Понятие стрессоустойчивости в психологии

Стрессоустойчивость: что такое, психологические механизмы, ресурсы

Понятие стрессоустойчивости в психологии

С недавних пор в нашем социуме появился новый критерий оценки работников, такой как стрессоустойчивость личности. Наниматели стали придавать огромное значения этому критерию. Без определения проблем стресса невозможно обозначить суть понятия. Уровень стрессоустойчивости определяет факторы стресса.

Стрессоустойчивость важна для современного человека

Стресс как фактор риска

Причина психосоматических заболеваний — стресс. Все население, вне зависимости от гендерных различий, возраста, специальности попадают в группу риска. Длительное пребывание в таком состоянии грозит этими неприятными последствиями стрессов, многими серьезным заболеваниям, начиная от сердечных и заканчивая работой пищеварительного тракта, а также приводит к снижению самооценки.

Множество ситуаций, ежедневно происходящих с нами, организм расценивает как потенциально опасные. Личная реакция и фактор, пагубно влияющий на наш организм (который не всегда бывает адекватен ситуации), запускают механизмы, которые провоцируют возникновение симптомов стресса.

На состояние фрустрации у всех людей организм реагирует одинаково. Это обусловлено тем, что механизмом, «запускающим» стресс, является выброс адреналина и норадреналина, входящих в состав гормонального фона и дающих так называемый адреналиновый эффект. Разграничим стресс на три стадии.

Стадия тревогиСтадия сопротивления (резистентности)Стадия истощения
Эта стадия направлена на подготовку к защите или бегству. На процесс ее создания влияют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе нарушается сопротивляемость организма болезням. Идет нарушение аппетита, усвоения пищи и функций её выведения. Если реакция проходит быстро и решается естественным путем (бегство, драка), эти нарушения проходят незаметно для организма. Если состояние тревоги занимает длительное время без возможности выхода адреналина, или же стресс слишком сильный – резервы организма быстро истощаются. Слишком сильные стрессы (травмы, ожоги) могут привести к летальному исходу.Бывает, что организм позволяет нам быстро адаптироваться к стрессовой ситуации. Находясь в этой стадии стресса, человек продолжает функционировать на нормальном уровне. Все ресурсы организма мобилизуются, а физиологические и психологические процессы не нарушаются. Тревога и возбудимость находятся на минимальном уровне или вовсе исчезают. Но не следует забывать, что наши возможности к адаптации не безграничны, и при длительной суггестивности последует третья стадия стресса.Эта стадия – крик о помощи. Все резервы организма уже истощены до предела и мобилизация невозможна. При продолжительном действии внешних раздражителей наступает декомпенсация, при самом негативном раскладе возможна смерть. При хорошем исходе – нервный срыв, глубокая депрессия. Динамика стресса на этой стадии уже необратима. Без посторонней помощи и длительного курса лечения на этой стадии уже не обойтись.



Мальчик-Девочка

Каждому человеку присущи разные черты характера. Некоторые из них – универсальные, а некоторые традиционно присваиваются сугубо мужской либо женской психологии.

Отдельные отличительные черты стрессоустойчивого поведения имеют эволюционно-генетические или чисто физиологические предпосылки.

Нельзя упускать из виду специфические формы проявления стресса, такие как поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические. Также нельзя проявить равнодушие к гендерным особенностям проявления стресса.

Учеными доказано, что в стрессовых ситуациях срабатывают гендерные различия, поэтому мужчины и женщины ведут себя по-разному. Если мужчина будет руководствоваться принципом «бей или беги», то женщина — «позаботься-подружись».

Объяснением этому служит тот факт, что у мужчин в опасных ситуациях вырабатываются гормоны норадреналин и кортизол (помогает организму собраться), а у дам – эндорфины и окситоцин, которые снижают болевой порог и делают человека открытым и дружелюбным.

Еще одно предположение на тему гендерных различий связали с геном SRY (присущим только мужчинам, отвечающим за развитие эмбриона мужского пола). От этого гена у человека зависит выброс в организм норадреналина. Он способствует повышению кровяного давления и активации двигательной функции. Из-за отсутствия этого гена у женщин, они отдают преимущество словесным методам.

Не стоит забывать, что есть еще андрогены – люди, отличающиеся присутствием как женских, так и мужских черт характера. У этих людей самая высокая стрессоустойчивость.

Чтобы максимально разобраться в этом вопросе, выясним, что такое стрессоустойчивость. В психологии есть термин, который описывает этот феномен, как «личные качества, помогающие человеку сопротивляться психологическим напряжениям без вредных последствий для здоровья своей психики и окружающих, так называемая психологическая устойчивость к стрессам».

Стрессовые группы

Существует мнение, что люди с уже сформированной психикой должны уметь противостоять стрессовым ситуациям, находить в себе силы принимать взвешенные, рациональные решения. Но есть одно но, одни и те же факторы стресса на разных людей оказывают разное действие. Например, пожар в соседней квартире может вызвать меньший стресс, чем поломка электрочайника.

Делаем вывод, что иметь неуязвимость к стрессу – это нормально реагировать на происходящее, при необходимости мобилизовать свою психику и рассуждать здраво.

Чтобы иметь такую возможность, необходимо тяжело трудиться, и не только физически. Главное, нацеливаться на адекватные задачи, и делать все для их достижения. Нужно отбросить в сторону лень и не искать отговорки.

Увы, делать что-то против своего желания тоже стресс.

Людей разделяют на 4 группы стрессоустойчивости по определению подходов к выходу из стресса:

  1. Стрессонеустойчивые. Это те, кто максимально подвержены стрессу. Капканом для таких людей является неумение адаптироваться к обстоятельствам, нехватка гибкости в изменении поведения.
  2. Стрессотренируемые. Они спокойно переносят изменения, но только если эти изменения минимально влияют на нынешнее положение вещей. Для них подойдут только постепенные перемены. На таких людей нельзя давить, иначе это вызовет депрессию или нервный срыв, что снизит их эффективность в любых ситуациях.
  3. Стрессотормозные. Такие люди принципиальны в своих жизненных позициях, но более лояльны к внешним переменам. Этот тип людей скорее предпочтет быстрые перемены, чем постепенную трансформацию. Выбить таких людей из привычной колеи может только череда неприятностей, из-за которой они теряют запал, начинают срываться по любым мелочам. В подобные моменты лучше не попадать им под «горячую руку».
  4. Стрессоустойчивые. У представителей этого типа психика практически не подвержена разрушающим влияниям внешней среды.

Сопротивляемость, основные типы личной резистентности к стрессу.

Стресс и стрессоустойчивость можно рассмотреть как свойство личности, состоящее из нескольких частей. К ним относится:

  • Психофизиологический компонент, тип нервной системы.
  • Эмоциональный опыт личности, приобретенный в стрессовых ситуациях.
  • Мотивационная составляющая преодоления.
  • Волевая саморегуляция.
  • Готовность личности к выполнению различных задач.
  • Способность к прогнозированию.

Психологические механизмы стрессоустойчивости также можно связать с понятием жизнестойкости, под которым подразумевают систему убеждений человека о мире и самом себе. Входят три составляющие:

  • вовлеченность;
  • контроль;
  • принятие риска.

Вовлеченность дает возможность найти максимально доступный выход для решения проблемы. Контроль помогает влиять на исход, благодаря четкой уверенности в положительном завершении предприятия. Идея риска подразумевает уверенность в том, что неважно, положительный или отрицательный будет результат, главное – действия.

Выработать в себе стойкость и стабильность крайне важно. Сюда относят ресурсы, с помощью которых можно подтолкнуть себя к заботе о своем здоровье: начать заниматься спортом или физическими упражнениями, сбросить вес, бросить вредные привычки.

Все это уменьшит напряжение и не даст состоянию организма перейти в болезненную форму. Факторы стрессоустойчивости:

  • ранний детский опыт и особенность организма;
  • личностные установки и ценности человека;
  • влияние социального окружения;
  • умение прогнозировать и анализировать прошлый опыт;
  • поведенческий фактор.

Занятия спортом помогут выработать стрессоустойчивость

Полезные рекомендации

Многие заблуждаются, присваивая ярлык стрессоустойчивости человеку, отличительным признаком которого является умение контролировать свои негативные эмоции на людях.

Он может испытывать бурю разнообразных эмоций, не проявляя их в силу воспитания, природной тактичности или просто быть хорошим актером. Нельзя держать все в себе, это будет только усугублять положение, разрушая изнутри.

Эмоциям нужно давать выход в обязательном порядке, но только в перенаправленном виде. И тогда у вас останутся хладнокровие и здравый рассудок.

Были разработаны упражнения для тренировки стрессоустойчивости.

  1. Познай себя. Для начала нужно разобраться в самом себе, изыскать ресурсы стрессоустойчивости, в этом помогут тесты, которые можно в большом количестве найти в сети, они подскажут различного рода техники познания.
  2. Сон – лучшее лекарство. Нельзя пренебрегать сном. Только во время сна организм может расслабиться как физически, так и морально. А вот недостаток сна может только усугубить состояние.
  3. С хобби по жизни. Найдите себе занятие для души, которое подарит чувство удовлетворения, поможет снять напряжение и дать выход эмоциям.
  4. Сила феникса. Как феникс восстанавливает себя из пепла, так и вам нужно научиться силой воли восстанавливать свое душевное равновесие.
  5. Специалисты тоже люди. Всегда решать свои проблемы в одиночку это очень хорошо, но иногда со стороны виднее. Профессионал всегда сможет дать неплохой совет, и вдвоем нести ношу всегда легче, поэтому не пренебрегайте психиатрами, обращайтесь к ним за помощью, иногда самому просто не справиться.
  6. Собственная методика. В интернете можно найти любую информацию. Не ленитесь, изучите материалы по схожим проблемам. Это поможет выяснить, какая волевая регуляция подходит вам и успешно пользоваться индивидуальной методикой.
  7. Правильное питание: это убережет ваше здоровье, поднимет иммунитет и уменьшит подверженность стрессам.
  8. Больше отдыхайте. Выходные были созданы не просто так. Отдыхать нужно обязательно. Если нет возможности полноценного отдыха, старайтесь использовать для этого любые свободные промежутки времени. Слушайте музыку в транспорте, читайте, если есть возможность дойти до нужного места, выберете ходьбу, легкий спортивный бег.
  9. Накопительная система. Эта система хороша только для дисконтных карт. Избыток негатива в организме может потом вылиться в серьезный срыв. Эмоциям нужно дать выход, вариантов осталось много, от банальной пробежки до боксерской груши или спарринга в зале. Если такой возможности нет, хватит просто разорвать бумагу на мелкие клочки или сломать карандаш.
  10. «Relax don’t do it…» — так гласят строчки популярной песни. Релаксация еще никогда не была лишней, не пренебрегайте ней. Тут подойдут любые методики от массажа до ароматерапии. Поверьте, они пойдут вам только на пользу.
  11. Физические нагрузки. Влияние физкультуры не только поможет держать в хорошей форме тело, но и положительно скажется на нервной системе, даст выход накопившимся эмоциям. Но тут есть небольшой нюанс. При выполнении упражнений постарайтесь давать организму незначительную перегрузку. Например, сделав приседаний 20. Если чувствуете, что делать дальше уже тяжело, пересильте себя и сделайте 22. Вы научитесь самоконтролю и получите моральное удовольствие.
  12. Знак бесконечности. Если постоянно обдумывать проблемы – легче от этого не станет. Вы с каждой прокруткой будете все больше и больше нагнетать обстановку внутри себя. Если у проблемы отсутствует краткосрочное решение – запишите ее в блокнот и спрячьте.
  13. Наша Таня громко плачет. Вовсе не обязательно делать это при свидетелях, это даже не желательно, но, находясь наедине с собой, дайте волю слезам. У врачей есть мнение, что люди, которые выпускают эмоции через слезы, меньше подвержены инфарктам.
  14. На волне позитива. В любой ситуации ищите положительные стороны. Это очень облегчит Вам жизнь и создаст хорошие условия устойчивости к стрессу.
  15. Дневник Бриждит Джонс. Героиня известного фильма не зря вела дневник. Заведите себе такого «бумажного друга», записывая происходящее, потом легче провести анализ ситуации, разобраться, в чем были ошибки и постараться больше их не делать. Главное – будьте максимально правдивы и откровенны. Это не книга, приукрашивать сведения не стоит.
  16. Шиворот-навыворот. Нередко мы осуждаем поступки людей, критикуем их поведение. Чтобы лучше понять мотивы поступков, испытываемые эмоции, можно поставить себя на место окружающих. Возможно, вы заблуждаетесь, источая негатив в их отношении.
  17. Тайные глубины. Проведите тщательную работу над собой, идеальных людей не бывает. Найдите в себе те качества, которые мешают вам жить и усиленно работайте над их преодолением. Осознайте себя как полноценную личность, собственная значимость всегда придает уверенность.

Методы нейтрализации стресса

Заключение

Стрессоустойчивость – это необходимое качество, но нередко его путают с жестокостью и бесчувственностью. Это ошибочное мнение, и если его придерживаться, мы перестанем открывать для себя прекрасные, добрые эмоции, с которыми связано решение проблем.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/stressoustojchivost-chto-takoe.html

Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса

Понятие стрессоустойчивости в психологии

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» [1].

Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

По мнению Г. Селье, «…стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [2]. В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая – реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями.

Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы.

В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress – истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности.

При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти.

Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус.

Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную [3].

В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов.

Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает.

Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат [4].

Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле.

Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле.

Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль [5].

По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

А) экстремальные стрессоры – участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

Б) производственные стрессоры – работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

В) стрессоры психосоциальной мотивации – разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

А) старт-стрессоры и стрессоры памяти – предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

Б) стрессоры, побед и поражений – успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

В) стрессоры зрелищ – спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

Б) стрессоры ограничений – психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие [6].

Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [7].

Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б.

Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [8].

Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [9].

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость – способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [10].

Таким образом, авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Исследователи В.А. Бодров и А.А.

Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [11].

А.А.

Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [12].

Исследователь Б.Б.

Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [13] предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

В.А.

Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель – преодоление и победу» [14]. Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому – фундамент психологической устойчивости.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

Б) эмоционального компонента – эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента – профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента – оценка, прогноз, принятие решений о способах действий [15].

Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом [16].

Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности».

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного [17].

Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям [18].

            К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.

): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) [19].

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс – значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной – без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности – важнейший фактор преодоления стресса.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/46005.htm

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий