах.

Переехав в 1886 году в Париж к брату, Винсент ударился в разгульную жизнь. Вечера он проводил в ресторанчиках, кабаре и публичных домах, и Тео часто составлял ему компанию. Несмотря на плачевное финансовое положение, Ван Гог всегда находил деньги на абсент и вино.

А если их не было, обязательно находился кто-нибудь, кто был готов его угостить и поддержать беседу или спор о живописи. По крайней мере до того момента, пока Винсент в этих спорах не начинал переходить всякие границы. А такое с ним случалось часто, особенно под воздействием алкоголя.

Ван Гог пил действительно много.

Он не отказывался даже от самого дешевого вина, хотя любимым напитком художника все же был абсент. Есть мнение, что некоторые картины были написаны Винсентом под влиянием галлюцинаций, вызванных «зеленой феей».

В Арле абсента, по всей видимости, было не достать, поэтому Ван Гогу приходилось довольствоваться вином, причем чаще всего — самого низкого качества. Он мог голодать по несколько дней, однако деньги на краски, холсты и алкоголь Винсент находил всегда.

Из-за чрезмерных возлияний и прогрессирующего сифилиса художник стал импотентом. Он признался в этом Тео в одном из писем, написанных в Арле в 1888 году. Тем не менее, своей любви к борделям Винсент не утратил, а любвеобильность его, кажется, только росла, порой принимая маниакальные формы.

Слева: Доктор Феликс Рей, практикант в арльском госпитале, который помогал Винсенту справляться с приступами. Этот , написанный Ван Гогом ему в благодарность, долгое время прикрывал дыру в курятнике.

Справа: Доктор Поль Фердинанд Гаше, который присматривал за художником в Овере.

Назвать его лечащим врачом вряд ли можно, поскольку Гаше скорее заботился о том, чтобы Винсент побольше рисовал, а не о его психическом здоровье. В одном из последних писем Ван Гог пишет Тео: «Я думаю, мы никоим образом не можем рассчитывать на доктора Гаше. Во-первых, он болен еще сильнее, чем я, или, скажем, так же, как я.

А когда слепой ведет слепого, разве они оба не упадут в яму?»24 декабря 1888 года, на следующий день после первого приступа, во время которого, как считается, Ван Гог отрезал себе мочку уха, его перевезли в психиатрическую лечебницу. Здесь приступ повторился, и Винсент вел себя так агрессивно, что его поместили в палату для буйных.

Художнику скоропалительно был поставлен диагноз «эпилепсия височных долей». В дальнейшем его лечили именно от этой болезни, хотя существует множество мнений и гипотез относительно того, чем в действительности вызывались эти приступы: от биполярного расстройства до порфирии.

Впрочем, нельзя сказать, что диагноз был поставлен Ван Гогу безосновательно. Вопреки распространенному мнению, эпилепсия — это не только «падучая» с судорожными припадками и пеной изо рта.

Эпилепсия — это еще и расстройства сознания, слабоумие и психозы, которые могут проявляться в самых разных формах, в том числе в виде страха, агрессивности, тоски, бреда и галлюцинаций. Если исходить из этого, то диагноз, поставленный Винсенту, уже не кажется таким фантастическим.

Конечно, диагностика заболеваний, в том числе и психических, в конце XIX века оставляла желать лучшего. Но даже если бы тогда Винсенту был поставлен правильный диагноз (к примеру, биполярное расстройство), средств для качественного лечения просто не было.

Даже диагностированную эпилепсию лечили по большей части теплыми ваннами и предписанием соблюдать покой. И если на первое Ван Гог еще был готов, то второе было ему категорически не по душе. Винсент привык доводить себя работой до изнеможения, постоянно пребывая в нервном возбуждении. А это вызывало лишь новые и новые приступы.

Но, как бы то ни было, многие из своих лучших полотен Винсент создал именно в «безумный» период.

Художники, упоминаемые в статье

Источник: https://artchive.ru/publications/1909~Bezumie_sifilis_tsinga_istorija_bolezni_Vinsenta_Van_Goga

Синдром Ван-Гога

Ван гог психическое заболевание
Синдром   Ван-Гога  (по имени больного — голландского художника XIX в.

Ван-Гога ) — нанесение психически больным самому себе калечащего повреждения (отрезание части тела, обширные разрезы) или предъявление врачу настойчивых требований произвести ему хирургическое вмешательство, обусловленное наличием ипохондрического бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений. Винсент ван Гог.

Автопортрет (фрагмент картины)Он прожил жизнь в нищете. Признание к нему пришло уже после смерти, и сегодня за его картины дают десятки миллионов долларов.

Винсент ван Гог родился 30 марта1853 года.

Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.

Он был старшим ребенком в семье, с детства показавшим свою противоречивость: домашние запомнили его как своенравного и трудного ребенка, а вне семьи он был тихим, серьезным, милым и скромным.

Сначала он учился в деревенской школе, потом дома, у гувернантки, а в 11 лет его отправили на учебу в интернат. Оторванность от семьи произвела не него угнетающее впечатление, отразившееся на всей дальнейшей жизни. В 15 лет он бросает учебу в интернате и возвращается домой.

Едоки картофеля. 1885

Любовь к живописи зародилась у Винсента, когда он начал работать дилером в художественно-торговой фирме дяди.Вскоре его постигла неудача в любви. Разочарование сказалось на работе – он потерял к ней интерес и обратился к Библии. Жизнь круто поменялась. Ван Гог побывал  продавцом книг, .в период с 1869 по 1876 год служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже. А в 1876 году работал учителем в Англии.

  После он увлекся вопросами теологии и с 1878 года был проповедником в шахтерском районе Боринаж (в Бельгии)

Ваза с двенадцатью подсолнухами. 1889

Ван Гог стал художником в 27 лет.  В 1885 году свет увидело знаменитое полотно «Едоки картофеля». Оно написано темными оттенками и, как и на остальных картинах, центральным объектом является человек с его эмоциями и переживаниями.

В 1886 году Ван Гог переезжает в Париж, где пишет целую коллекцию полотен, среди них – наиболее известное «Сад поэтов». Новый период творчества знаменуется переменой стиля. Краски становятся более яркими, сюжеты более жизнерадостными. Для этого периода характерна техника пуантилизма – мелкие короткие мазки переливающихся красок.

Натюрморт. Ваза с ирисами. Май 1890

  Ван Гог был очень плодовитым художником – за день он мог написать несколько картин. Это и пейзажи, и натюрморты, и портреты, и жанровая живопись. Поздний период творчества, начавшийся после переезда из Парижа на юг Франции, очень противоречив, но вместе с тем наиболее плодотворен. Яркая природа Прованса вдохновляла художника на написание очень живых и красочных пейзажей. Но в то же время, в душе художника зрела болезнь, которая привела в конце концов к его смерти.В периоды кризиса Ван Гог пишет картины, передающие гнетущее чувство безысходности, охватившее художника. Продуктивность его была невероятной. «В интервалах между приступами больной совершенно спокоен и страстно предается живописи», – констатировал лечащий врач.
    
Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».      Во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба. Мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По его словам, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.    

Кульминацией болезни, во время которой у него часто нестерпимо болела голова, стало то, что он запустил в голову не менее великого Гогена стаканом абсента, а потом набросился на него с открытой бритвой. Кстати, в тот же вечер

    Кстати ещё по одной версии: Мочку уха Винсенту Ван Гогу отсек его друг Поль Гоген — так считаютХанс Кауфман и Рита Вильдеганс.
   
По их версии, в ночь с 23 на 24 декабря 1888 года Ван Гог в припадке ярости набросился на Гогена, когда тот сообщил другу, что собирается покинуть Арль. Гоген, хороший фехтовальщик, рапирой отсек Ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку. Выводы историков искусства основываются, среди прочего, на изучении полицейских протоколов, на которые опиралась общепринятая версия: Ван Гог сам отрезал себе ухо бритвой в состоянии психического возбуждения.   Именно это рассказал полиции Гоген.

   Согласно протоколу допроса, после ссоры с другом Гоген ушел из дома и отправился ночевать в близлежащую гостиницу. Оставшись один, расстроенный Ван Гог отрезал себе бритвой мочку уха, после чего отправился в бордель показать кусочек завернутого в газету уха знакомой проститутке.

Впоследствии этот эпизод из жизни художника сочли признаком душевного расстройства, которое и привело его к самоубийству. Однажды, сделав последний мазок картины «Вороны на пшеничном поле», выстрелил себе в голову.

По другой версии выстрел был в живот, после которого он написал ещё одну картину 

 Ссылка.

    В психическом заболевании   Baн  Гога  много загадочного.

Психиатрам, пытающимся восстановить клиническую картину,-  сейчас признается правильным диагноз, поставленные еще доктором Реем и подтвержденный доктором Пейроном в убежище Сан-Поль: эпилептический психоз ( у нас это раньше называли: другие состояния, которые удовлетворяют критерию органического психоза, но не принимают форму спутанности сознания, неалкогольного корсаковского психоза или слабоумия; а сейчас называют: неуточненные психотические расстройства в связи с эпилепсией).
    Среди родственников
 Ван  Гога  со стороны матери были эпилептики; падучей болезнью страдала одна из его теток.    Душевное заболевание постигло потом и Тео, и Виллемину – по-видимому, корни лежали в наследственности.

    Но, конечно, наследственное предрасположение не является чем-то фатальным – оно могло никогда не привести к болезни, если бы не стимулирующие условия. Колоссальное постоянное перенапряжение умственных и душевных сил, хроническое переутомление, плохое питание, алкоголь в соединении с тяжелыми нравственными потрясениями, доставшимися на долю

 Ван  Гога  в избытке,- всего этого было более чем достаточно, чтобы потенциальная предрасположенность к заболеванию реализовалась.

    Роковая двойственность преследовала художника всю его недолгую жизнь. В нем действительно как будто уживалось два человека. Он мечтал о семейном очаге и детях, называя это “настоящей жизнью”. Однако полностью посвятил себя искусству.

Он хотел стать священником, как его отец, а сам, преступив все правила, стал жить с “одной из тех женщин, которых священники проклинают с амвона”. С ним, особенно в последние годы, случались сильнейшие приступы помешательства, в остальное же время он рассуждал очень трезво.

Ван  Гог  обожествлял Поля Гогена, которого пригласил жить к себе в мастерскую. И принято считать, что он же совершил на Гогена покушение, во время очередного приступа.

    Ван  Гога  осмотрели три врача, и все они пришли к разным мнениям.
    Доктор Рей считал, что  Ван  Гог  страдает эпилепсией.
    Руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми доктор Пейрон полагал, что  Ван  Гог  страдал острой энцефалопатией (поражением головного мозга).

В курс лечения он включил гидротерапию, то есть двухчасовое пребывание в ванне дважды в неделю. Однако гидротерапия не облегчила болезни  Ван  Гога . 
    Доктор Гаше, наблюдавший  Ван Гога  в Овере, не был достаточно квалифицированным врачом. Он утверждал, что на  Ван  Гога  якобы подействовали долгое пребывание на солнце и скипидар, который тот пил во время работы.

Но скипидар  Ван  Гог  пил, когда приступ уже начинался, с целью снять его симптомы.

      Материалом для гипотез служат сами картины  Ван  Гога . Особое внимание исследователей привлекает картина «Звездная ночь»

.

   Некоторые из них утверждают, что чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками говорит о цветовой слепоте художника. Однако, работая над этой картиной,

 Ван 

 Гог прекрасно знал, что именно он делает. Наброски, выполненные в ходе работы над картиной, показывают, что художник очень тщательно вычислял соотношение красок на холсте, стремясь достичь нужного ему эффекта.

Винсент прекрасно осознавал уникальность своей манеры письма, обгонявшей время и потому недоступной для понимания многих людей.

   В письме к Эмилю Бернару из Арля он писал: «Художник, заранее имеющий в голове полное и окончательное представление о том, что он собирается написать, не может гордиться своей работой».

     «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах  Ван  Гог  снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день», – писал врач. Поэтому многие диагностировали  болезнь художника как маниакально-депрессивный психоз. 

     По одной из версий, причиной смерти художника было губительное воздействие абсента, к которому он был неравнодушен, как и многие другие люди творческого склада. Этот абсент, по утверждению специалистов, содержал экстракт полыни альфа-туйон.

    Данное вещество, попадая в организм человека, проникает в нервную ткань, в том числе в головной мозг, что приводит к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов, другими словами, нервная система «срывается с тормозов».

В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения. Следует отметить, что алкалоид туйон содержится не только в полыни, но и в туе, давшей название этому алкалоиду, и во многих других растениях.

По иронии судьбы на могиле Винсента  Ван Гога  растут как раз эти злосчастные туи, чей дурман окончательно погубил художника.

    Среди прочих версий о заболевании  Ван  Гога  в последнее время появилась еще одна. Известно, что художник часто испытывал состояние, сопровождающееся звоном в ушах.

Так вот, специалисты установили, что этому явлению сопутствует сильнейшая депрессия. Избавить же от подобного состояния может только профессиональная помощь психотерапевта.

Предположительно, именно звон в ушах при болезни Меньера, да еще в сочетании с депрессией довел  Ван  Гога  до сумасшествия и самоубийства.

    Похожая  версия:    Циклическая шизофрения  – считается, что этой же болезнью страдали Николай Гоголь, Микалоюс Чюрленис, Александр Дюма-сын, Эрнест Хемингуэй, Альбрехт Дюрер, Сергей Рахманинов.Вообще шизофреник создает мир, непохожий на тот, где живет большинство людей. То, над чем обычный человек смеется, у шизофреника может вызвать гнев. В его голове сосуществуют несовместимые вещи, антагонизма которых он не сознает. Часто он наделяет все происходящее необычным, чаще зловещим смыслом и верит, что постижение этого смысла доступно только ему.

Ван Гог,  Ван Гог, плагиат Ван Гога и отсюда

Источник: https://dr-serbskij.livejournal.com/196978.html

Винсент Ван Гог: чем болел великий художник?

Ван гог психическое заболевание

Личность знаменитого голландского художника, Винсента Ван Гога, до сих пор окутана загадочным ореолом.

За свою короткую творческую деятельность, которая составила 10 лет, он оставил наследие из 2100 произведений, из которых 860 картин маслом.

Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели художника к самоубийству в возрасте 37 лет. В данной статье рассмотрим различные версии заболеваний, которыми мог страдать Винсент.

Продуктивность работы Винсента Ван Гога была невероятной — за день он мог написать несколько картин: пейзажи, натюрморты, портреты. Из записей его лечащего врача: «В интервалах между приступами больной совершенно спокоен и страстно предается живописи».

Явные приступы психической болезни начались в последние годы жизни, когда у Ван Гога то случались сильнейшие приступы помешательства, то он рассуждал очень трезво. Согласно официальной версии, к гибели его привели напряжённая работа, как физическая, так и душевная, и разгульный образ жизни — Ван Гог злоупотреблял абсентом.

Умер художник 29 июля 1890 года. За два дня до этого в Овер-сюр-Уаз он вышел на прогулку с материалами для рисования.

При нем был пистолет, который Ван Гог купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре.

Именно из этого пистолета художник выстрелил в себя в область сердца, после чего он самостоятельно добрался до лечебницы. Спустя 29 часов после ранения он скончался от потери крови.

Стоит отметить, что Ван Гог выстрелил в себя, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого смерти его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».

Версия № 1.

 В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.

В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Но мнения врачей о том, что же происходит с художником, расходились.

Доктор Феликс Рей считал, что Ван Гог страдает эпилепсией, а руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми доктор Пейронполагал, что художник страдал острой энцефалопатией (поражением головного мозга).

В курс лечения он включил гидротерапию — двухчасовое пребывание в ванне дважды в неделю. Но гидротерапия не облегчила болезни Ван Гога.

При этом доктор Гаше, наблюдавший художника в Овере, утверждал, что на Ван Гога подействовали долгое пребывание на солнце и скипидар, который тот пил во время работы. Но скипидар Ван Гог пил, когда приступ уже начинался, чтобы снять его симптомы.

На сегодняшний день самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.

Среди родственников Ван Гога со стороны матери были эпилептики. Падучей болезнью страдала одна из его тёток. Наследственная предрасположенность могла и не проявиться, если бы не постоянное перенапряжение умственных и душевных сил, переутомление, плохое питание, алкоголь и тяжелые потрясения.

Версия № 2.

Среди записей врачей есть такие строки: «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день». Основываясь на этих словах, многие диагностировали болезнь художника как маниакально-депрессивный психоз.

К симптомам маниакально-депрессивного психоза относят мысли о самоубийстве, немотивированно хорошее настроение, усиленную двигательную и речевую активность, периоды мании и депрессивных состояний.

Причиной развития психоза у Ван Гога мог стать абсент, который по утверждению специалистов, содержал экстракт полыни альфа-туйон.

Это вещество, попадая в организм человека, проникает в нервную ткань и головной мозг, что приводит к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов.

В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения.

Версия № 3.

Болезнь Меньера. Особенности болезни: постоянный звон в голове, то затихающий, то усиливающийся, временами сопровождающийся потерей слуха. Заболевание обычно развивается в возрасте 30-50 лет. В результате болезни нарушение слуха может стать постоянным, а у некоторых больных развивается глухота.

По одной из версий, история с отрезанным ухом (картина «Автопортрет с отрезанным ухом») — это следствие невыносимого звона.

Синдром Ван-Гога

Диагноз «синдром Ван-Гога» применяется в случае нанесении психически больным самому себе калечащего повреждения (отрезание части тела, обширные разрезы) или предъявление врачу настойчивых требований произвести ему хирургическое вмешательство. Это заболевание встречается при шизофрении, дисморфофобии, дисморфомании, обусловлено наличием бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений.

Считается, что тяжело страдая от частых приступов головокружения, сопровождающихся нестерпимым шумом в ушах, доводившего его до исступления, Ван Гог отрезал себе ухо.

Однако, у этой истории есть несколько версий. Согласно одной из них, мочку уха Винсенту Ван Гогу отсек его друг Поль Гоген. В ночь с 23 на 24 декабря 1888 года между ними произошла ссора и в припадке ярости Ван Гог набросился на Гогена, который, будучи хорошим фехтовальщиком, рапирой отсек Ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку.

Но основные версии историков искусства основываются на изучении полицейских протоколов. Согласно протоколу допроса и по словам Гогена, после ссоры с другом, Гоген ушел из дома и отправился ночевать в гостиницу.

Расстроенный Ван Гог, оставшись один, отрезал себе бритвой мочку уха, после чего отправился в бордель показать кусочек завернутого в газету уха знакомой проститутке.

Именно этот эпизод из жизни художника и считается признаком душевного расстройства, которое привело его к самоубийству.

Кстати, некоторые эксперты утверждают, что чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками говорит о цветовой слепоте Ван Гога. К возникновению данной гипотезы привел анализ картины «Звездная ночь».

Состояние здоровья Ван Гога зачастую напрямую связывают с классическим богемным образом жизни: злоупотребление абсентом и табаком плюс бордельные излишества. Дескать, всё это загубило здоровье художника. Виданное ли дело — лишиться 15 зубов к 37 годам?

При этом забывают, что в гораздо большей степени Ван Гога убивала живопись как таковая. Точнее, краски. А ещё точнее — привычка не смывать кисти, а облизывать их. Просто потому, что Ван Гогу нравился вкус некоторых красок. Иногда говорят, что краски он не жевал и не глотал, а только держал кисти во рту ради удобства и скорости работы. Во-первых, достаточно было бы и этого.

А во-вторых, это не так. Сам художник пишет брату Теодору по поводу своих любимых жёлтых красок: «Соберу все ненужные остатки и съем». Писал Ван Гог невероятно много: до 87 больших картин в год. Львиная доля красок содержала свинец. Дозы этого металла художник принимал ударные. Так что не надо всё валить на абсент и табак: отравление свинцом ещё никому не шло на пользу.

В целом, исследователи сходятся во мнении, что великий художник страдал от депрессии, которая, на фоне звона в ушах, нервного перенапряжения и злоупотребления абсентом, могла привести к шизофрении.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aeab95a00b3dd64a60efb84/5af2f104bce67edead653a72

Винсент Ван Гог: об опыте переживания психического расстройства

Ван гог психическое заболевание

Винсент Ван Гог — один из тех художников, кого специалисты единодушно причисляют к категории художников душевнобольных. По этому поводу написано огромное количество работ, авторами которых являются психиатры и психоаналитики, историки искусства и культурологи, и даже «Википедия» при запросе «душевнобольные художники» выдает информацию о нем.

Исследователи спорят о диагнозах, выдвигая предположения о наличии у Ван Гога биполярного расстройства, шизофрении или эпилепсии, отягченных злоупотреблением алкоголя. Но все эти диагнозы лишь интерпретации уникального ансамбля текстов, написанных самим Винсентом Ван Гогом.

1. Немногие художники, взявшись за перо, оставили нам наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими вкладом в области живописи.

2. Но письма Ван Гога — это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, это диалог с адресатами писем, но также и с самим собой, Богом, миром.

3. Не нуждаясь в посредниках и переводчиках, Винсент Ван Гог сам рассказывает о своем опыте переживания психического расстройства, представая перед читателями удивительным, думающим, трудолюбивым и очень чутким человеком, который в периоды между приступами ужасной болезни был куда более здоров, чем большинство его интерпретаторов и диагностов.

4. Щемящий сердце рассказ художника об опыте переживания психического расстройства начинается 2 января 1889 года в письме, адресованном его брату Тео, из психиатрической больницы французского города Арль, где Винсент оказался после всем известного происшествия с отрезанным ухом.

5. «Чтобы рассеять все твои опасения на мой счет, пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику в здешней лечебнице. Я пробуду в ней еще два-три дня, после чего рассчитываю преспокойно вернуться домой. Прошу тебя об одном — не беспокоиться, иначе это станет для меня источником лишних волнений».

6. Кстати, в знак благодарности за ту помощь, которую г-н Рей оказывал Ван Гогу во время приступов болезни, художник нарисовал его портрет. Современники утверждали, что портрет получился очень похожим на модель, однако Феликс Рей был равнодушен к искусству.

Картина Ван Гога провалялась на чердаке, потом ей еще какое-то время закрывали дырку в курятнике, и только в 1900 году (через 10 лет после смерти художника) картину нашли во дворе доктора Рея. Работа была приобретена знаменитым российским коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в его личной коллекции вплоть до 1918 года.

Уезжая в иммиграцию, коллекционер оставил картину на родине, так она попала в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

7. После этой первой госпитализации Винсент Ван Гог напишет брату Тео: «Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жизни.

Надеюсь, что со мной ничего особенного не случилось, — просто, как это бывает у художников, нашло временное затмение, сопровождавшееся высокой температурой и значительной потерей крови, поскольку была перерезана артерия; но аппетит немедленно восстановился, пищеварение у меня хорошее, потеря крови с каждым днем восполняется, а голова работает все яснее».

8.

В письме брату Тео от 28 января 1889 года Винсент Ван Гог предлагает свой ответ на интересующий многих вопрос о связи гениальности и помешательства, искусства и психопатологии: «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе — я-то пропитан безумием до мозга костей; но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга».

9.

3 февраля 1889 года Винсент Ван Гог делает любопытное наблюдение в отношении жителей города Арль — нет, не пациентов местной психиатрической лечебницы, а обычных горожан: «Должен сказать, что соседи исключительно добры ко мне: здесь ведь каждый чем-нибудь страдает — кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи… Однако полагать, что я вполне здоров, все-таки не следует. Местные жители, страдающие тем же недугом, рассказали мне всю правду: больной может дожить до старости, но у него всегда будут минуты затмения. Поэтому не уверяй меня, что я вовсе не болен или больше не заболею».

10. Из письма художника брату от 19 марта 1889 года мы узнаем, что жители Арля обратились к мэру города с заявлением, подписанным некоторыми горожанами, о том, что Ван Гог не имеет права жить на свободе, после чего полицейский комиссар отдал распоряжение снова госпитализировать художника.

«Словом, вот уже много дней я сижу в одиночке под замком и присмотром служителей, хотя невменяемость моя не доказана и вообще недоказуема.

Разумеется, в глубине души я уязвлен таким обращением; разумеется также, что я не позволю себе возмущаться вслух: оправдываться в таких случаях — значит признать себя виновным».

11.

21 апреля Винсент Ван Гог сообщает брату Тео о своем решении после выхода из больницы поселиться в приюте для психически больных в Сен-Реми-де-Провансе: «Надеюсь, будет достаточно, если я скажу, что решительно не способен искать новую мастерскую и жить там в одиночестве… Работоспособность моя постепенно восстанавливается, но я боюсь потерять ее, если стану перенапрягаться и если на меня, сверх того, ляжет вся ответственность за мастерскую… Меня начинает утешать то обстоятельство, что теперь я начинаю считать безумие такой же болезнью, как любая другая».

12. Пребывание Винсента Ван Гога в психиатрической больнице, а позже в приюте для душевнобольных финансировал брат художника — Тео.

Помимо этого, Теодор на протяжении более чем 10 лет обеспечивал Винсента средствами к существованию, давал деньги на аренду жилья и ателье, на холсты, краски и текущие расходы.

«Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это — не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».

13. Перед отъездом из Арля в приют для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованса Винсент Ван Гог пишет брату следующее письмо: «Я должен трезво смотреть на вещи. Безусловно, есть целая куча сумасшедших художников: сама жизнь делает их, мягко выражаясь, несколько ненормальными. Хорошо, конечно, если мне удастся снова уйти в работу, но тронутым я останусь уже навсегда».

14. Винсент Ван Гог провел в приюте Сен-Реми-де-Прованса год (с мая 1889-го по май 1890-го), директор приюта разрешил художнику работать и даже предоставил отдельную комнату под мастерскую.

Несмотря на повторяющиеся припадки, Винсент продолжал рисовать, видя в этом единственное средство борьбы с болезнью: «Работа над картинами — необходимое условие моего выздоровления: я лишь с большим трудом перенес последние дни, когда был вынужден бездельничать и меня не пускали даже в комнату, отведенную мне для занятий живописью…»

15. В Сен-Реми-де-Провансе художник рисует пейзажи, изображающие виды из окна мастерской и сад, а когда Винсенту разрешили под присмотром покидать приют, то на его холстах появились и окрестности Сен-Реми.

16. Несмотря на три тяжелейших припадка, которые на многие недели вывели Винсента из строя, он написал за этот год более 150 картин, сделал более 100 рисунков и акварелей.

17. Из письма Ван Гога сестре: «Здесь, правда, находятся несколько тяжелобольных, но страх и отвращение, которые вселяло в меня раньше безумие, значительно ослабели.

И хотя тут постоянно слышишь ужасные крики и вой, напоминающие зверинец, обитатели убежища быстро знакомятся между собой и помогают друг другу, когда у одного из них начинается приступ.

Когда я работаю в саду, все больные выходят посмотреть, что я делаю, и, уверяю Вас, ведут себя деликатнее и вежливее, чем добрые граждане Арля: они мне не мешают. Вполне возможно, что я пробуду тут довольно долго. Никогда не испытывал такого покоя, как здесь и в арльской лечебнице».

18.

Искреннее восхищение вызывает стремление Винсента Ван Гога работать, несмотря на болезнь, продолжать заниматься живописью и не сдаваться: «Жизнь проходит и ее не воротишь, но именно по этой причине я и работаю не жалея сил: возможность поработать тоже не всегда повторяется. В случае со мной — и подавно: ведь более сильный, чем обычно, приступ может навсегда уничтожить меня как художника».

19. Важно отметить, что Ван Гог, вероятно, был единственным жителем приюта, который занимался делом: «Следовать лечению, применяемому в этом заведении, очень легко даже в случае переезда отсюда, ибо здесь ровно ничего не делают. Больным предоставляется прозябать в безделье и утешаться невкусной, а порой и несвежей едой».

20. В конце мая 1890 года Тео предложил брату перебраться поближе к нему и его семье, на что Винсент возражать не стал.

Проведя три дня у Тео в Париже, художник поселяется в Овер-сюр-Уаз (небольшой деревушке, находящейся недалеко от Парижа).

Здесь Винсент работает, не позволяя себе ни минуты отдыха, каждый день из-под его кисти выходит новое произведение. Таким образом, за последние два месяца жизни он создает 70 картин и 32 рисунка.

21. В Овер-сюр-Уаз наблюдение за художником принимает на себя доктор Гаше, который был специалистом в области сердечных заболеваний и большим любителем искусства.

Об этом враче Винсент напишет: «Насколько я понимаю, рассчитывать на доктора Гаше не приходится ни в коей мере. Во-первых, как мне кажется, он болен еще больше, чем я, — уж во всяком случае не меньше; такие вот дела.

А коли слепой ведет слепого, не рухнут ли они оба в канаву?»

22. Рухнули… 29 июля 1890 года уйдет из жизни Винсент Ван Гог, пустив пулю себе в грудь, он умрет в присутствии вызванного доктора Гаше. В кармане художника найдут последнее письмо, адресованное Тео Ван Гогу, которое заканчивается так: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…»

23. Смерть старшего брата обернется катастрофой и для Теодора Ван Гога: после неудачной попытки организовать посмертную выставку картин брата у Тео обнаружатся признаки помешательства, его жена примет решение поместить больного в психиатрическую лечебницу, где он и умрет 21 января 1891 года.

24. Совместный труд братьев будет высоко оценен посмертно, и невероятной несправедливостью кажется то, что ни один из них не дожил до того дня, когда к Винсенту Ван Гогу пришли мировая известность и признание.

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой.

Информация о лекциях и мероприятиях Центра

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

Источник: https://BigPicture.ru/?p=638039

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий