Принятие отвержение

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО

Принятие отвержение

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Ключ.

  • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация.

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.

Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.           

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю.

Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей.

Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.

Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии для школьников. Детская психология.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Еще по теме:

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

Тест для детей аудиал, визуал, кинестетик. Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Методика Рене Жиля. (Фильм – тест межличностные отношения ребенка. / Проективная психодиагностика. / Le Test-Film, Rene’ Gille).

Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Шефер Е.С. и Белл Р.К.

Готовность к обучению в школе. Тест Керна-Йирасека.

Шкала степени отверженности ребенка в семье.

Источник: https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro

Пять стадий принятия неизбежного по-украински

Принятие отвержение

Как ничего не делая, оставаться главным ньюсмейкером страны? – Этот вопрос, определенно, к Владимиру Зеленскому. И речь тут не о триумфальных победах, а о том, что же гарант дал взамен своему избирателю. Конечно, наиболее пострадавшие от Зе-эпидемии могут сказать, что, погодите, мол, он только начал. А мы ответим, что, исходя из канонов психологии, это лишь первая стадия…

Отрицание

Наиболее забавный и одновременно раздражающий этап, когда на каждый аргумент касательно бесполезности Владимира Зеленского на посту главы государства получаешь ответ о том, что «ему надо дать время». К примеру, с 21 апреля по 19 мая приставкой к этому было «он даже не вступил в должность», а в последствии – «у него нет поддержки в парламенте», «ему мешают предшественники» и т.д.

При этом никто не обращал и не обращает внимания на то, что в тех редких случаях, когда Зеленский говорит сам, а не через глашатаев, за популизмом попросту не слышно реальных, конструктивных предложений. Все эти красивые 20 миллиардов на инфраструктуру и 5-7% роста экономики в год сталкивается со множеством препятствий и первое – это окружение гаранта.

Все это сборище «слуг народа» прошли во власть ради самоутверждения и самообогащения. Часть из них будет послушно жать кнопки, когда того потребуют свыше, получая при этом зарплату и «премию» в конвертике. Более рисковые кадры будут искать «подработку», однако, надо полагать, что таковых будет немного.

Пять лет назад украинцы полагали, что Петр Порошенко с его тогдашним капиталом не будет грабить страну. Мол, и так денег хватит. Теперь украинцы почему-то решили, что грабить не будут те самые «новые лица». Однако, попытка это доказать часто напоминает попытку процитировать известное выражение Ницше излишне религиозному человеку.

Гнев

Пожалуй, наиболее длительная стадия. Наверное, тут можно представить себе громящих все на своим пути и поджигающих шины демонстрантов. В какой-то мере да, но об этом позже.

Наш гнев похож скорее на обиду, заведомо тщетную попытку отказаться принять неизбежное. Все это выливается в жалобы, обвинения и критику. У такого гнева есть объект, и здесь это – власть. Полагаю, каждый сталкивался с таким недовольством. Его излюбленная среда обитания – рынок и общественный транспорт.

В определенный момент розовые, а в нашем случае — зеленые очки лопнут стеклом вовнутрь, и украинцы увидят всю безысходность, увидят, что реальных перемен нет и не предвидится, а их обманули. Впрочем, не впервые.

Собственно, возвращаясь к протестам, именно такими обиженным гражданами проще всего манипулировать. Их легко убеждать, дать надежду, направив их гнев в определенное нужное кому-то русло. И вот здесь обида и недовольство выливается в горящие шины и массовые беспорядки. Правда, исход сего действа нам хорошо известен.

Торг

Не все доходят до этой стадии, многие застревают на предыдущей.

Те же, кто перешагнул порог, уже не просто видят перед собой пушного и не в меру упитанного полярного зверя, но и осознают, что с ним надо как-то бороться.

Понимание того, что надеяться на «новые лица» в политике не стоит, серьезно приободрит украинских индивидуумов, одарив их желанием занять более выгодное положение в сложившейся ситуации.

Пожалуй, такие люди отлично подошли бы для реальных, а не показных митингов, но им уже не до того. Для многих «торг» сводится к максимальному арбайтен. Кто-то ради этого уедут из страны, пополнив ряды заробитчан. Привет, демографический кризис!

Если кто-то преуспеет на этом этапе – молодец. Таковых, правда, будет немного. Те же, кто этот этап проиграет, переходят на следующий.

Депрессия

Максимум негатива и апатия – вот признаки четвертой стадии. То, есть, чем-то все это похоже на стадию гнева, но уже без агрессии. Проще говоря, существование без целей и надежд.

Именно в стадии депрессии проживали украинцы последнее время, беспомощно наблюдая за распилом страны, бесчинством нацистов, расправами над неугодными и прочими прелестями майданной эпохи. Депрессивное общество – находка для жаждущих самообогащения чинуш, потому, неудивительно, что украинцам вместо светлого европейского будущего дали серость беспросветного кризиса.

Смирение

Где-то к зиме 2023 — 2024 годов, когда понимание обмана будет подкреплено очевидными фактами, на Украине для многих наступит пятая и завершающая стадия – смирение, когда весь негатив потеснит безразличие и даже неожиданный оптимизм, особенно на фоне новой надежды, ведь к тому моменту политики развернут новую гонку за право отхватить свой кусок, конечно, если будет еще что отхватывать. К сожалению, с трудом верится в то, что те, кто дойдут до пятой стадии усвоят мораль украинской истории, которая во многом является прекрасным примером цикличности.

Евгений Гаман, специально для News Front

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки

Зеленский плюнул своему собственному народу в лицо — Алексей Журавко

Источник: https://news-front.info/2019/08/20/pyat-stadij-prinyatiya-neizbezhnogo-po-ukrainski/

Этапы принятия неизбежного

Принятие отвержение

Американская психолог Элизабет Кюблер-Росс, имея огромную практику в консультировании при личных травмах, горе и скорби, связанные с процессом умирания и самой смертью, в 1969 году в своей книге «О смерти и умирании» выделила и описала отдельные этапы принятия смерти.

Её концепция очень быстро нашла отклик в сердцах многих людей, поэтому через некоторое время её подход начали использовать и во всех других случаях, связанных с любой трагедией и/или серьезной потерей: они вызывают у человека неприятные переживания из-за неизбежности принятия нежелательной судьбы. Это, как правило, следующие события :

  • потеря ценностей;
  • разрыв отношений;
  • жизненные неудачи;
  • другой трагический или травматический опыт.

Высшей степенью неизбежных горестных лишений — это смерть физического тела, или окончательное лишение каких-либо возможностей действовать в этом материальном мире.

В зависимости от ситуации этапы, или стадии, могут длиться разные периоды, а также  могут сменять друг друга или существовать одновременно. Они выделены и чётко охарактеризованы на «Кривой эмоционального реагирования»:

Это естественный диапазон чувств, испытываемых людьми при общении с неизбежными печальными или трагическими изменениями в собственной жизни. Т.е.

это нормальная реакция человека на любую травмирующую ситуацию: именно их мы переживаем, когда пытаемся справиться с любыми неожиданными печальными переменами в нашей жизни, особенно если это происходит в виде принудительного принятия неизбежных лишений.

Важно заметить, что люди склонны погружаться в разные этапы в разное время и даже могут возвращаться обратно к тем этапам, которые уже переживали ранее. Но чаще всего бывает так, что некоторые люди зацикливаются на одном из этапов и не могут двигаться дальше.

Все этапы, представленные ниже, характерны для всего спектра болезненных лишений в жизни человека, например, такие как: потеря близкого или возлюбленного человека; потеря работы; принудительная смена места жительства; сложные заболевания тела человека; смерть человека — высшая степень неизбежных горестных переживаний.

«Я не могу в это поверить», «Такого не бывает», « Только не со мной!», «Только не снова!»

Часто это начальная стадия, в виде временной защиты, проявляемой оцепенением и шоком. Поэтому этот этап может сопровождаться снижение мышления и действий. Мало кто хочет верить в реальность происходящего, а тем более признать факт, что это происходит именно с ним: среди всех людей на планете, это случилось именно со мной!.

В основном этот этап длится не долго. Его задача — дать время собрать информацию об изменениях перед тем, как переходить на другие этапы.

Однако некоторые люди склонны оставаться в состоянии отрицания в течение длительного времени, теряя связь с реальностью.

Иногда пациент отрицает наличие у него заболевания и отказывается принять соответствующее лечение. Этот этап можно сравнить со страусом, который прячет свою голову в песок.

Тем не менее, до какой-то степени отрицание — это нормально. Узнав диагноз о неизлечимом заболевании, больной часто использует отрицание как механизм психологической адаптации, чтобы приспособиться к шокирующим новостям — новым условиям / параметрам жизни в этом материальном мире.

«Почему я? Это несправедливо!» «Нет! Я не могу это принять!»

Когда происходит осознание того, что перемены реальны и уже ничего не изменить, отрицание часто переходит в злость. Люди склонны злиться и искать виноватых, обвиняя кого-то или что-то в том, что с ними происходит.

Что интересно, злость может быть направлена совершенно в разные стороны, цепляясь к разным несущественным мелочам. Во время этого этапа человек находится в раздражительном, расстроенном и вспыльчивом состоянии.

Три этапа победы над своей судьбой

 Скачать видео «Три этапа победы над своей судьбой»

( HD720 / 16:41 мин /  72,9 МБ )

Гнев — самый сложный этап принятия неизбежного. Как для того, кто проявляет гнев, так и для того, кто испытывает его на себе. В целом, зачастую гнев — это способ замаскировать страх. 

«Только дай мне дожить до того, как дети окончат школу.»; «Я всё сделаю, повремени пока! Ещё хотя бы несколько лет.»

Это попытка отложить неизбежное — характерное поведение людей, которые переживают болезненные изменения. Они начинают торговаться, лишь бы отдалить нежелательные перемены или найти выход из ситуации. На этом этапе человек даёт обещания или заключает какие-то соглашения, чтобы получить возможность ещё немного пожить по старым правилам, совершать действия в прежнему русле.

Большинство сделок, как правило, заключается с Богом, другими людьми, особенно с близкими: «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни». Торг часто связан с чувством вины. Человеку можно помочь, поощряя его проговаривать это чувство.

В рабочих ситуациях некоторые начинают усерднее работать и часто остаются сверхурочно, пытаясь избежать сокращения.

«Я так несчастен, разве меня может что-то беспокоить?»; «К чему попытки?»

Когда приходит осознание того, что торг не приносит результатов, а приближающиеся перемены становятся всё реальнее.

Когда уже ощущается дыхание всех потерь, которые повлекут за собой целую череду неизбежных горестных перемен в жизни, и всё, к чему ты так привык, придётся оставить…

Это положение дел вызывает у людей состояние подавленности, печали, страха, сожаления и др., в общем — депрессия: опускаются руки от безысходности и энергия жизни покидает тело.

Часто кажется, что это низшая точка в жизни, из которой нет никакого выхода. Поэтому внешне человек может демонстрировать безразличное отношение, замкнутость, отталкивание других и отсутствие волнения к чему-либо в жизни.

Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец.

Возможные признаки депрессии:

  • отсутствие веры или мотивации;
  • потеря аппетита;
  • повышенная слабость;
  • бессонница или чрезмерный сон.

Этап депрессии на работе (когда работники сталкиваются с переменами на работе) проявляется в том, что люди чувствуют себя демотивированными и крайне неуверенными в их будущем. На практике этот этап характеризуется частыми прогулами или простым отсутствием. Люди берут больничные листы.

«Все будет хорошо.»; «Я не могу победить это, но я могу хорошо подготовиться к этому.»

Это этап смирения и покорного принятия всех неизбежных изменений в жизни человека. Этап «принятие» приходит после осознания безсмысленности безрезультативной борьбы с пришедшими переменами. Его можно охарактеризовать следующей фразой: «Мне страшно, но нет выбора. Жизнь идёт дальше и я должен двигаться по рельсам своей судьбы. Надеюсь, дальше будет легче…». 

Этот этап принятия смерти прошлого образа жизни может превратиться в креативное состояние, поскольку заставляет людей изучать и искать новые возможности. У человека происходит переоценка ценностей, он начинает открывать новое в себе и знакомиться с новыми сферами жизни.

Приходится взращивать мужество, которое необходимо для принятия новых условий жизни, а так же надежду, которая даёт веру, что у изменений будет хороший конец, и что у всего происходящего есть свой глубокий особый смысл, который возможно будет понять только со временем.

Помните, люди часто колеблются между этапами  принятия неизбежного. Казалось бы, Вы прошли все этапы и уже завершили последний этап — «Принятие», но потом с кем-то в разговоре Вы слышите что-то такое, что отбрасывает Вас назад к этапу «Гнев». Не переживайте, это нормально!

Скачать «Жираф и этапы принятия неизбежного»

( MP4 360  / 1:42 мин / 4,4 МБ )

Некоторые люди считают, что выше перечисленные пять этапов принятия неизбежного сильно упрощает широкий спектр эмоций и переживаний, которые люди могут испытывать во время перемен.

Однако замечено, что использование этой модели Элизабет Кюблер-Росс даёт людям успокоение  —  облегчение от того, что они понимают, что с ними вообще происходит и в частности — на каком этапе принятия изменения они находятся, и где были до этого.

К тому же  осознание того факта, что эти реакции, чувства и переживания нормальны и не являются признаками слабости — наполняют человека силами и вдохновением принять произошедшее и начать двигаться дальше в своём развитии.

В целом, модель 5-ти этапов принятия неизбежного — очень полезный инструмент диагностики: позволяет понять и проанализировать эмоциональные реакции, смысл своих поступков, а так же поведения коллег, находящихся в подобных ситуациях. А это гарантия более легкого пути принятия неизбежных перемен в своей жизни и более быстрого выхода на новые горизонты своей жизни.

Важно осознать, что изменение — это неотъемлемая часть жизни и от них не убежать. Если изменение хорошо спланировано и сформулировано, это может принести очень хороший положительный результат, но даже, несмотря на планирование, перемены – это тяжелый процесс, включающий принятие и осознание.

Надежда  —  это важная нить, связующая все этапы. Именно надежда даёт веру в хорошее завершение всего происходящего: у всего есть свой особый смысл, который мы поймём со временем.

«Живите так, чтобы оглядываясь назад, Вы не сказали: «Господи, как же я так потратил свою жизнь?». Элизабет Кюблер-Росс

Kris.h.Nive

Vedic-Culture.in.ua

Источник: https://www.vedic-culture.in.ua/ru/science/psychology/modern-psychology/2747-stages-of-acceptance-of-inevitable

Отрицание, принятие, смирение — стадии процесса горевания

Принятие отвержение

Элизабет Кюблер-Росс была знаменитым швейцарским психиатром, одной из первых опубликовавшим работы на тему смерти, умирания, горевания и тяжелой утраты.

Ее стадии горевания, среди которых отрицание, принятие, смирение, изложены в книге «О смерти и умирании». В первоначальном варианте, было пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

Сейчас считается, что цикл горевания включает также первую стадию — шок, и последнюю — смирение.

:

Шок

Шок — это первая реакция на произошедшую утрату, будь она в форме смерти, развода или любой другой форме потери, которая влияет на функционирование человека.

Шок — это реакция, которая состоит из ощущения неверия в происходящее и после которой остается чувство временной обездвиженности. Это защитный механизм, который служит для защиты человека от перегрузки нервной системы.

Данная стадия может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от тяжести утраты.

Отрицание

Отрицание — защитный механизм, который проявляется у человека, чтобы отвергать то, что потеря действительно имела место, будь то утрата, связанная с тем, когда человек узнал о смерти любимого, или когда ему сообщили очень плохие новости, например, что у кого-то обнаружили серьезное заболевание.

И человек начинает вести себя так, как будто ничего не произошло, или отрицает, что то, что он услышал, является правдой. По сути дела, личность просто закрывает свой разум для произошедшего и продолжает на протяжении определенного периода времени жить так, как будто ничего не изменилось. Также свою роль могут сыграть родовые сценарии.

Приглашаем вас узнать о них более подробно на бесплатном вебинаре Константина Довлатова: http://l.integrationika.com/06_rodoviye_scenarii

Гнев

Гнев, как правило, возникает после стадии отрицания в процессе горевания, хотя он может вспыхнуть и в любой другой момент. Гнев может быть направлен внутрь или наружу: на других людей, конкретного человека или общество в целом.

На этой стадии эмоции, которые какое-то время могли сдерживаться внутри, начинают взрываться, и разочарование, связанное с малым или отсутствием контроля над обстоятельствами, может направляться на кого угодно, кто попадется под горячую руку.

Торг

Торг представляет собой одну из форм отчаяния, во время которой человек пытается заключать сделки, чтобы вернуть то, что он потерял. Он может торговаться с Богом или с самим собой, чтобы попытаться вновь обрести любимого человека. На этом этапе люди прилагают все усилия, чтобы ни в коем случае не отпускать то, что утратили, несмотря на то, что знают, что это уже не вернешь.

Депрессия

Когда человек принимает неизбежное и осознает, что его старания убежать от реальности не приносят никакого результата, как правило, наступает период депрессии.

Личность, наконец-то, понимает, что не может контролировать и предотвратить все происходящие события, и тогда человек может отвернуться от своих любимых, полагая, что никто не понимает, что у него на душе, или что никто не поможет ему почувствовать себя лучше. Он может часто плакать или выглядеть подавленным. Часто эти два аспекта чередуются.

Принятие

Принятие наступает, когда человек учится справляться с реальностью ситуации. Он уже прошел через некоторые или все из описанных выше стадий горевания и теперь дошел до одной из последних или последней фазы, в которой он предпринимает определенные действия, чтобы окончательно завершить все, связанное с тем, что произошло, или с тем, что еще должно случиться.

Смирение

Некоторые специалисты не выделяют смирение в отдельную стадию, а считают его синонимом принятия. Если же вы рассматриваем его как шестой этап горевания, то он подразумевает под собой духовный рост человека в результате полученного горького опыта.

Он окончательно перестает быть в душе маленьким ребенком, который подсознательно считает, что его мама и папа — боги и способны исправить любую ситуацию. У взрослого человека мама и папа могут трансформироваться в Бога, президента, начальника, супруга, друга и т.д.

Если личность правильно прошла через все стадии горевания, она переосмысливает свое отношение к жизни в целом, начинает смотреть на все более трезво, перестает бояться брать на себя ответственность там, где это возможно, и учится смирению, когда действительно ничего изменить нельзя. 

Что происходит, когда человек застревает на одной из стадий

Бывают крайние случаи. Возможно, вам тоже такие знакомы: например, когда человек раньше был жизнерадостным и общительным, а после определенного события в жизни так и остается агрессивным и недоброжелательным. Некоторые люди так и не выходят из депрессии.

Такие, в основном, обрекают себя на необходимость пожизненного приема медикаментов или даже пребывание в лечебнице для психически больных. Происходит это потому, что такие люди полностью игнорируют даже физиологические сигналы собственного организма.

Ведь если человек находится в состоянии депрессии слишком долго, в теле, как бы, накапливается переизбыток «стрессовых» веществ и состояний, он понимает, что если продолжать в том же духе, компенсаторных механизмов уже не будет хватать и начнутся серьезные сбои.

Поэтому начинается самопроизвольная выработка гормонов и нейромедиаторов, поднимающих настроение.

Но дело в том, что у некоторых людей настолько сильны теоретические убеждения в голове, что оказываются сильнее телесных реакций. Они говорят себе, что им нельзя радоваться, ведь произошло такое горе. А, мол, таблетки — это нормально, ведь это просто они на меня так действуют, а не я сам радуюсь.

Также человек может этого не осознавать, но, в действительности, стремиться получить вторичную выгоду. Например, если обычно в жизни он привык не чувствовать себя любимым, то может, бессознательно, воспользоваться ситуацией для привлечения к себе внимания, чтобы его жалели. Хотя, в действительности, любовь и жалость — очень далекие друг от друга понятия.

Практически каждый неизбежно проходит через стадию отрицания, но затем лучше всего прийти к принятию и смирению.

Источник: https://www.dowlatow.ru/lichnostnyy-rost/otricanie-prinyatie-smirenie-stadii-processa-gorevaniya/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий