Крайний вариант психической нормы это

О психической норме и патологии

Крайний вариант психической нормы это

Определение психической нормы, ее отграничение от аномальных и болезненных изменений психической деятельности является чрезвычайно сложной проблемой.

Недостаточная изученность принципов организации психики и самой ее сущности обусловливает наличие огромного разнообразия теоретических и методологических подходов к определению психического здоровья, психической нормы, границ этой нормы.

В философско‑гносеологическом плане разнообразие этих подходов простирается от концепции жесткого материалистического детерминизма в отношении всех и всяких форм психической деятельности (в рамках теории отражения) до признания бессмертности души (нашего «Я», «самости» и пр.

), особых форм психической энергии и т. д. Великий философ И. Кант считал, что решать вопрос о норме и патологии в отношении психики, т. е. диагностировать психические болезни, должны философы.

В научно‑практическом аспекте проблема отграничения нормы и патологии, естественно, принимает более конкретные очертания, однако и здесь она остается крайне сложной.

Как реальные наблюдения, так и использование современных психологических методов исследования обнаруживают наличие огромного разнообразия параметров, характеризующих психическую деятельность человека в различных условиях, и, что особенно важно, исключительно широкий диапазон колебания этих параметров (психофизиологических показателей, свойств характера, особенностей личности и пр.) у разных людей.

Вплоть до недавнего времени изучением и описанием необычных форм поведения, различных экстравагантных, не укладывающихся в общепринятые представления о норме особенностей психической деятельности занимались преимущественно психиатры.

Изучая психические заболевания, анализируя различные признаки начала болезни, особенно при медленном, постепенном нарастании ее проявлений, врачи‑психиатры дали подробные описания как крайних вариантов нормы, так и различных слабо выраженных болезненных изменений психической деятельности и поведения людей.

Предметом исследований психологов длительное время оставалась только психика здорового человека.

В настоящее время стало вполне очевидным, что границы между нормой и болезненными нарушениями психики не являются жесткими, дискретными, что реально наблюдается много таких разновидностей форм поведения или состояний психики, где однозначно определить их отношение к норме или патологии представляется крайне затруднительным, а при определенных обстоятельствах даже невозможным. Изучение таких состояний возможно только при комплексном использовании методов исследования, присущих как психологии, так и психиатрии. Определился, таким образом, широкий круг проблем, к решению которых в равной мере причастны и психологи, и психиатры. И если представление о нормальной организации психики, знание психической нормы всегда являлось необходимой предпосылкой диагностики психопатологических изменений («Психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим», – писал один из основоположников клинической психиатрии Э. Крепелин), то сейчас столь же очевидной стала необходимость знания психологом основных положений разграничения нормы и патологии, знакомства хотя бы с наиболее распространенными пограничными (между нормой и болезнью) состояниями. Это явилось основанием для включения в учебник по психологии данного раздела.

Исключительная сложность и недостаточная разработанность ряда важных, в том числе и базовых, понятий психологической науки, отсутствие жестких определений содержания этих понятий обусловливают большое разнообразие в обозначении разнообразных отклонений в содержании и формах психической деятельности.

Наблюдаются значительные различия в наборе терминов, относящихся к состояниям, находящимся на границе между нормой и патологией. В публикациях по этой тематике достаточно распространенным является понятие «психические аномалии».

В одних случаях это понятие включает только те изменения психики, которые являются следствием нарушения формирования личности, ее аномального развития (психопатии и акцентуации).

В другом контексте под психическими аномалиями понимаются «все расстройства психической деятельности, не достигающие психотического и не исключающие вменяемости, т. е.

способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, но сопровождающиеся личностными изменениями, которые могут привести к отклоняющемуся поведению». Это более широкое толкование термина «психические аномалии» включает в себя, помимо психопатий, изменения личности при алкоголизме, олигофрению в степени дебильности, другие виды недостаточности интеллекта, остаточные явления черепно‑мозговых травм и др.

При попытках соотнести сущность изменений психической деятельности при указанных аномалиях с основными понятиями психологической науки также наблюдается большое разнообразие подходов. Обозначение этих отклонений может относиться к различным достаточно общим психологическим категориям.

Так, довольно распространенным вариантом является характеристика особенностей поведения человека, выражающаяся термином «отклоняющееся поведение». Модификациями этого термина служат такие определения, как «девиантное», «делинквентное», «асоциальное», «криминальное», «суицидальное» и т. д.

Следует подчеркнуть, что ни одно из перечисленных определений отклоняющегося поведения нельзя рассматривать как показатель болезненной природы этих отклонений. Социальный и медицинский критерии оценки поведения часто не совпадают.

Грубо нарушать социальные и правовые нормы может психически здоровый человек, и, наоборот, при выраженных признаках психической патологии может наблюдаться вполне законопослушное, во всех отношениях приемлемое для общества поведение.

Во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого‑то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности. Так, устоявшимися в литературе являются понятия «акцентуированные личности» (К. Леонгард) или «акцентуации характера» (А. Личко и др.).

В зависимости как от контекста обсуждения, так и от исходных теоретических позиций автора обозначения различных форм поведения, поступков и реакций личности неболезненной природы варьируют в весьма широких пределах.

Таким образом, общая концепция психической нормы необходимым образом соотносится с целым рядом частных, но все же весьма сложных психологических понятий (личность, характер, поведение и т. д.). В связи с этим остаются недостаточно продуктивными попытки дать более или менее конкретное целостное определение психической нормы.

Одной из наиболее удачных попыток такого рода считается определение, данное Г. К. Ушаковым.

Это определение включает следующие критерии: «детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответственную возрасту индивида зрелость чувства постоянства (константности) места обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных образов к отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней; адекватность реакций его на окружающие физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними; умение уживаться с иными лицами и самим собою; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов его; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.» Очевидно, что подобное определение «нормы» практически не может быть использовано для оценки «нормальности» (или «ненормальности») поступков, действий, высказываний конкретного человека. Существенное значение для характеристики довольно большого класса состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и четко очерченными в нозоологическом («нозос» – болезнь) плане расстройствами психической деятельности может иметь предлагаемое некоторыми авторами одновременное (в их диалектическом единстве и противоположности) использование нозоцентрического и нормоцентрического подходов к оценке изменений психики.

Нозоцентрический подход, естественно и органично присущий специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам, подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их появления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамике, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости.

Нормоцентрический подход, свойственный специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме.

Имеющиеся возможные отклонения от этой некой «среднестатистической нормы» расцениваются прежде всего как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации.

При использовании вышеуказанных подходов существует опасность абсолютизации каждого из них.

«Нозоологически ориентированное мышление… если оно не корригируется нормоцентризмом, легко может быть доведено до крайности и до абсурда, в результате чего любые девиантные формы поведения и всякое недомогание будут казаться „недоразвитой болезнью“, – предостерегает один из авторов данного подхода. В то же время при опоре на нормоцентрический подход может возобладать тенденция рассматривать любые изменения психической деятельности как реакции здоровой („нормальной“) психики на необычные обстоятельства, искать „психологически понятные“ объяснения „странных“ измененных форм поведения, высказываний, поступков, что приводит к серьезным ошибкам в диагностике и тактике коррекционного или лечебного воздействия.

Просмотров 369 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-48844.html

Акцентуации характера. Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме

Крайний вариант психической нормы это

Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме “слабых мест” в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание).

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения.

Акцентуации характера, его “слабые места” могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам.

И если неблагоприятная ситуация наносит удар по “слабому месту”, то все поведение таких лиц резко видоизменяется – начинают доминировать особенности акцентуации.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению к психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа ха­рактера.

Акцентуации характера, которые могут переходить друг в дру­га под влиянием различных факторов. К таким факторам в первую очередь относятся особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуа­ций характера со временем сглаживаются. Лишь при сложных психо­генных ситуациях, длительно воздействующих на “слабое звено” ха­рактера, они могут вести к психопатиям (психическим заболевани­ям).

Выделяются следующие основные типы акцентуации характера (Леонгард К., Ганнушкин П.Б. и др.):

1) циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настрое­ния с различным периодом;

2) гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышен­ная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3) лабильный – резкая смена настроения в зависимости от си­туации;

4) астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

5) сензетивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к навязчивым и ритуальным действиям;

7) шизоидный – отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопережива­ния, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недоста­ток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настрое­нию с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) – повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффек­тов, стремление к доминированию, неприятие мнения других, высо­кая конфликтность;

10) демонстративный (истероидный) – характеризуется склон­ностью к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привле­чения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщес­лавием, “бегством в болезнь” при неудовлетворительной потребнос­ти в признании;

11) дистимный – преобладание пониженного настроения, склон­ность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сто­ронах жизни;

12) неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию ок­ружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный ха­рактер;

13) конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склон­ность к консерватизму.

В отличие от “чистых” типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера. Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко[12].

Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный.

В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности (см. табл. 1).

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях – развиться и преобразоваться в “краевые” психопатии.

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи “Патохарактериологического диагностического опросника” (разработанного А.Е.

Личко и Н.Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Таблица1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_163262_aktsentuatsii-haraktera.html

акцентуация характера – это… Что такое акцентуация характера?

Крайний вариант психической нормы это

   АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА (с. 31) — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Как считает известный немецкий психиатр К.

Леонгард (им предложен этот термин), у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

При акцентуации характера личность становится уязвима не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным травмирующим воздействиям, адресованным так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

Акцентуация может быть выражена по-разному – различают явные и скрытые (латентные) акцентуации, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

   Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются и лишь при сложных, травмирующих ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для острых эмоциональных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатии.

   На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:

   1) циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

   2) гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;

   3) лабильный резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

   4) астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

   5) сензитивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

   6) психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;

   7) шизоидный – отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

   8) эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

   9) застревающий (паранойяльный) – повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

   10) демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

   11) дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

   12) неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

   13) конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

   В отличие от «чистых» типов значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуаций характера – промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы. I

   Учет акцентуаций характера необходим для осуществления индивидуального подхода к воспитанию детей и подростков, профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.С.С. Степанов.2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/89/%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0

Качества, характеризующие интровертированный психологический тип,

Крайний вариант психической нормы это

по К.Г. Юнгу:

А) импульсивность;

Б) беззаботность;
В) стеснительность;

Г) бесцеремонность.

https://www.youtube.com/watch?v=RuA0uXdZJfQ

Задание 256

Слово, относящееся к данному слову так же, как и в приведенном образце.

Образец: ЧЕЛОВЕК- НЕПОВТОРИМОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ-…:

А) темперамент;

Б) активность;
В) индивидуальность;

Г) способность.

Задание 257

Особенности, которые отражают поведение человека как индивида:

старательность;

высокая сенсорная чувствительность;

хорошая координация обеих рук;

низкая адаптация к темноте;
общительность.

Задание258

Особенности, которые отражают поведение человека как личности:

медленная скорость узнавания;

большая эмоциональная возбудимость;

трудолюбие;

аккуратность;

Общительность.

Задание 259

Наиболее примитивной формой направленности личности является:

А) установка;
Б) влечение;

В) склонность;

Г) интерес.

Задание 260

Высшей формой направленности личности является:
А) убеждение;

Б) идеал;

В) интерес;

Г) мотив.

Задание 261

Основной источник активности человека и животных, внутреннее состояние нужды – это…:
потребность

Задание 262

Неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать называется…:
А) установкой;

Б) склонностью;

В) мировоззрением;

Г) убеждением.

Задание 263

Признак, относящийся к свойствам темперамента:

А) обратимость;

Б) неустойчивость;
В) динамичность;

Г) онтогенетическая “вторичность”.

Задание 264

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения является:

А) способность длительное время выполнять трудную работу, не снижая интенсивности и продуктивности;

Б) неторопливость в принятии решения;

В) умение хранить новости;

Г) сдержанность в общении.

Задание 265

О подвижности нервных процессов можно судить на основании:

А) высокой работоспособности;

Б) живой речи, мимике, быстрого темпа деятельности;

В) сообразительности;

Г) выдержанности.

Задание 266

Показателем силы тормозного процесса является:

А) высокая работоспособность, особенно неинтересных делах;

Б) быстрое усвоение материала при отсутствии повторения;

В) быстрая адаптация в новых условиях;

Г) сила воли.

Задание 267

Тип темперамента, обладающий выраженной сензитивностью, неуверенностью и поэтому особенно нуждается в психологической поддержке и ободрении:

А) сангвиник;

Б) холерик;

В) флегматик;

Г) меланхолик.

Задание 268

Тип темперамента, обладающий терпеливостью, самообладанием и эмоциональной невозмутимостью:

А) сангвиник;

Б) холерик;

В) флегматик;
Г) меланхолик.

Задание 269

Более всех необуздан, вспыльчив и нетерпелив:

А) сангвиник;

Б) холерик;

В) флегматик;

Г) меланхолик.

Задание 270

Логическое продолжение из предложенных, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

Образец: СПОСОБНОСТИ- ЗАДАТКИ, ТЕМПЕРАМЕНТ – …

А) активность;

Б) деятельность;

В) тип нервной системы;

Г) индивидуальность.

Задание 271

Логическое продолжение из предложенных, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

Образец: СЛУХ – ВИСОЧНЫЕ ДОЛИ МОЗГА, ТЕМПЕРАМЕНТ – …

А) центральная нервная система;

Б) ретикулярная формация;

В) лобные доли;

Г) ствол мозга.

Задание 272

Динамику психической жизни определяет…

А) направленность личности;

Б) эмоциональность;

В) воспитание;
Г) темперамент.

Задание 273

Тип темперамента, которому соответствует следующая характеристика: “Тип темперамент, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью”:

А) холерик;
Б) сангвиник;

В) флегматик;

Г) меланхолик.

Задание 274

Тип темперамента, который узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

холерик

Задание 275

Тип темперамента, свойственного людям «веселого нрава»

сангвиник

Задание 276

Тип темперамента, связанный с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.
флегматик

Задание 277

Тип темперамента, связанный тревожностью, пессимизмом.
меланхолик

Задание 278

Установить соответствие между типами темперамента и его проявлением.

эмоции быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но не продолжительная холерик
люди “веселого нрава” сангвиник
трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях флегматик
беспокойны, тревожны, пессимистичны меланхолик

Задание279

Способности проявляются:

А) в знаниях, умениях, навыках;

Б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков;

В) во всех видах деятельности;

Г) в особенностях ЦНС человека.

Задание 280

Точка зрения на природу способностей, которая признается современной психологией:

А) качество обучения и воспитания полностью определяет способности;
Б) способности – это прижизненное образование, имеющее природную предпосылку и условия виде задатков;

В) способности являются результатом развития черепа и головного мозга;

Г) способности наследственно предопределены.

Задание 281

Составляющая в структуре математических способностей, относящаяся к группе специальных качеств:

А) интенсивное общение;

Б) развитие воли;
В) создание оптимальных социальных условий для их развития;

Г) положительное отношение к математике, склонность ею заниматься.

Задание 282

Свойства, относящиеся к вспомогательным качествам изобразительных способностей:

А) природная чувствительность зрительного анализатора;

Б) сенсомоторные качества руки; В) высокоразвитая образная память;

Г) художественное воображение.

Задание 283

Своеобразное сочетание способностей, которое, обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, называется:
А) одаренностью;

Б) мастерством;

В) талантом;

Г) гениальностью.

Задание 284

Отечественная психология придерживается следующего взгляда на природу способностей:

А) они наследуются;

Б) это индивидуальные особенности личности, формирующиеся в течение жизни и

влияющие на успешное выполнение деятельности;

В) они непосредственно проявляются в знаниях, умениях и навыках;

Г) они являются характеристикой индивида.

Задание 285

Высшая степень творческих проявлений – это:

А) талант;

Б) одаренность;

В) мастерство;

Г) гениальность.

Задание 286

Установить соответствие между уровнями развития способностей и их характеристиками:

своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности
высокий уровень развития специальных способностей
высшая степень творческих проявлений
совершенство в конкретном виде деятельности

Задание 287
Совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения, называют …
А) характером;

Б) направленность личности;

В) спосбность;

Г) темперамент.

Задание 288

Верные высказывания:

черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны;

В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при

помощи которых эти отношения осуществляются;

Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воз

Действий и воспитания типичный для личности стиль социального

поведения;

характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и

наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности;

с характером рождаются, а личностью становятся.

Задание 289

Относительно характера можно утверждать:

А) он выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе;

Б) он определяет стиль и темп деятельности;

В) он практически не поддается изменению под воздействием воспитания;

Г) это характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности.

Задание 290

Черты характера, проявляющиеся в деятельности:

А) инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;

Б) аккуратность, бережливость, щедрость и др.;

В) самокритичность, гордость, скромность и др.;

Г) тактичность, вежливость, чуткость и др..

Задание 291

Какому свойству личности соответствует симптомокомплекс черт:

вспыльчивый, медлительный, спокойный, ранимый, возбудимый
трудолюбивый, щедрый, неряшливый, инициативный, гордый
остроумный, находчивый, умный, предприимчивый, красноречивый
выдержанный, настойчивый, решительный, самостоятельный, целеустремленный

Задание 292

Термин, который определяется как заостренный, крайний вариант психической нормы, указывающий на уязвимые места характера испытуемого:

А) акцентуации;

Б) шизойдность;

В) психастеничность;

Г) истероидность.

Задание 293

Повышенная потребность во внимании, эгоцентризм характерны для:

А) шизоидного типа;

Б) истероидного типа;

В) гипертимного типа;

Г) циклоидного типа.

Задание 294

Быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии свойственны:

А) астеническому типу;

Б) неустойчивому типу;

В) эпилептоидному типу;

Г) конформному типу.

Задание 295

В усиленном контроле и направляющем воздействии особенно нуждается: I

А) неустойчивый тип;

Б) лабильный тип;

В) истероидный тип;

Г) конформный тип.

Задание 296

Резкое изменение настроения в зависимости от ситуации обнаруживает:

А) сензитивный тип;

Б) конформный тип;

В) неустойчивый тип;
Г) лабильный тип.

Задание 297

Какому типу акцентуаций личности соответствуют суждения:

характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям
характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность, жажда деятельности и тенденция не доводить начатое дело до конца
характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других
характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации

Задание 298

Какому типу акцентуаций личности соответствуют суждения:

_____________________

характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других
характерна выраженная тенденция к демонстративности, лживости, притворству, фантазированию для привлечения к себе внимания
характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность
характерны склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, конфликтность, педантичность

Задание 299

Неверное высказывание:

А) характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе жизнедеятельности;

Б) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны;

В) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

Г) характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий, воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

Задание 300

Своеобразные заострения характера называют:

Акцентуация



Источник: https://infopedia.su/3x7668.html

Психическая норма и патология: где границы? – Психологос

Крайний вариант психической нормы это

Норма — установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели.

В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е.

объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.

Виды норм:

  • Статистическая – уровень или диапазон уровней функционирования организма, который свойственен большинству людей.
  • Идеальная – идеальный образец состояния человека; субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец.
  • Функциональная – оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели.
  • Социальная – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
  • Индивидуальная – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум).

Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр.

в заповеди “Не убий”) минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.

Границы нормы лишь в простейших случаях задаются только целью. Никаких умозрительных критериев для определения границ нормы нет. Для этого необходимо знание не только чистой теории, но и реального положения дел.

Наиболее известная область применения нормы — диагноз как познавательный прием, позволяющий установить, находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы.

Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и др. виды диагноза. Норма — довольно грубый критерий для диагностирования.

Она делит объекты на два класса — годные и негодные для достижения цели и игнорирует все различия внутри этих классов.

Социальные, медицинские, технические, грамматические, гносеологические и другие нормы изучаются особыми отделами наук и даже целыми науками. Наиболее тщательно разработана теория социальных норм. Здесь выделяют две главные системы нормативной регуляции — мораль и право.

Социальные нормы различают также по области применения (общезначимые и специфические), по способу фиксации (устные и письменные), по способу выражения (предписания и запреты), по средствам, обеспечивающим их выполнение (внутренняя потребность и внешнее принуждение) и т. д.

Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология). В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии.

Патология – это нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биомеханизмов регуляции поведения).

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии.

Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihicheskaya-norma-i-patologiya-dvoe-zn--gde-granicy-vop-zn-

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий