Психологические причины заикания

Тайны психосоматики: Заикание. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Психологические причины заикания

Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что заикание имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики. Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

Часто у людей, страдающих заиканием, развивается логофобия — боязнь говорить, особенно при большой аудитории, в незнакомых местах или в стрессовой ситуации.

Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что данное нарушение имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики.

Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

Согласно статистике, заикание диагностируется впервые в возрасте от 2 до 6 лет. Это именно тот возраст, когда происходит интенсивное развитие всех врожденных психологических качеств, идет первое ранжирование среди сверстников, формируется характер и закладывается сценарий всей жизни будущей личности.

Данный период развития требует максимального напряжения психики ребенка, происходят перемены, требующие психологических усилий, поиска выхода из ситуации, проигрывание собственной видовой роли в среде ровесников. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы и тут же выдают результат любого воздействия на сложный процесс развития своих векторов — как правильного, так и ошибочного.

Как раз заикание — результат такого ошибочного влияния, образующий преграду в развитии врожденных свойств у деток определенного векторального набора.

Отреагировать заиканием на неверные методы воспитания способны дети с оральным, анальным и зрительным векторами или их сочетанием.

ПОСЛУСАЙ, МАМА, СКАЗКУ…»

Когда маленький оральник начинает учиться говорить, он экспериментирует со звуками, слогами и словами, пытаясь разобраться и овладеть всеми возможностями своей эрогенной зоны. Любитель покричать, порычать, пофыркать, поплеваться и расцеловаться постоянно нуждается в своей аудитории, сам с собой он говорить не намерен, его должны слушать и слышать!

В самом раннем возрасте он может шепелявить, присвистывать, говорить непонятно и быстро, не выговаривать некоторые звуки или переставлять их местами, выдумывая новые слова и смешные выражения.

Наполнение потребностей орального вектора происходит только тогда, когда его речь услышана, он мыслит говорением — на это способен только его уникальный вербальный интеллект.

Маленький говорун может развиться и стать великим оратором, талант которого — в формировании общих нейронных связей у любой, даже многомиллионной аудитории своих слушателей. Речь такого оральника будут слушать с наслаждением, понимать и воодушевляться его словами, запоминать и пересказывать, цитировать и восхищаться его способностью увлечь массы.

Такого выдающегося оратора хочется слушать постоянно, недаром на лекциях именно у оральных преподавателей всегда переполненные аудитории, его слово просто отпечатывается в умах. Прослушал лекцию — темой владеешь.

Высокоразвитый оральник просто обречен на большую известность, так как не боится ни высокой трибуны, ни большой аудитории и готов выступать часами без умолку. Однако, к сожалению, сегодня таких личностей считанные единицы.

Вариант заикания с растягиванием, повторением и искажением звуков — это именно случай с оральным ребенком. В поисках благодарных слушателей маленький оральник направляет свою говорильную атаку в первую очередь на родителей. Не проявляя интереса к рассказу ребенка, мама или папа толкает его на поиски более «востребованной» темы для разговора, и он начинает выдумывать небылицы.

Басни про сверстников, воспитателей, учителей, соседей и родственников из уст орального выдумщика звучат как чистейшая правда. Чем выше становится интерес слушателя к повествованию, тем большими и ярчайшими подробностями обрастают все детали рассказа. Его ведь слушают! Что может быть приятнее?

Родители, слушая детские выдумки, верят каждому слову, ведь оральное слово особенное, ему нельзя не поверить. А вот когда правда все-таки вскрывается, тут же следует неминуемое наказание в виде ударов по губам. Ну, чтобы не болтал ерунды, чтобы не врал больше!

Удар по губам — это сверхстрессовое прямое воздействие на эрогенную зону ребенка с оральным вектором, сильнейшее потрясение, которое может испытать оральный малыш.

С одной стороны, он хочет говорить, все его психическое требует говорения, он просто не может молчать, это вызывает сильный дисбаланс биохимии его головного мозга, но с другой стороны, его слова могут вызвать такую неадекватную реакцию родителей, как битье по губам, вместо интереса к его рассказам.

Если такая ситуация повторяется снова и снова, малыш начинает заикаться, его речь искажается, он может шепелявить, картавить, присвистывать или не выговаривать некоторые звуки. В особо тяжелых случаях нарушения речи сохраняются на всю жизнь, значительно снижая ее качество, рождая проблемы в общении с окружающими и лишая возможности полноценно реализовать себя.

ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Другой тип заикания — это трудности с началом повествования, обрывы и долгие паузы между словами, невозможность говорить в присутствии аудитории, в незнакомом месте или в сложной ситуации.

Такое заикание развивается у деток с анальным вектором. Это особенные малыши, самые послушные и мамозависимые, они отличаются своей медлительностью и нерешительностью, слово родителей для них закон, собственные решения даются с большим трудом и после долгих обдумываний.

Всем навыкам они учатся медленно, но основательно, во всем им необходим пример для подражания, они всегда задают больше всего уточняющих вопросов для систематизации полученных знаний на входе, то есть если анальному ребенку что-то непонятно, он будет переспрашивать до тех пор, пока не разберется, только после этого он сможет идти дальше в процессе познания, независимо от предмета изучения, будь то застегивание куртки или решение логарифмов.

При адекватном развитии анального вектора до окончания пубертата такой малыш в будущем становится выдающимся ученым, аналитиком, экспертом в своей отрасли, самым высококлассным профессионалом своего дела, талантливым педагогом, способным влюбить в свой предмет всех своих учеников.

Маленький анальник очень любит учиться и радовать своих родителей хорошим поведением, порядком в игрушках или отличными оценками, самое большое наслаждение такой ребенок получает от заслуженной похвалы, признания его достижений, оправданности приложенных стараний.

Он живет в своем неторопливом темпе, делая все размеренно и скрупулезно, каждое действие, им начатое, обязательно должно быть закончено, доведено до точки, до самого конца, иначе незавершенная работа будет угнетать его, сохраняясь в памяти долгое время и вызывая дисбаланс биохимии головного мозга.

Любые поторапливания, одергивания, резкие смены занятий, постоянные перебивания его медленной речи, лишение возможности договорить до конца, закончить начатое повествование, сказать все, что он намеревался, выливаются в стойкое нарушение речи — малыш начинает заикаться.

Такое врожденное качество, как боязнь опозориться, заставляют заикающегося ребенка избегать ситуаций, где обязательно нужно говорить, особенно при аудитории, даже небольшой.

Задача рассказать домашнее задание или ответить на вопрос учителя при всем классе у доски превращается в тяжкое испытание, когда ребенок впадает в ступор, и способность изъясняться теряется совсем. Самый прилежный и усидчивый ученик начинает отставать в учебе, избегать общения со сверстниками и особенно болезненно воспринимает насмешки и шутки в свой адрес.

Именно такой ребенок в спокойной, привычной обстановке, в присутствии знакомого человека, в расслабленном состоянии способен абсолютно нормально произносить простые слова и предложения без нарушения ритма речи.

СТРАШНО СКАЗАТЬ

Еще один вариант развития заикания — это нарушение речи у детей со зрительным вектором. Именно этот вариант в народе называют заиканием «от испуга».

Зрительный ребенок — самый эмоциональный, чувствительный и впечатлительный. Любая эмоция переживается им на самом пике интенсивности.

Если радость, то это настоящий восторг с соответствующей мимикой, жестами, вплоть до подпрыгиваний, если же неприятность, то это просто конец света с горькими слезами, всхлипываниями и причитаниями.

Амплитуда максимальная, способность переключаться — мгновенная. От слез до смеха — один миг.

Для нормального развития зрительного вектора такому малышу необходима прочная эмоциональная связь с мамой, которая обеспечивает ему ощущение защищенности и безопасности.

Развиваясь адекватно (без всякого рода домашних пугалок, страшных мультиков, жестоких сказок и тому подобного), зрительный ребенок учится состраданию и сопереживанию другим людям, научаясь таким образом выносить свой страх наружу, в любовь и сочувствие.

Самый пугливый в детстве, он способен стать бесстрашным ради других людей, осознанная всеобъемлющая любовь к людям не оставляет места куцему ощущению страха, наполняя максимально зрительный вектор высокого уровня развития.

В зависимости от нижних векторов развитые зрительники становятся либо носителями культуры (работники искусства или образования), либо находят себя в медицине и благотворительности (социальные работники, волонтеры и тому подобное).

В детстве, в период интенсивного развития векторов, именно зрительный ребенок особенно восприимчив к испугу, сильный эмоциональный стресс может стать причиной нарушения речи малыша.

Без того эмоциональная зрительная речь становится еще более сбивчивой, создается впечатление, словно ему не хватает воздуха, его захлестывают эмоции, не оставляя места нормальному проговариванию слов.

Невозможность рассказать все, о чем хотелось, поделиться своей радостью или горем, расстраивает маленького зрительника еще больше, лишая радости общения с близкими и друзьями представителя одного из самых экстравертированных векторов.

Детские страхи во взрослом возрасте имеют риск перерасти в стойкие фобии или стать причинами панических атак, значительно снижая качество жизни, истощая эмоциональную сферу и лишая способности к полноценной реализации человека в обществе.

Зрительное заикание лечится легче всего. Достаточно снять страхи, лежащие в корне нарушения речи, и она нормализуется полностью в любом возрасте.

ПРОЦЕСС ОБРАТИМ

Развитие любого вектора продолжается вплоть до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. В этот период все еще сохраняется возможность исправить ошибки воспитания и направить развитие психики ребенка в позитивное русло. При устранении факторов, негативно влияющих на конкретные психологические качества малыша, результаты адекватного воспитания не заставляют себя ждать.

Заикание в любой своей форме может остаться в прошлом, уступая место чистой и грамотной литературной речи полноценного члена общества, способного себя реализовать и получить максимальное наслаждение от жизни.

Даже стойкие нарушения речи, сохранившиеся во взрослом возрасте, теряя свою психологическую подоплеку, постепенно уходят в процессе формирования системного мышления после тренинга по системно-векторной психологии.

Заикание как результат воздействия психологических стрессов ошибочного воспитания — вполне обратимое явление, причем обратимое в кратчайшие сроки и на всю жизнь.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/the_swan/post356386475/

Заикание: причины, мифы, методы лечения

Психологические причины заикания
22 октября отмечается Всемирный день заикающихся людей, которых сегодня насчитывается около 70 миллионов, среди которых, на удивление, такие известные личности, как Мэрилин Монро, Джо Байден, Эмили Блант, Джулия Роберт, Эд Шеран и многие другие.

Что является причиной этого недуга и как с ним жить? Ответы на этот и другие вопросы о заикании читайте в материале passion.ru

Это коммуникативное расстройство биологического и неврологического характера, выражающееся в нарушении плавности и ритма речи.

Оно может проявляться в повторениях, пролонгации, а в некоторых случаях и невозможности воспроизведения отдельных звуков, слогов или слов.

Причины заикания

На сегодняшний причины заикания доподлинно неизвестны, однако исследования в этой области указывают на нейрофизиологическую основу этого нарушения не без участия наследственного компонента. По статистике, около 60% заикающихся людей имеют близкого родственника, страдающего от этого же недуга, например, как в семье Джулии Робертс.

И сама актриса, и ее брат, Эрик Робертс, заикаются. Именно генетический фактор определяет предрасположенность к заиканию.

Один из самых удручающих аспектов заикания заключается в переменчивости характеристик этого расстройства.

Другими словами, в какой-то момент человек может говорить без единой запинки, а уже через мгновение начать немного заикаться, а иногда и в прямом смысле терять дар речи. Все это происходит абсолютно бесконтрольно, по независящим от него обстоятельствам и, к сожалению, не может регулироваться силой мысли или усилием волей.

По вышеозначенным причинам это расстройство обросло рядом мифов, которые очень болезненно воспринимаются людьми с проблемой заикания.

Миф 1. Заикание негативно сказывается на интеллекте

Это, пожалуй, самый обидный миф, который слышат о себе люди с заиканием. Не секрет, что многие держат их за недалеких людей. Однако этому предположению нет никакого научного объяснения. Заикающийся человек прекрасно знает, что хочет сказать, но из-за нейрофизиологических нарушений, это не всегда удается сделать, как бы сильно этого не хотелось.

Мало кто знает, но король Георг IV, Исак Ньютон, Чарльз Дарвин, Уинстон Черчилль — все эти люди заикались, но вряд ли кто осмелится назвать их недалекими или слабоумными.

Миф 2. Заикание вызвано испугом или стрессом

Это одно из самых распространенных заблуждений о заикании, существующих на сегодняшний день. Каждый человек хотя бы раз за свое детство испытывал сильнейший испуг или стресс, и не важно, отложился этот факт в нашей памяти или нет. Тем не менее, это не сделало нас всех людьми, которые заикаются.

Заикание не является психологическим расстройством, поэтому такие факторы, как стресс, психологическая травма, личный темперамент человека, семейная динамика и воздействие окружающей среды не являются вызывающей его причиной, хотя легко могут стать триггером, если у человека есть предрасположенность к этому нарушению речи.

Более того, не стоит думать, что заикающиеся люди склонны к тому, чтобы нервничать, бояться, беспокоиться или стесняться. У них такой же полный спектр черт личности, как у тех, кто не заикается.

Миф 3. В заикании детей виноваты родители

Несмотря на то, что точные причины заикания неизвестны, специалисты уверены в одном, что у заикания нет виноватого, оно не является результатом плохого родительства или травмы детско-родительских отношений. В заикании не виноваты ни родители, ни окружение ребенка, точно также, как и ребенок не выбирает заикаться по собственной воле.

Истоки заикания

Около 5% всех детей проходят период заикания, который может длиться от полугода до двух лет.

Как правило, это случается в возрасте 3-3,5 лет, в период интенсивного формирования речевых и языковых навыков. 3/4 заикающихся детей перерастают этот недуг и полностью восстанавливают речь уже к 5-6 годам.

Однако 1% этих детей так и продолжают заикаться до конца жизни.

И если в период становления речи заикается равное количество мальчиков и девочек, то в последствие, среди людей так и не избавившихся от этого логоневроза мальчиков в 3-4 раза больше.

Факторы риска

На то, сможет ли ребенок избавиться от заикания или же оно перерастет в хроническую форму, влияет ряд факторов. Однако по отдельности ни один из этих факторов риска не является достаточным основание для диагностирования хронической проблемы.

Генетическая предрасположенность

Риск того, что ребенок на самом деле заикается, а не испытывает возрастную потерю беглости речи возрастает, если кто-то из членов семьи по-прежнему страдает от этого недуга. Если же близкий родственник перерос заикание еще в детстве, то и у вас скорее всего нет повода для волнений.

Возраст

Дети, у которых запинки в речи появляются в возрасте до 3, 5 лет, чаще всего перерастают заикание. Те же, кто начал заикаться в 5, скорее всего так и продолжат это делать в дальнейшем.

Продолжительность симптомов

У 75-80% всех детей заикание как правило проходит самостоятельно в течение 12-24 месяцев. Однако больше шансов перерасти этот недуг все же у детей, которые заикались меньше 6 месяцев. А после 12 месяцев заикания растет риск перехода его в хроническую форму.

Пол ребенка

Девочки чаще мальчиков перерастают заикание. Это связано с тем, что в раннем детстве существуют врожденные различия между речью и языковыми навыками у мальчика в и девочек.

Лечение заикания

Современный рынок медицинский услуг предлагает множество различных методик, обещающих раз и навсегда избавить от заикания: гипноз, пение, медикаментозное лечение, ретриты тишины, логопедические занятия.

Однако по отдельности эффективность этих методов научно не доказана.

Что же касается медикаментозного лечения седативными средствами, то на Западе этот метод считается не просто не эффективным, но даже опасным, который может привести к еще более плачевным последствиям.

Заикание — это хроническое расстройство речи, поэтому полностью избавиться о него невозможно. Зато благодаря комплексному подходу к проблеме, можно существенно улучшить качество жизни.

Для того, чтобы понять, с чего начинать терапию, специалисты Американского института по проблемам заикания предлагают представить этот недуг в качестве айсберга, большая часть которого находится под под водой.

Так вот нарушение динамики речи, как таковое, является лишь верхушкой айсберга.

Его ядро, скрыто от постороннего взгляда, и заключается в избегающем поведении, самоуничижительных мыслях и негативных эмоциях, которые зачастую сопровождают человека с заиканием.

Говоря метафорическим языком, под воздействием воздуха открытая часть льда может растаять, в то время, как его основание остается неизменно твердым. Подобным образом и лечение, направленное лишь на избавление симптомов заикания, является поверхностным и частично эффективным.

Чтобы добиться максимальных результатов, терапия должна быть направлена не только на повышение беглости речи, но и улучшение качества жизни ребенка или взрослого, который заикается. смягчение опасений, связанных с разговором, снижение поведения по предотвращению и повышение уверенности в способности общаться.

Лучшие современные практики в лечении заикания концентрируются на триаде “Воздействие— Поведение— Сознание”.

В то время как многие пытаются справиться с заиканием, изучая лишь физические стратегии для производства звуков и слов, эффективная терапия должна также решать проблему негативных эмоций и мыслей, которые имеют обыкновение накапливаться как снежный ком и сначала вызывать страх общения и публичных выступлений, а в дальнейшем заставляющие человека изолироваться от общества.

Для этого, терапия заикания должна вестись по всем трем направлениям с учетом индивидуальных особенностей каждого человека и, зачастую при участии психолога.

Практические советы для родителей и педагогов от специалистов Американского института по проблемам заикания

  1. Не просите ребенка “говорить медленнее”, “просто расслабиться” или “сделать глубокий вдох перед разговором”. Это крайне не эффективно и лишь подрывает уверенность ребенка в себе.
  2. Не заканчивайте слова за ребёнка и не говорите за него.
  3. Говорите и слушайте по очереди. Любому ребенку, особенно тому, кто заикается, намного легче говорить когда его не перебивают и внимательно слушают.
  4. Ожидайте такое же качество и количество классной и домашней работы от ребенка, который заикается, как и от того, кто нет.
  5. Говорите с ребенком не спеша, с частыми паузами.
  6. Покажите ребёнку, что вы слушаете то, о чем он говорит, а не как он говорит.
  7. Поговорите с заикающимся ребёнком наедине о том, какие условия ему нужны в классе Уважайте его потребности, но не делайте поблажек.
  8. Не представляйте заикание как что-то, чего надо стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о любой другой теме. Называйте все своими имена.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/43028737-zaikanie-prichiny-mify-metody-lecheniya-i-prakticheskie-sovety/

Психосоматика логоневроза (заикания)

Психологические причины заикания

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей.

Заикание проявляет себя однообразными повторами отдельных слов или их частей, звуков, перестановкой или заменой слов (инверсией). Все это сопровождается напряжением и спазмами лицевых мышц и ых связок.

Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

Психосоматическая природа заикания

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

  • Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.
  • Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.
  • Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому.

Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию.

Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Роль психотерапии в лечении заикания

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке.

Это не значит, что ребенок или взрослый человек обязательно будет подвергнут гипнотическому воздействию или программированию.

В настоящее время разработаны эффективные методики, которые предполагают активное участие в лечебном процессе самого пациента.

Помимо психотерапевта, потребуется помощь логопеда, лучше всего – получившего медицинское образование. Отмечено, что прохождение лечения одновременно у двух специалистов приводит к нормализации речи ребенка уже через месяц.

Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка

Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?

  • Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
  • Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
  • Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.

В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.

Как предупредить заикание

Профилактическими мерами заикания у детей являются:

  • повышение устойчивости к стрессам, адекватное отношение к различным жизненным ситуациям;
  • создание комфортной психологической обстановки в семье;
  • расширение социальных контактов;
  • разнообразие повседневной жизни (секции, кружки, участие в домашних делах);
  • исключение просмотров психологически тяжелых фильмов;
  • участие родителей в жизни ребенка, внимание к его проблемам, провалам и достижениям.

Чтобы заикание в детском возрасте не переросло в нарушение речи у взрослого, нужно обратиться к специалисту при малейшем подозрении на расстройство. Комплексный и квалифицированный подход в большинстве случаев позволяет устранить дефекты речи в максимально короткие сроки.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/psihosomatika-zaikaniya/

Психосоматические причины заикания – Психология

Психологические причины заикания

Заикание (логоневроз) – это речевое нарушение, связанное с судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур. В результате этого человек вынужден задерживаться на определенном звуке или группе звуков.

Выявлено, что это отклонение возникает в возрасте от 2 до 5-6 лет, в период, когда происходит развитие речи.

Заикание может иметь невротическую форму (как результат стрессов и неврозов возникает у здоровых детей) и неврозоподобную форму (как следствие наследственных или приобретенных заболеваний нервной системы).

Причины возникновения заикания бывают предрасполагающими:

  • наследственность,
  • заболевания с энцефалопатическими последствиями,
  • внутриутробные или родовые травмы,
  • переутомление или истощение нервной системы.

Еще выделяют провоцирующие причины:

  • подражание,
  • одномоментная психическая травма (сильный страх, испуг),
  • ускоренная речь (тахилалия),
  • двуязычие в семье.

Симптомами заикания являются:

  1. нарушение речевого дыхания (образование инспираторно-гласных или проторных звуков) и укороченный выдох,
  2. судорогоподобное замыкание ой щели при попытке произношения звука и отсутствие способности плавного произношения,
  3. соматические нарушения (отклонение высунутого языка в сторону, высокий свод неба, искривление носовой перегородки, гипертрофия раковин), сопутствующие движения (движения, которые сопровождают речь при заикании: закрывают глаза, топают ногой, сжимают кулак, пожимают плечами, переступают с ноги на ногу, наклоняют голову и т.д.),
  4. появление страха произношения некоторых звуков, слогов или слов, избегание речевых ситуаций, в периодах обострения возможна немота.

Заикание и психосоматика

Речь зависит от слаженной работы двух групп мышц. За этим следит стриопаллидарная система, которая контролирует за своевременным сокращением и расслаблением мышц, участвующих в речи. Но эмоциональное перевозбуждение или травма блокирует эту регулирующую систему, что может привести к тоническому спазму или тику (клоническое повторение).

Как было отмечено, заикание появляется в период, когда развивается речь. Именно в это время происходят перемены, которые связаны с психологическими усилиями ребенка, поэтому в это время психика ребенка очень восприимчива и чувствительна.

В связи с этим неверное внешнее воздействие на психику ребенка может привести к преграде в развитии такого врожденного естественного свойства у детей, как речь.

Выявлено, что неправильные методы воспитания приводят к заиканию у детей, которые отличаются зрительным, оральным или анальным векторами развития.

Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Заикание ребенка-анальника отличается трудностями с началом повествования, обрываниями или долгими паузами при говорении, также невозможностью говорить в сложных ситуациях или перед незнакомой или большой аудиторией.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

Психосоматические факторы и причины заикания

В психологии выделяются такие факторы появления заикания:

  • истерический: резкая смена условий (в семье баловали, пошел в детский сад, а там ребенок – как все);
  • неврастенический: родители постоянно принижают достижения ребенка и его самого, сравнивая с другими детьми (психика ребенка не выдерживает);
  • психастенический: гиперопека родителей способствует становлению неуверенного в себе подростка, что может негативно сказаться на общении со своими сверстниками и привести к проблеме с речью.

Большинство психологов в качестве психологических причин заикания у взрослых выделяет ощущение постоянной неправоты, неумение отстоять свои права, а также страх высказать свои потребности и желания. Согласно их позиции, все эти негативные чувства идут из детства.

Известный автор по психосоматике Луиза Хей психологической основой заикания взрослых видит неуверенность, неполное самовыражение и убеждение, что слезы как облегчение – не для вас.

По мнению В. Жикаренцева, причиной этого недуга является отсутствие чувства безопасности и возможности самовыражения, а также запрет на плач.

Психолог Лиз Бурбо поясняет, что заика в молодости очень боялся выражать свои потребности и желания. Он также боялся тех, кто представлял для него власть. Особенно сильный страх он чувствовал тогда, когда ему нужно было что-то сказать.

Пути исцеления психосоматического заикания

Медики и логопеды утверждают, что заикание, которое появляется в результате неправильного (стрессового) воспитания, — явление обратимое. Это значит, что все виды невротического заикания успешно лечатся. Особенно быстро и эффективно такие виды речевого нарушения лечатся до достижения 12-15 лет (окончание пубертатного или подросткового периода).

Поэтому в детских садах действуют специальные логопедические группы, работа которых основана на игровой терапии, логопедической ритмике (говорение в такт с ритмичными движениями пальцев, говорение нараспев и др.) и др.

Следует отметить, что кроме работы специалиста-логопеда, очень важна и параллельно выстроенная семейная терапия (релаксация, отвлечение внимания, позитивное внушение).

И это естественно. Ведь, если, как пишут психологи, часто именно семья становится провоцирующим фактором появления заикания, то, конечно же, именно она, в первую очередь, и должна проявлять усилия по снятию стрессовых причин и восстановлению нормальных условий для развития ребенка (любовь и полное принятие и т.д.).

И восстановление этого речевого нарушения у детей постарше будет зависеть от семьи и ее усилий.

Эмоциональная поддержка близких, атмосфера душевного тепла и уважения всех членов семьи, чуткость и внимательность в отношениях, любовь родителей – все это поможет подростку осознать, что его любят, что он в безопасности.

Эти заново восстановленные базовые чувства позволят ему вернуть потерянное чувство уверенности в себе и веру в свои силы.

Что касается путей исцеления невротического заикания уже взрослого человека, то здесь необходима работа над собой.

Первое, что следует сделать – это проанализировать свое детство и юность и найти психологическую причину — момент, после которого началось заикание (подсказки даны выше).

Второй шаг исцеления связан осознанием и принятием причины: «Да, в детстве так получилось, что я таким образом отреагировал на испуг или на ошибочный метод воспитания родителей.

Но сейчас я – взрослый человек и понимаю, принимаю и прощаю себя, родителей (или других, кто участвовал в ситуации появления недуга). Сейчас я могу свободно выражать свои желания, высказывать свою точку зрения.

Надо мной сейчас никто не властен, никто меня не торопит, не одергивает, и мне не нужно никого бояться…» и т.д.

Параллельно с изменением своего привычного пугливого и неуверенного мышления, можно и нужно использовать различные техники релаксации, дыхательные техники, проговаривать аффирмации, взять на вооружение арттерапию, песенную терапию (выявлено, что при пении заикание исчезает) и т.д.

Желаю вам Любви и Света!

Лада

Источник: https://psycop.ru/psixosomatika/zaikanie.html

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Психологические причины заикания

Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием. У детей дошкольного возраста эта патология может появляться, затем исчезать. Развивается логоневроз у детей, перегруженных знаниями, а также у малышей, перенесших сильный испуг.

Проблемы с речью у малышей

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»);повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

Разновидности речевого дефекта

Речевое расстройство у малышей делится на несколько форм и разновидностей:

  • Невротическое: при этой форме речевого дефекта дошкольник заикается только в сложной, стрессовой обстановке, чадо повторяет слоги и слова при встрече с крупными собаками (многие дети испытывают страх перед ними), при посещении людных мест или во время поездок на машине, когда ребенок спокоен, его речь плавная.
  • Органическое детское заикание: этот вариант патологии устранить значительно сложнее, чем предыдущий, нарушение речевой функции произошло по причине поражений ЦНС. Жертвами этого недуга становятся мальчики и девочки, которые в утробе матери заразились инфекцией или перенесли родовую травму. Определить эту форму логоневроза у ребенка достаточно просто, малыш запинается и в гостях, и дома, страх перед общением у вашего чада отсутствует, нарушена моторика, а движения неловкие.

Формы болезни по типу судорог:

  • клоническое заикание: при этой форме недуга маленький пациент повторяет слог или слово — проблема вызвана серией кратковременных сокращений мышц;
  • тоническое заикание у ребенка — задержка речи, растягивание гласных звуков: ровному разговору препятствует сильное сокращение мышц;
  • смешанная форма логоневроза — так называется состояние, соединяющее в себе две вышеописанные формы дефекта речи.

По характеру течения врачи выделяют такие виды заикания у детей:

  • постоянное: такое речевое расстройство, однажды появившись, не проходит;
  • рецидивирующее: признаки заболевания появляются, а потом исчезают, периоды ораторского благополучия могут длиться несколько месяцев;
  • волнообразное: при таком типе заикания у дошкольников наблюдаются кратковременные улучшения, затем болезнь возвращается.

Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш во время волнения запинается. Заикание у малышей 2 лет почти всегда хорошо поддается коррекции.

Заикание у школьника

Если в первые годы жизни логоневроз беспокоил малыша, а родители не занялись лечением своего чада, болезнь может укорениться. Речевые привычки юного пациента формируются неправильно.

В 5–6 лет малыш осознает свой недостаток и по возможности избегает общения со сверстниками. Новые обязанности, которые приносит школьная жизнь, не самым лучшим образом влияют на ребенка.

Дефект речи мешает ему нормально общаться с одноклассниками.

У застенчивых, впечатлительных детей заикание может возникнуть как реакция на грубость и насмешки сверстников. Начавшись внезапно, болезнь может исчезнуть на какое-то время. Стоит ребенку поволноваться или физически переутомиться, недуг возвращается. Школьник замыкается в себе, грустит. Строгость учителя, страх получить низкую оценку вызывают у первоклассника панику.

Стоит заметить, что заикание у малышей 7 лет вылечить труднее, чем аналогичный недуг у ребенка 3 лет.

Однако своевременное обращение к доктору поможет решить проблему. Устранением сбоев речевой функции занимаются педиатр, невролог (детский) и логопед.

Некоторые родители недооценивают проблему, надеясь, что со временем логоневроз пройдет сам. Письменная речь школьников почти всегда правильная. Ребенок знает, как произносится слово, но при устном разговоре пациент вынужденно делает остановки, судорожно дышит. Он ищет замену сложному слову.

Логопеды и психологи уверены: без грамотного лечения заикание, появившееся после сильной психологической травмы детства, перейдет с пациентом в его взрослую жизнь. Чтобы взрослый излечился от недуга, занятий с логопедом будет недостаточно.

Запущенный логоневроз устраняют с помощью медикаментов и сеансов психотерапии.

Обследования специалистами

Если речевое нарушение проявилось недавно, ваш ребенок пережил сильное потрясение. Стоит понаблюдать за общим состоянием дошкольника. Нервозность, плаксивость, нежелание общаться со старшими — главные признаки стресса.

Логопед попросит вас вспомнить о негативных событиях, которые могли повлиять на темп и скорость речи вашего малыша (нападение собаки, ссора со старшими членами семьи).

Затем вам стоит посетить детского невролога. Какие мероприятия включает в себя методика обследований детей с заиканием:

  • диагностику речи: выслушав маленького пациента, специалист оценивает темп, дыхание, моторику, а также его голос и характер артикуляционных судорог;
  • рентгенографию черепа;
  • эхо-ЭГ — это обследование показывает внутричерепное давление пациента;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электроэнцефалографию.

Если у малыша имеются хронические недуги (астма, сахарный диабет), доктор может назначить ребенку анализы крови, рентген грудной клетки.

Устранение патологии

После обследования детей с заиканием невролог подберет эффективную стратегию избавления от речевого дефекта.

Если проблемы с речью возникли у малыша после стресса, устранить недуг помогут специальные мероприятия:

  • занятия с логопедом: большой эффективностью отличаются групповые занятия с доктором, к ним относится логоритмика; чтобы заикание у младших школьников прошло, специалист учит деток проговаривать фразы нараспев;
  • на занятиях ребенок учится, выговаривая сложное слово, совершать пальцами рук ритмичные движения в такт; эти хитрости помогают маленькому пациенту избавиться от пауз в начале разговора, чтобы малыш преодолел страх перед общением и поверил в свои силы, доктора советуют применять игровую психотерапию для коррекции логоневроза;
  • ЛФК;
  • гимнастика дыхательная: с 4 лет ребенок может выполнять упражнения, помогающие выработать правильное носовое и ротовое дыхание, дыхательная гимнастика способствует укреплению диафрагмы;
  • организация распорядка дня: сон дошкольника должен длиться не менее 8 часов, за компьютером или планшетом малышу не стоит проводить больше 2-х часов;
  • питание сбалансированное.

В лечении заикания важен педагогический подход. Взрослым членам семьи не следует заострять внимание на речевом дефекте. Во время занятий с малышом поощряйте его за правильно произнесенную фразу, не ругайте за запинки.

Если заикание и тики у ребенка вызваны органическим поражением мозга, невролог может применить такую стратегию устранения недуга:

  • массаж;
  • терапия лекарственная: детям с 4 лет назначаются противосудорожные средства, могут выписать транквилизаторы, таблетки с ноотропным действием;
  • иглорефлексотерапия.

Чтобы устранить заикание у подростков, неврологи используют такую схему лечения:

  • прием спазмолитиков и противосудорожных лекарств: пациентам старше 13 лет часто назначаются успокоительные средства;
  • работа с логопедом;
  • сеансы психотерапии: психотерапевт помогает выявить причину речевого дефекта, настраивает пациента на успешное лечение;
  • воздействие гипнотическое.

Заключение

Возникает заикание в возрасте старше 3 лет. Гораздо реже эта патология проявляется у подростков. Проявления логоневроза — судорожные запинки в начале разговора, растягивание звуков, зевание.

Самые распространенные причины заикания у детей — травма, полученная при родах, испуг, излишняя суровость родителей. Чем дольше заикался ребенок, тем больше времени и усилий понадобится, чтобы гармонизировать его речь. Избавиться от недуга помогают занятия с логопедом, лекарственная терапия, массаж.

Источник: https://psyhoday.ru/nevroz/zaikanie-u-detej.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий