Негативная и позитивная девиация

Девиантное поведение как непринятие стандартов

Негативная и позитивная девиация

Девиантное поведение характеризуется регулярными поступками индивида, которые не соответствуют устоявшимся, наиболее распространенным и общепринятым общественным стандартам

На негативное девиантное поведение общество реагирует неформальными и формальными санкциями. К первым относятся наказание, исправление, лечение или изоляция нарушителя. Рассматриваемое явление изучается социологией и психологией.

В качестве основоположника современной девиантологии принято рассматривать Эмиля Дюркгейма, французского социолога, благодаря его работе «Самоубийство». Им было введено понятие аномии, характеризующееся дезориентацией и запутанностью в обществе в период радикальных социальных перемен и кризисов.

В качестве примера такого состояния Эмиль приводит влияние внезапных подъемов и спадов в экономике на рост количества самоубийств. Роберт Кинг Мертон стал его последователем и оформил поведенческие реакции человека в одну из первых социологических классификаций в рамках собственной теории структурного функционализма.

Девиантное поведение определяется по-разному в зависимости от научной дисциплины.

  1. Для социальных наук это социальные явления, угрожающие социальному и физическому существованию человека в коллективе, окружении или социальной среде культурных ценностей и норм. Также это может быть нарушение процесса воспроизводства или усвоения ценностей и норм, а также процесса самореализации или саморазвития в обществе, где человек живет.
  2. Согласно психологическому подходу это отклонение от нравственных и социально-психологических норм, представленное в виде ошибочного антиобщественного образца решения конфликта. Проявляться он может в виде ущерба, который наносится общественному благополучию или нарушении общественно принятых норм.
  3. Согласно медицинскому подходу это отклонение от общепринятых рамок межличностных взаимодействий. Это могут быть поступки, действия и высказывания, которые совершаются в рамках разных форм нервно-психической патологии или психического здоровья.

Причины девиантного поведения

Причины рассматриваемого явления очень разнообразны – от исторических концепций до биогенетических теорий. В качестве основной причины стоит рассматривать несоответствие норм социума требованиям, которые выдвигает жизнь. Также это может быть несоответствие жизни интересам индивида.

В качестве провоцирующих факторов стоит рассмотреть следующие:

  • негативное воздействие массовой информации;
  • физиологические или психические отклонения в развитии;
  • психические заболевания;
  • деформация потребностей, личности, характера;
  • семейные проблемы или ошибки воспитания.

Ранее именно биологические особенности нарушителя использовались в качестве объяснения патологическому поведению, например, генетические отклонения, специфические физические черты. Также в ход шли психологические особенности – разные психические патологии или умственная отсталость.

Именно аддикция выступала в роли психологического механизма формирования большинства девиаций. Индивид, при этом, пытался избегать сложностей реальной жизни с помощью азартных игр, наркотиков, алкоголя. В итоге личность разрушается. В научной сфере психологическая и биологическая концепции однозначно не подтверждаются.

Социологические теории считаются более достоверными.

  1. Французский социолог Эмиль Дюркгейм разработал концепцию дезориентации, согласно которой провоцирующим факторов выступают социальные кризисы. Жизненные опыт индивида и принятые нормы не находят общих точек соприкосновения, в результате нормы пропадают.
  2. По мнению американского социолога Роберта Мертона девиантное поведение возникает по причине неспособности следовать нормам, но не из-за отсутствия таковых. Аномалия возникает, когда между предписанными социумом целями и одобряемыми средствами их достижения существует разрыв. Именно богатство и успех считаются ключевыми целями в современной культуре, но для их достижения человек не всегда получает от общества законные средства, поэтому он предпочитает незаконные средства или замену целей иллюзией благополучия посредством принятия алкоголя или наркотиков. Бунт против средств, целей, культуры и общества также считается одной из реакций такой личности.
  3. Теория навешивания ярлыков (стигматизация) допускает склонность каждого человека к нарушению норм, но девиантное поведение характерно именно для тех, на кого ярлык уже наклеен. Например, бывший преступник начал жить заново и забыл и преступном прошлом, но социум по-прежнему воспринимает его как преступный элемент, отказывает в работе, избегает общения. Как результат – возврат этого человека к преступной жизни.

Девиантное поведение чаще всего наблюдается именно среди молодежи, поскольку данная социальная группа считается наиболее уязвимой и нестабильной. Особого внимания требует молодежная преступность, наркомания и алкоголизм, борьба с которыми нуждается в комплексных мерах социального контроля.

Типы девиантного поведения

Учитывая особенности построения типологии патологического поведения, допускается использование других терминов для работы с понятием девиантное поведение – социально неадаптированное, саморазрушающее, психопатичное, акцентуированное, нестандартное, деструктивное, неадекватное, аддиктивное, дезадаптивное, антисоциальное, асоциальное, делинквентное или поведенческая патология.

Существует две категории девиаций:

  1. Скрытые или выраженные психопатии как результат несоответствия поведенческих реакций психическим нормам и стандартам.

    Потенциальными нарушителем может стать акцентуант, шизоид, эпилептиоид, астеник.

  2. Преступления и проступки, нарушающие культурные, правовые и социальные стандарты.

    Способ действий в данном случае называют криминальным или деликвентным.

Девиантное поведение может относиться к разным типам:

  • асоциальное предполагает субъективность мнения, плохой самоконтроль, плохое понимание реальности, полное социальное равнодушие, игнорирование общечеловеческих ценностей;
  • деликвентное связано с уголовно наказуемыми проступками;
  • антисоциальное или преступное имеет противоречия с общечеловеческими истинами, политикой или социальной идеологией;
  • игнорирование истинной реальности из-за гиперспособностей;
  • диссоциальное не подходит под психологические или медицинские стандарты действий, угрожающих целостности личности;
  • патохарактерологическое предполагает изменения в характере, которые стали результатом неправильного воспитания;
  • психопатологическое проявляется в виде психических болезней и расстройств;
  • девиации среди детей и подростков;
  • аддиктивные действия выражены уходом от реальности за счет приема психоактивных средств для изменения психического состояния;
  • саморазрушительное предполагает психическое или физическое разрушение, а также суицид.

Позитивная и негативная девиация

Девиантное поведение может быть негативным или позитивным, даже если это одно и то же действие.

  1. Позитивные аддиктивные действия способствуют развитию личности и социальному прогрессу. Это может быть одаренность или направленная на усовершенствование социума активность.
  2. Негативные действия нарушают существование или развитие социума. В качестве примера стоит привести бродяжничество, суицид, аддиктивные действия подростков.

Классификация

Не существует единой классификации рассматриваемого явления, но сферы педагогики, социологии, медицины, права и психологии выдвигают свои гипотезы.

  1. Согласно социологии любая девиация рассматривается как отдельное явление и может быть негативное или позитивной, массовой или индивидуальной, отклонением условной группы, официальной структуры, группы или лица. К типам отклонений относится проституция, растление несовершеннолетних, бродяжничество, преступность, аморальные поступки, суицид, наркомания, алкоголизм или хулиганство.
  2. Правовая сфера классифицирует дезадаптивные случае согласно уровню общественной опасности – дисциплинарные проступки, преступления, а также деликты.
  3. В педагогике понятия дезадаптация и поведенческое отклонение считаются практически идентичными, а на ребенка навешивается ярлык трудного ученика. Среди школьников это может быть школьная или социальная дезадаптация. К первой относится вранье, хулиганство, кражи, агрессия, курение, дисциплинарные нарушения, гиперактивность. Социальная дезадаптация в данном возрасте представлена преступлением, неизлечимым бродяжничеством, сексопатологическими девиациями, проституцией, аддикциями.
  4. Клиническая классификация придерживается патологических и возрастных критериев, которые уже приравниваются к заболеваниям. Для взрослых индивидов это расстройства сексуальных предпочтений, привычек и влечений, синдромы психических расстройств, связанных с физиологическими факторами, психические расстройства на фоне злоупотребления психоактивными веществами.

Рассмотренные классификации стоит воспринимать в комплексе, поскольку они удачно дополняют друг друга.

Девиантность или деликвентность

В зависимости от сферы, которая изучает девиантность, данное явление обретает разные нюансы и варианты действий. Часто можно увидеть приравнивание девиантного поведения к деликвентному.

В первом случае речь идет о системе проступков или отдельных проступках, которые никак не вписываются с социальные или моральные нормы. В случае деликвентного поведения принято рассматривать криминальные поступки на фоне психологической склонности к правонарушениям.

Несмотря на явные отличия между этими двумя понятиями, взаимосвязь между ними прослеживается всегда. Аморальные действия часто являются предшественником преступления. Вероятность деликвентного действия повышается, если индивид вовлечен в определенный тип девиации. Для социума деликвенты более опасны.

Симптоматика

Поведенческие отклонения определяются отрицательной оценкой со стигматизацией и регулярным нарушением социальных норм.

  1. Неприятие социальных стандартов является первым признаком. Следует также учитывать, что со временем эти стандарты могут изменяться. В качестве примера стоит привести отношение общественности к гомосексуальным отношениям.
  2. Первый признак девиантного поведения

  3. Порицание со стороны общественности является вторым признаком. Другие люди всегда демонстрируют негативную реакцию на поведенческое отклонение, а ярлыки «проститутка», «бандит», «алкаш» являются очередным тому подтверждением. Также всем известна проблема ресоциализации уголовников, которые обрели свободу.

Несмотря на точность этих двух характеристик, их недостаточно для постановки точного диагноза и грамотного планирования коррекции.

Актуально рассмотреть специальные признаки:

  • деструктивность представлена способностью вредить себе как личности или окружающим людям;
  • регулярное повторение действий, например, многократное воровство денег из родительского кошелька;
  • постепенное формирование;
  • рассматриваемое явление всегда анализируется в пределах медицинской нормы, поскольку в случае психического расстройства речь идет не о девианте, а о пациенте с патологической поведенческой реакцией;
  • выраженное половое или возрастное разнообразие;
  • социальная дезадаптация.

Профилактика девиантного поведения

Профилактика девиантности может быть первичной, вторичной или поздней.

  1. Первичная профилактика ориентирована на подростков и детей и предполагает повышение стойкости человека к провоцирующим факторам и их устранение.
  2. Вторичная профилактика проводится путем определения негативных условий и их коррекции при наличии первых признаков девиантного поведения.
  3. Поздняя профилактика считается узкоспециализированной и направлена на предупреждение рецидивов при наличии регулярно проявляющегося девиантного поведения.

Для работы с молодежью и подростками подходит психопрофилактическое направление, тогда как запущенные формы корректируются стационарно и амбулаторно психотерапевтами или психиатрами.

Источник: https://prodepressiju.ru/obshee/deviantnoe-povedenie.html

Положительные девиации личности как фактор развития общества

Негативная и позитивная девиация


В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида.

В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов.

Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом.

Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным.

Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А.

Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.

Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C.15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека.

Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека.

Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума.

Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность.

Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным.

В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое.

Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений.

В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн.

Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах.

Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С.5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества.

Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность.

Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему.

Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка.

Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде.

Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств.

Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов.

И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1].

Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е.

любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества.

Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование.

Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного.

Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

Литература:

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.

Основные термины(генерируются автоматически): девиантное поведение, развитие общества, девиация, социальная структура общества, член общества, норма, поведение, общество, современное общество, позитивная девиация личности.

Источник: https://moluch.ru/archive/113/29319/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий