Слуховая агнозия

Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии

Слуховая агнозия

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля). При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название «слуховая агнозия».

Слуховая агнозия – это гносическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

1.Собственно слуховую агнозию.

2.Аритмию.

3.Амузию.

4.Нарушение интонационной стороны речи (просодики).

5/Речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария, ребенок не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название слуховой агнозии.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникают такое нарушение как аритмия. Ее симптомы были хорошо изучены А. Р.

Лурия и его сотрудниками, сстоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, и не может воспроизвести их.

К негативным последствиям данного нарушения относят нарушение тембра речи ребенка, неспособность заучивать стихи, сокращение ребенком слов ( ребенок может выпускать слоги, например, “снеговик” – “сневик”).

Амузия– это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Симптомом амузии не совпадает с афазическими расстройствами, что в частности, описано Д. Р. Лурия и Л. С.

Цветковой, пока­завших, что у больных, страдающих амузией, может быть резкое расхождение музыкаль­ных и речевых способностей в виде грубой афазии при сохранности музыкального слуха.

Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

Нарушение интонационной стороны речи

Cимптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороной речи. Ребенок с поражением правой височной области часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в своей собственной речи. Их речь лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку. У таких больных часто страдает пение.

Речевая акустическая агнозия

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Ребенок с таким нарушением сохраняет достаточно острый слух, восприятие предметных звуков также остается сохранным. Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи.

В случае массивных поражений левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы. В случаях ограниченных поражений этот дефект менее выражен – ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся лишь одним признаком ( например, звонкостью), “оппозиционные” или “коррелирующие” фонемы, хотя хорошо улавливают как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи – сенсорной афазии.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ АГНОЗИИ

Агнозия – нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушарий) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий. Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологической практике представляют виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая.

Предметная агнозия может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей.

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности – от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Симультанная агнозия.

Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания.

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Наруш-ся возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия).

Агнозия на лица. Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий) до неузнавание самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц.

Наименее изученной формой нарушения зрительного восприятия является цветовая агнозия. Однако к настоящему времени получены некоторые данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга.

Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона).

Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета в реальном предмете по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.

ТАКТИЛЬНЫЕ АГНОЗИИ

Гнозис – предметное восприятие, узнавание. Утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обоняния и вкуса носит название агнозий.

Тактильными агнозиями в нейропсихологии обозначают нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е.

при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия.

АПРАКСИЯ

Апраксия – нарушение целенаправленного действия. Данные расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением координации или заболеванием костно-мышечной системы.

В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного акта. Движения утрачивают свою целенаправленность. Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков.

Выделяют следующие виды апраксии: моторная, идеоторная, конструктивная, апраксия пространственных соотношений, графическая, оральная.

Моторная – самая грубая форма апраксических нарушений. Нарушены действия и по подражанию, и спонтанные. Забываются самые простейшие обиходные действия.

Идеоторная апраксия характеризуется сохранностью подражательных при нарушении элементарных действий, чаще их последовательности.

При конструктивной апраксии – невозможность конструктивных действий ни по письменной, ни по устной инструкции.

Апраксия пространственных соотношений проявляется в невозможности ориентировки на местности.

При графической утрачивается способн-ть воспроизводить графич-ое изображение букв.

Оральная апраксия – нарушение привычных движений языка при образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию.

При афазии могут наблюдаться агнозии: предметная, оптико-пространственная (апрактогнозия), буквенная и цифровая, агнозия на цвета, агнозия на лица.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_100580_zritelnie-sluhovie-i-taktilnie-agnozii-apraksii-afazii.html

Симптомы и причины возникновения слуховой агнозии. Другие виды агнозий

Слуховая агнозия

  • 1 Особенности течения болезни и её виды
    • 1.1 Логопед после инсульта

В клинике психиатрических заболеваний под агнозией понимают патологический дефект процессов восприятия.

Главной особенностью болезни является неспособность синтезировать информацию, полученную от органов чувств.

У больных полностью сохранна восприимчивость к ощущению окружающей действительности, анализаторы и их рецепторы не повреждены, однако, способность к узнаванию предметов отсутствует.

Патологические заболевания процессов восприятия встречаются достаточно редко. Как утверждает статистика, менее 1% людей во всём мире страдают этим видом патологии. Однако заболевание носит стремительный и полиморфный характер, что значительно затрудняет адекватную жизнь и функционирование в социуме.

Особенности течения болезни и её виды

Заболевание возникает при поражении коры головного мозга и её структур, в частности, при нарушении работы ассоциативных зон. Агнозии связаны с повреждением участков мозга, отвечающих за анализ и синтез поступающей информации. Среди основных причин возникновения данной патологии выделяют:

  • травмы головного мозга (в том числе родовые травмы);
  • инфекционные заболевания (энцефалит, менингит);
  • опухоли головного мозга;
  • психические расстройства;
  • инсульты.

Самой частой причиной болезни являются травмы, в частности, повреждения височной, затылочной, теменной долей головного мозга.

Изучением специфики заболевания занимался А. Р. Лурия, отечественный нейропсихолог и доктор медицинских наук. Учёный выделил основные виды агнозий:

  • зрительная агнозия;
  • нарушение временного и двигательного восприятия;
  • соматическая агнозия;
  • тактильные нарушения;
  • слуховая агнозия;
  • нарушения понимания пространства (оптико-пространственный тип).

Нарушение зрительного восприятия является наиболее распространённым отклонением среди всех видов агнозий. С помощью зрительного канала человек получает близко 95% информации. К сожалению, наиболее травматичными считаются затылочная и теменная зоны головного мозга, отвечающие за зрение.

Нарушение работы анализатора проявляется в неспособности узнавания предметов, местности, лиц, цвета, форм и прочее.

Известен интересный случай, когда больной с патологией узнавания лиц, будучи фермером, не помнил, как внешне выглядят его жена и дети, но зато «знал в лицо» всех своих овец из стада.

Дефект временного и двигательного восприятия встречается в психиатрической практике реже всего, известны только несколько случаев данной патологии. Человек с данным расстройством не может адекватно воспринимать течение времени и движение объектов. Пациенты с нарушением двигательного восприятия вместо движений видят кадры, при смене которых появляется размытая иллюзия.

Одной из самых деструктивных и прогрессирующих патологий восприятия является соматическая агнозия. При данном нарушении наблюдается ложное восприятие собственного тела, например, ощущение отсутствия ног, при их сохранности. Известны случаи, когда людям с соматической агнозией казалось, что у них несколько пар рук и пальцев.

Тактильная агнозия проявляется в неспособности распознавать предметы путём тактильных ощущений. Кожные рецепторы всегда сохранны, однако, больной не может охарактеризовать предмет, его форму и текстуру.

Предметная агнозия является одним из подвидов тактильной патологии восприятия. Главной особенностью предметной агнозии является то, что больной не может на ощупь распознать предмет.

В данном типе тактильных патологий повреждена нижняя доля теменной области головного мозга.

Нарушение идентификации местности называется пространственной агнозией. Для синтеза информации этого блока затронута работа многих подкорковых структур и отделов. Наиболее частым проявлением пространственной агнозии является комплексное нарушение отделов мозга (височная, затылочная область и ретикулярная формация).

Оптико-пространственная агнозия − наиболее тяжёлый вид данной патологии восприятия. Основным симптомом является неспособность идентифицировать параметры пространства (площадь, глубину, высоту).

Среди оптико-пространственных агнозий наиболее часто встречается топографические нарушения, неспособность ориентироваться в знакомой местности.

Слуховая агнозия занимает второе место по встречаемости (после зрительной) среди особых нарушений восприятия. Данная патология наступает в результате поражения височных долей коры головного мозга. У больных данной патологией всегда сохранен слуховой анализатор и работа проводящих путей. Однако в связи с поражением височных долей головного мозга наблюдается неспособность к пониманию.

Слуховое нарушение восприятия подразделяется на два типа:

  • доминантный;
  • субдоминантный.

Доминантный тип представляет обширную группу нарушений и имеет свою классификацию:

  • дефект восприятия фонем;
  • нарушение смыслового понятия;
  • акустико-мнестический тип;
  • сенсорная агнозия.

Доминантный тип слуховой агнозии относится к нарушениям речевого восприятия. Данный тип нарушений наблюдается при локальном поражении левой височной доли.

Под фонетическим отклонением понимают невозможность понимания смысла слова и его фонематической структуры. Больные часто могут повторить слово, но не понимают его значения.

Под нарушением смыслового понятия слова понимают патологию распознавания семантики выражений и словосочетаний.

Акустико-мнестический тип характеризуется сложностью к запоминанию и пониманию речевого компонента. Главной особенностью выступает невозможность понятия длинных предложений, тогда, когда короткие фразы и словосочетания осмысляются.

Часто данный тип отклонения протекает в комплексе с афазиями и контаминациями. Под первыми понимают нарушение сформировавшегося речевого компонента, больной не может говорить и понимать смысл слов и выражений.

Контаминацией называют патологию информационного воспроизведения и изложения материала.

Сенсорная агнозия является дефектом идентификации речи, больной не может воспринимать и понимать обращённую к нему речь, теряется в синтезе даже самой лёгкой информации.

Субдоминантный тип заключается в неспособности больным распознавать неречевые звуки, например, объекты природы, звуки предметов. Дети, страдающие этим типом агнозий ещё в раннем возрасте не способны имитировать и подражать звукам животных, так как не слышат их.

Одним из видов субдоминантного расстройства слухового восприятия является амузия, невозможность воспринимать музыкальные мелодии и звуки. У детей данная патология встречается гораздо чаще и характеризуется особой сложностью к узнаванию мелодий.

Следующим отклонением неречевого компонента восприятия считается артимия, нарушение понимания ритма. Таким людям сложно правильно спеть песню, так как они не могут вовремя вступить и постоянно путают мотив мелодии.

Акустические отклонения встречаются реже всего, так как для их функционирования используется относительно небольшой участок мозговых структур.

Слуховыми агнозиями часто страдают пациенты с психическими заболеваниями, например, при аутизме, истерическом расстройстве чувствительности.

Один известный музыкант после травмы мозга не смог вспомнить ни одну из своих мелодий, зато, когда ему предложили нотный ряд, он воспроизвёл все свои произведения.

Для распознавания данной патологии используют специальные пробы, например, человеку предлагают

В качестве терапии лечат основной недуг, который привёл к поражению ассоциативных зон коры. Бывают случаи, когда агнозии проходят сами по себе, утраченные функции самостоятельно восстанавливаются. В тяжёлых формах болезни пациентов учат приспосабливаться к тяжёлым условиям и жить со своим диагнозом. С больными сложными формами агнозий работают психотерапевты, нейропсихологии и дефектологи.

Логопед после инсульта

Источник: http://onevroze.ru/simptomy-i-prichiny-vozniknoveniya-sluxovoj-agnozii-drugie-vidy-agnozij.html

Слышу, но не воспринимаю. Слуховые агнозии могут коснуться каждого. Что это такое?

Слуховая агнозия

Сегодня мы разберем еще один вид нарушения восприятия – слуховые агнозии. Из названия уже понятно, что конкретно в этом случае будет нарушено. Слуховое восприятие. Важно, что при этом сам слух остается сохранным. Человек слышит, он не глухой, но вот что он слышит, как он различает, что слышит – совсем другая история.

Причина возникновения такая же как и тактильной и зрительной агнозии :

1.Серезная черепно-мозговая травма.2. Инсульт.3. Опухали головного мозга.4. Деменция.

Сразу стоит заметить, что на основе слуховой системы у человека формируется речь. Поэтому внутри слуховой системы различают две подсистемы:

Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках (музыка, шумы).

Речевой слух – способность слышать и понимать звуки речи (родного или других языков).

Сегодня мы будем говорить о нарушениях именно неречевого слуха. Посмотрим, какими бывают эти нарушения и как пациенты с подобными проблемами воспринимают окружающий мир. Поехали.

Слуховые агнозии бывают нескольких видов:

Слуховая (акустическая агнозия) – при этом нарушении пациенты не способны определить смысл самых обыкновенных бытовых звуков. Т.е. не могут различить звуки, для обозначения которых не нужно какое-то специальное обучение. В норме такие звуки различаются без особого труда.

К таким звукам можно отнести абсолютно любые, которые нас окружают в течение дня: шум машин, лай собак, звук льющейся воды, скрип дверей, звук разбивающегося стекла и т.д. Для пациента со слуховой агнозией, эти звуки лишаются смысла. Он их слышит, но не может сказать, какой предмет издает этот звук, не может определить насколько этот звук громкий или как долго длится.

Подобное нарушение происходит из-за поражения правой височной области головного мозга.

Аритмия – (не путать с сердечной аритмией) при этом пациенты не способны правильно оценить и воспроизвести простые ритмические структуры, которые предъявляют им на слух. Т.е. нарушено понимание ритма. К музыкальному слуха никакого отношения это не имеет.

Пациенты с таким нарушением не воспринимают даже самых элементарных ритмов. Три раза стукнуть по столу громко, два раза тихо и попросить их повторить такой ритм. Кажется очень легко. Но они не могут. Даже количество ударов по столу им определить очень сложно.

Аритмия возникает при правосторонних и при левосторонних очагах поражения височной области головного мозга.

Амузия – это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а еще отличать одну мелодию от другой. Мало того, пациенты с амузией оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание, которое может вызывать приступы головной боли.

Интересно то, что даже пациенты, которые ранее обучались музыкальной грамоте, заканчивали музыкальную школу и имели в этом деле успехи, после возникновения нарушения теряли все свои музыкальные способности.

В отличие от аритмии,амузия возникает при поражении исключительно правой височной области головного мозга.

Нарушение интонационной стороны речи – несмотря на то, что мы говорим о нарушениях неречевого слуха, нарушения понимания интонации речи относится сюда же, и является следствием поражения правой височной области головного мозга.

Пациенты с таким нарушением не могут правильно различать чужие интонации в речи, и сами не могут окрашивать собственную речь интонациями. Их речь ровная, монотонная. По ней очень сложно определить, например, шутит пациент или говорит серьезно.

Часто такое нарушение сопровождается неспособностью к пению, т.к. при пении интонационный компонент усиливается. Пациент может повторить, проговорить фразу, но пропеть ее не может.

Сюда же можно отнести нарушение эмоционального слуха – когда пациент плохо различает интонации речи, отражающие разные эмоциональные состояния (радость, гнев, печаль).

Это были основные нарушения неречевого слухового восприятия, которые могут возникать в более или менее грубых формах. На данный момент нарушения слухового восприятия являются самими сложными и малоизученными из всех остальных.

Ученые упорно трудятся над проблемой понимания физиологических и психологических механизмов работы нашей слуховой системы.

А нам пока остается только стараться беречь себя и своих близких, помогать и поддерживать людей с особенностями, и быть благодарными за наши собственные возможности.

Рекомендуем ознакомится так же с тактильными и зрительными агнозиями.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c374bb01db07f00abad728a/5c876c0fcd893400b3e4f589

Агнозия

Слуховая агнозия

Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата.

Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ.

МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции.

Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний.

Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

Агнозия

Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения. Агнозия возникает в результате гибели нейронов вторичных полей в области ишемического или геморрагического инсульта.
  • Хроническая ишемия мозга. Прогрессирующая недостаточность церебрального кровообращения приводит к деменции, включающей гностические расстройства.
  • Опухоли головного мозга. Поражение вторичных корковых полей является следствием роста опухоли, приводящего к сдавлению и разрушению окружающих нейронов.
  • Черепно-мозговая травма. Агнозия встречается преимущественно при ушибе головного мозга. Развивается вследствие повреждения вторичных зон коры в момент травмы и в результате посттравматических процессов (образования гематом, воспалительных изменений, микроциркуляторных нарушений).
  • Энцефалит. Может иметь вирусную, бактериальную, паразитарную, поствакцинальную этиологию. Сопровождается диффузными воспалительными процессами в церебральных структурах.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Альцгеймера, лейкоэнцефалит Шильдера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона.

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей.

Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.

) не нарушена.

В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:

  • Зрительная — отсутствии узнавания предметов, изображений при сохранении зрительной функции. Развивается при патологии затылочных, заднетеменных отделов коры.
  • Слуховая — утрата способности распознавать звуки и фонемы, воспринимать речь. Возникает при поражении коры верхней височной извилины.
  • Сенситивная — нарушение восприятия собственного тела и узнавания тактильных ощущений. Обусловлена дисфункцией вторичных полей теменных отделов.
  • Обонятельная — расстройство распознавания запахов. Наблюдается при поражении медиобазальных областей височной доли.
  • Вкусовая — невозможность идентифицировать вкусовые ощущения при сохранности способности их воспринимать. Связана с патологией тех же областей, что и обонятельная агнозия.

Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».

Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает.

Зачастую отмечается дифференцированная агнозия, обусловленная выпадением функции отдельного поражённого отдела коры.

Агнозия тотального характера сопровождает патологические процессы, диффузно распространяющиеся в церебральных тканях.

Зрительная агнозия проявляется путаницей предметов, неспособностью назвать рассматриваемый предмет, срисовать его, нарисовать по памяти или начатому рисунку. Изображая предмет, пациент рисует только его части.

Зрительная форма имеет много вариантов: цветовая, избирательная агнозия лиц (прозопагнозия), апперцептивная — сохранено узнавание признаков предмета (формы, цвета, размера), ассоциативная — пациент способен описать предмет целиком, но не может назвать его, симультантная — неспособность узнать сюжет из нескольких предметов при сохранении узнавания каждого предмета в отдельности, зрительно-пространственная — нарушение гнозиса взаимного расположения предметов. Расстройство распознавания букв и символов ведёт к дислексии, дисграфии, утрате способности делать арифметические вычисления.

Слуховая агнозия при поражении доминантного полушария приводит к частичному или полному непониманию речи (сенсорной афазии). Пациент воспринимает фонемы как ничего не значащий шум.

Состояние сопровождается компенсаторной многоречивостью с повторениями, вставлением случайных звуков, слогов. При письме могут отмечаться пропуски, перестановки. Чтение сохранено.

Поражение субдоминантного полушария может приводить к потере музыкального слуха, способности узнавать знакомые ранее звуки (шум дождя, собачий лай), понимать интонационные особенности речи.

Сенситивная агнозия характеризуется расстройством гнозиса раздражений, воспринимаемых болевыми, температурными, тактильными, проприоцептивными рецепторами.

Включает астериогнозис — невозможность опознать предмет на ощупь, пространственную агнозию — нарушение ориентировки в знакомой местности, больничной палате, собственной квартире, соматогнозию — расстройство ощущения собственного тела (пропорциональности, размера, наличия отдельных его частей). Распространёнными формами соматогнозии выступают пальцевая агнозия — пациент неспособен назвать пальцы, показать указанный врачом палец, аутотопагнозия — чувство отсутствия отдельной части тела, гемисоматоагнозия — ощущение только половины своего организма, анозогнозия — неосознание наличия заболевания или отдельного симптома (пареза, тугоухости, ухудшения зрения).

Обследование направлено на выявление агнозии, поиск её причины. Определение клинической формы агнозии позволяет установить локализацию патологического процесса в головном мозге. Основными диагностическими методиками являются:

  • Опрос пациента и его близких. Имеет целью установление жалоб, начала заболевания, его связи с травмой, инфекцией, нарушениями церебральной гемодинамики.
  • Неврологический осмотр. В ходе исследования неврологического и психического статуса наряду с агнозией врач-невролог выявляет признаки интракраниальной гипертензии, очаговый неврологический дефицит (парезы, расстройства чувствительности, нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, патологические рефлексы, изменения когнитивной сферы), характерные для основного заболевания.
  • Консультация психиатра. Необходима для исключения психических расстройств. Включает патопсихологическое обследование, исследование структуры личности.
  • Томографические исследования. КТ, МСКТ, МРТ головного мозга позволяют визуализировать дегенеративные процессы, опухоли, воспалительные очаги, зоны инсульта, травматического повреждения.

Агнозия является лишь синдромом, синдромальный диагноз может иметь место на начальном этапе диагностики. Результатом вышеперечисленных исследований должно быть установление полного диагноза базового заболевания, в клиническую картину которого входит расстройство гнозиса.

Терапия зависит от основного заболевания, может состоять из консервативных, нейрохирургических, реабилитационных методов.

Консервативное лечение:

  • Сосудистые и тромболитические фармпрепараты. Необходимы для нормализации церебрального кровотока. Острая и хроническая ишемия мозга является показанием к назначению средств, расширяющих церебральные сосуды (винпоцетина, циннаризина), антиагрегантов (пентоксифиллина). При интракраниальном кровоизлиянии применяют антифибринолитические препараты, при тромбозе — тромболитики.
  • Нейрометаболиты и антиоксиданты: глицин, гамма-аминомасляная кислота, пирацетам, пиритинол, оксиметилэтилпиридин. Улучшают обменные процессы в церебральных тканях, повышают их устойчивость к гипоксии.
  • Антихолинэстеразные средства: ривастигмин, донепезил, ипидакрин. Нормализуют нейропсихологические, когнитивные функции.
  • Этиотропная терапия энцефалита. В соответствии с этиологией осуществляется антибактериальными, противовирусными, противопаразитарными препаратами.

Реабилитация пациентов длится не менее трёх месяцев, включает:

  • Психотерапию. Арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия направлены на восстановление психической сферы больного, адаптацию к ситуации, сложившейся в связи с заболеванием.
  • Занятия с логопедом. Необходимы пациентам со слуховой агнозией, дислексией, дисграфией.
  • Трудотерапию. Помогает больным преодолеть чувство неполноценности, отвлечься от переживаний, улучшить социальную адаптацию.

Нейрохирургическое лечение может потребоваться в случае черепно-мозговой травмы, церебральной опухоли. Проводится на фоне консервативной терапии с последующей реабилитацией.

Успех лечения зависит от тяжести базового заболевания, возраста больного, своевременности проводимой терапии. Агнозия, возникающая у молодых пациентов вследствие травмы, энцефалита регрессирует на фоне лечения в течение 3 месяцев, в тяжёлых случаях процесс восстановления занимает до 10 месяцев.

Агнозия опухолевого генеза зависит от успешности удаления образования. При дегенеративных процессах прогноз неблагоприятный, лечение позволяет лишь приостановить прогрессирование симптоматики.

Профилактика состоит в своевременной терапии сосудистой патологии, предупреждении травм головы, онкогенных воздействий, инфекционных заболеваний.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/agnosia

Особенности проявления слуховой агнозии

Слуховая агнозия

Агнозия — это нарушения различных видов восприятия организмом информации (тактильной, слуховой, зрительной) вследствие поражения коры головного мозга и его подкорковой структуры. При этом сознание и чувствительность не нарушены.

Агнозии бывают разные:

  • слуховая;
  • зрительная;
  • пространственная;
  • симультанная;
  • соматоагнозия и т.д.

Все агнозии подразделяются на различные варианты, в зависимости от типа и характера восприятия или нарушения определенного вида информации. Так, например, слуховая агнозия включает в себя агнозию простую, речевую, тональную. Зрительная агнозия бывает цветовой, предметной, по лицам и т.д.

Слуховая агнозия — это нарушение распознавания звуков и речи. При этом со стороны слухового аппарата отсутствуют какие-либо расстройства. Слуховые агнозии наблюдаются при поражении височной области.

Слуховая агнозия бывает следующих видов:

  • Простая слуховая — когда больные на в состоянии распознавать и узнавать обычные простые звуки (шорох, стук, звон, свист, шелест, журчание, плеск и т.д.)
  • Слухоречевая — когда теряется возможность узнавания речи. В таких случаях речь для таких пациентов представляет собой простой набор ничего не значащих звуков.
  • Тональная — когда больные не могут идентифицировать эмоциональную окраску услышанного. Они не в состоянии распознать тембр голоса, тон, выражение. При этом сохраняется способность к пониманию смысла сказанного. Со стороны понимания грамматики, чтения и письма, а также их смыслового значения, никаких расстройств не наблюдается.

Простая слуховая агнозия

В норме человек в состоянии распознавать простые звуки (шорохи, стуки, скрипы, звуки льющейся воды) без обучения. Как правило, при поражении правой височной области развивается слуховая агнозия. Встречаются также случаи двустороннего поражения левой и правой височных областей. При этом симптоматика слуховой агнозии гораздо более выражена.

Часто наблюдается стертая форма поражения слухового восприятия, которая проявляется в нарушении слуховой памяти, что подтверждается экспериментально, когда больной не может запомнить два и более звуковых сигнала.

Аритмия, как разновидность слуховой агнозии

При данном отклонении отмечается потеря способности к оценке ритмической структуры услышанного и его правильному воспроизведению. Так, при попытке воспроизвести на слух услышанное задание, пациенты сокращают слова, выпускают слоги («собака» — «сока»). Такие больные не могут выучить стихотворение и т.п.

Также, пациенты с данным нарушением не в состоянии правильно воспроизвести заданный ритм и количество звуков, например, стуков или хлопков в ладоши, что не представляет сложности для обычного человека. Они склонны переоценивать или недооценивать их тембр и количество.

Амузия

Данное нарушение выражается в неспособности  узнавать и воспроизводить ту мелодию, которую человек только что услышал, или же хорошо знакомую ему музыку. Пациенты также не могут отличить одну музыкальную композицию от другой. Пение является серьезной проблемой в таких случаях.

Кроме того, больные амузией не только не могут различить или повторить мелодию, но и переживают чувство дискомфорта в момент прослушивания музыки. Так, пациенты часто отмечают появление головных болей, неприятные, болезненные ощущения и переживания.

Тональная (интонационная) агнозия

Пациенты с тональной агнозией иногда не могут на слух определить, кому принадлежит голос — мужчине или женщине, не понимают, кто говорит в данный момент и т.д.

При речевой агнозии важным остается тот факт, что на фоне нарушения восприятия речи, когда буквы сливаются в непонятный и бессмысленный набор звуков, слух остается достаточно острым.

Диагностика слуховой агнозии

Методы диагностики, направленные на выявление слуховой агнозии, заключаются в проведении специальных тестов. Благодаря этому проводится исследование слухового анализатора и показателей, которые характеризуют особенности нервных процессов (внимание, работоспособность, утомляемость и т.д.)

Кроме того, перед проведением тестов следует получить данные о состоянии слухового анализатора на данный момент, а результаты нейропсихологического обследования учитываются в зависимости от возраста (если это ребенок), индивидуальных особенностей пациента.

Для диагностики простой слуховой агнозии пациенту предлагают прослушать аудиозаписи определенных звуков (стук, шелест, журчание воды, звон, свист). После чего пациент должен сказать, что он слышал.

В случае тональной агнозии предлагают различить голоса мужчины и женщины, прослушать мелодию. Делается попытка попробовать отличить одну мелодию от другой, попытаться пропеть, повторить услышанное.

Лечение слуховых агнозий

Этот сложный процесс подразумевает первоначальное исключение причины поражения коры головного мозга и подкорковых структур, если это предоставляется возможным. Также, обязательно участие квалифицированного нейропсихолога а также других специалистов, участие которых, возможно, понадобится в непростом процессе лечения и восстановления.

Нужно понимать, что процесс реабилитации больных слуховой агнозией может быть длительным. Вернуть утраченные функции далеко не всегда предоставляется возможным, поэтому следует запастись огромным терпением и довериться профессионалам.

Источник: http://VashNevrolog.ru/psixologiya/osobennosti-proyavleniya-sluxovoj-agnozii.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий