Шизофреническая пунктуация что это

Фгбну нцпз. ‹‹эндогенные психические заболевания››

Шизофреническая пунктуация что это

В клинической картине шизофрении выделяют облигатные, специфические для этого заболевания расстройства, которые достаточно разнообразны (нарушения аутистического характера, расстройства психической активности, эмоций, мышления и поведенческих реакций).

Аутизм был описан E. Bleuler (1911), который определил его как расстройство, характеризующееся отрывом личности пациента от окружающей действительности с возникновением особого внутреннего мира, доминирующего в психической деятельности пациента. Суждения, позиции, взгляды, этические оценки больных становятся не только крайне субъективными, но и непонятными.

Они не поддаются коррекции, несмотря на явное противоречие и несоответствие их окружающей действительности. Нередко своеобразное представление об окружающей жизни приобретает характер особого мировоззрения, иногда возникает аутистическое фантазирование, когда больные крайне неохотно сообщают о содержании своих переживаний.

По мере прогресс формирования заболевания внутренний мир оскудевает (что иногда констатируют сами пациенты). В типичных случаях больные с аутизмом замкнуты, формально контактны и лучше чувствуют себя в одиночестве. Однако эти черты могут быть выражены нерезко. Более того, при так называемом аутизме наизнанку («регрессивной синтонности», по H.J.

Barahona Femandes) больные в связи с особыми представлениями об этических нормах, интерперсональных отношениях становятся чрезмерно общительными и бестактными.

Характерной особенностью шизофрении является снижение психической активности — «редукция энергетического потенциала» [Conrad К., 1958]. Больным становится труднее учиться и работать.

Любая деятельность, особенно умственная, требует все большего напряжения; крайне затруднена концентрация внимания.

Все это приводит к трудностям восприятия новой информации, использования запаса знаний, что в свою очередь вызывает профессиональное снижение, а иногда полную интеллектуальную несостоятельность при формально сохранных функциях интеллекта.

Своеобразны для шизофрении эмоциональные изменения. Речь идет о прогрессирующем обеднении эмоциональных реакций вплоть до развития состояний эмоциональной дефицитарности, а также их неадекватности и парадоксальности. Обеднение эмоциональных реакций возникает уже в дебюте заболевания и неуклонно прогрессирует.

Вначале изменяются высшие эмоции — эмоциональная отзывчивость, сострадание, альтруизм, далее больные становятся холодными, эгоистичными, их меньше интересуют события в семье, на работе, рвутся старые дружеские контакты, утрачиваются прежние чувства к близким.

В тяжелых случаях прогрессирующее эмоциональное опустошение приводит к состоянию бытовой апатии. У значительной части пациентов на фоне обеднения эмоциональной жизни выступает парадоксальность эмоциональных реакций.

Нередко больные достаточно равнодушно переносят несчастье, случившееся в их семье, при этом обнаруживают бурные неадекватные реакции при недостаточно корректно высказанном соболезновании или по совершенно ничтожному поводу.

Вместе с этим больные, несмотря на явные признаки эмоциональной дефицитарности, сохраняют отдельные привязанности, в частности к кому-то из близких. Нередки глубокая привязанность матерей к детям, сопровождающаяся гиперопекой, привязанность больных детей к родителям с полной подчиняемостью.

Достаточно характерны для шизофрении и так называемые явления дрейфа, суть которых сводится к нарастающей пассивности больного, невозможности построения «линии жизни». Сами пациенты сравнивают свою жизненную кривую с лодкой, льдиной, которую несет по течению в неизвестном для них направлении.

Больные попадают в те или иные ситуации, где пассивно подчиняются лидерам микрогрупп, злоупотребляя алкоголем и наркотиками, при этом не испытывая к этому настоящего влечения. Они, пассивно повторяя поступки окружающих их лиц, могут совершать противоправные действия.

Иногда это дает основание диагностировать у них «психопатическое» или «психопатоподобное» состояние, но при изоляции от антисоциального окружения они, будучи вялыми и пассивными, не обнаруживают признаков неправильного поведения.

Особенно характерны для шизофрении расстройства мышления, они крайне разнообразны. Отмечается утрата целенаправленности, последовательности, логичности мышления, его разорванность, нередки наплывы мыслей, содержание которых больной затрудняется воспроизвести, ощущение пустоты в голове.

Процесс мышления утрачивает автоматический характер и становится объектом внимания больных, исчезает образность мышления, преобладает склонность к абстракции и символике, наблюдаются феномен соскальзывания, «закупорка» мыслей, обрывы мыслей (sperrung). Наблюдается общее обеднение мышления или его необычность со своеобразием ассоциаций, вплоть до нелепых.

При шизофрении типична «разноплановость» мышления, проявляющаяся в неоднозначности оценки тех или иных событий, когда одновременно используются как существенные, так и незначительные, второстепенные характеристики их.

Наряду с признаками амбивалентности, проявляющейся невозможностью принятия решений вследствие одномоментного сосуществования двух противоположных мнений или больные в сложных ситуациях могут принять правильное решение, найти верный выход из создавшегося трудного, неординарного положения.

В речи больных отмечается склонность к бесплодному рассуждательству, мудрствованию (резонерство).

В тяжелых случаях наблюдается разорванность речи (иногда достигающая степени словесной окрошки), при которой речь, сохраняя грамматическую правильность, теряет смысл, в связи с чем утрачиваются ее коммуникативные функции.

В голосе больного исчезают характерные модуляции: одним и тем же тоном больной говорит как о важнейших событиях своей жизни, так и о делах, мало занимающих его.

Меняются и внешний облик больных, манера поведения, обедняется мимика. Последняя, не соответствуя ситуации и переживаниям больного, приобретает неадекватный характер.

Больные становятся неряшливыми, неаккуратными, меняется манера одеваться: у одних в одежде преобладают вычурность, нелепость, несоответствие туалетов возрасту и положению в обществе, у других крайняя неопрятность, консерватизм, игнорирование норм этикета.

Поведение больного по мере развития болезни становится все менее предсказуемым, нередки неадекватные негативистические реакции в ситуациях, когда ему оказывают поддержку, стараются помочь.

Таким образом, диапазон расстройств, свойственных шизофрении, достаточно широк. В зависимости от степени прогредиентности болезни они могут быть выражены по-разному: от тонких, нерезко выраженных, доступных только глазу опытного специалиста особенностей до резко выраженных, свидетельствующих о тяжелых видах патологии.

Описанные изменения, сочетаясь с бредом, галлюцинациями, аффективными и другими расстройствами, формируют психопатологические синдромы, сменяющие друг друга в течении заболевания. К ним относятся неврозоподобные и психопатоподобные, аффективные, галлюцинаторно-бредовые и кататонические симптомокомплексы.

В обобщенном виде позитивные и негативные расстройства при шизофрении могут быть представлены следующим образом:

Позитивные психопатологические явления (синдромы)Негативные психопатологические явления
стеническиеПсихопатоподобныеАффективныеГаллюцинаторныеБредовыеКататонические

АутизмЭмоциональная дефицитарность Редукция энергетического потенциала (по K. Conrad), или падение психической активностиЯвления дрейфа

Расстройства мышления

Сочетание этих двух видов нарушений — негативных и позитивных — создает достаточно полиморфную картину болезни, имеющую, однако, четкие закономерности развития процесса, определяющие формы или варианты его течения, о которых упоминалось в разделе классификации шизофрении.

В случае тяжелого, прогредиентного и особенно злокачественного течения шизофрении формируется своеобразный психический дефект — слабоумие шизофренического типа, которое обычно обозначается как конечное состояние.

Из вышеприведенного описания симптоматики шизофрении видно, насколько тесно связаны между собой позитивные и негативные симптомы, степень выраженности которых может меняться в связи с проводимым лечением. Поэтому их деление не является абсолютным и иногда представляет известные сложности (это касается, в частности, аутизма, расстройств мышления и поведения).

Еще большие трудности возникают при попытках дифференциации негативных явлений и явлений шизофренического слабоумия (обычно в этих случаях вводятся тесты для оценки когнитивных функций с целью обнаружения и установления степени выраженности олигофреноподобного или близкого к нему дефекта). Здесь существенным признаком является возможность обратимости соответствующих расстройств, хотя при шизофрении речь идет чаще всего о неполной обратимости негативных симптомов на относительно ранних этапах заболевания.

На основе изучения особенностей клинической картины и течения шизофрении были выделены три основные формы заболевания — непрерывная, приступообразно-прогредиентная и рекуррентная, каждая из которых имеет варианты, различающиеся характером течения и степенью прогредиентности.

Поскольку приступообразно-прогредиентная шизофрения является как бы промежуточной между непрерывнотекущей и рекуррентной и сочетает в себе признаки той и другой, то формы шизофрении описываются в следующем порядке: непрерывнотекущая, рекуррентная, приступообразно-прогредиентная.

Сказанное объясняет расхождения, существующие в разных шкалах позитивных и негативных расстройств в отношении «набора» соответствующих симптомов. В качестве примера можно привести широко распространенные шкалы SAPS и SANS, предназначенные для количественной оценки позитивных и негативных расстройств (см. главу 6, часть I).

В перечне позитивных симптомов здесь фигурируют бред (разные его виды, включая идеи открытости и отнятия мыслей); галлюцинации; расстройства мышления (алогичность, амбивалентность, разорванность, обстоятельность, соскальзывание, мышление «по касательной», «отвлекаемость» мышления, «речевой» напор, неожиданные повороты и «всплески» мышления, отраженные в бессвязных выкриках); изменения поведения (изменение манеры одеваться, изменение сексуального поведения, агрессивно-ажитированное и стереотипное поведение, кататонические явления). К негативным явлениям отнесены аффективные нарушения (отсутствие аффективной реактивности, утрата «глазного» контакта с окружающими, неадекватность аффекта, утрата интонационной окраски речи, бедность экспрессивной жестикуляции, уменьшение спонтанных движений, адекватных аффекту, застывшее выражение лица), изменения речи (бедность речевой продукции, «блокирование» речи, удлинение латентного периода ответов на вопросы); апатия и избегание напряжения (невнимание к одежде и гигиене, невыносимость работы, школьных занятий, физическая анергия); ангедония и асоциальность (потеря интересов и снижение активности, утрата чувства удовольствия, избегание развлечений и сексуальных контактов, аутизм, утрата связей с окружающими); нарушение внимания к происходящим событиям (потеря «социального» внимания, отсутствие интереса к процедуре и существу обследования ИТЛ). При сопоставлении с приведенными нами выше более обобщенными представлениями позитивных и негативных расстройств видно, что наибольшие расхождения имеются в отношении интерпретации нарушений мышления. Эти и другие особенности отдельных шкал необходимо учитывать при их использовании.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/29/chapter/4

Шизофрения

Шизофреническая пунктуация что это

Шизофрения – это психическое расстройство, сопровождающееся развитием фундаментальных нарушений восприятия, мышления и эмоциональных реакций. Отличается значительным клиническим полиморфизмом.

К числу наиболее типичных проявлений шизофрении относят фантастический или параноидный бред, слуховые галлюцинации, нарушения мышления и речи, уплощение или неадекватность аффектов и грубые нарушения социальной адаптации.

Диагноз устанавливается на основании анамнеза, опроса пациента и его родственников. Лечение – медикаментозная терапия, психотерапия, социальная реабилитация и реадаптация.

Шизофрения – полиморфное психическое расстройство, характеризующееся распадом аффектов, процессов мышления и восприятия.

Ранее в специализированной литературе указывали, что шизофренией страдает около 1% населения, однако недавние масштабные исследования показали более низкую цифру – 0,4-0,6% населения. Мужчины и женщины болеют одинаково часто, но у женщин шизофрения обычно развивается позже.

У мужчин пик заболеваемости приходится на возраст 20-28 лет, у женщин – на возраст 26-32 года. Расстройство редко развивается в раннем детском, среднем и пожилом возрасте.

Шизофрения часто сочетается с депрессиями, тревожными расстройствами, наркоманией и алкоголизмом. Значительно повышает риск суицида. Является третьей по распространенности причиной выхода на инвалидность после деменции и тетраплегии.

Нередко влечет за собой выраженную социальную дезадаптацию, оборачивающуюся безработицей, бедностью и бездомностью. Городские жители страдают шизофренией чаще людей, проживающих в сельской местности, однако причины этого явления пока остаются не выясненными.

Лечение шизофрении осуществляют специалисты в области психиатрии.

Шизофрения

Причины возникновения точно не установлены. Большинство психиатров считают, что шизофрения является мультифакторным заболеванием, возникающим под влиянием ряда эндогенных и экзогенных воздействий. На риск развития шизофрении могут влиять:

  1. Наследственная предрасположенность. При наличии близких родственников (отца, матери, брата или сестры), страдающих этим заболеванием, риск развития шизофрении увеличивается до 10%, то есть, примерно в 20 раз по сравнению со средним риском по популяции. Вместе с тем, 60% больных имеют неотягощенный семейный анамнез.
  2. Перинатальные вредности. К числу факторов, повышающих риск развития шизофрении, относят внутриутробные инфекции, осложненные роды и время рождения.
  3. Социальные условия. Отмечают устойчивую корреляцию распространенности шизофрении с рядом социальных факторов, в том числе – уровнем урбанизации (горожане болеют чаще сельских жителей), бедностью, неблагоприятными условиями жизни в детском возрасте и переездами семьи в связи с неблагоприятными социальными условиями.
  4. Стиль воспитания. Многие исследователи указывают на наличие ранних травмирующих переживаний, игнорирования жизненно важных потребностей, перенесенного в детстве сексуального или физического насилия. Большинство специалистов полагают, что риск возникновения шизофрении не зависит от стиля воспитания, при этом некоторые психиатры указывают на возможную связь болезни с грубыми нарушениями семейных отношений: пренебрежением, отвержением и отсутствием поддержки.
  5. Вредные зависимости. Шизофрения, алкоголизм, наркомания и токсикомания нередко тесно связаны между собой, однако отследить характер этих связей не всегда возможно. Существуют исследования, указывающие на связь обострений шизофрении с приемом стимуляторов, галлюциногенов и некоторых других психоактивных веществ. Вместе с тем, возможна и обратная зависимость. При появлении первых признаков шизофрении больные иногда пытаются устранить неприятные ощущения (подозрительность, ухудшение настроения и другие симптомы) употребляя наркотики, алкоголь и лекарственные препараты с психоактивным действием, что влечет за собой увеличение риска развития наркомании, алкоголизма и других зависимостей.
  6. Аномалии структуры головного мозга. У больных шизофренией выявляются отличия в анатомической структуре гиппокампа и височных долей, увеличение желудочков и снижение активности лобной доли, отвечающей за рассуждение, планирование и принятие решений. При этом исследователи отмечают, что перечисленные нарушения могут возникнуть вторично, под влиянием фармакотерапии, поскольку большинство пациентов, принимавших участие в исследованиях структуры головного мозга, ранее получали антипсихотические препараты.

Существует также ряд нейрохимических гипотез, связывающих развитие шизофрении с нарушением деятельности определенных нейромедиаторов (дофаминовая теория, кетуреновая гипотеза, гипотеза о связи заболевания с нарушениями в холинергической и ГАМКергической системах).

Некоторое время была особенно популярна дофаминовая гипотеза, однако в последующем многие специалисты стали подвергать ее сомнению, указывая на упрощенный характер данной теории, ее неспособность объяснить клинический полиморфизм и множество вариантов течения шизофрении.

С учетом клинической симптоматики в DSM-4 различают пять типов шизофрении:

  • Параноидная шизофрения – имеются бред и галлюцинации при отсутствии эмоционального уплощения, дезорганизованного поведения и расстройств мышления
  • Дезорганизованная шизофрения (гебефреническая шизофрения) – выявляются расстройства мышления и эмоциональное уплощение
  • Кататоническая шизофрения – преобладают психомоторные нарушения
  • Недифференцированная шизофрения – выявляется психотическая симптоматика, не укладывающаяся в картину кататонической, гебефренической или параноидной шизофрении
  • Остаточная шизофрения – наблюдается слабо выраженная позитивная симптоматика.

Наряду с перечисленными, в МКБ-10 выделяют еще два типа шизофрении:

  • Простая шизофрения – выявляется постепенное прогрессирование негативной симптоматики при отсутствии острых психозов
  • Постшизофреническая депрессия – возникает после обострения, характеризуется устойчивым снижением настроения на фоне неярко выраженных остаточных симптомов шизофрении.

В зависимости от типа течения отечественные психиатры традиционно различают приступообразно-прогредиентную (шубообразную), рекуррентную (периодическую), вялотекущую и непрерывно текущую шизофрению.

Разделение на формы с учетом типа течения позволяет более точно определять показания к терапии и прогнозировать дальнейшее развитие заболевания. С учетом стадии болезни выделяют следующие этапы развития шизофрении: преморбидный, продромальный, первый психотический эпизод, ремиссия, обострение.

Конечным состоянием шизофрении является дефект – стойкие глубокие нарушения мышления, снижение потребностей, апатия и равнодушие. Выраженность дефекта может существенно колебаться.

Как правило, шизофрения манифестирует в подростковом возрасте или в начале взрослой жизни. Первому приступу обычно предшествует преморбидный период продолжительностью 2 или более года.

В течение этого периода у больных возникает ряд неспецифических симптомов, в том числе – раздражительность, нарушения настроения со склонностью к дисфории, причудливость поведения, заострение или извращение некоторых черт характера и уменьшение потребности в контактах с другими людьми.

Незадолго до дебюта шизофрении наступает период продрома. Пациенты все больше изолируются от общества, становятся рассеянными.

К неспецифическим симптомам присоединяются кратковременные расстройства психотического уровня (транзиторные сверхценные или бредовые идеи, отрывочные галлюцинации), переходящие в развернутый психоз.

Симптомы шизофрении разделяют на две большие группы: позитивные (появляется что-то, чего не должно быть в норме) и негативные (исчезает что-то, что должно быть в норме).

Позитивные симптомы

Галлюцинации. Обычно при шизофрении возникают слуховые галлюцинации, при этом пациенту может казаться, что голоса звучат у него в голове или исходят из различных внешних объектов.

Голоса могут угрожать, приказывать или комментировать поведение больного. Иногда пациент слышит сразу два голоса, которые спорят между собой. Наряду со слуховыми, возможны тактильные галлюцинации, обычно вычурного характера (например, лягушки в желудке).

Зрительные галлюцинации при шизофрении появляются крайне редко.

Бредовые расстройства. При бреде воздействия пациент считает, что некто (вражеская разведка, инопланетяне, злые силы) воздействует на него с помощью технических средств, телепатии, гипноза или колдовства. При бреде преследования больной шизофренией думает, что кто-то за ним постоянно следит. Бред ревности характеризуется непоколебимой убежденностью в неверности супруга.

Дисморфофобический бред проявляется уверенностью в собственном уродстве, в наличии грубого дефекта какой-то части тела. При бреде самообвинения пациент считает себя виновным в несчастьях, болезнях или смерти окружающих.

При бреде величия больной шизофренией верит, что занимает исключительно высокое положение и/или обладает необыкновенными способностями. Ипохондрический бред сопровождается убежденностью в наличии неизлечимого заболевания.

Навязчивые идеи, расстройства движений, мышления и речи. Навязчивые идеи – идеи отвлеченного характера, возникающие в сознании больного шизофренией против его воли. Как правило, носят глобальный характер (например: «что случится, если Земля столкнется с метеоритом или сойдет с орбиты?»). Расстройства движений проявляются в виде кататонического ступора или кататонического возбуждения.

К расстройствам мышления и речи относят навязчивое мудрствование, резонерство и бессмысленные рассуждения. Речь пациентов, страдающих шизофренией, изобилует неологизмами и излишне подробными описаниями. В своих рассуждениях больные беспорядочно перескакивают с одной темы на другую. При грубых дефектах возникает шизофазия – бессвязная речь, лишенная смысла.

Негативные симптомы

Эмоциональные расстройства. Социальная изоляция. Эмоции больных шизофренией уплощаются и обедняются. Часто наблюдается гипотимия (устойчивое снижение настроения). Реже возникает гипертимия (устойчивое повышение настроения).

Количество контактов с окружающими уменьшается.

Пациенты, страдающие шизофренией, не интересуются чувствами и потребностями близких, перестают посещать работу или учебу, предпочитают проводить время в одиночестве, будучи полностью поглощенным своими переживаниями.

Расстройства волевой сферы. Дрейф.

Дрейф проявляется пассивностью и неспособностью принимать решения. Больные шизофренией повторяют свое привычное поведение или воспроизводят поведение окружающих, в том числе – асоциальное (например, употребляют алкоголь или принимают участие в противоправных действиях), не чувствуя удовольствия и не формируя собственного отношения к происходящему.

Волевые расстройства проявляются гипобулией. Исчезают или уменьшаются потребности. Резко сужается круг интересов. Снижается сексуальное влечение. Пациенты, страдающие шизофренией, начинают пренебрегать правилами гигиены, отказываются от еды.

Реже (обычно – на начальных стадиях болезни) наблюдается гипербулия, сопровождающаяся повышением аппетита и сексуального влечения.

Диагноз устанавливается на основании анамнеза, опроса больного, его друзей и родственников. Для постановки диагноза шизофрения необходимо наличие одного или более критериев первого ранга и двух или более критериев второго ранга, определенных МКБ-10.

1. К критериям первого ранга относят:

  • слуховые галлюцинации;
  • звучание мыслей;
  • вычурные бредовые идеи;
  • бредовые восприятия.

2. В список критериев шизофрении второго ранга включают:

  • кататонию,
  • прерывание мыслей,
  • постоянные галлюцинации (кроме слуховых),
  • нарушения поведения
  • негативные симптомы.

Симптомы первого и второго ранга должны наблюдаться в течение месяца или более. Для оценки эмоционального состояния, психологического статуса и других параметров применяют различные тесты и шкалы, в том числе – тест Люшера, тест Лири, шкалу Карпентера, тест MMMI и шкалу PANSS.

Лечение шизофрении включает в себя медикаментозную терапию, психотерапию и мероприятия по социальной реабилитации. Основой фармакотерапии являются препараты с антипсихотическим действием.

В настоящее время предпочтение чаще отдают атипичным нейролептикам, которые реже вызывают позднюю дискинезию и, по мнению специалистов, могут уменьшать негативные симптомы шизофрении.

Для уменьшения выраженности побочных эффектов нейролептики комбинируют с другими лекарственными препаратами, обычно – нормотимиками и бензодиазепинами. При неэффективности других методов назначают ЭСТ и инсулинокоматозную терапию.

После редукции или исчезновения позитивной симптоматики больного шизофренией направляют на психотерапию.

Для тренировки познавательных навыков, улучшения социального функционирования, помощи при осознании особенностей собственного состояния и приспособления к этому состоянию применяют когнитивно-поведенческую терапию.

Для создания благоприятной семейной атмосферы используют семейную терапию. Проводят обучающие занятия для родственников больных шизофренией, оказывают психологическую поддержку близким пациентов.

Прогноз при шизофрении определяется целым рядом факторов.

К прогностически благоприятным факторам относят женский пол, поздний возраст начала болезни, острое начало первого психотического эпизода, незначительную выраженность негативной симптоматики, отсутствие длительных или частых галлюцинаций, а также благоприятные личные отношения, хорошую профессиональную и социальную адаптацию до начала шизофрении. Определенную роль играет отношение социума – согласно исследованиям, отсутствие стигматизации и принятие окружающих снижает риск развития рецидивов.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/psychiatric/schizophrenia

Что расскажут о характере знаки препинания

Шизофреническая пунктуация что это

Знала, что графология изучает характер человека по почерку. Но, оказывается, она занимается и знаками препинания, и в написанном, и в напечатанном текстах.

Еще бы! В последнее время устное общение мы часто заменяем sms-ками и посланиями в соцсетях. Мудрено было бы, если б графологи этим не заинтересовались.

Что же способны рассказать знаки препинания о характере человека? 

Во время занятий курса писательского мастерства заметила, что в текстах некоторых авторов много восклицательных знаков. Меня это удивило. Тексты подчистили. А недавно я случайно наткнулась на эту тему в интернете. Оказывается, восклицательный знак сигналит о юношеском энтузиазме и воодушевлении. Что же, рада, что курс и наше общение вызвали именно такие чувства!

Тема показалась мне очень интересной. Выходит, знаки препинания – своеобразные невербальные средства общения.

Не претендую на оригинальность ни в коем случае: все сведения взяты из других источников. Считайте, что я собрала то, что мне интересно, и законспектировала для себя, чтобы не потерять. А если кого-то еще тема заинтересует, буду только рада!

Итак…

Точка. Если вы ставите точки вместо запятых, разбивая предложения на короткие фразы, это свидетельствует о ясном, четком, хорошо структурированном мышлении. Человек, который «принципиально» не ставит этот знак препинания в конце предложения, считается бесхарактерным.

Если пишем от руки… Едва заметная точка говорит о натуре нежной, робкой и боязливой.

Жирные точки в конце фраз расскажут о чувственности человека, в том, что в его поведении и образе мыслей преобладают животные стремления, а о душе он беспокоится мало. Длинная точка, похожая на дефис, выдаст фантазера и мечтателя.

А точку, похожую на запятую, поставит любопытный человек, чьи заветные желания – знать все про всех и рассказывать об этом «по секрету всему свету».

Запятая. Многофункциональный знак, по нему трудно что-то определенное сказать о характере человека. Но по некоторым синтаксическим конструкциям понять кое-что можно.

Большое количество ненужных запятых расставляет человек не весьма образованный или грамотный, но добросовестный: он знает, что в тексте надо ставить запятые, но не знает, где именно и сколько. Поэтому на всякий случай расставляет запятые так, как, ему кажется, должно быть.

Если человек пишет много вводных слов и их отделяет запятыми, значит, он не любит приступать к делу «с кондачка», все делает основательно.

Написанная от руки короткая, толстая запятая говорит о человеке осторожном, целеустремленном, не терпящем противоречий, y которого «правильный» взгляд на жизнь. Длинные и тонкие запятые ставят натуры слабые, этакие «воздушные создания». Если запятые отстоят от слов далеко, значит, написал их человек малодушный и бесхарактерный.

Точка с запятой. Знак педантов и людей, внимательных к языку, тех, кому важна точность в передаче интонации. Большинство обходится обычной запятой.

Восклицательный знак. Его ставим, когда на чем-то хотим акцентировать внимание,подчеркнуть важную мысль. Слишком большое количество восклицательных знаков указывает на юношеский энтузиазм и воодушевление.

Часто в письмах школьников восклицательные знаки ставятся где угодно, без всякого обоснования.

Многочисленные восклицательные знаки могут украшать письмо человека темпераментного, который стремится доказывать свою правоту во что бы то ни стало.

А если пишем от руки? Длинный и тонкий восклицательный знак говорит о слабых нервах и способности легко поддаваться чужому влиянию. Короткий и толстый – на силу воли и полное неприятие чужого мнения. Бегло написанный восклицательный знак указывает на человека энергичного, деятельного, хорошего партнера.

Важен и наклон знака. Сильно наклоненный по отношению к почерку восклицательный знак говорит о вспыльчивости, а прямой, как палка, (особенно при наклоненном почерке) – об уверенности и склонности к интригам.

Вопросительный знак. Злоупотребляют им люди, не уверенные в себе. Высказывая мнение, они оставляют себе возможность для отступления: «Я лишь предполагаю и ни на чем не настаиваю». Если много и восклицательных, и вопросительных знаком, вполне вероятно, писал человек эмоциональный, эксцентричный.

Тире. Под тире скрываются слова «есть», «это», «означает». Заменяя их черточкой, мы убираем вибрацию, стираем значимость слов.

Злоупотребляют тире эмоциональные и демонстративные люди. Этакий размашистый знак, в чем-то сродни восклицательному. Тире – значит, говорим о чем-то само собой разумеющемся.

Люди, которые часто ставят тире, в конфликтной ситуации предпочитают отмалчиваться, не выяснять отношения. Мол, я молчу значит, ты виноват, что тут непонятного?! И пусть партнер сам догадывается, чем обидел. Это не самый лучший вариант общения: рано или поздно партнеру на­доест искать свои промахи, гадать на кофейной гуще.

Убирайте лишние тире и учитесь выяснять отношения, пользуясь я-сообщениями и избегая слов-провокаторов.

Двоеточие, особенно вместо тире – это знак людей сдержанных. Там, где любитель тире летит, сторонник двоеточий передвигается медленно, осмотрительно и с остановками, с ярко выраженным желанием во всем разобраться.

Многоточие. Многоточие значимо и демократично, открыто новому и динамично, нестандартно и таинственно. Обозначает незаконченность высказывания, когда мысль обрывается  волнением говорящего, внешней помехой, обозначает заминку или перерыв в речи. Оно прячет недосказанность и сюрпризы, непредсказуемость и обилие вариантов.

Но если текст буквально пестрит многоточиями, это может характеризовать человека болтливого, у которого мысль за словами не поспевает, а додумывать до конца нет желания. Графологи считают обилие многоточий признаком слабого характера.

Также многоточиями злоупотребляют люди, которые плохо знают правила пунктуации. Их могут ставить вместо запятых, либо пытаясь заменить несказанное, что может свидетельствовать о нехватке словарного запаса.

Многоточие может выдать и больного человека: в психиатрии есть понятие «шизофреническая пунктуация». Это когда человек пишет: 1) короткими бессвязными предложениями с обилием многоточий, 2) длинными предложениями, в которых многоточия употребляются вместо других знаков препинания.

Кавычки считаются любимым знаком лентяев и людей двусмысленных. Сложно сказать, что на уме у тех, кто злоупотребляет этим знаком препинания: то ли им «в лом» неохота искать точную формулировку, и они обходятся приблизительной, определяя ее в кавычки; то ли их речь надо понимать в переносном смысле. Ведь кавычки способны изменить смысл слов на противоположный.

Таким людям и самим нелегко: они сомневаются в окружающих и в ответ получают то же сомнение. Их задача: стать более искренними и перестать оценивать других людей, принять их такими, как есть.

Скобки нужны тому, кто стремится отделить основную мысль от второстепенных, упорядочить мысли (а может, и жизнь), но не очень успешно: наводя порядок, любитель скобок запутывается еще больше.

Обилие скобок на письме выдает человека закрытого, сдержанного, настороженного и немногословного, привыкшего держать дистанцию. Общение с таким человеком не слишком просто: он притягивает таинственностью, эрудированностью, но не знаешь, чего от него ожидать.

 Раскрыть такие скобки – все равно, что раскрыть объятия: можно выйти на новый, приятный уровень общения.

Длинные сложные предложения. Любовь к ним чаще говорит не о сложной личности, а о том, что человек не до конца разобрался в самом себе и/или хочет казаться сложнее, чем есть на самом деле.

Использование CAPS LOCK. Прописные буквы могут свидетельствовать о том, что у человека занижена самооценка. К нему мало прислушиваются в реальной жизни, вот он и старается выделиться на письме.

Предложения начинаются с маленькой буквы. Тоже, оказывается, характеризует человека.

Переписка в мессенджере или в соцсетях, правда, может свидетельствовать о том, что человек просто не обращает на это внимания, занят.

Но если человек намеренно начинает предложения со строчной буквы, это может говорить, что он хочет спрятаться. А если чье-то имя пишет не с заглавной, то таким образом проявляет неуважение.

КСТАТИ! «Вы» с большой буквы пишется в официальных письмах, при обращении к конкретному лицу. Т.о. подчеркиваем уважение к адресату. В остальных случаях пишем с маленькой.

Смайлы. Первоначально это невербальные средства общения были созданы, чтобы передавать эмоциональный фон пишущего. Со временем люди научились прикрывать смайлами то, что они чувствуют. Например, прочитали анекдот и ставите :-D, а на душе в это время кошки скребут.

Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, – нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки, именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос.

Владимир Набоков. Из интервью в апреле 1969 г. (перевод А. Г. Николаевской). в сборнике Nabokov V. Strong Opinions.

В самом деле, раньше маркерами настроения были только вопросительный и восклицательный знаки. В качестве растерянности применялось многоточие.

Сначала смайлы, как выразительный прием, разнообразили электронное общение. Уместно поставленный смайл может указать на хорошее настроение автора, а то и поможет избежать обид в случае рискованного заявления. Однако важно понимать: зачеркивание и смайлы не заменят остроумия и не передадут точный смысл того, что хотите сказать.

В последние годы смайлы стали применять в СМИ. Не будем вдаваться в рассуждения, надо ли это и всегда ли оправданно :). Речь о другом: все, что не к месту, чего излишне много, характеризует нас не с лучшей стороны. Как оказалось, простая точка – и та много значит. Вот тебе и «просто» знаки препинания!

В тему:

авторский стильсаморазвитиестилистика

Источник: https://panisvetlana.ru/o-xaraktere-znaki-prepinaniya

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий