Речевая терапия

Лечение аутизма

Речевая терапия

На сегодняшний день не существует методов, позволяющих полностью вылечить аутизм.

Тем не менее, статистика подтверждает, что своевременное психологическое и педагогическое вмешательство, проведение коррекции в коррекционных центрах и со специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями, специально организованное для ребенка с аутизмом жизненное пространство в доме, возможно, подкрепленное индивидуальной диетой и/или фармакотерапией, могут кардинально улучшить развитие ребенка, значительно повысить качество жизни ребенка с аутизмом, помочь ему реализовать свой потенциал.

Виды реабилитации, коррекции, терапии аутизма.

Существует много различных видов терапий аутизма, которые можно разделить на следующие категории:

  • Терапии, направленные на коррекцию поведения и общения
  • Биомедицинский метод коррекции
  • Медикаментозное лечение
  • Комплементарная и альтернативная медицина

ТЕРАПИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

  • Прикладной анализ поведения ( ABA).

АВА — один из видов поведенческой терапии. Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка.

В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

На настоящий момент поведенческие методы коррекции расстройств аутистического спектра — это научно доказанный эффективный метод терапии и помощи детям и взрослым с аутизмом.

Раннее вмешательство, основанное на поведенческой терапии — самый эффективный метод коррекции расстройств выявленных в раннем возресте, во многом влияющий на всю дальнейшую жизнь.

При помощи АВА можно обучить чему угодно — от пользования речью и типов социального взаимодействия до катания на велосипеде и правильного удержания ручки.

Методы обучения, основанные на поведенческой терапии должны лежать в основе помощи практически любому ребенку с расстройством аутистического спектра.

TEACCH – подход к обучению, называемый «Структурированное обучение». Он основан на понимании особенностей процесса обучения, характерных людям с аутизмом и использованием наглядных пособий для содействия понимания информации и успешного обучения детей с аутизмом.

Подход TEACCH поддерживается многими эмпирическими исследованиями особенностей восприятия информации людьми с аутизмом.
Методика TEAACH опирается на визуальные подсказки для обучения.

 Например, визуальные инструкции могут помочь научить ребенка, как правильно одеваться/мыть руки/ходить за покупками, разбив информацию на небольшие шаги.

  • Речевая терапия и логопедия.

Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью.

Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений).

Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.

  • Трудотерапия, эрготерапия или оккупационная терапия.

В трудотерапии или оккупационной терапии акцент делается на формировании навыков повседневной жизни. Поскольку многие люди с аутизмом обладают неполноценно развитыми навыками мелкой моторики, такая терапия может иметь для них большое значение.

Профессиональные оккупационные терапевты также могут иметь подготовку в области сенсорной интеграции, представляющей собой особую технологию, которая помогает аутичным людям справиться с повышенной чувствительностью к звуку, свету или прикосновениям.

  • Терапия социальных навыков.

Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков.

Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке.

Терапевты, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.

Floortime, Son-rise и Развитие партнерских отношений (RDI) считаются примерами развивающей терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных сторонах и уровне развития.

Цель развивающей терапии заключается в повышении эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей.

Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.

Как бы странно это ни звучало, дети с аутизмом нуждаются в помощи при обучении игре. Кроме того, игра также может служить инструментом для построения речи, коммуникативных и социальных навыков.

Игровые терапевты могут иметь подготовку в области определенных терапевтических методов, таких как Floortime или Play Project, или же они могут включать игровую терапию в речевую, оккупационную или физическую терапию.

Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS).

-моделирование, видео-игры и электронные системы коммуникации также используют преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения  коммуникации.

С информацией о системе РЕСS и других системах вспомогательной и альтернативной коммуникации можно ознакомиться здесь

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам. Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой.

Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Сенсорная терапия может помочь ребенку с аутизмом, который страдает от гиперчувствительности к звукам или прикосновениям и т.п.

сенсорным стимулам, которые вызывают иррациональную реакцию ребенка.

  • Пет-терапия (коррекция с помощью участия животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков ребенка. Тесное взаимодействие с животными улучшает сон и снимает головные боли.

Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов.

Дельфинотерапия, канистерапия, ипотерапия – это терапии, при которых используется участие животных – дельфинов, собак, лошадей, соответственно.

ДИЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Биомедицинский подход к лечению аутизма, сосредоточен на физиологических потребностях человека, как целостного организма, в котором все связанно между собой. Основа этого подхода – очищение быта и окружающей ребенка среды от токсических, химических вредных веществ, введение принципов здорового питания, включение здоровой экологически чистой, органической пищи, очищенной воды.

Далее биомедицинский подход предусматривает коррекцию здоровья и помощь на основании медицинских показаний и анализов.

Что может включать также и коррекцию питания ребенка, с учетом индивидуальных непереносимостей и аллергий ребенка. Ведь, нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра.

Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта.

 На самом деле, вводя ту или иную диету, мы лечим не аутизм, а пытаемся справиться с рядом обменных нарушений, которые являются одной из физиологических причин плохого самочувствия ребенка с аутизмом и обостряет некоторые поведенческие проявления у детей с аутизмом.

Кроме того, восполнение дефицита организма ребенка полезными веществами. Витамины, аминокислоты, жирные кислоты, минералы, пробиотики, ферменты, индивидуально подобранные на основании анализов для конкретного ребенка способны производить существенные положительные сдвиги и в физическом состоянии и в развитии ребенка.

Опять же, важно иметь в виду, что каждый ребенок с аутизмом  уникален и может более эффективно реагировать на некоторые виды лечения, чем другие дети с тем же диагнозом.

Биомедицинский подход к лечению аутизма может включать следующие терапии: очищенная органическая диета, исключение индивидуальных непереносимостей и аллергий, диета без глютена и казеина, витаминные и минеральные добавки, аминокислоты, незаменимые жирные кислоты, лечение грибковых инфекций, лечение хронических инфекций, лечение паразитарных инвазий, лечение диббактериоза кишечника, регулирование иммунная системы, очищение организма от токсических металлов и т.п.

Биомедицинские терапии НЕ ИСКЛЮЧАЮТ использование поведенческих терапий, а наоборот, способствуют повышению их эффективности, путем улучшения мозговой деятельности и здоровья тела и облегчает процесс обучения и адаптации ребенка.

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

На сегодняшний день не существует лекарства, которое может вылечить аутизм. Но есть лекарства, которые могут помочь некоторым  детям справиться с соответствующими симптомами. Например, существуют препараты, которые могут помочь ребенку в таких проблемах, как — эпиактивность, судороги. Для медикаментозной помощи ребенку с аутизмом необходима обязательная консультация врача.

НЕОБЫЧНЫЕ МЕТОДИКИ, КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА

  • Гомеопатия
  • Аудиторная интеграция
  • Кранио-сакральная терапия
  • Холдинг-терапия
  • Гипноз
  • Фитотерапия
  • Акупунктура (иглоукалывание)
  • Гипнотерапия
  • Остеопатия
  • Прикладная кинезиология

Если у Вашего ребенка аутизм: Что делать?

  • Узнать об аутизме. Чем больше вы знаете о аутистических нарушениях, тем лучше вы будете понимать потребности своего ребенка, а также вы будете иметь возможность принимать обоснованные решения относительно терапий, обучения, лечения, быта вашего ребенка. Узнайте больше о методах помощи и поддержки детей с аутизмом, задавайте вопросы специалистам, общайтесь с другими родителями детей с аутизмом.
  • Станьте экспертом по своему ребенку. Выясните, что вызывает нежелательное или разрушительное поведение вашего ребенка, а что вызывает положительную реакцию. Что вызывает у вашего ребенка чувства тревоги, страха, дискомфорта? А что успокаивает, радует, мотивирует на развитие? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете эффективней корректировать поведения вашего ребенка, предотвращать ситуации, которые вызывают трудности.
  • Не сдавайтесь. Невозможно предсказать жизненный путь и будущее ребенка с аутизмом. Не спешите с выводами о том, какая жизнь ожидает вашего ребенка. Как и все обычные люди, люди с аутизмом всю жизнь растут и развивают свои способности.
  • Примите вашего ребенка, примите и полюбите вашего ребенка таким, как он есть. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, как и чем ваш аутичный ребенок отличается от других детей, начните замечать и радоваться самым небольшим успехам своего ребенка. Чувства безоговорочной любви и принятия, поможет вашему ребенку больше всех терапий, больше всего на свете!!!

Источник: http://mivmeste.in.ua/autizm/lechenie-autizma/

Речевая терапия для детей: советы и упражнения – Развитие ребенка

Речевая терапия

У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.

Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.

Чтотакоеречеваятерапия

Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и ые расстройства.

Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:

  • правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
  • работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
  • выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.

Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.

Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия

Прежде чем обращаться к логопеду, стоит понять, существуют ли у ребенка реальные проблемы с речью. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут в этом разобраться.

1. Речевая терапия необходима, если:

  • людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
  • ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
  • ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
  • ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
  • ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.

2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.

3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.

Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.

Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.

Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.

Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях

рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:

1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.

2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.

3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).

4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.

5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.

6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.

7. Решайте одну проблему за раз: разбейте проблему на мелкие задачи и затем последовательно их достигайте.

Например, если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук «ф», сначала покажите ему, как правильно произносить сам звук, затем учите слог, в котором он содержится («уфф», «ффу»), затем переходите к словам («флаг»). Наконец, используйте слова в предложениях.

Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Однако помните, что они должны нравиться ребенку. Ребенок не будет сотрудничать, если ему будет скучно.

Упражнения и занятия для речевой терапии

Рассмотрим несколько упражнений, которые нравятся детям и стимулируют развитие речи.

1. Карточки с картинками и вопросами

Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите сказать, что он видит на них. Начните с нескольких карточек и постепенно увеличивайте количество изображений. Если ребенку трудно произносить какое-либо слово, остановитесь на нем и уделите ему больше времени.

Можно также использовать карточки с вопросами. Выберите одну карточку и задайте вопрос ребенку. Такая игра может вовлечь его в разговор. Например, вопросы могут быть такими: «Если бы ты мог сейчас получить любой подарок, что бы ты хотел?», «Если бы ты что-то мог изменить в школе, что бы это было?»

2. Упражнение с зеркалом

Зеркало является для ребенка хорошим средством обратной связи. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, какие движения ртом нужно делать, чтобы произнести определенный звук. Разговор перед зеркалом поможет ребенку увидеть, как правильно произносить звуки.

Встаньте перед зеркалом и покажите ребенку, как произносить разные звуки. Затем помогите ему увидеть различия между правильным произношением и тем, как произносит звуки он.

3. Классики

В ходе игры ребенок произносит то или иное слово 9 раз. Начните со слов, которые даются ребенку трудно.

Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и предложите ребенку произносить слово каждый раз, когда он делает прыжок. Когда он дойдет до числа 9, измените слово и начните игру сначала. Сначала можно играть с несколькими словам, а затем увеличивать их количество.

Когда ребенок правильно произнесет все слова, вознаградите его чем-то. Это повысит его уверенность в себе.

4. Играсмячом

Возьмите мяч и бросайте его ребенку. Играя в мяч, ребенок может повторять новые слова. Таким образом, он одновременно развивает и физические, и речевые навыки.

5. Прогулки

Когда вы идете на прогулку вместе с ребенком, предложите ему повторять какое-либо слово, делая каждый шаг. Уделяйте этому небольшое количество времени, когда вы гуляете по парку или когда возвращаетесь домой.

Кроме игр и занятий, ребенок должен тренировать свой речевой аппарат.

Упражнения для тренировки речевого аппарата

Тренировки речевого аппарата задействуют мышцы губ, щек, нижней челюсти и языка. Мышцы могут быть сильными или слабыми, скоординированными или несогласованными.

Человеку нужны развитые ротовые мышцы для того, чтобы есть, пить и глотать. Рассмотрим несколько упражнений для тренировки речевого аппарата, которые вы можете практиковать с ребенком дома.

1. Движения губ

  • Предложите ребенку произнести звук «о-о-о», затем «э-э-э». Затем объедините звуки: «оо-ээ». Для этих звуков необходимы разные движения губ;
  • попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить упражнение;
  • затем предложите ребенку надуть щеки, не открывая рта. Затем он должен надуть одну щеку, а вторую расслабить;
  • попросите ребенка надуть воздушный шар или свиснуть;
  • проделайте то же самое с губами. Предложите ребенку надуть верхнюю губу, затем нижнюю;
  • Попросите ребенка расслабиться, затем повторите упражнение;
  • для тренировки губ предложите ребенку пить через соломинку.

2. Движения языка

  • начните со звуков, которые задействуют кончик языка: «т-т-т», «д-д-д»;
  • предложите ребенку сжать зубы и не прикасаться языком к губам и зубам. Для этого ребенок должен сжать язык, а затем расслабить;
  • предложите ребенку высунуть язык и делать круговые движения.

3. Движения щек

  • предложите ребенку сжать губы и втянуть щеки;
  • предложите ребенку вытянуть губы и делать круговые движения губами. Затем он должен расслабить рот и повторить упражнение;
  • для тренировки щек предложите ребенку пить через соломинку.

4. Выдувание мыльных пузырей

Пускание мыльных пузырей полезно для контроля дыхания и тренировки губ. Чтобы выдуть пузырь, ребенок должен сжать губы. Это хорошее упражнение для тренировки речевого аппарата.

5. Игра на губной гармошке

Игра на губной гармошке помогает ребенку контролировать дыхание и тренирует губы. Если ваш ребенок плохо контролирует дыхание, попросите его играть на гармошке громче, а если сила его губ слабая, попросите играть одну ноту.

Кроме этих занятий, вы можете использовать упражнения для того, чтобы развить речь ребенка. Их можно использовать с самого раннего возраста ребенка.

Упражнения для развития речи ребенка

Помните, что дети учатся разговаривать в индивидуальном темпе, поэтому не нужно на них давить. Данные упражнения стоит использовать только в том случае, если они нравятся ребенку. Не нужно заставлять ребенка выполнять их.

До 2-х лет

В этом возрасте ребенок еще не может разговаривать, а только издает отдельные звуки. Поэтому вы не можете знать наверняка, нужна ли ему речевая терапия. Но вы можете научить ребенка определенным упражнениям, чтобы научить его произносить звуки и слоги:

  • произносите слоги «ма», «ба», «па». Ребенок будет повторять их за вами;
  • делайте вид, что вы разговариваете с ребенком, когда он произносит звуки. Повторяйте звуки за ним – это побудит его «говорить» больше;
  • научите ребенка хлопать в ладоши;
  • говорите с ребенком во время купания или кормления. Вы можете говорить о чем угодно, главное – говорите;
  • используйте жесты: машите и указывайте руками на предметы;
  • объясняйте ребенку звуки животных, например: «Собака говорит «гав».

2-4 года

  • говорите с ребенком разборчиво, чтобы он учился этому у вас;
  • повторяйте то, что говорит вам ребенок, чтобы он понял, что вы его понимаете;
  • продолжайте реплики ребенка, например: «Яблочный сок? У меня есть сок. Хочешь сок?»;
  • научите ребенка задавать вопросы, чтобы понять услышанное. Сыграйте в игру «да или нет». Ребенок должен задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет»;
  • сложите в коробку несколько предметов. Затем попросите ребенка доставать предметы по одному, называть их и рассказывать, для чего они нужны. Например: «Это карандаш. С помощью карандаша я рисую и пишу»;
  • попросите ребенка прочитать вслух какое-либо предложение, медленно произнося каждое слово.

Если вы заметили небольшие нарушения речи у ребенка, не спешите обращаться к логопеду. Дайте ребенку время улучшить свои речевые навыки. Наберитесь терпения и будьте позитивными, когда помогаете ребенку научиться говорить. Ребенок получит наибольшую пользу, когда вы будете сочувствовать ему.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.

Мир

ОК

Развитие ребенка
16.03.2020

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/9105/

Спич-терапия (Логопедия)

Речевая терапия

Важность речи в жизни человека невозможно переоценить.

Поэтому восстановление речи в результате таких нарушений и патологий как: частичное или полное отсутствие возможности владеть голосом, произносить слова, построить фразу – требуют реабилитации под руководством специалиста по патологиям речи и языка – спич-терапевта (логопеда, нейрологопеда, психолингвиста).

Логопедические занятия могут проводиться в специализированном центре патологии речи и нейрореабилитации, а также в реабилитационных центрах широкого профиля. В детских реабилитационных центрах и центрах развития детей (как, например, Бейт Изи Шапиро) занимаются детской логопедией, работают над развитием речи детей с ДЦП и другими патологиями развития.

Нарушения речи могут носить врожденный характер, а также являться следствием перенесенного заболевания или травмы.

Нарушение деятельности центральной нервной системы, опухолевые процессы, инсульт или другие повреждения головного мозга – все это нередко сопровождается развитием тех или иных отклонений в глотании или речи.

В реабилитации и восстановлении речи после инсульта, например, нуждаются практически все перенесшие это заболевание пациенты.

Следующие нарушения и патологии требуют интенсивных занятий по логопедии:

Дисфагия – нарушение глотания

Дисфагия часто требует лечения после инсульта. В процессе индивидуального логопедического занятия спич-терапевт помогает преодолеть следующие проблемы:

  • Если у пациента стоит зонд, спич-терапевт на занятиях обучает его глотать, не давясь едой и водой. Спич-терапевт оценивает, может ли пациент пить воду и в каких количествах. Информация передается медицинским сестрам, осуществляющим уход.
  • Если человек не может пить, в воду и напитки добавляется специальный порошок, превращающий их в гель. Эту массу уже можно не пить, а есть. Тем самым предупреждается обезвоживание организма, и производится лечение дисфагии – то есть развиваются необходимые навыки глотания.

Дисфония – качественное нарушение голоса

Дисфония– неполное нарушение голоса, то есть голос присутствует, но изменен, что проявляется гнусавостью, осиплостью, охриплостью. Лечение функциональной дисфонии происходит на логопедических занятиях, в ходе которых восстанавливаются навыки владения голосом.

Афония – полная потеря голоса

Для восстановления голоса используются специальные упражнения для органов дыхания, налаживание правильной координации между дыханием и голосом. При некоторых показаниях необходимо предварительное оперативное вмешательство.

Дизартрия – нарушение речи

Лечение дизартрии – при дизартрии у пациентов ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: не возникают нарушения восприятия речи на слух, не утрачиваются навыки чтения или письма.

Дизартрия у детей нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий по восстановлению речи.

Особого внимания требует лечение случаев стёртой дизартрии у детей и взрослых. Современные методы логопедии позволяют выявлять такие случаи и эффективно корректировать проблемы.

Афазия – серьёзное поражение языковой системы

Это самое сложное речевое нарушение, включающее в себя множество разновидностей. Наиболее подвержены афазии пациенты, перенёсшие инсульт или получившие черепно-мозговую травму. Речь при афазии часто оказывается утраченной полностью, что требует длительного логопедического лечения.

Разные формы афазии (сенсорной или моторной) могут затрагивать различные стороны речевой деятельности: понимание написанного, обращённой речи, поиска в памяти нужного слова, соединение слов в предложения, написание, установление связи между графическим и визуальным изображениями. В каждой ситуации лечение афазии, будь то моторная или сенсорная, подбирается индивидуально. Реабилитация больных с афазией представляет собой длительный процесс совместной работы логопеда, нейропсихолога и психолингвиста. В Израиле все эти виды деятельности объединены под общим названием – спич-терапия. Для получения лицензии практикующего спич-терапевта израильские специалисты проходят как минимум четырехлетнее университетское образование, получая степень бакалавра; а некоторые продолжают обучение на вторую (магистерскую) и третью (докторскую) степень в этой области.

Занятия по спич-терапии необходимо начинать с первых дней или недель после перенесённого инсульта, или травмы.

В первую очередь проводится глубокое диагностическое речевое обследование пациентов, которое включает в себя:

  • Полную диагностику глотательной системы
  • Речевую диагностику
  • Тестирование по методике ILAT (при необходимости для больных с афазией)

В процессе диагностики выясняется уровень коммуникативных возможностей пациента и определяется, в какой области есть нарушения. В соответствии с этим назначается программа лечения.

В своей практике специалисты спич-терапии используют различные методы. Среди них тренинг с целью восстановления функции глотания, а также такие новейшие технологии восстановления речи, как:

  • PALPA – психолингвистические подходы к изучению языка при афазии;
  • Leximedia – программное обеспечение для занятий пациентов с языковыми проблемами
  • и другие.

Пациентов, находящихся в состоянии минимального сознания, логопеды диагностируют по методике LCS, разработанной в израильском реабилитационном центре Левинштейн – шкале уровня коммуникации и сознания.

Важную роль в процессе речевой реабилитации играют контакты логопеда с членами семьи пациента, которым он разъясняет суть имеющихся у пациента нарушений и методы их преодоления, а также обучает их упражнениям, предназначенным для домашней работы.

Занятия с пациентами проводятся на родном языке.

Источник: http://reis.co.il/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий