Социальная роль: определение и примеры
Понятие социальной роли тесно связано с той функцией, которую человек выполняет в обществе, с его правами и обязанностями перед окружающими. Обществознание за всё время своего существования обогатилось несколькими определениями. Одни соотносят эту концепцию с общественным положением, что сближает со статусом. Другие предполагают, что это ожидаемое поведение.
Примеры ролей
Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор.
В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию.
И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.
Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.
Что входит в понятие социальная роль?
Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.
При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.
Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.
И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.
Теория социальных ролей
Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.
Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.
Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.
Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.
Виды социальных ролей
Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.
Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор).
Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья.
Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.
Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.
Понятие социальной роли в развитии
Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад.
И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.
Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.
Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.
К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.
Разновидности социальных статусов
Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.
Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.
Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.
Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.
Источник: https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsialnaya-rol.html
Социальные статусы и роли. Социальный статус человека
Человек как обладатель социально значимых черт называется личностью. В структуре личности выделяют социальные статусы, социальные роли и направленность.
Социальный статус – это положение человека в социальной иерархии, место в системе общественных отношений. Статус может быть личным, а может быть групповым.
- Прирожденный статус достается от рождения и не зависит от усилий человека: русский или немец, мужчина или женщина; в сословном обществе – дворянин, крестьянин, мещанин и т.п.
- Приобретенный статус достигается в процессе жизни, обычно за счет определенных усилий: студент, доктор наук, директор фирмы, член политической партии.
- Предписанный статус приобретается человеком независимо от желания, он может быть прирожденным или приобретенным. Например, наследник королевского престола – предписанный статус. Предписанный статус может меняться с течением жизни: ребенок, пенсионер, бабушка и т.п.
- Ситуативный статус возникает лишь в конкретных обстоятельствах: например, покупатель в магазине, пассажир в поезде, собеседник. Иногда считают, что это уже не статус, а отдельная социальная роль (см. ниже).
Статус может быть формальным (тренер футбольной команды, школьник) и неформальным (друг, негласный лидер команды).
Обычно выделяют главный статус человека, который характеризует его в собственных глазах и в глазах других людей. В современном мире это чаще всего профессиональный статус: программист, повар, футболист, банкир, домохозяйка etc.
Некоторые статусы могут конфликтовать друг с другом. Например, если в одной группе индивид занимает высокое положение, а в другой – низкое; либо если права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностями другого. В этом случае возникает конфликт статусов.
Что такое социальная роль личности
Социальная роль – это образец поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Роль – те действия, которые ожидаются от человека с определенным статусом. Иногда говорят, что социальная роль – это динамическая часть социального статуса.
Роли, как и статусы, бывают предписанными от рождения (аскриптивными) либо приобретенными, достигаемыми. Роли могут быть именно социальными (обезличенными, профессиональными: ученик, учитель, продавец), а могут быть межличностными (возлюбленный, отверженный).
Обычно у человека можно выделить доминирующую роль, наиболее типичную и привычную для окружающих.
Социальная роль – это некий шаблон прав и обязанностей. Например, школьный учитель обязан передавать знания ученикам и вправе требовать от них внимания и уважения. Однако разные люди играют эту – и любую другую – роль несколько по-разному. Не бывает двух одинаковых учителей.
Статусно-ролевой набор и ролевые конфликты
Обычно у человека целый ряд статусов и ролей – это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша – это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде. Это приводит к тому, что человек обязан постоянно менять модели поведения.
Статусно-ролевой набор. Пример
Руководитель отдела крупной компании – это социальный статус – на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным. Он должен давать задания, контролировать работу, поощрять за успехи.
Одновременно этот же человек выступает в роли подчиненного по отношению к директору. Он обязан выполнять указания босса, согласовывать с ним свои действия, отчитываться о работе отдела.
Вне офиса у этого же человека есть статусы отца и мужа, гражданина, актера любительского театра. Каждый из этих статусов предполагает свой набор ролей. Например, статус гражданина предполагает роли избирателя, налогоплательщика и проч.
Иногда из-за противоречивых требований к поведению человека возникают ролевые конфликты. Соответствовать всем ожиданиям невозможно, и чем-то приходится пожертвовать. По видам ролевые конфликты делятся на:
- Внутриролевые конфликты – противоречия между требованиями к одной и той же роли. Например, хороший родитель должен быть то любящим и мягким, то требовательным и строгим.
- Межролевые конфликты – противоречия между требованиями разных ролей одного человека. Например, роль хорошего работника требует подолгу трудиться, а это мешает исполнять обязанности хорошего родителя.
- Личностно-ролевые конфликты – противоречия между личными убеждениями и требованиями роли. Например, нежелание солдата исполнять приказ об убийстве, который противоречит его морали.
Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Утрата привычного социального статуса – тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше – вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.
Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.
В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.
Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.
В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.
Выберите верные суждения о социальном статусе
Задание 1. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
Ответ: 134
Задание 2. Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.
2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.
5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.
Ответ: 134
Задание 3. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека.
2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым.3) Социальный статус связан с определенным набором прав и обязанностей.4) Человек может одновременно обладать лишь одним социальным статусом.
5) Социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым.
Ответ: 235
Задание 4. Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить носитель определенного социального статуса.
2) Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.3) Все социальные роли человека определяются при его рождении.4) Освоение новой роли всегда является результатом вертикальной социальной мобильности.
5) Исполнение многих социальных ролей официально регламентировано.
Ответ: 125
Задание 5. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.1) Социальный статус всегда определяется способностями и заслугами человека.
2) Социальный статус отражает положение индивида в социальной группе.3) Личный социальный статус определяется самооценкой человека.4) Один человек может иметь несколько социальных статусов.
5) Социальный статус всегда связан с определенным набором прав и обязанностей.
Ответ: 245
Источник: https://www.anews.com/p/118812263-socialnye-statusy-i-roli-socialnyj-status-cheloveka/
Понятие социального статуса и социальной роли человека
Что думаете о словах «индивид» и «личность»? На первый взгляд, это синонимы, описывающие представителя человеческого рода. Действительно, они близки, но отнюдь не тождественны, и основное отличие — социализация: индивид является носителем определенных физических и психических черт, в то время как личность – комплекс социальных ролей, статуса, целей и позиций.
Понятие социального статуса необходимо для идентификации себя в обществе, а также создания социальных структур. От того, какие роли мы выбираем во взаимодействии с социумом, к какому количеству групп принадлежим, а также, какое место в них занимаем, зависит: насколько приспособлены к реалиям современной жизни.
Социальный статус и социальная роль: особенности, отличия, примеры
Понятие статуса изначально использовалось в юриспруденции: в Древнем Риме «status» — оценка правового положения гражданина.
К социальным структурам оно стало применимо с легкой руки американского антрополога Ральфа Линтона.
Он в своей главной работе «Изучение человека» (1936 год) пытался комплексно подойти к оценке личности и общества в целом, руководствуясь принципами психологии, социологии и антропологии.
Социальный статус – положение человека или группы людей в социальной системе, которая имеет специфические, присущие только ей, признаки. Линтон предложил свою концепцию статусов, которые могли быть либо врожденными/ предписанными независимо от его качеств (титул, раса), либо приобретенными (карьерный рост).
На сегодняшний день список разновидностей статуса стал намного шире.
К постоянным добавились: личные, профессиональные, экономические, политические, религиозные, территориальные и родственные статусы, а также формальные (официальная должность — президент) и неформальные (например, общение в компании друзей). Кроме того, существуют и десятки эпизодических положений человека, которые носят кратковременный характер (читатель, пациент, пешеход и прочее).
Также при определении социального положения могут учитываться:
- уровень образования;
- образ жизни;
- этническое происхождение;
- отношения внутри группы.
Каждый социальный статус имеет свой уровень престижа, и хотя иерархия документально не регистрируется, этот критерий в разных обществах четко прослеживается, трансформируясь в общественное мнение.
Например, быть банкиром престижнее, чем рабочим. Основная составляющая социального статуса и его престижности – финансовое благосостояние.
Это негативно сказывается на развитии общества и способствует усугублению социально-экономического неравенства.
Иерархия (престижность) статусов – ранг, который может быть высоким, средним и низким. Однако, стоит отметить, что человек, как личность, одновременно является участником нескольких групп, и наличие высокого социального ранга в одной из них не гарантирует такое же положение в других.
Например, успешный программист может занимать высокую позицию в профессиональном статусе, но при этом находиться на самом низком уровне в своей семье или спортивной команде. Такая ситуация – пример несовпадения социальных статусов.
Это накладывает отпечаток на поведение человека в разных средах, и заставляет «играть» разные социальные роли.
Понятие социальная роль и ее виды
Социальная роль – то поведение, которое ожидают от личности, с определенным положением в обществе: претендуя на определенный статус, человек негласно соглашается с нормами.
Кстати, мужчина и женщина – это тоже вид социальных ролей, каждому из которых присущ свой сценарий поведения, а отклонения могут стать поводом для принятия различных мер: от общественного осуждения до исключения из отдельных групп.
Что касается социального статуса детей, то он, как правило, зависит от родителей и положения семьи в обществе.
Социальный статус семьи определяется совокупно по нескольким пунктам.
Основные виды:
- по социально-экономическому критерию (обеспеченные/малообеспеченные). Главными показателями являются финансовое благосостояние и имущественная обеспеченность.
- по социально-психологическому уровню. Отношения внутри семьи и психологические настроения.
- социально-культурная (уровень образования и образованности старших членов семьи).
- ситуационно-ролевой статус (насколько активно родители вовлекаются в решение проблем ребенка) может быть низким или высоким.
Одним из важных факторов составления социального статуса семьи является оценка ее состава: полная/неполная, количество поколений.
Социализация, как способ улучшения социального статуса
Считается, что социализация – это естественный эволюционный процесс развития общества, оказывающий сильное влияние на становление личности. Взрослея и развиваясь, человек формируется, принимая оценочные критерии и социальные нормы общества.
Это дает возможность поддерживать определенный механизм развития, а для индивидуума — легко становится частью отдельных групп на разных этапах жизни: чем больше число социальных ролей, которые успешно выполняет человек, тем он более развит и активен.
Хотя социальные статусы влияют на нашу жизнь только косвенно — мы живем в открытом обществе, где социальный статус можно легко изменить, а не идти по кровно-родственной колее (рабочий, крестьянин, раб), стереотипы и шаблонное мышление по-прежнему остаются. Они оказывают негативное влияние на отдельных личностей и целые группы людей. Статус, принадлежность к политической или религиозной группе накладывает отпечаток на общение и развитие гармоничных отношений.
Социологи убеждены, что без статусов и ролей в обществе наступит хаос, а как вы считаете: это необходимая мера или сдерживающий фактор?
Источник: https://mentamore.com/socium/ponyatie-socialnogo-statusa.html
Характеристики социальных ролей
Социальная роль в самом распространённом понимании представляет собой поведение людей, занимающих в обществе определённое положение. По сути, это комплекс требований, которые ставит перед человеком общество, и действий, которые он должен выполнять. И социальных ролей даже у одного человека может быть довольно много.
В дополнение к этому, каждый человек может обладать и большим количеством статусов, а окружающие люди, в свою очередь, имеют полное право ожидать от других надлежащего выполнения своих социальных ролей.
Если смотреть с этой точки зрения, социальная роль и статус являются двумя сторонами одной «монеты»: если статус составляет совокупность особых прав, обязанностей и привилегий, то роль – это действия в рамках данной совокупности.
Социальная роль включает в себя:
- Ролевое ожидание
- Исполнение роли
Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д.
Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством обучения ролям, и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек.
То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого.
Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.
Базовые характеристики социальных ролей
Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс. Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:
- Масштаб роли
- Способ получения роли
- Степень формализации роли
- Вид мотивации роли
Коснёмся этих характеристик немного подробнее.
Масштаб роли
Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли. Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к.
между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия.
С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.
Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются.
В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.
), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.
Способ получения роли
Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли. Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью.
А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.
Степень формализации роли
Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена спецификой межличностного взаимодействия, когда один человек взаимодействует с остальными.
Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.
Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах. Это и есть показатель формализации социальных ролей.
Вид мотивации роли
То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей. Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами.
Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.
Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения
Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли.
Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание.
И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).
Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией.
Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль.
Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.
Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.
ВОПРОС К ВАМ: А вы можете сказать, что в точности знаете и понимаете свои социальные роли? А хотелось бы вам найти способ развить в себе ещё больше преимуществ и избавиться от недостатков? С большой долей вероятности можно сказать, что множество людей даст отрицательный ответ на первый вопрос и положительный – на второй. Если и вы узнали здесь себя, то предлагаем вам заняться максимальным самопознанием – пройти наш специализированный курс по самопознанию, который позволит вам узнать себя как можно лучше и, вполне вероятно, расскажет вам о самом себе то, о чём вы даже представления не имели. Курс вы найдёте по этой ссылке.
Желаем вам успешного самопознания!
Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9/
4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. |
- Понятие социальной роли.
- Виды социальных ролей.
- Особенности социальных ролей.
- Ролевой набор.
- Структура социальной роли.
- Подростковый возраст и его особенности.
- Примерный ролевой набор подростка.
- Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
- Кризис подросткового возраста и его стадии.
- Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
- Дополнительная информация.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Виды ролей.
- Основныероли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
- Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
- Стандартизированы
- Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
- основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
- ситуационные — пассажира, покупателя….
Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.
Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.
Социальная структура социальной роли.
- Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
- Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Особенностиподросткового возраста.
- Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
- Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
- Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
- Усиление интереса к противоположному полу.
- Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
- Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
- Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.
Примерный ролевой набор подростка:
- роль мальчика или девочки
- роль сына или дочери
- роль брата или сестры
- роль друга или подруги
- роль ученика или ученицы
- роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
- Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
- Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).
Кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.
Позитивная.
- Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
- Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.
Негативная.
- Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
- Разрушение прежних интересов подростка.
- Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).
Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.
Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
- Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
- Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.
Характеристика социальных ролей.
Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:
- по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
- по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
- по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
- по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
Видысоциальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
- член семьи
- член коллектива
- специалист и др.
Негативные роли:
- бродяга
- попрошайка
- наркоман
- алкоголик и др.
Значение социальных ролей для человека
Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-36/
Социальные роли и статусы
Социальный статус
Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
ИЛИ
Социальный статус — это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение.
Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять.
Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус.
ИЛИ
Социальная роль — это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.
Ролевой набор (ролевая система)
Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли.
Примеры основных социальных ролей:
1) труженик;
2) собственник;
3) потребитель;
4) гражданин;
5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные роли принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).
Ролевое поведение
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
2) характер принятой в группе роли и особенности социального контроля,призванного следить за выполнением ролевого поведения;
3) личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
4) структура группы, её сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определённые трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей → в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними противоречий и конфликтных отношений.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Виды ролевых конфликтов:
Наименование вида | Его сущность |
Внутриролевой | Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним). |
Межролевой | Конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей). |
Личностно-ролевой | Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности). |
“,”author”:”ÐвÑоÑ: Семкова ÐаÑалÑÑ”,”date_published”:”2020-04-09T04:18:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://1.bp.blogspot.com/-F69NXY-i7ts/V1K5Dl0pEdI/AAAAAAAAGIQ/K_rl17-hKyA0dhAIund3W12qCOjElp0yQCLcB/w1200-h630-p-k-no-nu/confused-graduate-character1.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://oge9ob.blogspot.com/2016/06/blog-post_51.html”,”domain”:”oge9ob.blogspot.com”,”excerpt”:”СоÑиалÑнÑй ÑÑаÑÑÑ Ð¡Ð¾ÑиалÑнÑй ÑÑаÑÑÑ (Ð¾Ñ Ð»Ð°Ñ. status â положение, ÑоÑÑоÑние) лиÑноÑÂÑи â ÑÑо положение Ñеловека в обÑеÑÑве, коÑоÑое …”,”word_count”:924,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}
Источник: http://oge9ob.blogspot.com/2016/06/blog-post_51.html