Путаю буквы местами

Ребёнок при чтении путает буквы: причины и что делать

Путаю буквы местами

Практически каждый ребёнок иногда путает буквы при чтении. Эта внешне безобидная на первый взгляд проблема может скрывать под собой серьёзные речевые нарушения.

Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой.

Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет.

Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки.

Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении.

Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки.

Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии.

В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:

  1. Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный — определяет нужную букву.
  4. Двигательный — определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться.

Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком.

Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.

Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения — подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/putaet-bukvy-pri-chtenii/

Легастения у детей и взрослых: как определить и лечить

Путаю буквы местами

Сегодня успешность во многом определяется качеством образования, которое получил человек в школьные и студенческие годы.

Но что делать, если получать знания мешают особенности психического развития? Легастения – сложное расстройство, из-за которого люди с нормальным уровнем интеллектуального развития испытывают сложности с чтением и правописанием. Что делать родителям легастеников и тем, кто до сих пор не может нормально читать и писать?

Что такое легастения

Легастения – это нарушение психического развития у людей с обычным уровнем развития интеллекта, проявляющееся сложностями в приобретении навыков чтения и письма. Эта патология объединяет в себя дислексию и дизграфию, легастеники путают буквы местами и при письме, и при чтении, пропускают слоги и не могут нормально воспринимать написанный текст.

Причиной развития легастении считается нарушение работы различных частей головного мозга. Снижение или, наоборот, чрезмерная активность разных участков, увеличение плотности, ухудшение кровоснабжения и другие, подобные причины могут привести к нарушению восприятия информации.

К факторам риска развития патологии относят:

  • Патологическое преобладание активности одного полушария головного мозга.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Инфекционные заболевания, которые оказывают влияние на головной мозг – протекающие с высокой температурой и интоксикацией, менингит, энцефалит и так далее.
  • Внутриутробные инфекции, гипоксия, родовые травмы.
  • Социальные факторы.

Спровоцировать развитие болезни или утяжелить состояние могут завышенные требования родителей, конфликтная ситуация в школе, давление со стороны педагогов и родителей. Из-за этих факторов у ребенка с первичными сопутствующими признаками патологии развиваются вторичные психопатологии, возникающие из-за стресса и эмоционального перенапряжения.

К вторичным нарушениям обучения относится:

  • Расстройства поведения – ребенок, который не может соответствовать предъявляемым ему требованиям и испытывает постоянное психологическое давление, чаще всего перестает вообще стремиться к чему-либо и пытается привлечь к себе внимание другими способами.
  • Эмоциональные расстройства – страх, неврозы, депрессивные расстройства диагностируются практически у всех детей с легастенией.
  • Гиперактивность – симптом, также характерный для детей с нарушением поведения.
  • Психосоматические симптомы – головные боли, тошнота, рвота и другие проявления психосоматики могут возникать у детей перед школьными занятиями, особенно – перед оценочными.
  • Нарушение социального поведения – критика и давление со стороны родителей и педагогов чаще всего провоцируют ответную агрессию ребенка в виде нарушения правил поведения, агрессии, конфликтов и так далее.

Гораздо реже легастения возникает у взрослых, как правило, эта патология развивается как осложнение после травм, инсультов или новообразований в головном мозге.

Симптомы легастении

Легастения – сложное расстройство, при котором головной мозг не может правильно или достаточно быстро принимать и обрабатывать информацию, необходимую для обучения. При этом интеллект ребенка может быть средним или даже выше нормы, но традиционное обучение будет вызывать у него множество проблем.

Симптомы легастении могут сильно отличаться в зависимости от возраста больного, уровня его интеллекта и сопутствующих факторов.

Выделяют симптомы, которые являются основными для всех легастеников:

  • Проблемы с мелкой моторикой – неуклюжий захват ручки, карандаша и сложности в выполнении действий, требующих тонкой «ручной» работы.
  • Нарушение концентрации внимания
  • Сложности с запоминанием и воспроизведением информации
  • Изменение порядка букв при письме или чтении
  • Сложности при запоминании цифр, букв и так далее
  • Нарушение пространственного мышления – сложности с определением понятия «право-лево», «верх-низ» и так далее.
  • Сложности при освоении навыков письма и чтения.

Наличие 3-5 признаков одновременно – это повод внимательнее отнестись к психическому состоянию человека и обязательно пройти обследование у специалиста.

В дошкольном возрасте у легастиков обращают на себя внимание следующие особенности развития:

  • Отставание в развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении сложных слов
  • Нарушение концентрации внимания и сложности в запоминании
  • Замедленное усвоение навыков чтения и письма или их полное отсутствие
  • Нарушение координации движения
  • Замедленно запоминание новой информации
  • Нарушение социальных навыков.

В школьном возрасте на первое место выходят трудности с обучением:

  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Инверсия (переворачивание) и транспозиция (перестановка) букв, слог и слов при чтении
  • «Зеркальное» написание слов и цифр
  • Неправильное понимание и путаница в арифметических знаках
  • Низкий уровень чтения и пересказа текста, большое количество ошибок при чтении.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность

Легастения может быть отдельным заболеванием, при котором у человека сохраняется высокий интеллект, память и другие высшие функции головного мозга. Иногда это нарушение сопровождает такие заболевания как умственная отсталость, ДЦП, ЗПР и так далее.

При сохранном интеллекте люди с легастенией, также, как с дислексией, могут добиться выдающихся успехов в жизни. Так, среди талантливых и успешных людей с дислексией можно назвать Леонардо да Винчи, А. Энштейна, Уолт Диснея, Киану Ривза и других.

Диагностика

Диагностика легастении проводится в раннем школьном или дошкольном возрасте, реже – у взрослых.

При подозрении на наличие легастении необходимо посетить педиатра, который направляет на консультацию к логопеду, невропатологу, сурдологу, психиатру и другим специалистам.

Для диагностики используют общее наблюдение за ребенком и специальные тесты, включающие в себя:

  • Зачитывание текста вслух
  • Списывание текста
  • Письмо на слух.

Зарубежные ученные разработали специальный тест для диагностики дислексии, который может использоваться для детей от 3-х лет.

При необходимости ребенок проходит дополнительные методы обследования: ЭЭГ, ЭхоЭг, сурдологический осмотр и так далее.

Лечение

Лечение легастении включает в себя логопедические коррекционные занятия, в зависимости от тяжести состояния и вида дислексии.

При наличии дополнительных психопатологий легастеникам рекомендуется консультация и помощь психолога или психотерапевта, прием медикаментов, улучшающий кровообращение в головном мозге, антидепрессанты и так далее.

В настоящее время рекомендуется использовать программы для профилактики легастении – они эффективны при диагностировании легастении в раннем возрасте.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/slozhnosti-v-obuchenii-pismu-i-chteniyu-pri-normalnom-razvitii.html

Дислексия и дисграфия у ребенка: Кто в зоне риска и что делать?

Путаю буквы местами

Малыш, быстро читает и пишет СМСки своим бабушкам и дедушкам, — вряд ли кого-то сейчас удивит. А ошибки, которые он при этом допускает, лишь вызывают умиление. «Не страшно. Вот немного вырастет и будет писать без ошибок!». Чаще всего так и происходит, но есть и исключения, например, когда наблюдается дислексия и дисграфия у ребенка.

Буквы — это знаки. Их различение — работа серьезная. И проводят ее анализаторы — структуры головного мозга, формирующие реакцию на информацию извне. Сначала «включается» зрение -зрительный анализатор: ребенок видит букву и узнает ее.

Потом – работа речедвигательного и речеслухового анализатора: ребенок пытается вспомнить верное соответствие звука определенной букве. Следующий этап – общедвигательные помощники-анализаторы, которые дают сигнал мышцам, участвующим в произнесении или писании буквы.

Такой масштаб и всего за доли секунды! Ну как тут не ошибиться?!

статьи:

  • Право на ошибку;
  • Разные ошибки;
  • Чтение с препятствиями;
  • Кто в группе риска;
  • Памятка родителям.

Право на ошибку

Специалисты считают, что до определенного момента ребенок просто обязан читать и писать с ошибками. И абсолютно нормально, когда в пять, шесть и даже в семь лет ребенок пишет что-то не так или путает буквы.

Пока не созреют все структуры мозга, а этот физиологический процесс происходит по индивидуальному плану до семи-восьми лет, малыш имеет полное право на любые отклонения.

И более того, у малышей, которые начали учить чтению с двухлетнего возраста, к шести годам, как правило, бывают такие же успехи, как и у тех, которые впервые открыли книгу в пять с половиной.

Если у ребенка трех-четырех лет нет проблем со слухом и зрением, но при этом он не может распознать на должном уровне звуки речи и/или у него не получается соединять слоги в слова, родные должны набраться терпения на год-полтора.

Итак, в случае когда у малыша наблюдаются сложности со слухом и недоразвита речь, необходимо без промедления приступить к разрешению данной проблемы.

Дисграфия у ребенка: Разные ошибки

Допустим, время пришло, и ребенок уже должен читать и писать без ошибок, но увы… Следует понимать, что воспроизводя текст — устно или на бумаге — ребенок допускает разные ошибки. Одни исчезнут в процессе обучения, другие — останутся. И родители должны уметь распознавать обе категории.

Допустим, малыш упорно пишет «веселЫЕ день» или всегда странным образом расставляет слова в предложении. Такой промах следует взять на заметку, предполагая аграмматическую дисграфию. Другая разновидность этого же явления — оптическая — выдает себя тем, что малыш путает буквы, схожие по написанию. — Н и И, А и Л и др.

А при акустической -неправильно использует глухие/звонкие и свистящие/шипящие согласные б — п, в – ф, д — т, ж – ш, ч – щ, а также неправильно обозначает мягкость -«пиСМо» вместо «письмо». И можно сколько угодно заставлять ребенка учить правила и писать диктанты, ошибка останется и обнаружит себя всякий раз, когда человек перестает контролировать то, что выводит на бумаге.

Причем, если прислушаться, то станет ясно, что говорит он, скорее всего, тоже с ошибками

Например, «лУбит» — вместо «лЮбит» и т.д.

Итак, диагноз «дисграфия» ставят и детям, и взрослым, имеющим специфические проблемы при письме.

Чтение с препятствиями

Дислексия — это тоже нарушение, но проявляется оно только в устной форме, при чтении.

Симптомы такие:

  • Ребенок не понимает смысл прочитанного, хотя читает технически правильно;
  • Допускает много ошибок: читает букву Ц как С, букву С как Ш, Ж или Ш;
  • Часто неправильно произносит слова;
  • Имеет словарный запас существенно ниже возрастной нормы;
  • Путает значение слов;
  • Плохо ориентируется в пространстве.

Итак, дислексия и дисграфия у ребенка – не болезни, и с ними можно счастливо прожить всю жизнь. Не исключено, что во время школьного обучения будут некоторые проблемы с оценками, а дальше будет необходимо сделать осознанный выбор профессии, которая не будет ни коем образом связана с чтением и письмом.

Кто в группе риска

Вы можете заранее узнать, будет ли ваш ребенок испытывать сложности в этом вопросе. Для этого специалисты осуществляют особые тесты. Но мы можем с уверенностью сказать, что в группе риска находятся:

  • Дети, имеющие задержку развития устной речи;
  • Малыши, страдающие от синдрома дефицита внимания или же гиперактивные дети;
  • Левши и амбидекстры (обе руки — ведущие):
  • Если ребенок не может в достаточной мере различать и воспроизводить звуки;
  • Если у ребенка не получается заучивать даже простейшие стихотворения;
  • Если ребенок неспособен повторить серию ударов карандашом по поверхности (при использовании коротких и длинных интервалов);
  • Если малыш так и не научился застегивать пуговицы или завязывать шнурки;
  • Если не различает право и лево;
  • Если затрудняется составить связный рассказ по картинкам.

Итак, если у крохи несколько из перечисленных особенностей, то следует обратиться за консультацией к нейропсихологу, логопеду-дефектологу и детскому неврологу. Логопед проверяет общее речевое развитие, ней-ропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ). Затем разрабатывается программа коррекции.

Совет врача

Особенно отчетливо дисграфические ошибки видны в тех случаях, когда неправильно написанные буквы стоят в сильной позиции — в начале слова или под ударением, например, вместо «ложка» ребенок пишет «рожка». Больше всего дисграфических ошибок наблюдается в диктантах, и их делают даже те дети, которые списывают у соседа по парте.

«Коррекция дислексии и дисграфии»:

Дислексия и дисграфия у ребенка: Памятка родителям

Несмотря на то что дислексия и дисграфия у ребенка различаются по своим проявлениям, для их устранения используются очень похожие упражнения. Помогают совсем простые приемы:

  • Массаж кистей и пальцев рук, он же — пальчиковая гимнастика;
  • Любые упражнения на мелкую моторику;
  • Ритмико-речевые упражнения: ребенка просят повторить за взрослым один или несколько звуков;
  • Перебирание бисера или пуговиц;
  • Игры с застежками на кнопках или молнии; Нитяные узоры — выкладывание узоров из шнура, завязывание узелков;
  • Сенсорные тренинги: ощупывать и описывать предметы, разные по форме, объему, структуре и пр.;
  • Шнурование через одно отверстие или крест-накрест;
  • Театр теней: изображать пальцами рук какое-либо животное;
  • Описание картинок, пересказ истории,сочинение историй по картинкам, раскладывание картинок в нужном порядке — в соответствии с порядком событий, описанных в рассказе;
  • Рисование на ладони малыша букв, которые он должен отгадать;
  • Совместное чтение и обсуждение небольших рассказов, сказок, стихотворений с опорой на картинки и без таковой;
  • Заучивание наизусть песенок, потешек, стихов;
  • Выразительное прочтение похожих слогов «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. с последующим распределением их по столбцам и чтение их по разным направлениям (начало-конец / конец-начало).;
  • Дописывание недостающей буквы/слова в заданиях с пунктирной линией;
  • Переделывание одной буквы в другую написанных или вылепленных из пластилина, например Ц в Щ, Г в П;
  • Запоминание и повторение 4 букв, лежащих в ряд;
  • Составление слов из карточек со слогами.

Источник. Ставьте лайки и Подписывайтесь на наш канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa58a0a48c85e483a3980c4/5ae484de2f578c0c7246703c

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Диагностика и лечение дисграфии

Путаю буквы местами

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или “надо просто учить лучше”, как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — “лучше учить”. А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь.

Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность.

Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо “дом” пишет “дон” или “том”, вместо “для” пишет “дял”, вместо “кот” — “кто”, вместо “пришёл” — “присёл”, “белка” превращается в “блка” и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: “Девочка спряталсь вдубло”. Ему продиктовали фразу: “Белочка спряталась в дупло”. На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — “отдельно”. Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо.

Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать.

А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками.

Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм.

И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что “плохо учатся”. Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением.

Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из “Матрицы”, тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи “р” на “л”. И пишет вместо “рома” — “лома”, вместо “порох” — “полох”. Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать “кошун” вместо “коршун”.

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, “крабочки” — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов (“Маша бежал”, “синяя пальто”).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Disgrafiya-kogda-rebenok-pishet-s-oshibkami/

Что делать, если ребенок путает буквы? Тест внутри!

Путаю буквы местами

Многие родители жалуются, что их ребенок путает буквы, пишет их в другую сторону, не дописывает элементы букв, пропускает их в словах, меняет местами, имеет проблемы с чтением (искажает слоговую структуру слова). Это симптомы дисграфии и дислексии.

 Встаёт вопрос: что делать и как бороться с этой проблемой? Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения.

Устранить дисграфию , а так же дислексиюпомогут высококвалифицированные специалисты из Центра Речи в Зеленограде.

Познавательная страничка

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

 Дисграфияпроявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

 Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Виды дисграфии -читать здесь.

Дислекси́я— частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций.

Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Виды дислексии:

  • фонематическая – недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая – проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.

Мама будет Логопедом

Если заниматься с ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов при борьбе с дислексией и дисграфией.
Развитие фонематического слуха значительно снизит риск возникновения дисграфии и дислексии.

Копилка знаний

Упражнения для профилактики дисграфии и дислексии.

Подготовка к школе в Центре Речи.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого
ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

Помощь школьникам в Центре Речи в Зеленограде.

Системные занятия по коррекции той или иной формы дисграфии, дислексии позволяют ребенку научиться правильно ставить руку на письме, правильно прописывать буквы. Это увеличивает темп письма и чтения.

Развивая фонематический слух, ребенок учиться не путать на письме сходные фонемы. Слыша орфографический ритм , ребенок учиться быстрее читать.

Загляните к нам в Центр Речи.

Коррекция дисграфиии и дислексии.

Загляните к нам в Центр Речи. Коррекция дисграфиии и дислексии.

Ваш ребенок только собирается в школу? Пройдите бесплатное онлайн тестирование

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

Источник: https://centrrechi.com/novosti/chto-delat-esli-rebenok-putaet-bukvyi-test-vnutri

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий