Несвязная речь причины

Как распознать инсульт?

Несвязная речь причины

При инсульте счет идет порой буквально на минуты. От того, насколько быстро и точно сориентируются в ситуации люди, окружающие больного, зависит не только возможность его дальнейшего восстановления.

Прежде всего, речь идет о жизни, поскольку от инсульта ежегодно умирают миллионы человек. Причем эта болезнь не щадит никого – ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни молодых людей.

Инсульт.

Факторы риска

В последнее время инсульт сильно помолодел. Случаи развития этого заболевания у людей в возрасте 25-30 лет уже никого не удивляют. Этому способствует множество факторов – от наследственности до вредных привычек. К основным факторам риска развития инсульта относятся:

  • Артериальная гипертония
  • Повышенный уровень холестерина в крови
  • Злоупотребление алкоголем
  • Постоянные стрессы
  • Курение
  • Малоподвижный образ жизни, ожирение
  • Неправильное питание (злоупотребление солеными, острыми, жирными блюдами)

Кроме того, инсульт чаще регистрируется у пожилых людей. И если в возрасте до 60 лет мужчины подвержены этому заболеванию больше женщин, то после 60 лет ситуация меняется – женщины страдают инсультом чаще. Что же касается неблагоприятного исхода, то смертность от инсульта выше именно среди представителей сильного пола.

Смертность при инсульте обусловлена тем, что люди, которые находились рядом, не придали значения подозрительным симптомам, растерялись и не вызвали вовремя скорую помощь. И драгоценные минуты уходили, унося вместе с собой шансы пострадавшего на жизнь.

Немного статистики:

  • Инсульт ежегодно поражает почти полмиллиона россиян, то есть, каждые 2 минуты в нашей стране регистрируются случаи инсульта. Треть больных умирает в течение первого месяца (многие – в первые дни), в течение года – 50% больных
  • Инсульт – вторая по распространенности причина смертности, на первом месте – сердечнососудистые заболевания
  • Инсульт – частая причина инвалидизации больных, каждый третий человек, перенесший инсульт, уже никогда не встает с постели
  • Смертность при инсульте напрямую зависит от того, насколько быстро была оказана квалифицированная медицинская помощь

Риску инсульта подвергается каждый из нас, и в любую минуту кто-то рядом может нуждаться в неотложной помощи. И если вы будете знать, как проявляется инсульт, что нужно предпринять, если это произошло, то тем самым вы можете спасти жизнь этому человеку.

Важно!

Чем раньше будет оказана помощь при инсульте, тем ниже вероятность летального исхода и риск того, что человек окажется на всю жизнь прикованным к инвалидному креслу.

Что такое инсульт?

Инсульт представляет собой острое нарушение мозгового кровообращения, которое происходит из-за закупорки тромбом сосуда головного мозга.

В результате кровоснабжение определенного участка головного мозга ухудшается или прекращается полностью, приводя к его отмиранию.

Это приводит к очень тяжелым последствиям: паралич одной стороны тела (полный или частичный), нарушение речи, изменение личности больного.

Как распознать симптомы инсульта

Признаки инсульта в большинстве случаев проявляются уже в первые минуты заболевания. И распознать их может каждый. При инсульте клетки головного мозга, лишенные нормального кровоснабжения, начинают отмирать, что может проявиться следующими симптомами:

  • Резкая головная боль
  • Сильное головокружение, нарушение координации движения
  • Слабость, онемение мышц с одной стороны тела
  • Проблемы с речью (заторможенность, нарушение дикции, полная неспособность произносить звуки)
  • Потемнение в глазах, ощущение размытого изображения, двоение предметов, ухудшение зрения
  • Спутанность сознания или его потеря (чаще кратковременная)
  • Дезориентация в пространстве (путаница в датах, неспособность определить свое местонахождение, отсутствие контактности, человек может не узнавать близких)
  • Галлюцинации

Не стоит игнорировать тревожные симптомы, даже если они были кратковременными. При малейшем подозрении на инсульт, например, если человек беспричинно споткнулся несколько раз или буквально на несколько секунд потерял сознание, воспользуйтесь правилом УЗП:

Попросите человека улыбнуться. При инсульте происходит паралич мышц с одной стороны тела, в результате чего улыбка получается кривой – на пораженной стороне уголок рта останется опущенным.

Попытайтесь заговорить с пострадавшим, попросив его произнести любую несложную фразу, например «На улице идет дождь». При инсульте речь обычно нарушается, становится бессвязной или заторможенной.

Попросите пострадавшего поднять обе руки вверх одновременно. При инсульте одна рука будет падать или уходить в сторону.

Если сомнения остаются, предложите больному высунуть язык. При инсульте он обычно западает набок. Если у пострадавшего человека присутствует хотя бы один признак инсульта – срочно вызывайте скорую помощь! При этом максимально точно перечислите все симптомы.

Даже если признаки инсульта были кратковременными, и пострадавший быстро пришел в себя, важно убедить его обязательно обратиться за медицинской помощью.

Необходимо знать, что несерьезные на первый взгляд симптомы инсульта почти в 100% случаев свидетельствуют о серьезных нарушениях мозговых функций.

И это, в свою очередь, может стать причиной тяжелых последствий, которые приковывают больного к инвалидной койке или даже приводят к летальному исходу.

Важно!

К симптомам инсульта нельзя относиться легкомысленно. Пусть вас не вводит в заблуждение кратковременное нарушение функций. В большинстве случаев после видимого улучшения состояния через некоторое время болезнь прогрессирует, но врачи уже не успевают спасти больного.

В ожидании помощи

До приезда скорой помощи постарайтесь предпринять меры, которые не позволят ухудшить и без того сложное положение:

  1. Помогите пострадавшему принять горизонтальное положение, уложите его на кровать или, если это произошло на улице – на скамейку или даже просто на пол.
  2. Обеспечьте правильную позу пострадавшему: голова и плечи должны быть немного приподняты (примерно на 30 градусов), но шею при этом сгибать не следует
  3. Позаботьтесь о свободном притоке воздуха – откройте форточку, окно или дверь
  4. Расстегните одежду, которая мешает свободному дыханию, расслабьте галстук, снимите с шеи шарф или платок
  5. В случае возникновения рвоты поверните голову пострадавшего набок, чтобы исключить попадание рвотных масс в дыхательные пути

Если самое страшное произошло с кем-то из ваших родных или близких – не позвольте панике захлестнуть вас. Ведь от вашего хладнокровия и уверенности зависит в такой сложной ситуации очень многое.

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/kak-raspoznat-insult

Расстройства речи у взрослых: причины, симптомы, лечение

Несвязная речь причины
Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и ого аппарата.

Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании.

Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога.

  • Первичная консультация — 3 200
  • Повторная консультация — 2 000

Записаться на прием
Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции.

Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата.

К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания.
  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий ого аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда ая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Отравление

Очень часто ые расстройства возникают в результате отравления организма ядовитыми веществами. Пары токсических веществ вызывают раздражение слизистой, что может привести к развитию аллергического отека и, как следствие, ым нарушениям. Спровоцировать развитие дисфонии может отравление:

  • фтором – вызывает сухой кашель, покраснение конъюнктивы глаз, слезотечение, судороги и воспаление слизистой гортаноглотки;
  • аммиаком – провоцирует отек трахеи, бронхов, слизистой носовой полости, что приводит к появлению болей за грудиной, охриплости голоса и саднению в горле;
  • хлором – вызывает спазм ой щели, вследствие чего появляется лающий кашель, осиплость голоса, отек бронхов.

Отравление бытовой химией может привести к аллергическим реакциям и отеку Квинке, который предшествует стенозу гортани и асфиксии. Токсические вещества содержатся во многих абразивных средствах, предназначенных для чистки раковин, кафеля, ванн и т.д. Перед их применением рекомендуется надевать респираторы, препятствующие проникновению летучих химикатов в органы дыхания.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

Источник: https://erekto.ru/deti/rasstrojstvo-rechi.html

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Болезни сердечно-сосудистой системы

Несвязная речь причины

Мозг – уникальный орган, сложнейшие функции которого – мышление, память, речь – собственно, и делают человека человеком. От внешних воздействий эта святая святых надежно защищена черепной костью, и тем не менее мозг остается самым уязвимым органом человека.

Дело в том, что для работы ему абсолютно необходимо бесперебойное поступление кислорода. Именно поэтому при остановке дыхания мозг умирает первым. Уже через 5-6 минут клинической смерти в нем происходят необратимые изменения; перестает существовать личность.

Мало кто знает о том, что мозг и стареет первым. Возрастные изменения обменных процессов в его тканях начинаются примерно с 25-30 лет. Недаром после тридцати многие, к счастью, не все теряют былую обучаемость и креативность.

Практически каждый сталкивается и с другими симптомами старения мозга. Кому из вполне молодых людей не знакомо временное ослабление памяти, внимания, сосредоточения; раздражительность и сонливость, вызванные, к примеру, стрессом в семье или авралом на работе?

С течением лет функционирование мозга постепенно замедляется: падает скорость реакции, ухудшается координация движений, уходит ясность мысли. Заключительную стадию этого процесса мы называем старческим маразмом и надеемся избежать его либо не дожить. Но, к сожалению, нередко работа мозга нарушается самым неожиданным и драматичным образом.

Самый страшный враг мозга

Самый грозный враг деятельности мозга – инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения.

Это настоящая катастрофа, которая настигает ежегодно триста тысяч наших соотечественников.

Примерно для половины из них инсульт оказывается последним событием в жизни.

60-80% из выживших до конца жизни остаются инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. И даже те, кто выздоравливает до полной социальной и бытовой адаптации, живут под постоянной угрозой повторения трагедии.

В известном романе “Граф Монте-Кристо” об инсульте говорится так:

“Страшны не только смерть, старость и безумие. Существует, например, апоплексия – это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, однако после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который были почти ангелом, становитесь неподвижной массой, которая уже почти животное…”

Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Поэтому апоплексический удар означал смерть либо месяцы или годы полурастительного существования. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Инсульт требует огромного мужества от больного и много терпения и любви от его близких, т.к. он вызывает частичное или полное поражение важнейших функций организма – движения, речи, памяти; а также поведенческие, умственные и эмоциональные расстройства, бороться с которыми порой приходится годами.

Как происходит инсульт

Геморрагический инсульт, как правило, является осложнением гипертонической болезни. Не выдержав повышенного давления крови на стенку, сосуд разрывается. Возникшее кровоизлияние сдавливает ткани, вызывает отек – и участок мозга погибает.

В случае ишемического инсульта сосуд сохраняет целостность, но ток крови по нему прекращается из-за спазма или закупорки тромбом, то есть сгустком крови, который образовался на стенке сосуда, пораженного атеросклерозом.

Стрессы, колебания атмосферного давления, переутомление, вредные привычки: алкоголь и курение, резкое колебание уровня сахара в крови – эти причины могут вызвать длительный спазм сосудов головного мозга со всеми атрибутами ишемического инсульта.

Вопреки распространенному мнению, инсульт – не единовременное событие, а процесс, развивающийся во времени и пространстве: от незначительных функциональных изменений до необратимого структурного поражения – некроза.

Болезнь коварна тем, что в первые часы ее развития вплоть до наступления паралича, потери речи или комы человек может не испытывать никаких болевых ощущений.

Немеют рука, щека, слегка изменяется речь, иногда появляется головокружение или помутнение зрения. Ни сам больной, ни его родные не подозревают, что происходит мозговая катастрофа, упускается драгоценное время.

“Терапевтическое окно”, тот период, когда интенсивная терапия может повернуть болезнь вспять, составляет всего около шести часов.

“Ступени к инсульту”

В пожилом возрасте нарушения мозгового кровообращения в той или иной степени настигают каждого человека. Но следует помнить, что первые признаки нарушения обмена в тканях мозга обнаруживаются достаточно рано.

Такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония, начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК), дисциркуляторная энцефалопатия, могут рассматриваться как различные стадии одного и того же процесса: хронической сосудистой патологии мозга. Они не только являются серьезным фактором риска развития инсульта, но и сами по себе существенно ухудшают качество жизни.

Об имеющихся нарушениях функций мозга свидетельствуют частые головные боли, головокружения, ухудшение координации движений, внимания, памяти, смазанность речи, чувство онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Если два и более из перечисленных симптомов наблюдаются не реже одного раза в неделю на протяжении хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз, пренебрегать этим очень и очень опасно.

Еще на шаг ближе к инсульту так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения или транзисторные ишемические атаки. Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются несколько минут, реже – часов, но не более суток и заканчиваются полным восстановлением нарушенных функций.

Итак, каковы же основные признаки приближающегося инсульта?

Врачи выделяют очаговые и общемозговые симптомы.

Очаговые: внезапная слабость в одной руке и/или ноге, кратковременное нарушение речи, онемение одной половины губы, языка, одной руки. Возможны временная потеря зрения на один глаз, резкое головокружение, пошатывание при ходьбе, двоение перед глазами, нечеткость речи и даже временная амнезия.

Общемозговые: появление резкой головной боли, головокружения, тошноты и рвоты на фоне повышенного артериального давления, при этом возможны судороги, изменения сознания.

Если случилась беда

Лечение инсульта – дело рук врачей: невропатологов, реаниматоров, иногда нейрохирургов. От того, как быстро оно начато, часто зависит жизнь больного.

Немедленно вызывайте скорую медицинскую помощь в случае инсульта!

Неврологическая бригада скорой медицинской помощи проведет комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

В первые три-пять дней после инсульта желательно пребывание больного в нейрореанимации, отделении интенсивной неврологии или остром инсультном отделении. Здесь будет тщательно контролироваться состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, врачи откорректируют водно-электролитный баланс, будут бороться с отеком мозга, возникающим вокруг инсультного очага.

В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

На первой-второй неделе, с разрешения врача начинают делать больному массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, занятиями по восстановлению речи. Раннее начало реабилитационной терапии очень важно, так как в этом случае больные не привыкают находиться в зависимости от окружающих, вовремя приобретают навыки самообслуживания.

После выписки больной должен наблюдаться участковым неврологом по месту жительства. Медиками разработана программа поэтапной адаптации человека, пережившего инсульт, к домашним условиям. Следуя ей, можно помочь пациенту постепенно вернуться к нормальной активной жизни.

Как избежать инсульта?

Предупреждение инсульта (и его повторения) заключается в правильном режиме труда и отдыха, рациональном питании и урегулировании сна, нормальном психологическом климате в семье и на работе, своевременном лечении атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

Существенную помощь способны оказать лекарства, улучшающие микроциркуляцию сосудов, а также предупреждающих гипоксию (кислородное голодание) головного мозга.

Одним из таких средств являются болюсы Хуато – современный ноотропный фитопрепарат, обладающий клинически подтвержденной способностью эффективно восстанавливать обмен в участках мозга, поврежденных в результате инсульта, ишемии сосудов, переутомления или травмы.

Итак, основные направления профилактики и лечения сосудистых патологий мозга – устранение причин недостаточного кровоснабжения, медикаментозное воздействие на мозговой метаболизм и, наконец, индивидуальное симптоматическое лечение (лечебная физкультура; физио- и психотерапия).

Комплексные профилактические мероприятия уменьшают заболеваемость инсультом почти наполовину, а своевременное и правильное лечение значительно повышает шансы больного вернуться к полноценной жизни.

Юлия Микоян, сайт “Инсульт.ру”.

Юлия Микоян

Источник: https://www.7ya.ru/article/Kogda-mozgu-nuzhna-pomow/

Невнятная речь – причины и способы коррекции нарушений речи

Несвязная речь причины

Речь – главный способ общения и обмена информацией. Для многих это рабочий инструмент. Если возникают проблемы с воспроизведением информации, нужно установить причину явления, а затем приступить к лечению. Иначе человек навсегда потеряет возможность нормально говорить.

Симптомы

К симптомам относятся:

  • непривычная вибрация ых складок, в результате которой в голосе появляется хрипота, он становится сдавленным;
  • невозможность быстро сформулировать свои мысли;
  • проблемы с восприятием речи окружающих;
  • нарушение темпа: он может быть ускоренным или замедленным;
  • нарушение тембра голоса;
  • проглатывание звуков, заторможенность речи;
  • нарушение синтаксической стороны;
  • чрезмерная речевая активность, не свойственная нормальному состоянию;
  • частое повторение одних и тех же слов;
  • заикание, гнусавость.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у детей может быть двух видов. Первое обусловлено нарушением внешнего оформления речи и является расстройством произношения. Второе – внутренним оформлением произносительной стороны и представляет собой системное нарушение.

Разновидности нарушений

В логопедии выделяют нарушения:

  • Афония – потеря звучности голоса при сохранности шепота.
  • Дисфония – нарушение, проявляющееся появлением гнусавости, хрипотой, осиплостью и слабостью.
  • Брадилалия – нарушение темпо-ритмической стороны речи, характеризующееся ее патологическим замедлением.
  • Тахилалия – патологически ускоренная речь.
  • Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, характеризующееся судорожным состоянием мышц органов артикуляции.
  • Дислалия – нарушение произношения при сохранном интеллекте и иннервации аппарата артикуляции.
  • Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, причиной которой является поражение головного мозга.
  • Ринолалия – нарушение звукопроизношения, тембра, обусловленное анатомическим несовершенством органов артикуляции.

Нарушения могут проявляться отдельно, а могут – в комплексе.

Особенности диагностики

Диагностика проводится в несколько этапов. Для начала нужно посетить невролога. Он соберет анамнестические данные, внимательно изучит жалобы пациента. Затем специалист оценит состояние глоточных и нижнечелюстных рефлексов, установит наличие или отсутствие атрофии.

Затем врач проверит состояние рефлексов конечностей. Если невролог заподозрит наличие органических повреждений мозга, может потребоваться МРТ, которое поможет понять, действительно произошли какие-либо изменения в главном органе организма.

Далее необходимо пройти консультацию у логопеда, лора. Последний исключит наличие опухолей, которые могли спровоцировать ухудшение произношения. Логопед проведет диагностические тесты, изучит заключение других специалистов.

Только после установления точного медицинского диагноза можно приступать к лечению. Логопед осуществляет коррекцию произношения, а врачи устраняют причину ухудшения ее качества.

Принципы лечения

Главным образом лечение основывается на устранении проблемы, следствием которой стала невнятная речь. Специфика воздействия зависит от заболевания.

Новообразования удаляются хирургическим методом. Если гематома находится на поверхности, врач проводится резекцию. Если проблема вызвана повышением внутричерепного давления, принимаются меры по его нормализации.

Гнойники в черепной коробке, послужившие причиной невнятной речи, удаляются. Наряду с лечение проводятся занятия с логопедом.

Правила исправления речи

Квалифицированный учитель логопед, изучив анамнез и заключение других специалистов, подбирает оптимальный ход занятий, соответствующий случаю лингвистический материал. Принципы работы основаны на:

  • личностном ориентировании;
  • создании благоприятной эмоциональной обстановки;
  • создании положительной мотивации;
  • взаимодействии с родителями.

Без последнего невозможна полноценная, эффективная коррекция произношения. Родители должны следовать рекомендациям логопеда, выполнять упражнения.

В некоторых случаях специалист просит опекунов ребенка присутствовать на занятиях, чтобы они смогли выполнять простые упражнения в домашних условиях. Поскольку двух занятий в неделю с логопедом может быть недостаточно.

Создание благоприятной обстановки и мотивации не менее важны. Проблемы могут быть вызваны психологическими проблемами, преодоление которых ложится на плечи логопеда.

Личностное ориентирование включает в себя:

  • признание самобытности ребенка;
  • создание ситуаций, в которых бы ребенок мог реализовывать свой собственный жизненный опыт;
  • обучение, построенное на ситуациях, в которых воспитанник хочет и может учиться.

Необходимое количество занятий в начале работы определить невозможно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и скорости усвоения навыков и умений.

Правила формирования речи

Немаловажная роль родителей в процессе исправления невнятной речи. Логопед помогает «поставить» проблемные звуки, начинает работу по автоматизации проблемных фонем. Вся остальная работа ложится на плечи родителей.

Они должны следить за собственным произношением, помнить о том, что ребенок копирует их поведение и произношение. Заострять внимание на ошибках и запинках не стоит, как и ругать за ые неточности.

Нужно аккуратно исправлять ошибки и время от времени показывать простые упражнения на развитие органов артикуляции. Позитивный настрой на занятия с логопедом также ложится на плечи родителей.

Прогноз и профилактика

При возникновении изменений в произножении, важно своевременно обратиться к врачу. Если вовремя заметить проблему и начать ее устранение, можно добиться хороших результатов. При регулярных занятиях с логопедом и соблюдении рекомендаций врача возможно нормализовать речь.

В таком случае ребенок не будет ничем отличаться от окружающих и проходить обучение в обыкновенной общеобразовательной школе.

Если заболевание обусловлено совокупностью сложных заболеваний, прогноз менее благоприятный. В таких случаях речевую функцию можно скорректировать, но полностью устранить проблему не удастся. Как, например, при алалии.

Логопед поможет исправить произношение звуков и разнообразит словарный запас, но особенность речи у алалика останется на всю жизнь. Ребенок будет не совсем правильно строить фразы и предложения, допускать ошибки в образовании грамматических форм и т.д.

При наличии сложных заболеваний, не поддающихся полному излечению, ребенок должен посещать специализированные образовательные учреждения. К ним относятся коррекционные детские сады, школы, реабилитационные центры. Наблюдение у невролога обязательно.

О профилактике стоит позаботиться во время беременности. Будущая мама должна оберегать свой организм от проникновения инфекций, непредвиденных травм. Во время родов важно соблюдать рекомендации врача, чтобы избежать травм при родоразрешении.

Родившегося ребенка с младенчества нужно оберегать от травм, нейроинфекций и воздействия токсических средств.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/nevnyatnaya-rech

Нарушение речи при психических заболеваниях. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Несвязная речь причины
Molasses все записи автора

– Нарушения речи при психических заболеваниях –
Нарушения речи обусловливаются различными причинами и встречаются достаточно часто.

С точки зрения психиатра наиболее важны те из них, которые связаны непосредственно с самими психическими расстройствами — изменениями мышления и аффектом, галлюцинациями, бредом, слабоумием и т.д. Изменения Р. касаются ее скорости, дикции, грамматического строя, содержания.

Обычно они сочетаются между собой в различных соотношениях при отдельных формах речевых расстройств.

Нарушения скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении. При легкой степени ускорения Р. остается достаточно плавной и последовательной. Вместе с тем значительно увеличивается количество слов — так называемая логорея.

При этом слова часто перемежаются созвучиями последних слогов (рифмами), поговорками, отрывками стихотворений, афоризмами. Дальнейшее ускорение Р. ведет к появлению неоконченных фраз, легкости перехода от одной темы к другой и как следствие — нарушению последовательности высказывания.

Мышление таких больных определяют как скачку идей. Р. становится отрывочной, может прерываться смехом, свистом, пением, вопросами, не имеющими отношения к данной ситуации, на которые больные не ждут ответа. При крайних степенях ускорения Р. возникает так называемая словесная окрошка.

Чаще всего ускоренная Р. встречается при гипоманиакальных, маниакальных и кататонических состояниях.

При замедлении Р. количество спонтанных высказываний уменьшается вплоть до полного исчезновения. Больные начинают отвечать только на вопросы. Активный запас слов беднеет, грамматический строй фраз упрощается.

Часто больные отвечают лишь односложно («да», «нет») и при этом жалуются на отсутствие мыслей или же на то, что одна какая-нибудь мысль преследует неотвязно — моноидеизм. Замедленная Р. может смениться полным молчанием (мутизм).

В зависимости от фона, на котором развивается мутизм, его определяют как депрессивный, истерический, кататонический, реактивный, органический. В тех случаях, когда замедление Р. и других психических процессов (мышление, сообразительность и др.

) возникает на фоне органических поражений мозга — эпидемический энцефалит, болезнь Паркинсона, поражение лобных долей головного мозга (черепно-мозговая травма, опухоли, болезнь Пика и т.д.) — говорят о брадифрении (брадипсихизме).

Нарушения дикции разнообразны. В одних случаях возрастает сила звука — Р. емкая с выразительными или однообразными интонациями (гипоманиакальные и маниакальные состояния) или, напротив, ослабевает — Р. тихая, шепотная, временами чуть слышная, лишенная модуляций (депрессивные, бредовые состояния, состояния слабоумия), когда Р.

сопровождается выраженным эффективным компонентом театральная, декламирующая, высокопарная, патетическая (кататонические, истерические, психопатические состояния, состояния речевого возбуждения при прогрессивном параличе и т.д.) или же, напротив, стонущая, с плачем и причитаниями (тревожно-депрессивное состояние).

Изменения дикции могут быть связаны с акцентированием на отдельных словах или фразах, скандированием, появлением детских интонаций (гебефреническое состояние, пуэрилизм, псевдодеменция, состояние слабоумия). Сама Р. может становиться медленной, тягучей, обедненной словами (различные органические поражения мозга).

У некоторых больных в интонациях звучит заинтересованность, удивление, любопытство, перемежаемые нередко тревогой и страхом, напряженностью и гневом (галлюцинаторные состояния, состояния помрачения знания); у других — могут доминировать интонации уверенности и безапелляционности (паранойяльные, психопатические состояния), уклончивости, недомолвки и подозрительности (бредовые состояния), слащавости, умиленности и приниженности (эпилепсия, психопатии).

Нарушения грамматического строя в своих крайних степенях представлены набором отдельных, не связанных по смыслу слов. В других случаях употребляют неоконченные фразы или их обрывки, фразы, лишенные глаголов, или, напротив, фразы, в которых глаголы употребляются в неопределенном наклонении.

Заменяют личное местоимение «я» другими — в единственном и множественном числе («он», «мы», «они»). Могут говорить о себе в другом роде. Встречается употребление перифраз — вместо обозначения предмета проводится его описание. Эта форма расстройства Р.

свидетельствует либо об остроте психических расстройств, либо о том, что налицо глубокие личностные изменения, обусловленные каким-то психическим хроническим заболеванием.

Разорванная речь сопровождается различными степенями нарушений грамматического строя и смысла высказываемого или же при сохранности грамматического строя утрачивается ее смысл (состояние помрачения сознания, слабоумие, шизофрения).

Нарушения смыслового содержания речи в наиболее отчетливой форме проявляются в неологизмах — новых, создаваемых самими больными словах. Неологизмы представляют собой слова, имеющие смысл и являющиеся средством активного речевого общения с окружающими. Они создаются больным как бы с целью более точно выразить свои переживания.

Например, организация лиц, якобы преследующих больного, называется им сварнопами («меня преследуют сварнопы»). Встречаются как в последовательной, грамматически правильно построенной Р., так и в Р. с резко нарушенным грамматическим строем.

Неологизмы, являющиеся привычными речевыми оборотами, свидетельствуют о наличии хронического психического заболевания с выраженными изменениями личности.

Мимоговорение (миморечь) выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами: иногда совершенно некстати ответы включают отдельные слова вопроса (при реактивных психозах, кататоническом синдроме и т.д.)

Монолог — это непрерывная Р., хотя и обращенная к собеседнику, но обусловленная, в первую очередь, внутренним состоянием больного, а не необходимостью словесного общения.

При этом больной не обращает внимания на задаваемые вопросы, а продолжает говорить свое. Если монолог является привычной формой Р.

— это достоверный признак хронического, сопровождаемого изменениями личности психического заболевания (например, при шизофрении).

Речевой напор выражается в повышенной речевой активности с ускоренной Р., многословностью. Больному трудно остановиться или переключить свои высказывания на другую тему, ответить на задаваемые вопросы. Речевой напор встречается у больных маниакально-депрессивным психозом, при шизофрении, эпилепсии, органических заболеваниях мозга, психопатиях.

Зеркальная речь — это произнесение слов (читаемых, слышимых, возникающих спонтанно) с конца; наблюдается при шизофрении.

Пуэрильная речь наблюдается у взрослого человека, использующего слова и речевые обороты, свойственные детям: употребление уменьшительных слов, сюсюканье, картавость, упрощенный или искаженный грамматический строй фраз, упоминание о себе в третьем лице и т.д. (реактивные психозы, шизофрения, старческое слабоумие).

Резонерская речь построена с преобладанием пространных, отвлеченных, обычно малосодержательных рассуждений; больные склонны к поверхностным аналогиям, софизмам. Такая Р. обычно не основана на конкретных фактах и бездоказательна (шизофрения, психопатии).

Слащавая речь выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных и хвалебных слов, произносимых с преувеличенным почтением, вкрадчиво, подобострастно или же с умилением и восторгом (эпилепсия, психопатии, органические заболевания мозга).

Соскальзывающая речь проявляется в высказываниях, основное содержание которых внезапно прерывается побочными, не имеющими к основным никакого отношения, что затрудняет их понимание (шизофрения).

Стереотипная речь (вербигерация) состоит из одних и тех же многократно повторяемых монотонным голосом отдельных фраз, слов, выкриков (кататонический синдром, состояние слабоумия).

Эхолалическая речь (эхолалия) выражается в автоматическом непроизвольном, однократном или многократном повторении больным отдельных слов, словосочетаний или фраз (эхофразия), услышанных им от окружающих (шизофрения, болезнь Альцгеймера, органические заболевания мозга).

Словесная окрошка (словесный салат) — эта форма разорванной речи, при которой высказывания состоят из отдельных слов, лишенных грамматического строя и не связанных между собой по смыслу (шизофрения, состояние помрачения сознания, органическое заболевание мозга).

Тревожная вербигерация — однообразное повторение отдельных фраз, слов, выкриков на фоне тревожно-депрессивного аффекта: отражает имеющиеся аффективные расстройства (маниакально-депрессивный психоз, инволюционная меланхолия, шизофрения, старческое слабоумие).

Шизофазия — форма разорванной Р., при которой высказываемые фразы при сохранном грамматическом строе лишены всякого смысла, а содержание Р. отражает бредовые расстройства (шизофрения).

Обычно та или иная форма нарушения речи сочетается с другими неврологическими симптомами, со специфической мимикой, движениями, манерой поведения. По совокупности этих расстройств, особенно речевых, во многих случаях можно не только правильно квалифицировать психический статус больного, но и поставить клинический и топический диагноз.

Источник: https://www.liveinternet.ru/community/3880531/post132062541/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий