Психостеноидный тип личности

Психастенический тип личности — расстройства на его фоне: ананкастное, тревожное

Психостеноидный тип личности

Психастенический тип личности относится к одному из видов акцентуаций характера А.Е. Личко. В детстве такие дети часто пугливые, неуверенные в себе. Склонны к самоанализу. Любят все рационализировать.

Акцентуации характера – это обострившиеся черты характера, образующие единую некую систему личностных особенностей. Человек часто проявляет их уже в детстве, но особенно эти черты проступают обычно в подростковом возрасте.

Иногда с возрастом акцентуация «сглаживается», становится неявно выраженной. Исчезает ли она? Трудный вопрос. Но то, что в детстве или пубертате было критически важным для человека, с возрастом может утратить значимость и силу воздействия на личность.

Порой одна акцентуация трансформируется в другую.

За годы развития психологии и психиатрии как науки было множество классификаций личностей. Одной из известных является классификация, предложенная российским ученым – А. Е. Личко. В частности, психастеническая личность рассматривается им как тип личности, предрасположенный к развитию неврозов, а именно обсессивно-фобических.

В современной классификации к психастении, как к расстройству личности приближены два вида: ананкастное и тревожное расстройство личности. На самом деле, все будет зависеть от специалиста, занимающегося конкретным случаем психастении.

Как диагноз, в современном классификаторе она отсутствует. То, что называли раньше психопатией, а сейчас расстройством личности, остается с человеком на всю жизнь. Некоторые специалисты к психастении относят невроз (F 48.

8) в рамках существующей систематизации.

Характеристика психастенического типа личности (по А.Е. Личко)

Среди всех акцентуаций психастения в подростковом возрасте обычно не проявляется ярко. Зато примерно от 20 до 40 лет такие люди легко различимы. Так как психастеники склонны к проявлениям повышенной ответственности, то обучение в школе, в средних и старших классах помогает сглаживать их характерологические особенности.

Но младшие классы становятся периодом частых стрессов. В первом классе жизненный устрой резко меняется, на ребенка накладывается тяжелая ответственность, с которой он не всегда может сразу успешно справиться, но стараться он будет изо всех сил. В некоторых источниках эмотивный психотип сравнивают с психастениками, но сам А.Е.

Личко проводил параллель психастеника с педантичным типом акцентуации.

Именно в этот период психастенические черты проявляются ярко у детей – они тревожны, переживают из-за невыученных уроков, мнительны.

Постепенно входят в ритм, усердно выполняются домашние задания, успешно осваивают учебные программы, показывая хорошие результаты. Школьный период улучшает их уровень социальной адаптации.

Режим обучения их устраивает, важных решений принимать не приходится. Все уже распределено за них. Хорошо учишься – получаешь положительные оценки. Главное, следовать правилам.

Мнительность и неуверенность в себе – основные признаки

В период экзаменов, на первый план выступают явления декомпенсации. У личности, не справившейся с возникшими трудностями, выявляются нарушения – у психастеников в этот период проявляются фобии или навязчивости. В период стрессовых ситуаций им крайне необходима поддержка близких. Особенно, родителей или иных значимых взрослых.

Их тревожная мнительность достигает высоких значений. Они часто боятся неизвестно чего. Их страшит будущее. Но реализациях их представлений о чем-то страшном маловероятна. Они не боятся чего-то реально им угрожающего, их страхи надуманы.

Но они способны «застревать» на этих страхах, которые трансформируются в фобии. Именно такие личности сильно переживают за мать или отца, которые не пришли вовремя с работы, поэтому они не отходят от окна, ожидая их прихода или звонят им через каждые 5 минут.

Их страхи чаще всего ничем не обоснованы. Они боятся, что с близкими или с ними случится что-то страшное. Что именно? На этот вопрос психастеники не способны вразумительно ответить.

То они боятся автокатастроф, потому что посмотрели новостной блок и статистику ДТП, то вдруг начинают всерьез опасаться за здоровье своей матери, хотя ничто к этому не предрасполагает.

Страхи – мнимые и действительные как постоянный источник внутреннего напряжения

Из-за постоянных или частых страхов за свое будущее и будущее близких, они придумывают ритуальные действия, которые помогают им справиться со страхами и возникающим напряжением. Такие люди склонны к странным, только им понятным ритуалам.

Чтобы успешно сдать экзамен, например, они придумают себе особый маршрут до учебного заведения или условие – не наступать на камни, например. Или дотронуться три раза до выключателя в ванной, например. Их ритуалы выглядят странно в глазах окружающих.

Они это знают, поэтому усиленно это скрывают. Но отказаться от этих действий не могут.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Старческая агрессия — что делать?

Например, в монографии А.Е. Личко был описан один подросток, боящийся заразиться венерического заболеваниями.

Он узнал об их распространении по телевидению, в связи с этим стал бесконечное количество раз мыть руки с мылом, стремясь избавиться даже от малейшей вероятности заболевания. Эти действия потом приобрели характер настоящей патологии навязчивости.

Попав в клинику, он стремился скрыть свои особенности от окружающих, но не делать их не мог, поэтому несколько раз на дню дотрагивался до крана с водой или мыла.

Отличная учеба как способ справиться с напряжением

Они часто отлично учатся, интеллект выше среднего. Даже увлечения склонны выбирать интеллектуально-эстетические. Например, если собирают марки, то делают это с целью изучения чего-то – географии, животных, растений и т.д., в зависимости от тематики. Страсть именно к собирательству у них при этом отсутствует.

Подростки и дети, у которых психастенический тип личности, со сверстниками общаются нормально, но им трудно заводить близких друзей. У них часто наблюдаются навязчивые страхи. Перед принятием любого решения, даже незначительного, долго сомневаются.

Но бывают удивительно нетерпеливыми, если уже приняли решение, стремятся как можно быстрее осуществить желаемое. Обнаруживается некоторая противоречивость – при принятии важных решений, где нужно как следует подумать, наоборот, проявляют поспешность.

А чтобы решить, какой фильм посмотреть или какое платье выбрать к празднику будут долго сомневаться.

Ответственность и педантизм – так им проще жить

Раньше, именно такие подростки ухаживали за младшими детьми в семье. Родителям было очень легко поручить им это.

Впоследствии, когда в семьях стало рождаться уже меньше детей, да и особенности воспитания поменялись, такие дети стали объектом завышенных ожиданий родителей.

Психастеники, чтобы не потерять любовь и расположение близких изо всех сил стараются «не ударить в грязь лицом», хотят соответствовать самым высоким ожиданиям родителей, чаще всего в учебе. Любят заниматься «самокопанием», рассуждать о глобальных проблемах человечества.

Вообще часто в неудачах обвиняют именно себя, а не других. Они вяло радуются даже своим успехам. Справедливо относятся к другим, не склонны к агрессии и обвинительству. Не будут с «пеной у рта» доказывать свою правоту, даже если это очевидно.

Плохо переносят ситуации соперничества. Не стремятся к лидерству. Но сами хотят быть «правильными» во всем. Любят заведенный порядок, плохо переносят перемены. Склонны к педантизму, но только лишь потому, что им трудно привыкать к новому.

Им легче поддерживать порядок, чем по новой все обустраивать.

Если говорить о спорте, то здесь уже сложнее. Подростки с психастенической акцентуацией чаще всего неловки в движениях, у них слабые руки, но зато сильные ноги, они успешны в беге, прыжках.

В занятиях, требующих отличного развития мелкой моторики, они не показывают высоких результатов. Они не склонны к деликвентному поведению, у них редко бывает алкоголизация или наркотизация.

Они не проявляются также и суицидальных намерений.

Психастеническая акцентуация характера является крайним вариантом нормы. Но существует также психопатия или расстройство личности по психастеническом типу. Здесь уже говорится о более глубоком изменении личности. Мешающем нормальной адаптации личности к окружающему миру.

Психастеническая психопатия или ананкастное расстройство личности

Когда психастенический или ананкастный тип характера приобретает патологические черты, то имеется ввиду уже расстройство личности, окончательно излечить его сложно, код по МКБ 10 F 60.5.

В центре расстройства – мнительность и постоянный страх за себя, свою безопасность, постоянная неуверенность в себе. Ананкасты малообщительны, но не из-за нежелания общаться, а из-за своей природной стеснительности.

Им трудно первыми вступать в разговор. Они постоянно о чем-то тревожатся.

Все их переживания направлены внутрь себя, они больше интроверты. Берясь за дело, они заранее настроены на неудачу, хотя в силу высокого интеллекта и повышенного чувства ответственности как раз они выполняют поручения тщательно, а результат работы обычно выше среднего.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  2 эффективных способа избавиться от мазохизма

Их страхи становятся настоящими фобиями, их мнительность сильно мешает им нормально жить, они тревожатся из-за любой мелочи. Трудно решаются на что-то.

Это расстройство личности разными авторами называлось также по-разному – Э.Кречмер характеризовал таких людей сенситивными, П. Ганнушкин психастеническими, К. Шнейдер ананкастными.

Это щепетильные и ужасающе педантичные люди. Они абсолютно все делают правильно и ни на йоту не отступают от своего стиля поведения и своих правил. У них все размерено, у каждой вещи свое место. Педантизм сильно утрирован. Это они следуют каждой предложенной инструкции.

Кажутся при этом эмоционально закрытыми. Они не проявляют открыто чувств. Их стремление к чистоте и порядку носит болезненный характер. Ананкастический тип личности – классический пример домашних тиранов в стремлении командовать и делать все только по им нужному укладу.

Они не любят неожиданностей ни в чем, да собственно и не умеют адаптироваться к ним должным образом, трудно привыкают к новому и усиленно сопротивляются изменениям.

Именно у них нередко развивается обсессивно-компульсивное расстройство, которое уже невозможно вылечить окончательно, так как у него хронический характер. Часто диагностируются навязчивые состояния.

На фоне повышенной тревожности у них нередко развивается бессонница. Внезапные изменения приводят их в состояние паники.

Психастеническая психопатия или тревожное (уклоняющееся) расстройство личности

Наблюдаем личность, глубоко неуверенную в себе. Это тихие и впечатлительные люди. Внушают доверие и производят впечатление милых и застенчивых.

Они не агрессивны, редко спорят, не склонны отстаивать свою точку зрения, даже если заведомо правы. В детстве у них нередки страхи темноты, одиночества, высоты.

Они избегают контактов с людьми в силу робости и боязни насмешки. В литературе типичным психастеником является Пьер Безухов.

Они стремятся все делать правильно, потому что постоянно чего-то боятся. Их педантизм дает им иллюзию защиты от плохого в будущем. Они патологически совестливы, постоянно сверяя свое поведение со всеми мыслимыми и немыслимыми правилами.

Но в состоянии опасности они проявляют истинное бесстрашие, диктуемое глубоким отчаянием и безысходностью. Такие люди всегда доброжелательны, умеют сопереживать и искренне сочувствовать. В этом они напоминают эмотивный психотип личности.

Они с трудом способны брать на себя ответственность за какие-либо решения. Если у них обнаруживается малейшая проблема в здоровье, то делают из этого сразу огромную проблему. Они действительно трудолюбивы, нацелены на результат. Но постоянно недовольны собой.

Часты вегетативные проявления в виде учащенного сердцебиения, покраснение лица и т.д. Наблюдается дереализация, когда человек не понимает, что реально, а что вымысел.

Диагностика, лечение и прогнозы

Психастению диагностируют при помощи беседы, наблюдения и тестирования. Хотя результаты тестирования нельзя считать основополагающими для дифференциации акцентуации или психопатии. Диагностика трудна и многоэтапна.

Она включает консультации психиатра, психолога, экспериментально-психологические методы, возможно привлечение других специалистов – терапевта, невролога.

Среди тестов используют личностные опросники MMPI, Shmishek, Айзенка и проч.

В целом прогнозы довольно благоприятные. Как лечить? При помощи психотерапии в основном, медикаменты играют подчиненную роль, хотя иногда жизненно необходимы. Такие люди готовы сотрудничать с терапевтом, хотя иногда проявляют упрямство, злословят в адрес психотерапевта. Основной задачей становится установление контакта.

Если проводится терапия с подростком, то лучше сначала получить основные сведения от матери, она обычно может больше сообщить об особенностях характера подростка. С родителями лучше беседовать порознь. От родителей получают сведения также об особенностях воспитания, об уровне развития ребенка, его способностях, увлечениях, манере общения.

О его друзьях, особенностях протекания раннего детства и т.д.

При терапии в первую очередь пациенты избавляются от стремления все делать правильно, вместе с этим уходит напряжение. Неуверенность в себе порождается низкой самооценкой, с этим также необходимо работать. Терапия будет эффективной только при отсутствии внутреннего сопротивления пациента. Когда есть готовность к изменению себя.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/psihastenicheskiy-tip-lichnosti.html

Как распознать психотип человека по внешним данным?

Психостеноидный тип личности

Эта методика – это способ распознавания психотипа человека по его «радикалам» – особенностям личности, при которых отдельные черты характера выявлены сильнее других. Такую методику предложил психолог и управленец – Пономаренко Виктор Викторович.

С помощью этого метода вы сможете без тестирования определить, к какому типу относится человек перед вами, достаточно будет лишь обратить внимание на его внешность, жесты, речь и мимику.

Данная техника будет очень полезна всем, кто работает с людьми, клиентами, персоналом, и тем, кто интересуется их особенностями и типологией.

В.В. Пономаренко является автором книги «Технология скрытого управления людьми. Методика 7 радикалов.». В ее основу легли наблюдения психологов о свойствах характера человека.

Свои названия радикалы получили от терминов, которые характеризуют расстройства личности. Радикалы как раз заставляют человека использовать одни и те же модели поведения в разных ситуациях.

Суть методики довольно проста и доступна – по внешним признакам с ее помощью можно определить составляющие характера радикалы.

Из этого следует, что в настоящий момент без проведения каких-либо тестирований можно увидеть особенности партнера (психологические и коммуникативные) по его поведению, манере общения и внешнему виду.

Сами радикалы:

1. Паранойяльный (целеустремленный);

2. Истероидный (демонстративный);

3. Эпилептоидный (бывает: застревающий и возбудимый);

4. Шизоидный (странный);

5. Гипертимный (жизнерадостный);

6. Эмотивный (чувствительный);

7. Тревожный (боязливый).

Паранойяльный (целеустремленный) тип

Их цели весьма масштабны. Люди, относящиеся к этому типу, упорно идут даже к самой невероятной задаче. Это стратеги, но не тактики. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам.

Представители этого типа живут с девизом: «Кто не с нами, тот против нас». Способны врать в рамках своих идей, по-настоящему важным считают только конечный результат.

Очень требовательны к себе и другим, всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника.

Обычно люди с паранойяльным радикалом не восприимчивы к стрессам. Это сильный тип личности.

Отличительные черты:

Людям паранойяльного типа характерны классический стиль одежды в рабочее время и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в таком стиле нет ничего лишнего. Властная и уверенная мимика характерна для таких людей. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство, используя яркую жестикуляцию.

Речь уверенная. Возможен высокомерный тон. Такие люди любят говорить на интересующие сугубо их темы. Они последовательны в изложении мыслей (во-первых, во-вторых, в-третьих) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.

Чтобы добиться взаимопонимания с такими людьми нужно продемонстрировать свою силу (или статус). Во время разговора ссылаться на мнения авторитетных людей, показывать свою эрудированность.

Стоит приводить структуру аргументов, как это делают сами представители паранойяльного радикала (во-первых, во-вторых, в-третьих).

Можно убедить собеседника в важности Ваших предложений для решения глобальной идеи.

Представители: Уго Чавес, Фидель Кастро.

Истероидный (демонстративный)

Истероидный радикал всем желает нравиться. Жизнь для них театр, а окружающие являются зрителями. Поэтому они ведут себя демонстративно, возможно, провокационно, хотят быть замеченными.

В общении с такими людьми прослеживается манерность, а с ней чрезмерная говорливость. Истероиды верят в то, что говорят, несмотря на возможную недостоверность. Это результат желания приукрасить рассказ.

Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый психотип.

Отличительные черты:

Часто эти люди носят вызывающую одежду, она либо яркая, либо дополняется большим количеством аксессуаров и густым макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений, или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.

Своих эмоций люди с преобладающим истероидным радикалом не скрывают. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.

Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы. Речь эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.

С таким собеседником лучше быть в роли слушателя. Человек с преобладающим истероидным радикалом раскрывается, если делать вид, что верите игре. Стоит просто попросить повторить рассказ, если хотите проверить такого человека на лживость.

Представители: Тимати, Лолита, Филипп Киркоров

Эпилептоидный (застревающий)

Одна из разновидностей людей с эпилептоидным радикалом – эпилептоид застревающий. Это означает, что такой человек плохо переключается с одного занятия на другое. Обычно это системные, пунктуальные, неторопливые люди. Для них значима подготовка, если предстоит какое-либо событие или решение.

У них все всегда должно быть на своих местах. Эта категория людей не терпит, когда кто-то изменяет его планирование. Девиз по жизни таких людей звучит так: «Мой дом – моя крепость». Контакты устанавливаются плохо. Со стороны может показаться, что это угрюмый или злобный человек.

Также застревающие разборчивы при выборе друзей.

Если все-таки такой человек назвал Вас другом – он никогда не предаст и пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, потому крайне редко меняет работу. Его социальный ориентир — это семья.

Отличительные черты:

Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные выплески для таких людей – редкость. Движения четкие, но речь вялая.

Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему всегда какие-либо доказательства, отвечая на его вопросы. Процесс должен проходить без суеты. Эпилептоид должен быть заинтересован в Вас, в таком случае союзничество будет обеспечено.

Представители: Энтони Хопкинс, Николай Валуев

Эпилептоидный (возбудимый)

Такая разновидность определяет категорию жестких, отчасти жестоких людей. Они могут заниматься спортом, или принимать участие в любых соревнованиях. Возбудимые эпилептоиды, так же, как и застревающие, опрятны и аккуратны. Такие люди любят короткие стрижки и спортивный стиль в одежде. Они всегда готовы будто вступить в поединок.

Также можно заметить любовь к иерархии и циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. В момент достижения целей возбудимые, легко обвиняют других, в том числе ложно. Это люди непредсказуемые и импульсивные. Они стремятся к достижению только личных целей. Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании.

Это сильный психотип.

Отличительные черты:

Возбудимый эпилептоид сторонник спортивного стиля одежды. Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая. Тяжелые жесты, с подчеркнутым участием мышц (поигрывает мускулами). Это лишь демонстрация силы. Речь медленная и жесткая, возможно вялая.

В общении с таким типом людей лучше всего соблюдать дистанцию (иначе сразу начнет давить). Также важно показать свою значимость в интересующем вопросе. Не стоит провоцировать его на необдуманные резкие действия. Иначе собеседник может вспылить и ситуацию будет сложно Вам держать под контролем.

Шизоидный (странный)

У этой категории людей свои представления о реальности и свое видение ситуаций. Это люди, имеющие свой мир. Им характерно непредсказуемое поведение. Это интроверты, и в современном мире считают себя «Не как все». Часто отличаются несуразной внешностью. Они кажутся хрупкими люди, местами неловкими. Психотип таких людей слабый.

Отличительные черты:

Часто их одежда может быть неаккуратна. В отличие от истероидного типа, у шизоидов нет образа, которому они соответствуют. Характерный взгляд – мимо собеседника, в никуда.

Возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).

Жесты довольно неловкие, зато речь достаточно интеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники информации.

Учитывая, что такие люди – интроверты, личное общение им не приносит удовольствия или радости. В случае личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики, они очень обидчивы. Задачи лучше ставить ориентируясь на конечный результат, а отчитываться только выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.

Представители: Альберт Эйнштейн, Марк Цукерберг.

Гипертимный (жизнерадостный)

Это как правило энергичные люди, любящие жизнь. Такие личности очень оптимистичны. Они рады всему новому и никогда не унывают любят общаться. Им характерны остроумие и хорошее чувство юмора.

Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Также данный психотип отличает гибкость и быстрая переключаемость. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых (на природе).

Это сильный психотип.

Отличительные черты:

Одеваются в первую очередь удобно для себя, не сковывая движений. Мимика живая и энергичная. Жестикуляция бодрая и быстрая. В движениях гипертим непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей. Речь увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить суть разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.

С такими людьми вполне допустимо открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны даже к излишнему доверию.

Представители: Джим Керри

Эмотивный (чувствительный)

К эмотивному радикалу относятся люди, отличающиеся ярко выраженной добротой. Такие личности привыкли сопереживать – в разговоре обычно внимательно слушают и выказывают понимание.

Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать больше за чужими переживаниями, чем переживать самому. Эмотивы любят смотреть фильмы с эмоциональными сценами (мелодрамы), читают книги, которые вызывают острые эмоции.

Наблюдается склонность к избеганию конфликтов. Это слабый психотип.

Отличительные черты:

Одежда приятная, мягкая, скрадывающая движения или просто удобная. Слабая, неуверенная мимика. Таких людей может отличить эффект «Влажных глаз». Плавные, без угловатости жесты, могут во время беседы поглаживать себя. Тихая речь. Такие люди больше готовы слушать, они почти не возражают и редко лгут.

С такими людьми следует показывать равенство. Также важно показывать свое доверие и пытаться найти что-то общее.

Представители: Одри Тоту.

Тревожный (боязливый)

Такому типу характерны повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются.

Имеют свои успокаивающие ритуалы. Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их девиз”Семь раз отмерь, один отрежь”.

Это слабый психотип.

Отличительные черты:

Неяркая, закрытая одежда. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани. Мимика слабая, неуверенная. Жесты направлены на самоуспокоение, часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо«сорваться» с места и бежать. Речь тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то.

Такому собеседнику рекомендуется проявлять подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы человек понял: ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с «тревожными»-подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.

Чтобы выявить свой психотип, обратите внимание на следующий ряд визуальных признаков: внешний вид, мимика, речь, жестикуляция, особенности поведения и оформление пространства. Проанализировав каждый радикал, Вы сможете составить портрет Вашего психотипа.

Все вышеперечисленные особенности в совокупности помогут определить, какой тип характера у Вас. Не существует бесполезных и незначительных качеств и особенностей характера. Важно понять, к какому психотипу относится человек, чтобы грамотно выстроить цепочку общения с ним.

Даже у слабого типа есть свои сильные черты – на них следует делать акцент, выражать свою индивидуальность, а слабые стороны подтянуть.

Методика облегчает типологию, позволяет избежать тестирования и позволит быстрее установить контакт. Эта технология нашла свое применение в различных сферах работы с людьми, особенно ее полюбили спецслужбы, с которыми плотно работал автор.

Источник: https://spark.ru/startup/hr-connect/blog/43217/kak-raspoznat-psihotip-cheloveka-po-vneshnim-dannim

Рассказывает клинический психолог Rehab Family Полина Мавренкова.

“Ты истеричка!” – “Да ты сам – шизоид!”. Часто мы навешиваем ярлыки, не задумываясь о том, что несет в себе на самом деле значение тех или иных слов.

Каждому из нас важно понимать, с кем мы живем, но на вопрос о том, как можно описать своего партнера, бывает, не можем ответить и “зависаем” на определениях, а некоторые действия и поступки близких нам вообще непонятны. Чтобы принимать близкого человека, нужно разобраться с тем, как устроено его мышление, какие ценности для него важны и с каким девизом он идет по жизни.

Что это дает?

Вы будете избегать неприятных конфликтов, наладите взаимопонимание, и поймете наконец, почему близкий человек поступает так и не иначе. Для этого разберемся, какие основные психотипы личности существуют.

ИСТЕРОИДНЫЙ ПСИХОТИП

Истероидом называют человека, для которого важно быть в центре внимания. Он получает энергию для жизнедеятельности извне, путем насыщения эмоциями окружающих. Истероидная модель поведения привлекает к индивиду больше внимания поклонников, придает ему социальной значимости.

Ему важно быть не таким, как все. Данный психотип легко поддается внушению, излишне эмоционален. На эмоциях его легко ловить и склонять к сотрудничеству. В речи много «Я», так как о себе ему говорить намного легче, нежели о других.

Девиз истероидной личности: «Я ОСОБЕННЫЙ, СМОТРИТЕ НА МЕНЯ!».

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ПСИХОТИП

Такая личность склонна к перепадам, к состоянию аффекта, раздражительна. Нацелена на сохранение информации и собственного благополучия. Достигает этого эпилептоид путем наведения порядка и контролирования ситуации.

Для него очень важен распорядок во всем. Не любит проявления эмоций. Подсознательно определяет сильных людей и человеческие слабости, умеет данную информацию использовать себе во благо.
Исполнительный, контролирующий, дисциплинированный.

Добьётся успеха там, где нужно глубоко копать.

Девиз эпилептоида: «ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРАВИЛЬНО».

ПАРАНОЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИПРеформатор, призванный преобразовать мир. Способен управлять человеческим ресурсом во имя достижения великой цели. Без жалости и совести пройдет по головам для выполнения задачи.

Знает цель, но не знает, КАК идти к ней, этим отличается от эпилептоида. У него нет незаменимых людей. Он спокойно может украсть идею, являясь при этом жестким трудоголиком. Не поддается внушению.

Для воздействия на такую личность необходимо разрушить ореол цели, внедрить тень сомнения.

Девиз паранояльной личности: «ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА»

ЭМОТИВНЫЙ (ИЛИ СЕНСИТИВНЫЙ) ПСИХОТИП

По-доброму относится ко всему, что его окружает с желанием гармонизировать все вокруг. Такому психотипу свойственна эмпатия, чуткость на любые проявления лжи. Никогда не обидит партнера подозрением.

Он не умеет отказывать, и окружающие этим пользуются.

Часто эмотивный обещает больше, чем может сделать, из этого берет корни его необязательность, так как некоторые дела ему просто выполнить не под силу.

Это самый верный психотип. Он никогда не изменит своему партнеру, будет ждать его всю жизнь, если даже их разлучит судьба. Если эмотивный вспылит, будет долго переживать и мучиться чувством вины.

Девиз эмотивного психотипа: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО”.

ПСИХОТИП ГИПЕРТИМ

Вечный ребенок. Живет получением новых эмоций, посредством высокой социальной активности.
Быстрый, моментально вступает в коммуникации, эмоциональный зависимый, питается новыми впечатлениями, адреналином. Любит приключения, ориентирован на других.

Девиз гипертима: «ЭХ, ГОРЕ НЕ БЕДА».

ШИЗОИДНЫЙ ПСИХОТИП

Странный, не такой, как все. Часто живет в своем мире, кажется не совсем адекватными с точки зрения других людей. Постоянно ищет что-то новое, но необязательно практичное и нужное, главное для него – вовлечение в процесс.

Бывает, общество не принимает его, и он становится объектом насмешек. Из-за этого шизоидный замыкается в себе, уходит в виртуальный мир интернета. Часто его никто не понимает, поэтому он радуется и открывается тому, кто действительно его поймет. Шизоиду свойственно философствование, нестандартное мышление.

Девиз шизоидного психотипа: «НЕ ОТ МИРА СЕГО».

ПСИХОТИП ГИПОТИМ

Негативно-пессимистично настроенный тип, часто с заниженной самооценкой. Ко всем относится настороженно, долго обижается по малейшему поводу. Остро нуждается в друзьях, чтобы жаловаться на жизнь, но отталкивает всех, кто рядом, не всегда понимая причины своего поведения.

Девиз гипотима «НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО, ВСЕ ГОРАЗДО ХУЖЕ”.

КОНФОРМНЫЙ ПСИХОТИП

Представитель серой массы приспособленцев. Быстро перестраивает свое мнение, как только попадает под влияние нового лидера. Всегда поддерживает того, в ком видит авторитетную личность.

Девиз «ДУМАТЬ, КАК ВСЕ, ДЕЛАТЬ, КАК ВСЕ, И ЧТОБЫ ВСЕ КАК У ВСЕХ”.

АСОЦИАЛЬНЫЙ или АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОТИПЫ

Человек, избегающий общества по разным причинам, иногда из-за неприятия правил, иногда из-за тяжести контактов или психологических травм. Отношение к обществу у асоциальных людей – это отношение к чему-то чуждому, при этом он также чувствует себя – «чужим» для людей.

Настроен категорически против общества, демонстрируя протест любыми способами, чаще не ободряемыми, даже бунтарскими.

Конечно, в каждом человеке намешано много разных психотипов, но какой-то превалирует. Знать это, значит понимать модели поведения и принимать близкого таким, какой есть.

Не заставлять человека делать то, что он по природе просто не может. Например, торопить шизоида, он от этого еще больше замкнется в своей ракушке, или заставлять истероида скрывать свои эмоции и быть скромнее.

Еще больше статей

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c9b3a2598af353fc5191571/5ce52dfb2ec77700b57dadf9

Психастенический тип – Психологос

Психостеноидный тип личности

Коротко

Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других.

Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен.

В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей.

Подробное описание по А.Е. Личко

Фрагмент из книги “Психопатии и акцентуации характера у подростка”

​Этот тип, так же как астеноневротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов.

Психастеническая личность особенно расположена к развитию того варианта невроза навязчивых состояний, который у подростков обозначен как обсессивно-фобический [Личко А. Е. 1979; Шевченко Ю. С., 1979]. Вслед за тем, как P.

Janet (1903) описал психастению, большинство наиболее известных ее исследователей стали рассматривать ее не как невроз, а как аномалию характера.

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами».

Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д.

Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера.

В минувшее время, возможно, важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку и даже еще ребенку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев и сестер [Сухарева Г. Е., 1959].

В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности».

Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катании на коньках.

Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.

По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.

) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20—40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астеноневротического и сенситивного типов.

Если астеноневротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе (релятивная направленность мнительности и тревоги), то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно ярко выступает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье не внушает никому опасений, как бы не погибла под транспортом, не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы.

Если, например, шагая в школу, обходить ЕСС люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.

; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.

Другой формой защиты бывают особо выработанный формализм и педантизм. Осознанно или подсознательно, не отдавая себе отчета, психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и действовать в точном соответствии с намеченным планом, то ничего неожиданного и плохого случиться не должно.

Педантизм психастеника отличается от такового при эпилептоидном типе. За педантизмом эпилептоида всегда стоят себялюбие, забота о собственных интересах и благополучии, понуждение окружающих к соблюдению в мелочах выгодного для него порядка. Педантизм психастеника надуман и формалистичен, никаких «земных» выгод ему не сулит.

Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках.

Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено.

Ждать психастеники не умеют, проявляя здесь удивительное нетерпение.

У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям.

Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в копании в своих переживаниях И ощущениях.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт и все ручные навыки даются им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах.

Поэтому в спортивных занятиях им легче даются бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Элементарные ручные навыки (даже ровно вбить гвоздь или очинить карандаш) иногда бывают камнем преткновения.

Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери.

Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов.

Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби.

Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,— заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.

Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая диаметрально противоположные (например, истероидные).

Юрий Ч., 15 лет. Из хорошей, дружной семьи Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи — к 6 годам заикание полностью исчезло.

Был застенчив, играть любил с девочками В 7 лет — легкая черепно-мозговая травма без последствий В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен. Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого Если мать опаздывала с работы — бежал из дому ее встречать.

С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки. С того же возраста — онанизм Сперва подолгу мыл руки после мастурбации, затем — всякий раз, когда появлялись «плохие мысли» или чтобы «избавиться от неприятностей:».

С 14 лет перед окончанием восьмилетней школы появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов — чтобы не получить неудовлетворительной отметки, чтобы не случилось ничего плохого.

Одевался в строго определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту.

Считал «счастливой» цифру три — символ удовлетворительной отметки, а также символ троих самых дорогих ему людей — матери, отца и старшей сестры Появилась страсть к самоанализу — подолгу раздумывал о мотивах своих поступков, желаний и т. п. За онанизм подвергал себя «наказаниям» — не смотрел интересующую его передачу по телевизору.

Тяготился придуманными им ритуалами, но избавиться от них не мог — их исполнение, по его словам, давало «разрядку внутреннего напряжения».

Никогда не выполнял ритуалов при посторонних или старался замаскировать их под необходимые или случайные действия.

Например, будучи госпитализирован в соматическую больницу, вместо того, чтобы часто мыть руки, только дотрагивался до мыла или водопроводного крана.

Учился хорошо. Общался с товарищами, но близкого друга найти не мог. Был влюблен в одноклассницу, но старался никак не показать свои чувства. Иногда даже нарочито пренебрегал общением с нею. Увлекался чтением классической литературы, любил слушать классическую музыку.

В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма. После рациональной психотерапии и лечения меллерилом навязчивости значительно ослабли — по словам больного, «их стало легко маскировать от посторонних».

При неврологическом, соматическом и электроэнцефалографическом обследовании — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован смешанный — психастенический и сенситивный — тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не отмечено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено.

Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт никакого типа не выделилось.

Однако достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам) и гипертимного (склонность к субдепрессивным состояниям).

Диагноз. Обсессивно-фобический невроз на фоне психастенической акцентуации характера.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил 10 классов школы, хотел поступать в вуз. Однако перед конкурсными экзаменами навязчивости усилились настолько, что мешали к ним готовиться.

Часами выполнял различные ритуалы. После психотерапии и лечения элениумом принял решение отказаться от попытки поступления — навязчивости почти прекратились.

Поступил на работу и на подготовительное отделение в институт.

При психастенической психопатии в отличие от акцентуации того же типа имеются постоянные, хотя и колеблющиеся по интенсивности, обсессии и фобии.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительность нарушают трудоспособность, крайне затрудняют общение и семейную адаптацию.

Утрированными оказываются и гиперкомпенсаторные механизмы — нетерпеливость при уже принятом решении, неожиданная и ненужная безапелляционность, доходящий до карикатуры педантизм.

В тяжелых случаях нередко возникает необходимость дифференцировать эту психопатию с обсессивно-фобическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении (см. гл. VII).

Психастеническая психопатия является чаще всего конституциональной аномалией характера. Возможно, однако, и психопатическое развитие на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).

Первая из них сказывается еще у подростка, а при доминирующей гиперпротекции несостоятельность чаще проявляется при вступлении в самостоятельную жизнь.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihastenicheskiy-tip

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий