Когниции это в психологии

Социальная когниция

Когниции это в психологии

СОЦИАЛЬНАЯ КОГНИЦИЯ (social cognition) – в социальной психологии определяется как совокупность процессов, нацеленных на кодирование, декодирование, хранение и обработку информации о людях как членах социума, об их деятельности и поведении, а также как знания, формирующиеся в результате данного процесса. Социальная когниция — это также название соответствующей дисциплины внутри психологии, которая изучает когнитивные основания социальных явлений

Общая задача социальной психологии как отдельной дисциплины состоит в том, чтобы изучать социальные феномены с учетом «роли когнитивных процессов (например, внимания, кодирования, организации и хранения знаний, памяти и пр.

) как посредников между социальным познанием и деятельностью» [Lambert et al., p. 306].

Теория социальной когниции дает выход в довольно широкий круг «поведенческих» тем: от эмоций, норм, стереотипов и предубеждений, мотивирующих поступки человека, до типовых сценариев и стратегий общения в разных социальных ситуациях.

Важное место занимает изучение таких процессов и механизмов обработки и организации социальной информации, как категоризация, оценка, распределение внимания, которые служат ключом к пониманию того, как человек интерпретирует те или иные события из жизни социума.

В теории С. К. когнитивные процессы и структуры социального знания изучаются, главным образом, с нескольких точек зрения:

  • как с помощью когнитивных процессов обрабатываются внешние социальные стимулы, связанные с отношениями между группами людей и социальными структурами (см., например, труды Дж. Брунера и Дж. Аллпорта о предубеждениях и стереотипизации);
  • как накапливаются и развиваются социальные знания, умения и навыки, такие как общение, игра, борьба за власть, принятие социальной роли, научение и пр., в течение жизни человека, особенно в детском возрасте (см. восходящие к идеям Л. Выготского и Ж. Пиаже труды по психологии социального развития Т. Слама-Казаку, Х. Веллмана и др.);
  • какая существует связь между уровнем развития мышления и интеллекта и определенными когнитивными механизмами. Например, устанавливается корреляция между тремя типами интеллекта – физическим, абстрактным и социальным (по Э. Торндайку), и способами построения точки зрения (перспективы) – такими как применение силы, использование власти, убеждение, сотрудничество, синтез точек зрения [Selman 1981]

В последние годы понятие С. К. все чаще встречается в работах лингвистов-когнитологов. Данный термин, указывающий как на социальное познание (т. е. процесс освоения действительности), так и на социальное знание (т. е. результат этого процесса), встречается в трудах Т. ван Дейка, Т. Гивона, Д. Гираэртса, Н. Н. Болдырева, В. И.

Карасика и некоторых других отечественных и зарубежных когнитологов. Данные работы послужили основной для формирования социокогнитивной лингвистики (когнитивной социолингвистики), опирающейся на когнитивные методы анализа языкового материала – от слов до текстов. Эффективность лингвистического анализа С. К.

связана с тем, что, как показывают многочисленные исследования (в том числе экспериментальные), начиная с раннего возраста человека, язык служит средством формирования, закрепления и развития социальных структур знаний как в долгосрочном, так и в текущем режиме.

В частности, в [Spelke 2003] показывается влияние усвоения числительных на родном и иностранном языках на оперирование категорией числа. Так, у взрослых субординативных билингвов запоминание средних точных чисел находится в большей зависимости от степени владения языком, чем запоминание малых точных и больших приблизительных чисел.

Аналогичная картина наблюдалась у детей от 2 до 3,5 лет при выполнении заданий со счетом на родном языке.

Следовательно, выбор говорящими тех или иных языковых выражений в дискурсе, указывает не только на наиболее значимые структуры социального знания в долговременной памяти носителей социокультуры, но и на релевантность данных структур для текущего осмысления тех или иных событий и объектов, в том числе не имеющих прямого отношения к социальной организации общества.

Рекомендуемая литература

  1. Болдырев Н. Н. Оценочные категории как форма знания // Когнитивные исследования языка. – Вып. III. Типы знаний и проблема их классификации: Сб. науч. тр. – М.–Тамбов: ТГУ, 2008. – С. 25–37.
  2. Ирисханова О. К. Социокогнитивная лингвистика: структуры социальных знаний и проблемы их описания // Вопросы когнитивной лингвистики. – № 4. – 2014. – С. 5–17.
  3. Карасик В.И. Языковое проявление личности. – Волгоград: «Парадигма», 2014. – 450 с.
  4. Dijk T. van. Discourse and Context: A Sociocognitive Approach. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 267 p.
  5. Geeraerts D. Cultural models of linguistic standardization // Cognitive models in language and thought: ideology, metaphor and meanings. – Berlin: Mouton de Gruyter, 2003. – P. 25–68.
  6. Givón T. Context as other minds: the pragmatics of sociality, cognition and communication. – Amsterdam: John Benjamins, 2005. – 283 p.
  7. Houdé O., Kayser D. (ed.). Dictionary of Cognitive Science: Neuroscience, Psychology, Artificial Intelligence, Linguistics, and Philosophy. – Amsterdam: Routledge, 2003. – 416 p.
  8. Lambert A. J., Chasteen L. A. Social cognition // A Companion to Cognitive Science / Ed. W. Bechtel, G. Graham. – Oxford: Blackwell, 1998. – P. 306–313.
  9. Selman R. L. The development of interpersonal competence // Developmental Review, 1. – 1981. – P. 401–422.
  10. Spelke E. What makes us smart? Core knowledge and natural language // Language in mind: advances in the study of language and thought / ed. D. Gentner, S. Goldin-Meadow. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2003. – P. 277–311.

О. Ирисханова

Источник: http://scodis.ru/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC/%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Когнитивизм — это современное направление в психологии

Когниции это в психологии

В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм».

Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.

Расшифровка термина

Когнитивизм – это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

Когнитивность — что это простыми словами? Когнитивность — термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Понятие когниции

Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.

То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.

Что значит когнитивный?

Когда характеризуют что-то как «когнитивный» — что имеют ввиду? Какой это?

Когнитивный – это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

Несколько определений для примера

Что означает слово «когнитивный»?

Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

В данном видео разбираются когнитивные стили:

Что представляет собой когнитивное поведение?

Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

Когнитивный компонент – это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

  • представление о самом себе;
  • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас;
  • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

Когнитивное восприятие – это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

Эмпатия – это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

К самым сложным видам научения относят когнитивное.

Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «я»-концепцией.

Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Нарушение когнитивных функций — что это такое? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое «Я-Концепция»? Клинический психолог пояснит в этом видео:

Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.

В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.

Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.

Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.

Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.

Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.

С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.

К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.

Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.

Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека, исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.

О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/kognitivizm-eto.html

Когниция

Когниции это в психологии

Когниция – это совокупность ментальных процессов, служащих для обработки и трансформации информации. Включает постижение и оценивание собственной персоны в окружающей действительности, а также построение индивидуальной картины реальности, то есть всё, что образует основу для поведенческих паттернов индивида.

Таким образом, все процессы, которые заключаются в трансформации сенсорных данных, поступающих в мозг, в ментальные репрезентации разнообразного типа (образы, фреймы, сценарии) называются когнициями. То есть процесс когниция являет собой действия по обработке и преобразованию информации из одной структуры в другую.

Что это такое

В соответствии с собственной нейронной структурой мозг человека затмевает любой компьютер. Весь потенциал мозга по сей день не изучен, однако с уверенностью можно утверждать, что его вычислительные возможности безграничны. При этом всякий даже самый слабенький калькулятор имеет перевес в точности вычислений. Почему же так происходит?

Мыслительная активность человека проистекает изолированно от психических процессов личного восприятия мира. Поэтому люди склонны допускать логические ошибки, заключать ложные выводы.

Ниже приведено ряд факторов, влияющих на перцепцию человека:

– мотивация;

– эмоциональные впечатления;

– социальные установки;

– сознательный мыслепоток, именуемый ментальным шумом;

– ограниченный потенциал мозга в трансформации информации.

Когниция это итог формирования знаний о предмете, объекте (факте, месте), связывающий все компоненты психики – интеллект, эмоции, память, представление. Проще говоря, это единица смысла, находящаяся на рубеже разума и психики.

Рассматриваемое явление включает не только фактические знания, но и суждения, теории и погрешности восприятия. Они принимают участие в вырабатывании нового смысла при помощи ощущений человека, установок.

Все научные познания имеют духовную природу, поскольку даже в основе слаженной логической мысли лежит подсознательное чутьё. При этом, когда объективных и вербальных средств недостаточно для трансформации всего, что люди думают, представляют, чувствуют, зарождаются когнитивные искажения.

Первообраз рабочего определения описываемого понятия можно отыскать у Дж.

Беркли, утверждавшего, что любому, кто анализирует объекты людского познания, понятно, что они являют собой идеи, либо воспринимаемые чувствами, либо такие, которые человек получает, наблюдая действия ума и эмоции, либо, образуемые посредством участия воображения, памяти, либо, возникающие через объединение, разделение, представление первоначально воспринятого одним из вышеприведенных способов.

Понятие когниции объединяет не только процессы человеческого сознания (мышление, разработку стратегий, представление, творчество, анализ, размышление, символизацию), но и более приземлённые процессы, такие как: моторика, внимание, узнавание. Необходимым условием описываемого явления считается мимесис (подражание, подобие).

Таким образом, когниция это простыми словами познавательное действие или процесс познания. Человеческая когниция является взаимодействием процессов восприятия, представления и выработки информации в словесной форме.

Рассматриваемое понятие – это противоречивый мир, поскольку в зону сознания личности проникает существующий мир (реальный, чувственный, объективный). Однако вместе с тем при помощи внутренней воли индивид может творить собственный смысл, который он причисляет к окружающим объектам.

Когниция в психологии

Рассматриваемое понятие является мыслью либо образным представлением, которые бывают незамеченными человеком, если он не сконцентрируется на них.

Классические когниции, присущие депрессивным состояниям и иным клиническим нарушениям, нередко именуются «автоматическими мыслями».

Людям характерно думать, что их думы и представления являют собой отображение действительности, поэтому они редко оценивают их истинность.

При этом знание в отличие от анализируемого понятия одновременно являет собой оправданное суждение или адекватную и аргументированную репрезентацию, либо процесс получения этого представления.

Когниция же вне истинностного значения. Данный феномен оперирует и заблуждениями, и истинным знанием. Её характеризуют процессы взаимодействия с суждениями (которые бывают неадекватными и ошибочными) и знаниями. Когниция в качестве процесса порождает и применяет репрезентации, приписываемые мнениям и знанию.

Также рассматриваемое явление рознится и с эмоциями, поскольку оперирует дискретными, специализированными, систематизированными структурами.

Когниция структурирована, а её элементы ориентированы на отображение строения внешней среды, что обусловлено необходимостью социальной деятельности. Невзирая на то, что когнитивные компоненты имеют связь с вербальными структурами, а языки всевозможных сообществ очень многообразны, основные инструменты когниции всесторонние, что и обнаруживается в семантике языков.

Общие языковые элементы, универсальные грамматические структуры, а также объединение категорий вокруг прообразов демонстрируют, что люди не просто «постигают» действительность, но деятельно и целеустремленно воссоздают ее образом для определенных целей.

Когниция это в психологии является родовым термином, используемым с целью обозначения процессов, направленных на получение знаний. Анализируемое понятие захватывает всю умственную деятельность или состояния, направленные на усвоение знаний и функционирование разума, что включает перцепцию, воображение, речевые процессы, внимание, память, решение проблем.

Таким образом, когниция является собирательным обозначением направленных усилий, затеваемых, дабы отыскать, познать, определить, понять, разобрать, систематизировать, обсуждать объекты, а также изменять их посредством мыслительных операций.

Психологи, сплотившиеся вокруг рассматриваемой теории, убеждены, что человек не является машиной, бездумно и автоматически реагирующей на посылы (внутренние стимулы или внешние события).

Напротив, человеческий разум способен на значительно большее.

Он может подвергать анализу информацию о настоящей реальности, сопоставлять, принимать решения, решая проблемы, которые одолевают его практически ежеминутно.

Таким образом, когнитивизм базируется на понимании индивида в качестве существа, мыслящего и анализирующего, поскольку пребывает в среде информации, которую надобно осознать, оценить и использовать.

Познавательные процессы – когниции, исследуются когнитивной психологией, которая ориентирована на математическую имитацию мыслительной деятельности и эксперимент.

Проще говоря, она является ответвлением психологии, исследующей когнитивные процессы, а именно: репрезентации, память, внимание, мыслительные акты, воображение, умения принимать решения. Часть постулатов данного вида психологии являют собой базис современной психолингвистики.

Заключения этой отрасли психологии широко применяются в иных разделах учения о душе (психологии образования, личности, социальной психологии).

Иначе говоря, когнитивная психология рознится от поведенческих концепция «стимул-реакция» отсутствием однолинейного направления детерминированности поведения. Она руководствуется учением о самоорганизации и саморегуляции изучаемых систем. Отсюда можно вывести другие методические доктрины когнитивизма, устремленные на сложно-структурные системные связи, возникающие в ходе акта познания.

Основной интерес рассматриваемого вида психологии сконцентрирован на мыслях. Поведенческие паттерны, эмоциональное реагирование, среда – все это является существенным, но характерной чертой когнитивной психологии считается именно фокусирование на суждениях клиента, его ожиданиях, установках, убеждениях, идеях, представлениях, образе мыслей – то бишь когнициях.

Часто люди расстраивают себя сами собственным иррациональным, неадаптивным мышлением порождают проблемы, которых в реальности могло не случиться.

Либо даже при наличии объективных, неудачных обстоятельств, люди не в состоянии избавиться от ненужных дум, навязчивого характера, которые лишь осложняют процесс нахождения выхода из трудной ситуации.

Поэтому неадекватный, неадаптивный, лишённый рациональности и сбалансированности когнитивный процесс мыслительной деятельности представляет собой мощнейший «генератор» стресса, который также препятствует успешной борьбе со стрессорами и дальнейшему преодолению негативных следствий таких состояний.

Помимо того наличие у индивида несколько противоречивых когниций (знаний, идей, суждений) нередко может породить когнитивный диссонанс.

Ниже приведены типичные причины, порождающие когнитивный диссонанс:

– логическая неадекватность между конкретным процессом или феноменом с суждениями о нём либо знаниями;

– несоответствие индивидуального разумения индивида позицией большинства субъектов, окружающих его;

– противоречие, возникающее между ранее полученным опытом и повторяющейся ситуацией;

– следование традиционно сложившемуся шаблону поведения или культурным обычаям вразрез собственному представлению о них.

Проще говоря, для простого обывателя, когнитивный диссонанс являет собой впервые появившееся или длящееся на протяжении определённого периода внутреннее противоречие, которое порождает негативные эмоции. Дабы ликвидировать неприятные ощущения индивид стремится сгладить внутреннюю конфронтацию посредством ниже приведённых стратегий:

– изменение поведенческого реагирования: индивид действует в соответствии с имеющейся когницией;

– отрицание ответственности: субъект за собственный проступок перекладывает ответственность на внешние факторы либо других людей;

– изменение когниции: индивид трансформирует собственные аттитюды (установки, представляющие собой сформировавшуюся оценку определенного объекта);

– переоценка когниции: индивид снижает внимание и приуменьшает значение диссонантным структурам;

– формирование новой когниции: субъект включает в процесс новый компонент, являющийся оправданием его поведения;

– поиск единомышленников: индивид стремится отыскать других людей, которые в аналогичных ситуациях поступают также.

В отдельных ситуациях люди стараются предотвратить зарождение диссонанса, провоцирующего внутренний дискомфорт, путём избегания любой информации, касающейся существующей проблемы, которая может вступить в противоречие с уже имеющимся суждением.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/kognicziya/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий