Проблемы с дикцией что делать

Самые эффективные упражнения для дикции

Проблемы с дикцией что делать

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее.

Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению.

Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы.

Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса.

Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь ые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/uprazhneniya-dlya-dikcii.html

Как улучшить дикцию и четкость речи: 5 эффективных упражнений

Проблемы с дикцией что делать

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Плецтавьте себе, вы идете по набележной и к вам подходит лебенак.

Он гавалит: “Тетя/дядя, мати, как я дидяю! Дай кааку!” Что означает: “Тетя/ дядя, смотри как я играю! Дай конфетку!” Вам, наверное, непривычно читать такие слова, правда? А слышать их еще веселей! Сегодня поговорим с вами о том, как улучшить дикцию и четкость речи, чтобы не было типа такого: “пасполт”, “у вас есть муза?, – а муза у меня нет, вот такая в зизни зопа!”, “девушка, а вы любите кафку?, – да, особенно грефневую…” ну и тому подобное.

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Филологи исследовали вопрос о развитии дикции и пришли к выводу, что улучшать артикуляцию речи русскоговорящего населения нужно очень многим. Это связано с тем, что именно русский язык отличается “ленивой” артикуляцией, в отличие от английского, например.

Даже есть определенные способы проверить, хороша ли у вас артикуляция для четкой речи:

  1. Возьмите зеркало и, глядя в него, произнесите гласные звуки (а, о, и, э, у, ы). Изменяют ли положение и форму ваши губы? Если они хорошо двигаются, изменяют форму, то вы на верном пути.
  2. Для хорошей артикуляции важна подвижность языка. Сверните его трубочкой. Если не получается, это связано со слабостью мышц или врожденной особенностью. Но развиваться можно!
  3. Важно также хорошо открывать рот. Чтобы это проверить, приготовьте ладонь без большого пальца. Затем максимально откройте рот, продвиньте 4 пальца внутрь между верхней и нижней челюстью. Если вам удалось это сделать, то рот открывается без зажимов, а, значит, мышцы уже готовы к работе.

Итак, с диагностикой разобрались, теперь определимся, что делать для развития речи и улучшения артикуляции. Представляю вам несколько эффективных упражнений, помогающих вам достигнуть цели.

Разминка

Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.

Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.

Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Разминка с помощью карандаша

Скороговорки

В домашних условиях вы отлично сможете улучшить произношение речи, ведь карандаши и доступ к скороговоркам у всех имеется. Это минимальный набор развития артикуляции. Но идем дальше.

Скороговорки применяют для детей начиная с 4–6 лет. Это очень действенный способ. Скороговорки используют и для улучшения дикции взрослых, ниже я напишу самые эффективные из них. Кроме того, такими фразами вы улучшаете не только свою речь, но и словарный запас. Подбирайте нужные вам скороговорки, только делайте акцент на проработку всех букв и их сочетаний.

Прослушайте запись своего голоса

О, свои записи я не очень люблю слушать. Помню, как один раз услышала свой детский и смешной голос на диктофоне, причем говорила я довольно серьезные вещи… Над записью посмеялась я и все мои знакомые.

Но для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.

То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.

Обязательное условие – тренировка диафрагмы

Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.

Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.

Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.

Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.

Сочетание разных звуков

Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:

  • бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше.

Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки.

И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки хорошо развивают память и внимание у взрослых, помимо речи.

Скороговорка для улучшения дикции

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Тренинг

Тренировка речи неразрывно связана с тренировкой психических процессов памяти и внимания. А вот тут у меня для вас сюрприз: есть отличный способ развития речи и памяти – курс от Викиум. Это хороший инструмент для развития.

Курс “Мнемотехники” поможет вам в повседневной жизни все быстро запоминать и в любом количестве. Вы даже сможете лучше запоминать языки и научитесь легко выражать свои мысли на английском, немецком, португальском, да каком угодно!

Этот тренинг – хороший помощник для тех, кто забывает дни рождения любимых, пароли и логины, даже малейшие четверостишия. Вы уже за неделю увидите результат.

Заключение

В погоне за красивой речью и дикцией не переусердствуйте. Помните, что важно тренировать мышцы и артикуляцию. А для этого еще раз о главном:

  1. Хорошая дикция нужна всем и везде.
  2. Чтобы ее развивать, нужно заниматься самообразованием: читать книги, улучшать словарный запас, делать упражнения для артикуляции.
  3. Не брезгуйте скороговорками, они лучше всего справляются с тренировкой дикции.
  4. Не бывает хорошей речи без хорошей памяти и внимания. Именно эти психические процессы помогают вам говорить правильно, логично и красиво.

Источник: https://levelself.ru/navyki/kak-uluchshit-dikciyu-i-chetkost-rechi.html

Плохая дикция

Проблемы с дикцией что делать

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппаратпроизводит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкойартикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативновлияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях можетпоявится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться кмонотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливопроизносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательныхупражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижнейчелюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате словапроизносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостаткипроизношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефектыдикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся ккаждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единогослова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретнуюпроблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, чтодля того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, еслипроизносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадимязыку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движенийнеба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов«проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдохносом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходитьрезко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губныемышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоватьсядыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст снормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. Атеперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использоватьи в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневнопроговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы впроизношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора наработу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использованияскороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.— Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.— Свиристель свиристит свирелью.— Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированныхкурсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращатьвнимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикциюименно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Источник: https://www.medaid.ru/logopedy/vzroslie/diktsiya/

Работа над дикцией у взрослых

Проблемы с дикцией что делать

Речевое расстройство у взрослого человека может возникать в результате осложнения болезни или если у него не скорректировали речь в детском возрасте.

Если у маленького ребенка неправильная речь не вызывает особого дискомфорта (хотя, есть и исключения), то в старшем возрасте (особенно в подростковом) могут появиться комплексы.

Поэтому взрослые с невнятной речью обращаются за помощью к логопеду, чтобы он составил план коррекционной работы.

Что это такое

Дикция − это одна из характеристик речи, обозначающая правильное и четкое проговаривание всех звуков. Человек должен даже в самых сложных словах четко произносить все звуки. Кроме того, для хорошей дикции нужно обладать и выразительным голосом, чтобы окружающим было хорошо слышно говорящего.

Важная составляющая правильной дикции − это умение пользоваться интонацией. Таких людей приятно слушать, они являются хорошими рассказчиками, поскольку могут передавать настроение персонажей. Темп речи должен быть таким, чтобы окружающим была понятно, о чем говорит человек.

Признаки нарушений дикции

Когда у взрослого человека имеется нарушение дикции, это сразу заметно по следующим признакам:

  • затруднения в произношении одного или нескольких звуков (замена, искажение или отсутствие);
  • слишком быстрый темп речи, при котором окружающие не понимают говорящего;
  • замедленная речь, которую людям трудно воспринимать;
  • нечеткое проговаривание окончаний слов;
  • слабый тихий голос или слишком громкий;
  • затруднения в использовании интонаций.

При нарушениях дикции речь получается смазанной, нечеткой, невыразительной. Окружающим трудно ее воспринимать. Поэтому иногда им даже приходится переспрашивать, что вызывает у оратора определенный дискомфорт. Взрослые люди с такими особенностями дикции стесняются своей речи, и обращаются за помощью к специалисту или записываются на курсы «Красивой речи».

Виды и причины нарушений дикции

Они выделены в отдельный блок классификации речевых расстройств:

  • Нарушения голосообразования: афония (человек говорит только шепотом), дисфония (нарушения голосообразования и управление его высотой).
  • Нарушения темпо-ритмической стороны (тахилалия − слишком быстрый темп речи, брадилалия − замедленная речь).
  • Заикание − у человека сформированы средства для оформления высказывания, но из-за судорог в речевом аппарате возникают запинки в речи.

Кроме того, нечеткая смазанная речь может быть признаком более сложных речевых расстройств:

Если у взрослого человека только проблемы с дикцией, логопед будет подбирать упражнения для ее коррекции. Но если это входит в симптоматику более сложных речевых расстройств, педагог составляет коррекционную работу по преодолению этого речевого дефекта, а не только делает упор на исправление дикции.

Этиология нечеткой речи различна. Она может быть обусловлена как биологическими факторами, так и социальными и психологическими причинами.

Биологические:

  • анатомические особенности речевого аппарата;
  • нарушения в артикуляционной моторике;
  • травмы головы;
  • органическое поражение центральной нервной системы;
  • недоразвитие речевых центров коры головного мозга.

Социальные:

  • в окружении человека есть люди с неправильной дикцией;
  • неправильная речевая среда.

К психологическим стоит отнести неуверенность человека в себе, боязнь публичных выступлений.

Бывает так, что при общении с близкими людьми не возникает затруднений, а при выступлении на широкую публику у оратора возникает волнение, из-за которого и появляется нарушение дикции.

Или запинки в речи могут возникать у замкнутых некоммуникабельных людей. Поэтому логопед обязательно проводит диагностику, чтобы определить точную причину расстройства и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Особенности логопедической диагностики

Специалист всегда обследует все составляющие речевого развития. Чтобы оценить состояние дикции, он обращает внимание на следующие компоненты:

  • силу и высоту голоса;
  • владение интонаций;
  • темп речи;
  • звукопроизношение;
  • артикуляционную моторику;
  • силу и длительность выдоха.

Логопед сначала смотрит на анатомические особенности органов артикуляции, потому что это может быть одной из причин нарушения дикции. Также предлагает выполнить задания на статику и динамику.

Далее он обследует звукопроизношение всех фонем. Нужно произносить их изолированно, в слогах и словах. Также в диагностику включают обследование слоговой структуры, во время которого логопед оценивает, насколько четко человек произносит звуки в слове (даже со стечением согласных).

Для оценки темпо-ритмической стороны используют задания на прочтение фраз с различной интонацией и высотой голоса. Человек проговаривает скороговорки и чистоговорки, которые помогают оценить четкость слов. Логопед оценивает и темп обычной речи человека.

Также во время диагностики специалист проверяет сформированность речевого дыхания, силу и длительность выдоха. Для этого он просит «пропеть» гласные как можно дольше, поиграть на духовых инструментах.

Обязательно специалист беседует с человеком, чтобы узнать о его речевом анамнезе в детском возрасте, точнее определить причины нарушения дикции и возможное речевое нарушение. По результатам диагностики логопед подбирает необходимые упражнения.

Дыхательная гимнастика

Одна из причин нарушений темпа речи, следовательно, и дикции у взрослого человека, − это несформированное речевое дыхание. Каждое занятие начинают с дыхательной гимнастики:

  • Вдыхая, медленно наклоняйтесь вперед. Спина должна быть  прямой. Далее распрямитесь. На выдохе проговаривайте слово «ГИМ», пропевая гласную, и шагайте на месте.
  • Рот открыт, вдох сделайте носом. Медленно выдыхайте через рот.
  • Это упражнение направлено на формирование диафрагмального дыхания. Исходное положение − ноги на ширине плеч, одна рука находится на груди, вторая − на животе. Дышите медленно, спокойно, при этом округляя живот, а грудь должна оставаться неподвижной.

Дыхательную гимнастику можно совместить с тренировкой силы и высоты голоса.

  • Ртом нужно сделать как можно более глубокий вдох. На выдохе произносите гласные звуки, стараясь тянуть их как можно дольше. У вас должны получиться плавные переходы между гласными. Каждый звук должен звучать громко и четко.
  • Выполняя это задание, рот должен быть закрыт. Сделайте как можно более глубокий вдох через нос. На выдохе «мычите», растягивая как можно дольше М. Его звучание должно быть максимально громким.
  • Петь гласные можно не только громко, но и тихо. Усложняйте задание, постепенно понижая и повышая высоту голоса.

Эти задания помогут взрослому сформировать речевое дыхание и научиться управлять высотой и силой своего голоса.

Артикуляционная гимнастика

Если у взрослого человека сформировано произношение всех фонем, но оно нечеткое, причиной может быть недостаточная артикуляционная моторика. Поэтому в занятия обязательно нужно включить базовые упражнения для органов артикуляции.

Для губ:

  • «Улыбка»;
  • «Трубочка» (губы вытягивают вперед);
  • «Окошечко» (губы вытягивают немного вперед так, чтобы получилось окошечко).

Для нижней челюсти:

  • поднимание−опускание;
  • движение из стороны в сторону.

Для языка:

  • делать его поочередно широким и узким;
  • поднимать−опускать;
  • двигать из стороны в сторону;
  • «Чашечка»;
  • «Варенье» − поглаживание верхней и нижней губы;
  • «Лошадка».

Артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом, чтобы взрослый мог оценить правильность выполнения упражнения.

Рекомендации по коррекции дикции

Для тренировки четкого произношения используют скороговорки. Начинать работу с ними нужно в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

Все звуки должны проговариваться четко, и окружающие должны понимать, о чем говорит человек даже при быстром темпе речи. Поэтому лучше всего на занятия приглашать кого-нибудь, кто мог оценить прогресс.

Для большего психологического комфорта это может быть кто-то из родных или близких.

Чтобы сделать речь выразительной, взрослым помогает чтение любимых стихотворений. При их прочтении нужно делать акцент голосом на самых важных словах. Человек на их примере будет учиться использовать интонацию, чтобы передать окружающим смысл произведения.

Взрослым полезно потренировать свои навыки на публичных выступлениях. Это могут быть выступления в театральном кружке или произнесение тостов. Если нарушения дикции сочетаются с психологическими проблемами, то стоит заниматься под расслабляющую музыку, заняться плаванием. А публично выступать перед малым количеством людей.

Обязательно нужно выполнять все задания перед зеркалом. Взрослый человек должен не только выразительно говорить, но и использовать невербальные средства − мимику и жесты. Тогда речь будет не только понятной и красивой, но и эффектной.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-razvit-i-uluchshit-diktsiu-vzroslomu/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий