Синдром подростка среднего возраста

Синдром Аспергера – Что Это Такое?

Синдром подростка среднего возраста

Синдром Аспергера – что это за болезнь? Признаки, симптомы у детей и взрослых. Особенности характера, поведения, повседневной жизни больных сндромом Аспергера.

Синдром Аспергера относится к числу расстройств аутистического спектра, его часто называют высокофункциональным аутизмом.Он характеризуется такими же проявлениями, как и сам аутизм (неспособность ассимиляции в обществе, понимания эмоций).

В то же время человек с этим расстройством может быть очень умным, одаренным.

Синдром Аспергера – Что Это Такое?

Я могу показаться вам странным, но это потому что я болен синдромом Аспергера. Но это не означает, что я сумасшедший. О нет, нет, я очень разумный. Я умник. Но есть вещи, которых я не понимаю. Прихожу в гости и мне говорят: «чувствуй себя как дома», но как же так, ведь я не дома. Не понимаю, почему люди говорят одно, а думают другое.

Меня зовут Кхан (My name is Khan). Ризван Кхан (Razia Khan)ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Синдром Аспергера – это расстройство аутистического спектра. Он характеризуется, преимущественно, трудностями в общении, социальном поведении, находящемся в противоречии с интеллектом среднего и выше среднего уровня, речевыми навыками (пассивная лексика очень богата, речевое развитие не задерживается).

Эмоциональный и социальный интеллект снижен, равно как и способность понимать общие социальные ситуации. Из-за плохого осознания намерений окружающих, человек с этим расстройством (особенно в детстве) легко поддается манипулированию. Людей с синдромом Аспергера иногда считают безразличными, что не означает отсутствия способности к сочувствию. Это пожизненное нарушение.

Расстройство было идентифицировано и описано австрийским педиатром Хансом Аспергером (1906–1980) в 1944 г. Первое понимание аутизма относится к 1940-х годам. Это нарушение до 1981 г. называлось аутичной психопатией, затем британский психиатр Лорна Винг начала называть его синдромом Аспергера.

Что такое синдром Аспергера простыми словами? Это врожденное психическое расстройство, относящееся к аутизму. Эта болезнь более распространена, чем сам аутизм – она поражает 30-70 человек из 10000, чаще диагностируется у мальчиков. Хотя это, преимущественно, детское заболевание, у многих людей симптомы сохраняются в течение всей жизни.

Синдром Аспергера – что это такое, как распознать расстройство? В отличие от аутизма, неспособность к социальному взаимодействию здесь выражена менее. Нарушение проявляется в основном эгоцентризмом, сопровождаемым минимальной или отсутствующей способностью контакта со сверстниками.

Отвечая на вопрос, что такое синдром Аспергера, важно упомянуть типичные для него необычные увлечения, такие как изучение расписаний, телефонных справочников. Другие проявления включают правдивость, моторную неуклюжесть. При этом сохраняется интеллект, иногда выше среднего.

Важно!
Нарушение из-за высокого интеллекта часто диагностируется позже, чем аутизм. Иногда оно остается нераспознанным.

Исследования показали, что удовлетворительные взаимоотношения со сверстниками очень важны для развития здоровой самооценки. Недостаточная самооценка может привести к установлению зависимых или дисфункциональных отношений, вызывая трудности в обучении, депрессию.В контексте синдрома Аспергера (что это за болезнь, как она проявляется) упоминается непонимание социальных ситуаций, разные интересы сверстников, нестандартные реакции, часто приводящие к исключению из коллектива. Человек становится объектом насмешек, провокаций, иногда жертвой издевательств. Его редко приглашают на светские мероприятия, дни рождения, создающие и укрепляющие дружеские отношения.Эти признаки синдрома Аспергера у детей укрепляют их веру в то, что они действительно «странные», «глупые». Ребенок чрезмерно критически относится к собственным ошибкам, уделяя гораздо больше внимания недостаткам, неудачам, которые затем сравнивает с достижениями, сильными сторонами других.Он боится пробовать что-то новое, опасаясь провала, иногда даже легкая критика приводит к вспышке ярости. Если эти негативные чувства подтверждаются реакциями окружения, ребенок может реагировать аффектом, агрессией, самовредительством. Иногда наоборот, при синдроме Аспергера у детей симптомы включают пассивность, попытки сбежать из неприятной ситуации.Синдром Аспергера у детей также характеризуется неравномерным распределением способностей (с одной стороны, интеллект выше среднего в определенной области, с другой – неспособность адаптироваться к внезапным изменениям, проблемы в установлении социальных отношений, неадекватные эмоциональные реакции, отсутствие независимости, непрактичность).Некоторые дети амбициозны, недооценивают свои достижения и результаты выше среднего в некоторых областях, отрицая их или считая «нормой».

Важно!
Дети с расстройством ставят высокие цели, из-за чего не могут достичь желаемого результата.

Подростковые проявления синдрома Аспергера – что это? У детей пубертатного возраста частота признаков, их серьезность сильно варьируется. Некоторые навыки могут полностью отсутствовать, другие только задерживаются.В рамках расстройств аутистического спектра могут присутствовать различные:

  • речевые навыки (дисфазия, хороший словарный запас, выразительные лингвистические способности);
  • интеллектуальные качества (умственная отсталость, навыки ниже среднего или одаренность выше среднего уровня);
  • степень интереса к социальным контактам (пассивность, безразличие, привязанность к близким людям, активность при отсутствии способности соблюдать правила социального поведения).

При синдроме Аспергера признаки включают нарушения качества связи:

  1. Недостаточное использование речи, независимо от уровня владения ею.
  2. Недостаточная синхронизация, взаимность в разговоре.
  3. Сниженная адаптивность в словесном выражении.
  4. Относительная нехватка творчества и воображения в мышлении.
  5. Отсутствие эмоциональной реакции на дружеский подход других людей (вербальный и невербальный).
  6. Нарушение каденции, акцента в общения, отражающие модуляцию коммуникации.
  7. Недостаточные жесты, используемые при общении.

Синдром Аспергера у взрослых характеризуется плохой переносимостью одиночества, поиском контакта с людьми.В старшем возрасте люди больше осознают свое отличие, что вызывает глубокую эмоциональную боль. 2/3 взрослых с синдромом Аспергера страдают депрессией, 50% имеют тревожное расстройство. Многие из них зависимы от наркотиков, алкоголя.

Женщины с синдромом Аспергера

Проявления синдрома Аспергера у женщин:

  • проблемы с установлением отношений;
  • эмоциональная чувствительность;
  • снижение социального интеллекта;
  • фиксация на одном человеке или объекте;
  • недостаток фантазии;
  • создание ритуалов;
  • ограниченные или нетипичные жесты, выражения лица;
  • проблемы с пониманием иронии, юмора;
  • двигательная неуклюжесть.

Симптомы синдрома Аспергера у взрослых мужчин имеет такой же широкий диапазон проявлений, как и у женщин:

  • депрессивные состояния;
  • склонность к недооценке самого себя;
  • проблемы со сном;
  • дисконцентрация;
  • повышенная чувствительность к звукам, свету или прикосновениям, неадекватные реакции на запахи;
  • чрезмерные эмоциональные реакции (беспричинный смех или плач);
  • акцент на точность размещаемых предметов;
  • перепады настроения;
  • привязанность;
  • беспокойство;
  • приоритетное периферическое зрительное восприятие перед прямым;
  • отсутствие или недостаток эмпатии;
  • возникновение параноидальных мыслей;
  • эгоцентризм.

Важно!
Нередко регистрируется сочетание синдрома Аспергера и селективного мутизма – человек много общается с одними людьми, полностью отвергая коммуникацию с другими.

Диагностика расстройства очень важна для пациентов и их окружения. Многие страдающие этим нарушением чувствуют себя социально изолированными, и диагностика может помочь им понять их положение в жизни.Диагностика расстройства не простая, потому что конкретного теста для его определения не существует. Заболевание может быть выявлено с использованием различных диагностических критериев, ориентированных на типичные клинические симптомы синдрома Аспергера.

Диагностические критерии согласно МКБ-10:

  • Качественные различия в социальном взаимодействии.
  • Необычайно выраженный и узкий интерес; ограниченные, повторяющиеся, стереотипные модели поведения.
  • Невозможность отнести нарушение к другим формам распространенных расстройств развития, симплексной шизофрении, шизотипическому расстройству, обсессивно-компульсивному расстройству, ананкастическому расстройству личности и т.д.

Говорить о конкретном методе лечения при синдроме Аспергера нельзя. Это скорее не заболевание, а нестандартный образ жизни, ее нетипичное восприятие. Но, поскольку, это – нарушение развития, ранняя диагностика, применение определенных мер режима позволяет человеку и его окружению адаптироваться к ситуации.

Хотя расстройство описывается как более легкая форма аутизма, следует подчеркнуть, что этот диагноз касается не только человека, но и всей семьи. Важным фактом остается то, что оно, как и другие подобные нарушения, является не следствием неправильного воспитания, а наследственным генетическим нарушением развития, на которое может положительно повлиять правильный подход к воспитанию.

Фармакотерапия направлена только на воздействие на некоторые специфические симптомы и не является, в истинном смысле этого слова, лечением. Следовательно, назначается медикаментозная терапия только в исключительных случаях.

Лечение направлено на корректировку распорядка дня, своевременное начало когнитивно-поведенческой терапии.

Важно!
Специальное педагогическое руководство в основном касается низкофункциональных форм расстройства.

В случае высокофункционального типа нарушения человек обычно достаточно самодостаточен, способен освоить знания при нормальной системе образования.

Специальные учебные рекомендации включают следующие важные моменты:

  • небольшое количество учеников в группе;
  • визуализацию передаваемой информации;
  • точное структурирование поставленных задач.

Наличие расстройства у знаменитостей нельзя подтвердить визуально. Но этот диагноз упоминается в имеющихся фактах и информации.

Известные люди с симптомами Аспергера:

  • А. Эйнштейн;
  • Л. Ван Бетховен;
  • Т. Эдисон;
  • Т. Джефферсон;
  • К. Юнг;
  • Ф. Кафка;
  • Моцарт;
  • Ф. Ницше;
  • Р. Штраус;
  • М. Твен;
  • В. Ван Гог;
  • А. Хичкок;
  • Э. Уорхол;
  • В. Аллен;
  • Б. Дилан;
  • Б. Гейтс и др.

Грета Тунберг, диагноз – синдром Аспергера

Современная популярная личность с синдромом Аспергера – Грета Тунберг, шведская активистка, впервые публично заявившая о жизни с этим расстройством.В своем Твиттере и Инстаграме юная активистка написала, что она отличается своим расстройством от других людей, но при правильных обстоятельствах эта особенность может быть её сверхсилой.

Грета Тунберг о диагнозе синдрома Аспергера:

Источник: https://PsyMod.ru/2916-sindrom-aspergera-chto-jeto-takoe.html

Синдром подростка

Синдром подростка среднего возраста

Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, – только не обязательно в этом порядке. Неизвестный автор

Ни для кого не секрет, что переход человека из детства во взрослую жизнь не всегда сопряжен с действительным внутренним взрослением.

И многие из нас всю свою жизнь так и остаются “взрослыми детьми”, мечтателями и фантазерами, замершими в ожидании чуда и какой-то фатальной небесной манны и несметных богатств, которые по мановению колдовской палочки всеми любимого Гарри Поттера вдруг свалятся на нас ни за что ни про что и сделают навек счастливыми.

Как часто мы сталкиваемся в жизни с беспомощными романтиками, верящими в “доброго царя”, требующими защиты и руководства, вечными мальчиками и девочками, ожидающими ” у моря погоды” со “скидкой на возраст”.

Карл Юнг назвал состояние людей в начале XX века “безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом”. Но ситуация не во многом изменилась с тех пор, как Юнг это заметил…

Инфантильность современного человека иногда просто поражает.

И проявляется это не только в психологической незрелости, которую мы сплошь и рядом проявляем в общении друг с другом, но и во всем нашем образе и стиле жизни, в наших привычках, жизненной позиции, мышлении.

В наших любимых фильмах, книгах, идеях, учениях, которые зовут нас подальше от реальной жизни в мир легко исполняющихся желаний, нейролингвистического программирования счастья, отсутствия усилий и вечной нирваны быстрой удачи.

Как хочется нам верить в то, что стоит начать мыслить позитивно, и мир тут же склонится с почтением к нашим ногам и преподнесет нам себя на блюдечке с голубой каемочкой.

Как тяжело нам понять, что плохие отношения с мужем или женой не исправятся только от наших мысленных посылов, когда мы неделями играем в молчанку. И наша зарплата не вырастет сама по себе, даже если мы произнесем тысячу положительных аффирмаций, но не приложим к этому никаких усилий и не сообщим о своем желании “любимому” начальнику.

Нам так порой хочется свалить на кого-то заботу о своем счастье, что мы готовы продаться в рабство, только чтоб не напрягаться никакими усилиями. Мы так любим изысканно приготовленные варианты чужой судьбы, что готовы жизнь положить на просмотр сериалов, как будто именно от этого что-то существенное в нашей собственной судьбе может измениться.

Может, конечно, и меняется. Только вовсе не в том направлении, о котором мы мечтаем, примеряя на себя киношные варианты.

Сама того не подозревая, Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Потере, в своей сказке сделала самую выигрышную для современного общества ставку, ставку на чудо. И стала миллионершей. Она интуитивно угадала самые горячие желания современных детей и взрослых, придумав школу волшебников и мальчика, способного побеждать самое страшное зло. То, о чем каждый из нас в тайне мечтает с детства.

К слову, дивиденды от этой выдумки оказались вполне реальными и в то же время фантастическими, как раз как в сказке. Пятый фильм по ее книге собрал уже более 4 миллиардов долларов и побил все рекорды популярности.

Но жизнь самой Роулинг, когда она стояла у истоков этой истории, едва ли можно было назвать жизнью счастливого и беспечного “большого ребенка”. Ее история своего рода опровержение природного романтизма, который льется со страниц ее книг.

Реальная жизнь в какой-то мере была для Роулинг способом преодоления внутреннего инфантилизма, который в той или иной степени присущ каждому творческому человеку, потому что внутри него сидит ребенок, любящий и умеющий фантазировать. Без этого ребенка не было бы творческого озарения. Но если бы он господствовал в человеке, мы никогда бы не узнали о замечательных откровениях его “безумных” фантазий.

Жизнь Джоан тому подтверждение. И поначалу мало что в ней способствовало столь радужным надеждам.

В 1990 году Джоан было 25 лет. Она жила в Лондоне и то и дело моталась на поезде в Манчестер к своему парню. В течение нескольких часов перед глазами мелькал однообразный английский пейзаж – поля, зеленые холмы, коровы. Но однажды, когда в поезде что-то сломалось, и он надолго застрял посреди этих полей, с Джоан случилась странная история.

Без какой-либо надежды увидеть что-то новое, она выглянула в окно и… В ее воображении возник ясный образ черноволосого мальчишки в круглых очках и со шрамом на лбу. Она еще не знала, откуда взялся этот шрам, зато отчетливо понимала, что этот мальчик – волшебник, что он и сам об этом не подозревает, но очень скоро его пригласят в школу волшебства, и тут все и начнется…

Приехав домой, она тут же засела за письменный стол.

В 1990 году от рассеянного склероза умерла мама Джоан, которой и было-то всего 45. Сразу после этого воры ограбили ее квартиру в Манчестере (Джо решила поселиться поближе к своему молодому человеку) и вынесли подаренные мамой вещи.

В 1991 году она отправилась в Португалию преподавать английский. Ее студентам было от 8 до 62 лет. Уроки, замужество, рождение дочери, развод, маленькая квартирка, в которой вместе с ней и дочкой обитали… мыши. Единственным источником существования было государственное пособие.

Первые издатели, к которым она принесла книгу, перепечатанную на машинке, наотрез отказались ее печатать, сославшись на сложность, большой объем или что-то в этом роде. Но в 1995 году ее агентом стал Кристофер Литл. Он отвез “Гарри Поттера” на книжную ярмарку во Франкфурте, и вскоре издательство “Блумсбери” выплатило Джоан аванс – 2250 долларов.

В 1997 году она получила грант на 12 тысяч долларов и, наконец, купила компьютер. Первая книга увидела свет в июне 1997 года. Американцы выкупили права на ее издание за 110 тысяч долларов. К лету 2000 года первые три книги были проданы тиражом более 35 миллионов и переведены на 35 языков. Лихорадка началась.

Джоан, преподававшая французский в школе, смогла наконец-то бросить работу.

“Все люди хотят, чтобы их жизнь была удобной, – пишет Джоан Роулинг. – Но первая из четырех великих истин Будды гласит: жизнь есть страдание. Мне очень нравятся эти слова. Потому что жизнь не обязана быть удобной.

И в этом я нахожу успокоение – для себя и для всех, кто запутался в жизни. Вы найдете выход. А я, уверена, еще обязательно вляпаюсь в какие-нибудь неприятности. Надеюсь только, что они будут немного меньшего масштаба”.

В принципе, вся наша жизнь и есть в определенной степени преодолением подросткового синдрома, когда мы учимся быть самостоятельными и принимать решения, брать ответственность на себя и, позволяя себе быть собой, не взирать на лица, ожидания и страхи.

Это состояние внутренней свободы, к которому человек упорно идет сквозь тернии жизни, не имеет ничего общего с беспомощностью и инфантилизмом романтиков, ждущих чудес. Потому что это труд и боль.

Это то, в результате чего рождается личность в полной прелести своей самобытности и индивидуальной ценности для мира.

Кто-то страдает “подростковым синдромом” в большей степени, у кого-то эти проявления скрыты или возникают эпизодически.

Но все мы порой имеем дело с инфантильными политиками, начальниками-нарциссами, альфонсами и содержанками, подкаблучниками и стервами.

И даже не догадываемся, что причиной их неадекватного поведения является тот возрастной анахронизм, который когда-то засел в их сознании и не хочет оттуда выбираться.

Что же происходит с человеком в возрасте подростка? И какова суть конфликта, от разрешения которого зависит, сможет ли он стать полноценным взрослым человеком или останется на более низкой ступени своего развития на долгие годы?

Итак, у подростка есть два взаимоисключающих момента самосознания:

– С одной стороны – стремление к самостоятельности. Проявлением ее является отрыв от устаревших моделей поведения, правил, ограничений, рамок, которые мешают ему чувствовать себя хозяином своей жизни.

Приходится сражаться за власть над жизнью, и подросток нарушает привычные правила, эпатажно и смело идя наперекор родительской воле.

Он хочет настоять на своем, даже если объективно это “свое” ни в какие рамки не втиснешь.

– И вот тут вступает в силу другая особенность его мировосприятия, которую он тщательно хочет скрыть от окружающих и от самого себя – это потребность в “рамках”, защите и руководстве.

Ведь, как бы подросток не стремился к самостоятельности, но брать ответственность за свою жизнь на себя в полной мере он пока не умеет. Ему необходим внешний авторитет, более опытный и дееспособный, умеющий помочь ему справиться с вновь обретенной свободой, с которой он пока толком не знает, что делать.

Если этого совета нет в том варианте, который подросток готов воспринять, то полнота свободы повергает его в чувство полной растерянности и беспомощности. И от страха перед жизнью, он вновь с головой окунается в детство, где безопасно. Где за тебя все решат, помогут, подскажут, сделают.

Так действовать привычно и легче. Наркотики, алкоголь – ни что иное, как “взрослое” разрешение детского страха перед свободой.

По большей части это внутреннее противоречие все-таки разрешается повзрослевшим человеком в пользу осознанной самостоятельности и обретения себя, своего места в мире, своего самобытного жизненного пути.

Но это происходит не всегда.

Иногда “подростковый синдром” сопровождает человека всю жизнь. По большому счету он есть в какой-то мере в каждом из нас:

Растерянность подростка перед жизнью превращается в растерянность взрослого. Не способного принимать решения, говорить правду, озвучивать свои настоящие потребности, общаться с людьми. Такому человеку постоянно нужен некий защитник, толкач, который бы способствовал его движению вперед.

Вместо того чтоб искать в своих проблемах новые возможности их разрешения, он ищет причины, по которым не способен эти проблемы решить. Он вечно ищет виноватых (людей, обстоятельства). “Растерянный подросток” подвержен влиянию, им легко манипулировать, его легко ввести в заблуждение и запудрить ему мозги.

Он жертва и раб самого себя. И своего страха перед жизнью.

В семейной жизни такой человек ищет для себя опору, костыль, защиту, которые укрыли бы его от жизненных невзгод и оградили бы от принятия решений.

Женщины этого типа не способны переживать одиночество и жаждут прильнуть к кому-то надежному и сильному. К мужчине-отцу, принцу, уверенному в себе и бесстрашному, который намного старше (внешне или внутренне) и умеет принимать решения. Они готовы попасть от него в зависимость, в своеобразное рабство, которое часто выдается за жертвенность ради семьи, детей и мужа.

Только бы не быть личностью, самостоятельной и ответственной за свои ошибки. Такие женщины подсознательно считают себя ниже мужчины и единственное свое достоинство видят в своей сексуальной привлекательности и способности соблазнять. Они вдохновенно отдают этому все свои жизненные силы, непрерывно себя “украшая”.

Когда по каким-то причинам такая женщина теряет уверенность в своей неотразимости, она впадает в панику и сумасшествие. И во что бы то ни стало, ценой любых страданий (пластических операций, диет, эпиляций, шантажа, мошенничества, обмана и т.д.) готова вернуть себе былые позиции и свою иллюзорную власть, заключающуюся в привлекательности.

Это нужно ей, чтоб заглушить подростковый страх перед неизвестностью жизни, чтоб чувствовать уверенность в том, что надежный мужчина никогда ее не покинет.

В этом же положении могут оказаться и “беспомощные подростки” мужского пола. Не всегда это явные альфонсы или подкаблучники. Порой, это мужчины, даже внешне благополучные. Но внутренне крайне несамостоятельные и растерянные: в поступках, в мыслях, в решениях. Им тоже нужен руководитель и вдохновитель.

Они хотят видеть в женщине человека, который мог бы заботиться о них (кормить, обстирывать, ухаживать, опекать), мог бы их контролировать (что одеть, что поесть, куда пойти, сколько выпить).

Это тоже способ защиты от жизни, которой они боятся как огня, потому что понимают, что не способны ее понять и строить самостоятельно, ведь они ничего не умеют, кроме изощренного выдумывания оправданий и причин, которые избавляют их от ответственности.

Когда во внутреннем подростковом конфликте побеждает безбашенная “самостоятельность”, которую не способны преодолеть даже родители, то грубый и агрессивный подросток превращается в скандального взрослого, считающего себя центром вселенной. Ему позволительно быть высокомерным, самовлюбленным, эгоистичным, агрессивным.

Это взрослый “нарцисс”, воспринимающий всех окружающих приложением к его жизни и средством достижения им удовольствия. Такой человек высокомерен и горд. Но под оболочкой зашкаливающего снобизма эти люди скрывают растерянность перед жизнью, свой страх перед принятием решений, перед поступком.

Им легче иметь дело со слабыми, глупыми и беспомощными людьми, это придает им уверенности, потому что на их фоне они выглядят выигрышно.

Подростковый синдром самостоятельности проявляется и вечном стремлении человека доказать свою самодостаточность. Иногда он пытается сделать это с помощью внешних атрибутов: крутого бизнеса, машины, дома, карьеры и т.

д. Идет детское соревнование между сильными мира сего, под названием “кто кого переплюнет”. Но они, даже и не подозревают, что играют в детские игры. Что все это та же “болезнь роста” не до конца повзрослевших детей.

“Агрессивный подросток” редко обращается за помощью, все берет на себя, не позволяет себе ошибаться и находится в постоянном напряжении. И не дает себе отчета, что за всеми этими потугами скрывается страх быть самим собой.

Такие люди считают слабостью проявление любви и человечности, сострадания и искренности. Они словно носят прочный защитный панцирь, который безнадежно изолирует их от нормальных человеческих отношений.

А если говорить обо всех нас, то “подростковый синдром” ярче всего проявляется в нашем нежелании задумываться о своей жизни и своих поступках.

Мы привыкли следовать проторенными стежками стереотипов и ни за что не хотим сворачивать с них на свои собственные, единственные в своем роде, нехоженые дороги предназначенной нам жизни. Потому что по этой дороге должны будем идти именно мы и никто другой. Самостоятельно. И решения принимать.

И за ошибки отвечать. Но и победы, которых мы достигнем, достанутся не окружающим нас людям, на которых мы привыкли опираться, а только нам самим.

Нам лишь стоит дать себе труд об этом поразмыслить!

Ирина Власенко

Источник: http://www.woman.ru/psycho/personality/article/45586/

Кризис среднего возраста: по каким симптомам его можно распознать

Синдром подростка среднего возраста

Кризис среднего возраста – переломный момент в жизни. Время, когда мы пожинаем первые плоды наших достижений и ищем новые пути развития. Чтобы не впасть в депрессию, надо узнать врага в лицо и научиться с ним бороться.

У истоков

Рассуждения о кризисе среднего возраста можно найти в монографиях швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и отечественного психолога Льва Выготского. Оба отмечали, что на определенном жизненном этапе человеку свойственно задумываться над переоценкой ценностей.

В середине прошлого столетия крупнейший американский социопсихолог Дэниел Левинсон определил кризис середины жизни как «состояние глубокого физиологического и психологического стресса».

А вот официальный терминологический статус «кризис среднего возраста» получил только благодаря канадскому психологу Жаку Эллиоту, который впервые употребил его в 1965 году.

Три стадии

Протекание кризиса средних лет описывается по-разному, но большинство специалистов соглашаются с этапами, предложенными американским и швейцарским аналитиком Мюрреем Стайном. Условно их можно назвать «смертью», «переосмыслением» и «возрождением».

На первом этапе у человека появляется ощущение безвозвратной утраты, которая может быть связана, например, с потерей родителей.

На втором – возникает неуверенность, которая сопровождается многочисленными вопросами об эффективности прожитых лет и попытками осознать своё место в жизни. На третьем – обретается новфый смысл.

Психологи не берутся определить границы этапов, предостерегая: если человек неэффективно проживает кризис, этапы-состояния могут возвращаться. Особенное внимание рекомендуется уделять второму этапу: поиски ответов и формирование нового сознания требуют времени.

Без гендерной принадлежности

И Юнг, и Выготский, и Левинсон считали, что кризис среднего возраста – проблема преимущественно мужская. Но современная наука стирает гендерные стереотипы. Кризис среднего возраста больше не является исключительно мужской прерогативой. Исследователь особенностей переходных моментов в жизни человека, доктор наук Дэн Джонс считает, что протекает кризис у мужчин и женщин по-разному.

В то время как мужчины преимущественно оценивают уровень успешности через профессиональные достижения, женщины делают ставку на личные отношения и собственную состоятельность в роли жены и матери. Правда, и женщинам, посвятившим себя семье, зачастую не удается избежать кризиса. Утрата былой привлекательности – еще одна причина появления кризиса средних лет, причем не только среди женщин.

Когда ожидать?

Если Юнг и Выготский давали весьма размытые возрастные границы кризиса (от 35 до 60 лет), то Левинсон, активно изучавший различные возрастные кризисы, ограничивал временные рамки.

Он считал, что кризис возникает «на стадии перехода в среднюю взрослость», которая наступает в 40-45 лет.

В современном мире через «midlife crisis» проходят как мужчины, так и женщины в возрасте от 25 до 50 лет, при этом в России, где продолжительность жизни меньше, чем в Европе, большая часть населения проходит через кризис среднего возраста в 30-40 лет.

Миф или реальность?

Большинство современных психологов считают, что все без исключения люди переживают кризис среднего возраста. Просто темпераментные и склонные к рефлексии люди проходят через этот период более болезненно, в то время как другие его вообще не замечают.

Современная наука вообще предпочитает не употреблять термин «кризис», называя это «переходным периодом», поскольку данный период может сопровождаться как серьезной депрессией, так и значительным личностным ростом.

Американский психолог Джоан Шерман, например, уверена, что путь, который после кризиса выберет человек, зависит от многочисленных факторов, в том числе от поддержки близких людей.

Новая возможность

Ученые из тель-авивского университета во главе с Карло Штренгером убеждены, что средний возраст – момент, когда должно открыться «второе дыхание». Это время прекрасно подходит для саморазвития, постановки новых целей и реального их исполнения.

Израильские ученые опровергают мнение о том, что возможности мозга 40-летнего человека начинают ухудшаться. Именно в этом возрасте жизнь может быть полна богатыми событиями и занятиями, на которые раньше просто не было времени.

Преодолеть кризис, по мнению профессора Штренгера, поможет осознание возможности улучшить свою жизнь, построение личных планов, познание самого себя и поиск сильных сторон, которые, впрочем, могут не соответствовать ожиданиям окружающих.

Наконец, победить кризис сможет тот, кто не боится трудностей и руководствуется при выборе нового пути собственным опытом и знаниями, а не слепыми амбициями. Джеймс Холлис в своей книге «Перевал в середине пути» говорит об уникальной возможности, которую получает человек. Она позволяет сделать вторую часть жизни более захватывающей и интересной.

Знай врага в лицо!

Нарушение аппетита, сонливость, чувство безнадежности и пессимизма, раздражительность и тревожность, чувство вины, потеря интереса к происходящему – именно эти симптомы могут свидетельствовать о начале кризиса среднего возраста.

Мысли об иллюзорности прожитой жизни, о нереализованных замыслах, ненайденном призвании, о том, что большая часть жизни осталась в прошлом приводят к унынию, опустошенности, жалости к себе и прочим негативным эмоциональным переживаниям.

Современные отечественные и зарубежные психологи дают разные описания путей выхода из кризиса, при этом большинство уверены, что подготовиться к кризису можно заблаговременно. Здоровое питание, полноценный активный отдых, новое хобби – все это может помочь достойно перенести «удар».

Учитывая, что возрастные рамки наступления кризиса чрезвычайно размыты, подготовку следует начинать еще в подростковом возрасте.

HahaWowPoopHeartLoveYaySadAngry

Источник: https://tstosterone.ru/krizis-srednego-vozrasta-po-kakim-simptomam-ego-mozhno-raspoznat/

Подростковый синдром дисморфофобии: причины и лечение

Синдром подростка среднего возраста

Подростковый период – это сам по себе сложный период, для которого характерны многие психологические проблемы, связанные как с отношением подростка к самому себе, так и окружающему его миру.

Об одном из расстройств, типичных для подросткового периода, Estet-portal расскажет Вам в этой статье. Речь пойдет о подростковом синдроме дисморфофобии, т.е.

о нездоровом и зачастую совершенно необоснованном недовольстве своей внешностью, о причинах его развития, влиянии на психологическое состояние человека и соответствующем лечении.

Подростковый период характеризуется стремительным физиологическим созреванием и становлением личности. Физиологические, психические и социальные факторы тесно переплетены, выделить определяющий фактор нелегко.

Причины подросткового синдрома дисморфофобии

В этом возрасте телесные (рост, внешность, первичные половые признаки) показатели являются определяющими, так как они влияют на 2 основные линии поведения и психики подростка.

Во-первых, это влияние распространяется на социальный статус.

Ведь мальчик-акселерат, который обгоняет своих сверстников в физическом развитии, без труда становиться лидером, которого слушают и которому подражают.

Со стройным, мускулистым телом ассоциируются качества вожака: сильного, агрессивного, энергичного и более социально зрелого. А вот полный подросток часто становится предметом насмешек или игнорирования.

Такие подростки ограничены в выборе друзей и больше других нуждаются в поддержке. К сожалению, такая оценка, формирующаяся в подростковом периоде, устойчиво сохраняется довольно долго.

Хотя у девочек, которые быстро созревают, есть свои сложности: они порой бывают выше своих одногодок, и из-за этого возникает множество негативных переживаний. Одни девчонки начинают общаться с парнями старше себя, таким образом ощущая свою привлекательность.

А другие мучительно переживают свою “непривлекательность” и “несуразность”.

Во-вторых, через внешность к личности предъявляются особые требования и ожидания. И вот тут и происходит формирования образа “Я”, в котором соотносятся собственные возможности и способности с восприятием и оценкой их окружающими. Многое зависит от самосознания.

Одни, осознав свою физическую непривлекательность, смиряются с ней и испытывают чувство собственной неполноценности. Другие начинают усиленно заниматься своей внешностью (занимаются спортом, тщательно следят за своей кожей) и достигают успеха в этом.

А третьи компенсируют свою физическую непривлекательность достижениями в учебе или творчестве. И многое в это время зависит от поддержки взрослых: родителей и учителей.

Согласно исследованиям психологов, идеальные лица – это скучно. Возможно, те черты, которые кажутся Вам несовершенными, и представляют собой запоминающуюся изюминку, способную притягивать взгляды и удерживать внимание? Как найти достоинства своей внешности? Что сделать, чтобы привлечь внимание к своим изюминкам да так, чтобы недостатки вообще были незаметны?

Исходя из вышесказанного, становится понятно, откуда у подростков возникает озабоченность своей внешностью и телом. Последняя часто перерастает в недовольство своим внешним видом – подростковый синдром дисморфофобии.

Для того, чтобы стать ближе к совершенству, нужно работать над собой. Важно делать это грамотно. Как правильно ставить цели, работая над собой, чтобы не опускались руки? Как поощрять себя за достижения? Что такое “ментальная диета”?

Дисморфофобия – это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен своей внешностью или вынашивает идею дефекта и/или изъяна своего тела. При этом расстройстве человек недоволен своей внешностью и хотел бы изменить ее.

В то же время в реальности это довольно симпатичные люди, и часто беспокоящий их недостаток отсутствует или сильно преувеличен. Окружающие же не замечают его и вовсе.

Люди, страдающие дисморфофобией, стараются меньше бывать в обществе, меньше выходить из дома, лишь бы никто не увидел их дефекта, не засмеял.

У девочек подобный синдром связан с высоким ростом, ростом молочных желез, а у мальчиков – наоборот с малым ростом и эндоморфным (полным) строением тела.

К сожалению, за помощью к специалисту с подобным расстройством обращается очень мало подростков, так как сами они стесняются или боятся, а взрослые не понимают глубину проблемы. Но если оперативно не вмешаться, тогда на фоне дисморфофобии развивается депрессия и суицидальное поведение.

К счастью, к периоду юности подростковый синдром дисморфофобии обычно проходит. Ведь если подростку для самоутверждения достаточно роста и внешней привлекательности, то позже на первый план выступают волевые и интеллектуальные показатели.

Но если у Вас или у Вашего ребенка наблюдаются определенные симптомы этого расстройства, срочно обращайтесь к специалисту (психиатру, психологу, психотерапевту) во избежание беды! Будьте красивы и довольны собой!

Красота – один из важнейших факторов привлекательности. Но одной красоты недостаточно для того, чтобы притягивать внимание и успешно строить отношения.

Потому что люди общаются с Вами – личностью, а не с идеальным лицом или стройными ногами.

 Estet-portal напоминает, что привлекательность – это социальная категория, и в отличие от внешней красоты (гармоничного сочетания формы и цвета) включает в себя умение выгодно преподнести себя социуму. 

Источник: https://estet-portal.com/statyi/podrostkovyj-sindrom-dismorfofobii-prichiny-i-lechenie

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий