Любое проявление девиантного поведения является преступлением

Девиантное поведение: виды, причины и проявления

Любое проявление девиантного поведения является преступлением

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье «Теории девиантного поведения», а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

Причины девиантного поведения

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности.

Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели.

Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем.

И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Виды и формы девиантного поведения

На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

Классификация Н. В. Барановского

Автор выделил социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

Классификацию этого автора я хочу рассмотреть подробнее и считаю ее опорной в своей работе. Автор выделяет следующие виды отклоняющегося поведения:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация Р. Мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Классификация А. И. Долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация О. В. Поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера.

Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства.

Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Итоги

Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!

Источник: https://psychologist.tips/143-deviantnoe-povedenie-vidy-prichiny-i-proyavleniya.html

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Любое проявление девиантного поведения является преступлением

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy/

Тест с ответами: “Отклоняющееся поведение”

Любое проявление девиантного поведения является преступлением

1. Как называется правило поведения, значимое для общества, социального строя или отдельного человека, с этическим содержанием:а) правовой нормойб) обычаемв) моральной нормой +

г) религиозной нормой

2. Что не относится к элементам механизма самоконтроля:а) коммуникация +б) общественное мнениев) санкция

г) индивидуальное сознание

3. Когда, согласно закону, наступает уголовная ответственность за все преступления:а) с 12 летб) с 14 летв) с 16 лет +

г) с 18 лет

4. Что не относят к социальным нормам:а) запрет переходить лицу на красный сигнал светофораб) запрет разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству +в) обязанность здороваться, когда человек входит в по¬мещение

г) обязанность заботиться о престарелых родителях

5. Как называется мера, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения:а) фикциейб) презумпциейв) деликтом

г) санкцией +

6. Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами:а) девиантным +б) демонстративнымв) дезинтеграционным

г) деструктивным

7. Что не относят к понятию принудительных мер, применяемых с воспитательной целью к несовершеннолетнему, совершившему преступление:а) обязательные работы +б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органав) возложение обязанности загладить причинённый вред

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

8. Что из перечисленного не относится к девиантному поведению:а) выступление против существующего политического режима +б) злоупотребление спиртнымв) употребление наркотиков

г) футбольное хулиганство

9. Что не входит в состав правонарушения:а) санкция +б) объектв) объективная сторона

г) субъект

10. Что значит «отклоняющееся поведение»:а) поведение, не согласующееся с общественными нормами +б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу

в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры

11. Субкультура – это:а) культура сообщества, отрицающая общепринятые нормы +б) культура сообщества, агрессивно противостоящая общепринятым нормам

в) культура сообщества, стремящаяся к слиянию с общепринятой культурой

12. К одним из самых ценных качеств личности относят:а) обеспеченностьб) самоконтроль +

в) осторожность

13. Что из перечисленного относят к корыстным преступлениям:а) превышение пределов самообороныб) терроризм

в) мошенничество +

14. Что из перечисленного характеризуется как общественно опасное поведение:а) художественный перформансб) наркомания +

в) митинг

15. В чем суть отклоняющегося поведения с социологической точки зрения:а) в особенностях развития человеческой психикиб) в кризисных явлениях общественного развития +

в) в актах политической воли

16. Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:а) Э. Дюркгейм +б) Т. Парсонс

в) И. Кон

17. Цель девиантологии – это:а) обоснование несоответствия между распределением благ и личными качествами людейб) изучение проблем, связанных с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества

в) разработка общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни – индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно- символическим и культурно-историческом +

18. Поведение отдельного человека или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются – это:а) девиация +б) деваинтность

в) поведение

19. Как называется наука, изучающая проблематики девиаций и девиантного поведения:а) девиантология +б) криминология

в) социология

20. Какое из приведенных ниже утверждений является ошибочным:а) поведение -это реакция человека на внешние и внутренние раздражителиб) поведение всегда является осмысленным +в) поведение может быть осмысленным и инстинктивным

г) стремясь к какой-то цели, человек действует осмысленно

21. Как можно соотнести социальные нормы и девиантное поведение:а) девиантное поведение противоречит общепринятым нормамб) в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальнымв) в разные периоды времени одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным

г) все утверждения верны +

22. Что не относят к причинам девиантного поведения:а) возникновение новой социальной системы на обломках старойб) опережение потребностями общества настоящего развития обществав) особенности структуры политической партии +

г) случайное отклонение

23. Какой из перечисленных ниже разновидностей отклоняющегося поведения не существует:а) отклонение агрессивной направленностиб) отклонение корыстной направленностив) отклонение идеологической направленности +

г) социально-пассивные отклонения

24. Какой из приведенных ниже примеров дивеантного поведения заслуживает осуждения:а) увлечение рок-группойб) чрезмерное употребление алкоголя +в) увлечение массовыми историческими играми

г) посещение митинга против политики правительства

25. Что из перечисленного ниже можно отнести нейтральному отклоняющемуся поведению:а) человек, покрасивший волосы в ярко-зеленый цвет +б) пьющие родители, переставшие заботиться о детях

в) студент, начавший употреблять наркотики

26. Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:а) проступкомб) преступлением +в) девиацией

г) деликвенцией

27. Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:а) с 12 летб) с 14 лет +в) с 16 лет

г) с 18 лет

28. Самая негативная форма отклоняющегося поведения – это:а) злостьб) вредные привычки

в) преступление +

29. При проявлении отклоняющегося поведения на что необходимо обращать внимание в первую очередь:а) на последствия +б) на участников

в) на способы

30. Наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения – это:а) нанесение вреда экологииб) снижение интереса к чтению книг

в) алкоголизм и наркомания +

Источник: https://liketest.ru/obshhestvoznanie/test-s-otvetami-otklonyayushheesya-povedenie.html

Практическая работа. Тема:

Любое проявление девиантного поведения является преступлением

I. Цель работы: развитие творческих коммуникативных, креативных способностей, логического мышления учащихся и формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

  • способствовать усвоению знаний о девиантном поведении, о причинах отклоняющегося поведения;
  • формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи;
  • формировать навыки социального поведения;
  • находить пути предупреждения и преодоления подростковой девиации.

II. Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать базовые категории социологии: социальная норма, девиация, деликвентность, социализация, аномия, социальный контроль.

уметь ориентироваться в окружающих общественных и политических процессах современности, применять полученные знания и умения для анализа социально-значимых проблем и решения типичных задач в сфере общественных и межличностных отношений.

III. Оборудование: Демидов Н.М. Учебник. Основы социологии и политологии.

Миронов А.В., Руденко Р.И. Практикум по социологии.

Козлова О.Н. Хрестоматия по социологии.

IU. Материал для самостоятельного изучения.

Девиантное поведение — отклонение от сложившихся в обществе социальных норм. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Отклонения от социальных норм могут быть:

позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Во всех случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям.

В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое.

Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений.

Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

U. Ключевые понятия темы: социальная норма, социальный контроль, культурная норма, социальные ценности, социализация, девиация, позитивная девиация, негативная девиация, деликвентность, аномия, санкции.

UI. Вопросы для самоконтроля.

Найдите правильные варианты ответа:

1. Понятие “девиантное” поведение означает:

  1. механизм саморегуляции в социальных системах;

  2. предписания, которые являются общими указаниями для социального действия;

  3. поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм;

  4. состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум.

2. Девиантное поведение – это не что иное, как:
типичное поведение правонарушителя;

  1. преступное поведение;

  2. отклонение от формального закона;

  3. любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

3. Понятие “социальная аномия” означает:

  1. механизм саморегуляции в социальных системах;

  2. предписания, которые являются общими указаниями для социального действия;

  3. состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум.

4. Конформность – это:

  1. неподчинение социальным нормам;

  2. принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;

  3. один из типов девиантного поведения.

5. Девиация чаще всего наблюдается:

  1. у пожилых людей;

  2. у людей, озабоченных, прежде всего личными интересами;

  3. у молодых;

  4. у женщин.

6. Базовыми элементами социального контроля являются:

  1. нормы и санкции;

  2. религия и нормы;

  3. санкции и законы;

  4. нормы и традиции;

7. Отклонением от общепринятых социальных норм не являются:

  1. девиантное поведение;

  2. аномия;

  3. субкультура;

  4. деликвентное поведение;

7. Что из перечисленного не является девиантным поведением?

  1. выступление против существующего политического режима;

  2. злоупотребление спиртным;

  3. употребление наркотиков;

  4. футбольное хулиганство;

8. Социология изучает девиантное поведение в связи с механизмами:

  1. социализации;

  2. материального стимулирования;

  3. группового воздействия;

  4. урегулирование конфликтов;

9. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

  1. верно только А;                                      

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А.Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно- изобретательская деятельность.

  1. верно только А;                                      

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

UII. Работа с источником

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения — естественная

часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и

запрещение, моральное совершенствование не уменьшают

отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие— появляться… Исчезновение крупных преступлений

поведет к усилению внимания к более мелким».

Вопросы и задания к источнику

Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.

2. Раскройте смысл высказывания английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление,

преступник совершает его».

Вопросы и задания к источнику

Разделяете ли вы такую точку зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере из жизни.

3. «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел,

чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность» (французский драматург Ж. Расина (1639—1699).

Вопросы и задания к источнику

Согласны ли вы с высказыванием Расина Ж.? Аргументируйте свой ответ.

UIII. Контрольные вопросы:

  1. Что понимают под девиантным поведением?

  2. Каковы формы социальных отклонений, наблюдаемых в обществе?

  3. В чем заключаются причины отклоняющегося поведения?

  4. Что такое делинквентное поведение?

  5. Назовите известные Вам виды девиантного и делинквентного поведения.

  6. В чем социальная опасность преступности?

  7. Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства?

  8. Как связаны между собой социальные ценности, социальные нормы и санкции?

  9. Что такое социальный контроль? Каковы способы его осуществления?

  10. Найдите различие между девиантностью и делинквентностью.

  11. Какие из перечисленных ниже причин, на ваш взгляд, влияют на рост преступности в России?

  • аномия;
  • усиление остроты социальных конфликтов;
  • слабость институтов социального контроля;
  • либерализация экономики;
  • маргинализация общества;
  • традиции общества;
  • кризис системы социализации.

Дополните приведенный перечень.

12. Приведите примеры того, что в прошлом оценивалось как девиантность, а в настоящее время считается нормой, и наоборот.

13. Что означает понятие «аномия»?

ΙC. Проблемные задания

1. Существовала ли аномия в советском обществе? Проанализируйте последствия аномии б современном российском обществе. Обоснуйте ответ.

2. Существует ли, по вашему мнению, разница между понятиями «сексуальная свобода», «сексуальная распущенность», «проституция»?

Проанализируйте опасность проституции для общества и личности (как женщин, так и мужчин).

3. Что такое «социальный брак»? Опасен ли он для общества? Кто, что является «фабриками социального брака»? Можно ли по количеству такого брака судить о степени цивилизованности страны?

4. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но сохраняется как личность. А ребенок, который начал «колоться» в 13 лет, к 23 годам как личность абсолютно деградирует. Почему? Объясните с помощью теории социализации.

5. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализациии». Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания преступности.

C. Социологический практикум

1. Проведите социологическое исследование: «Молодежь середины XX — начала XXI в.: ценностные приоритеты».

2. Сделайте анализ статистических данных:

За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество

преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков,

совершивших преступления, — на 35,5% (со 150 тыс. до

203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно

делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

CΙ. Темы эссе

1. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».

2. Асоциальное поведение молодых людей — это протест против отживших общественных норм?

3. Кто в детстве не получит воспитанья,

Не будет счастья в жизни знать потом. (С. Ширази)

4. «Достойная смерть лучше постыдной жизни» (Римский император Тацит (около 38 — около 117 гг. н. э.)

5. Нравственный человек всегда терпит поражение в борьбе с человеком безнравственным?

6. «Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума» (русский физиолог В.Я. Данилевский).

Литература:

  1. Авксентьев В.А. Этнические конфликты, история и типология. М., 2009.

  2. Горелов А. А. Конспект лекций по социологии и политологии. М., 2013 г.

  3. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов СПО. М., 2014.

  4. Дюркгейм Э. Норма и отклонение. М., Рубеж, 1992, № 2.

  5. Косов Г. В. Основы социологии и политологии. М., 2010 г.

  6. Кравченко А. И.  Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М., 2010.

  7. Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения. Материалы городской научно-практической конференции. – М., 1996.

Источник: https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-tema-deviantnoe-povedenie-1190863.html

Тест по теме «Отклоняющееся (девиантное) поведение»А1Девиантным называется социальное – Школьные Знания.com

Любое проявление девиантного поведения является преступлением

А1 Девиантным называется социальное поведение, отклоняющееся от

4) принятых моральных, правовых норм

А2. Что из перечисленного не является девиантным поведением?

4) футбольное хулиганство

А 3. Социология изучает девиантное поведение в связи с механизмами

3) группового воздействия

А4.Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1)верно только А

А5.Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно- изобретательская деятельность.

3)верны оба суждения

В1. Найдите в приведённым списке черты девиантного поведении. Запишите цифры, под которыми они указаны

Ответ: 2)отклоняется от принятых моральных норм; 4)подвергается социальному осуждению; 5)отклоняется от принятых правовых норм; 7)является социально обусловленным

В2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропуска.

Ответ:

1 Б) общество

2 З) единство

3 Д) плюрализм

4 К) норма

5 Е) неопределённый

6 В) реакция

7 Ж) характер

8 И) девиантное

9 Г) идеал

10 А) поведение

В3.Ниже приведён ряд терминов. Найдите и укажите термин относящийся к понятию «девиантное поведение».

Ответ: Система, отклонение, группа.

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

1) фактический характер:

Б. Оно исправиться влечёт за собой применение санкций -от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества.

Г.В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врождённая предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности).

2) характер оценочных суждений:

А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм.

В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра.

Что лишнее и почему?? А) башкиры, татары, американцы, русские Б) любовь, свобода, развлечения, добро В) худой, длинноволосый, аккуратный, голубоглазыйПомогите пожалуйстаУстановите соответствия между ситуациями и отраслями права, которые их регулируют.А. Подростки после футбольного матча, празднуя победу любимой команды, крайне громко оповещали об этом всех заинтересованных и незаинтересованных лиц в общественном транспорте, несмотря на неоднократные просьбы пассажиров вести себя тише.Б. Иностранный гражданин был задержан за подготовку к совершению преступления на территории России.В. Водитель припарковал свой автомобиль в неположенном месте, существенно осложнив проезд автотранспорта.Г. Престарелая мать обратилась в суд с просьбой обязать детей выплачивать ей алименты, так как дети не оказывали ей в необходимой помощи.Д. Гражданин Д. передал редакции журнала рукопись своей повести для публикации. Однако в журнале была указана иная фамилия автора, несмотря на то, что гонорар за публикацию гражданин Д. получил.Отрасли права:1. семейное,2. гражданское,3. уголовное,4. административное.Человек-звено в цепи эволюции(философия) краткий ответ1) Почему право собственности с давних пор являлось одной из главных общественных ценностей? В чем кроется опасность несоблюдения этого права?В социологии приняты такие показатели уровня жизни:А) размер и форма доходов;Б) структура потребления;В) качество и обеспеченность жильем;Г) условия труда и отдыха;Д) состояние окружающей среды;Е) образовательный и культурный уровень населения;Ж) здоровье и продолжительность жизни.Какие показатели взаимосвязаны, зависят друг от друга?Вопрос на 100 балловВ чем сходства и различия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?В социологии приняты такие показатели уровня жизни: А) размер и форма доходов; Б) структура потребления; В) качество и обеспеченность жильем; Г) условия труда и отдыха; Д) состояние окружающей среды; Е) образовательный и культурный уровень населения; Ж) здоровье и продолжительность жизни. Какие показатели взаимосвязаны, зависят друг от друга?Какие последствия для бюджета может иметь наличие в стране значительной доли предприятий, использующих бюджетно-сырьевую «иглу»?Помогите с общагой, пожалуйста 134. Управленческое решение, принимаемое на основе здравого смысла и опыта руководителяа) рекомендательное; в) адаптационное;б) интуитивное; г) рациональное.135. Управленческое решение, не зависящее от прошлого опыта, а основанное на объективном аналитическом процессе, являетсяа) интуитивным; в) адаптивным;б) рациональным; г) аналитическим.136. Управленческое решение должно завершатьсяа) выбором решения; в) устранением проблемы;б) реализацией решения; г) определением альтернатив.137. В менеджменте рациональное решение принимаетсяа) быстро; в) на основе анализа проблемы;б) поэтапно; г) субъективно.

Источник: https://znanija.com/task/16601761

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий