Рефлексия это в педагогике примеры

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Рефлексия это в педагогике примеры

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке.

Многие педагоги не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально: раз требуется, значит, будем проводить.

В нашей статье попробуем разобраться, что такое рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС покажут способы ее проведения.

Понятие рефлексии

Прежде чем идти дальше, необходимо разобраться с самим понятием, что означает это слово. Слово “рефлексия” русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Слово “рефлексия” имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности.

С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса.

Именно поэтому целесообразно, чтобы начиналась рефлексия в начальной школе.Отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника.

Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения.

Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

Если спросить, что дает рефлексия ребенку, то можно отметить следующее:

  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.

Учитывая все это, можно сказать, что рефлексия в конце урока – примеры по ФГОС будут рассмотрены далее – делает процесс освоения новых знаний более интересным для ребят и осмысленным.

Виды рефлексии

Когда учитель в процессе урока общается с детьми, то, учитывая обстоятельства, он использует один из видов рефлексии. Их существует несколько, и они отражают сферы человеческой сущности:

  • Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел.
  • Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет.
  • Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.
  • Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей.

Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает.

Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

  • Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
  • Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: “Какую помощь вам оказал … (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал …(имя)?”

У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС будут далее представлены. С их точки зрения, она бывает:

  • Коммуникативная. Она показывает представления ребенка о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе.
  • Для личностной рефлексии объектом является сама личность учащегося, ее качества, поведение, отношения с другими.
  • Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные.

рефлексии также может отличаться, в зависимости от этого она бывает:

  • Символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны.
  • Устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока.
  • Письменная занимает много времени, и ее реже всего используют.

И можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Далее необходимо более подробно познакомиться с различными видами рефлексии.

Эмоциональная рефлексия

Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель – установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия в конце урока также будет уместна.

Приемы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные. Далее их рассмотрим более подробно.

Примеры эмоциональной рефлексии

Каждый педагог в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии. Рассмотрим только некоторые из них:

  1. Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
  2. Прием «Солнышко». На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.
  3. Зачитывание эмоционального стихотворения, которое согласуется с темой урока, а затем спросить учащихся, что они чувствуют? Какое настроение навевают эти строки?

Эмоциональная рефлексия очень важна. Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы.

Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.

Деятельностная рефлексия

Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.

Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

Примеры деятельностной рефлексии

У всех учителей имеются уже большие запасы различных способов проведения такого вида рефлексии. Приведем примеры наиболее известных:

  1. Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
  2. «Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.
  3. «Цветочная поляна». На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился.
  4. На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки». Ученики должны у себя в тетрадях – а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами – выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего.

С помощью различных видов рефлексии учителю будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.

Рефлексия содержания материала

Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы.

Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

Примеры рефлексии содержания

Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения:

  1. Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими:
  • Что сегодня я узнал?
  • Мне было тяжело или нет?
  • Я понял материал или были затруднения?
  • Я научился чему-то новому?
  • Я смог добиться результата?

2. Прием «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. “Плюс” – это то, что понравилось, “минус” – не понравилось, а “интересно” показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке.

3. Составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.

Очень важна рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС можно приводить почти до бесконечности.

Как разработать рефлексивную методику

При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты:

  • Возраст ребят и состав класса.
  • Особенности конкретного предмета и тему урока.
  • Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока.

Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.

Как научить детей рефлексии

Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов:

  1. Умение анализировать свое настроение.
  2. Проводить анализ своих достижений.
  3. На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников.
  4. На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.

Только работая постоянно в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей.

Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало.

Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

Источник: https://FB.ru/article/238111/refleksiya-v-kontse-uroka-primeryi-po-fgos-refleksiya-kak-etap-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-fgos

7+ примеров рефлексии в конце урока

Рефлексия это в педагогике примеры

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

  • Основные  цели рефлексии
  • Какие виды рефлексии бывают
  • Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС
  • Как правильно использовать рефлексию в конце урока

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

[

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать  критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

По содержанию

  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.

По виду деятельности

  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

  • Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.
  • Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).
  • Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.

Дерево чувств

Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.

Для его применения на практике вам понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.

Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были проблемы — красного.

Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки зрения психологии:

  • Красный — восторг
  • Оранжевый — радость
  • Желтый — в целом все неплохо
  • Зеленый — спокойствие
  • Синий — грусть, неудовлетворение
  • Фиолетовый — тревога, напряжение
  • Черный — упадок, уныние

Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на повышение осознанности учеников:

Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Например:

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я знаю, что…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.

Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Анкета

Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.

Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.

Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  • Этот урок показался мне…
  • За урок я бы поставил себе, потому что…
  • Материал урока я освоил…
  • Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.

Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.

Синквейн

Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  • 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
  • 5-ая строка — синоним главного слова

Самопроверка

В рамках этого приема рефлексии ученик должен проверить работу своего соседа по парте.

Дети в устной форме задают друг другу вопросы, что у них получилось, что нет, какую оценку они бы поставили друг другу.

Учитель в данном случае занимает роль наблюдателя.

Совет: чтобы окончить урок на положительной ноте и удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого, используйте прием «комплимент». Учащиеся по очереди благодарят друг друга и учителя за проделанную работу.

Меняйте приемы

Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.

Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.

Адаптируйте задания под возраст

Понятное дело, что примеры рефлексии после урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в 7-9-ом классе.

Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.

Подходите к процессу максимально творчески.

Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо

Например, в рамках одного урока вы сказали, что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.

Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе.

Именно поэтому важно выработать для себя оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с детьми, но и детям с вами.

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab903a348c85ee6a742bc7a/5abb2a3700b3dd4cb8d6c567

Копилка примеров рефлексии на уроках

Рефлексия это в педагогике примеры

   Копилка примеров рефлексии на уроках

                   Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть а      активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным .Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. рефлексия деятельности 

3. рефлексия содержания учебного материал 

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью    установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

                                       «СМАЙЛИКИ»

                                     «СОЛНЫШКО И  ТУЧКА»

Учащиеся клеят стикеры на солнышко или на тучку в зависимости от настроения полученного от урока.

«МАЯТНИК НАСТРОЕНИЯ» ИЛИ «КАРТИНА НАСТРОЕНИЯ»

Подобрать картинку (в цвете, черно- белая, грустная, вызывающая радость).Предложить учащимся подобрать картинки из журналов, газет.

                                     «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).

                                           «ДЕРЕВО УСПЕХА»

На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)

                                            «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

красный – восторженное; 

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное; 

зеленый – спокойное; 

синий – неудовлетворенное, грустное; 

фиолетовый – тревожное, напряженное; 

черный – упадок, уныние.

                                              «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

                                                 «ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»

Понятие Знал Узнал Хочу узнать

                                     «ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»

«+» « – « «П» «Н» «О»

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» – не ответил

                                                   «ОПОРНЫЕ СЛОВА»

  Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий,  способов организации работы,  итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

– Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что  делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему?  Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?  Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? 

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

– Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?

– Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

– Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи?

-Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что  помогло найти ошибку (неточность)?

– Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться? 

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

-Чего не понял человек, который составлял (пример, задачу…), решал…… Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку.

-Хотим ли мы того, чего хотели вчера? Изменились ли наши цели?

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«ПЛЮС — МИНУС – ИНТЕРЕСНО»

В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

«ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ»

Вид задания Отметка

«БЛАГОДАРЮ»

В конце урока  предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«ПЛЮС- МИНУС- ИНТЕРЕСНО». 

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

“АНКЕТА”

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

“МОИ ОТВЕТЫ”

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

 «V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| »  – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» – не ответил.

 “КОМПЛИМЕНТ”

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

“ТРИ ЛИЦА”

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

 ” ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ”

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

 “ПЕЙЗАЖ”

  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Источник: https://infourok.ru/kopilka_primerov_refleksii_na_urokah-179969.htm

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Рефлексия это в педагогике примеры

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”.

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе.

    Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками.

    Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку.

    Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий