Методы диагностики характера

Характер и его диагностика (стр. 1 из 4)

Методы диагностики характера

Оглавление. 1

Введение. 2

Методики диагностики характера. 3

Патохарактерологический диагностический опросник. 4

Характерологический опросник К. Леонгарда. 6

Описание акцентуаций по Леонгарду. 7

Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник. 7

Заключение. 12

Список используемой литературы: 13

Введение

Все психические качества личности, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.

Характер значимо связан с темпераментом, который проявляется как внешняя форма выражения характера, накладывающая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.

В характере личность проявляется со стороны ее содержания, а в темпераменте со стороны ее динамических свойств.

В отличие от темперамента характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.

Характер человека является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Устойчивым в силу того, что черты характера обуславливают определенное поведение индивида. Изменяющимся, так как сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий жизнедеятельности, профессиональной активности и т.п.).

Как и при изучении, других образующих личности, при изучении характера наблюдается ряд подходов. В некоторых из них характер рассматривается как созвездие основополагающих особенностей поведения личности.

Например, с помощью MMPI диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль и прочие. К.

Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций.

Изучая черты характера можно выделить четыре крупных блока черт, характеризующих отношение человека к разным сторонам жизни.

На протяжении всей истории психологии неоднократно принимались попытки построения типологии характеров.

Одной из наиболее известных и ранних из них являлась та, которая еще в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером.

Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии характеров человека исходили из ряда общих идей. Ниже приведены некоторые из них:

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

В соответствии с этой типологией, большая часть людей может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический, пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера, хотя, как оказалось, должных научных оснований у автора не было.

Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.

Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелируют со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой «карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминают шизофреников, Кречмер назвал «шизотимными»; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, – «циклотимиками».

«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций.

«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Патохарактерологический диагностический опросник

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строением тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера.

Более поздние классификации характеров строились в основном на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А. Е. Личко. На основе его классификации в 1970г. был предложен патохарактерологический диагностический опросник (П. д.о.

), предназначенный для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. П.д.о. является реализацией типологического подхода к исследованию личности.

Опросник неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983г.

Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т.д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений.

Обследование проводят в два этапа. Первоначально, обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер.

Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора («0» в регистрационном листе). Семь и более отказов по двум этапам – показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию.

Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.

Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частот выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера:

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, подвижен. Проявляет стремление быть лидером.

Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу.

Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

Циклоидный тип. У него часто меняется настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к окружающим событиям, людям, причем это происходит периодически.

Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени сменяются активностью, свойственной гипертимному типу.

Самооценка часто бывает неадекватной.

Лабильный тип. Он характеризуется крайней, непредсказуемой сменой настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывают чувство глубокой личной привязанности к тем людям, которые к ним относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Нередко избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.

Источник: https://mirznanii.com/a/200076/kharakter-i-ego-diagnostika

Вопросы по Клинической психологии

Методы диагностики характера
sh: 1: –format=html: not found

1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.

2. Сознание как высший уровень психического отражения.

3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.

4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.

5. Общая характеристика эмоций.

6. Воля и волевая регуляция.

7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.

10. Мышление как форма познавательной деятельности.

11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.

13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.

14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.

15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.

16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.

17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.

18. Психометрика и её основные параметры.

19. Корреляционный анализ.

20. Статистические критерии различий.

21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.

23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.

25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.

27. Социальная психология общения. Структура общения.

28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.

29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.

30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.

31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.

32. Клиническая психология как наука.

33. Теория привязанности.

34. Теория объектных отношений.

35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.

36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.

37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.

38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.

39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.

40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.

41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.

44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.

45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.

46. Основные понятия психотерапевтического процесса.

47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.

48. Основы групповой психотерапии.

49. Балинтовские группы. Модели супервизии.

50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.

51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.

52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.

53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.

54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.

55. Структура процесса психологического консультирования.

56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.

57. Основные методы психологического консультирования.

58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.

59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.

60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.

61. Отклоняющееся поведение и его особенности.

62. Профилактика отклоняющегося поведения.

63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.

67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.

69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.

70. Семья как система.

71. Жизненный цикл семьи.

72. Благополучие семьи.

73. Семейное консультирование как процесс.

74. Личность преступника: понятие и типология.

75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.

76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.

77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.

79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.

80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.

81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.

82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.

84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).

87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.

88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.

89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.

90. Психогении в экстремальных ситуациях.

Источник: http://elearn.oknemuan.ru/?p=26&id=332

Каталог материалов

Выполнила: Минневалеева Анна Ивановна МБОУ «Гимназия №3»

Комплект методик для диагностики акцентуаций характера

Авторы:

Тест акцентуации характера – Г. Шмишек, Х Леонгард
Патохарактерологический опросник для подростков – А.Е. Личко

Назначение:

Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализа­цией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Он остоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью опросника определяются сле­дующие 10 типов акцентуации личности:1. Демонстративный тип.2. Педантичный тип.3. «Застревающий» тип.4. Возбудимый тип.5. Гипертимический тип.6. Дистимический тип.7. Тревожно-боязливый.8. Циклотимический тип.9. Аффективно-экзальтирован­ный.

10. Эмотивный тип.

Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет).

Результаты оценивают по двум оценочным шкалам: объективной и субъективной. С помощью объективной шкалы ПДО могут быть диагностированы типы акцентуаций характера и психопатий. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить).

Комплект методик для диагностики агрессивности и конфликтности

Авторы:

ХТ – тест руки (“Hand test”) –  Б. Брайклин, З. Пиотровски и Э. Вагнер;
ТА – тест агрессивности Басса-Дарки – А. Басс и А. Дарки;
ОПКС – опросник поведения в конфликтной ситуации К. Томаса – К. Томас.

Назначение:

ХТ – тест руки (“Hand test”) исследование агрессивности.
Тест Руки (Hand Test) – проективная методика, предназначенная для предсказания открытого агрессивного поведения. Опубликована Б. Брайклином, З. Пиотровски и Э. Вагнером в 1961 г.

Проективный тест руки содержит 9 изображений кистей рук и одну пустую таблицу.

Исходя из результатов делаются выводы о готовности обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, а также о тенденции к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, при которых вероятность агрессивного поведения незначительна.

ТА – тест агрессивности Басса-Дарки.
Опросник Басса-Дарки (Buss—Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций.

По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

ОПКС – опросник поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.
Опросник поведения в конфликтной ситуации К. Томаса позволяет определить типичные формы поведения людей в конфликтных ситуациях: конкуренции, приспособления, компромисса, избегания и сотрудничества.

Комплект методик для диагностики тревожности и невротизации

Авторы:

CMAS – Шкала явной тревожности у детей – Дж. Тейлор
MAS – Шкала проявления тревожности у взрослых – Дж. Тейлор
ПМДТ – Тест школьной тревожности – Б. Филлипс

Назначение:

СMAS (Шкала проявления тревожности у детей)
личностный опросник предназначен для измерения проявлений явной тревожности у детей. Методика предназначена для диагностики тревожности у детей 8-12 лет.

MAS (Шкала проявления тревожности у взрослых)
Шкала проявления тревожности у взрослых Дж. Тейлора (1953) устанавливает общие критерии свойства тревожности. Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опрос¬ника ММРI.

Выбор пунктов для «Шкалы явной тревожности у детей» осуществлялся на основе ана¬лиза их способности различать лиц с «хро¬ническими реакциями тревоги».

MAS измеряет тревожность как черту и также предназначена для измерения склонности испытывать состояние тревоги в различных ситуациях, связанных с социальным взаимодействием людей.

Тест школьной тревожности Б. Филлипса 
Методика используется для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (с 8 до 14 лет). Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

ПМДДМ – проективная методика диагностики дивергентного мышления

Авторы:

Батурин Н.А., Солдатова Е.Л.

Назначение:

Проективная методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ) разработана как модификация тестовой батареи Дж. Гилфорда для диагностики дивергентного мышления. Наряду с классическими параметрами беглость, гибкость и оригинальность, в методике используется новый фактор – продуктивность.

ПМДДМ позволяет:1. Проводить тестирование, как в индивидуальной, так и в групповой форме.2. Проводить мониторинговое отслеживание развития дивергентного мышления.

3. Получать достоверные результаты, рассчитанные, адаптированные и проверенные на отечественных выборках.

ВКЛ – комплект для диагностики волевых качеств личности

Авторы:

М.В. Чумаков

Назначение:

В широком смысле методика направлена на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение.

Описание:

В комплект входят две методики: 1) Опросник диагностики волевых качеств личности для подростков (ВКЛ-П).

2) Опросник диагностики волевых качеств личности для взрослых (ВКЛ-В).

Каждый опросник ВКЛ предназначен для диагностики волевых качеств личности. Опросник содержит 9 шкал, отражающих основные компоненты волевой регуляции поведения личности:1. Ответственность2. Инициативность3. Решительность4. Самостоятельность5. Выдержка6. Настойчивость7. Энергичность8. Внимательность

9. Целеустремленность

Комплект методик для диагностики структуры личности Р Кеттела

Авторы:

Автор методики: Р. Кеттел,
Адаптация методики: И.В. Выбойщик,
Разработка компьютерной программы для 16-PF: Д.Н. Никулин

Назначение:

В настоящее время эти опросники наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности, и получили достаточно высокую оценку у психологов-практиков.

Описание:

Комплект методик Р. Кеттела для диагностики структуры личности включает в себя шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), подростковый вариант личностностного опросника (14 PF, HSPQ), детский вариант личностного опросника (12 PF, CPQ).

Шестнадцатифакторный личностный опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF, 1950). Личностный опросник Г. Кеттела предназначен для измерения 16 факторов личности.

Разработаны две эквивалентные формы опросника (А и В) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 10 – 11 классов).

Детский вариант (12 PF), рассчитан на детей в возрасте от 8 до 12 лет и содержит 120 вопросов. Подростковый вариант (14 PF) – 13 – 17 лет, 142 вопроса.

CPI – Калифорнийский психологический опросник

Авторы:

Х.Гоух, руководство к CPI составлено Х. Гоух, переведено на русский язык И.М. Дашковым, Н.А. Курганским в 1995 г., опубликовано с незначительными сокращениями и добавлениями редактора Н.А. Батурина. Авторы разработки компьютерной программы Н.А. Курганский и Д.Н. Никулин.

Назначение:

Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory, СРI) разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Предназначен для оценки личностных характеристик и выявления качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.

Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности.

Применяется для диагностики испытуемых в возрасте от 12 лет и старше. CPI содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных мнений по различным вопросам. Результатом обработки является вычисление профильных оценок по 18 шкалам опросника, объединённым в четыре группы и построение по ним профиля.

CPI может использоваться для диагностики в индивидуальной и групповой форме.

Комплект методик для диагностики фрустрированности (С. Розенцвейг)

Назначение:

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (Rosenzweig Picture-Frustration Study) разработана С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе описанной им теории фрустрации. Она предназначена для диагностики особенностей поведения и прогноза эмоциональных реакций в ситуациях, связанных с появлением трудностей, препятствующих достижению цели.

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся во фрустрационной ситуации. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляются по направлению реакции (агрессии) и ее типу.

Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции во фрустрирующих ситуациях на основе стандартных ответов рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации человека.

Описание:

Комплект методик С. Розенцвейга для изучения фрустрированности включает в себя:
методику рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (APFS – взрослый вариант);
методику рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (CPFS -детский вариант).

Опросник приспособленности Белла (Когито-Центр)

Авторы:

Рукавишников А.А.

Назначение:

Тест, адаптированный Рукавишниковым А.А. и Соколовым М.В., предназначен для старших школьников и взрослых, с временем проведения 20-50 минут и областью применения в консультативной работе и комплексной психологической диагностике.

Описание:

Опросник X. Белла позволяет оценить шесть параметров личностной и социальной приспособленности и получить информацию о том, как человек оценивает состояние своего здоровья, отношения с друзьями и знакомыми, семейные отношения, а также о его эмоциональности, доверчивости, о гендерном стереотипе поведения (феминность – маскулинность).

Анкеты «Определение детей группы риска»(разработана Н.В. Суриковой).

Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Методики выявления склонности обучающихся к отклоняющемуся (асоциальному) поведению (Шкала склонности к аддиктивному поведению) (разработана А.Н. Орел). Психолого-педагогическая диагностика аддиктивного поведения обучающихся от 15 до 18 лет. Отдельно для мальчиков и девочек.

Диагностические мероприятия на семейном уровне с привлечением родителей (законных представителей) по диагностике аддиктивного поведения обучающихся от 13 до 15 лет

Психолого-педагогическую диагностику аддиктивного поведения обучающихся от 13 до 15 лет на семейном уровне с привлечением родителей (законных представителей) рекомендуется осуществлять с использованием Анкеты асоциального поведения для детей 13-15 лет, методик выявления родителями разновидностей зависимости у подростка.

Анкеты асоциального поведения для детей 13-15 лет (Парфенов Ю.А.)

Предназначение.

Анкета предназначена для заполнения родителями (желательно обоими) или людьми, длительное время наблюдающими ребёнка. Анкета включает в себя восемь признаков антисоциального поведения. Наличие трех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих асоциальным расстройством.

Оцениваемые качества. Склонность к антисоциальному поведению.

Методика выявления родителями химической зависимости у подростка(разработана Е.В. Змановской)

Анкеты наблюдений для педагогических работников образовательных учреждений, разработанной Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской.

НД — недоверие к людям, вещам, ситуациям

Д — депрессия (угнетенность)

У — уход в себя

ТВ — тревожность по отношению к взрослым

ВВ — враждебность по отношению к взрослым

ТД — тревожность по отношению к детям

А — недостаток социальной нормативности (асоциальность)

ВД — враждебность по отношению к другим детям

Н — неугомонность

ЭН — эмоциональное напряжение

НС — невротические симптомы

С — неблагоприятные условия среды

СР — сексуальное развитие

УО — умственная отсталость

Б — болезни и органические нарушения

Ф — физические недостатки

Заполняется Карта по результатам анкеты наблюдений.

Методика выявления интернет-аддикции у обучающихся(разработана Т.А. Никитиной, А.Ю. Егоровым)

Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Тест Фагерстрема на определение степени никотиновой зависимости

Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции(разработан П. Карнесом)

Источник: https://infourok.ru/komplekt-metodik-dlya-diagnostiki-akcentuaciy-haraktera-3046177.html

Методики исследования характера и его отдельных особенностей

Методы диагностики характера

Исследование характера может осуществляться различными методами, что определяется задачами его исследования, особенностями выборки, условиями проведения, той научной парадигмой, из которой исходит исследователь, и др. Все методики можно классифицировать по разным основаниям. Например, по основным методам, к которым они относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование, проективные методики и пр.

К методикам, основанным на наблюдении, относится удобная и хорошо структуированная «Карта наблюдений (КН) Д. Стотта». Ее адаптация была осуществлена еще советскими психологами в Ленинградском НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева (Рабочая книга школьного психолога, 2991).

Методика включает 16 шкал, каждая из которых содержит перечень типичных признаков (фрагментов) поведения, характерных для данного комплекса (особенностей ребенка, проявляющихся в его поведении) и образующих соответствующие симтомокомплексы (СК).

Каждая шкала может быть представлена в баллах, на основе которых можно говорить о степени выраженности соответствующего типа поведения. Методика обычно применяется для выявления специфики школьных трудностей ребенка и может свидетельствовать об уровне и характере дезадаптации/адаптации детей.

В этом отношении она выявляет как проблемы, представляющие трудности для самого ребенка, так и для других (сверстников, педагогов и пр.), взаимодействующих с ним. Однако она может с успехом применяться и для выявления особенностей характера.

Заполнение КН может осуществляться как психологом, осуществляющим наблюдение, так и учителем, хорошо знающим ребенка. Наиболее предпочтилен вариант совместного заполнения карты.

Достоинство методики состоит в том, что она позволяет перевести интуитивные, субъективные заключения педагога о ребенке в более объективные и измеряемые высказывания, они носят дифференцированный характер, т.е.

позволяют выявить доминирующую и сопутствующие проблемы и их взаимосвязи, при этом представления о ребенке складываются на основе информации, полученной в естественных условиях.

Результаты методики могут применяться как в практике психологического сопровождения, так и в исследовательских целях.

Примерами тестовых методик являются хорошо известные опросники:

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона). Посредством этого опросника можно выявить высокий, средний, низкий уровень одиночества;

Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) – к сопереживанию, эмоциональной отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям;

Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан), позволяющая выявить соотношение мотивации стремления к успеху и избегания неудачи;

Методика «Лесенка» (для дошкольников и младших школьников, разработана В.Г. Щур) выявляет систему представлений ребенка о себе (самооценку), в том числе позволяет выявить представления ребенка о том, как его оценивают другие (мама, воспитатель и прочие).

Опросник С. Бэм позволяет выявить такое качество, как соотношение у человека маскулинных, феминных и андрогинных признаков.

Тест «Самооценка силы воли», описанная Н. Н. Обозовым (2004)
предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработанный А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым, и применяемый для выявления акцентуаций характера;

Тест Д. Голланда в различных модификациях (например, Г.В Резапкина, 2005), направленный на определение шести типов личности по их социальной направленности: реалистического, интеллектуального, социального, конвенциального, предприимчивого, артистического, активно используемый в профориентации.

В этом списке приведены лишь некоторые известные тесты из множества, направленных на исследование как отдельных свойств, особенностей личности (характера), так некоторой совокупности взаимосвязанных особенностей или типов личности (характера).

Этот весьма неполный список всего лишь демонстрирует методологическое, содержательное и методическое разнообразие тестов, которые могут использоваться для диагностики особенностей характера. Это разнообразие востребует тщательного отбора тестовых методик при планировании исследования. Например, в исследовании А. В.

Донцова (2011) показано, что адаптированные и хорошо апробированные тесты, разработанные в парадигме гуманистической психологии не являются адекватными для исследований, выполненных в русле христианской психологии, поскольку исходят из соответствующих прессуппозиций о человеке, свойственных гуманистическому направлению.

Безусловно, тесты, разработанные для определенного этноса или культуры испытывают на себе влияние обычаев, традиций, норм, правил поведения, характерных для соответствующего социума, и при их применении в иной социокультурной среде должны быть как минимум адаптированы к ней.

Нельзя без специальной переработки и стандартизации использовать тесты, ориентированные на другой возрастной период. Необходимо различать также тесты диагностического и исследовательского характера, первые должны быть обязательно стандартизированы, проверены на надежность и валидность. Что касается исследовательских тестов, то требования к ним иные.

Исследовательский тест должен быть надежным и внутренне валидным, он применяется для выявления существования, особенностей, динамики того или иного явления, его результаты могут служить основой для разработки стандартизированных тестов. Исследовательская методика может разрабатываться на основе данных наблюдения и эксперимента и предполагает предварительное формулирование критериев, признаков (маркеров) изучаемого явления.

Проективные методики основаны на интерпретации психологом личностных проекций на определенный или многозначный стимульный материал, в качестве которого могут выступать: рисунки, имеющие нечеткие очертания или неопределенный сюжет, жесты или действия, высказывания и пр.

, в качестве проективного материала для интерпретации могут быть использованы и продукты деятельности самого испытуемого (рисунки, истории и пр.

) Проективные тесты не задают жестких требований как для испытуемого, так и для интерпретатора, их выполнение позволяет раскрыть индивидуальность, неповторимость внутреннего мира, в том числе и для самого испытуемого, поскольку проекции отражают неосознаваемые установки, представления, опыт человека, его переживания и смыслы. Проективные методики предпочтительно проводить индивидуально, их интерпретация должна осуществляться профессиональными психологами, имеющими соответствующий опыт и способности.

Достоинством проективных тестов является то, что они позволяют понять человека в его целостности, однако их применение может быть сопряжено с проблемами, поскольку им свойственна недостаточная формализованность, их расшифровка зависит от субъективной позиции интерпретатора, от уровня его подготовки и от его пресуппозиций.

Перечислим некоторые из таких тестов. Вербальные: «Тест юмористических фраз», «Ассоциативный цепной тест», «Незаконченные предложения»; рисуночные (изобразительные): «Тест Роршарха», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Человек под дождем», «Сказочный проективный тест для исследования личности детей» и пр.

Принята и другая классификация проективных тестов: конститутивные (от испытуемого требуется увидеть нечто в неопределенном, аморфном по форме и смыслу материале – наиболее демонстративен в этом отношении тест Роршаха);конструктивные (из наборадеталей, предлагаемых испытуемому, требуется сложить некое осмысленное целое и описать его, например, «Тест мира»);интерпретативные (предлагается дать толкование какого-либо события, примером является «Тест тематической апперцепции» – ТАТ); экспрессивные (чаще всего испытуемым предлагается нарисовать что-либо, например, «Рисунок семьи»); импрессивные (выбор предпочитаемого из предложенных вариантов, наиболее типичный пример «Тест Люшера); аддитивные (предлагается завершить высказывание, историю – «Тест незаконченных предложений») (Бурлачук, 1997)

Экспериментальные методики направлены на выявление и анализ тех или иных особенностей характера посредством конструирования специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий, здесь исследователь может вмешиваться в ход деятельности испытуемого, создавать условия, при которых особенности характера могут выявиться наиболее ярко. Одним из примеров является метод Ф. Хоппе, с помощью которого выявляется уровень притязаний и его динамика, определяемая на основе особенностей поведения испытуемого в ситуации решения задач, различающихся по уровню сложности (Практикум по возрастной психологии, 2006). Эксперимент особенно важен при исследовании детского характера (естественный эксперимент), когда использование ряда методов, например тестирования, практически невозможно или весьма затруднено вследствие возрастной специфики.

Методики исследования характера можно классифицировать также по содержательным основаниям в соответствии с компонентами его структуры: ориентированные на исследование нравственных качеств и ценностно-смысловой сферы (отношение к себе, к людям, к деятельности, к предметному миру); волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей; проявления характера в деятельности (в поступках) и связь между системой отношений и действием. Можно выделить также методики, направленные на выявление отдельных качеств характера или же типов характера в контексте соответствующей методологии.

Таким образом, очевидно, что исследование характера требует тщательного планирования, предполагающего методологическое самоопределение экспериментатора, подбор комплекса взаимодополняющих методик, учитывающий достоинства и недостатки различных методов.

Представим описания некоторых методик исследования характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_8371_metodiki-issledovaniya-haraktera-i-ego-otdelnih-osobennostey.html

Методики диагностики характера

Методы диагностики характера

На протяжении всей истории психологии неоднократно принимались попытки построения типологии характеров.

Одной из наиболее известных и ранних из них являлась та, которая еще в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером.

Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии характеров человека исходили из ряда общих идей. Ниже приведены некоторые из них:

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

В соответствии с этой типологией, большая часть людей может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический, пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера, хотя, как оказалось, должных научных оснований у автора не было.

Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.

Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелируют со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой «карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминают шизофреников, Кречмер назвал «шизотимными»; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, – «циклотимиками».

«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций.

«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Классификация характера по А.Е.Личко

На основе классификации А.Е.Личко в 1970г. был предложен патохарактерологический диагностический опросник (П. д.о.), предназначенный для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. П.д.о. является реализацией типологического подхода к исследованию личности.

Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т.д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений.

Обследование проводят в два этапа. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок

С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера:

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, подвижен. Проявляет стремление быть лидером.

Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу.

Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

Циклоидный тип. У него часто меняется настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к окружающим событиям, людям, причем это происходит периодически.

Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени сменяются активностью, свойственной гипертимному типу.

Самооценка часто бывает неадекватной.

Лабильный тип. Он характеризуется крайней, непредсказуемой сменой настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывают чувство глубокой личной привязанности к тем людям, которые к ним относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Нередко избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний.

Сенситивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера.

Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей.

Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.

Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Неспособен отвечать за себя и свои поступки.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.

Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер.

Повышено ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете.

Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособность к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников.

Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствия, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами сегодняшнего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.

Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать из себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, испытывает неприязнь к «чужакам».

А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях.

Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно; б) амальгамные – формирующиеся в течение жизни вследствие наслоения черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.

Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала П.д.о. дает возможность получения дополнительных диагностических показателей.

К ним относятся:1) показатели диссимуляции откровенности, позволяющие оценить достоверность результатов; 2) индекс В (brain minimal damage), указывающий возможность изменений характера вследствие резудиального органического поражения мозга; 3) показатель отражения реакции эмансипации – стремление освободиться от контроля, оценки старших; 4) показатель психологической склонности к алкоголизации; 5) показатель психологической склонности к делинквентности, т.е. проступкам, правонарушениям; 6) показатель мужественности-женственности, позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системе личностных отношений.

Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый. На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки.

Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т.е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера.

С помощью шкалы субъективной оценки могут быть выявлены также черты достоверно отвергаемых типов

Классификация личности по Леонгарду

Источник: https://studopedia.su/18_89373_metodiki-diagnostiki-haraktera.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий