Почему возникает зависимость

Зависимость: что это такое и почему она возникает

Почему возникает зависимость

Многочисленные медицинские организации определяют зависимость как хроническое заболевание, затрагивающее систему вознаграждения, мотивацию, память и другие структуры головного мозга .

Зависимость лишает способности делать выбор и контролировать свои поступки и замещает её на постоянное желание принять то или иное вещество (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты).

Поведение зависимых людей обусловлено болезнью, а не слабостью, эгоистичностью или отсутствием силы воли. Злость и неприязнь, с которыми часто сталкиваются зависимые люди, исчезают, когда окружающие понимают, что такой человек просто ничего не может с собой поделать.

Зависимость — это не болезнь, а привычка

Однако сейчас учёные убеждаются, что подход к зависимости исключительно как к болезни не обоснован.

Сторонником нового взгляда на зависимость является известный нейробиолог и автор книги «Биология желания» Марк Льюис (Marc Lewis). Он считает, что одни изменения структуры мозга не являются доказательством его заболевания.

Мозг меняется постоянно: в период взросления организма, в процессе обучения и развития новых навыков, в ходе естественного старения. Также структура мозга меняется во время восстановления после инсульта, а главное, когда люди перестают принимать наркотические вещества. Кроме того, есть мнение, что не сами наркотики вызывают зависимость.

Люди становятся зависимыми от азартных игр, порнографии, секса, социальных сетей, компьютерных игр, шопинга и еды. Многие из этих зависимостей классифицируются как психические расстройства.

Изменения в мозге, наблюдаемые при наркотической зависимости, не отличаются от тех, которые возникают при поведенческих зависимостях.

Согласно новой версии зависимость развивается и заучивается как привычка. Это сближает зависимость с другими пагубными моделями поведения: расизмом, религиозным экстремизмом, одержимостью спортом и нездоровыми отношениями.

Но если зависимость заучивается, почему тогда от неё избавиться гораздо сложнее, чем от других видов заученного поведения?

Когда речь заходит о заучивании, мы представляем себе новые навыки: иностранные языки, езду на велосипеде, игру на музыкальном инструменте. Но ведь мы также приобретаем и привычки: мы научились грызть ногти и сидеть часами перед телевизором.

Привычки приобретаются без специального намерения, а навыки — осознанно. Зависимость по своей сути ближе к привычкам.

Привычки формируются, когда мы делаем что-то снова и снова

С точки зрения нейробиологии, привычки — это повторяющиеся паттерны синаптического возбуждения (синапс — место контакта между двумя нейронами).

Когда мы думаем о чём-то снова и снова или выполняем одни и те же действия, синапсы активируются одним и тем же образом и формируют привычные схемы. Так любое действие заучивается и укореняется. Этот принцип применим для всех природных сложных систем, от организма до общества.

Привычки укореняются. Они не зависят от генов и не определяются окружающей средой.

В основе формирования привычек в самоорганизующихся системах лежит такое понятие, как «аттрактор». Аттрактор — это стабильное состояние в сложной (динамической) системе, к которому она стремится.

Аттракторы часто изображают как выемки или лунки на гладкой поверхности. Сама поверхность символизирует множество состояний, которые может принимать система.

Систему (человека) можно представить как шарик, катящийся по поверхности. В конце концов шарик попадает в лунку аттрактора. А вот выбраться из неё уже не так легко.

Физики сказали бы, что для этого необходима дополнительная энергия. Если проводить аналогию с человеком, это усилие, которое нужно приложить, чтобы отказаться от какого-то поведения или образа мышления.

Зависимость — это колея, выбраться из которой с каждым разом всё сложнее

Развитие личности тоже можно описать с помощью аттракторов. В данном случае аттрактор — это качество, определённым образом характеризующее человека, которое сохраняется в течение долгого времени.

Зависимость и есть такой аттрактор. Тогда отношение между человеком и наркотическим веществом — это петля обратной связи, которая достигла степени самоподкрепления и связана с другими петлями. Это и обеспечивает привыкание.

Такие петли обратной связи загоняют систему (человека и его мозг) в аттрактор, который со временем постоянно углубляется.

Для зависимости характерно непреодолимое стремление к какому-то веществу. Это вещество приносит временное облегчение. Как только его действие заканчивается, человека захлёстывают чувство потери, разочарование и тревога. Чтобы успокоиться, человек снова принимает вещество. Всё повторяется снова и снова.

Зависимость укореняет потребность, которую она должна была утолить.

После многочисленных повторений для зависимого человека становится естественным увеличивать дозу, а это ещё больше укрепляет привычку и лежащие в её основе паттерны синаптического возбуждения.

На закрепление зависимости также влияют и другие сообщающиеся петли обратной связи. Например, социальная изоляция, только усиливаемая фактом зависимости. В результате у зависимого человека остаётся всё меньше и меньше возможностей восстановить отношения с людьми и вернуться к здоровому образу жизни.

Саморазвитие помогает побороть зависимость

Зависимость не имеет ничего общего с осознанным выбором, плохим характером и неблагополучным детством (хотя последнее всё-таки считается фактором риска). Это привычка, сформировавшаяся за счёт повторения самоподкрепляющихся петель обратной связи.

Хоть зависимость и не лишает человека выбора полностью, избавиться от неё гораздо труднее, ведь она укореняется очень глубоко.

Сформулировать одно конкретное правило, которое помогло бы справиться с зависимостью, невозможно. Нужна комбинация упорства, индивидуальных особенностей, удачи и сложившихся обстоятельств.

Однако специалисты соглашаются, что взросление и саморазвитие во многом способствуют восстановлению. С годами взгляды человека и его представление о собственном будущем меняются, зависимость становится менее привлекательной и уже не кажется такой непреодолимой.

Повторение одного и того же в конце концов наводит скуку и приносит разочарование. Как ни странно, эти негативные эмоции побуждают нас продолжать действовать, даже если до этого мы уже сто раз пытались что-то сделать, но у нас ничего не получалось.

Сама зацикленность зависимости и абсурдность преследования одной и той же цели изо дня в день противоречит всему творческому и оптимистическому в человеческой природе.

Источник: https://Lifehacker.ru/the-addiction-habit/

Зависимость

Почему возникает зависимость

Быть от чего-то или кого-то зависимым – это далеко не самый лучший образ жизни. Ибо зависимость – это довольно серьезное ограничение, из-за которого люди не могут вкусить все прелести жизни и не могут себя в ней в полной мере реализовать.

Став зависимым, человек заключает свое сознание в тюрьму, он перестает видеть многое вокруг себя и ограничивается только тем, от чего впал в зависимость. А ограничить таким образом свою жизнь – это все равно что сократить ее продолжительность.

Тем более, что некоторые виды зависимости [алкоголь, табак, наркотики] действительно сокращают жизнь человека и часто делают ее несчастной. В связи с этим, большинство людей справедливо считают, что от многих, а в идеале от всех зависимостей необходимо избавляться, чтобы стать свободнее.

Только не всегда люди знают о том, как правильно это сделать. В этой статье я расскажу о том, как возникает проблема зависимости и как ее можно решить.

Что же такое зависимость? Зависимость – это прежде всего ограниченность человека, а заодно и его слабость. Зависимый человек видит мир преимущественно под одним определенным углом зрения, как правило под тем, под которым ему удобно его видеть и под которым он привык его видеть. В результате этого его ценности сильно ограничены.

Можно сказать, что он довольствует малым, не претендуя на большее. Вот допустим, человек имеет алкогольную зависимость – как он в таком случае видит мир? Он видит, что в этом мире есть некоторый набор удовольствий, которые скрашивают человеку жизнь.

Если человек не очень сильно зависим от алкоголя, то в его систему ценностей, помимо самого алкоголя, могут входить такие вещи, как азартные игры, женщины, сигареты и некоторые другие, ради которых он по сути и живет. И все. От этого он получает удовольствие, этим он живет. Все остальные вещи он просто не замечает.

Он замкнулся в своем маленьком мире, его разум находится в тюрьме, хотя его тело может быть полностью свободно. Высших ценностей в его внутреннем мире не существует, он их просто не понимает. Он не понимает ценность познания, ценность самореализации, ценность успеха в каких-либо значимых делах, не осознает ценность семьи и тому подобных вещей.

Такой человек – раб своего мировоззрения. А есть и такие люди, для которых вся радость жизни заключена только в алкоголе или наркотиках, все остальное их вообще не интересует. Эти люди больны, они потеряли способность получать удовольствие именно от жизни, а не от чего-то одного, что в ней есть.

Их мировосприятие сузилось до предела, а сами они слишком слабы, чтобы самостоятельно его расширить. А расширение сознания зависимых людей – это один из способов избавления их от зависимости. Это способ сделать их свободными людьми.

Я всегда считал и считаю [потому что часто решал проблемы с зависимостью подобным образом], что избавить человека от какой-либо зависимости можно с помощью расширения его мировоззрения и расширения его сознания, привнеся таким образом в его жизнь новые ценности.

Это необходимо для того, чтобы настроить его тело на жизнь, а не на медленное самоуничтожение от наиболее вредных видов зависимостей. Природа, по моим наблюдениям, включает в человеке своего рода программу самоуничтожения, если видит, что он слабый и бесперспективный.

А как только человек начинает проявлять интерес к жизни, как только он начинает стремиться к чему-то серьезному и включается в борьбу, эта программа деактивируется. Разумеется, перед тем, как начать прививать человеку вкус к жизни и расширять его сознание – необходимо убедить его в необходимости заняться этой проблемой.

Некоторые зависимые люди вообще не считают свою зависимость проблемой и поэтому лечиться психологическими методами не желают.

Однако если человек осознает свою проблему и обращается за помощью к специалисту, желая избавиться от той или иной своей зависимости, как это было с некоторыми моими клиентами, которые сами обращались ко мне за помощью, то он встает на путь исцеления. Я бы даже сказал, он делает первый и очень серьезный шаг в этом направлении.

Таким образом, проблему зависимости необходимо хотя бы частично осознать, чтобы настроиться на ее решение. Поэтому некоторым зависимым людям нужно регулярно, аккуратно и дозированно предоставлять информацию об их проблеме, чтобы они смогли ее заметить и осознать. После этого они смогут заняться ее решением самостоятельно или обратившись за помощью к специалисту.

А что нужно сделать, чтобы человек осознал свою проблему? Для этого он должен взглянуть на нее со стороны. Точнее, ему нужно помочь на нее взглянуть со стороны.

Человеку нужно показать другую жизнь – жизнь без его проблемы – без зависимости от чего-то или кого-то, чтобы он увидел в своем воображении или на конкретном примере, что его жизнь может быть другой, что она может быть намного лучше, интереснее, качественнее.

Необходимо сравнение того, что человек уже имеет, с тем, что он может получить. Конечно, есть люди, они всегда есть, которые настолько привыкли жить в своей виртуальной тюрьме, что их из нее практически невозможно вытащить – их мозг закостенел и ничего нового они воспринимать не хотят.

Они привыкли к своим ценностям, привыкли к своей зависимости и согласны быть ее заложниками до конца своих дней. Их не интересует настоящая жизнь – их интересует тот маленький мирок, в котором они живут. Что тут можно сказать – каждый человек имеет право на то, чтобы распоряжаться своей жизнью так, как ему хочется.

Но это не означает, что не стоит работать с этими людьми предложенным мною способом. Руку помощи нужно протягивать всем, а кто за нее ухватится – тот и вернется к настоящей жизни.

Пусть из десяти человек мы поможем всего двум-трем расширить свое представление о жизни и таким образом избавим их от какой-то определенной зависимости, но зато какими людьми могут стать эти два-три человека, сколько пользы миру они смогут принести. А с остальными можно работать с помощью других, более грубых методов, либо не работать вовсе. В конце концов, зависимые люди были всегда и вероятно всегда будут. Так уж устроена наша жизнь – в ней все ниши должны быть кем-то заняты.

Вообще, друзья, мы все в той или иной мере от чего-нибудь зависим. Просто наша зависимость может быть более или менее равномерно распределена между различными вещами, поэтому мы не зацикливаемся на чем-то конкретном и не чувствуем своей зависимости от чего-то одного. Широта нашего познания позволяет нам получать удовольствие от разных вещей, а не от определенного их количества.

Она и делает нас свободными и условно независимыми, потому что мы можем выбирать между различными вариантами устройства своей жизни. Тем не менее, можно сказать, что жизнь каждого человека от чего-то зависит, что невозможно заменить ничем другим. Например, мы все зависим от воздуха, еды и воды, и это естественно. Потому что это жизненно необходимые ресурсы.

Но мы ведь не сводим всю свою жизнь только к этим вещам, правильно? А почему? Потому что большинству из нас этих ресурсов вполне хватает. Благо, большинство современных людей не страдают от голода, жажды или нехватки воздуха. Следовательно, чем лучше мы можем удовлетворить свои насущные потребности, тем меньше мы от них зависим.

А теперь примените эту логику ко всем остальным вещам в нашей жизни. Подумайте, насколько гибкими мы можем быть в тех или иных делах, ситуациях, чтобы меньше от кого-то или чего-то зависеть? Возьмем к примеру образование. Совершенно очевидно, что от того, какие знания человек получит, во многом будет зависеть то, как он устроится в этой жизни.

Научившись чему-то такому, что не очень сильно востребовано обществом – человеку будет сложно продать свой труд и заработать необходимые для жизни деньги. Он может стать зависимым от какой-то определенной работы, людей, места жительства, а в целом, от своих знаний и навыков.

То есть, сделав неправильный выбор при получении образования – человек лишит себя нужной гибкости, ограничит свои возможности и может стать зависимым от определенного вида деятельности. Конечно, всегда можно научиться новому или переучиться, но для этого нужно время, силы и воля. А эти вещи есть не у всех.

Таким образом – наш с вами выбор, который мы делаем каждый день, принимая те или иные решения, либо делает нас более зависимыми людьми, либо более свободными. Правильный выбор – это такой выбор, при котором человек всегда имеет несколько вариантов решения той или иной задачи. А неправильный выбор – это ограничение количества этих решений.

Любое разнообразие – это прекрасное лекарство от зависимости. Но разнообразие должно быть прежде всего в голове человека, чтобы он мог действовать по-разному в некоторых ситуациях. Все-таки в жизни всякое может случиться – порой и выбор у нас не так велик, но наша фантазия, творчество, гибкость – могут существенно его расширить.

Многое зависит от нас самих – от нашей способности или неспособности раздвигать рамки своего восприятия и находить в жизни много всего нового и интересного, а не ограничиваться лишь некоторыми вещами, к которым мы давно привыкли.

Иногда для этого нужно побороть свою лень и усмирить свое эго, которые часто мешают людям жить полной жизнью.

Вот есть такая, не очевидная для многих людей зависимость, как зависимость от собственного мнения, которое люди часто считают истиной в последней инстанции и не желают подвергать его пересмотру.

В результате этого они очень сильно сужают свое понимание тех или иных вещей, закрываются от многих других полезных для них точек зрения и таким образом ограничивают свои возможности. При этом люди даже не понимают того, что их, так называемое личное мнение, вовсе не является их мнением – оно часто оказывается позаимствованным у других людей.

И нередко оказывается, что это позаимствованное мнение, вредит тому, кто его позаимствовал. Вот как понять такую зависимость? Почему она возникает? Это, друзья, леность ума и низкая самооценка человека, из-за которой он просто не хочет допускать мысли о том, что может ошибаться, может чего-то не знать, не понимать, не видеть.

Поэтому, когда человеку лень думать и когда его психика подавлена – он впадает в зависимость от якобы своего мнения и без посторонней помощи ему очень сложно от нее избавиться. Лень и эго держат его в этой ловушке.

Но повторю, если человек осознал свою проблему с зависимостью или ему помогли ее осознать, и он хочет от нее избавиться – он обязательно это сделает. Решение будет найдено, если его искать. А искать мы знаем где – надо расширять свой кругозор, чтобы уметь брать от жизни много всего хорошего, а не что-то одно.

Любая задача становится проблемой только тогда, когда ее решение неочевидно. Но еще большей проблемой она становится в тех случаях, когда человек не пытается ее решить. Страх, ограниченность, привычки, лень, отсутствие силы воли – со всеми этими вещами, делающими нас зависимыми от чего-либо, можно справиться.

Человеку нужно привить вкус к жизни, чтобы он со всем этим справился. Я сейчас говорю именно о психологическом способе решения этой проблемы. Я абсолютно уверен в способностях человеческого сознания и знаю, что большинство людей могут с помощью правильных мыслей стать более свободными, а значит и менее зависимыми.

Зависимость всегда одолевает тех, кто не желает видеть жизнь такой, какая она есть в своем многообразии, кто сам себя ограничивает. Некоторым людям не хватает духа, смелости, настойчивости, чтобы жить полной жизнью. Они становятся зависимыми от чего-либо потому, что видят в этом спасение для себя.

Они ограничивают свой мир, боясь неизвестности и неопределенности, не понимая, что неизвестность и неопределенность никуда не исчезнут, если их не замечать, они в любой момент могут ворваться в жизнь человека и перевернуть в ней все с ног на голову.

Поэтому надо быть открытым для всего, что есть в жизни и ничего не бояться – никаких перемен, ничего нового.

Для некоторых людей такой подход является неприемлемым. Все-таки, все мы к чему-то привыкаем, все имеем какие-то вещи, людей, дела, увлечения, которые для нас важнее всего остального. В итоге мы зависимы от того, что считаем ценным для себя. Но от этого надо отходить.

Нужно уметь менять ценности, пересматривать их, переосмысливать. Я понимаю, есть вещи, которые очень сложно заменить или вовсе невозможно – близкие люди, какие-то собственные недостатки, с которыми приходится мириться, место жизни, к которому человек привык, дела, которые он привык делать. Но всего менять и не нужно.

Иногда достаточно внести всего одно изменение в свою жизнь, чтобы кардинальным образом ее изменить, сделав себя менее зависимым от чего-то или кого-то. Например, можно поменять работу и перестать зависеть от своего начальника, который мешает вам развиваться.

Или можно сменить место жительства, чтобы не зависеть от чьих-то вредных для вас законов и правил. Иногда и человека, к которому привык и с которым прожил много лет, бывает полезно поменять, чтобы перестать зависеть от его безрассудного поведения. Так что перемены возможны всегда.

И они необязательно должны быть тотальными, они должны быть предельно точными, чтобы бить именно в ту точку, которая сильнее всего ограничивает человека.

Учитесь раздвигать рамки своего восприятия и расширять свое сознание – есть масса способов, с помощью которых можно это делать. Чем больше вы будете знать о жизни, тем меньше будете зацикливаться на каких-то отдельных ее моментах. Это основа основ, которую вам нужно усвоить.

Как только человек научится жить полной жизнью, поверьте, он сразу избавится от многих своих зависимостей, включая различные вредные привычки. Ибо зачем получать удовольствие от малого и вредного, когда можно получать его от большего и полезного. И такой подход можно использовать к разным зависимостям.

Ничто не имеет для человека слишком большого значения, если он легко может заменить это чем-то другим. Вот так, друзья, вы можете решить многие проблемы с зависимостью.

Источник: https://psichel.ru/zavisimost/

Почему возникают зависимости и для чего они

Почему возникает зависимость

На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая,  информационная (интернет),  эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:  

– химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.)

– эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интеренет-зависимость и т.д.)

И в том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.

Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребенок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности.  Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей  нарушением детского развития. Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться  на первом году жизни ребенка.

Если мать  ребенка не в состоянии удовлетворить самые важные из его  потребностей (в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то  такой ребенок будет чувствовать себя обделенным и лишенным чего-то жизненно важного.

Со временем такой ребенок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить свое Я, вернуть себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия,  но при этом доступ к своим чувствам у него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами.

Именно в этом и заключается роль употребления  химических агентов, с помощью него люди изменяют свое состояние, достигая  чувства “облегчения”. Эмоциональные зависимости “приходят на помощь”  для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

Лишенные своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:

– чувство, что чего-то не хватает – ощущение пустоты – ощущение себя “не в своей тарелке “ – дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо – апатию, безразличие, отстраненность – сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность – раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости – неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи – чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо – усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности

– страдание, боль, невыносимые муки

Признаки зависимости:

1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной “поддержки”) справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и поэтому испытывает сильнейшие страдания.

2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. “Большой ребенок” не выдерживает  нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.

3. Свобода, которую ребенок понимает как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность. Такая свобода становится не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

Какие формы воспитания способствуют возникновению зависимостей?

Во-первых, как ни странно, в семьях, где детей опекают, заботятся, балуют и вроде как любят, вырастают будущие зависимые ничуть не реже, чем в неблагополучных семьях.

Такая форма воспитания способствует тому, что ребенок не получает необходимого опыта самостоятельно заботиться о себе, решать свои проблемы и склонен думать, что неприятности должны быть устранены немедленно, без каких либо значительных усилий с его стороны, т.е.  с помощью различного рода стимуляторов, наркотиков, отвлекающих или утешающих факторов.

Если родители стремятся к гиперопёке,  другими словами контролю ситуации, тем самым они признаются в своем отсутствии доверия к жизни, безопасности. Желание постоянно контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все остальные.

 Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.  И поэтому занимается тем, что ему больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

Во-вторых, будущие потенциально-зависимые вырастают в семьях, где ребенка либо игнорируют (его физические, эмоциональные потребности), либо ребенок подвергается давлению, и не обязательно в буквальном смысле.

 Ребенок воспитывающийся в такой семье не получает необходимой для нормального развития любви, следовательно не умеет принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками.  В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх активно действовать.

И как следствие, этот ребенок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей.

 Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

И в первом и во втором случае ребенок растет в условиях тюрьмы, либо мягкой неочевидной, либо жесткой и очевидной, что является причиной дальнейших печальных последствий.

Для здорового человека удовлетворенность и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей.

Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.  Бегство в зависимость – это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека.

Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно  поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.

Психология счастливой жизни

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Почему возникает чувство страха?

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/psikhologiya-zavisimostej/28-pochemu-voznikayut-zavisimosti-i-dlya-chego-oni-nuzhny

Причины возникновения зависимости

Почему возникает зависимость

Причины возникновения зависимости индивидуальны, но в то же время зависят от внешних факторов.

Чтобы лечение наркомании или алкоголизма было успешным, важно разобраться в причинах формирования зависимости в конкретном случае.

Что способствует возникновению зависимости

В основе механизма возникновения зависимости лежит неудовлетворенная потребность, несоответствие реальности желаемому и неспособность разрешить эту ситуацию.

Склонность к зависимости может возникать на физиологическом уровне при нарушении выработки естественных гормонов, отвечающих за настроение, приятные переживания. Однако физическая предрасположенность совсем не означает, что человек обязательно станет наркоманом или алкоголиком.

В развитии зависимости участвует ряд факторов, наиболее существенны — психологические:

  • Нарушения психики. У лиц, страдающих психопатологиями, риск стать химически зависимыми повышен.
  • Зависимость у родителей. Если ребенок с раннего детства наблюдает за родителями-алкоголиками или наркоманами, он перенимает их модель поведения. В большинстве случаев такие дети также становятся зависимыми. Нередко сами родители дают ребенку алкоголь, наркотики.
  • Подростковый возраст. Этот период особенно опасен. Подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики, желая выглядеть взрослыми, преодолеть проблемы в общении, быть такими же, как их друзья.
  • Сильный стресс, депрессия. Человек в стрессовом состоянии часто начинает употреблять психоактивные вещества, чтобы облегчить свое состояние, расслабиться.
  • Отрицание общественных норм, стремление противопоставить себя социуму. Такая мотивация употребления наркотиков часто встречается среди подростков, а также незрелых личностей.
  • Низкая самооценка, неуверенность в себе, проблемы в общении. Еще одна частая причина зависимости, которая также встречается у подростков, но бывает и у взрослых.

Значительное влияние на формирование зависимости оказывает окружение — семья, друзья, школа и др.

Причины алкозависимости

Алкогольная зависимость человека часто возникает на фоне генетической предрасположенности к алкоголизму, которая бывает у детей алкоголиков. Предрасположенность не становится единственной причиной зависимости, обычно болезнь возникает при сочетании различных факторов.

Физиологически предрасполагать к алкоголизму могут также некоторые особенности обмена веществ, нарушения гормонального фона, заболевания или травмы мозга.

Психологическими причинами появления алкогольной зависимости могут быть:

  • Нарушения психики;
  • Скука, отсутствие интересов в жизни;
  • Желание отдохнуть, расслабиться, облегчить общение;
  • Чувство одиночества;
  • Тревога, страхи;
  • Низкая самооценка, чувство собственной неполноценности;
  • Стремление привлечь к себе внимание окружающих.

Алкоголизм часто развивается незаметно без видимых причин. Человек часто выпивает, чтобы расслабиться, чем-то себя занять, потому что пригласили на какое-то мероприятие и т.п.

  Так как в нашей культуре это считается нормальным, ни сам выпивающий, ни его близкие не замечают, когда употребление алкоголя выходит за рамки разумного. Таким образом, выпивка «за компанию» становится провоцирующим фактором зависимости.

Но основная причина злоупотребления алкоголем в этом случае более глубокая — удовлетворенный жизнью человек не склонен к пьянству.

Толчком к злоупотреблению могут стать социальные факторы:

  • Сложные семейные взаимоотношения, конфликты с близкими;
  • Трудности на работе, низкооплачиваемая, неинтересная, тяжелая, не приносящая морального удовлетворения работа;
  • Проблемы в личной жизни;
  • Финансовые, жилищные проблемы.

Женщины часто начинают пить вместе с мужем-алкоголиком. У женщин зависимость от алкоголя формируется стремительно, что обусловлено физиологическими особенностями и повышенной эмоциональностью. Подростки начинают употреблять алкоголь под влиянием друзей, из-за трудностей в школе или дома.

Причины возникновения зависимости от наркотиков

Наркотическая и алкогольная зависимости имеют схожие причины. Физиологическая предрасположенность к наркомании также существует.

При недостатке в головном мозге веществ, отвечающих за хорошее настроение, у человека развивается депрессия, беспокойство. Чтобы избавится от неприятного состояния, человек может прибегнуть к приему наркотических веществ.

Дети наркоманов часто зависимы от рождения, так как подвергаются наркотизации в организме матери.

К психологическим факторам, провоцирующим наркотическую зависимость, относятся:

  • Семейные трудности. Чрезмерная опека ребенка связана с высоким риском наркомании в будущем. Ребенок не имеет никакой свободы и возможности действовать самостоятельно, что приводит либо к желанию делать все назло, либо к инфантилизму и безответственности. И то, и другое может послужить причиной употребления наркотиков. Обратная ситуация, когда ребенку не уделяют достаточного внимания, не интересуются им, наказывают физически, также способствует поиску способа уйти от переживаний, употребляя психоактивные вещества.
  • Любопытство. Человек часто пробует наркотики просто из желания испытать что-то новое. Эта мотивация более характерна для подростков и молодых людей, но встречается и в более зрелом возрасте. Обычно, приняв наркотик один раз, хочется повторить приятный опыт снова и снова. Так и формируется зависимость.
  • Творческая сфера деятельности. Люди творческих профессий часто страдают наркозависимостью. Начинается употребление наркотиков с желания выйти за рамки привычного сознания с целью получения вдохновения.
  • Подражание своим товарищам или известным личностям. Подростки могут принимать наркотики только потому, что так делает их кумир или их окружение, в котором они хотят быть своими.
  • Страхи, неуверенность, тревожность, недовольство жизнью. Психологические проблемы, потрясения могут подтолкнуть человека к наркотикам.

Пристрастие к наркотикам чаще всего формируется в подростковом или молодом возрасте. Взрослый человек реже прибегает к приему психоактивных веществ, если не страдал наркозависимостью ранее. Женщины обычно начинают употреблять наркотики вместе со своим мужчиной, самостоятельно они редко ищут возможности приобрести запрещенные вещества.

Хотя причины любой зависимости в каждом случае свои, в основе всегда лежит неудовлетворенность существующим положением при невозможности его исправить. Химические вещества применяются с целью решить этот внутренний конфликт, но это деструктивный способ, применение которого говорит о незрелости личности.

Выявление причины наркотической зависимости играет существенную роль в лечении наркомании. Выяснив, что послужило толчком к употреблению психоактивных веществ в конкретном случае, психолог может подобрать оптимальную тактику реабилитации наркомана.    

Помощь аддиктолога

Бесплатно

Источник: http://narkoklinika-moscow.ru/roditelyam/prichiny-vozniknoveniya-zavisimosti/

Зависимость: причины и способы лечения

Почему возникает зависимость

Можно ли победить зависимость? Понятие, причины, профилактика и лечение аддикций. Зависимость – не приговор, или Как избавиться от деструктивной аддикции. Избавление от зависимости: сложно, но возможно?

Пожалуй, каждому человеку встречались на жизненном пути люди, страдающие той или иной зависимостью. К сожалению, статистика неутешительна. По данным социологических исследований, около 3,5% населения имеет алкогольную или наркотическую зависимость. Число людей, страдающих от психологических зависимостей, не поддается учёту.

Аддикция причиняет боль близким и мешает полноценно жить самому человеку. Однако, не стоит отчаиваться. При грамотно подобранном лечении возможно вернуться к нормальной жизни. Для этого нужно понимать механизм формирования зависимости, её причины, а главное – обратиться к хорошему специалисту и серьезно взяться за выздоровление.

Что такое зависимость

В психологии зависимость называют аддиктивным поведением. Это непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт.

Отличие зависимости от увлечений и хобби – разрушительное воздействие на личность. Индивид с аддиктивным поведением направляет всю свою активность на удовлетворение своей зависимости. При этом не развиваются другие стороны личности, имеющие потенциал, часто обрываются социальные связи.

Формируется окружение таких же аддиктивных личностей, что вовлекает человека в замкнутый круг.

Зависимости разделяют на два основных вида:

  1. Химические аддикции. Это зависимость от определенных веществ. Потребность в объекте зависимости выражается физиологическими реакциями. Сюда относится наркомания, алкоголизм и токсикомания.
  2. Нехимические (психологические) аддикции. Потребность в объекте выражается в крайнем психологическом дискомфорте. При этом возможны психосоматические проявления. Количество психологических зависимостей растет. Например, зависимости от компьютерных игр и порнографии связаны с развитием интернет-технологий.

Химические и психологические аддикции связаны между собой. Они формируются по единому механизму. Алкоголик и игроман с точки зрения аддиктологии очень похожи.

Аддикции могут перетекать одна в другую, к примеру, игроман может стать алкоголиком, а избавившийся от алкогольной зависимости человек может пристраститься к азартным играм.

Аддиктивная личность – это человек, склонный к зависимому поведению в любой форме. Общая черта – стремление уйти от реальности путем изменения психического состояния.

Факторы возникновения аддиктивного поведения

Наследственность имеет влияние на возникновение зависимости. Дети алкоголиков нередко становятся такими же зависимыми личностями, даже если проживали отдельно от пьющих членов семьи.

Дело в том, что особенности функционирования нейромедиаторных систем обуславливают степень изначальной толерантности к психоактивным веществам.

У людей с высокой толерантностью, которая имеет генетическое происхождение, зависимость формируется быстрее.

Это различные патологии в личностной сфере. Сюда относят акцентуации характера и психопатии.

  1. Мотивационно-потребностные факторы.

Это стремление самоутвердиться в коллективе, поддержать субкультурную традицию или удовлетворить любопытство. Мотивационно-потребностный фактор часто является причиной аддиктивного поведения у подростков.

У человека, выросшего в дисфункциональной семье, есть большой риск возникновения зависимости. Этот риск возрастает, если в семье злоупотребляли алкоголем или наркотиками.

Факторы часто пересекаются. Как правило, у людей, имеющих акцентуации характера, были проблемы в родительской семье. Именно взаимосвязь факторов ведет к стремлению уйти от реальности путем патологических пристрастий.

Как распознать зависимость

Зависимость отличается от увлечения тем, что не несет никакой пользы для личностного развития. Она причиняет ущерб социальной жизни, отношениям с близкими, мешает раскрывать потенциал. Увлеченный человек:

  • имеет широкий спектр интересов;
  • соблюдает баланс между работой и отдыхом;
  • имеет широкие социальные связи, находится в хороших отношениях с близкими;
  • делает выбор в пользу основной работы, семьи и друзей.

Зависимый человек:

  • теряет социальные связи, находится в конфликте с близкими;
  • зачастую все свободное время посвящает одной деятельности;
  • терпит неудачи в карьере и личной жизни, не имея сил отказаться от объекта зависимости;
  • отрицает факт наличия зависимости;
  • при недоступности объекта впадает в дисфорические или депрессивные состояния.

Если возникает подозрение о наличии у человека зависимости, необходимо попытаться принять меры. Чем дольше аддиктивная личность находится во власти своей зависимости, тем сложнее от нее избавиться.

Методы коррекции аддиктивного поведения

Методы избавления от зависимостей бывают медикаментозными и психологическими. Медикаментозное лечение является частью избавления от химических зависимостей. Важно понимать, что без психотерапевтической работы лечение малоэффективно.

Избавившись от соматических симптомов при отсутствии объекта зависимости, человек сталкивается с психологическим дискомфортом. Он будет вновь искать способ ухода от реальности.

Для лечения алкоголизма иногда используют препараты, которые блокируют центры удовольствия при попадании алкоголя в организм. Человек действительно может перестать пить. Однако, здесь существует опасность перетекания алкоголизма в другую зависимость.

Также возможно формирование психических расстройств. Только проработав причины зависимости, можно надеяться на положительный результат в лечении.

Существует версия, что истинная причина наркомании и алкоголизма не в формировании физиологической зависимости к веществу, а неустроенность собственной жизни.

Употребление психоактивных веществ – самый доступный и быстрый способ достичь изменения сознания и почувствовать себя более счастливым.

Медикаментозное лечение без работы над жизненными целями, мотивацией и без психокоррекции не только не принесет результатов, но и причинит страдания зависимому. Его лишат единственного смысла, при этом он не сможет заполнить образовавшуюся пустоту конструктивными мыслями и действиями.

Избавиться от нехимической зависимости можно методами психотерапии. Нужно быть готовым, что психотерапевтическое лечение – небыстрый процесс. Лишь последовательность и регулярность сеансов помогут зависимому вернуться к нормальной жизни. Срок лечения определяется индивидуально. Если имеются сопутствующие психические расстройства, необходима консультация врача-психиатра.

Примерная схема работы с психологическими зависимостями:

  • Сбор анамнеза для выявления первых предпосылок зависимости, проведение диагностики.
  • Работа с причинами, побудившими повторно прибегнуть к объекту зависимости.
  • Осознание проблемы пациентом.
  • Психотерапевтическая работа.
  • Реабилитация или заключительная часть – это поддержка зависимого после прохождения курса психотерапии.

Важная роль отведена семье и близким людям. Их поддержка во многом способствует благополучному избавлению от зависимости. На семейной терапии родственников обучают правильному взаимодействию с зависимым человеком.

Виды психотерапии при работе с зависимостями

Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.

Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.

Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.

Сюда входят группы поддержки, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д.

Программы самопомощи применяются после прохождения всех этапов лечения. Некоторые люди посещают групповую терапию не один год.

Профилактика аддиктивного поведения

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика – это меры, направленные на предотвращение возникновения аддиктивного поведения. Это работа с психологом (при наличии личностных проблем), расширение круга интересов, отсутствие зависимых личностей в круге общения и здоровые отношения в семье.

Вторичная профилактика – предотвращение повторных эпизодов аддиктивного поведения. Она включает те же меры, что и первичная, но на этом этапе уже могут подключаться узкие специалисты (психиатр, нарколог и т.д.).

Третичная профилактика – это поддержка вылечившихся людей. В ней обязательны профилактические посещения специалистов для учета состояния.

Проведение первичной профилактики целесообразно с подросткового возраста. Многие аддикции формируются именно в этот период. Подростки наиболее подвержены как химическим, так и психологическим зависимостям из-за личностной незрелости.

Проведение своевременной профилактики аддиктивного поведения поможет человеку в полной мере реализовать свой потенциал и успешно социализироваться. Лечение зависимостей – сложный многоуровневый процесс, поэтому предупредить аддикцию гораздо легче, чем избавиться от неё.

Список литературы:

  • 1. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения, М.: Класс, 2011 – 349 с.
  • 2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Питер 2013 г.— 352 с.
  • 3. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология/ Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева.- Новосибирск: Олсиб, 2013, – 245 с.
  • 4. Руководство по аддиктологии. / ред. Менделевич В.Д. – Спб: Речь, 2014.- 522 с.

Гаврилова Анна, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/problemy/582-dependence-causes-and-methods-of-treatment

Почему возникают зависимости и для чего они

Почему возникает зависимость

На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:

  • химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.);
  • эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интернет-зависимость и т.д.).

И в том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.

Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребёнок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей нарушением детского развития. Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться на первом году жизни ребёнка.

Если мать ребёнка не в состоянии удовлетворить самые важные из его потребностей (в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то такой ребёнок будет чувствовать себя обделённым и лишённым чего-то жизненно важного.

Со временем такой ребёнок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить своё Я, вернуть себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия, но при этом доступ к своим чувствам у него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами. Именно в этом и заключается роль употребления химических агентов, с помощью него люди изменяют своё состояние, достигая чувства “облегчения”. Эмоциональные зависимости “приходят на помощь” для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

Лишённые своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:

  • чувство, что чего-то не хватает,
  • ощущение пустоты,
  • ощущение себя “не в своей тарелке “,
  • дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворённость чем-либо,
  • апатию, безразличие, отстранённость,
  • сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность,
  • раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости,
  • неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи,
  • чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо,
  • усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности,
  • страдание, боль, невыносимые муки.

Признаки зависимости

  1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной “поддержки”) справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и, поэтому испытывает сильнейшие страдания.
  2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. “Большой ребёнок” не выдерживает нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.
  3. Свобода, которую ребёнок понимает как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность.

    Такая свобода становится, не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

Какие формы воспитания способствуют возникновению зависимостей?Во-первых, как ни странно, в семьях, где детей опекают, заботятся, балуют и вроде как любят, вырастают будущие зависимые ничуть не реже, чем в неблагополучных семьях.

Такая форма воспитания способствует тому, что ребёнок не получает необходимого опыта самостоятельно заботиться о себе, решать свои проблемы и склонен думать, что неприятности должны быть устранены немедленно, без каких либо значительных усилий с его стороны, т.е. с помощью различного рода стимуляторов, наркотиков, отвлекающих или утешающих факторов.

Если родители стремятся к гиперопёке, другими словами контролю ситуации, тем самым они признаются в своём отсутствии доверия к жизни, безопасности. Желание постоянно контролировать и опекать — точно такой же показатель зависимости, как и все остальные.

Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности. И поэтому занимается тем, что ему больше подвластно до какого-то времени: своими детьми.

Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей. Во-вторых, будущие потенциально-зависимые вырастают в семьях, где ребёнка либо игнорируют (его физические, эмоциональные потребности), либо ребёнок подвергается давлению, и не обязательно в буквальном смысле.

Ребёнок воспитывающийся в такой семье не получает необходимой для нормального развития любви, следовательно не умеет принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх активно действовать.

И как следствие, этот ребёнок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей.

Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребёнка — поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

И в первом и во втором случае ребёнок растёт в условиях тюрьмы, либо мягкой неочевидной, либо жёсткой и очевидной, что является причиной дальнейших печальных последствий. Для здорового человека удовлетворённость и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.

Бегство в зависимость — это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека. Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно поставить перед собой цель и стремиться к её достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.

Одни из самых частых человеческих проблем, которые делают нас несчастными — это проблемы связанные с отношениями. Конечно проблем этих столь же много, как и людей на земле и при этом отнюдь нет разницы ни в возрасте, ни в географии, ни в национальной принадлежности… Перечислять их здесь конечно не имеет… Читать дальше

Радостное ожидание появления малыша может быть нарушено возникновением у будущей мамы чувства тревоги, необычности ощущений в последние дни беременности и временной подавленностью в первые дни после родов.
Послеродовая депрессия отличается большей глубиной и продолжительностью. Она также может случиться… Читать дальше

“В самом центре мёртвого города я остановилась, чтобы завязать шнурки на ботинках. Это не мои ботинки, а ботинки моей матери: точнее матери моей матери. Их берегли, как фамильную драгоценность, и скрывали, как постыдные письма”. Анна Сенстон

Ребёнок проходит несколько фаз разви­тия и становления… Читать дальше

“Очень малой степени надежды достаточно для того, чтобы вызвать в жизни любовь. Через два, три дня надежда может исчезнуть, тем не менее, любовь уже родилась”. Стендаль

Почему некоторые мужчины и женщины отвергают хороших партнёров и постоянно увлекаются плохими? Почему они отталкивают людей, предлагающих… Читать дальше

Подобно гипнозу, брак — изменённое состояние сознания. Чем глубже в него погружаешься, тем больше можешь измениться. Одно предупреждение: если ты не переносишь одиночества — не вступай в брак.

Карл Витакер

Что такое быть женой?

Этот вопрос задают себе многие женщины, прожив какое-то время вместе со своей… Читать дальше

Наверное, это знакомо многим, и если работать с проблемой основательно, то она вполне решаема. Я же хочу вам рассказать как психолог и сексолог о том, что с этим можно работать и в тренинговом режиме, заодно повысив значимость самой девушки, и изменив её взгляд на себя.

Эта работа на одном из моих… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/pochemu_voznikajut_zavisimosti_i_dlya_chego_oni_nuzhny/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий