Когнитивные задачи это

Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности

Когнитивные задачи это

Человек отличается от животных наличием высшей нервной деятельности. Умение мыслить, общаться с помощью осмысленной речи, выражать ее письменно, а также выполнять направленные действия, планировать и целостно воспринимать действительность объединены в когнитивные функции.

Что включают познавательные функции

Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром.

Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий.

Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.

Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. Виды потери памяти). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.

Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • сосредоточенность;
  • концентрация;
  • объем.

Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.

Узнайте, почему с возрастом происходит изменение когнитивной сферы: причины возникновения.

Почему возникает афазия при инсульте и способы ее лечения.

Когнитивные функции мозга – это речь и интеллект. Человек может осмысленно произносить звуки, которые складываются в слова, а те в предложения. Звукам соответствуют символы, возникает письменная речь. Человек может строить фразы, вести монолог без участия речевого аппарата, мысленно проговаривая слова.

Количество используемых слов, умение строить сложные фразы зависят от интеллекта. Можно сказать, что это объединенные когнитивные способности. Они основываются на внимании, восприятии, памяти, представлении.

Развитие интеллекта отделило человека от животных, но это общее понятие, которое реализуется через различные психические функции. Он определяется через обучаемость, логическое мышление, способность анализировать информацию, сравнивать и находить закономерности. Также это навыки планирования, умение предвидеть отдаленные события исходя из данных настоящей действительности.

Интеллект характеризуется через широту и глубину мышления, логику, гибкость ума, критичность и доказательность. Его величину можно измерить, для этого разработаны тесты на IQ. Они основаны на замеченной закономерности: если человек способен решать задачи определенного типа, то есть успех в решении и других.

Эрудиция – важная составляющая интеллекта, но между ними нельзя ставить знак равно. Большой объем знаний у эрудита еще не означает умение ими распоряжаться, строить логические выводы (см. Кто такой эрудит).

Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.

Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.

Связь функций с отделами мозга

Что такое когнитивные функции исходя из их локализации в головном мозге? Они представляются как особые участки мозга с группами нейронов, ответственных за определенный тип нервной передачи. Нарушение кровоснабжения, повреждение или опухолевые разрастания в этих областях влекут за собой нарушение когнитивных функций мозга.

Познавательные функции формируются в коре. В ней условно выделяют три зоны:

  • сенсорную – участвует в обработке сигналов от органов чувств;
  • моторную – обеспечивает движение разных частей тела;
  • ассоциативную – обеспечивает связь двух предыдущих, определяет поведенческую реакцию на основе импульсов от сенсорной зоны.

Лобные доли коры обеспечивают логическое и абстрактное мышление, речь, планирование движений. В теменной расположены центры по анализу сенсорных ощущений. Обработку данных зрительного анализатора проводит затылочная доля, в височной – слух.

Более древние участки мозга обеспечивают базовые для выживания навыки. Лимбическая система – это память, обоняние, эмоции. Таламус ответственен за перенаправление импульсов от органов слуха, зрения, равновесия и тактильного чувства. Запоминание новой информации происходит благодаря гиппокампу.

Средний мозг играет роль в процессах сознания и осознания собственного Я, чувствах существования, а также в адаптивном поведении. Взаимодействие всех отделов и передача импульсов происходит благодаря нейромедиаторам:

  • серотонин;
  • дофамин;
  • ГАМК;
  • адреналин;
  • ацетилхолин.

Часто случается, что это они тормозят или ускоряют когнитивные задачи.

Узнайте, что такое вербальный интеллект и способности.

Степень выраженности нарушений может быть различной: от легкой до тяжелой. Факторами, влияющими на развитие патологии, являются:

  1. Дегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
  2. Патологии, связанные с сосудами: инфаркт и инсульт, атеросклероз.
  3. Нарушения метаболизма: гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Травмы головы.
  6. Опухоли мозга.
  7. Патология оттока ликвора.

Тип нарушения будет зависеть от места воздействия повреждающего фактора. Легкие или когнитивные нарушения средней тяжести даже после инсульта у пожилых способны восстановиться при правильном лечении.

(5 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/interesno/kognitivnye-funkcii.html

Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления

Когнитивные задачи это
Наш мозг — удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины.

Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).  Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители.

Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами. Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени.

Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

Анализ 20 научных исследований показал, что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

Подвижный интеллект — это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний. Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения. Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

Хотя Cognitive Function Test изначально создавался для людей в возрасте от 50 до 70 лет в рамках программы по борьбе с болезнью Альцгеймера, он подходит для любого взрослого, желающего оценить возможности мозга. Тест состоит из четырех частей и рассчитан на 15 минут. Во время теста важно не отвлекаться и не делать перерывов.

Тест проводится на английском языке. Зарегистрировавшись и ответив на несложные вопросы по расстройствам памяти (которых, надеемся, у вас еще нет), вы получите несколько различных заданий, оценивающих скорость вашей реакции и глубину рабочей памяти. Ниже приведен пример результата теста. Этот человек получил высокую оценку, у него нет когнитивных нарушений. Средняя оценка — 54,2. Так как тест разработан для возрастной группы 50–70, то большинство респондентов набирают от 43,2 до 65,2. У вас, очевидно, может быть и больше баллов. Оценка между 38 и 43 характеризует попадание в группу риска. Оценка ниже 38 классифицируется как «значительный риск». Важно помнить, что плохие оценки когнитивных тестов также могут быть вызваны депрессией, лекарствами, некоторыми типами дислексии или другими факторами. Не рекомендуется возвращаться к тесту в течение года, чтобы избежать эффекта обучения, так как это может повлиять на надежность получаемых результатов.

На графике по горизонтальной оси отложены результаты теста в секундах (учитываются только результаты лучше 1 секунды). По вертикальной оси — количество пройденных тестов с данным результатом.

Как быстро вы можете реагировать, если это необходимо? Способность к быстрой реакции может быть критической в разных ситуациях. Этот тест позволяет определить время вашей реакции — когда светофор зажигается зеленым, нужно немедленно нажать кнопку мыши.

Этот тест поможет определить, насколько сильна ваша кратковременная вербальная память. Тест рассчитан на 10 минут. Во многом тест похож на некоторые задания из Cognitive Function Test, с той лишь разницей, что сделан на русском языке и проходится быстрее.

Знаете ли вы, почему номер банковской карты чаще всего 16-значный? Такое число невозможно запомнить с одного взгляда. Проверить это утверждение можно в Number Memory Test. В течение примерно 5 секунд перед вами будут появляться цифры, а вам нужно будет их повторить. Средний уровень для этого теста — 7 цифр.

Lumosity — одна из самых популярных программ ежедневной тренировки для взрослых. Сделаны приложения для Android и iOS, в которых есть более 25 игр для тренировки мозга. Игры подстраиваются под уровень пользователя, поддерживая планку сложности при решении самых разнообразных задач. Задания построены на университетских исследованиях мозга, главным образом из Стэнфордского университета.

Большая и по большей части платная онлайн-система обучения, разработанная международной группой нейробиологов. Сайт предлагает занятия по 90 минут в неделю (есть возможность загрузить курс на iPhone / iPad).

Интересный курс с занятно иллюстрированными заданиями, больше похожими на игру. Геймификация тренировки способствует большей вовлеченности для максимальной эффективности.

В начале обучения вам будет предложено ответить на 11 вопросов, которые позволят выстроить персональный план обучения, соответствующий вашим целям и текущему уровню производительности. Подготовительные задания, дающие возможность оценить ваш уровень управления рабочей памятью, предоставляются бесплатно.

Кстати, есть и российский аналог — сервис Викиум.

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий. Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год. На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.
А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч. При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться. На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно — вы и так достигли совершенства.

Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.

Работает только под iOS.

Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains — единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

* * * Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки. По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

UPD. Добавлен проект «Викиум».

Источник: https://habr.com/post/371451/

Работа мозга при решении когнитивных задач — лекции на ПостНауке

Когнитивные задачи это

ВИДЕО

Головной мозг — один из самых сложных объектов, которые знает человечество и ученые. Это огромная структура, содержащая отдельные структурные элементы — нейроны, обладающие сложным поведением и тесно связанные между собой.

Один нейрон в головном мозге человека имеет до 20 тысяч связей с соседними. Связи между нейронами тянутся через весь головной мозг, поэтому так сложно изучить процесс функционирования этой системы.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что головной мозг долгое время оставался terra incognita («неизвестная земля»).

Автор одного из первых медицинских трактатов эпохи Возрождения, который создали во Флоренции, центре мировой науки в XV веке, написал, что раз головной мозг находится сверху человека, то горячая кровь поднимается вверх, а головной мозг служит для ее охлаждения.

Дальнейшие исследования доказали ошибочность этой концепции. Головной мозг создан для нагревания крови, потому что 25% энергии, которую потребляет человек, расходуется на головной мозг. Существуют гипотезы, что успех в развитии головного мозга высших приматов и человека связан с тем, что появилась система охлаждения головного мозга, которая позволила усилить количество операций, допустимых для этого биологического компьютера.

Понимание того, как головной мозг обрабатывает информацию и принимает решения, — важная проблема, которая стоит перед современной нейронаукой. С одной стороны, наши искусственные интеллектуальные системы достигли большого прогресса.

Ученые научились решать много задач с помощью систем искусственного интеллекта, но непонимание того, как работает головной мозг, сильно тормозит развитие этих систем. Основная особенность нашей психики, работы нашего головного мозга — колоссальная гибкость и вариабельность.

Мы легко переключаемся с одной задачи на другую, находим нетривиальные решения.

Если говорить о системах искусственного интеллекта, то существует несколько примеров, где их сравнивают с мозгом. Типичная ситуация — шахматы.

Сейчас компьютер обыгрывает даже гроссмейстера в шахматы, но компьютер не создал ни одной какой-то оригинальной партии, красивой шахматной комбинации.

Поэтому элемент творчества, нахождения нетривиального решения остается прерогативой естественного интеллекта, а не искусственного.

Второй важный момент — заболевания головного мозга. Здесь отмечают как заболевания, которые возникают в раннем детстве, когда определенные изменения в головном мозге приводят к тому, что ребенок становится другим по сравнению со сверстниками. Работа с таким ребенком, его адаптация к нашему социуму — это сложная задача.

Понимание того, как работает мозг, в данном случае имеет колоссальное значение. Другая проблема — заболевания, свойственные пожилым людям. Нейродегенеративные заболевания в связи со старением населения — важная проблема.

Разобраться с механизмами работы мозга и тем, как возможно продлить молодость наших когнитивных функций, — одна из задач, которая актуальна в связи с повышением среднего уровня жизни населения.

Одна из концепций изучения мозга, которая мне нравится, — идея того, что для работы мозга необходимо нагружать его простыми когнитивными задачами: например, простая визуальная задача на сортировку стимула, логическая и арифметическая задача.

Но это должна быть задача, которая активизирует работу разных областей головного мозга и требует реакции человека на нее.

Особенность простых задач в том, что любая сложная задача показывает интерференцию различных процессов в головном мозге, которые смажут понятную картину.

Динамика нейронных ансамблей

С другой стороны, если рассматривать спокойное состояние мозга (restate), которое часто исследуют в нейронауках, то у нас не будет реакции человека.

Мы будем смотреть на спокойную динамику головного мозга, изучая много особенностей, но у нас не будет связки «стимул — обработка в головном мозге — реакция человека на этот стимул». Эта реакция очень важна, потому что человеческая деятельность требует реакции.

Если почитать классика нейрофизиологии Ивана Петровича Павлова, то мы заметим, что его концепция условного рефлекса очень понятная: наш мозг реагирует только на стимул, наша нервная система реагирует только на внешние стимулы.

Отсутствие стимула — это стимул, который заставляет нас искать воздействия на мозг. Современная нейронаука сильно развилась с начала XX века, но эта связка оказывается чрезвычайно важной.

Следующий этап понимания динамики мозга — анализ его поведения на макроуровне. Если рассматривать решение задач индивидуально у человека, то мы увидим большую вариабельность принятия решений при каждом отдельном случае, при каждом отдельном стимуле.

Если взять группу людей, то эта вариабельность начнет увеличиваться, поэтому на эту картину стоит смотреть с точки зрения статистического анализа, чтобы выявить закономерности, которые отражают особенности поведения. Макроскопическая динамика определяется активацией больших областей головного мозга при решении конкретных задач.

Важную роль здесь играют несколько факторов. Первый фактор — степень нашего понимания того, сосредоточена активность мозга при решении задачи в одном полушарии, в другом полушарии либо она сосредоточена во всем головном мозге. Второй фактор — место размещения центра активности и их количество (например, затылочная и лобная область головного мозга).

Третий фактор — в каком частотном диапазоне мы наблюдаем активность. Головной мозг работает на выделенных частотах. Это дельта-волны — примерно 2–4 герца, тета-волны — от 6 до 8 герц, альфа-диапазон частот — от 8 до 12 герц, бета-волны— от 15 до 40 герц. Выше уже гамма-диапазон.

Анализируя поведение мозга в этих частотных диапазонах с помощью различных методов нейровизуализации, создают карты активности головного мозга, которые позволяют понять функционирование мозга при решении задач у людей с хорошим здоровьем. Затем можно отследить активность при решении той же задачи у людей с нарушенным кровообращением головного мозга.

Если правильно поставить эксперимент, выбрать задачи и учесть другие трудности, мы можем найти определенные различия в динамике мозга. С такими данными нам станет понятно, какие части головного мозга не активируются при том или ином заболевании.

КУРС

После анализа полученных данных возникает вопрос о вариантах решения этих проблем. Например, это могут быть фармацевтические средства или системы с биологической обратной связью. идея в том, что функционирование головного мозга можно расшифровывать на макроуровне.

Мне кажется, такой подход работает, потому что есть теория, которая описывает поведение мозга с такой позиции, — теория глобального рабочего пространства головного мозга (англ. Global workspace theory).

Согласно этой теории, кора головного мозга представляет собой универсальную вычислительную среду, в которой разные задачи закреплены за разными областями, но при отсутствии ресурсов мозг может перебросить эту задачу на другую область. В итоге получается карта активности головного мозга, которая соответствует разным задачам.

В перспективе такая карта может стать средством понимания работы мозга с таких фундаментальных позиций. Другое применение карты активностей связано с контролируемым вмешательством в работу головного мозга для исправления дегенеративных проблем. Вполне вероятно, что в перспективе мы сможем решать и психические проблемы человека с использованием нейротехнологий. 

Источник: https://postnauka.ru/video/154952

Как улучшить когнитивные способности мозга?

Когнитивные задачи это

Рассказывается о различных видах когнитивных нарушений и о том, как можно улучшить свои когнитивные способности

К 25 годам количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика. Затем начинается постепенная деградация …

Что такое когнитивные функции?

Если ухудшается память, быстро устаете от умственной работы, становится сложнее делать определенные выводы на основе своих размышлений, значит дает сбой система когнитивных функций мозга и пора взяться за ее оздоровление, пока не поздно…

Когнитивные (познавательные) функции – наиболее сложные функции головного мозга, помогающие ему в осуществлении рационального познания мира и целенаправленного взаимодействия с ним:

  • восприятия информации;
  • обработки и анализа информации;
  • запоминания и хранения;
  • обмена информацией;
  • построения и осуществления программы действий.

Когнитивные (психические) возможности – это высшие функции мозга, обеспечивающие человеку возможность:

  • мышления;
  • пространственной ориентации;
  • понимания;
  • вычислениий;
  • обучения;
  • речи;
  • рассуждений.

Со временем, если не принимать профилактических мер, когнитивные возможности ухудшаются. Первые признаки снижения этих способностей проявляются как нарушение внимания и памяти, а при дальнейшем ухудшении когнитивных функций появляются признаки, сигнализирующие о слабых когнитивных нарушениях, и даже развитии деменции.

Какие бывают когнитивные нарушения?

К когнитивным нарушениям относятся, в частности снижение памяти и ухудшение умственной работоспособности, связанные с неврологическими, психическими расстройствами.

Когнитивные нарушения могут носить легкий,умеренный и тяжёлый характер:

  • тяжелые(«деменция», «слабоумие», связанные с дезадаптацией в повседневной жизни);
  • умеренные (возникают в виде моно- или полифункциональных когнитивных расстройств, не ограничивающих самостоятельности и независимости больного, и не вызывающих дезадаптацию в повседневной жизни. Больной быстро устает при умственных работах, у него ухудшаются память, концентрация внимания, способность к обучению. Это еще не деменция, тем не менее, эти признаки обращают на себя внимание окружающих);
  • легкие (больные понимают, что у них ухудшились когнитивные способности по сравнению с нормальным его уровнем, в то же время они не привлекают к себе внимания окружающих, поэтому у них не возникают затруднения в повседневной жизни).

Мозг работает благодаря нейронам и синапсам, нейроны воспринимают и обрабатывают информацию из внешнего мира, передают ее внутренним органам, а синапсы обеспечивают связь между нейронами. Степень развития мозга, зависит от количества и разнообразия синапсов.

К 25 годам количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика.

Затем начинается постепенная деградация – считается, что в принципе это нормально, так как со временем стареет не только тело, но и мозг. ..

Тем не менее, когнитивные способности мозга поддаются тренировке, развитию и их можно держать в тонусе.

Когнитивные тренировки чрезвычайно эффективны для улучшения работы нашего мозга

Как улучшить свои когнитивные способнности?

Нейропсихологи относят к самым эффективным способам развития мозга когнитивные тренировки – простые упражнения, прокачивающие внимание, память и мышление.

В этих целях можно пользоваться онлайн-тренажером для мозга – «Викиум», в игровой форме предлагающий несложные задания, направленные на развитие памяти, внимательности и скорости реакции.

В целях улучшения когнитивных способностей рекомендуется:

  • пить кофе (кофеин помогает сконцентрироваться на сложных заданиях, повышая эффективность умственной деятельности, улучшая реакцию);
  • загорать (люди, у которых в организме высок уровень витамина D, лучше справляются с контрольными тестами, чем те, кто испытывает его дефицит);
  • танцевать (танцы, как вид активного отдыха способствуют снижению риска развития деменции);
  • следить за питанием (мозг нуждается в витаминах, разных элементах, а самое главное – следить за наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3 и за уровнем сахара,);
  • играть в тетрис (это способствует повышению активности серого вещества в церебральном кортексе, помогая сознанию забывать о неприятностях);
  • заниматься спортом (помогает намного лучше справляться с когнитивными задачами, даже в результате обычных прогулок, работоспособность мозга повышается на 10%);
  • отдыхать (у людей, делающих перерывы во время работы, память намного лучше, чем у тех, кто работает без отдыха);
  • устраивать разгрузочные дни (устраивание разгрузочных дней способствует улучшению работоспособности мозга);
  • поддерживатьздоровый биомкишечника (биом кишечника – это совокупность бактерий желудочно-кишечного тракта. Правильное питание стимулирует рост «хороших» бактерий, предотвращающих психические заболевания и поддерживающих когнитивную функцию мозга. В этих целях рекомендуется питаться продуктами, содержащими пребиотики – питательные вещества, необходимые для роста и процветания бактерий, и пробиотики– ферментированные продукты, содержащие полезные бактерии, то есть с высоким содержанием клетчатки и неперевариваемых компонентов (в т.ч. инулина), которые из-за неспособности к расщеплению в верхнем отделе ЖКТ, доходят до нижних его отделов. Для поддержки биома кишечника полезно принимать: лук-порей; топинамбур; орехи; чеснок; бобовые; яблоки; йогурт; красное вино, оливковое масло и горький шоколад);
  • хороший сон (способствует консолидации и улучшению памяти. При недостатке сна возникают когнитивные и эмоциональные трудности, а во время сна происходит снижение реакции на раздражители, относительный покой и «потеря» сознания);
  • открытостьдля нового опыта (суть в том, что каждое новое занятие сопровождается формированием новых нервных связей, увеличением выброса в организме дофамина, делающего людей мотивированными и способствующего созданию новых нейронов. Новые навыки расширяют нейронную сеть в мозге, улучшая когнитивные функции. Известно, что открытость всему новому заметно повышает уровень интеллекта – IQ);
  • общение для улучшения когнитивных функций (социальное взаимодействие способствует улучшению когнитивной функции, так как задействует интерпретацию смысла действий других людей, адаптацию к различной обстановке, оценку сложных ситуаций и выработку соответствующего поведения).

Таким образом, если хотите улучшить когнитивную функцию своего мозга, высыпайтесь, ходите на прогулки с друзьями, питайтесь здоровой пищей, держите сердце и мозг открытым и пробуйте все новое.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dfde83c32335400ae65c26a/kak-uluchshit-kognitivnye-sposobnosti-mozga-5e3d4bd419b36527b1fc6cf3

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) – это… Что такое Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities)?

Когнитивные задачи это

К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр.

вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исслед. К. с. посвящено их изучению с т. зр.

индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, к-рые характерны для них как вида.

Тесты когнитивных способностей

Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психич. реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации.

Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В начале 1900-х гг. французский психолог А.

Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в идентификации детей с задержками психич. развития. В начале XX в. британские психологи во главе с Ч.

Спирменом разработали множество тестов психич. функций, к-рые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. В США толчком к «тестовому движению» послужила не только адапт. Л. М.Тёрменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов для классиф.

офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты — Бине, Тёрмена и армейские (альфа и бета) — стали наз. тестами «интеллекта». Они получили широкое распространение не только в силу их практ. полезности, но и как меры важных умственных характеристик.

Для оценки согласованности рез-тов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом в 1904 г. Серия проведенных им исслед. завершилась публикацией в 1927 г.

его главной работы — «Способности человека» (The abilities of man). В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу, теорию К. с.

, в к-рой все умственные тесты рассматривались в той или иной степени в качестве измерений единственной черты или «фактора» когнитивной способности, к-рый Спирмен назвал «g» (по первой букве полного названия «общая» (general) способность).

Спирмен считал, что фактор «g» измерялся всякий раз, когда умственная задача требовала того, что он наз. эдукцией (eduction), или выявлением отношений и коррелятов. На более привычном языке этот неск. экзотический термин можно было бы назвать умозаключением или индукцией.

Современники Спирмена, однако, оказались не готовы принять идею о единственном факторе когнитивной способности и продолжали считать, что разные тесты все же измеряют разные способности — специфические способности к оперированию словесным материалом, пространственными отношениями, воспроизведению по памяти заученных списков слов и т. д.

С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных вопросов, касающихся понимания К. с. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун в США.

Факторы когнитивной способности

цель в изучении К. с. состояла в определении того, какие виды способностей можно идентифицировать, и в интерпретации их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под названием «Первичные умственные способности» (Primary mental abilities) — рез-ты факторного анализа батареи из 57 мер К. с.

в форме групповых бланковых тестов, к-рые он провел на студентах ун-та. Мн. из этих мер были аналогичны заданиям, входившим в состав тестов интеллекта, но каждая из них предназначалась для измерения одной — специфической — когнитивной функции.

В этой батарее им были выявлены по меньшей мере 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации:

S. Пространственный (Space): способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны.

V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.

W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.

N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точность выполнения простых арифметических действий.

I. Индукция (Induction): способность выводить правила, к-рым подчиняется конкретный набор стимулов.

Р. Перцептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими.

D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.

М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.

Терстоун считал, что его результаты поддерживают вывод о наличии мн. видов интеллекта и опровергают предположение о существовании одного вида интеллекта — общего. В более поздних исслед. Терстоуна и др.

ученых этот вывод был смягчен до предположения об «иерархической» организации К. с. Это предположение означало, что нек-рые К. с.

являются крайне общими, входящими в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более специализированными.

Иерархический подход к К. с. принял неск. форм. Британские психологи, позиция к-рых представлена книгой Ф. Вернона «Структура человеческих способностей» (The structure of human abilities), помещают в самой вершине иерархии К. с. осн.

групповой фактор, спирменовский фактор «g», а на следующем уровне — второстепенные групповые факторы: фактор «v:ed» (вербальный-числовой-образовательный), происхождение к-рого связывается гл. обр.

со школьным обучением, и фактор «k:m», («практический-механический-пространственный-физический»); в дополнение к ним выделяются многочисленные специфические факторы, такие как вербальный, числовой, пространственный и др., входящие в состав этих групповых факторов.

Дж. П. Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The nature of human intelligence) отстаивал т. н. модель «структуры интеллекта» (SI). Гилфорд отрицал идею существования фактора «g», или общего интеллекта. Вместо этого он полагал, что все К. с. можно в конечном счете представить в виде перекрестной классиф.

по трем основаниям: типам умственных операций, типам содержания и типам «продуктов» или рез-тов, получающихся вследствие их переработки. Утверждалось, что каждый вид когнитивной способности или фактор связан с определенным процессом, содержанием и продуктом. Процессами, или «операциями», являются когниция (восприятие информ.

), память, дивергентное продуцирование, конвергентное продуцирование и оценка. может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим (последнее связано с жестикуляцией, лицевой экспрессией и т. п.). Продуктами могут быть элементы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации.

Гилфорд попытался дать строгие определения этим категориям, к-рые в сочетаниях позволяли выделить по меньшей мере 120 различных факторов. В силу ряда технических соображений не все исследователи в данной области приняли модель Гилфорда, однако она оказалась полезной в качестве руководства в дальнейших исслед.

, и Гилфорд утверждает, что на сегодня идентифицировано примерно 100 независимых факторов способностей.

С т. зр. факторного анализа то, что измеряется любым конкретным тестом, м. б. либо единичным, «чистым» фактором когнитивной способности, либо конгломератом неск. таких способностей.

В 70-х гг. ряд когнитивных психологов воскресили из фактического забвения исслед. тех простейших когнитивных функций, к-рые изучались Дж. Кэттеллом и др. в конце XIX в. в качестве возможных мер интеллекта. Совр. уровень технологии и использование микрокомпьютеров предоставляют для этого новые возможности.

Клинические подходы

Ж. Пиаже — крупнейший исследователь К. с., использовавший преим. клинический подход. Его в большей степени интересовало изучение способностей как универсальных характеристик Homo sapiens и их развитие на протяжении всей жизни чел., особенно в период детства. Осн.

методом были индивидуальные беседы с детьми, в ходе к-рых им задавались вопросы, направленные на выяснение их знаний и представлений об окружающем мире; тж использовались б. или м.

стандартизованные когнитивные задачи, такие как просьба расположить палочки по размеру или предположить высоту уровня воды в сосуде узкого диаметра после того, как она будет перелита из более широкого сосуда.

Психологи дискутировали по поводу того, имеют ли те виды К. с., к-рые изучал Пиаже и его коллеги, к.-л. отношение к факторам интеллекта, изучаемым психометристами с помощью более формальных тестов. Скорее всего, да, однако К. с.

в понимании Пиаже лучше всего рассматривать как подвиды индуктивных, дедуктивных и пространственных способностей, исследуемых психометристами.

Степень развития этих способностей у различных детей, по-видимому, достаточно хорошо отражается в показателях общего интеллекта.

Клинический подход в изучении К. с. использовался тж русским психологом А. Р. Лурией в его исслед. развития познавательных функций у представителей различных, преим. необразованных, групп населения в бывшем Советском Союзе в 1932 г.

, результаты к-рых изложены в книге «Историческое развитие познавательных процессов», и в его исслед. нарушений умственных способностей при афазиях и др. локальных поражениях головного мозга. В более поздних исслед.

, используя наборы неформальных когнитивных тестов, описанных в его книге «Высшие корковые функции человека», Лурия разраб. теорию мозговой организации когнитивных функций.

Развитие и снижение когнитивных способностей

Для «среднего» человека, по-видимому, будет справедливым утверждение, что все К. с. развиваются постепенно; их развитие начинается с момента рождения или чуть позже и продолжается до 20—22 лет, хотя, возможно, идет разными темпами. Т. к.

крайне трудно установить абсолютные шкалы или метрики для различных способностей, то столь же трудно сравнивать способности по их темпам развития.

Однако вряд ли нужно сомневаться в существовании значительных индивидуальных различий в темпах когнитивного развития, касающихся как общей способности, так и более специализированных способностей.

Доказательства возможного снижения К. с. в период взрослости и старости пока нельзя считать окончательными. В целом психологи сообщают о том, что «кристаллизованные» (crystallized) способности, напр.

измеряемые тестом «Словарь», хорошо сохраняются в пожилом возрасте или обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как «флюидные» (fluid) способности, такие как способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем нек-рый спад, особенно если когнитивная задача требует быстрого реагирования.

Интерпретация этих данных представляется затруднительной из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными различиями. Мн. людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они демонстрировали в период взрослости.

Источники индивидуальных различий

Главную заботу психологии составляет выяснение того, в какой степени индивидуальные различия определяются биолог. (генетическим) фактором через процессы естественного созревания и в какой — опытом взаимодействия со средой через каналы формального обучения, воспитания, тренировки и стихийного научения. Эта проблема встает с особой остротой в связи с К. с.

Вопрос заключается в том, в какой степени К. с. можно усилить путем специальной тренировки. Мало кто сомневается, что нек-рые способности можно улучшить; напр., это явно возможно в отношении индивидуального словарного запаса и вербальной способности. Попытки улучшения нек-рых др.

способностей, напр. способности к оперированию пространственными отношениями, оказались гораздо менее успешными. В целом существует большой пробел в нашем знании о границах развития разнообразных К. с. Зачастую рез-том программ развития К. с.

оказывается не увеличение индивидуальных различий, а их уменьшение.

В силу признания важной роли К. с. в развитии демократических и высокотехнологических культур их научное изучение составляет одно из наиболее важных направлений психологии.

См. также Общий (генеральный) фактор интеллекта, Меры интеллекта, Модель структуры интеллекта

Дж. Б. Кэрролл

.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/365/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5

10 необычных способов повысить когнитивные способности

Когнитивные задачи это

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, запомнить большое количество информации, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные  способности того или иного человека, он может их повысить.

И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно.

Повысить свои когнитивные способности вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, что употреблять в пищу какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно.

Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов.

Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем.

Но умеренное употребление кофе способно не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию.

Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе правильное питание является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга.

По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организм посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания.

Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи.

По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда запретил себе пить спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов.

Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты.

Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина.

Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (бать может, даже необычно)!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью максимальной концентрации и работе без отдыха.

Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи.

Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Как часто, когда мы устали, нам хочется бросить всё, лечь на диван и пролежать несколько дней к ряду, чтобы восстановить силы. Но пассивный отдых способствует, по большей части, только восстановлению тела.

Активный же отдых, в свою очередь, пробуждает жизненный тонус, поднимает настроение, прививает вкус к жизни.

Но главное то, что он восстанавливает и повышает когнитивные способности, препятствует деградации мышления и развитию слабоумия, а также формирует у человека навык быстрого принятия решений.

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда.

Занятия спортом вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе.

Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы).

Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, логические игры и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности.

Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга».

Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д.

К тому же, разговоры с собой нередко помогают снять психическое напряжение.

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по этой ссылке.

Познавайте и живите с умом!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий