Релятивирование это

Что такое Релятивизм

Релятивирование это

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Это точка зрения, согласно которой всё это является субъективным результатом различных условностей и систем оценки: где истина, а где ложь, что правильно и неправильно, стандарты рассуждений и процедуры обоснования также субъективны. А их важность ограничена контекстом, который их породил.

Синоним слова релятивизм — относительность.

Быть релятивистом — значит считать, что разные люди могут иметь разные взгляды на то, что морально и аморально.

Примеры релятивизма

Истина субъективного утверждения (заявление предпочтения, например, “Пломбир — самое вкусное мороженое”) относится к человеку, т. е. субъекту, предъявляющему это заявление, поэтому это заявление предпочтения может быть верно для одного человека, но не для другого.

Например:

  • употребление говядины для нас считается абсолютно нормальной, каждодневной ситуацией, однако это совершенно неприемлемо в Индии;
  • в исламских странах Ближнего Востока запрещено играть в азартные игры и распивать алкогольные напитки, а у нас это не карается ни законом, ни моралью;
  • женщины не могут получать образование или реализовывать себя в бизнесе в Афганистане, это считается аморальным, а у нас это не запрещено;

Релятивизм софистов

Одним из известнейших утверждений Протагора (ок. 485 до н. э. – ок. 410 до н. э.) является следующее:

“Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют”.

Это заявление объясняется следующим образом: у каждого человека способ видеть вещи отличается, ведь все мы разные. Таким образом, вещи не видятся такими, какие они есть, каждому видна только его субъективная оценка этих вещей (их отдельные свойства или стороны).

Рассмотрим эту фразу на примере отвёртки? Рабочий будет решать хорошая эта отвёртка или нет, посмотрев на её качества: удобна она для работы или нет. Для продавца магазина, который ему эту отвёртку продал, она имеет абсолютно другие качества: цена, за которую он её купил, за какую он может её продать, сложно или легко продаются отвёртки вообще.

А люди науки, например физики, видят ту же самую отвёртку как возможный объект исследования с определённой молекулярной структурой и физическими свойствами.

Но это лишь одна из множества интерпретаций этого знаменитого утверждения.

Это видение мира привело мыслителей к эпистемологическому перспективизму, разновидность теории познания, в которой видение мира каждого индивидуума продиктовано личной перспективой каждого человека (т. е. особенности оценки вещей человеком предопределяют процесс его познания).

Из перспективизма уже вышел эпистемологический плюрализм, который говорит о том, что нужно целое разнообразие способов для получения полного описания какой-то области.

Этот перспективизм, в свою очередь, считается и релятивизмом: мы понимаем вещи в зависимости от того, как мы думаем и в какой ситуации находимся; в действительности наше знание становится ситуативно-относительным (релятивным).

Представители релятивизма

Очень немногие философы готовы назвать себя релятивистами, но среди них числятся:

  • Томас Сэмюэл Кун (аналитическая философия);
  • Людвиг Витгенштейн (аналитическая философия);
  • Ричард Рорти (постаналитическая философия);
  • Жак Деррида (постструктурализм);
  • Мишель Фуко (постструктурализм, структурализм).

Цинизм и релятивизм

Цинизм (или циничность, от греч. kynismos — “собачий образ жизни человека”, образование от kyōn — собака) — учение циничных философов подразумевает демонстративное пренебрежение к нормам нравственности, наглость, дерзость, бесстыдство.

Циник — это человек, который демонстративно показывает своё пренебрежение или игнорирует нормы и традиции общественности.

Кудрявцева Валентина Ивановна в своём автореферате диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук “Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка” говорит, что цинизм представляет собой социальную опасность, разрушая, а моральный релятивизм ему сопутствует:

“Циническая “переоценка ценностей” подразумевает полный отказ от тех способов организации общественной жизни и культуры, которые были выработаны человечеством на протяжении двух с половиной тысячелетий.

Моральный релятивизм, неизбежно сопутствующий цинизму, подрывает устойчивость социальных связей. Современные циники пропагандируют крайний эгоизм, пренебрежение долгом и обязанностями, дают оправдание предательства и измены…

Цинизм представляет собой нигилизм, отрицающий существующую систему ценностей. Иногда он приводит веские критические аргументы. Но ничего позитивного циник, в принципе, предложить не может. В этом случае он перестал бы быть циником, ведь цинизм всецело ориентирован на разрушение”.

Смотрите значение Нигилизм.

Моральный релятивизм

Моральный релятивизм (или этический релятивизм) — это представление, согласно которому “правильное” и “неправильное” относятся к системе убеждений или культуре человека.

Эпистемический релятивизм

Эпистемический релятивизм означает, что всё может меняться в разных контекстах и культурах. Например, в некоторых культурах люди верят, что могут научиться истине во сне. Если вы когда-либо чувствовали себя обязанным уважать эту мысль, вы могли бы быть эпистемологом-релятивистом.

Культурный релятивизм

Может относиться к любому аспекту культуры: религии, языку, повседневному поведению.

На практике культурный релятивизм обычно связан с тем, какое поведение является приемлемым или неприемлемым (например, давать или нет чаевые, бракосочетание с детьми или употребление в пищу говядины).

Этот тип релятивизма говорит про все практики, которые являются правильными в одних культурах и неправильными в других.

Негативный релятивизм

Это релятивизм софистов, он гласит о неистинности любых суждений. Они мотивируют это тем, что высказывания были сделаны человеком, а для них изречённая мысль всегда считается ложью.

Формальный релятивизм

Проявляется, когда существует “доля правды”, подразумевается, что есть некая истина (чаще всего доступная учёным), но вся полнота знаний пока недоступна нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей.

Прагматический релятивизм

Этот тип релятивизма более конструктивен: он заявляет о равноправии всех философских концепций, объясняя это тем, что невозможно их рационально сравнить и выявить наилучшую. У каждой философской концепции есть свои сторонники, и это означает, что она помогает решить какую-то мировоззренческую задачу.

Постмодернистский релятивизм

Это вариация негативного релятивизма, но не такая примитивная, как у софистов. Его представители отрицают монистическую форму релятивизма, возможность и необходимость построения единой философской системы (и каких-либо систем в целом), но не саму возможность философского познания.

Анархический релятивизм

Это постмодернистский плюрализм в области эпистемологии, в этом типе релятивизма “дозволено всё”. Его можно считать доведённым до логического предела прагматическим релятивизмом — если что-то существует, что бы человеку ни пришло в голову, значит это кому-нибудь нужно, это имеет право на жизнь.

Социальный релятивизм

По словам Чарльза Д. Болтона в своей книге “Социологический релятивизм и новая свобода” (1958 г.): “социологический релятивизм касается любой области человеческого опыта и поведения”. Предполагается, что каждая личность “определяется” социальным контекстом, в котором происходит развитие.

Мотивы, эмоции, чувства, умственные перспективы и позиции индивида формируются в одном процессе, который создаёт и поддерживает объективные социальные миры.

Конечно, биопсихологические (биологическая психология, изучает поведение человека и животных) возможности должны присутствовать, но они приобретают свою специфическую форму только в социальном процессе.

Абсолютный релятивизм

Для развития познания в абсолютном релятивизме всё считается необходимым. Для этого рассматриваются все точки зрения, считаются необходимыми все уровни рассмотрения предмета, не только грандиозных полотен-систем, но и лёгких зарисовок-гипотез.

Он не отрицает объективности познания, но заявляет, что развитие целостного познания возможно только с помощью релятивизма.

Абсолютизм

Идея абсолютизма в увеличении сходности между культурами: не принимаются во внимание различия между ними и отвергаются все специфические детали. В случае если расхождения выявляются, они объясняются как количественные, т. е. происходит сравнение оценочного характера. Таким образом, культуры исследуются как одинаковые, но всё же неравные.

Универсализм

Сторонники универсализма полагают, что существует единство психики, но с допустимыми довольно значительными внешними расхождениями. Они считают, что основные психологические процессы — общие для всего человечества. Хотя культура оказывает существенное влияние на эти выражения.

Универсалисты проводят исследования с соответствующими поведенческими сравнениями, однако с огромной предусмотрительностью — они пытаются удерживаться от оценок или отдавать предпочтение своей культуре.

Релятивизм

Для сравнения, релятивизм заинтересован в том, чтобы выделить расхождения между культурами, т. е. увеличить различия между культурами (может быть в содержании или в структуре психических процессов каждой культуры).

Релятивисты уважают все исследуемые культуры/народы, их целью является познать эту нацию на их собственном диалекте и отталкиваясь от их ценностей. Для них все культуры разные и все равные.

Метамодернизм, постмодернизм и релятивизм

Метамодернизм — это философия культуры, система понимания мира и система логики, которая помогает нам лучше ориентироваться в эпоху цифровых технологий; а философы культуры помогают нам осмыслить наше время, замечая закономерности в работе целых культур (и отдельных субкультур в этих культурах).

Русская культура, как и любая другая культура, имеет политические и экономические субкультуры, а также те, в которых регулярно создаётся новое искусство.

Поэтому метамодернизм даёт нам объектив, с помощью которого можно рассмотреть почти всё, что произошло в России с момента изобретения Интернета в политическом, социально-экономическом и социокультурном смысле.

Постмодернизм отличается: деконструкцией (понимание через уничтожение стереотипов), иронией, стилизацией (имитация типичных особенностей стиля), релятивизмом, нигилизмом, отречением от общих концепций.

Смотрите также значения Культура, Софистика, Экзистенциализм, Агностицизм и Философия.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/relyativizm/

Релятивизм

Релятивирование это

Значение слова Релятивизм по Ефремовой:
Релятивизм – Методологический принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно.

Значение слова Релятивизм по Ожегову:
Релятивизм – Методологическая позиция, сторонники которой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности

Релятивизм в Энциклопедическом словаре:
Релятивизм – (от лат. relativus – относительный) – признаниеотносительности, условности и субъективности познания, отрицаниеабсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет кагностицизму.

Значение слова Релятивизм по словарю Ушакова:
РЕЛЯТИВИЗМ, релятивизма, мн. нет, м. (от латин. relativus – относительный) (науч.). 1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными (филос.). 2. Приверженность к “принципу относительности”, к учению Эйнштейна.

Определение слова «Релятивизм» по БСЭ:
Релятивизм (от лат. relativus – относительный)
методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

Гносеологические корни Р. – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств).

Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к Агностицизму.
Р. как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…

» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы Р.

характерны для античного Скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16-18 вв. (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П.

Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистическом Эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; Махизм, Прагматизм, Неопозитивизм).

Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием Субъективизма.
Определённое влияние Р. приобрёл на рубеже 19 и 20 вв. в связи с философским осмыслением революции в физике.

Опираясь на метафизическую теорию познания, игнорируя принцип Историзма при анализе изменения научных знаний, некоторые учёные и философы говорили об абсолютной относительности знаний (Э. Мах, И. Петцольдт), о полной их условности (Ж. А. Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин писал:
«…

Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 139).

Согласно диалектическому материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каждой относительной истине содержатся элементы абсолютной истины, что обусловливает развитие научного познания.
Р.

как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистических течений в буржуазной философии истории. Отрицая объективность исторических знаний, некоторые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания, зависимость от определённых политических установок (см.

Презентизм), что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Р. Арон).
Распространение принципа Р. на область нравственных отношений привело к возникновению этического Р., выражающегося в том, что моральным нормам придаётся крайне относительный, полностью условный и изменчивый характер.

В разных исторических условиях принцип Р. имеет различное социальное значение. В некоторых случаях Р. объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматического мышления и косности. Чаще всего Р. – следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания утраты исторической перспективы в его развитии. Именно поэтому Р. присущ ряду направлений современной буржуазной философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм).
Лит.: Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971, гл. 2; Парамонов Н. 3., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973; Wein Н., Das Problem des Relativismus, В., 1950; Relativism and the study of man, ed. by Н. Schoeck and J. W. Wiggins, Princeton (N.Y.), 1961; Aron R., Introduction a la philosophie de lhistoire, nouv.йd., [P., 1967]: Mandelbaum M. H., The problem of historical knowledge: an answer to relativism, N. Y., 1967.

Н. П. Французова.

Рельсы   Релятивизм   Релятивист

Источник: http://tolkslovar.ru/r5179.html

Что такое Релятивизм? Значение слова relyativizm, философский словарь

Релятивирование это

1. Релятивизм – (от лат. relativus – соотносительный) – убеждение , что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других.

Каждая из таких “истин” соотносима с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и пр. Релятивизм близок к скептицизму и нередко отождествляется с нравственной и религиозной индифферентностью.

Основной контраргумент: релятивизм сам обусловлен определенными вкусами, желаниями, субкультурой и всем прочим в жизни его сторонников и легко может быть оставлен как не обязательный для всех. В религиозной мысли релятивизм проявляется, напр.

, в требовании устранять теологические предпосылки из понимания ключевых событий Священной истории и описывающих их текстов или же в утверждениях, что Воплощение и другие акты вмешательства свыше следует трактовать как способы понимания событий, а не сами события .

2.

Релятивизм – принцип интерпретации мировоззренческих, культурных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, их замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Р. обычно связан с историцизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, “концептуальных каркасов”, структурирующих мышление людей определенных эпох и культур.

3. Релятивизм – философско-методологическая концепция , сторонники которой исходят из того, что “все в мире относительно”, абсолютизируют изменчивость действительности и наших знаний о ней, преувеличивают относительность и условность последних.

Это теория , согласно которой нет ничего абсолютно истинного и все, будь то вкусы или даже цвета , зависит от индивидуальности каждого или от разделяемой им точки зрения. Принцип релятивизма был сформулирован еще в античности Протагором: « Человек есть мера всех вещей». Это значит, что истинным или ложным все оказывается лишь по отношению к нам.

В том, что касается познания, релятивизм ведет к скептицизму ; в сфере морали он порождает конформизм ; в религии – толерантность .

4. Релятивизм – ( этический ) (лат. relaiivus – относительный) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и совр. буржуазных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер .

Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы , понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени.

Но за этим многообразием и изменчивостью моральных представлений релятивисты не усматривают ничего общего и закономерного, т. к. сам характер социальной обусловленности морали и тем более содержание определяющих ее общественно-исторических законов остаются не понятыми ими. Поэтому в конечном итоге Р.

приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них к.-л. объективного содержания. Этический Р. часто выражал в себе стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, к-рым придавался абсолютный и догматический смысл ( Абсолютизм ).

В истории этических учений релятивистское воззрение на мораль получает развитие уже в рабовладельческом об-ве. Софисты , указывая на противоположность нравственных представлений у разных народов (то, что считается добродетелью у одних, осуждается как порок у др.), подчеркивали относительность добра и зла ( добро есть то, что полезно тем или иным людям). В Р.

софистов выразилось стремление развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми традициями прошлого. Подобное отношение к моральным принципам проявилось также у академиков -поздних последователей Платона , к-рые в своем этическом учении отразили идейный кризис рабовладельческого об-ва. В новое время идеи этического Р.

развивали Гоббс и Мандевиль, к-рые пытались подорвать основы религиозно-догматической нравственности феодализма , опровергнуть представление о ее абсолютном характере и божественном происхождении.

При этом религиозно-идеалистическому пониманию морали они противопоставили наивно-материалистическое ее истолкование: источник нравственности в интересах и склонностях людей, в их представлениях о полезном и вредном, а также в потребностях государственного устройства.

Подчеркивая относительный характер моральных представлений, Мандевиль уделяет особое внимание критике учения о врожденных нравственных чувствах , распространенного в то время ( Нравственного чувства теории ). Крайние формы этического Р., сочетающегося с полным отрицанием к.-л. объективных оснований нравственности, получают широкое распространение в совр.

буржуазной философии морали. Наиболее характерна в этом отношении эмотивистская теория ( Неопозитивизм ). Ее сторонники считают, что моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает.

Отсюда делается вывод , что моральные суждения нельзя считать ни истинными, ни ложными и что не следует даже ставить вопрос об их обоснованности и правомерности: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, к-рые ему предпочтительны, и любая т. зр. в морали одинаково оправданна. Такая форма этического Р. является теоретическим обоснованием морального нигилизма и ведет к полной беспринципности. Будучи реакцией на догматизм официальной буржуазной идеологии и морали, релятивистская т, зр. вместе с тем делает невозможной выработку четкой моральной позиции . Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали, эмотнвисты тем самым (хотят они этого или нет) теоретически оправдывают всякое социальное зло.

5. Релятивизм – (лат. “relativo”, “относительный”) – представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.

6. Релятивизм – (от лат.

relativus относительный) – 1) то же самое, что реляционализм ; 2) философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Для этического релятивизма , который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. В философии культуры и философии истории релятивизм исповедуется довольно часто, ибо в их распоряжении нет математически точного мерила. Физическая теория относительности не имеет ничего общего с релятивизмом в вышеуказанном смысле .

7. Релятивизм – (лат. relativus — относительный) — философская концепция , утверждающая относительность , условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Такая т.

зр. ярко выражена уже в философии Горгия, хотя у него Р. имел положительное значение для развития диалектики . В целом же Р. характерен для агностических и субъективно-идеалистических систем. Он был, напр., одним из гносеологических источников физического идеализма .

Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле , что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины. В совр. западной философии Р.

проявляется в отрицании объективных исторических законов ( Абсолютная и относительная истина ).

Источник: http://ZnachenieSlova.ru/slovar/philosoph/relyativizm

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий