Личко андрей евгеньевич

Андрей Евгеньевич Личко 1977 год

Личко андрей евгеньевич

ТИП ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ГИПЕРТИМНЫЙ Приподнятое настро-ение, потребность в активной деятельности, недисциплинирован-ность, легкомыслие Импульсивность, тяга к риску, контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению спиртного
ЦИКЛОИДНЫЙ Циклические изменения эмоционального фона, периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема В периоды подъема – склонность к алкоголю, в периоды спада – мысли о самоубийстве.
ЛАБИЛЬНЫЙ Богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания Отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям
ШИЗОИДНЫЙ Склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми Реакция ухода в себя, иногда неожиданные вычурные поступки
АСТЕНО – НЕВРОТИЧЕСКИЙ Капризность, раздражительность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность и тревожность Возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения по отноше-нию к старшим
СЕНСИТИВНЫЙ Робость и застенчивость, избегание шу-мных компаний, впечатлительность, развитое чувство долга Мнимая развязность, грубость со стороны вызывает вспышку агрессии
ПСИХАСТЕНИ- ЧЕСКИЙ Моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, колебания при принятии решения Возможно подчеркну-тое стремление к соблюдению дисциплины
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ Аффективная взрывчатость, бережливость, аккуратность, педантизм Внешняя адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами
ИСТЕРОИДНЫЙ Потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, претензии на роль лидера, яркость и выразительность эмоций Прогулы, нежелание учиться или работать, нежелание быть «серой личностью»
НЕУСТОЙЧИВЫЙ Безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая подчиняемость Тяга к асоциальной среде, наркотикам, групповые формы правонарушений
КОНФОРМНЫЙ Подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений Податливость в сочетании с некритичностью к действию окружающих приводят к правонарушениям

14. Типы неправильного воспитания детей, роль в формировании акцентуированных черт характера, неврозов, девиантного поведения.

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма.

Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание.Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован.

Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован.

3.Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.
4.Эгоцентрический тип воспитания.

Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды.

Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

15. Интеллект, составные части (предпосылки, собственно интеллект, психический инвентарь).

Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач.

Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие,память, представление, мышление, воображение.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике

многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации

сознание

память

16. Социальная составляющая индивидуума: личность, ее основные качества.

Человек – индивид, личность и субъект, который предстает в виде целостности, обусловленной

единством биологического, социального и психологического.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека,

рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя

индивидуального начала. Это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих

индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Это высший, наиболее

интегративный уровень индивидуальности, характеризующийся неповторимым типом

взаимоотношений с социальной деятельностью и высокой степенью самосознания – сознания

своей общественной принадлежности.

Основные качества личности:

o интеллектуальные;

o волевые;

o эмоциональные.

Интеллектуальные качества человека — совокупность знаний человека, его взгляды, жизненные

позиции, принципы. Волевые качества связаны с мотивами, побуждающими человека к действию,

проявлением способностей, расположенностью к другим людям.

Эмоциональные качества — разнообразные нервные возбуждения, переживания, чувства,

связанные с моральными ценностями (добро, зло, честь, долг, любовь, дружба и т. д.). Особо

важные социальные качества.

o справедливость;

o ответственность;

o правосознание.

Справедливость — категория общественного сознания, понятие о должном в социальном,

нравственном и безнравственном; стремление верно судить о человеке, умение с читаться с

особенностями людей.

Ответственность — нравственно-психологическое качество, присущее свободной и зрелой

личности, обязанность человека отвечать за свою жизнь, ее содержание и направление.

Правосознание — стремление человека выполнят ь свои гражданские обязанности, уважительное

отношение к праву и закону.

Следует учитывать, что одни субъективные факторы заложены генетически, другие —

приобретены в процессе воспитания и накопления опыта.

17. Современные концепции личности. Вклад отечественных (В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский) и зарубежных ученых (З. Фрейд, К. Юнг).

Современные концепции личности. Основные тезисы.

Основные функции теорий личности:

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие -либо классы наблюдаемых,

взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура

мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством

психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе

человека.

Отечественные теории личности:

А. Мясищев, Смирнов, Малышев. Личность – это система отношений, отношения – это

компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продуктопределяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. “доминирующего

свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека”). Уровень

личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если

доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется

цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

В. Рубинштейн. Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются

внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно

слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное

ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип

реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие

личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, аналь ная,

фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность – способная

и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого

человека “ради него самого”.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все

то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное

бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность

может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического

созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им

стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

18. Роль личностных факторов в возникновении психических расстройств.

Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и

воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических

и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую

адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом.

Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать

имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные

теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание

на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения,

гуманистические концепции и др. В общем способность к совладанию связана с оценкой

ситуации: способностью заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и

способностью оценить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы.

Вместо совладания, ориентированного на решение, человек может прибегать к стратегии

психологической защиты (совладание только на эмоциональном уровне).

Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности:

сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную

адаптацию к изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте

детско-родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и

педагогов с детьми.

Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются

эмоциональная стабильность,выносливость (под этим здесь понимается система представлений о

себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями),

самоэффективность, локус контроля и др.

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Устойчивые свойства личности

Темперамент

Характер

Способности

Мотивация

19. Понятие психической травмы: определение, классификация, роль в развитии психогенных расстройств.

Психическая травма – это определенные повреждения психики, вызванные кем-то или чем-то, в результате которых возникает нарушение нормального функционирования человеческой психики.

Понятие психической травмы включает в себя жизненное событие, которые затрагивает важные для жизнедеятельности индивидуума стороны его психики, что является причиной возникновения глубоких психологических переживаний, в результате чего могут возникнуть адаптационные нарушения человека и расстройства, которые связаны с возникшей стрессовой ситуацией.

Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6]

По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на:

1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения);

3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи):

4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации,

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.

20. Механизмы психологической защиты, преимущества и недостатки.

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a4404.html

История глазами психиатра читать онлайн

Личко андрей евгеньевич

История глазами психиатра

В книгу включены крупные статьи известного русского ученого-психиатра, рас­сматривающего с патопсихологических позиций видные исторические фигуры.

В них показано, как психическая патология или выраженные аномалии личности реализуют­ся в конкретных исторических ситуациях, в особенностях художественного творчества, как порой болезнь психики отдельного государственного деятеля становится «бо­лезнью» всего общества, деформирует сознание современников, ведет к величайшим злодеяниям.

Анализ психики некоторых выдающихся личностей по сути проведен впервые. Стройное и четкое литературное изложение сложнейшей проблемы — душевного рас­стройства у гения — делает книгу незаменимой для историков, философов, психологов, психиатров

Работа автора сегодня современна как никогда.

[ !!! материал неполный, ищите приличный pdf или отсканируйте бумажную книгу !!!]

A.E. Личко — великий русский психиатр

Андрей Евгеньевич Личко родился в 1926 году в г. Луга Ленинград­ской области. Всю свою сознательную жизнь прожил в Ленинграде, воевал, закончил медицинское училище, затем в 1951 году — 1-ый ленинградский медицинский институт имени академика И.П.

Павлова, в 1953 — аспирантуру в психиатрической клинике Института физио­логии АН СССР имени академика И.П. Павлова. Весь дальнейший его трудовой путь связан с практической психиатрией: занимал должность ученого секретаря института имени И.М.

Сеченова, в дальнейшем — заместителя директора по научной работе в институте им. В.М. Бех­терева, работал лечащим врачом, консультантом в 3-й психиатриче­ской больнице, внес огромный вклад в инсулиношоковую терапию. Профессор А.Е Личко является основоположником подростко­вой психиатрии, создателем научной школы.

Он автор руководств для врачей «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подро­стковая психиатрия», «Подростковая наркология», «Учебник психиатрии для студентов медицинских институтов» и многих других. Им опубликовано свыше 200 научных работ.

Под его руководст­вом защищено огромное количество кандидатских и докторских дис­сертаций. Даже пораженный тяжелым недугом он продолжал кон­сультировать больных, руководил научной деятельностью.

Обладая энциклопедической широтой знаний, Андрей Евгеньевич всегда доброжелательно передавал их коллегам, не делая различий между врачом, только что закончившим институт, и опытным сотруд­ником.

Многие его методики диагностики и лечения психиатрических и наркологических больных используются в работе крупных медицин­ских центров, в том числе специалистами центра «Бехтерев» в Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что Андрей Евгеньевич долгое время работал профессором-консультантом, он всегда с негодованием отвергал предложения власть предержащих об участии в акциях пси­хиатрического подавления инакомыслящих, всегда выступал против использования психиатрии в репрессивных целях.

Общеизвестно, что в советское время достигнуть звания профес­сора, или даже защитить докторскую диссертацию, не будучи членом КПСС, было чрезвычайно затруднительно.

Андрей Евгеньевич, зани­мая должность заместителя директора института, так и остался беспартийным Ему было несвойственно, в отличие от многих коллег-профессоров института, менять свои политические взгляды в зависи­мости от ситуации: от верноподданичества до псевдодиссиденства и «демократичности». Андрей Евгеньевич, как настоящий, ученый жил интересами науки, стремился быть максимально полезным своему народу как мыслитель и врач-психиатр, видя в этом свое высокое гражданское предназначение. Судьба каждого отдельного пациента, призывника, подследственного душевнобольного подростка была для него много важнее патетических рассуждений о реабилитации психи­чески больных в масштабах стран социалистического лагеря.

Огромная литературная одаренность замечательно реализовалась в писательском творчестве Андрея Евгеньевича. Читатели увидят значительные исторические фигуры, судьбы известных деятелей че­ловечества глазами психиатра и при этом не как сухие отчеты из ис­тории болезни, а как зрелые исторические произведения, обладающие высокой художественной ценностью.

Вся научная деятельность Андрея Евгеньевича имела мощный гуманитарный акцент. Психопатологические типажи, выписанные им в монографиях живым, литературным языком, остались в сокровищ­нице отечественных клинических описаний. Даже шкалированные опросники — сугубо специальные руководства — одушевлены им, благодаря прекрасному стилю, необычайно лаконичны и емки.

Из огромного количества современных психологических опросников знающие специалисты неизменно выбирают методики Андрея Евге­ньевича как объективно достоверные, так и чрезвычайно удобные в работе. У Андрея Евгеньевича не осталось огромной школы после­дователей, возможно в силу очень большого отрыва его таланта от среднего конформистского уровня.

Но те немногие, кого он считал действительно своими учениками, продолжают его научное направле­ние, верны его памяти. Они сделают все возможное, чтобы в это тя­желое время обесценивания духовности созданное профессором А. Е. Личко огромное творческое наследие не исчезло безвозвратно, но досталось будущим поколениям. С. Ю. Зефиров, врач-психиатр, КМН А. А.

Чумаченко, врач—психиатр

известно, что паранойяльная психопатия (параноидное расстройство личности по МКБ-10) и акцентуация характера того же типа, в отли­чие от других типов девиаций характера, чрезвычайно редко начинает проявляться в подростковом и юношеском возрасте [3, 4, 8].

Пара­нойяльный тип обычно раскрывается в пору полной социальной зре­лости — в 30—40 лет, хотя в эпоху акселерации развития появились указания о возможности формирования паранойяльной психопатии в 20—25 лет [12].

Только с возраста социальной зрелости становятся очевидными основные черты психопатии паранойяльного типа. Самой важной из них П Б.

Ганнушкин [2] считал сверхценную идею об осо­бом значении собственной личности, отчего проистекает чрезмерное самомнение, неспособность прощать со стороны окружающих ни равнодушие к себе, ни несогласие, крайний эгоизм, бесцеремонное отношение к другим, обидчивость и подозрительность.

К сожалению, в МКБ-10 [13] среди признаков «параноидного расстройства личности» совершенно не учитывается склонность к сверхценным идеям [9]. Следует напомнить, что термин «параноид­ный» в англоязычной психиатрии вовсе не означает «бредовой» и в данном случае соответствует немецкому «паранойяльному».

В каче­стве признаков параноидного расстройства личности выделяются: 1) чрезвычайная чувствительность к «препятствиям» и «отказам» — очевидно, имеются в виду отказы в своих притязаниях и препятствия на пути достижения того, на что убеждены, что, безусловно, имеют право, 2) злопамятность в отношении оскорблений и обид, а также постоянная тенденция к недоброжелательности и зависти; 3) подозри­тельность и все проникающая склонность искаженно воспринимать происходящее, неправильно истолковывая нейтральные и даже дру­жественные действия других как проявления недоброжелательства и враждебности к себе; 4) воинственное и упорное отстаивание собст­венных прав, не считаясь с обстоятельствами; 5) склонность к пато­логической ревности; 6) ощущение чрезвычайной важности собственной особы, что постоянно проявляется 7) озабоченность заговорческим истолкованием событий вокруг них и во всем мире. Если паранойяльные черты характера отчетливо выступают в зрелом возрасте, то что же представляли подобные личности в дет­ские и юные годы9 Сведения в психиатрической литературе об этом довольно скудны Б В Шостакович [12] отметил, что им с детства бывают свойственны односторонние увлечения (черта наиболее при­сущая шизоидам), упрямство и прямолинейность А Б Смулевич [10] указал на иные черты лживость, мстительность, склонность клеве­тать и жаловаться на других, замечать чужие недостатки, но не при­знавать свои

Относительно позднее проявление паранойяльной психопатии наводит на мысль, что ее развитию предшествует определенная почва в виде девиаций характера других типов Обращалось внимание на сходство паранойиков с шизоидами [2], с эпилептоидами [5], с истери­ческими, возбудимыми и даже астеническими типами психопатии [8] Последнее, видимо, относится к сенситивному типу Еще И П Пав­лов [7] сопоставлял различия «паранойи Крепелина» с «паранойей Кречмера» — сенситивным бредом отношения С нашей точки зрения, сенситивная психопатия и акцентуация характера в юности не может служить почвой для паранойяльной психопатии Слишком полярны основные характерологические черты комплекс собственной непол­ноценности, низкая самооценка, большая чувствительность и впечат­лительность [4] Что касается «возбудимых», то к ним могут быть от­несены и эпилептоиды, и гипертимы [4]

В итоге почвой для формирования паранойяльной психопатии и на ее основе достигающего психотического уровня паранойяльного развития личности могут оказаться проявляющиеся еще в подростко­вом и юношеском возрасте психопатии и акцентуации характера зпилептоидного, шизоидного, истероидного и гипертимного типов

Попытаемся проиллюстрировать сказанное на примерах истори­ческих личностей и общественных деятелей разных эпох.

Иван Грозный как пример паранойяльного развития на почве эпилептоидной акцентуации характера

Личности Ивана Грозного было посвящено специальное монографи­ческое исследование одного из известных русских психиатров — П И Ковалевского Вышедшая еще в XIX веке его книга «Иван Грозный и его душевное состояние» полна интересных наблюдений и умозаключений Но осуществленный в этой книге психопатологичес­кий анализ выполнен на уровне психиатрической науки конца про­шлого века П И Ковалевский все анализирует с позиций учения о дегенерации (наследственного вырождения), оставленного в наше время Он рассматривает царя Ивана как наследственного дегенерата, заболевшего сперва неврастенией, которая затем превратилась в па­ранойю

Еще ранее попытку осветить «душевную болезнь царя Ивана Васильевича IV Грозного» предпринял Я Чистович В приложениях к его книге «История первых медицинских школ в России» (СПб , 1883) есть небольшая статья на эту тему, в которой, однако, содержатся почти все основные положения, развитые затем П И Ко­валевским

Как указывалось, паранойяльность обычно проявляется в возра­сте 30 — 40 лет Труды русских историков2 свидетельствуют, что ужасы в царствование Ивана Грозного начались после того, как ему исполнилось 30 лет Предшествующий период, связанный с деятель­ностью умных сподвижников Ивана — Сильвестра и Адашева — ознаменовавшийся успешными завоеваниями, упрочением единого независимого русского государства, называют даже «золотым веком» в царствование Ивана.

В сокращенном виде данный очерк был опубликован в 1965 г в журнале «Наука и религия» (№ 11 с 40 — 43) По рекомендации «руководящих товарищей» в частно­сти были изъяты все сведения об идеях величия у Ивана Грозного и о его гомосек­суальных склонностях.

Развертыванию паранойяльной картины часто предшествует какой-либо толчок (психическая травма, телесное заболевание). По­добное случилось и в жизни царя Ивана: в начале четвертого десятка жизни он перенес какое-то смертельно опасное заболевание, а вскоре после этого потерял первую горячо любимую жену Анастасию, по ко­торой тосковал до конца дней.

В 1564 г. царь Иван Грозный со своей семьей, узким кругом дове­ренных лиц, захватив с собой казну и дворцовое имущество, неожидан­но покинул Москву и отправился жить в Александровскую слободу.

Причиной бегства явились непрестанные мысли о преследовании со стороны бояр, о мнимых заговорах, хотя, как свидетельствуют истори­ки, к тому времени не только что заговоров, но и какого-либо непови­новения со стороны бояр уже не было. По-видимому, мысль о спасе­нии бегством и позже неоднократно вспыхивала в сознании Иоанна.

В своем завещании, написанном около 1572 г., он серьезно изображает себя изгнанником, скитальцем. В. 0. Ключевский писал о его намере­нии бежать в Англию и искать пристанища у английской королевы.

С бегством Ивана из Москвы царство осталось без царя. Принимая посольство с мольбами вернуться на царство, Иван сказал о боярах: …

Источник: https://knigogid.ru/books/1154675-istoriya-glazami-psihiatra/toread

Типология характеров по А.Е. Личко

Личко андрей евгеньевич

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Типология характеров по А.Е. Личко

1. Акцентуации характера

Андрей Евгеньевич Личко (1926-1994) – советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г., получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований – диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и диагностика.

С 1965 по 1985 г., был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. – заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М.

Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера.

Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями, обнаруживают не психическую патологию, а усиление (акцент) отдельных черт характера. Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А.Е.

Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность – понятие более широкое, включающее интеллект, способности, мировоззрение и т. п.

Своим учением об «акцентуациях характера» А.Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

Эта концепция А.Е. Личко явилась результатом переработки идеи выдающегося отечественного психиатра и психолога В.Н. Мясищева об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам. Развивая положения В.Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А.Е.

Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята. Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А.Е.

Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера.

2. Типология характеров

Типология характеров А.Е. Личко.

Неустойчивый тип: Люди данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

Конформный тип: Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Шизоидный тип: Эти люди не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

Эпилептоидный тип: Такие люди часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип: черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.

Для этих людей характерны претензии на исключительное положение среди окружающих, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

Но не имея настоящих способностей – быть лидером, часто терпят фиаско.

Астеноневротический тип: Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип: Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти люди не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком.

Если речь идет о подростках то, они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих людей довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям.

Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Психастенический тип: Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие люди нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью. психопатия акцентуация невроз

Гипертимный тип: Люди этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность.

Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих.

Зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип: Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Тяжелое переживание даже незначительные неприятности, реакция на замечания крайне раздражительна. Настроение у таких людей периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип: Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих людей во многом зависит от сиюминутного настроения.

Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

Такие люди, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

Литература

1. Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб.: «Академический проект», 1997. – С. 173.

2. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

3. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2010. – С. 8. – 256 с. – 1000 экз.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00336095_0.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий