Селективная немота

Мутизм: симптомы, лечение

Селективная немота

Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь.

В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации.

Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления.

В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства.

В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства.

Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм.

Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур.

Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства.

Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки.

К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже.

Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных .

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Лечение

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

Источник: https://indepress.ru/nevrozyi/mutizm.html

Как побороть селективный мутизм – АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Селективная немота

  1. 1

    Выясните, есть ли у вас, вашего друга или любимого человека симптомы селективного мутизма. К таким симптомам относятся:[3]

    • Частые эпизоды неспособности говорить в определенных социальных ситуациях (например, на учебе), когда говорить необходимо.
    • Способность разговаривать и нормально общаться с людьми в других ситуациях.
    • Неспособность говорить в определенных условиях негативно влияет на социальную жизнь и учебу.
    • Симптомы наблюдаются дольше одного месяца, включая первый месяц в школе (обычно ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому окружению).
    • Симптомы нельзя объяснить незнанием языка, на котором говорят в определенных ситуациях (то есть человек, который плохо говорит по-английски и предпочитает молчать, когда окружающие разговаривают на этом языке, не страдает от селективного мутизма).
    • Симптомы нельзя объяснить другим заболеванием (аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией и другими психическими заболеваниями).
    • Неспособность говорить не является осознанным решением – она вызвана чрезмерной тревожностью, которая не дает человеку произносить слова.
  2. 2

    Определите, в какой степени селективный мутизм влияет на вашу жизнь. Чтобы преодолеть это расстройство, для начала нужно понять, какое влияние оно оказывает на вас. Выясните, при каких обстоятельствах вы не можете говорить.

    Например, ребенок может свободно общаться с ровесниками и замолкать, когда ему нужно поговорить со взрослыми. Другой ребенок может разговаривать и нормально вести себя дома, но при этом молчать в школе.

    Поняв, в каких ситуациях проявляется расстройство, вы сможете направить все силы на преодоление этого состояния в этих условиях.

  3. 3

    Если у вас есть возможность обратиться за помощью к другим, постарайтесь побороть селективный мутизм с помощью десентизации.В контролируемой среде (там, где можно всегда обратиться за помощью) общайтесь с человеком, с которым вы можете говорить.

    Затем введите в разговор еще одного человека. Начните говорить с человеком, с которым вам комфортно, а затем переходите к новому человеку.

    Суть метода заключается в том, чтобы снять тревожность, связанную с общением с новым человеком, стерев границы между знакомым и незнакомым.

  4. 4

    Если вышеописанный прием не сработает или им нельзя воспользоваться, попробуйте систематическую десенситизацию.Сначала представьте себя в ситуации, в которой вы не можете говорить. Затем представьте, что вы говорите.

    Потом попробуйте пообщаться с людьми, которые находятся в этой же ситуации, опосредованно, то есть письмом, сообщением в интернете, по смс, по электронной почте и так далее. Затем переходите к другим способам общения: по телефону, на расстоянии, к личному общению.

    Этот метод используется для лечения других тревожных расстройств, включая специфические фобии. В основе метода лежит стремление побороть тревожность, которая лишает человека способности говорить, с помощью постепенного усиливающегося воздействия стимулов.

    Это позволяет приглушить тревожность настолько, что человек может нормально вести себя в сложных ситуациях.

  5. 5

    Тренируйтесь в общении разными способами. Научитесь спокойно чувствовать себя, когда на вас обращено внимание; поднимайте руку, кивайте головой, указывайте на что-то, пишите, смотрите людям в глаза.

    Постепенно начинайте разговаривать, стараясь с каждым разом говорить все больше. Расширяйте зону комфорта. Если вас мучает сильное беспокойство, старайтесь попросить помощи и поддержки у большого количества людей.

    Попробуйте записывать звук своего голоса, затем слушайте запись, чтобы вам было комфортнее говорить вслух. Попробуйте шептать в общественном месте (например, в офисе или в классном кабинете с одноклассником или учителем). Старайтесь постепенно говорить громче.

  6. 6

    Хвалите и вознаграждайте себя каждый раз, когда сможете говорить в условиях, которые раньше вызывали тревожность.

  7. 7

    Думайте о хорошем – это поможет в борьбе с тревожностью. Не стоит думать так: “Я не могу говорить…” Лучше думайте так: “Я могу попробовать говорить, и у меня все получится, если я буду над этим работать”.

  8. 8

    Поймите, что ощущение бабочек в животе (то есть тревожность и даже дрожь) посещает вас в определенных ситуациях, поэтому нужно начинать общение с маленьких групп людей. Кому-то помогут курсы публичных выступлений, на которых учат делать презентации и проходить собеседования.

    Люди, занятые в сфере развлечений и публичного общения, быстро привыкают к стрессу, который сопровождает публичные выступления, включая пение перед большой аудиторией. Однако иногда даже самые опытные профессионалы стремятся приглушить стресс наркотикам.

    Позднее, когда человек научится полностью контролировать свои эмоции, ему может захотеться почувствовать этопрежнее возбуждение от сцены, однако его уже не будет.

    Когда человек находится за столом для почетных гостей или стоит на сцене, он может стремиться переглянуться с кем-нибудь и обменяться кивками или улыбками в знак поддержки. С новыми социальными ситуациями, а также с огромными заведениями с большим количеством людей обычно связано много стресса.

  9. 9

    Если у человека серьезная проблема с селективным мутизмом, все вышеописанные техники могут оказаться недостаточно эффективными.В этом случае следует обратиться за помощью к узким специалистам, которые назначат медикаментозное лечение.

    Обычно против тревожности, которая препятствует речи, назначают флуоксетин (“Прозак”) и другие селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Лекарства должны сочетаться с описанными выше методами, а также терапией тревожных состояний.

    Это позволит повысить вероятность преодоления селективного мутизма.

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij/autizm-i-shodnye-sostoania/detam-s-apraksiej-casto-stavat-diagnoz-autizma/kak-poborot-selektivnyj-mutizm

Мой Логопед – Что такое речевой мутизм – симптомы, диагноз и способы лечения

Селективная немота

Мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого».

Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми.

Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

Селективный мутизм: что это

Селективный мутизм еще называют избирательной немотой.

Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях.

Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом.

Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых.

В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Профилактика заболевания

Врачи рекомендуют для уменьшения вероятности патологии:

  • вести активный образ жизни;
  • заниматься спортом;
  • при каких-либо соматических и психических отклонениях своевременно обращаться к специалистам.

Склонность к появлению мутизма меньше всего отмечается у здоровых психически людей, которые контролируют уровень давления, состояние сердца и сосудов, отказываются от алкоголя и не нервничают.

Мы рассмотрели, что это — акинетический мутизм.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему.

Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм.

Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда.

Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента.

Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

  • ВИЧ-энцефалопатия — поражение головного мозга вирусом СПИДа (характеризуется выраженными симптомами деменции, деструкций личности, полной утратой когнитивных функций, мутизм возникает одним из первых);
  • опухоли головного мозга (злокачественные или доброкачественные);
  • травмы головного мозга.

Некоторые практики и ученые относят к названной категории симптом поражения ых связок, речевого аппарата, церебральных структур. Но большая часть специалистов против столь необоснованного расширения перечня случаев, когда можно говорить о расстройстве. Здесь имеют место чисто органические причины невозможности говорить, а не психологические.

Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

  • особенности течения внутриутробного периода;
  • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
  • реакцию ребёнка на прививки;
  • особенности динамики его развития.

Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

  • краниограмма (рентгеновский снимок черепа), дающая представление об объёме мозга, особенностях его строения;
  • МРТ и , выполняющие ту же задачу более точно и послойно-прицельно;
  • ЭЭГ, рассказывающая об уровне протекающих в мозге электрофизиологических процессов;
  • анализы крови и мочи, позволяющие по уровню содержания гормонов в этих биологических жидкостях определить степень зрелости и развития организма.

Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный.

В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности.

Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Особенности лечения мутизма

Современная практика позволяет избавиться или сгладить симптомы данной специфической немоты. Следует при этом помнить о том, что действовать необходимо во многих направлениях воздействия на больного: психологическом, неврологическом, психиатрическом и логопедическом.

Источник: https://cosmeton.ru/psihologiya/elektivnyj-mutizm.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий