Психология оказания медицинской помощи

Правила оказания первой психологической помощи

Психология оказания медицинской помощи

Первая психологическая помощь(ППП) – это совокупность мероприятий общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужды. Она включает:

– ненавязчивое оказания практической помощи и поддержки;

– оценку потребностей и проблем;

– оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей (например, таких как еда, вода, информация);

– умение выслушивать людей, но не заставляя их говорить;

– умение утешить и помочь человеку успокоиться;

– оказание помощи в получении информации, установлении связи с соответствующими службами и структурами социальной поддержки;

– защита от дальнейшего ущерба [Устинов].

Особенностиоказания первой психологической помощи. Важно также понимать, чем не является ППП.

Это не та помощь, которую могут оказывать только специалисты, это не профессиональная консультация, ППП не предусматривает детальное обсуждение событий, которые вызвали состояние дистресса, это не просьба к потерпевшему проанализировать, что с ним произошло, и установить точную хронологию и суть событий. ППП можно предоставлять в любом достаточно безопасном месте или в местах оказания помощи пострадавшим, в том числе в медицинских учреждениях, приютах, лагерях переселенцев, школах, пунктах распределения продуктов питания или других видов помощи. В идеале необходимо стараться предоставлять ППП там, где при необходимости можно поговорить с человеком без препятствий со стороны окружающих.

Существуют этические правила предоставления ППП, которые подразумевают защиту безопасности, достоинства и прав человека.

Необходимо: быть честным и достойным доверия, уважать право людей самим принимать решения, осознать и отбросить собственные предубеждения и предрассудки, четко дать людям понять, что даже если они откажутся от помощи сейчас, они могут обратиться за ней в будущем, соблюдать конфиденциальность и не допускать необоснованного распространения полученных от человека личных данных, вести себя с учетом особенностей культуры, возраста и пола пострадавших.

Человеку, который оказывает помощь, нельзя злоупотреблять своим положением, просить деньги или услуги за предоставление помощи, давать ложные обещания или сообщать недостоверные сведения, преувеличивать свои знания и навыки, навязывать свою помощь, вести себя настойчиво и бесцеремонно, заставлять людей говорить о том, что с ними произошло, распространять полученные сведения личного характера, давать оценку поступкам и переживанием людей.

При предоставлении ППП необходимо также бережно относиться к себе. Ответственное оказания помощи означает заботу о собственном здоровье и благополучие, а именно:

– хотя вы оказываете помощь другим, на вас может негативно сказаться пережитое в ситуации, или вы и ваша семья окажетесь в числе пострадавших;

– важно обратить особое внимание на собственное благополучие и быть уверенным, что вы физически и эмоционально в состоянии помочь другим;

– берегите себя, чтобы лучше заботиться о других. Если вы работаете в команде, поинтересуйтесь самочувствием своих товарищей.

Что необходимо говорить и делать при предоставлении ППП:

– постарайтесь найти для разговора тихое место, где вас ничто не будет отвлекать;

– уважайте конфиденциальность и по возможности не разглашайте сообщении вам личные сведения;

– будьте рядом с человеком, но придерживайтесь необходимой дистанции с учетом его возраста, пола и культуры;

– оказывайте своим видом, что внимательно слушаете говорящего, например, кивая головой или произнося короткие подтверждающие реплики;

– будьте терпеливым и спокойным;

– отдавайте фактическую информацию, если она у вас есть. Честно говорите, что знаете, а чего не знаете: «Я не знаю, но постараюсь вам узнать»;

– отдавайте информацию так, чтобы ее легко было понять, – простыми словами.

– выражайте сопереживания, когда люди говорят вам о своих чувствах, перенесенную потерю или важные события (потеря дома, смерть близкого человека);

– дайте человеку возможность помолчать.

Что нельзя говорить и делать при оказании ППП:

– не заставляйте человека рассказывать, что с ним произошло;

– не перебивайте и не торопите собеседника (например не смотрите на часы и не говорите слишком быстро);

– не прикасайтесь к человеку, если не уверены, принято это в его культурной среде;

– не давайте оценок том, что человек сделал или не сделала, или его эмоциям;

– не выдумывайте того, чего не знаете;

– не используйте слишком специальные термины;

– не давайте ложных обещаний;

– не переводите собеседнику рассказы, услышанные от других;

– не говорите о своих собственных трудности;

– не думайте и не действуйте так, словно обязаны решить другого все его проблемы;

– не лишайте человека веры в собственные силы и способность самой позаботиться о себе;

– не говорите о людях, используя негативные эпитеты (например себе не называйте их «сумасшедшими») [Устинов].

Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 774; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-68154.html

Тема 5 Психология оказания медицинской помощи

Психология оказания медицинской помощи
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Тема 5. Психология оказания медицинской помощи. .

Психология выполнения медицинских манипуляций. Работа с болью и страхом. Понятие «комфорт пациента». Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами. Работа с родственниками. Психологические аспекты паллиативного ухода. Психология умирания. «Трудные» пациенты: тактика работы.

Психология выполнения медицинских манипуляций.

Психологические реакции на медицинские манипуляции:

  1.  Боль.  Может быть связана со спецификой процедуры, особенностями заболевания или особенностью индивидуальной чувствительности пациента.

Тактика работы:

  1.  Предупреждение пациента о болезненности процедуры.
  2.  Медленное и аккуратное проведение манипуляции.
  3.  Недопустимость гнева, раздражительности, осуждения и насмешек над пациентом в случае чрезмерной реакции на боль.
  4.  Выражение сочувствия.
  5.  Обязательно задать вопрос о самочувствии после манипуляции («Как Вы сейчас себя чувствуете?») и напомнить о необходимости обратиться за помощью в случае продолжения, боли, головокружения и т.п.

Виды страха:

  1.  Страх боли.
  2.  Страх нарушения интимного пространства.
  3.  Фобические реакции (фобии).

Фобия – сильный иррациональный страх, как правило, без видимой логически причины или обоснования.

Виды фобий:

  1.  Фобии медицинских манипуляций  – могут быть связанны с детскими травматическими переживаниями, связанными с болезнью, врачами и больницами.
  2.  Фобии болезней – страх заболеть неизлечимой болезнью – канцерофобия,  спидофобия и т.п.

Тактика работы:

  1.  Предупреждение пациента об особенностях процедуры.
  2.  Медленное и аккуратное проведение манипуляции.
  3.  Недопустимость гнева, раздражительности, осуждения и насмешек над пациентом при проявлениях страха.
  4.  Выражение сочувствия.
  5.  Обязательно задать вопрос о самочувствии после манипуляции («Как Вы сейчас себя чувствуете?»).
  6.  Предложить обратиться за психологической помощью.
  1.  Стыд. Стыд при медицинском осмотре, обнажении и т.п.

Может быть связан:

  1.  Недостаточно комфортными условиями лечебного учреждения и недостаточной тактичностью медицинского персонала.
  2.  Особенностями культуры, религии и воспитания.
  3.  Предыдущим травматическим опытом – изнасилование.
  4.  Переживаниями, связанными с отношением больного к своему телу (характерно для подростков, застенчивых клиентов) – внешним дефектам, рубцам, полноте, состоянию кожных покровов и т.д.

Тактика работы:

  1.  Деликатность и тактичность.
  2.  При проявлении стеснения предложить отвернуться.
  3.  Предложить специалиста того же пола, что и пациент, если это возможно.
  4.  Предложить консультацию психолога.

Ятропатия – отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.

Ятрогения – это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.

Понятие «комфорт пациента».

Важен для создания способствующей успешному лечению пациента.

Методы обеспечения психологического комфорта:

  1.  Соблюдение этики.
  2.  Выражение эмпатии и поддержки пациентам.
  3.  Поддержание лечебно – охранительного режима.

Лечебно-охранительный режим – создание оптимальных условий пребывания больных в стационаре, способствующих эффективности лечения и положительно влияющих на психику больных.

К элементам лечебно-охранительного режима относятся:

  1.  устранение всех неблагоприятных факторов обстановки;
  2.  борьба с болью и страхом боли;
  3.  отвлечение больного от ухода в болезнь;
  4.  обеспечение максимальных условий для физиологического сна и отдыха, четкое соблюдение правил внутреннего распорядка.

Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами:

  1.  При вновь появившемся или обострившимся расстройстве требуется немедленно сообщить о своих наблюдениях врачу.
  2.   Необходимо проявлять спокойствие, доброжелательность и терпение.
  3.  Недопустимо проявление страха, гнева, нерешительности, т.к. эти чувства вызывают повышенную тревожность пациента и могут ухудшить его состояние.
  4.  В  случае нарушений интеллекта информация пациенту должна подаваться на доступном ему уровне, без избытка медицинских терминов.

Принципы работы с родственниками больных:

  1.  Необходимо получить у родственников необходимую для лечения информацию о больном и его семье.
  2.  Необходимо предоставить родственникам нужную им информацию об уходе за больным, особенностях его режима и диеты, времен посещений и т.п.
  3.  Требуется проявление внимания и сочувствия.
  4.  Недопустимы выражения гнева, раздражительности, осуждения родственников пациента во избегании ухудшения эмоционального состояния пациента и конфликтных ситуаций.
  5.  Недопустимо нарушение служебных полномочий и предоставление информации, которая находится во врачебной компетенции, сообщении прогноза лечения, результатов обследования и т.п.

Психологические аспекты паллиативного ухода

Паллиативный уход – уход за неизлечимым больным, имеющий целью улучшение его самочувствия и облегчение состояния.

Психическое состояние человека, заболевшего смертельным недугом, не остается постоянным, а проходит через несколько стадий (модель американского психиатра Элизабет Кюблер-Росс).

Эти стадии человек может проходить несколько раз, в зависимости от течения болезни и типа личности.

Для нее характерно:

  1.  Эмоциональный шок:
  2.  ощущение оглушенности, потерянности,
  3.  диссоциация: переживание отдаленности от тела, человек «видит все со стороны»,
  4.  ощущение нереальности происходящего (все это происходит «не со мной», «этого не может быть»),
  5.  исчезновение эмоциональной реакции («чувства куда-то делись», человек совершает действия, но не чувствует),

2. Отрицание реальности ситуации.

Отрицание  – защитный психологический механизм. Человек, узнавший о своем неизлечимом заболевании настойчиво отвергает неизбежность фатального конца, посещает разных врачей, часто скрывает факт диагноза или болезни от семьи или других людей. Больной не может сразу воспринимать объективную информацию о своем диагнозе как реальность, поскольку это слишком тяжело для него.  

Тактика медработника: использовать активное слушание, понимая, что собеседник не осознает случившегося. Не стоит активно вмешиваться и переубеждать пациента.

  1.  Стадия гнева. Человек более или менее вошел в контакт с реальностью, у него могут появиться или реакция агрессии (при поисках внешних причин), или реакция вины (когда причину ищут в себе самом). Агрессия может быть направлена как на конкретных людей («довели родственники», «не так и не тем лечили врачи»…), так и на Бога – он несправедлив.

Тактика медработника: принять агрессивные реакции без осуждения или агрессии в адрес пациента. 

3. Стадия компромисса. Больной начинает «выторговывать» поблажки у окружающих и у судьбы: «Если меня вылечат, я никогда не буду обманывать…», «Если я брошу курить, я выживу…», «Если я буду соблюдать режим, я выздоровею…». Также на этой стадии, люди часто могут обратиться к религии, экстраснссам, народной медицине.    

 Эти попытки «сделок» являются вполне естественными реакциями, помогая человеку смириться с реальностью болезни и окончанием жизни.

Тактика медработника: поддерживать пациента в полезных для его здоровья начинаниях и отговаривать от вредных.

4. Стадия депрессии. Человек чувствует себя незащищенным, теряет интерес к жизни, становится малообщительным.

Умирающий человек на этом этапе нередко хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных  попыток утешить.

Тактика медработника: эмоциональная поддержка, избегать утешения и необоснованных обещаний, фразы профессионала должны быть простыми, понятными и краткими, но обязательно заботливыми и понимающими.

5. Стадия адаптации. На этом этапе человек, горюя, начинает думать о грядущих фатальных последствиях с тихим ожиданием, близким к смирению: «Я прожил хорошую, наполненную жизнь…», «Теперь я могу  умирать спокойно…» и т. п.

Нередко у умирающих появляются мысли о самоубийстве, которыми они делятся с окружающими. Они чаще  появляются:

  1.  у людей, чертами характера которых является интенсивная потребность в контроле;
  2.  при внезапном сообщении о неизлечимом заболевании;
  3.  у больных, переживающих одиночество;
  4.  у физически страдающих больных.

Принципы взаимодействия с умирающи пациентом:

  1.  К умирающему нельзя относится, как уже умершему, с ним надо общаться.
  2.  Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
  3.  В общении с умирающим следует избегать излишнего оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие (не говорить «все будет хорошо».ю не давать советы).
  4.  Умирающие люди предпочитают обычно говорить, а не выслушивать других.
  5.  Нередко окружающие самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако это уменьшает диапазон самостоятельности человека. В место этого позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
  6.  Людям, работающим с умирающими, и его близким необходима существенная психологическая помощь.       

Общение с человека в состоянии горя, вызванного потерей близкого человека или отношений

Горе – универсальный психологический механизм переживания потери.

Психофизиологический смысл процесса горя заключается в постепенном когнитивном и эмоциональном принятии потери значимой ценности.

Процесс горевания может сопровождать:

  1.  смерть близкого или знакомого человека,
  2.  расставание с близким человеком (развод, переезд, длительные командировки, учеба детей в другом городе, служба в армии и т.п.),
  3.  потерю работы,
  4.  изменение в статусе (понижение в должности, уход на пенсию, женитьба ребенка),
  5.  потерю значимых ценностей (денег, недвижимости и т.п.).

Процесс горевания может быт запущен:

  1.  Свершившейся потерей (смерть, развод, увольнение и т.п.).
  2.  Ожиданием потери (предвосхищенное горе).

Переживание горя происходит по стадиям, описанным Э. Кюблер – Росс (см. выше).

Продолжительность реакции горя:

– строго индивидуальна,

– считается, что нормальная реакция горя может продолжаться до 1 -1,5 года.

Острое горе – это синдром с психологической и соматической симптоматикой.

Может возникать сразу после кризиса или может быть отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркнутом виде или совсем не проявляться.

Общие признаки острого горя:

  1.  периодические приступы страдания (от 20 мин. до часа);
  2.  спазмы в горле;
  3.  припадки удушья с учащенным дыханием;
  4.  постоянные вздохи;
  5.  чувство пустоты в животе;
  6.  потеря мышечной силы, истощение;
  7.  отсутствие аппетита;
  8.  душевная боль, наблюдается некоторое изменение сознания:
  9.  легкое чувство нереальности;
  10.  ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки);
  11.  сильная поглощенность образом умершего;
  12.  псевдогаллюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реально), это очень тревожит, многим кажется, что они сходят с ума.

Источник: http://samzan.ru/207794

Психологическая поддержка

Психология оказания медицинской помощи

Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки

В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.

Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.

Психологическая поддержка может быть направлена:

• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;

• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;

• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.

Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.

Для оказания психологической поддержки людям необходимо знать следующее:

1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.

Чаще всего отмечается частичная или полная утрата:

– способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование);

– способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей);

– способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком).

Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, наблюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.

2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологической поддержки.

Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в жизни. Но необходимо помнить о следующем:

• Позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние условия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы помочь.

• Пострадавший может в первую очередь нуждаться в оказании первой помощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет физических травм, проблем со здоровьем, и только тогда оказывать психологическую поддержку.

• Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно понимаете, какие конкретно действия необходимо предпринять) обратитесь за помощью к профильным специалистам.

• Если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам необходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь.

• Необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать:

– говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении;

– в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений;

– следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как «паника», «катастрофа», «ужас» и т.п.

• Сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками.

Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением.

А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.

3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.

Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию.

Плач

Признаки:

• человек уже плачет или готов разрыдаться;

• подрагивают губы;

• наблюдается ощущение подавленности.

Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции.

Нужно дать этой реакции состояться.

Помощь при плаче:

– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек.

– Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие.

Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете.

Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

– Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.

– Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего.

– Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Истероидная реакция (истерика)

Признаки:

• чрезмерное возбуждение;

• множество движений, театральные позы;

• эмоционально насыщенная, быстрая речь;

• крики, рыдания.

Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.

Помощь при истероидной реакции:

– Если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе.

– Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.

– Проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций.

– Говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном.

– Не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.

– Переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего, после чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа.

– После истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам, либо близким людям.

Агрессивная реакция

Признаки:

• возбуждение;

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

• повышенное мышечное напряжение;

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

• словесные оскорбления, брань.

Помощь при агрессивной реакции:

– Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности.

– Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций.

– Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам.

– Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи.

– Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему.

– Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.

– Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.

В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:

• у пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;

• пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел;

• пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать.

В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.

Страх

Признаки:

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• сильное сердцебиение;

• учащенное поверхностное дыхание;

• сниженный контроль собственного поведения.

Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.

В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он:

– не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник);

– настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать.

Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение.

Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации.

При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.

Помощь при страхе:

– Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве.

– Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность).

– Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным).

– При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).

Апатия

Признаки:

• непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом;

• равнодушие к происходящему;

• отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений;

• заторможенность;

• снижение темпа речи или полное ее отсутствие.

Помощь при апатии:

– Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться).

– Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.

– Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи.

– Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто.

– Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).

Источник: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/135

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий