Негативизм в дошкольном возрасте

Детский негативизм. Советы родителям – Психологос

Негативизм в дошкольном возрасте

Клипарт с сайта LENAGOLD – коллекция фонов и клипарт

Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.

Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.

Почему ребенок протестует?

Негативизм – это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям (Педагогический энциклопедический словарь).

Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.

Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.

По сути негативизм – это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.

О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.

Родители нередко говорят о том, что ребенок упрямый. Можно сказать, что упрямство – это слабая форма негативизма. И по проявлениям в поведении они похожи. Но причины похожего поведения все-таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению. А негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации.

Говорят еще о такой черте, как настойчивость – это желание добиться своего вопреки препятствиям.

Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.

Можно ли что-то с этим поделать?

Самое универсальное средство – учитывать детские потребности, желания, возможности, способности.

Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.

Чаще детский негативизм – преходящее явление. Но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности – если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.

Как помочь негативисту?

Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды. Есть так называемые кризисные периоды детства – один год, три года, шесть-семь лет и 13-16 лет. Ребенок (или подросток) в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.

Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.

При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты

  • Правила должны быть понятны детям.
  • У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
  • Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
  • При любых проблемах в поведении ребенка помогает ведение дневника. Во-первых, наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал. Во-вторых, понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи.
  • Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?»
  • Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
  • Стоит обратить внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов – возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно».
  • Призывайте на помощь чувство юмора и игру. В общении с упрямым малышом бывает эффективным метод от противного: «Ты только не вздумай сегодня лечь в 8 часов». Или игра в мальчика-девочку-«наоборот»: «Ты сегодня все делаешь наоборот, когда я попрошу тебя о чем-нибудь. А завтра я стану “мамой-наоборот”». Не сработают одни приемы – придумайте что-нибудь другое. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения.
  • Поощряйте активность, поиск нового, самостоятельность. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?

Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/detskiy-negativizm.-sovety-roditelyam

Негативизм у детей, подростков и взрослых

Негативизм в дошкольном возрасте

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция.

Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения.

Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов.

Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все».

В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Причины негативизма

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление.

Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить.

Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения.

В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет.

Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста.

Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения.

С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений.

В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию.

Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Источник: https://indepress.ru/shizofreniya/negativizm.html

Консультация для родителей «Детский негативизм». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Негативизм в дошкольном возрасте

Любовь Яшкина
Консультация для родителей «Детский негативизм»

Баловень семьи

Как найти лекарство от вседозволенности?

Вы и сами не заметили, как любое «хочу» вашего чада превратилось в приказ?

Отказ купить двадцать пятую по счету куклу или заменить обед конфетами выливается в получасовую истерику, и в итоге вы сдаетесь?

Пора бить тревогу: у вашего наследника явные симптомы избалованности! И, как это ни парадоксально, «болезнь» спровоцирована безграничной родительской любовью.

На самом деле, предупреждают психологи, воспитание без «рамок» заражает ребенка вирусом вседозволенности и превращает его в домашнего тирана.

В конечном итоге баловень и сам начнет от этого страдать, ведь вне семьи маленький эгоист не встретит поклонения, которое привык видеть от домочадцев.

Напротив, эгоцентризм делает избалованное детище изгоем в среде сверстников. Как же восстановить баланс между потребностью любить и необходимостью воспитывать?

Специалисты советуют провести грань между потаканием сиюминутным прихотям и заботой.

Слезы не повод для паники.

Зачастую от корректирующих поведение ребенка шагов родителей удерживают слезы сынишки или дочурки. Ну как найти в себе силы сказать “нет самому любимому существу на свете?”

Отказ в данном случае родители воспринимают как стресс для чада. Но так ли это на самом деле?

Детская психика довольно возбудима, но в этом нет ничего противоестественного. Слезы – присущее возрасту выражение эмоций, которые малыш еще не научился сдерживать.

Помочь крохе выработать правильную реакцию на окружающий мир и разобраться, что хорошо, а что плохо – задача родителей.

Для этого им самим необходимо научиться адекватно реагировать на детский плач.

Опытные педагоги утверждают: в деле воспитания прежде всего важна выдержка. То есть, просто не обращайте внимание на громкий рев.

В конце концов, не будет же ваш малыш плакать вечно! Рано или поздно он поймет, что слезами и криком ничего от вас не добьется.

В противном же случае, ребенок будет использовать истерику как форму манипулирования домочадцами, и недуг непослушания перейдет в хроническую стадию.

И еще один важный момент! Если вы один раз сказали своему ребенку твердое «нет» (например, в ответ на требование посмотреть мультик вместо дневного сна, ни в коем случае не отменяйте свое решение (и не позволяйте сделать это кому-нибудь из близких!Иначе ребенок никогда не будет воспринимать ваши слова всерьез: ну подумаешь – мама запретила! Я покричу – и папа разрешит! Этого допускать ни в коем случае нельзя.

Помните: в семье главные – родители и их слово – закон. И ребенок тоже должен это усвоить.

У семи нянек дитя без тормозов.

Увы, роскошь жить отдельно от родителей может позволить себе не каждая молодая семья.

Впрочем, даже при наличии собственной жилплощади от влияния бабушек и дедушек не так – то легко избавиться.

С одной стороны, спору нет, замечательно, когда у мамочки, еще только постигающей азы педагогики, есть опытные советчики.

С другой – несогласованность воспитательных позиций двух поколений чревато крахом любой попытки привить ребенку понятие о неких мерах поведения.

Месяц вы боритесь с требованием чада лакомиться десертом перед супом, а сердобольная бабушка, попотчевав «голодную детоньку» перед обедом шоколадкой, сводит ваши усилия на нет.

Ощущая покровительство старших членов семьи, малыш быстро сообразит, у кого искать защиты от «плохих» мамы с папой.

Разумеется, дискутировать со всезнающими дедушками и бабушками на тему воспитательных методик – занятие малоприятное. Однако, родителям необходимо проявить твердость.

В конечном итоге ведь именно вы несете ответственность за своего наследника.

Чтобы не допустить ситуации «лебедь, рак и щука», всем воспитателям не помешает собраться за круглым столом и обсудить педагогическую стратегию и тактику. Только договорившись между собой, взрослые смогут найти общий язык с ребенком.

Авторитет эффективнее диктата.

Некоторые родители, позволяя ребенку любой каприз, ссылаются на японский опыт, где слово «нельзя» в воспитательных целях практически не применяется. Однако нюансы этой «разрешительной» тактики не все трактуют правильно.

На резкие обороты речи в общении с ребенком и физическое наказание шалунишек в Стране Восходящего Солнца действительно наложено табу. Тем не менее, это отнюдь не означает отсутствие какого -либо воспитания.

Японцы регулируют поведение ребенка посредством воздействия на его чувственное восприятие окружающей действительности.

Из уст матери, бабушки, сестры малыш слышит не запреты,а предостережения: опасно, грязно, больно и т. д.

Суть японского метода воспитания заключается в том, чтобы не механически ставить заслоны на пути познания детьми внешнего мира, а доступно объяснять последствия нежелательных поступков.

Особое значение в японской системе ценностей имеет личный пример родных и близких.

Глядя на мать, подражая ей, малыш учится достойно себя вести. «С младых ногтей»японцам внушается: плохим быть стыдно.

В результате ребенок избегает нехороших поступков не из страха перед наказанием, а из опасения «потерять лицо».

Главный итог «воспитания по – японски»: дети, выросшие в тепличных, с нашей точки зрения, условиях, превращаются не в избалованных чудовищ, а вырастают собранными и дисциплинированными людьми.

И еще один вывод: японцы видят в продолжателях рода личностей. А мы частенько пытаемся «выкроить» наследников по трафарету, превращая дочку или сына в собственную витрину. Дорогая одежда, специализированная школа, престижный вид спорта – стандартные атрибуты успеха, которыми родители стараются окружить своих чад.

Но не будем забывать, что любовь и внимание, в которых наши дети нуждаются гораздо острее, не имеют материального эквивалента.

Кризис трех лет: любимое слово – «нет»!

Как справиться с детским негативизмом

Нашему сыну через месяц исполнится 4 года. Ваня – настоящий клубок упрямства и противоречий. Например,он говорит: «Нового года не будет».Я ему отвечаю: «Почему Будет!»И начинается: «Не будет, не будет., и так раз двадцать со слезами и криками. Причем наша бабушка не выдерживая истерик внука, «сдается»: «Ну ладно, не будет, так не будет».

Мы же, родители, не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое – это черное. Вообще, за последний год Ваня стал очень упрямым. Он не признает никаких авторитетов. В садике воспитатели жалуются,что он ничего не хочет делать: не желает лепить – не лепит, нет настроения рисовать – не рисует, не одевается сам – и его часто не берут на прогулку.

Я в ужасе: что мне делать?

Возраст ребенка и описание его поведения позволяют предположить, что речь идет о проявлении «кризиса трех лет» (разумеется,это условное название: как и все возрастные кризисы, его сроки могут колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека).

Так называемая «стадия негативизма», в которую сейчас вступил ребенок – это один из этапов СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ.

На этой стадии развития ребенку кажется, будто отрицание каждого слова взрослого – это и есть проявление самостоятельности.

Посудите сами: за маленького человечка все и всегда решают мама и папа, но однажды настает момент, когда ему очень хочется заявить о своем собственном мнении. А самый простой и очевидный способ сделать это – начать отрицать все, что навязывают взрослые.

Мы не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое – это черное. На самом деле Ваш ребенок прекрасно знает, что белое – это белое, но сейчас ему нужно отстоять право на свое мнение, пусть даже ошибочное.

Вы тратите время на стократное повторение «да, да, да.» в ответ на его «нет, нет, нет.», как будто от слов ребенка зависит реальный ход событий. Впечатление такое, что родителям так же, как и сыну, важна не реальность, а утверждение СОБСТВЕННОГО мнения. А это означает, что ребенок навязал вам свою форму поведения, стал управлять вами.

Сами того не подозревая, Вы вступили в бессмысленную игру под названием «Кто кого переупрямит». Впрочем, не только Вы, но и большинство родителей, столкнувшись с первым проявлением их ребенком собственного «Я», впадают в ступор и не знают, что с этим делать.А выход из ситуации до банального прост: нужно ИГРАТЬ!

Сделайте слово «нет» развлечением – так оно потеряет свою опасность. Например,опросите сына: «Ты хочешь пойти гулять?» и, не дав ему ответить, тут же сами немного погримасничайте,состроив смешную рожицу: «Нет, нет, нет!». Малыш рассмеется, а слово «нет» из «грозного оружия» превратится в забаву.

Или, например, поиграйте в игру «Все наоборот»: с серьезным видом толкуйте чаду, что он совсем не хочет котлеты, новый год не наступит, a трава – вовсе не зеленая. Маленький упрямец тут же станет убеждать вас в обратном!

Но здесь есть одно но: в действительно важных вопросах, касающихся безопасности малыша, нужно проявить твердость.

И, наконец, самое главное.Вы должны понять: как спортсмен тренируется перед важными состязаниями, так и личность должна упражняться в том, чтобы стать личностью. И если к первому кризису са-мосознании вашего ребенка вы отнесетесь с благоразумием и долей юмора, то никогда не окажетесь с ним по разные стороны «баррикад», воздвигнутых его взрослеющим сознанием.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-detskii-negativizm.html

Статья Детский негативизм и причины его проявления

Негативизм в дошкольном возрасте

Составил учитель начальных классов

Проданова Анна Владимировна

2015

Проблема детского непослушания становится все более острой для родителей и педагогов, которые задаются вопросами: в чем же причина подобного поведения ребенка? Что побуждает его, еще недавно послушного и покладистого малыша, так активно протестовать против знакомых и привычных для взрослых правил, просьб и воспитательных воздействий.

Негативные реакции начинают проявляться уже на самом раннем этапе развития ребенка: от рождения до 3 лет. Именно этот возрастной период характеризуется становлением личности ребенка и содержит в себе ряд возрастных кризисов.

Поэтому очень важно в раннем возрасте своевременно распознать признаки негативизма ребенка, осознавая его причины, для преодоления личностных проблем общения взрослых с детьми в поведении и проявлении личности в будущем. Первые акты протеста, по мнению Л. С.

Выготского, возникают уже в период кризиса первого года жизни, когда формируются первые представления ребенка о себе и появляются зачатки самосознания, как интуитивного чувствования Образа–Я, когда ребенок протестует против насильственной социализации и навязывания социальных установок и норм, к выполнению которых он, может быть, еще не готов (а это все чаще не чувствуют и не понимают родители и педагоги), или когда чувствует свое призвание, а поэтому проявляет свои желания и намерения в других, возможно в смежных, областях деятельности, но не в тех, которые предлагаются ему взрослыми. И тогда настойчивые требования взрослых являются здесь чаще всего провокацией естественного сопротивления тем действиям, которые оказываются не востребованными самим ребенком. Так, уже к концу первого года жизни у ребенка впервые проявляются «аффекты собственной личности» – первая ступень развития воли.

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выявить научное определение понятия «детский негативизм», а также описания особенностей его проявления.

Большинство авторов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников.

На основании анализа определений, кото- рые составляют методическую базу для исследования детского негативизма, можно вывести более глубокое и содержательное понятие негативизма детей. Под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или свер- стников.

Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний в самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное (то есть неадекватное особенностям его роста, развития и психоэмоциональных склонностей) влияние со стороны близкого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство, которое при рассогласованном типе воспитания перерастает в агрессию, и капризность, которая в таком случае преобразуется в уныние и депрессию. Под каприз- ностью мы подразумеваем такую форму поведения детей, которая выражается в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании . Под упрямством мы понимаем форму поведения ребенка, обусловлен- ную мотивом самоутверждения.

Особенности проявления негативизма обусловлены типом темперамента. Для слабого типа темперамента характерны менее интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка, такие как капризы: плач, замкнутость, отчужденность, избегание.

Для сильного типа темперамента характерно упрямство, то есть более интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка: грубость, импульсивно активное отрицание, стремление действовать вопреки, истерические реакции, агрессивность.

Проявляться детский негативизм будет не только во взаимодействии со взрослыми или сверстниками, но и в обычных социально нормативных режимных ситуациях.

Можно выделить две основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка: во-первых, рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс; во-вторых, невнимательность к конструктивно-созидательным потребностям ребенка, в том числе психолого-педагогическая некомпетентность взрослых как препятствие его самоутверждения и самостоятельности.

Рассмотрим подробнее причины возникновения негативных проявлений в поведении ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенный комплекс воспитания, который далеко не всегда осознается взрослыми членами семьи, что проявляется в отсутствии осознанного целеполагания, формулировки задач, адекватности и согласованности применения конкретных способов и приемов воспитания, учета личных и типологических психологических особенностей ребенка.

Сам ребенок, как правило, вынужден лавировать, хитрить и приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых, и, как следствие, появляются негативные признаки развития личности ребенка: негативное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок при беспредметном и случайном общении с близкими взрослыми; недостаточная сформированность социальных установок в результате некомпетентной психолого-педагогической позиции родителей; негативное поведение ребенка как средство привлечения внимания к собственным персоне; формирование упрямства как негативной черты личности, являющейся средством манипулирования родительскими установками; протестное поведение как реакция при эмоциональной травме; соматические недомогания, депрессия или агрессия.

Другая причина возникновения негативных проявлений в поведении ребенка – невнимательность значимых для ребенка (педагогов и родителей) к его конструктивно-созидательным потребностям.

Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых сегодня становится реальным скрытым препятствием его самоутверждения и самостоятельности, что неизбежно приводит к неудовлетворенным потребностям социального характера: потребности в общении, эмоционально теплом, доброжелательном контакте, самоутверждении, удовлетворении познавательных потребностей.

Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция здесь выполняет функцию компенсации и защитной реакции. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию но закрепляет деструктивный опыт социализации.

Вопрос состоит в том, чтобы осознать принципиальные возможности ребенка этого возраста (от рождения до 3 лет), его потенции поступать мотивированно, то есть осознавать свои непроизвольные побуждения, желания, потребности, в чем взрослые – родители и педагоги – и должны оказывать ему помощь.

Наши наблюдения показывают, что при недостаточности рефлексивных способностях родителей и ситуативной рефлексии педагогов в осознании переживаний ребенка «здесь и сейчас» развитие мотивированных действий детей невозможно либо затруднено.

Другими словами, если взрослый не пытается вербализовать ситуативные переживания (как основу желаний и намерений) ребенка, то ребенок вынужден реагировать негативно при столкновении своих потребностей и требований взрослого, защищая свои истинные и пока еще трудно осознаваемые намерения и желания. При этом взрослый чаще всего не допускает даже мысли о том, что желания ребенка могут быть истинными в силу интуитивного влечения его к выполнению собственного предназначения, а социально-нормативные требования взрослого в такой ситуации могут быть чуждыми, а в некоторых случаях даже вредными (несмотря на их социальную нормативность) для духовно-интеллектуального развития ребенка.

Так, например, до сих пор современные исследователи с позиций традиционной педагогики и психологии рассматривают действия педагогов как всегда однозначно верные, что позволяет им вводить в заблуждение родительскую общественность в том, что негативизм ребенка якобы необходимо всегда преодолевать, настойчиво требуя исполнения социальных норм и правил поведения.

Такой подход, по сути, является бихевиоральным, то есть ориентированным только на поведенческие, внешние реакции, без учета внутреннего механизма их проявления. Однако авторитарные методы педагогической работы не должны быть исключены: они уместны, на наш взгляд, но только в случаях, когда жизни или здоровью ребенка грозит опасность.

Во всех других случаях ребенок ставит взрослого в творческую ситуацию, о которой говорили и говорят выдающиеся отечественные психологи: Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лиси- на, В. С. Мухина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Никольская.

От взрослого требуется реализовать свой творческий потенциал в поиске оригинальных, нетрадиционных способов решения проблемных ситуаций, обеспечивающих на основе «детско-взрослой взаимности» решение трех задач:

1) обеспечение социальных условий реализации своего предназначения ребенком;

2) накопление индивидуального опыта самотворения (творческих способностей) и, как следствие;

3) содействие конструктивной социализации личности.

В традиционной же практике образования преследуют лишь последнюю задачу, пренебрегая двумя предыдущими, требующими от педагогов и родителей развитых креативных способностей.

Вместе с тем вне зависимости от причин возникновения негативное поведение ребенка является сигналом к анализу взрослыми своих воспитательных воздействий, так как, проявившись в разных ситуациях несколько раз, негативизм может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

Если проявления негативизма не будут конструктивно преодолены к младшему школьному возрасту, то они примут необратимую тенденцию развития либо в аутоагрессию вплоть до суицидальных попыток, либо в депрессию вплоть до асоциального образа жизни как оппозиции за длительное отсутствие любви к нему ближних (родителей, педагогов, сверстников).

В психолого-педагогической литературе можно найти значительное количество определений детского негативизма, однако диагностический инструментарий достаточно беден, невелик выбор методик для определения детско-родительских отношений, самооценки ребенка раннего возраста и регистрации анализа негативных проявлений такого ребенка. Диагностические методики для исследования детского негативизма Взаимодействие родителя с ребенком (М. И. Марковская) Выявляет стиль семейного воспитания каждого родителя Тест для определения особенностей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) Выявляет психологические особенности родителей и их взаимоотношений в конфликтных ситуациях. Методика самооценки личности (Будасси). Выявляет особенности самооценки родителя и, как следствие подражания родителю, самооценки ребенка Тест для определения типа темперамента. Выявляет ведущий тип темперамента ребенка

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников.

Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого.

Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство и капризность.

Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-педагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых.

В-третьих, специального диагностического инструментария для определения детского негативизма не обнаружено. Нами разрабатывается диагностический комплекс методик, направленных на выявление признаков негативизма.

Мы считаем, что желательно обнаружить такие признаки своевременно – в раннем возрасте.

Источники

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2005. – 632 с.

2. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.

3. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рос- соха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 808 с.

4. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Корпулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 640 с.

5. Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. – Москва : Академия, 1996. – 160 с.

6. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев– Москва : ТК Велби, Проспект, 2006. – 560 с.

Источник: https://infourok.ru/statya-detskiy-negativizm-i-prichini-ego-proyavleniya-651712.html

Негативизм и агрессия детей дошкольного возраста

Негативизм в дошкольном возрасте

Негативизм – немотивированное поведение субъекта, проявляюще­еся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов и социальных групп.

Негативизм можно рассматривать как форму протестного поведе­ния. Ребенок в этом случае не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание дейст­вия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные прояв­ления детского негативизма – это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрос­лых. При «активном» негативизме дети производят действия, противопо­ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем.

В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключает­ся в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отно­шение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности.

Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативизму, явление положительное. Это важнейшая характеристика про­извольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка явля­ется исключительно желание настоять на своем, а настойчивость опреде­ляется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт меж­ду ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невоз­можным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепен­ное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стрем­ления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует и другие формы протеста, в том числе и упрямство.

Упрямство – отмечал Л.С. Выготский – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а по­тому, что он это потребовал… Мотивом упрямства является то, что ребе­нок связан своим первоначальным решением.

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например, родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо пе­ремен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямст­ва, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом

ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фик­сация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости.

В этом случае упрямство детей существует толь­ко вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться бес­прекословного послушания.

Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для ре­шения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое уп -рямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства – дли­тельно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознан­ное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущем­ления его прав, жизненно важных потребностей.

Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном прису ще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувст­вом собственного достоинства.

Способность вести себя независимо от об­стоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, – важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, – стремле­нием подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма поведе­ния, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямст­ва то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязы­ваемого ребенку образа жизни.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность.

Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначи­тельными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребен­ка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удов­летворительным для ребенка решением может оказаться и физическая ре­акция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения.

Чем сильнее агрессия, тем сильнее сто­ящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение.

Очень часто страх порождается нарушенными социаль­ными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное по­ведение.

Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные пережива­ния, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздра­жения и ищет более безопасный объект для разрядки.

(Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку – брата не бьет, но мучает кошку.

) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – само­унижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в раз­рушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драмати­ческим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ру­гаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собст­венные обиды.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отноше­нию к раздражителям.

Интенсивность и неадекватность агрессивных ре­акций во многом зависят от предыдущего опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию.

Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, им­пульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмо­ционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустой­чивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детермини­рующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного по­ведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессив­ности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо особое внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше фор­мы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ре­бенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в соци­ально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в ре­ализации выбранного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрес­сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В от­ношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вер­бальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно пока­зать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он толь­ко проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учинен­ный им разгром.

Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать».

Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убрать­ся, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить тру дно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и пере­живания ребенка стоят за ними.

Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, a может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превра­тить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять на­пряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной.

Если же ребенок ос­корбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ре­бенка могут его только стимулировать.

Конечная цель преодоления агрес­сивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более прият­ные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_170829_infantilnost-emotsionalnih-proyavleniy.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий