Психоз подростковый

Подростковый психоз

Психоз подростковый

Психоз – состояние, относящееся к психическим нарушениям, при котором симптоматическая картина формируется неадекватной оценкой окружающей действительности и болезненным ответом больного. Данное отклонение характерно для множества болезней. Психотические реакции очень распространены.

Встречаются в разных возрастных группах. Нередко врачи клиники «Лето» сталкиваются с психозами у подростков и детей. Психиатрам приходится выявлять причину патологии и подбирать адекватное лечение.

Своевременное обращение за помощью облегчает диагностику, терапию и улучшает прогноз причинного заболевания.

Механизм возникновения данного нарушения

Появление психотической реакции сопровождается сбоем функций нейронов. Митохондрии (основные энергетические структуры клеток мозга) перестают вырабатывать энергетические вещества – АТФ.

Дефицит энергии приводит к разрушению работы всех клеточных элементов. Нервная система начинает испытывать кислородное голодание и не получает необходимые для жизнедеятельности вещества.

В результате в ЦНС возникают «сбои» всех процессов, проявляющиеся клиникой психических нарушений.

Подростковый психоз: причины

Факторов, вызывающих патологию очень много.

Врачи нашего центра здоровья чаще всего выявляют следующие:

  • Наследственность. От родителей детям часто передаются гены, содержащие предрасположенность к заболеванию.
  • Травмы, интоксикации мозга, острые и хронические отравления психоактивными веществами.
  • Эпилепсия.
  • Онкологические процессы в ЦНС.
  • Заболевания внутренних органов и эндокринной системы: бронхиальная астма, болезни соединительной ткани (ревматизм, волчанка, склеродермия), патология щитовидной железы.
  • Авитаминозы, расстройства электролитного обмена.
  • Сбои работы гормональной системы.
  • Психотравмы.
  • Психические болезни: эпилепсия, шизофрения, биполярное расстройство и другие.
  • Зависимость от алкоголя и наркотиков.

Психоз подростка: особенности проявлений

Симптоматика расстройства в юношеском возрасте очень разнообразна. Она касается эмоциональных нарушений, отклонений мышления, поведенческих проблем. Родителям и взрослым, находящимся рядом с больным необходимо знать основные отклонения, встречающиеся при данной патологии.

Симптомы психотического состояния:

  • Галлюцинации – видения несуществующих явлений и объектов. Близкие должны заподозрить наличие галлюцинаторных переживаний у своих детей по внезапному замиранию и прислушиванию, разговору с чем-то (кем-то) невидимым, беспричинным смехом, страхом.
  • Бред. Этот симптом характеризуется эмоциональным высказыванием неадекватных идей и несоответствующих действительности выводов. Пациент твердо убеждён в своей правоте. Он не поддаётся логическому переубеждению. Его высказывания содержат фантастический характер, часто сопровождаются страхом и защитными действиями (бегом, закрыванием окон, штор). Бред может носить самый разнообразный характер.
  • Депрессивное расстройство. Подростки в этом случае замыкаются вплоть до ступора, долго находятся в одиночестве, пессимистически настроены, не спят по ночам, плохо едят, или наоборот, постоянно испытывают неукротимый голод. На фоне душевных мучений могут нанести себе вред.
  • Маниакальность. Юные пациенты отличаются чрезмерной и непродуктивной активностью, строят множество неосуществимых планов, живут в состоянии переоценивания своих возможностей. Они многословны, эмоциональны, гримасничают. Невзирая на отсутствие желания сна, чувствуют себя бодрыми.

Что делать при выявлении психотических проявлений

Если у ваших детей выявляются описанные выше признаки, то попытайтесь сразу поговорить с ними. Найдите возможность выяснить причину происходящего. Беседовать следует очень аккуратно, не прибегая к укорам и приказному тону. Постарайтесь убедить юношу или девушку в необходимости обращения к психиатру. Затем перезвоните в наш центр здоровья по телефону 8(969)060-93-93.

Расскажите оператору колл-центра о сути случившегося. Вы можете сразу же записаться на приём, или вызвать врача домой с последующим сопровождением пациента в стационар. Не беспокойтесь об излишней огласке случившегося. У нас все виды терапии оказываются анонимно. Обращайтесь в любое время дня и ночи. Мы работаем круглосуточно.

В клинике клиенту будет проведена быстрая диагностика. По желанию пациента и/или его родственников подбирается наиболее подходящий тип палаты.

У нас имеются варианты:

В стационаре предусмотрены палаты для 1 клиента и для 2-х, 3-х и 4-х человек.

До приезда психиатра следуйте рекомендациям наших специалистов:

  • Не вступайте с болящим в споры, не возражайте ему. Эта мера необходима для предупреждения усугубления психотической реакции.
  • При признаках агрессии соблюдайте спокойствие, не кричите, говорите тихо и уверенно. Постарайтесь изолировать больного и успокоить.
  • При депрессии ведите постоянное наблюдение за подростком. Он может слышать голоса, приказывающие ему нанести себе или другим вред.
  • Уберите из поля зрения все опасные предметы.
  • Во время бредовых высказываний не уточняйте их характер наводящими вопросами.
  • Не пользуйтесь советами посторонних лиц, ожидайте врача.
  • При категорическом отказе от встречи болящего с медицинскими работниками прибегните к помощи психотерапевта-мотиватора.

Точное выполнение этих советов позволит избежать множества проблем.

Как лечатся психозы подросткового возраста

В нашей клинике для излечения психических нарушений применяется комплексный подход.

После врачебной диагностики лечащий врач подбирает и формирует терапевтический план. В него входит медикаментозная терапия и применение психотерапевтических методов.

Лекарственное лечение включает назначение:

  • Антипсихотиков, подавляющих галлюцинации, бред, аффективные состояния.
  • Успокаивающих препаратов. С их помощью снимается избыточная эмоциональность, устраняются психотические страхи.
  • Антидепрессантов. Данные лекарства необходимы пациентам с депрессиями, суицидальными мыслями и поступками.
  • Нормотимики. Эти средства предотвращают маниакальные вспышки, позволяют самостоятельно установить контроль над эмоциями.
  • Холиноблокаторы. Требуются больным с проявлениями побочных реакций на фоне приёма антипсихотиков.

Психотропная фармакотерапия допускается только в клинических условиях. Осторожность вызвана сильным действием препаратов этой группы. Пациенты, принимающие специфическую фармакотерапию, нуждаются в постоянном контроле.

Нашими психотерапевтами для лечения подросткового психоза решаются следующие задачи:

  • Необходимость усиления эффекта действия медикаментов.
  • Выявление и устранение причины психотического состояния.
  • Смягчение имеющейся симптоматики.
  • Предупреждение рецидива.
  • Обучение навыкам самоконтроля во всех ситуациях.

Психотерапия назначается только после медикаментозного снятия острых явлений психоза.

При лечении подросткового психоза применяются:

  • Индивидуальные и групповые сеансы.
  • Когнитивная (поведенческая) терапия.
  • Психоэдукация – разъяснение больному и его близким сути проблемы.
  • Гипнотерапия.
  • Арт-терапия.
  • Метакогнитивные тренинги, исправляющие перегибы и ошибки болезненного мышления.

После прохождения основного курса исцеления в клинике «Лето» мы рекомендуем реабилитационные мероприятия. Наши врачи стараются не просто добиться временного улучшения состояния подростков, но и предупредить прогресс болезни, устранить главную причину.

Если у ваших детей имеется подозрение на развития психоза подросткового возраста, немедленно звоните нам по телефону 8(969)060-93-93. Только компетентные специалисты способны оказать адекватную и эффективную помощь, вернуть здоровье вашему ребёнку.

Первичная консультация для будущих пациентов и их родственников в нашем Центре психического здоровья “Лето” проводится абсолютно БЕСПЛАТНО.

Несмотря на то, что лечение платно, мы делаем все от нас зависящее, чтобы услуги были доступны большинству нуждающихся. Вы можете обратиться в любой время дня и ночи, работаем 24/7 Её можно пройти на дому, амбулаторно или в стационаре. В случае необходимости, мы введем необходимые препараты на дому или сами осуществим доставку больного в клинику. О возникших у вас проблемах узнают только те, кому вы скажете сами. Мы придерживаемся международных протоколов лечения в психиатрической клинике.

Кошель Наталья Александровна

Врач психиатр-нарколог

Источник: https://leto.clinic/lechenie/psihoz/podrostki/

Психические расстройства в детском\подростковом возрасте

Психоз подростковый

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания.

Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему.

Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста.

Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов.

При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения.

Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание.

При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детском\подростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней.

При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности.

Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского.

Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен.

Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы.

Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок.

Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков

Диагностика любых расстройств со стороны психики должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В последнее время все чаще синдром гиперактивности диагностируется педиатрами, не имеющими соответствующих знаний и навыков.

Если у ребенка имеются признаки одного или нескольких видов психологических расстройств, то необходимо сразу же обратиться к специалисту.

Только опытный психиатр сможет отличить ошибки в воспитательном процессе от нарушений психики, и, при необходимости, назначить медикаментозное лечение.

Как упоминалось выше, некоторые виды психических расстройств в детском\подростковом возрасте могут самопроизвольно корректироваться с течением времени. Но большинство из них только усугубляются без должного лечения и коррекции. Специалисты Психоэндокринологического Центра имеют возможность:

  •  провести исследования, с целью выявления психологических расстройств у детей и подростков;
  • диагностировать заболевание, определить его форму и оценить тяжесть;
  • назначить психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Многих родителей от обращения к доктору удерживает боязнь огласки. Никому не хочется, чтобы его ребенок жил с клеймом «психа». Персонал нашего Центра гарантирует каждому пациенту полную конфиденциальность и индивидуальный подход.

В своей работе специалисты Центра активно используют новейшие методики и разработки. Психотерапевтические и реабилитационные мероприятия проводятся в полном объеме. Медикаментозное лечение назначается детям лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом маленький пациент принимает одно единственное лекарство, специалисты называют такой подход к лечению монотерапией.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/psixicheskie-rasstrojstva-v-detskompodrostkovom-vozraste

Глава 21. Эндореактивные подростковые психозы

Психоз подростковый

Определение понятия

В 1947 г. Н. Weitbrecht назвал «эндореактивной депрессией» случаи, когда психическая травма провоцировала эндогенную депрессию или длительная психическая травматизация надолго затягивала депрессивную фазу.

Сходная группа психических расстройств особенно рельефно выделяется в подростковом возрасте: психогенный и эндогенный факторы в их происхождении столь тесно переплетаются, что отдать предпочтение одному из них как главной причине болезни не представляется возможным. Психическая травма в этих слу­чаях всегда бывает строго определенного вида.

Она должна подойти к почве как «ключ» к «замку». В этом одно из отличий психозов эндореактивных от реактивных. Другое отличие в том, что при реактивных психозах устранение психогенного фактора приводит к выздоровлению, а при эндореактивных психозах этого не бывает.

Между психической травматизацией и эндоген­ными механизмами устанавливается какая-то сопряженная зави­симость, нечто вроде «порочного круга». Психическая травма вначале запускает эндогенные механизмы, а те, в свою очередь, обнажают поле для действия новых психогенных факторов, кото­рые до этого такого поддерживающего болезнь влияния оказать не могли.

Например, психическая травма во время субдепрес­сивной фазы при циклоидной акцентуации способна превратить ее в психотическую депрессию. Тогда все последующие мелкие неудачи и неприятности становятся мощными депрессогенными факторами, углубляющими и затягивающими депрессивное состояние.

Вместе с тем эндореактивные психозы существенно разнят­ся и от сходных с ними эндогенных, которые также могут быть спровоцированы психической травмой. Без психогенного фактора, в силу только одних эндогенных механизмов они не возникают, а без поддерживающего действия определенной хронической психической травматизации не приобретают затяжного течения.

Яркость проявления эндореактивных психозов в подростковом возрасте, вероятно, связана со становлением характера и заострением его акцентуаций, что делает подростка особенно чувствитель­ным к определенным психическим травмам.

К эндореактивным подростковым психозам нами отнесены три вида психических заболеваний — эндореактивная депрессия у циклоидов, так называемая нервная анорексия, и некоторые из подростковых дисморфоманий. Ранее одними авторами эти расстройства включались в рамки эндогенных психозов (маниакально-депрессивного, шизофрении), а другими рассматрива­лись как чисто реактивные.

Эндореактивные депрессии при циклоидной акцентуации

Клиническая картина и течение. Встречается в старшем под­ростковом возрасте.

Во время субдепрессивных фаз при циклоид­ной акцентуации у подростков может не быть жалоб на снижение настроения, отмечаются лишь вялость, падение работоспособ­ности, инициативы, скука — состояние более всего напоминает нерезко выраженный астеноапатический эквивалент (см. гл. IV).

До этого общительные и живые, подростки превращаются в уны­лых домоседов, избегают компаний и новых знакомств. Невозможность сосредоточиться, собраться с мыслями, быстрая утомляе­мость от всего, что требует напряжения и усилий, приводят к снижению успехов в учебе. Запущенными оказываются все дела — и домашние поручения, и просьбы товарищей.

Поэтому нарекания, недовольства, упреки, обвинения начинают сыпаться со всех сторон. На это подросток реагирует раздражением, неожиданными выпадами, даже скандалами. Но в глубине души все происходящее, все промахи и неудачи тяжело переживаются. Нарастающая конфликтная ситуация может затягивать и углуб­лять депрессию.

Если же на фоне субдепрессивной фазы случаются тяжелые психические травмы: утрата близких, вынужденная разлука с ними, переезд и неустроенность на новом месте, крутая ломка стереотипа жизни,— то субдепрессивная фаза может значительно отягощаться и достигать психотического уровня: развивается эндореактивная депрессия.

При субдепрессивных состояниях у циклоидов и даже при эндореактивной психотической депрессии обычно не бывает ни витальной тоски, ни сопутствующих соматических проявлений (запоры, тахикардия, артериальная гипертония, резкое падение аппетита). Суточные колебания настроения также не выражены. Но по утрам после сна отчетливее выступают вялость, разбитость. Ночной сон не приносит отдохновения.

Идей самообвинения и самоуничижения может не выска­зываться. Однако даже при субдепрессивной фазе определенная настроенность в этом отношении имеется.

Если упреки и выговоры со стороны делаются чрезмерными и непрерывными, особенно если подросток публично осуждается в глазах товарищей за его действительные упущения, то могут появиться мысли о своей непоправимой вине, о собственной ничтожности, никчемности и т. п.

Какой-либо особенно травмировавший эпизод подобного рода может вызвать острую аффективную аутоагрессивную реакцию с серьезной суицидной попыткой.

Стертая непсихотическая форма эндореактивной депрессии описана Ю. А. Строгановым [Патологические нарушения…, 1973] у студентов I курса высших учебных заведений.

Смена школьного учебного стереотипа на обманчивую легкость и кажу­щуюся свободу студенческой жизни приводила у циклоидов в гипертимной фазе к существенным пробелам в занятиях.

Когда зачеты и экзамены выпадали на последующую субдепрессивную фазу с понижением работоспособности, наверстать упущенное оказывалось не под силу.

В итоге после попыток «пересилить себя» и многочасовых малопродуктивных занятий развивалось полное отвращение к учебе и даже к любой умственной работе вообще, появлялась апатия. Такие первокурсники переставали стремиться к обществу приятелей, у них исчезал всякий интерес к противоположному полу, все у них не ладилось и валилось из рук. Подобные спады вместо обычных 1—2 нед затягивались на месяцы.

Дифференциальный диагноз. Необходимо иметь в виду депрес­сии при шизоаффективном и маниакально-депрессивном психозах и в дебюте прогредиентной шизофрении.

В пользу эндореактивной депрессии говорят начало с нерезко выраженного астеноапатического эквивалента и резкое ухудшение после воздействия таких психогенных факторов, которые способны направить мысли на переживание своей вины, неспособности, ненужности.

Для прос­той формы шизофрении характерны медленное начало без видимых причин и постепенное развитие апатоабулического син­дрома на протяжении многих месяцев.

Исход и прогноз. Предсказание в отношении выздоровления относительно благоприятно. Однако надо учитывать возможность суицидных попыток. Данные о большом риске заболеть маниакаль­но-депрессивным психозом у таких подростков отсутствуют.

Биологическое лечение и психотерапия. Показано примене­ние транквилизаторов, мягких стимуляторов и мягких анти­депрессантов. Спешить с лечением амитриптилином и тем более мелипрамином не следует — они, снимая данную депрессию, могут усилить тенденцию к фазности, сделать смену фаз более частой, а сами фазы более выраженными.

При астеноапатической картине Ю. А. Строгановым [Патоло­гические нарушения…, 1973] предложено использовать сиднокарб в небольших дозах: 5—10 мг утром и днем. Большие дозы могут вызвать чувство дискомфорта, тревожность, бессонницу. Эффект от сиднокарба обнаруживается через несколько дней.

При склон­ности к острым аффективным аутоагрессивным реакциям можно использовать небольшие дозы амитриптилина, особенно на ночь (25—50 мг). При раздражительности применяются тазепам, меллерил.

Необходим отдых, освобождение от учебных и внеучебных нагрузок, показаны легкий физический труд и умеренные занятия спортом.

Одним из наиболее важных лечебных факторов является регулярная индивидуальная психотерапия. Подростку надо объяс­нить особенности его натуры, вселить уверенность, что за спадом последует подъем, что упущения можно наверстать. Не сле­дует ждать быстрого согласия с этими доводами, важно, чтобы подросток слушал их.

В процессе семейной психотерапии прихо­дится разъяснять близким, что в период спада промахи и неудачи подростка не должны вызывать нареканий, а тем более наказаний. И, главное, надо избегать ситуаций, где подросток может быть как-либо унижен в глазах сверстников.

Угрюмая раздражитель­ность должна вызывать со стороны близких не гнев и негодование, а спокойное, ровное, теплое, но без лишних эмоций отношение.

истерические психозы – предыдущая | следующая – эндореактивная пубертатаная анорексия

Подростковая психиатрия. .

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/endoreaktivnye-psihozy/

Лечение психозов у подростков в Москве. Психоневрология

Психоз подростковый

Лечение психоза у подростков требует крайней осторожности. Нужно помнить, что психоз у подростков может иметь иную сущность. Спешить с применением антипсихотических средств не стоит. Наши специалисты имеют большой опыт по лечению психоза у подростков и рекомендуют проведение более глубокой диагностики перед назначением лечения.

Лечение психоза у подростков

Психоз является нарушением психической деятельности, при котором человек страдает от галлюцинаций, помрачнения сознания, бредит. Его психические реакции грубо противоречат объективной действительности. Поведение дезорганизовано, критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует.

Подростковый возраст — непростой период в жизни человека. В это время происходят изменения внутри организма, выстраивается система ценностей и жизненных ориентиров, формируются социальные связи. В этих условиях психозы у подростков — нередкое явление (около 10-20 % тинейджеров нуждаются в обследовании и лечении).

Причинами таких нарушений считаются:

  • наследственность;
  • органические заболевания;
  • стрессовые ситуации;
  • психологические травмы;
  • гормональные нарушения;
  • психические заболевания.

На начальной стадии психоз проявляется проблемами с концентрацией внимания, нарушениями сна, подавленностью или чрезмерной радостью. Возникают тревога и беспокойство, подозрительность к окружающим, стремление к самоизоляции от родных и друзей. Позднее развиваются слуховые и зрительные галлюцинации, депрессивная подавленность, суицидальные мысли.

Как лечат психозы у подростков

Ребенка в состоянии психоза направляют на обследование к психиатру либо сразу помещают в стационар (при остром психозе).

Для уменьшения выраженности психотической симптоматики применяют медикаментозную терапию.

Также больному оказывается психотерапевтическая помощь — проводят индивидуальную, семейную психотерапию, модификацию поведения. Транквилизаторы используются исключительно при агрессивном поведении.

В процессе ведения пациента врач учитывает текущую фазу течения патологии (депрессивную, маниакальную, выздоровление, период между острыми приступами). Для каждой фазы применяются соответствующие методы лекарственного лечения, психологической помощи и социальных вмешательств.

Важно понимать, что в детском и подростковом возрасте необычное поведение не всегда свидетельствует о проблеме. Например, маленькие дети часто общаются с воображаемыми друзьями. Или в ответ на потребности своего организма подросток может начать спать больше обычного. Но если у родителей появились сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту и развеять их.

Обратиться к специалистам клиники, вы можете по телефону в Москве: 8(495)6320065, .

20 октября 2017

Лечение психоза у подростков требует крайней осторожности. Нужно помнить, что психоз у подростков может иметь иную сущность. Спешить с применением антипсихотических средств не стоит. Наши специалисты имеют большой опыт по лечению психоза у подростков и рекомендуют проведение более глубокой диагностики перед назначением лечения.

Лечение психоза у подростков

Психоз является нарушением психической деятельности, при котором человек страдает от галлюцинаций, помрачнения сознания, бредит. Его психические реакции грубо противоречат объективной действительности. Поведение дезорганизовано, критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует.

Подростковый возраст — непростой период в жизни человека. В это время происходят изменения внутри организма, выстраивается система ценностей и жизненных ориентиров, формируются социальные связи. В этих условиях психозы у подростков — нередкое явление (около 10-20 % тинейджеров нуждаются в обследовании и лечении).

Причинами таких нарушений считаются:

  • наследственность;
  • органические заболевания;
  • стрессовые ситуации;
  • психологические травмы;
  • гормональные нарушения;
  • психические заболевания.

На начальной стадии психоз проявляется проблемами с концентрацией внимания, нарушениями сна, подавленностью или чрезмерной радостью. Возникают тревога и беспокойство, подозрительность к окружающим, стремление к самоизоляции от родных и друзей. Позднее развиваются слуховые и зрительные галлюцинации, депрессивная подавленность, суицидальные мысли.

Как лечат психозы у подростков

Ребенка в состоянии психоза направляют на обследование к психиатру либо сразу помещают в стационар (при остром психозе).

Для уменьшения выраженности психотической симптоматики применяют медикаментозную терапию.

Также больному оказывается психотерапевтическая помощь — проводят индивидуальную, семейную психотерапию, модификацию поведения. Транквилизаторы используются исключительно при агрессивном поведении.

В процессе ведения пациента врач учитывает текущую фазу течения патологии (депрессивную, маниакальную, выздоровление, период между острыми приступами). Для каждой фазы применяются соответствующие методы лекарственного лечения, психологической помощи и социальных вмешательств.

Важно понимать, что в детском и подростковом возрасте необычное поведение не всегда свидетельствует о проблеме. Например, маленькие дети часто общаются с воображаемыми друзьями. Или в ответ на потребности своего организма подросток может начать спать больше обычного. Но если у родителей появились сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту и развеять их.

Обратиться к специалистам клиники, вы можете по телефону в Москве: 8(495)6320065, .

Источник: https://preobrazhenie.ru/podrostki-lechenie-psyhozov/

Психозы у детей и в подростковом возрасте

Психоз подростковый

Психозы у детей и подростков имеют такие симптомы, как чувство, что другие могут влиять на их мысли. Также они сопровождаются галлюцинациями, бредом и речевыми расстройствами. Какие еще признаки и симптомы имеет детский психоз, как его диагностировать и лечить, пойдет речь далее.

Психозы редки среди детей, у одного процента населения диагностируется шизофрения, примерно у половины из которых могут быть симптомы до 18 лет.

Подробно о депрессии у подростков и детей: причины, признаки, лечение.

Что такое психозы в детстве и подростковом возрасте

Шизофрения и подобные шизофрении состояния характеризуются фундаментальными и характерными изменениями в мышлении и восприятии, которые приводят к бреду и галлюцинациям, а также к неадекватному или уплощенному аффекту.

Психозы являются относительно редкими состояниями у детей и подростков, и их трудно выявить и оценить. Восприятие реальности необходимо рассматривать в зависимости от стадии развития ребенка.

Тревожные расстройства у детей и подростков. Причины возникновения, признаки заболевания и способы лечения.

Статистика заболеваемости

У некоторых пациентов в детской и подростковой психиатрии психотические симптомы не обнаруживаются. В целом заболеваемость составляет около 0,4%. Заболеваемость увеличивается с возрастом в период полового созревания.

По некоторым оценкам, около одного процента населения соответствует критериям для диагноза шизофрении, и вполне возможно, что около половины из них имели психотические или психосенсорные симптомы до достижения ими возраста 18 лет.

Симптомы детского психоза

Они делятся на:

  1. Позитивные (также называемые первоклассными).
  2. Негативные симптомы — это термин, обозначающий симптомы, характеризующиеся снижением функции или отсутствием способностей.

Типичные признаки путаницы:

Положительные:

  • Танки эффект. Чувство, что другие могут читать свои мысли или вставлять или красть свои собственные мысли.
  • Галлюцинации. Ложные впечатления. Самое распространенное — это услышать голоса.
  • Физические воздействия. Стойкие причудливые (невозможные реальные) заблуждения (например, постоянный мониторинг инопланетян).
  • Лингвистические нарушения мышления. Они могут, например, выглядеть как нелогичный речевой поток, полный специфических слов и выражений. Как правило, пациент также может формировать новые слова.
  • Кататоническое поведение. Замораживание в определенных положениях.

Негативные:

· Инерция.

· Летаргия.

· Отсутствие эмоций.

· Отсутствие инициативы.

· Пассивность.

· Плохая речь.

· Расстройства контакта.

· Пустое / бессодержательное поведение,

· Социальная самоотдача.

· Аутизм (уход в себя).

Знания о причинах и механизмах заболеваний при психозах все еще ограничены, но постепенно расширяются.

Наследственная предрасположенность является единственным причинным фактором, который проявляется с высокой вероятностью до 80 процентов. Это означает, что вероятность того, что у подростка есть родственник с похожими симптомами, высока.

Психоз также вызывается токсикоманией.

Диагностика психоза у детей

Доктор попытается выяснить, есть ли типичные признаки путаницы. Если состояние длится более одного месяца и появляются несколько из вышеперечисленных симптомов, врач может диагностировать психоз. Другая важная информация — это история жизни ребенка и любые предыдущие телесные заболевания. Регулярное обследование тела также проводится, чтобы исключить телесные заболевания.

Необходимость проведения других обследований проводится в больнице или специалистом. Текущие исследования:

· ЭЭГ — производство электрической активности мозга.

· КТ головного мозга — компьютерная рентгенография разреза, которая показывает повреждение, опухоли и пороки развития головного мозга.

· Нейропсихологическое тестирование — тестирование интеллекта, внимания / концентрации, ощущения пространства.

Лечение психозов у детей и подростков

Цель состоит в том, чтобы как можно лучше стабилизировать ситуацию внутри пациента и вокруг него. Кроме того, максимальное снижение симптомов достигается при минимизации побочных эффектов.

В экстренных случаях подростки проходят обследование, чтобы снять беспокойство и замешательство. Консультации и информация для ребенка и его родственников являются важной частью лечения и направлены на снижение нагрузки на семью.

Медикаментозное лечение является центральным.

Лекарственные препараты

Если у ребенка или подростка имеются серьезные субъективные заболевания, как правило, лечение психоза у ребенка следует начинать, если симптомы еще не смягчены скринингом. Такими субъективными недугами выступают: выраженное беспокойство, серьезные проблемы со сном (круглосуточное бодрствование), выраженное принуждение, большая лабильность и / или гнев или сильное внутреннее смятение.

Раннее лечение важно. Регулярный сон улучшает состояние. Причины плохого сна и способы борьбы с бессонницей узнайте здесь.

На ранних стадиях заболевания ребенок также более подвержен попыткам приема лекарств, но более поздний запуск более сложный, поскольку пациент часто проявляет большой скептицизм по поводу лекарственного лечения.

Ослабление психотических симптомов облегчает диагностику детей и подростков. Чем дольше начинается медикаментозное лечение, тем сложнее установить хороший союз с пациентом.

Используемые лекарства для детей называются нейролептиками или антипсихотиками. Нейролептики действуют, блокируя молекулу рецептора для сигнального вещества допамина.

Нейролептики подразделяются на высокие дозы (необходимо давать их в больших дозах, чтобы иметь эффективность и высокую степень седативного эффекта) и низкие дозы (в низких дозах, работают специфично для заблуждений).

В острой фазе вводят высокие дозы нейролептиков, чтобы успокоить пациента. Постепенно вводятся низкие дозы нейролептиков. Повышение до подходящей дозы у детей происходит в течение недели.

Другое лечение

Другими важными мерами лечение детей и подросткового психоза являются семейная терапия, специальные образовательные мероприятия и экранирование социальных ситуаций.

Список психических расстройств у детей и взрослых.

Прогноз подросткового психоза

Прогноз зависит от времени появления и продолжительности состояний и формы, степени когнитивных нарушений и от того, как ребенок / подросток работал до психического заболевания.

Раннее начало и развитие коварных симптомов с большим количеством негативных признаков связаны с худшим прогнозом. Острые симптомы появления с высокой частотой положительных признаков, часто из-за острого стресса, имеют хороший прогноз. Создание хорошего союза с пациентом и хорошее понимание болезни также значительно улучшает прогноз у детей и подростков.

Источник: http://kreativlife.ru/psihozy-u-detej-i-v-podrostkovom-vozraste/

Фгбну нцпз. ‹‹шизофрения у подростков››

Психоз подростковый

Вскоре после того, как Е. Kraepelin (1893) разделил эндогенные психозы на раннее слабоумие и маниакально-депрессивный психоз, было обнаружено, что существуют психические заболевания, занимающие между ними как бы промежуточное положение.

В этих случаях наблюдались длительные аффективные состояния, весьма сходные с депрессиями и маниями, и светлые промежутки с полным или почти полным выздоровлением.

Однако по мере повторения фаз в этих промежутках все более выступали изменения личности, присущие шизофрении: нарастающая бездеятельность и апатия, эмоциональное оскудение, замкнутость и даже нарушения мышления в виде резонерства, расплывчатости, витиеватости и т. п.

Во время самих маниакальных и депрессивных фаз возникали симптомы, которые маниакально-депрессивному психозу не свойственны (бред воздействия, слуховые и обонятельные галлюцинации, явления психического автоматизма).

Подобные случаи стали обозначать как «третий психоз», «краевые психозы» [Kleist К., 1908J, «смешанные психозы» [Gaup R., Mautz F., 1926], «циклоидные психозы» [Leonhard К., 1957] и другими названиями. Наиболее удачным и отражающим картину в течение болезни нам представляется термин, который предложил J. Kazanm (1933) — «шизоаффективные психозы».

На природу этих психозов существует несколько точек зрения. Наиболее распространено суждение, что они представляют собой один из вариантов течения шизофрении («периодическая шизофрения», «рекуррентная шизофрения», «циркулярная шизофрения» и т. п.). В отношении подросткового возраста подобная точка зрения в нашей стране развивалась Г. Е. Сухаревой (1937, 1974) и М. Ш. Вроно (1971, 1983).

Если же чередование фаз признавалось свойственным только маниакально-депрессивному психозу, то данное заболевание рассматривалось как атипичный аффективный психоз. В отношении подросткового возраста такое понимание этих психозов в нашей стране было выдвинуто С. С. Мнухиным (1940).

Было также высказано предположение, что подобные психозы представляют собой особую форму психических расстройств, отличную и от шизофрении, и от маниакально-депрессивного психоза.

По нашему мнению, такое выделение шизоаффективных психозов в особую нозологическую форму практически оправдано, так как эти психозы требуют отличного от других форм шизофрении лечения, а прогноз при них значительно хуже, чем при маниакально-депрессивном психозе [Личко А. Е., 1979, 1985].

Наконец, существует представление, что шизоаффективные психозы представляют сборную группу. Среди них есть и случаи шизофрении с фазным течением (циркулярная шизофрения), и атипичные случаи маниакально-депрессивного психоза (атипичный аффективный психоз), и еще особое самостоятельное психическое расстройство. Примером может послужить систематика К.

 Leonhard (1957): фазные психозы, циклоидные психозы, несистематизированная шизофрения. К циклоидным психозам отнесены случаи, когда каждая фаза заканчивается хорошей ремиссией; к несистематизированной шизофрении — ухудшение качества ремиссии от приступа к приступу [Leonhard К., 1983]. G.

 Hoffman (1983) выделил истинные шизоаффективные психозы, атипичный маниакально-депрессивный психоз и шизофрению с нарушениями настроения.

В американской классификации психических расстройств DSM-III (1980) диагностические рамки шизоаффективного расстройства ограничены и довольно неопределенны. Этим понятием рекомендуется пользоваться, когда трудно провести дифференциальный диагноз между аффективным и шизофреноформным расстройствами и шизофренией.

Если признавать шизоаффективный психоз самостоятельной формой, то ее рамки должны быть строго ограничены циркулярными расстройствами с атипичными маниакальными и депрессивными состояниями. Периодические психозы, где картина. приступов состоит из синдромов нарушения сознания (например, онейроидная кататония), отличны от этих психозов.

Эпидемиологические данные в отношении подростковой популяции довольно скудны. По данным М. Ш. Вроно (1971), на рекуррентную шизофрению приходится 15 % всех случаев шизофрении у подростков. По нашим данным, у подростков мужского пола шизоаффективный психоз встречается в 3 раза реже, чем все другие формы шизофрении, вместе взятые, т. е.

 на него падает около 25 %. Известно, что девочки заболевают чаще, чем мальчики [Вроно М. Ш., 1971; Шмаонова Л. М. и др., 1980]. Наши данные получены в более поздние годы, чем М. Ш. Вроно, и, возможно, это подтверждает высказанное нами предположение [Личко А. Е.

, 1985], что в последние годы частота шизоаффективных психозов у подростков возросла.

Клиническая картина проявляется атипичными маниакальными и депрессивными состояниями, реже встречаются смешанные состояния.

Первой фазой чаще бывает депрессивная, чем маниакальная.

Среди 100 подростков мужского пола, у которых был диагностирован и катамнестически подтвержден шизоаффективный психоз, в 71 % первая фаза была депрессивная, а в 29 %—маниакальная.

Смешанные состояния встречались только во время повторных фаз. В 27 % из анамнеза стало известно о коротких периодах «подъема» или «спада» настроения в прошлом, длившихся по нескольку дней, но не достигавших болезненного уровня.

Среди маниакальных состояний в младшем подростковом возрасте наиболее характерна гневная мания, а в старшем — параноидная. Типичная «солнечная» мания отмечена лишь у 10 % больных, мания с дурашливостью, напоминающая гебефрению,— в 6 %, спутанная мания — у 4 % больных. Онейроидный синдром на высоте маниакальных состояний развился у 11 % больных.

Среди депрессивных состояний как в первой, так и в последующих фазах чаще всего встречались депрессия со страхом и тревогой (отмечена у 41 % больных) и параноидная депрессия (32 %). Апатическая депрессия отмечена у 22 % больных, чаще во время первых фаз.

Ипохондрические переживания ранее были отмечены как особенно присущие подростковому возрасту [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1980]. Однако они обычно были включены в виде отдельных жалоб на фоне различных типов депрессии.

Только у 9 % больных развились депрессии, где ипохондрические переживания были главенствующими. Типичная тоскливая (меланхолическая) депрессия, характерная для маниакально-депрессивного психоза, была констатирована лишь у 7 % больных.

Онейроидный синдром на высоте депрессий возник только у 2 %. Смешанные состояния наблюдались у 12 %.

Лонгитудинальное наблюдение (5—15 лет в наших исследованиях) показало, что для шизоаффективного психоза, начавшегося в подростковом возрасте, свойственно биполярное течение (89 % больных). Только депрессивные фазы наблюдались у 9 %, только маниакальные — у 2 %.

Преморбидные особенности подростков, заболевших шизо-аффективным психозом, указывают, по данным катамнеза, на большую, чем в общей популяции [Иванов Н. Я.

, 1985], частоту как гипертимного (24 %), так и шизоидного, и сенситивного (14 и 9 % соответственно) типов. В 34 % черты какого-либо типа акцентуации характера на основании анамнеза установить не удается.

У взрослых больных шизоаффективным психозом также обнаружено преобладание гипертимов и стеничных, и сенситивных шизоидов [Цуцульковская М. Я., 1968].

Каждая фаза обычно начинается остро — развертывается на протяжении нескольких дней, а при маниакальных состояниях — иногда даже в течение нескольких часов. Однако до этого у 2/з больных на протяжении 1—2 нед наблюдались колебания настроения — наступали короткие субдепрессивные состояния [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1980].

Продолжительность фаз различна — от нескольких дней до нескольких месяцев. Повторные приступы могут быть двухфазными и даже многофазными. При шизоаффективном психозе отсутствует свойственная маниакально-депрессивному психозу закономерность: чем моложе возраст, тем короче фазы. Интермиссии также весьма разнятся по длительности: от нескольких дней до многих месяцев и даже лет.

Нами были описаны два типа течения шизоаффективных психозов у подростков [Личко А. Е., 1979, 1985]. Один тип не отличается от его течения у взрослых, другой присущ именно подростковому возрасту.

«Взрослый» тип течения характеризуется тем, что первые 2— 3 фазы обычно заканчиваются полным выздоровлением (интермиссии). Все прежние болезненные переживания оцениваются критически. Но при последующих приступах интермиссии сменяются неполными ремиссиями, чаще всего по апатическому типу (см. стр. 146).

Раз ют разу все более нарастают снижение активности, утрата прежних интересов, склонность к- безделью, предпочтение простых, не требующих энергии и собранности занятий. Подростки становятся все более необщительными и замкнутыми. Теряется прежняя эмоциональная живость.

Таким образом, постепенно все более обрисовываются явления апатоабулического дефекта.

В других случаях во время частичных ремиссий возникают нарушения поведения, свойственные психопатии гипертимно-неустойчивого или гипертимно-эксплозивного типа [Личко А. Е., 1983] —тимопатический тип ремиссии (см. стр. 106).

Пубертатный тип течения отличен тем, что в подростковом возрасте один за другим следуют несколько приступов шизоаффективного психоза. Иногда одна фаза сразу же переходит в другую. Такие сдвоенные фазы особенно часты у девочек [Данилова Л. Ю., 1986]. Интермиссии бывают хорошими, но непродолжительными.

По завершении периода полового созревания серия приступов внезапно обрывается. Ремиссия сначала может быть частичной с отдельными апатоабулическими или тимопатическими нарушениями, но со временем она становится полной. Длительные катамнезы — до 15 лет — свидетельствуют об отсутствии рецидивов.

Этот тип встречается редко — всего в 14 %, но составляет половину всех благоприятных исходов при шизоаффективном психозе.

Исход и прогноз весьма различны. По данным наших отдаленных катамнезов, в 29 % после 2—3, реже после большего числа, приступов наступает практическое выздоровление — стойкая многолетняя интермиссия. У взрослых, по данным J. Angst (1980), выздоравливают также 27 %.

В 41 % течение соответствует описанному выше «взрослому» типу, из них в 34 % постепенно формируется дефект апатоабулического, а в 7 %—тимопатического типа. Еще в 30 % после 3— 4 приступов болезнь трансформируется в прогредиентную шизофрению с непрерывным течением, чаще в простую или параноидную форму, реже в кататоно-гебефреническую.

Инвалидность у взрослых устанавливается в 38 %, в том числе 1 группа в 1 %, II группа — в 2 %, III группа — в 16 % [Жариков Н. М., 1972].

Прогностическое значение частоты приступов весьма относительно. Серия частых фаз может закончиться практическим выздоровлением и, наоборот, после 2—3 редких приступов может сформироваться выраженный дефект. Существует мнение, что начало болезни с маниакальных фаз прогностически неблагоприятно [Наджаров Р. А., Смулевич А. Б., 1983].

Наши данные не подтверждают этого. Хорошие стойкие ремиссии наступили в 30 %, когда первой была депрессивная фаза, и в 24 %, когда первой была фаза маниакальная. Зато трансформация в непрерывно-прогредиентную (параноидную, простую) шизофрению произошла, когда заболевание началось с депрессивной фазы в 39 %, с маниакальной — в 18 %.

Важнее для прогноза картина фаз. Чем больше сходства с маниакально-депрессивным психозом, тем лучше прогноз. Наоборот, бред воздействия, слуховые галлюцинации, психические автоматизмы прогноз ухудшают, хотя данная фаза может закончиться хорошей ремиссией.

Дифференциальный диагноз приходится проводить прежде всего с маниакально-депрессивным психозом. Лишь в 17 % заболевание манифестирует с типичной депрессии или типичной мании [Озерецковский С. Д., 1979] и первая фаза неотличима от маниакально-депрессивного психоза.

Если учесть, что, по нашим данным, маниакально-депрессивный психоз в подростковом возрасте начинается в 5 раз реже, чем шизоаффективный, то при первой фазе в виде типичной меланхолической депрессии или типичной «солнечной» мании вероятность обоих заболеваний приблизительно одинакова.

Поэтому окончательный диагноз приходится откладывать до следующих фаз.

Если во время маниакальных состояний выражены дурашливость, манерничанье, кажущийся нелепым смех, то возникает мысль о гебефренокататоническом синдроме: Дифференциально-диагностические признаки приводятся при описании этого синдрома (см. стр. 151).

Депрессия может сопровождать параноидный синдром при прогредиентной шизофрении. Продолжительное наблюдение позволяет заметить, что спад депрессивного аффекта в этих случаях обнаруживает относительную независимость продуктивной симптоматики от депрессивного фона. Депрессия проходит, а бред и галлюцинации остаются.

Спутанная мания, растерянность на фоне депрессии со страхом и тревогой, выраженный онейроидный синдром требует дифференциации со сходными картинами при острых инфекционных и интоксикационных психозах.

Диагностика особенно затруднена, если развитию психотического состояния предшествовали лихорадочное заболевание, прием большой дозы алкоголя, перегревание на солнце или другие экзогенные вредности, которые могли сыграть роль провокатора эндогенной фазы. Относительное диагностическое значение имеет отмеченная Г. Е.

 Сухаревой (1955, 1974) динамика: экзогенные психозы начинаются с нарушений сознания; при шизоаффективном психозе онейроид, спутанность, растерянность обычно развиваются на высоте аффективных расстройств.

©2017 Все права защищены. Копирование любых материалов без письменного разрешения не допускается.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/11/chapter/43

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий