Способы и приемы слушания

Эффективные приемы слушания

Способы и приемы слушания

Самый главный из них – активное слушание . Оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга, препятствуя отвлечению от слушания.

Внешним проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, поскольку свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном понимании.

Только этим не следует злоупотреблять, чтобы собеседник не принял это за ваше желание доминировать в разговоре.

Второй прием – задавать уточняющие вопросы . Они оживляют слушание, а сам процесс их формулирования – дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.

Третий прием – активная позаслушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Эта поза не только способствует слушанию, но и демонстрирует заинтересованность, что так важно для говорящего.

Способствует слушанию и обмен взглядами с говорящим. Нерефлексивное слушаниесостоит в умении внимательно слушать: молча, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник:

• горит желанием высказаться;

• хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;

• испытывает трудности в выражении своих забот и проблем;

• имеет более высокий статус.

Рефлексивное слушание. Латинское «reflexus» означает «отраженный»

Рефлексивное слушание позволяет лучше понять собеседника. Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:

• предубеждения (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);

• многозначность большинства слов (их можно понять по-разному в зависимости от настроения, ожидания и предварительной установки);

• неумение точно сформулировать мысль;

• «закодированность» значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы не обидеть человека, или хотим (если при разговоре присутствуют посторонние), чтобы они были понятны только тому, кому они адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения и слушает вполуха;

• говорящий далеко не всегда начинает с главного, ходит вокруг да около; когда же приходит к главному – слушатель уже потерял интерес к сообщению; так нередко происходит, когда мужчина слушает женщину.

Виды рефлексивного слушания:

выяснение(«Что вы имеете в виду?», «Уточните, пожалуйста» и т. д.);

перефразирование(«Другими словами…», «По вашему мнению…», «Как я понимаю, вы говорите о…» и т. д.);

отражениечувств («Вероятно, вы чувствуете…», «Вижу, что вы этим очень расстроены» и т. п.);

резюмирование(«Если подытожить все сказанное, то…»).

Слушая, кивайте

Замечено, что рассказывающий нескольким слушателям смотрит больше на того, кто ему слегка кивает. Это вполне объяснимо – ведь именно от него он получает поддержку: я вас понимаю, согласен с вами.

Используйте этот прием. Кивайте, когда слушаете. Поскольку кивок означает понимание, то кивайте в тот момент, когда естественно сказать «понимаю» или «согласен». Это очень сильный способ расположить к себе собеседника. Ведь легкий кивок делается обычно бессознательно , а не из желания угодить говорящему. Воспринимаясь как проявление бессознательного, кивание так ценно.

Улыбнитесь

Не просто улыбнитесь, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Есть люди, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.

Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, а потому верят больше именно действиям. Улыбка – это действие, означающее «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад вам». Все это очень приятно сознавать, и потому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение обычно рождает ответное расположение.

Вспомним, как встречает пришедшего домой хозяина его собака: виляет хвостом, повизгивает, стремится забраться на руки или лизнуть – словом, всеми доступными ей средствами выражает свою радость.

Не этим ли объясняется огромное количество живущих в наших домах собак, бесполезных в практическом плане, но постоянно демонстрирующих доброе к нам отношение? Любопытно, что наибольшее количество домашних животных в странах, где принят ранний уход детей из дома в самостоятельную жизнь.

Недостаток душевного тепла от общения с детьми пытаются компенсировать общением с четвероногими созданиями.

Врачи знают о так называемом «лейкоцитозе улыбки»: когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка – это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, зная по опыту, что оно передастся и им.

Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю; это очень облегчает решение вопросов. Нередко в зарубежных офисах встречаются таблички, обращенные и к клиентам: «Улыбайтесь!»

Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов. Теперь этому учатся и деловые люди. Оказавшись, например, в США, вы будете приятно поражены тем, что, разговаривая с вами, партнеры обязательно вам улыбаются, причем улыбкой широкой, дружелюбной, вызывающей расположение.

Исследователи творчества Льва Толстого обнаружили в его «Войне и мире» описание 97 видов улыбки.

Как «сделать» хорошую улыбку.Не всякому нравится его собственная улыбка. Ничто не приходит само по себе, за все надо платить. Не зря же говорится: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Нам приходится многому учиться, почему бы не поучиться хорошей улыбке?

Стоя перед зеркалом, попробуйте себе улыбнуться. Плохо получилось? Тогда покажите себе язык. Засмеялись? А теперь «запомните» мышцами лица это состояние и постарайтесь его повторить.

Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях.

Его пример другим наука! Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса.

Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки, на каждой из которых изображена широкая улыбка, которую обучающиеся, глядя на свое отражение, пытаются воспроизвести.

Одна из женских проблем.Уделим внимание прекрасному полу. Оказалось, что многие женщины стараются не улыбаться, так как, по их мнению, улыбчивость приводит к появлению морщин. Это заблуждение было опровергнуто исследованиями, раскрывшими механизм образования морщин. Оказалось, что при улыбке тренируются как раз те группы мышц, которые препятствуют образованию морщин.

Наблюдением установлено, что хмурые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что старит и само по себе, да и не вызывает расположения со стороны окружающих.

Визуальный контакт

Он является исключительно важной частью общения. Взгляд на говорящего подтверждает заинтересованность слушателя, а сосредоточение внимания на говорящем способствует пониманию услышанного.

Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Последнее касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40 %).

Встреча взглядами обычно длится несколько секунд – этого вполне достаточно для взаимопонимания.

Исключение составляет обсуждение неприятных вопросов: здесь воздержание от визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Напротив, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека.

Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это проявление большего их внимания к самому процессу общения и к деталям – к тому, что мужчины считают мелочами, недостойными внимания. Мужской рационализм в данном случае является помехой общению.

Замечено, что больше смотрят на тех, кем восхищаются или с кем близкие доверительные отношения. Нередко о неприязненном или безразличном отношении мужчины можно узнать по тому, что, здороваясь с собеседником, он не смотрит на его лицо.

По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что мысль его еще не закончена. Когда он остановил свою речь и прямо посмотрел в глаза слушателя, – это значит, что он закончил, теперь очередь за собеседником.

При выступлении, особенно перед небольшой аудиторией, оратор должен стараться посмотреть на каждого слушателя, тем самым адресуя свою речь каждому из них. Восприятие оратора аудиторией от этого значительно улучшается.

Этот прием профессиональных ораторов нелегко дается начинающим, главная проблема которых – справиться с волнением. Таким соответствующие пособия рекомендуют выбрать одного слушателя с «добрым» лицом и обращаться исключительно к нему. Это тот случай, когда из двух зол выбирают меньшее.

(Автору известны случаи, когда некоторые слушатели высказывали недовольство оратором, который на них не посмотрел во время своего выступления.)

Один наш знакомый, генеральный директор крупного предприятия, делясь впечатлениями от первого, давнего посещения США как об одном из самых сильных впечатлений, рассказал о следующем.

На одном из приемов ему довелось быть представленным сенатору Роберту Кеннеди. Тот так внимательно посмотрел в глаза в момент рукопожатия, что этот взгляд запомнился как взгляд человека, которому ты интересен и который хочет тебя запечатлеть в своей памяти надолго.

Рассказчик не скрывал, что ему это было очень приятно, и с тех пор он с большим участием следил за политической деятельностью представителей семейства Кеннеди.

Предыдущая123124125126127128129130131132133134135136137138Следующая

Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 5587; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-49233.html

Какие существуют способы и приемы профессионального педагогического слушания?

Способы и приемы слушания

Существует два способа профессионального педагогического слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Они используются при различных видах слушания, т. е. находятся как бы внутри каждого вида слушания. Каждый способ имеет свои приемы.

Нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность ученику высказаться. Оно состоит в умении учителя внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать — так как ученику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно — иначе он обидится и общение прервется или превратится в конфликт.

Нерефлексивное слушание может осуществляться приемами минимизации ответов (невмешательства) и внимательного молчания. Нейтральные, по существу малозначащие фразы типа «Да!», «Это как так?», «Понимаю Вас…», «. Продолжайте» представляют собой те «минимальные» и простейшие ответы, которые помогают выразить одобрение, интерес и понимание.

В случаях, когда слушающий не прерывает речь говорящего фразами, его молчание должно быть значащим (молчание понимания, внимательное молчание), иначе оно может быть истолковано как невнимательность и равнодушие слушающего к собеседнику. Соответствующее невербальное поведение или метакоммуникативные сигналы поддерживания речевого контакта убедят говорящего в том, что его речь внимательно слушают, его проблемы пытаются понять.

Когда нерефлексивного слушания недостаточно, следует перейти к другим приемам понимающего слушания.

Суть рефлексивного слушания заключается в активном вмешательстве в речь говорящего. Это помогает обеспечить правильное и точное понимание собеседниками друг друга.

Существует три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств (эмпатия).

Выяснение — это обращение к ученику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний.

Второй вид рефлексивного ответа — перефразирование. Перефразировать — значит сформулировать мысль иначе, в другой форме. Перефразирование можно начать следующими словами: «Другими словами, ты считаешь…», «Иначе сказать…

» и др. Перефразируя ответы ребят, учитель выделяет главное то нарочито расчлененными фразами, то звуковым форсажем, то мелодраматическим шепотом, то выражением озабоченности, то обезоруживающей улыбкой. Воспринятое эмоционально лучше запоминается.

Разновидностью перефразирования является резюмирование. Учитель обобщает сказанное, подытоживает услышанное.

Резюмирование особенно уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении различных разногласий, урегулировании конфликтов или в ситуациях, где необходимо решать какие-то проблемы. Оно также полезно при проведении дискуссий, во время которых длительное обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться или даже зайти в тупик.

Отражение чувств. Здесь акцент делается не на содержании сообщения, как при выяснении, перефразировании и резюмировании, а на эмоциональном состоянии ученика. Конечно, различие между чувствами и содержанием сообщения в определенном смысле относительно и его не всегда легко уловить. Однако это различие часто приобретает решающее значение.

Понять чувства ученика можно различными путями:

— следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «коварный», «убийственный», «неожиданный» и т. п.;

— многое можно понять по выражению лица, жестам, интонации ученика. Например, если он подсознательно сделал «стирающее» движение ладонью по лбу, значит, он чем-то расстроен и хочет отогнать неприятные мысли;

— необходимо как можно ярче представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.

Использование рефлексивного и нерефлексивного способов слушания в повседневной жизни ценно и само по себе. Но они лишь средство для достижения главной цели общения — понимания ученика.

Что такое эмпатическое слушание?

Высший уровень развития умения слушать — эмпатическое слушание. Эмпатия — это сопереживание другому человеку.

Видимо, точным переводом слова будет «вчувствование» — способность чувствовать то же, что и ученик, понимать его не «умом», а «сердцем».

Такое «вчувствование» в проблему ученика открывает двери для откровенного разговора, показывает, как глубоко мы его понимаем, дает уверенность, что можно раскрыть самые тонкие движения своей души.

Эмпатическое слушание — скорее не самостоятельный прием, а цель, к которой нужно стремиться, закономерный венец понимающего слушания.

Его суть не в овладении каким-то техническим правилом или даже множеством правил, а во внутреннем стремлении (установке) как можно глубже и полнее понимать ученика.

Эмпатический ответ — не изощренная техническая уловка, а результат способности к эмпатии, «чувствование» другого человека.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Запомним высказывание американского психолога Карла Роджерса, одного из основателей гуманистической психологии: «Когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности». Эти слова могут быть девизом понимающего слушания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_19757_kakie-sushchestvuyut-sposobi-i-priemi-professionalnogo-pedagogicheskogo-slushaniya.html

Слушание как вид коммуникации

Способы и приемы слушания

Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, при помощи которого реализуется процесс приема и последующей переработки речевого сообщения на основе функционирования слухового анализатора.

Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации. Поэтому, эффективной коммуникация является лишь в случае достижения абсолютного взаимопонимания.

Для создания ситуации, которая может быть названа коммуникативно-речевой, необходимо обязательное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» является обязательным условием данной ситуации.

Цель слушания реализуется в предмете деятельности и состоит в выявлении смысловых связей, осознании речевого сообщения, поступающего на слух, произведенного говорящим, в понимании и восстановлении данной мысли.

Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.

Смысловое решение называют единицей слушания, обычно предшествующей действиям в обратной связи.

Механизмами слушания выступают общефункциональные механизмы памяти, механизмы опережающего отражения и т.д.

Продуктом слушания является умозаключение, к которому человек приходит в процессе слушания и базирующееся на результатах внутреннего осмысления чужой мысли, выбора (отбора), выявлении смысловых связей, внутрипонятийных соответствий.

Осмысление – это процесс раскрытия и создания смысловых отношений между выявленными понятиями, словами. Результат осмысления может быть, как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).

Как и все виды речевой деятельности слушание мотивируется задачами, психологическими установками, потребностями слушающего. Потребности, мотивы в получении конкретной информации взаимосвязаны с условиями сферы деятельности, ситуации, которой окружен человек.

Умение активно и целенаправленно слушать других имеет важное значение для взаимопонимания. Но слышать и слушать – это не одно и то же. Слышать значит воспринимать звук физически, в то время как слушать означает сосредоточивание на воспринимаемом, понимание значения принимаемых звуков.

Умение слушать является необходимым условием точного понимания позиции соучастника. Умение слушать включает следующие позиции:

  • восприятие информации от говорящих, при котором участник сдерживает свои эмоции;
  • незначительное воздействие на говорящего, которое помогает развивать мысли говорящего;
  • поощрительное отношение к говорящему, которое помогает ему продолжать общение.

Стиль слушания зависит от следующих факторов: 

  • социальный статус, 
  • принадлежность к тому или иному полу, возраст, 
  • личность, 
  • характер и интересы, 
  • конкретная ситуация,
  • выполняемая среди участников общения роль.

Многие участники беседы зачастую невнимательно слушают своего собеседника, больше внимания уделяя собственным мыслям, поводом для которых являются высказывания собеседника.

Уровни слушания

Рассмотрим 3 уровня слушания.

1 уровень – «Слушание – сопереживание».

На данном уровне слушающие воздерживаются от суждений в отношении говорящего, как бы ставя себя на его место. Данный уровень характеризуется:

  • игнорированием собственных чувств, интересов и мыслей – внимание направлено только на процесс слушания;
  • наличием чувства уважения к говорящему, ощущением контакта с ним;
  • ощущением присутствия в данное время в данном месте;
  • концентрацией внимания на манере общения говорящего, сопереживанием его мыслям и чувствам; 
  • концентрированностью на поступающей информации.

2 уровень – «Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем».

На данном уровне собеседники не пытаются понять поступившую информацию, не воспринимают всю глубину сказанного.

Слушатели стараются слушать, опираясь на логику, при этом сосредоточиваясь больше на сути получаемой информации, чем на испытываемых чувствах, оставаясь при этом эмоционально отстраненными от процесса общения.

При этом у говорящего может сложиться ложное представление о том, что его понимают и слушают.

3 уровень – «Слушание с временным отключением».

В ходе взаимодействия слушатель как бы слушает другую сторону и не слушает, при этом понимая, что происходит, но сосредоточивается лишь на себе. Процесс слушания на данном уровне пассивен, а реакция на высказывания снижена.

Иные авторы предлагают следующую классификацию:

1. Псевдослушание, или отключение внимания:

  • посторонние мысли; 
  • рисунки.

2. Избирательное оценочное слушание – отсутствие желания услышать то, что говорят, сообщения фильтруются, слушатель “слышит то, что хочет услышать”:

  • предвзятость;
  • перебирание;
  • стереотипы;
  • вынесение оценки. 

Активное слушание 

Активное слушание – это сознательное усилие и стремление понять эмоциональную и содержательную части высказывания. Во внимание принимаются сигналы и намерения невербального сообщения:

  • прояснение понимания;
  • проявление внимания;
  • резюмирование услышанного;
  • проявление принятия чувств собеседника.

Активное слушание дает возможность:

  • собеседнику – снять негативные эмоции и высказаться;
  • вам – понять проблему, собрать максимум информации;
  • совместно – прийти к общему пониманию ситуации, проблемы и контекста беседы.

Приемы активного слушания:
1) молчание:

  • не делайте вид, что слушаете;
  • перестаньте говорить;
  • имейте цель услышать;

2) поддакивание –”угу”;

3) повторение части высказывания собеседника – “эхо”;

5) уточнение – “Вы имеете в виду…”, “…не так ли?”;

4) побуждение – “понятно”, “я слушаю”, “как интересно”;

6) парафраз:

  • Таким образом, вы считаете, что…;
  • Правильно ли я вас понял…;
  • Так ли я вас услышал…;
  • Если вы не возражаете, я уточню…;

7) вопросы – “когда?”, “что?”, “где?”, “почему?”, “зачем?”;

8) эмоциональные реакции:

  • Когда вы начали говорить о том, что вам важно качество, мне пришел в голову рассказ об исследовании, которое посвящено данному вопросу…;
  • Я бы тоже расстроился на вашем месте;

9) сходство:

  • Мне очень приятно, что наши с Вами мнения совпадают…;
  • Со мной случалась похожая ситуация…;

10) резюме:

  • Опираясь на Ваши слова, можно утверждать, что…;
  • Давайте подведем итог нашего с Вами обсуждения…; 
  • Резюмируя все вышесказанное вами, можно отметить…. 

Таблица 1 – Алгоритм активного слушания

Этапы    Действия
1.Несловесная поддержка собеседника Кивки, контакт глаз, “Угу”, “да-да”,  “поза слушания”, “конечно”
2. Фраза отнесения ответственности за высказывание партнеруЗначит, Ваши сомнения состоят в следующем:…Вы говорите (считаете, думаете), что…Значит, Вы утверждаете…Итак, Ваши принципы говорят, что…Ваше мнение можно свести к следующему…Ваши слова таковы…Вы выразились таким образом, что…
3. Формулировка содержания высказыванияНа данном этапе необходимо постараться полностью освободиться от собственных эмоций, на время их отложить
4. Получение согласия собеседника с верностью вашей интерпретацией его мыслиЯ ничего не перепутал?Я правильно понял?Это так?Если партнер сомневается или не согласен, перефразировать необходимо еще раз до полного взаимопонимания.

Виды слушания (по Келли) 

Келли, американский исследователь общения, выделяет 4 вида слушания:

  • эмпатическое слушание;
  • нерефлексивное слушание;
  • активное рефлексивное слушание; 
  • направленное критическое слушание.

Эмпатическое слушание. При данном виде слушания участник уделяет внимание “прочтению” чувств, а не слов, а также пониманию того, как слушатель относится к тому, что он говорит. Эмпатическое слушание бывает двух видов:

  • эффективное, если у слушающего говорящий вызывает положительные эмоции (уверенность в себе, радость, удовлетворение, удовольствие и т.д.),
  • неэффективное, если своими словами говорящий вызывает отрицательные эмоции (печаль, страх, тревога, разочарование, огорчение, безысходность и т.д.)

Нерефлексивное слушание.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/slushanie-kak-vid-kommunikatsii/

ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Способы и приемы слушания

Вы когда-нибудь слышали о понятие «эффективное слушание»? Наверняка, многим более известно такое понятие, как «активное слушание», о котором в своё время написала замечательную книгу Ю.Б. Гиппенрейтер.

Мне кажется, что это два близких по смыслу понятия (более известное – «активное слушание»), и всё же в них есть небольшая разница. Но тема данного поста не об этом, а именно о «приёмах эффективного слушания», которые помогут вам выстраивать более качественные отношения с людьми.

Как я и обещала, сегодняшний пост посвящёна «приёмам эффективного слушания». Мы обсудим всего 9 приёмов, которые помогут вам в общении с другими людьми.

1. Прием «сладкая парочка»

Старайтесь использовать все органы чувств в общении, и не забывать о том, что у вас два уха и один рот, поэтому не забывайте использовать их именно в заданном природой соотношении.

2.Прием «гляделки»

Помните! Слушая собеседника, лучше всего смотреть ему в глаза, тогда вы сможете предугадать ему мысли, его эмоциональное состояние и многое другое. Этим вы покажите, насколько вы внимательны.

Всегда полезно видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить, как он реагирует на нашу речь. Но не забывайте, что это вовсе не значит, что нужно смотреть на собеседника неотрывно и в упор. Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт.

3.Прием «заметки на манжетах»

Лучший способ запомнить что-то и ничего не упустить из виду, это делать пометки в блокноте. Делая записки, памятки, мы оказываем памяти добрую услугу.

Обычно этим приёмом пользуются психологи или люди на педсоветах, собраниях, конференциях и т.д. Но и в обычной жизни будет не лишним не забывать о таком приёме.

Но лучше всего сначала попросить у собеседника разрешение что-либо записать, однако редко кто отказывает в такой просьбе.

4.Прием «хороший конец»

Бывает, что обсуждаемая идея нам настолько нравится, вызывает энтузиазм, что у нас появляется желание, стремление«помочь» говорящему, закончить за него предложение. Только вот такое поведение может вызвать у собеседника неприятные чувства, растерянность или замешательство.

Лучше дать человеку договорить, закончить мысль, а после этого предложить свою идею. Это относится как к общению с малознакомыми людьми, так и с друзьями. Уважение собеседника — это полезное качество любого человека.

Помните, вы всегда можете оказаться на мечте того, за кого хотят закончить мысль.

5.Прием «положительный ответ»

В общении очень важно давать обратную связь, подтверждать, что вы слышите собеседника. Важно показать, что вы внимательно слушаете, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого кивнуть головой или сказать «да-да», «понимаю».

Разговаривая по телефону с человеком, мы порой забываем о том, что собеседнику важна наша обратная реакция, как и его реакция на наши слова.

В итоге может возникнуть неловкая ситуация, когда вам приходилось спрашивать у собеседника на другом конце провода: «Вы здесь? Вы меня слышите?».

В данной ситуации виноваты оба: один не вовлекает другого в разговор, второй — недостаточно явно реагирует на слова собеседника.

Реагировать на слова собеседника при живом контакте можно и с помощью жестов, поз. Не забывайте о невербальном общение, ваши жесты и мимика могут многое сказать другому человеку о вас.

6.Прием «трубка мира»

Каждый человек говорит по-разному: у нас могут быть разные акценты, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, мышления, тембр голоса и т.д.

Побочные аспекты разговора могут влиять на ваше внимание и помешать понять смысл разговора. Стремитесь выявлять и контролировать свои предубеждения, внимательно вслушиваясь в то, что нам пытаются сказать.

Иногда бывает так, что вместо доводов и аргумнетов собеседника, мы слышим свои эмоции в его речи.

7.Прием «хочу все знать»

В жизни каждого человека были моменты, когда он слушал собеседника и ничего не понимал. Но при этом смело говорил: «Да, я всё понял (а)». Не бойтесь показаться глупым и задавайте вопросы. Лучше один раз переспросить, чем потом сидеть в неведении и мучиться с мыслью: «Чего же он имел ввиду?».

Представьте, что начальник дал вам задание, вы покивали и пошли к себе, при этом не имея ни малейшего представления о том, что от вас требовалось. Не очень приятная ситуация, которая может закончится плохо. То же и в общении с друзьями, родными, которые просят что-то купить. Вы не услышали или не поняли, не стали переспрашивать, понадеявшись на себя.

В итоге купили не то, и родным это не понравилось. Будьте смелее, научитесь задавать вопросы, если не поняли!

8.Прием «докопаться до сути»

Данный приём немного близок по смыслу предыдущему, но в него заложен немного другой смысл. Посмотрите на само название и всё поймёте. Мне очень нравится этот приём, ведь он практичен и как нельзя хорошо подходит для того, чтобы лучше понять собеседника.

Не редко во время беседы мы задаём множество вопросов на различные темы, при этом лишь поверхностно касаясь их. Куда лучше будет задать несколько вопросов по одной теме/проблеме. Задавая открытые вопросы на определённую тему, вы сможете получить массу полезной и интересной информации.

Поэтому не бойтесь задавать уточняющие вопросы, они помогут вам лучше понять собеседника.

Чем больше вы задали вопросов, тем лучше вы будите разбираться в ситуации, в деле и т.д.

9.Принцип «взять дыхание»

Бывает полезно сделать короткую пазу (слегка вздохнув), немного повременить с ответом. Этим даст собеседнику понять, что вы отвечаете обдуманно, ваша реплика не является «домашней заготовкой». Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник может продолжить говорить и сообщить вам новые, интересные сведения.

Вот такие 9 приёмов «эффективного слушания» мы с вами разобрали. С одной стороны, кажется, что эти приёмы и так всем известны. На самом деле мы много чего знаем, но не всё используем. Порой самые простые вещи, лежащие на поверхности оказывают весьма полезны. Главное лишь вспомнить о них.

Раздьяконова Александра

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cab88727c62d600af7ca368/5cc6152ba7763100b2db3a47

Слушание в общении. Приемы эффективного слушания

Способы и приемы слушания

Слушание в общении. Приемы эффективного слушания.

2.«Слушание один из самых приятных элементов внимания, которое

оказывает один человек другому»

Маделин Баркли Ален

3.Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом с ним.

Большинство из нас далеко не всегда внимательно слушают друг друга, даже если речь идет об интересных или важных вопросах. Для эффективного взаимодействия необходимо не только овладеть речевой деятельностью, но и научиться эффективно слушать.

Говорение и слушание — это два наиважнейших навыка вербальной компетентности.

4.Устная речь предполагает наличие слушателей, т.е. по самой своей природе она рассчитана на интерпретацию. Умению слушать традиционно придается важное значение в самых разных ситуациях речевого взаимодействия людей. Безусловно, умение слушать собеседника не перебивая играет большую, а иногда решающую роль в коммуникации.

Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что “слушать” и “слышать” — это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.

5.Слушание — это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Если слышание — физический процесс, определяемый воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без специальных умственных усилий,

6.то слушание (эффективное слушание) — это сложный процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность человека.

Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное взаимодействие и взаимопонимание. В то же время многие люди практически не умеют слушать.

Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Слушать — не значит просто помалкивать. Слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

7. Умение слушать у людей развито неодинаково.

Исследования показывают, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: примерно 42-53 % времени мы слушаем других, 16-32% — говорим сами, 15-17% — читаем, 9-14 % — пишем.

Как видно из цифр, умение слушать как метод восприятия информации используется в коммуникации намного чаще, чем умения читать и писать, вместе взятые, следовательно, овладение таким умением важно для каждого.

8. Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70-80%. Однако исследования показывают, что на самом деле эффективность слушания у многих людей составляет всего 25%, т. е. три четверти услышанных сообщений утрачиваются.

9.То, что происходит с содержанием сообщения в процессе передачи его от человека к человеку, можно схематично изобразить следующим образом: задумано 100 % -» высказано 80 % от задуманного -» услышано 70 % от высказанного -» понято 60 % от услышанного -» осталось в памяти примерно 24% от воспринятого.

10. В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы.

Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа “Да!”, “Ну – и – ну!”, “Продолжайте”, “Интересно” и т.д.

В общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений.

11.Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: “Я не понял”, “Что Вы имеете в виду?, “Пожалуйста, уточним это” и т.п.

Перефразирование — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: “Как я понял Вас…”, “Вы думаете, что…”, “По Вашему мнению…”.

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: “Вероятно, Вы чувствуете…”, “Вы несколько расстроены…” и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: “Вашими основными идеями, как я понял, являются…”, “Если теперь подытожить сказанное Вами, то…”. Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

12. Приемы эффективного слушания

  • не принимать молчание за внимание;

  • быть физически внимательными (например, находиться лицом к собеседнику);

  • дать собеседнику время высказаться;

  • не перебивать без надобности;

  • если перебили, помочь восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника;

  • не делать поспешных выводов;

  • не быть излишне чувствительными к эмоциональным словам, так как можно пропустить смысл сообщения;

  • если собеседник уже высказался, повторить главные пункты его монолога своими словами и поинтересоваться, то ли он имел в виду;

  • не заострять внимание на разговорных особенностях собеседника;

  • постараться выработать у себя готовность выслушать мнение оппонента, умение учитывать его во время обсуждения.

Освоение этих приемов помогает наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий, сделать диалог более плодотворным глубже понять поступающую информацию, извлечь из нее необходимые данные, принять правильное решение.

13. Дополнительные приемы эффективного слушания

1. Прием слушания «сладкая парочка». У нас два уха и один рот, поэтому старайтесь использовать их именно в заданном природой соотношении.

2. Прием слушания «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны.

Всегда полезно видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить, как он реагирует на нашу речь. Конечно, из этого не следует, что нужно смотреть на собеседника неотрывно, в упор.

Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт.

3. Прием слушания «заметки на манжетах». Способность запоминать — одно из наиболее замечательных свойств человека. Делая записки, памятки, мы оказываем памяти добрую услугу. В некоторых ситуациях бывает необходимо сначала попросить разрешения что-либо записать, однако редко кто отказывает в такой просьбе.

4. Прием слушания «хороший конец».

Если обсуждаемые идеи вызывают в нас энтузиазм или нам есть что сказать по обсуждаемому вопросу, нас нередко обуревает желание помочь говорящему и мы буквально стараемся закончить начатое им предложение.

Чаще всего, эти усилия вызовут у вашего собеседника растерянность или замешательство, поэтому всегда лучше дать человеку возможность изложить свою мысль до конца, даже в ситуациях дружеского или неформального общения.

5. Прием слушания «положительный ответ». Один из главных элементов активного восприятия — умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю» или кивка головой.

Значимость обратной связи можно проиллюстрировать следующим примером.

Возможно, беседуя по телефону и не слыша продолжительное время обратной реакции собеседника на ваши слова, вам приходилось спрашивать человека на другом конце провода: «Вы здесь? Вы меня слышите?» К слову, в такой неловкой ситуации виноваты оба.

Один — потому что не вовлекает собеседника в разговор, другой — потому что недостаточно явственно реагирует на произносимые слова. При непосредственном общении обязательно нужно реагировать на слова собеседника и жестами, и позой.

6. Прием слушания «трубка мира». Все мы говорим по-разному: у нас могут быть разные акценты, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, мышления, тембр голоса и пр. Побочные аспекты разговора могут влиять на ваше внимание и помешать понять смысл разговора. Стремитесь выявлять и контролировать свои предубеждения, внимательно вслушиваясь в то, что нам пытаются сказать.

7. Прием слушания «хочу все знать». Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Все мы повинны в том, что нередко говорим: «Да, я понял(а)», — хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам говорят. Имейте смелость сознаться, если вы не понимаете того, о чем вам говорят. Этим вы возвышаете своего собеседника, а правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды.

8. Прием слушания «докопаться до сути». Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, лишь поверхностно затрагивая целый ряд тем. Куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Продолжая задавать открытые вопросы на эту же тему, вы можете получить массу интересной информации.

9. Принцип слушания «взять дыхание». Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните.

Этим вы даете собеседнику понять, что отвечаете обдуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является «домашней заготовкой».

Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник может продолжить говорить и сообщить вам новые, интересные сведения.

14. В заключение приведу слова Д. Карнеги: “…умение слушать встречается, видимо, гораздо реже, чем чуть ли не любое другое хорошее качество”.

15. Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в аудиторию по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».

«Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т. е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного.

Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Источник: https://infourok.ru/slushanie-v-obschenii-priemi-effektivnogo-slushaniya-4012632.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий