Причина немоты

Немые люди: причины безмолвия. Язык немых

Причина немоты

Глухонемые – не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.

Глухота и сопутствующие ей факторы

С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, почему люди рождаются немыми. Если формулировать точно, все дети немы – разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь – вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух.

И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной.

Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить – есть специальные методики.

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка – достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит – такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной – например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

Язык немых – совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае жестовая речь бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.

Первый язык жестов возник еще в 18 веке: Германия и Франция открыли сурдопедагогические центры. Базой невербальной речи стали естественные жесты, самопроизвольно возникшие в местечковых сообществах глухих.

В России первый центр был создан в 1806 году, в городе Павловске. В нем использовался опыт французских сурдопедагогов; московская школа, открытая на полвека позже, ориентировалась на наработки немцев. В результате современная российская сурдопедагогика представляет собой симбиоз этих двух школ.

Язык немых индивидуален для большинства языков и требует перевода почти так же, как и вербальная речь. Попытки создать общеземную версию провалились – точно так же, как не прижился и эсперанто.

Дактильная азбука

С пальцевого обозначения букв начиналось развитие жестового языка. Первые разработки в этом плане относятся к 16 веку. Сейчас дактиль к языку не относят. Он используется как жестовый алфавит, для транскрипции незнакомых слов, имен собственных, предлогов, междометий и прочего.

Немота – не приговор

И даже более тяжелые травмы и состояния не могут стать препятствием для полноценного и насыщенного существования. Примером подобной жизненной активности может служить англичанин Стивен Хоукинг, известный астрофизик и физик‑теоретик.

В расцвете творческих и физических сил у ученого начала проявляться специфическая разновидность склероза, вызвавшая паралич. А после трахеостомии, ставшей необходимой из-за тяжелого воспаления легких, он к тому же стал немым. Подвижными остаются исключительно пальцы на правой руке.

Ими он и управляет специально разработанными креслом и ноутбуком, который стал его голосом. В конце концов, он оказался парализован полностью, и управляет оборудованием движением мимической мышцы – единственной, сохранившей подвижность.

Такие ограничения не повергли физика в депрессию: он профессорствует в Кембридже (на должности, некогда занимаемой Ньютоном), в 2007 полетал в невесомости на особом самолете, а в 2016 стал соавтором проекта по отправке исследовательских аппаратов к звезде Альфа Центавра.

Источник: https://FB.ru/article/254410/nemyie-lyudi-prichinyi-bezmolviya-yazyik-nemyih

Немые люди: возможные причины безмолвия. Язык немых

Причина немоты

Глухонемые – не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка – достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит – такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной – например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

Средство общения для неговорящих

Язык немых – совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае жестовая речь бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.

Первый язык жестов возник еще в 18 веке: Германия и Франция открыли сурдопедагогические центры. Базой невербальной речи стали естественные жесты, самопроизвольно возникшие в местечковых сообществах глухих.

В России первый центр был создан в 1806 году, в городе Павловске. В нем использовался опыт французских сурдопедагогов; московская школа, открытая на полвека позже, ориентировалась на наработки немцев. В результате современная российская сурдопедагогика представляет собой симбиоз этих двух школ.

Язык немых индивидуален для большинства языков и требует перевода почти так же, как и вербальная речь. Попытки создать общеземную версию провалились – точно так же, как не прижился и эсперанто.

Мутизм – не могу разговаривать, или не хочу?

Причина немоты

Мутизм представляет собой отсутствие вербальной речи у пациента при формальной сохранности способности говорить.

Состояние коренным образом отличается от афазии, при которой речевые функции утрачиваются в той или иной части в результате деструкции соответствующей области головного мозга.

Мутизм — не самостоятельное заболевание, а синдром (группа типичных симптомов) в рамках психиатрических или невропатологических проблем.

Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Дети также склонны к формированию аномального состояния под воздействием психотравмирующих факторов разной интенсивности. У взрослых диагностика проходит быстрее и эффективнее, поскольку при мутизме сохраняется способность к письму. У детей же она могла еще не сформироваться, потому определить, что к чему, гораздо труднее.

Возможны разные глубины нарушения речи и высшей нервной деятельности. В классических случаях — это отсутствие вербальной реакции на речь: нет ни ответной, ни спонтанной речи. Больной пишет, может изъясняться жестами.

В тяжелых случаях нет вообще никакой реакции, что говорит, вероятнее всего, о тяжелом психопатологическом диагнозе.

В любом случае, обследовать человека с таким синдромом нужно в стационаре, чтобы наблюдать за ним постоянно.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему.

Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм.

Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда.

Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента.

Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

  • ВИЧ-энцефалопатия — поражение головного мозга вирусом СПИДа (характеризуется выраженными симптомами деменции, деструкций личности, полной утратой когнитивных функций, мутизм возникает одним из первых);
  • опухоли головного мозга (злокачественные или доброкачественные);
  • травмы головного мозга.

Некоторые практики и ученые относят к названной категории симптом поражения ых связок, речевого аппарата, церебральных структур. Но большая часть специалистов против столь необоснованного расширения перечня случаев, когда можно говорить о расстройстве. Здесь имеют место чисто органические причины невозможности говорить, а не психологические.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

https://www.youtube.com/watch?v=_SWSc5T1jFk

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну.

При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога.

Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны.

Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться.

Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве. В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент. Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера.

Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика.

Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный.

В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности.

Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Диагностика

Обследование проводится под контролем психиатра и невролога, в тандеме. Примерный перечень методик:

  1. Устный опрос. Нужно оценить способность адекватно реагировать на обращенную речь, понимание всех конструкций, лексических и грамматических особенностей, выразительности, экспрессивности. Это даст старт диагностике.
  2. Помимо, важно выявить сохранность письменной речи, способности изъясняться жестами или с помощью условных сигналов, о которых врач договаривается с пациентом.
  3. Электроэнцефалография. Исследование, направленное на выявление электрической активности головного мозга. Аномальные очаги учитываются в дальнейшей диагностике.
  4. МРТ церебральных структур с контрастным усилением. Золотой стандарт в деле диагностики структурных изменений в головном мозге любой степени тяжести. Контрастное усиление гадолинием позволяет обнаружить опухоли, области демиелинизации (рассеянный склероз).

Также проводится полное психопатологическое исследование, насколько это возможно в условиях ограниченного вербального контакта с пациентом. В большинстве случаев существенных проблем нет. Если же пациент не идет на контакт, при этом органических патологий не выявлено, выбирают выжидательную тактику, применяют мягкие методы психологического воздействия.

Таким образом, диагностика предполагает установление следующих моментов:

  • какие признаки мутизма есть, какие прочие симптомы присутствуют;
  • психиатрический статус человека;
  • состояние головного мозга, по необходимости оценивают и органы речи.

В системе этого достаточно. Вникнуть нужно и в социальную обстановку, особенности личности. В рамках сбора анамнеза. Не лишним будет, если пациента на приеме специалиста будет сопровождать кто-либо из близких, чтобы ответить на вопросы и дать больше информации.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой.

Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке.

Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Мутизм без органических отклонений полностью обратим. Проблема устраняется быстрее при помощи врача. Неблагоприятный на фоне течения психических расстройств аутистического и шизофренического спектров. Диссоциативные и истерические расстройства протекают не столь агрессивно. Можно рассчитывать на положительный прогноз.

Что касается органического поражения церебральных структур — перспективы туманны. Зависит от «свежести» поражения, возможности коррекции и обширности поражения.

Профилактики как таковой нет. Необходимо избегать стрессов, повышать устойчивость к психопатогенным факторам, вести здоровый образ жизни.

Источник: https://ponervam.ru/mutizm.html

Психогенная немота. Куда пропадает речь

Причина немоты

                                                                                    Все слышали выражение – «Лишился дара речи». Действительно бывает так, что у человека пропадает речь. Это еще одно «экзотическое»,  достаточно редкое состояние, с которым пришлось за практику столкнуться не более чем пару-тройку  десятков раз.

  Выглядит это примерно так: Человек, который ни когда не имел проблем с речью, вдруг внезапно немеет. Приходит такая пациентка (и здесь это чаще всего женщина)  в сопровождении близких, которые рассказывают, что несколько дней назад на фоне психотравмы, она потеряла вдруг способность говорить. Пытается, губами шевелить как-то, а сказать ни чего не может.

Называется это психогенный мутизм.

Когда родной человек не может неделями произнести ни слова, становится страшно и ему самому и его родным. Особенно страшно становится родителям, когда замолкает их ребенок. Детский мутизм  обычно начинается  в период младшего детства. Когда в жизни ребенка наступают трудные времена.

Приходит период социализации, резко нарастает интенсивность и разнообразие общения.  Увеличивается количество факторов, воздействующих на его психику, а вариантов поведения, способствующих адаптации к ним, не хватает. Наступает время патологического реагирования.

В этот период жизни ребенка стартуют самые разные невротические реакции, с которыми, если их вовремя не убрать, ребенок идет в дальнейшую жизнь. Рассмотрим, как это бывает.

Пример 1: Мальчик 4 лет. Привели на прием, естественно, родители. Замолчал неделю назад, после того, как впервые пошел в детский садик.

  Первые дни успокаивали, пытались отвлечь, думали, что отойдет после стресса и заговорит, но когда прошла неделя, а ребенок не произнес ни слова, забили тревогу. Прошли обследования у детского невролога – патологии центральной нервной системы выявлено не было.

Был выставлен диагноз – психогенный мутизм. Ребенок был направлен на лечение к психотерапевту. На приеме выяснилось, что мальчик с детства рос очень чувствительным и ранимым. В детский сад пошел поздно в 4, 5 года.

Во время игр со сверстниками обычно не занимал лидирующих ролей, часто был скромен и застенчив. На приеме в речевой контакт не вступал абсолютно. Потребовались достаточно долгие усилия и врача и родителей, чтобы речь восстановилась.

Состояние действительно странное. С одной стороны, родители прекрасно понимают, что их ребенок здоров, но, в то же время, им страшно,  ведь дни идут за днями, а ребенок не произносит ни слова. В связи с редкостью данного заболевания,, разобраться в нем не всегда могут даже специалисты. Ошибки в отношении этого состояния бывают двух видов.

Гипердиагностика, когда замолчавшему ребенку ставят очень серьезные диагнозы, при которых также может быть потеря речи (детская шизофрения, аутизм, умственная отсталость и др.) и, соответственно, назначают неадекватное ситуации лечение.

Недооценкасерьезности детского мутизма. Относиться к нему по типу — «само пройдет» — категорически нельзя.

Это не блажь ребенка, не его каприз – это заболевание, которое без адекватного и своевременного лечения, даже в случае самостоятельного возврата способности говорить, приведет к формированию патологического поведенческого рефлекса, который обязательно проявиться в более зрелом возрасте и основательно испортит жизнь уже ставшему  взрослым человеку.

Пример 2: На прием в сопровождении «переводчиков» пришла тридцатипятилетняя женщина. Замолчала три недели назад, после трагической гибели сестры-близнеца. Соответственно, выпали все социальные функции,: работать стало невозможно, ушла на больничный.

При попытках контакта с больной складывается впечатление, что она и не пытается начать говорить. Речевой рефлекс начисто отсутствует. Родственники рассказали: — Как узнала о смерти сестренки, как будто остановилась. Мы ее толкаем, кричим, а она молчит. И на похоронах молчала. И дома молчит.

С детьми и мужем слова не произносит. Это описание классического случая истерического реактивного мутизма. Мутизм .- это полное молчание. При этом слух, речевой аппарат в полном порядке. Человек все прекрасно слышит и понимает, но ответить и сказать, что-либо не может.

Такое ощущение, что речевая функция просто отсутствует. Молчит и все. Психокоррекция такого состояния у взрослого человека  с помощью определенных психотерапевтических техник происходит за один правильно проведенный сеанс.

  Правда потом, после возвращения способности говорить,  требуется наблюдение и работа по коррекции отношения к перенесенной психотравме.   Это обычно занимает много больше времени.

Описываемое мной состояние, в статусе диагноза, внесено в Международный классификатор заболеваний МКБ-10, как «поведенческие и эмоциональные расстройства». 

Причины

Это состояние, также одна из форм проявления истерии, как истерическая слепота, например (см, статью Истерическая слепота на Nerovnyh.net), при которой точно так же подкорковые функции мозга превалируют над корковыми, из-за  развившейся от сресса их слабости.

 Описываемое состояние возникает на фоне  психических травм. Практически всегда у женщин. Других нарушений в работе организма нет. Суть происходящего при данном нарушении психического процесса — торможение речевых центров коры головного мозга, в ответ на стрессовое воздействие.

Участки головного мозга, отвечающие за речь резко затормаживают свою работу и отказываются работать оставаясь при этом в полной морфологической сохранности. Да простят меня специалисты, сравню этот процесс торможения со срабатыванием предохранителей в электрической цепи при скачке напряжения.

Например, утюг замкнуло, а предохранитель, сработав, выключил стиральную машинку и холодильник, которые вроде к утюгу отношения не имеют, но подключены к общей с ним сети..

Детский мутизм причины:

— особенности личности ребенка (сенситивность, истеричность  и т.д.)

— стрессирующие факторы

— патология внутрисемейной  ситуации и воспитания ребенка

Мутизм у взрослых причины:

— острая психотравма

— хронический стресс

Формы расстройства

Чаще всего встречается именно психогенный мутизм, спровоцированный психической травмой, как  в приведенных примерах.  От того, какова сила воздействия психотравмы  и ее восприятие конкретной личностью, зависит тяжесть и форма протекания расстройства.

— Истерическая: практически всегда у женщин, как в Примере 2; от нескольких секунд до нескольких месяцев; наступает от сильного психического потрясения. Может пройти самостоятельно, но, чем дольше длиться, тем вероятность самоизлечения ниже, поэтому начинать лечение лучше сразу с момента возникновения.

— Логофобическая: у школьников и студентов; воспринимается носителем состояния, как «боязнь говорить», звуки собственной речи вызывают страх.

При несвоевременном лечении и коррекции подобный невроз разрушает социальную адаптацию носителя состояния и вполне способен разрушить его жизнь, так как сам, без лечения никуда не денется, а закрепится, как форма поведения, и будет ходить рядом со страдальцем всю его жизнь.

Патохарактерологическая: в детском возрасте, как в Примере 1, обычно при увеличении социальной нагрузки (смена  детского коллектива, поход в садик или начало обучения в школе).

Коррекция этого состояния категорически необходима, так как присутствие этого явления в жизни ребенка в этот ранний период его жизни, обеспечивает патологическое формирование характера и манифестацию социальных неврозов, а также фобий, навязчивостей в подростковый период.

Общие симптомы мутизма

— немота, отказ от речи

— молчание более месяца

— анатомическая и физиологическая целостность речевого аппарата

— выпадение способности говорить при волнении

— ситуационное исчезновение речи

— отсутствие других психических нарушений и при этом и полная интеллектуальная сохранность

Лечение

Зависит от формы заболевания, возраста и особенностей личности больного. Основное лечение – психотерапия, варианты которой подбираются врачом, исходя из индивидуальных особенностей каждого пациента и случая.

Заключение

Я рассказал в этой статье об еще одном достаточно редком и экзотическом состоянии. Статья продолжает цикл о необычных нарушениях психики.  См.  рубрику «Психотерапевтическая практика» на Nerovnyh.net.  Я надеюсь, что она окажется и интересной и полезной читателям. Буду эту рубрику продолжать.

Спасибо!

Источник: https://nerovnyh.net/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%B5/

Мутизм: когда молчание — болезнь

Причина немоты

Мутизм: речевое расстройство или болезнь?Причины развития мутизмаВиды мутизма и его основные симптомыМетоды лечения мутизма у детей и взрослыхЕсли ребенок не поддерживает общения с окружающим миром…

«Потерять дар речи» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название данному явлению — мутизм.

Это состояние, когда функциональность речевого аппарата и восприятие речи у человека сохраняются, но по каким-либо психологическим или физиологическим причинам он перестает разговаривать.

MedAboutMe предлагает разобраться, когда молчание является болезнью и что нужно делать, чтобы вернуть себе способность к разговору.

Мутизм: речевое расстройство или болезнь?

«Онемел от ужаса», «От страха все слова из головы вылетели», «От робости язык проглотил» — все эти идиомы, как нельзя лучше описывают основной принцип развития мутизма.

Это тяжелое расстройство инициации речи получило свое название от латинского слова «mutus» — молчание.

Мутизм является болезнью, а точнее патологическим состоянием, при котором человек молчит, но функции речевого аппарата и слуха, а также способность понимать речь окружающих сохраняется.

Неврология рассматривает мутизм, как невротическое нарушение речи, психология — как утрату способности формирования социальных контактов, а психиатрия относится к данному состоянию, как к одной из основных составляющих различных психических отклонений, например, шизофрении, истерии или психозов.

Сегодня мутизм принято трактовать, как поведенческое и эмоциональное расстройство, свойственное чаще всего детям в возрасте от 3 до 9 лет.

Но и взрослые могут оказаться в группе риска и пополнить ряды мутистов (именно так называют пациентов с данным диагнозом). Гораздо чаще это женщины.

Однако и чрезмерно чувствительные, эмоциональные и ранимые мужчины могут при определенных обстоятельствах, как говорится, потерять дар речи.

Причины развития мутизма

Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:

имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма у детей, депрессии, задержки развития и др. ; индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости и т. д.

; стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений; наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»; неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.

Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга.

Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:

черепно-мозговые травмы; стрессы и сильные потрясения; выход из комы; нарушенное кровообращение головного мозга; некоторые психические расстройства; соматические заболевания.

В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.

Виды мутизма и его основные симптомы

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, мутизму присвоен свой идентификатор — F94.0. В частности, речь идет об элективном мутизме, которым в основном страдают дети. По статистике, такой диагноз ставят приблизительно 1 из 150 детей.

Интересно, что чаще всего развитию мутизма подвержены девочки. Элективный мутизм также называется избирательным.

При таком состоянии ребенок может быть активным и болтливым в привычной для него среде, то есть в семье, но полностью замолкать в детском саду и школе, или же терять дар речи в присутствии определенных людей.

Нередко такое поведение ребенка взрослые воспринимают, как социальный протест, и пытаются решить проблему с помощью радикальных воспитательных методов. Но это в корне не правильно, ведь своевременное определение и лечение мутизма позволит избежать проблем с психологическим состоянием ребенка по мере его взросления.

Наиболее распространенным среди детей и взрослых принято считать психогенный мутизм — состояние, при котором человек утрачивает способность разговаривать после сильной психической травмы. Выделяют несколько форм психогенного мутизма:

Истерический мутизм наступает после испытанного человеком сильного шока. Продолжительность такого состояния может быть разной, и составлять от пары-тройки секунд до нескольких недель, а то и месяцев. Логофобическая форма, как видно из ее названия — это молчание, вызванное страхом услышать собственный голос. Чаще всего такое состояние развивается у детей школьного возраста.

Существует и другая классификация мутизма, выделяющая следующие виды данного речевого расстройства:

Селективный (он же элективный или избирательный) — мутизм, при котором человек не может говорить при определенных обстоятельствах или в общении с конкретными людьми. В исследованиях описывается случай, когда девочка, проживающая постоянно только со своей матерью, замолкала, когда в доме появлялся отчим. При его отсутствии ребенок был активным и разговорчивым.

Когда первый отчим разошелся с ее матерью, состояние девочки сразу же нормализовалось. Но все повторилось, когда в доме опять появился мужчина. Акинетический мутизм представляет собой комплекс речевых и двигательных нарушений. Апалический синдром — это полное отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители, что по своей картине напоминает состояние комы.

Среди основных симптомов мутизма, указывающих на необходимость срочно обратиться к врачу, можно отметить:

полное отсутствие речевого общения, длящееся более месяца; сохранение способности слышать и понимать речь окружающих; отсутствие патологий речевого аппарата и сохранение интеллектуальных способностей; невозможность говорить в определенных ситуациях, при волнении или других эмоциональных колебаниях; общение человека письменной речью, жестами, мимикой и др.

Таким образом, единственным явным признаком возможного развития мутизма является отсутствие разговорной речи. Также в зависимости от вида расстройства возможны некоторые двигательные нарушения.

Методы лечения мутизма у детей и взрослых

Лечение мутизма должно представлять собой комплекс мероприятий. С учетом вида диагностированного расстройства это могут быть психотерапевтические и медикаментозные методы.

Также лечение может выполняться, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Но стоит отметить, что универсальной терапии при мутизме не существует.

Из лекарств могут применять ноотропы, нейролептики, антидепрессанты, антипсихотические и другие виды препаратов. К общей психологической поддержке относят:

коррекцию тревожного состояния пациента; работу над преодолением стрессов и страхов; социальную адаптацию больного и др.

Что именно пациенту нужно прорабатывать с психологом, определяется в индивидуальном порядке.

При комплексном лечении пациенту могут назначаться дополнительные терапевтические процедуры, например массаж, дыхательная и лечебная гимнастика, фото— и арттерапия и т. д. Если причины развития мутизма физиологические, то есть опухоли головного мозга, гематомы и прочие последствия травм, пациенту потребуется и хирургическое лечение.

Если ребенок не поддерживает общения с окружающим миром…

Как известно, общение для ребенка — основной способ познавать окружающий мир.

Причины возникновения избирательного мутизма до сих пор не ясны, но к ним может относиться повышенное беспокойство малыша, его ранимость и чувствительность, гиперопека со стороны одного из родственников и многие другие факторы, присутствующие в основном в семье.

Совершенно ошибочно окружающие могут «приписывать» ребенку-мутисту диагноз аутизм. Но это два совершенно разных заболевания, как по природе, так и по своим клиническим проявлениям.

Лечение элективного мутизма у детей должно быть комплексным. Над ним должны работать и в семье, и в школе, и в больнице.

В противном случае избирательный мутизм, оставшийся без внимания родителей, может стать причиной изоляции, низкой самооценки и развития социальных тревожных расстройств.

Чтобы избежать печальных последствий, нужно с особым вниманием относиться к состоянию своего ребенка и при малейших тревожных его изменениях обращаться к специалистам.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/39753037-mutizm-kogda-molchanie-bolezn/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий