Страх симптом переживание тревога 5 букв

Тревожное расстройство: симптомы, лечение, виды

Страх симптом переживание тревога 5 букв

Тревожное расстройство является невротическим состоянием. Оно характеризуется постоянным беспокойством пациентов по поводу жизненных обстоятельств, своей внешности или отношений с окружающими людьми.

Из-за внутреннего дискомфорта и неприятных мыслей больные часто замыкаются в себе, ограничивают круг общения и не развивают свои способности.

В наши дни накоплены эмпирические и практические знания о болезни, известны и апробированы способы, как лечить расстройство (медикаментозные и психотерапевтические техники). 

К специалистам в компетенции которых находится диагностика и терапия невроза относятся психиатры и медицинские психологи.

Грань между нормой и патологией чувства тревожности очень тонка, так как подобное беспокойство является естественным механизмом защиты, возникающим в ответ на внешние обстоятельства. Поэтому самостоятельное обнаружение у себя или лечение болезни недопустимо, это может привести к усугублению и усложнению невротического состояния.

При подозрении на тревожное расстройство важно обратиться в медицинское учреждение за помощью к профессионалам.

Код по МКБ-10

В научных кругах для данного невроза есть свое определение, классификация и медицинский код (F41).

Тревожное расстройство личности входит в рубрику невротических нарушений, наряду со страхами и фобиями, мнительностью и посттравматическими состояниями.

Одним из определяющих признаков патологической тревожности для ученых выступает непропорциональность защитной реакции на провоцирующий фактор, т.е. даже рядовое событие из жизни может вызвать у больных людей бурную негативную реакцию, эмоциональный срыв и соматические жалобы.

Причины возникновения

Этиология (происхождение) болезни до конца не выяснена, специалисты предполагают, что ее провоцируют следующие факторы:

  • хронические сердечные или гормональные заболевания, стойкие нарушения кровообращения;
  • прием психоактивных веществ или их резкая отмена, хронический алкоголизм или наркомания;
  • травмы головы и их последствия;
  • длительные стрессовые ситуации;
  • меланхолический темперамент или тревожная акцентуация характера;
  • психические травмы в раннем детстве или у взрослых в экстремальных ситуациях (война, пребывание на грани жизни и смерти, уход близких людей или лишение их поддержки);
  • высокая восприимчивость к опасностям, их преувеличение;
  • невротические состояния (неврастения, депрессия, истерия) или психические болезни (шизофрения, паранойя, мании).

В различных психологических школах появление повышенной тревоги рассматривают с точки зрения основного подхода к психической деятельности человека:

1. Психоанализ. В данной теории возникновение тревожного расстройства происходит по причине вытеснения и искажения нереализованных потребностей человека. Из-за социальных и внутренних запретов люди постоянно включают механизм подавления своих желаний, на что психика реагирует неадекватными невротическими реакциями и тревожными расстройствами.

2. Бихевиоризм. В этом научном направлении высокая тревожность рассматривается как результат разрыва связи между внешним стимулом и реакцией психики на него, т.е. тревога возникает на «пустом месте».

3. Когнитивная концепция определяет тревожное расстройство как реакцию на искаженные в сознании мыслительные образы, безопасные раздражители трансформируются больными в угрожающие.

Диагностика

Для выявления болезни используются:

  • опрос в ходе индивидуальной консультации (сбор информации об эмоциональных реакциях пациентов, их образе жизни, мотивации и интересах);
  • психодиагностическое обследование, обычно используются специализированные опросники (Шкала Спилберга-Ханина и др.) и проективный тест (рисунок Маркета, пятна Роршаха и др.), выявляющие признаки повышенной тревожности и сопутствующих ей расстройств;
  • наблюдение за жизнью пациентов, его социальными контактами и отношениями с окружающими.

Виды

1. Тревожно-депрессивное расстройство характеризуется ощущениям постоянной тревоги без реальных источников опасности. Оно проявляется патологическими изменениями в личности больных и их физическом здоровье.

2. Тревожно-фобическое состояние вызывается постоянным чувством опасности, возникающим на основе зацикливания на прошлых травмирующих событий их жизни человека или выдуманных страхах перед будущим.

3. Социальное расстройство проявляется старательным избеганием любых контактов с окружающими, даже их простое наблюдение за действиями больных вызывает у них эмоционального дискомфорт, чрезвычайно болезненна для таких пациентов критика.

4. Адаптивная фобия протекает с боязнью попасть в новые условия жизни.

5. Органическое тревожное состояние является последствием соматического заболевания, поэтому кроме тревоги у больных наблюдаются другие признаки поражения организма (стойкие головные боли с потерей ориентации в пространстве, снижением памяти или выраженными сбоями в работе сердца, поджелудочной железы, печени и т.д.).

6. Смешанное расстройство характеризуется признаками тревожности и пониженным фоном настроения одновременно.

Симптомы

Общими для всех форм тревожного расстройства признаки психических и вегетативных нарушений являются:

  • выраженное эмоциональное напряжение и беспокойство, вплоть до панических атак;
  • перепады настроения;
  • стойкие нарушения сна;
  • конфликтные отношения с окружающими;
  • снижение остроты реакций, заторможенность мышления;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • потеря работоспособности из-за слабости и быстрого утомления;
  • жалобы на боли в различных частях тела.

А тревожно-депрессивное расстройство с паническими атаками протекает с приступами тревоги на фоне депрессии и характеризуется:

  • отсутствием интереса к жизни и близким людям;
  • дефицитом положительных эмоций;
  • внезапным ощущением страха;
  • вегетативной патологией: учащением пульса, чувством сдавления в грудине и близостью к обмороку, нехваткой воздуха, чрезмерным потоотделением.

Лечение

Терапевтическая помощь в терапии болезни заключается:

  • в нормализации режима труда и отдыха больных (рациональном питании, профилактике физических и эмоциональных стрессов, ведении здорового образа жизни);
  • в приеме лекарств по назначению врача: транквилизаторов и антидепрессантов (Ксанакса, Амитриптилина, Эглонила);
  • курсы психотерапии (когнитивной, поведенческой, рациональной, психоаналитической и др.).

Чаще всего терапия повышенной тревожности проходит комплексно, но если врач подтверждает ее психогенное происхождение помощь при недуге рекомендуется оказывать в ходе индивидуальных и групповых занятий с пациентами.

Проводя лечение без антидепрессантов на основе сеансов психотерапии, специалисты используют:

  • постепенное столкновение пациентов с провоцирующими стимулами по типу привыкания к ним;
  • изменение их отношения к устрашающим факторам через логическое убеждение;
  • обнаружение и осознание психотравмирующих ситуаций, укрепления мыслей о давности и утрате их значимости в реальной жизни;
  • обучение способам релаксации для эмоционального и мышечного расслабления.

Положительным результатом терапии является устойчивое изменение поведения больных, их адекватные реакции на стрессовые события, воспоминания или планирование своего будущего.

:

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/trevozhnoe-rasstrojstvo-simptomy-lechenie-vidy/

Тревога и страх

Страх симптом переживание тревога 5 букв

W. Auden охарактеризовал 20 столетие как “век тревоги”. Состояние периодически возникающей тревоги является неотъемлемой частью жизни человека. R.

May (1951) говорил о том, что тревога есть своего рода постижение, вытекающее из угрозы какой–либо ценности, значимой для человека. Нормальная тревога, согласно представлениям R.

May, пропорциональна объективной безопасности, а невротическая – не пропорциональна ей.

J. H. Blum (1972) также рассматривал тревогу, как общечеловеческий феномен, его универсальную черту.

Он говорил, что нормальная тревога имеет положительное значение для достижения цели и полезна для развития человека, ибо она ведет его к действиям и запускает моторный феномен, в результате которого тревога спадает. По мнению Дж.

Блюма, тревога имеет профилактическое значение, так как постоянно сигнализирует человеку об опасности и побуждает его к действиям, которые он совершает в силу того, что постоянно стремится к эмоциональному гомеостазу.

Согласно взглядам З.Фрейда (1989) для предупреждения развития тревоги и для ее подавления решающее значение имеют психологические защитные механизмы, знание которых чрезвычайно важно для адекватной психологической и психотерапевтической помощи.

Среди них наиболее значимы следующие:

  • Вытеснение — защитный механизм, благодаря которому человек вытесняет неприемлемые мысли, желания, побуждения из сознания в бессознательное. Проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов, симптомами болезни или ее игнорировании (аназогнозия). Тревога может быть вытеснена на уровень физиологических расстройств (тики, заикание), на объект или принять характер фобических расстройств.
  • Замещение (перенос) – бессознательный механизм защиты, при котором недосягаемая цель или желание замещается сознательно более приемлемыми. При тревожно–фобических расстройствах тревога изолируется от ситуации и переносится на другой символический объект. В фобии происходит бессознательный перенос страха, возникшего от бессознательного источника на другой, осознаваемый страх.
  • Проекция – механизм защиты, при котором собственные неосознаваемые черты характера, побуждения, тенденции приписываются другим и проецируются на них. Например, при социо– и агорафобии бессознательно подавляемая агрессивность или сексуальность проецируется на окружающую среду, которая вследствие этого представляется опасной и вызывает страх.
  • Рационализация – механизм психологической защиты, обеспечивающий рациональное объяснение поведения и поступков, истинные мотивы которых остаются неосознанными. Этот механизм способствует частичной редукции тревоги при генерализованном тревожном расстройстве. Сначала человек пытается найти логическое объяснение немотивированной тревоге. Если это ему не удается, то он пытается найти приемлемые причины для объяснения своих чувств и действий.
  • Регрессия – возврат психических функций и форм поведения на ранний уровень развития, так как в детском возрасте беспомощное поведение социально приемлемо и одобряемо. Будучи взрослым, такой человек не может конструктивно решать проблемы, обусловленные как внешними, так и внутренними причинами. Механизм регрессии чаще всего наблюдается при генерализованном тревожном и паническом расстройствах, а также при посттравматическом постстрессовом расстройстве.
  • Символизация — механизм удовлетворения бессознательных желаний в символической форме (оговорки, описки, сновидения и т. п.). Характерен для фобических и постстрессовых расстройств.
  • Избегание – механизм защиты, нацеленный на избегание окружения, потенцирующего тревогу. Характерен для социо– и агорафобии. Особый вид избегания (некоторые авторы относят его к компенсации) – “бегство в работу”.
  • Отказ (отрицание) – защитный психологический механизм, с помощью которого осознанные мысли, желания, поступки отрицаются путем бессознательного отказа от них. Реальное положение дел оказывается, как бы несущественным и перестает быть источником тревоги.
  • Фантазирование — механизм, благодаря которому в воображении человека осуществляются его желания, успешно разрешаются конфликтные ситуации, что способствует снижению внутрипсихического напряжения и тревоги. Грезы принимают две формы: “героя–завоевателя” и “героя–страдальца”.

Здесь перечислены лишь основные психологические защитные механизмы наиболее значимые при рассмотрении проблемы тревоги. Следует отметить, что они лишь временно снижают или подавляют интенсивность тревоги и страха, а не купируют их.

Устойчивое доминирование какого–либо защитного механизма искажает картину мира у пациента и может привести к усугублению его психического состояния.

Например, при социо – и агорафобиях постоянный отказ и избегание социальных ситуаций, потенцирующих тревогу, приводит к потере “социальной идентичности” и социальной изоляции вплоть до инвалидизации.

По, по мнению S. Parks (1987) для каждого человека существует лимитное количество тревоги, к которому он может быть толерантен. При исчерпании этого лимита человек либо бежит от нее, либо борется с ней.

P.Tilich (1954) впервые отметил и описал различие между страхом и тревогой.

Тревога — это эмоциональное состояние, заключающееся в переживании смутной, неопределенной опасности, имеющее направленность в будущее и содержащее в себе мобилизующий компонент.

Страх в отличие от тревоги – это переживание непосредственной, конкретной угрозы.

Составные тревоги – вегетативные, психологические и поведенческие симптомы.

К вегетативным проявлениям относятся следующие: одышка или ощущение удушья, сердцебиение, чувство сжатия или болей в сердце, учащение пульса, потливость, холодные липкие руки, сухость во рту, абдоминальный дистресс (тошнота, понос, боли в желудке), слабость, головокружение, приливы жара или холода, частое мочеиспускание, внутренняя дрожь, трудности при глотании или ощущение “комка в горле”.

Психологические проявления многогранны, но преобладают следующие: чувство подавленности, беспомощности, неуверенности, ощущение опасности, пониженная самооценка и уровень притязаний, низкий порог возникновения реакции тревоги, трудности концентрации внимания.

Поведенческие особенности отражают психологические проблемы пациента и его вегетативные дисфункции и выражаются в дезорганизации деятельности, скованности, зажатости, напряжении, неусидчивости, в стремлении к избеганию стрессовых ситуаций. Возможна повышенная утомляемость, неусидчивость, тремор, пошатывание при ходьбе.

Психопатологические расстройства представлены невротическим регистром и достаточно часто сочетаются с депрессией.

Описаны следующие виды тревоги

  1. Нормальная и мобилизационная тревога. Возникает эпизодически и способствует мобилизации физических и психических ресурсов человека. Характерна для психически здоровых, стеничных, активно действующих личностей.
  2. Личностная тревога или тревожность. Является относительно стабильной личностной характеристикой и чертой характера, определяющей низкий порог возникновения реакции тревоги. Характерна для тревожных, ананкастных и зависимых личностей.
  3. Ситуационная тревога — состояние тревоги, возникающее только при стрессовой ситуации и прекращающееся при ее завершении.
  4. Социальная тревога — тревога, часто сопровождающаяся страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. У этих людей выражен страх публичных выступлений и действий, страх общения с чиновниками, они избегают социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми), чрезмерно озабочены мнением окружающих о себе, боятся негативных оценок и отвержения. Если эти расстройства достигают степени клинически оформленного состояния с вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами, согласно МКБ–10 они классифицируются, как социальные фобии — F40.1
  5. Невротическая тревога — хроническое, клинически оформленное состояние, которое сопровождается страхом, тревогой, паническими, обсессивно–фобическими, генерализованным тревожным расстройством, а также вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами. Она лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности.
  6. Соматическая тревога — возникает на базе длительно переживаемой тревоги по поводу соматических симптомов, не подтвержденных многократными клиническими и параклиническими исследованиями. Клинически она выражается в различных ипохондрических расстройствах, соматоформной вегетативной дисфункции (сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта, дыхательной и урогенитальной системы, хроническом болевом синдроме и других расстройствах).
  7. Физиологическая тревога — тревожно–астеническое состояние, иногда с паническими приступами, являющееся следствием операции, интоксикации, родов и т.п.
  8. Витальная тревога — состояние, связанное со страхом невозможности осуществления витальных функций (голод, жажда, секс и т.п.).
  9. Психотическая тревога — сопутствующий психическому расстройству симптом (тревожно–параноидный, тревожно–депрессивный).
  10. Тревога как посттравматическое стрессовое расстройство. Возникает после чрезвычайно сильного, угрожающего жизни стресса (войны, природные и техногенные катастрофы). Ее специфические проявления описаны ниже.
  11. Фармакогенная тревога. Некоторые вещества и лекарственные средства при их длительном приеме или отмене могут вызывать или усиливать соматические и психические симптомы тревоги.

Источник: https://psyera.ru/trevoga-i-strah-2144.htm

Страх и тревога: в чем разница?

Страх симптом переживание тревога 5 букв

Кот художника Олега Тищенкова хорошо видит разницу между страхом и тревогой!

А что говорят на эту тему не коты, а исследователи?

“Разграничение явлений тревоги и страха, закрепленное в соответствующих понятиях (Angst — нем., anxiety — англ., angiosse — фр. — безотчетный страх-тоска в отличие от Furcht — нем., fear — англ. и др. — конкретный, эмпирический страх-боязнь), произошло лишь в начале XIX в. и связано с именем С.

Кьеркегора, последовательно разводившего конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). До этого времени все, что сегодня мы относим к явлениям тревожности и страха, описывалось и обсуждалось под общим понятием «страх» (что часто встречается и в настоящее время)”.

(источник)

И единства во мнениях до сих пор не существует. Так, большинство авторов полагают: между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных различий, причем последний нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова (1988), различия между этими эмоциями достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений.

А вот А. Гусова (1969) рассматривает синдромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния, различающиеся по ряду диагностических критериев.

Так, тревога, согласно представлениям автора, является кратковременным расстройством продолжительностью в несколько часов, тогда как страх характеризуется большей стойкостью (дни, недели). Тревога связана с наличием мнимоугрожающего объекта, а для страха характерно отсутствие такового.

Большинство же авторов придерживаются прямо противоположной точки зрения, рассматривая тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности (А. Захаров, 1988; Каплан, Сэдок, 1994 и др.).

(отсюда)

На основании такой позиции была создана таблица дифференциальной диагностики страха и тревоги:

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий.

Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть и не будет!) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справится.

По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций – страха, печали, стыда и чувства вины.

источник

Еще одно мнение по поводу высказывает Борис Литвак:

“Некоторые считают, что страх и тревога по сути одно и то же, другие считают, что это все-таки две разные, хоть и отрицательные эмоции и отличие это состоит и в механизмах возникновения и в реакции человека на эти эмоции. Лично я придерживаюсь второго лагеря и считаю, что страх и тревога отличаются, и отличаются существенно. Эти отличия видны уже из определений, которые даем мы:

Страх возникает, когда есть угроза потери чего-либо физического (жизнь, здоровье и т.д.) или психологического (самооценка, расположение других людей, отношения с любимым человеком и т.д.).

Тревога возникает, когда есть дефицит информации при предположительно негативном исходе.

Страх — базовая эмоция человека, связанная с инстинктом самосохранения и выживанием в сложной среде. Эмоции страха присущи как человеку, так и животным. Их проявления сугубо индивидуальны.

Некоторые люди более склонны к проявлениям тревоги, беспокойства и страха, другие — менее. Многое здесь зависит от темперамента.

Например, меланхолики подвержены этим переживаниям значительно чаще, чем холерики или флегматики.

Тревожный человек очень пуглив и чрезмерно осторожен. Его движения скованы и напряжены, везде ему представляются всякого рода опасности и неприятности, от которых он отгораживается словами «нет» и «не надо». Поэтому у него нет инициативы и он предпочитает быть ведомым и исполнителем чужой воли.

Пережитые стрессы и невзгоды повышают чувствительность к разного рода тревогам и опасениям, но в экстремальных случаях эти эмоции выходят из-под контроля и становятся доминирующими в повседневной жизни.

По данным Национального института психиатрии США, около 40 миллионов американцев страдают неврозами тревоги. По подсчетам Гарвардской медицинской школы, такие больные обходятся американскому обществу в несколько десятков миллиардов долларов.

В нашей стране, глубоко невротизированной разного рода общественными катаклизмами, показатель тревожности населения, о котором говорит неуверенность в завтрашнем дне, по опросам социологических центров ВЦИОМ и Левада-центра составляет примерно 60 процентов населения. Тревожность и депрессия – две наиболее часто отмечаемые эмоции, от которых страдают наши сограждане в наши экономически кризисные времена.

Беспокойства, тревоги и страхи способны очень сильно изнурять психику человека. Они подрывают иммунитет, отчего человек становится легко восприимчивым к разного рода психосоматическим заболеваниям.

Основоположником психосоматического направления в медицине Францем Александером была выделена так называемая «чикагская семерка», которая включает в себя такие заболевания, как:

(отсюда)

Борис Литвак поясняет:

Страх конкретен. Страх возникает тогда, когда есть реальная угроза и на нее нужно каким-то образом реагировать. Обычно вектор поведения человека направлен на уход от источника страха.

Страх изменяет физиологическое состояние организма, мобилизует его для того, чтобы была возможность уйти, убежать от источника угрозы.

Страх эмоция очень энергоемкая и по продолжительности кратковременная.

Тревога более мерзопакостная эмоция. Страх конкретен и человеку понятно, что нужно делать.

А тревога расплывчата, неконкретна и поведение человека, который испытывает тревогу столь же неопределенно. Человеку в тревоге тяжело усидеть на одном месте.

Он ходит из угла в угол, что-то вертит в руках, кто-то постоянно что-то жует, курильщики, затушив одну сигарету, тут же прикуривают следующую.

Но настолько ли неконкретно поведение человека, испытывающего тревогу? На самом деле, человек, который испытывает тревогу, занимается поиском информации, чтобы эту тревогу снять. Помните, в определении есть такая фраза, тревога возникает при дефиците информации.

Поэтому человек занимается поиском информации, которая позволит ему от тревоги избавиться.

Если есть возможность, то он ищет информацию во внешней среде, если не получается найти информацию во внешней среде, то начинает поиски информации у себя в голове, обращаясь к своим воспоминаниям, примерам других людей и пр.

В качестве примера можно привести ситуацию, знакомую не понаслышке большинству родителей. Ребенок, вроде бы по планам должен вернуться к определенному времени, например к 17.00. Половина шестого, его нет. В шесть его нет. Родители не знают, случилось, что-нибудь с ребенком или нет.

Есть всего лишь дефицит информации и возможен неблагоприятный исход, о котором нам постоянно напоминает телевидение по всем каналам в передачах типа “Чрезвычайное происшествие”. У родителей возникает тревога, хотя большинство людей оперируют терминами “страх за ребенка”, “боюсь, что с ребенком что-то случилось”.

Тем не менее, хотя и употребляется термин страх, на самом деле это тревога.

Чем в подобной ситуации занимаются родители? Ведь угроза неконкретна. И что делать непонятно. Практически все родители, когда тревога достигает довольно высокого уровня, начинают искать информацию о судьбе ребенка. Более тревожные родители начинают обзванивать морги, полицию и “скорую”. Менее тревожные родители начинает искать информацию у друзей и одноклассников.

И вот звонок Пети Васечкину, из соседнего подъезда, дает результат. Оказывается, они уже три часа играют в Play Station и совершенно потеряли счет времени. Что будет с тревогой? Ведь родители еще не видели ребенка, они всего лишь получили информацию, вернее компенсировали дефицит информации. Как результат тревоги больше нет. Она потом может поменяться на другую эмоцию, например гнев.

Но это уже другая история.

[…] Справедливости ради нужно сказать, что тревога в ряде случаев оказывает и позитивное воздействие, вернее выполняет защитную функцию. Она заставляет человека более взвешенно и продуманно относиться к своим решениям.

Толкает человека на то, чтобы он прояснял ситуацию, запрашивал дополнительную информацию и таким образом тревога зачастую защищает человека от необдуманных поступков. Правда только в том случае, если человек эту тревогу не игнорирует.

Иногда полезно прислушиваться к своей тревоге, и воспринимать ее как сигнал тревоги. Значит не все до конца ясно. Значит нужно еще подумать, нужно еще больше конкретизировать ситуацию.

Любопытно, что ученые исследуют практическую пользу тревожности и тревоги!

“Экспериментальное изучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает достаточно согласованные результаты.

Данные, за небольшим исключением, свидетельствуют о том, что тревога способствует успешности деятельности в относительно простых для индивида ситуациях и препятствует и даже ведет к полной дезорганизации деятельности — в сложных. Это описывается в терминах теории научения [Taylor J. A., 1953, 1956; Spense W.

, 1964] как частный случай действия закона Йеркса-Додсона, наличия индивидуальной «зоны возбуждения», оптимальной для деятельности [Голушко А. А., 1995; Габдреева Г. Ш., 1990; Ханин Ю. Л., 1980; Хекхаузен Х., 1986; и др.].”

Психология Страх Беспокойство Фобия Тревога Кот Дайджест Мысли Длиннопост

Одна девушка, которую я консультировал, как-то обронила такую фразу:

– Я сейчас чувствую себя так хорошо, что мне даже немного страшно.

Я понимаю это чувство. Потому что сам впервые испытал его примерно полгода назад, когда в моей жизни наметилась определённость. В тот момент я перестал строить планы на работу, письмо или отношения.

Всё было так хорошо, что мне больше не хотелось ничего конкретного, кроме того, чтобы наслаждаться каждым моментом. И это пугало. В основном потому, что я боялся проснуться утром и потерять это чувство.

Девушка почувствовала себя так, потому что тогда мы достигли определённости в решении её проблем, связанных с отношениями. Её наконец перестали терзать сомнения, и она просто получала удовольствие от жизни. Я думаю, что каждый хоть раз испытывал нечто подобное, когда ты наконец понимаешь – всё идёт так, как нужно.

К сожалению, иногда люди пугаются таких чувств, потому что они кажутся слишком непривычными, и тогда они пытаются вернуться к своей неопределённости, пусть и полной переживаний. Если мы привыкли 20, 30, 40 лет жить в состоянии постоянного «хочу», «исправить», «не нравится», то что делать, когда тебе всё нравится? Возвращать всё как было.

Звучит странно, но так действительно происходит. Если у вас есть привычка, которой вы следовали годами, то без неё жить становится неудобно из-за консервативности мозга, который рассуждает так:

– Если ты прожил в таком состоянии уже 30 лет, зачем что-то менять?

Конечно, биологически этот страх нормальный, но всё же бессмысленный. Уменьшить его можно только доводами и фактами. А факты заключаются в том, что состояние счастливой определённости с нами не навсегда. В какой-то момент нам снова чего-то захочется, мы снова загонимся и будем переживать. Главный вопрос – продолжать загоняться или попробовать вернуться к определённости.

Обычно, когда ты один раз испытал её, ответ становится очевиден.

[моё] Текст Психология Счастье Чувства Страх

Ну че там уборку окончили?

[моё] Кот Котомафия Страх

Учился со мной в школе один мальчик (назовём его Митя), которого я запомнила только по одной причине.

Он всегда сидел на первой парте сбоку от классной доски и едко комментировал действия и ответы каждого ученика, выходившего к этой доске.

Особенно распылялся он на уроках математики и физики: его насмешливые комментарии в этот момент становились особенно искромётными. Он призывал не тупить так откровенно или просто сокрушался:

– Да ты чё несёшь-то?

– Сам-то понял, чё сказал?

– Да как такой бред можно написать вообще?

– Ууу, считать совсем не умеешь?

– Блин, да это ж элементарная задача, и такое не уметь решать!

Люди у доски реагировали на него по разному: кто-то сильно тушевался, краснел и окончательно путался, кто-то огрызался, а кто-то практически не обращал внимания и со спокойной ухмылкой отвечал: ой, да пошёл ты.

Но никому не приходило в голову предложить ему самому выйти к доске и сделать лучше, правильнее. Потому что все знали, что не выходить самому к доске- это принципиальная позиция Мити.

Время от времени учителя пытались сломать систему и начинали вдруг настаивать на публичном оценивании навыков и знаний и самого критика. Но на этот случай у Мити был всегда наготове один ответ:

– Да делать мне больше нечего!

– Выходи.

– Да никуда я не выйду!

– Тогда я ставлю тебе два.

– Да ставьте, жалко чтоль! -кривил рот Митя.

Источник: https://pikabu.ru/story/strakh_i_trevoga_v_chem_raznitsa_4984233

Определение страха и тревожности

Страх симптом переживание тревога 5 букв

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.- Зинченко, Мещериков [9, c.57]

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.- И. П. Павлов[14, c.48]

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича».

Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Подростковые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности подростка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Для того, чтобы воздействовать на подростка, помочь избавиться ему от страхов, воспитателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся подростки и почему. [7, с. 53]

Известный физиолог И.П. Павлов считал [14, с.156] страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности

Гораздо более распространены внушённые детские страхи или подростковые. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

К числу внушенных можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при подростке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.

Всё это даёт основание говорить о рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием.

Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Страх – эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с воспитателями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем.[5, с.134]

Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.

Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего “Я” личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх – явление динамичное.

В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение.

Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Проанализировав авторские классификации понятия страха мы пришли к выводу, что страх- это эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия, а также мотивирован инстинктом самосохранении, когда возможность избегания не удолитворятся то происходит формирование страха. Также страх имеет свою структуру которая заключается в : свойства страха инстинкт самосохранении которыми наградила нас мать природа, в период в эволюции человека, признаками которыми часто встречаются страх: мимика, жесты, отрицание, повышение артериального давление, ускорение пульса и дыхания и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_9995_opredelenie-straha-i-trevozhnosti.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий