Нарушение экспрессивной речи у детей

Нарушение экспрессивной речи у детей

Нарушение экспрессивной речи у детей

Каждый родитель любит наблюдать за развитием ребенка. С каждым месяцем жизни спектр его навыков и умений растет. Поэтому, если малыш не говорит либо использует 2-3 слова, взрослые начинают переживать.

Экспрессивная речь у детей может формироваться с запозданием по разным причинам. Это и органические поражения, и психологические стрессы и многое другое. При данной проблеме сохранено понимание обращенной речи. То есть такие дети могут показать жестом, что им нужно, отвести маму за руку.

Общие сведения

В логопедии данное нарушение выделяют под названием общее недоразвитие речи (ОНР). Оно может быть нескольких уровней. Как правило, говорить о проблемах целесообразно к трем годам. Это критический период для развития речи. Если к этому времени ситуация не улучшилась, то родителям стоит посетить специалистов.

В первую очередь обращаются к неврологу. После чего желательно послушать психиатра, сурдолога (для определения уровня слуха) и только потом логопеда.

Не каждый родитель знает, что именно считать задержками развития. К году ребенок должен владеть 10 словами. Обычно они простые «мама», «папа», «дай» и т. п. Допускается использование звукоподражаний «ава», «киса», «биби» и т. п.

К двум годам активный словарь состоит уже из 200 слов, есть простая фраза «я кушаю», «дай Машу» и т. п. К трем годам показатель увеличивается до 800 слов, появляются части речи, предлоги и часть звуков.

Развиваться речь продолжает и после трех лет. Поэтому если она начнет серьезно отставать от нормы, то нагнать упущенное будет тяжело. Проблемы с речью чреваты нарушением работы всех остальных функций психики:

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания и т. п.

Если у малыша в три года нет слов либо всего 2-3, родителям стоит забеспокоиться и начать действовать.

Основные причины

Детский возраст чувствителен к разного рода воздействиям. Тяжелая беременность, роды, болезни и травмы головы негативно скажутся на его развитии.

В последние годы количество детей с подобными патологиями только растет. Связывают специалисты это с разными причинами. Некоторые считают, что ухудшение экологической обстановки играет роль. Другие выделяют основные факторы риска:

  • хронические болезни отца и матери;
  • возраст рожениц;
  • вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение);
  • травмы в родах.

Еще выделяют, так называемые факторы социального характера. Увеличение количества смартфонов, планшетов, круглосуточное телевидение. Множество мультфильмов и игр для детей с рекламой легко завлекают внимание малыша. Поэтому у них теряется необходимость изучать внешний мир и взаимодействовать с ним.

Во множестве мультфильмов преобладают кислотные краски, визгливые механические голоса – все это быстро овладевает ребенком и его вниманием. После чего обычная речь взрослого его мало интересует.

При общении с другими детьми и взрослым он смотрит на лицо и бессознательно пытается повторить движения органов артикуляции. Без такого визуального контакта ему сложно будут даваться звуки.

Разграничение диагнозов

Под расстройством экспрессивной речи принято понимать несколько возможных болезней. Они идут под шифром F80.1. В первую очередь – это собственно задержка речевого развития (ЗРР). Выражается в отсутствии речи или ее недостаточном уровне.

Следующее – моторная алалия. Это тяжелое нарушение, которое нельзя путать с ЗРР. При нем поражены конкретные участки коры мозга и это видно на МРТ. В случае ЗРР речь идет о незрелости нервной системы, но она успешно преодолевается и в какой-то мере частично устраняется сама.

Еще один диагноз, который входит в данную группу – это афазия, то есть распад речи. Он происходит из-за инсульта, травм головы и тяжелых болезней (опухолей, менингита). У детей такое нарушение редко выявляется. Оно может появиться только ближе к школьному возрасту. Такое нарушение тоже будет видно на МРТ, так как страдает кора мозга.

Не всегда легко отделить мутизм от задержки. Для данной проблемы характерно нормальное развитие речи, но полное нежелание ее использовать. Происходит это по разным психологическим причинам. Чаще всего ребенок согласен общаться только с определенными людьми, например, с воспитателем. Он не пользуется указательным жестом.

Обязательно исключают нарушения слуха, интеллектуальной сферы. При данных нарушениях речь может ограничиваться простыми подражаниями или полностью отсутствовать.

Некоторые специалисты ставят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. По мнению неврологов, такого понятия не существует. У ребенка должна быть либо ЗРР, либо задержка психического развития (ЗПР).

Характерные особенности детей

Занятия с детьми с речевыми нарушениями нужно начинать как можно раньше. Проводит их логопед. Для лучшего построения работы необходимо учитывать все особенности нарушения.

У детей с ЗРР отмечаются следующие особенности:

  • низкий уровень внимания;
  • ограниченная слуховая память;
  • сниженный познавательный интерес.

Смысловая часть мышления и логическая обычно в норме, но выполнение инструкции из 3-4 ступеней затрудненно. Может меняться последовательность или происходить потеря определенных элементов.

Могут отмечаться некритичные нарушения двигательной сферы. Такие дети неловкие, медленные и плохо выполняют сложную последовательность действий.

Отмечаются и проблемы с развитием мелкой моторики. Снижен интерес к рисованию, тяжело дается шнуровка и другие тонкие действия.

При отсутствии своевременного лечения и коррекционной помощи происходит вторичное нарушение интеллекта. Чем позже появится логопед в жизни ребенка, тем сложнее будет компенсировать дефект.

Обязательно используется медицинское и психологическое сопровождение. Грамотный невролог поможет скорректировать работу нервной системы, а психолог будет развивать психические функции, такие как память, мышление, внимание.

Конкретное описание проблем ребенка позволит грамотно выстроить действия специалистов.

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи. Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний.

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок.  Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь, так как в мозге эти два участка коры находятся рядом.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

Возможные последствия

Расстройства экспрессивной речи благополучно преодолеваются. При своевременной ранней помощи большинство детей идет в обычную школу, и не испытывает проблем с обучением. Небольшой процент может сложнее осваивать чтение и письмо.

Родители уверены, что лечить подобное нарушение не стоит, так как все наладится само. Это опасное заблуждение! При задержке, ребенок заговорит, но у него будет неидеальная речь.

При самом плохом раскладе, если не будет помощи и коррекционного обучения, у ребенка будут вторичные нарушения интеллекта, он не освоит правильную речь.

Родители полагают, что достаточно поместить ребенка к говорящим сверстникам, все наладится. Тоже опасное заблуждение. У детей с расстройством подобного типа быстро формируется негативизм, так как другие дети их не понимают и быстро исключают из игр.

Поэтому, если в три года ребенок не говорит, самое время обратиться к специалистам.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/ekspressivnaya-rech-i-ee-rasstrojstvo/

Расстройство экспрессивной речи у детей: лечение

Нарушение экспрессивной речи у детей

Как известно, каждый ребенок по-своему уникален, а его развитие порой выходит за рамки норм и правил. С одной стороны это неплохо, но при наблюдении очевидного контраста желательно обратиться к грамотному специалисту.

В обширной медицинской практике есть такое малознакомое обычному обывателю понятие, как «Расстройство экспрессивной речи», а диагностируется характерный недуг у каждого четвертого ребенка однозначно дошкольного возраста.

Появляется он чаще у мальчиков, чем у девочек, а безграмотный обыватель на такой диагноз просто скажет, что девочки развиваются гораздо быстрее.

В любом случае, данное заболевание должно насторожить заботливых родителей, а своевременное реагирование на проблему и вовсе должно последовать незамедлительно.

Итак, данная форма расстройства развития речи никак не связана с умственной отсталостью маленького пациента, мало того, также не объясняется нервным расстройством или нарушением слуха.

Проще говоря, у родителей отсутствует объяснение данной патологии, но вот факт остается фактом: ребенок плохо разговаривает.

Самое удивительное, что одновременно с этим он прекрасно понимает человеческую речь.

Прежде чем преступать к продуктивному лечению, врач старается разобраться, а в чем же причина его возникновения.

На самом деле этиология патологического процесса так до конца остается невыясненной, хотя имеются почти доказанные генетические предпосылки, родовые травмы, а также недоразвитие нервной системы и отдельных ее отделов.

Но опять-таки рассуждать можно до бесконечности, а ребенок по-прежнему плохо говорит, хотя его физическому и интеллектуальному развитию может позавидовать даже взрослый человек. Так что необходимо основательно разобраться в самой проблеме и ее распространении в детском организме.

Заметить преобладание заболевания можно уже в возрасте двух лет, когда речь малыша ограничивается парой — тройкой шаблонных фраз. Он не пытается использовать в общении с мамой новые выражения, а больше предпочитает кивать и агукать.

Конечно, можно говорить о том, что мальчики начинают говорить позднее, но при этом не стоит исключать преобладание в организме конкретного заболевания. Ребенок не умеет фантазировать, заканчивать предложение, подбирать синонимы, а уже к трем годам предпочитают отмалчиваться, и попросту игнорируют отдельные вопросы в свой адрес.

Вот как раз в три года и необходимо приступать к лечению, которое в данной клинической картине однозначно должно быть комплексным.

Но на что должна обратить особое внимание заботливая мамочка? Во-первых, на то, что ребенок глотает слова и окончания. Во-вторых, его речь сложно назвать членораздельной и доступной к пониманию.

В-третьих, он начинает менять слоги местами и неправильно произносить отдельные предлоги. В-четвертых, имеют место ярко выраженные поведенческие расстройства.

В-пятых, присутствует невнимательность, рассеянность и очевидное чувство отрешенности.

И последнее, на что обязательно необходимо обратить внимание, так это его эмоциональную сферу.

как правило, дети с расстройством экспрессивной речи сдержаны в своих эмоциях, не способны в полной мере выражать чувство радости и безграничного счастья, не общаются со сверстниками, ведут обособленный образ жизни, замкнуты и при этом могут сильно страдать от частых приступов энуреза.

По мере взросления последний симптом не проходит, а пациента превращает в запуганного ребенка и закомплексованного подростка в дальнейшем. Такие симптомы очевидны, а родительница вовсе не должна ссылаться на маленький возраст и излишнюю эмоциональность в дневное время суток.

Чтобы окончательно поставить диагноз, требуется дополнительная диагностика, которая, как известно, включает индивидуальную консультацию у ортопеда.

Тот, в свою очередь, использует современные методики, описанные в справочной литературе, а по результатам рассказывает маме о состоянии речи ее чада. От степени нарушенной речи и зависит метод дальнейшего лечения, а также его непосредственная эффективность и продолжительность.

Важно отметить, что здесь важен индивидуальный подход, поскольку то, что подходит одному ребенку, оказывается для лечения другого абсолютно бесполезным.

Крайне важна дифференциальная диагностика, а врачи в данной клинической картине сравнивают характерный недуг с умственной отсталостью. Для этого узкий специалист предлагает ряд развивающих игр, тестов и проверок для малыша, а от правильности ответов зависит вердикт врача.

Если диагноз поставлен, то самое время преступать к консервативному лечению, которое может продолжаться не один месяц. Клинический исход и его благоприятность полностью зависят от особенностей детского организма, стадии преобладающего заболевания и прилежности родительницы, которая четко соблюдает все рекомендации и предписания лечащего врача.

Но о каких именно лечебных действиях в данной клинической картине идет речь?

В данном случае обязательными считаются семейная и речевая терапия, а также регулярные визиты к психологу. не исключено, что сама проблема крепко засела в детском сознании, а для избавления требуется квалифицированная помощь узкого специалиста.

Итак, речевая терапия — это комплекс упражнений, которые помогают ребенку обогатить свой словарный запас, научиться применять отдельные фразы в быту, искать синонимы и уметь подробно описывать то или иное действо. происшествие или событие. В общем, заниматься с ребенком необходимо чуть ли не ежедневно, тратя на каждое занятие примерно 30 — 45 минут своего свободного времени.

Протекать они должны в игровой форме, чтобы маленький пациент был заинтересован и получал колоссальное удовольствие от произнесенной речи и своих достижений.

Если же расстройство речи сопровождается умственной отсталостью, то в этом случае дополнительно требуется медикаментозная терапия. Подбирать лечащие средства важно строго по согласованию с лечащим врачом, поскольку они могут иметь серьезные побочные явления и противопоказания. Если прибегнуть к методу поверхностного самолечения, то можно только усугубить общее состояние маленького пациента.

В целом, клинический исход благоприятный в том случае, если врач правильно подобрал схему лечения, а пациент четко следовал всем врачебным рекомендациям. Только так можно дождаться положительной динамики заболевания, а курс лечения заметно сокращается.

Родители довольны такой консервативной терапией, тем более длится она, как правило, всего пару месяцев.

Если же положительный терапевтический эффект и вовсе отсутствует, то врач прибегает к радикальным лечебным мерам, которые позволяют до поступления в школу также добиться окончательного выздоровления маленького пациента. В любом случае диагноз не из приятных.

Маленького пациента желательно вылечить до поступления в школу, иначе регулярные походы к семейному психологу будут продолжаться, а число проблем в сознании ребенка только увеличится.

Источник: https://veselajashkola.ru/shkola/rasstrojstvo-ekspressivnoj-rechi-u-detej-lechenie/

Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи

Нарушение экспрессивной речи у детей

Расстройство экспрессивной речи, также называемое моторной алалией, характеризуется задержкой в развитии речи ребенка, он медленно увеличивает словарный запас, часто ошибается, используя слова, меняет в них звуки, соединяет слоги разных слов, окружающие с трудом понимают его речь.

Имеет разную степень тяжести, требует продолжительной коррекционной работы с логопедами и психологами.

О негативных проявлениях эмоциональной депривации у ребенка читайте здесь.

Что такое экспрессивная речь?

Экспрессивная речь — механизм возникновения словесного высказывания, которое может быть выражено и устно, и на письме.

Первоначально человек обдумывает, что именно он хочет сказать, после выстраивает в своей голове реплику и лишь затем высказывает ее.

Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — два-три ребенка из тысячи будут иметь ярко выраженные признаки нарушения.

Согласно другим данным, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.

Диагноз может быть впервые поставлен не только в дошкольном, но и в младшем, среднем или даже старшем школьном возрасте.

У подростков обычно обнаруживаются мягкие формы отклонения, которые становятся заметны, когда речь усложняется. Основная часть детей, страдающих расстройством, — мальчики, у них оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Интеллект детей, имеющих речевую экспрессию, полностью сохранен: нарушение никак не связано с олигофоренией и сходными отклонениями.

Дети развиваются полноценно, способны корректно выполнять задания, не связанные с речевыми умениями: указать на нужные кубики, выстроить игрушки в определенной последовательности.

Они хорошо поддерживают зрительный контакт, быстро обучаются правильно использовать предметы, понимают речь.

Причины развития расстройства

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

В некоторых случаях моторная алалия сочетается с другими сходными отклонениями. Это происходит в тех случаях, когда церебральные дефекты оказываются достаточно значительными.

Ключевые причины развития отклонения:

  1. Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  2. Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.

    Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.

  3. Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
  4. Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  5. Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  6. Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.

    Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.

  7. Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.

Некоторые специалисты связывают развитие моторной алалии с наследственностью, но эту точку зрения разделяют не все.

Симптомы

Основная симптоматика:

  1. Задержка речевого развития. В наиболее тяжелых случаях ребенок с этим расстройством не говорит в течение первых нескольких лет жизни, а о своих желаниях и потребностях сообщает невербально: жестами, взглядом. В таких случаях диагноз выставляется уже на первом-втором году жизни. При более мягких формах расстройства дети осваивают некоторые слова, фразы, но могут совершать ошибки, их речь отличается от речи сверстников.
  2. Бедность словарного запаса. Дети медленно, с трудом усваивают новые слова, часто забывая ранее выученные.

    При этом пассивный словарь практически не страдает: дети хорошо понимают речь, обращенную к ним.

  3. Ошибки в произношении и использовании слов. Присутствуют различные речевые расстройства: например, ребенок может заменять или терять слоги, звуки в словах, заменять буквы на сходные по звучанию («б» превращается в «п» и так далее), комбинировать слоги разных слов, неправильно сочетать слова.
  4. Затруднения при попытке выстроить связную фразу. Предложения, которые выстраивают дети с этим расстройством, короткие, упрощенные, не соответствуют правилам грамматики: могут выпадать союзы и предлоги, часто отсутствует согласование по времени, падежам, могут неправильно выбираться слова. Также ребенку сложно повторить предложение или слово по просьбе взрослого.
  5. Поведенческие нарушения. У детей с моторной алалией часто обнаруживаются и другие отклонения: повышенная агрессивность, импульсивность. Они либо чрезмерно активны, либо малоподвижны, спокойны. Склонны к эмоциональной лабильности, тревожности, слезливости, плохо спят. Мелкая моторика недостаточно развита, координация движений также может быть нарушена.

Часто наблюдаются и другие нарушения когнитивных функций: дети с алалией хуже запоминают информацию, их мышление менее гибкое, им сложно долгое время концентрироваться на чем-либо. Их речевые отклонения затрудняют процесс адаптации в коллективах и обучения.

Диагностика

Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.

Процесс диагностики состоит из:

  1. Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  2. Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  3. Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.

После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

Методы лечения и коррекции

В основе коррекции расстройства экспрессивной речи лежит продолжительная работа с логопедом и психологом.

Также ребенок проходит курсы физиотерапевтических процедур, принимает медикаменты, улучшающие функционирование мозга (церебропротекторы, витамины, минералы).

При наличии нарушений сна подбираются средства, обладающие успокоительным и снотворным эффектом (препараты на основе мелатонина, травяные седативные медикаменты).

Детям с речевыми расстройствами важно проходить обучение в специализированных детских садах, в которых есть опытные логопеды, педагоги и психологи. Наиболее высокую эффективность покажет коррекция, которая будет начата в раннем дошкольном возрасте (до трех лет).

В процессе логопедической коррекции ребенок активнее наращивает словарный запас, учится правильно выстраивать предложения, в процессе коррекционных игр начинает понимать лучше, как поддерживать разговор, как реагировать на те или иные ситуации.

Логопед помогает ему избавляться от ошибок в процессе использования слов, обучает умению мысленно формулировать фразы, верно использовать артикуляционный аппарат.

Работа с психологом показана в случае наличия поведенческих нарушений, эмоциональной лабильности.

Родителям важно поддерживать общение с логопедами и психологами, прислушиваться к их рекомендациям, выполнять упражнения дома.

Категорически не допускается обвинять ребенка, насмехаться над ним: это негативно скажется на его психике и значительно замедлит процесс коррекции.

Если мать или отец чувствуют внутренний дискомфорт, подавленность после постановки диагноза, им следует обратиться к психологу.

Прогноз зависит от тяжести расстройства, качества коррекционной работы и возраста ребенка. Мягкие формы моторной алалии легко поддаются коррекции, их можно быстро устранить полностью.

Более тяжелые требуют комплексного и продолжительного лечения, но их также можно успешно скорректировать, если родители и логопеды приложат достаточно усилий.

Если диагноз был поставлен со значительным опозданием, прогноз скорее неблагоприятен.

Что такое алалия? Узнайте из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/rasstrojstvo-ekspressivnoj-rechi.html

Почему нарушается детская экспрессивная речь?

Нарушение экспрессивной речи у детей

Данное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к умственной отсталости или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями.

Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке.

В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста.

Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки.

Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает.

Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа.

Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

Причины расстройства экспрессивной речи

В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства.

Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур.

 Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры.

В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения.

То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания.

Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух.  В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять.

Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

Лечение расстройства экспрессивной речи

При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий.

В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса.

Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно.

При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как умственная отсталость. В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и  в невербальной сфере.

Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Среди различных методик лечения значительное место отведено занятиям с логопедом, курсу специальных занятий и тренингов с психологом. По показаниям, может быть назначено лечение у врача-психиатра, и нередко оно является основным.

  Если, начиная лечение, врач сомневается в точности диагноза, то могут быть назначены дополнительные исследования. Дифференциальная диагностика необходима для того, чтобы безошибочно установить анатомический очаг поражения.

В подобных случаях проводятся инструментальные методы, например, МРТ головного мозга, ЭЭГ, КТ головного мозга, и другие.

Источник: https://www.psyportal.net/18936/pochemu-narushaetsya-detskaya-ekspressivnaya-rech/

Экспрессивная речь – становление в детском возрасте, коррекция

Нарушение экспрессивной речи у детей

Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы ого аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется  к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/ekspressivnaya-rech

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий