Какие психические расстройства не присутствуют в результате

Психические расстройства и расстройства поведения

Какие психические расстройства не присутствуют в результате

Психические расстройства и расстройства поведения включают в себя широкий спектр нарушений психики. Они различные по степени, выраженности, причинам происхождения.

Не все психические заболевания сопровождаются серьезным нарушением психической деятельности, влекущим за собой искажение восприятия окружающего мира и самого себя, как личности.

Некоторые психические нарушения не достигают психотического уровня и не являются патологиями психики в общепринятом смысле, например, неврозы, расстройства личности (психопатии) умственная отсталость, иные психические нарушения различного генеза, в том числе обусловленные органическим поражением головного мозга, соматогении, интоксикации (А.С Тиганов «Руководство по психиатрии», 1999 г.). Сначала рассмотрим коротко психические расстройства и классификацию.

Виды психических болезней

Попытки классифицировать расстройства психики были неоднократными. Учеными и исследователями было предложено множество классификаций нарушений на основе разных признаков. В разных странах также существовали и существуют отличные друг от друга группировки психических расстройств.

Но международной классификацией является МКБ 10, она разрабатывалась в сотрудничестве специалистов из разных стран. Хотя и она не соответствует всем требованиям, предъявляемым к классификации душевных заболеваний.

Дискуссионными остаются множество вопросов, охватить которые пока еще не в силах ни одна классификация и ни один клиницист. Слишком уж многогранен в своих проявлениях человек.

Но так как эта классификация все же принята и используется, то при рассмотрении вопроса о психических расстройствах будем опираться в основном на нее. Следуя ей, психические расстройства делятся на 10 классов. Коротко рассмотрим их.

Класс первый (F0)

Сюда относят психические расстройства, возникшие из-за дисфункции или повреждения головного мозга. Либо возникшие в результате физического заболевания. По сути, здесь все расстройства органического генеза. Сюда же относят и деменции позднего возраста.

Причем деменции диагностируются в зависимости от причин возникновения, как нозологические единицы. А вот все остальные органические расстройства для уточнения причин требуют отдельной диагностики уже либо из другой рубрики, либо из этой же. Диагностируются только как синдром.

Например, может диагностироваться параноидное состояние на фоне болезни Альцгеймера. Исключаются из группы только токсикомания и алкоголизм.

Класс второй (F1)

В этот кластер включены расстройства психики и расстройства поведения из-за злоупотребления ПАВ (психоактивных веществ). В эту группу включают только те расстройства, при которых сформировалась зависимость от употребления ПАВ. Если зависимость не сформирована, то такие расстройства уже рассматриваются в кластере F6.

Класс третий (F2)

В эту группу входят шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Все эти расстройства относятся к психотическим и субпсихотическим. Аффективные расстройства сюда не входят.

Здесь объединяются шизофрения и психические расстройства неорганического генеза. Но они схожи по клиническим проявлениям с шизофренией.

А признаки, необходимые для дифференциальной диагностики шизофрении при этом все же отсутствуют.

Острые психотические состояния в этой группе рассматриваются в качестве вариантов реактивного психоза. Большинство бредовых расстройств очень трудно дифференцировать их в клиническом плане от шизофрении на ранних этапах развития. Бредовые расстройства делятся в зависимости от продолжительности на хронические, острые и транзиторные.

Класс четвертый (F3)

Этот класс включает расстройства аффективной сферы.

Когда человек страдает аффективным расстройством это выражается прежде всего в изменении аффекта (эмоций) или настроения в две противоположные стороны – немотивированного подъема или наоборот, угнетения.

Причем изменения настроения в ту или другую сторону сопровождаются изменением активности, соответственно настроению. Обычно начало расстройства связывают с предшествующим ему психотравмирующим событием или стрессом.

Диагностирование проводится обычно при отсутствии ссылки на природу происхождения расстройства. Исключение составляют органические аффективные расстройства (F06.3).

Здесь уже будет идти речь о неоспоримости наличия факта органического нарушения как причины расстройства. Аффективные расстройства либо депрессивного характера (угнетенное настроение), либо маниакального типа (повышенная активность).

Полярность течения аффективных расстройств была предложена K.Leonhard. Эта полярность и была отражена в МКБ 10.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Смешанное расстройство личности (мозаичная психопатия)

Класс пятый (F4)

Сюда входят невротические расстройства, синдромы расстройства поведения, связанные со стрессом и соматоформные. Термин «невроз» первым стал использовать W. Cullen, еще в далеком 1776 году. После него это понятие стало использоваться в практике психиатров.

В те времена под понятие невротические попадали особые нарушения психики и расстройства нервной системы в общем, которые не были обусловлены какой-либо болезнью. К соматоформный относят то, что условно можно назвать психосоматическими заболеваниями. Когда физические симптомы и жалобы есть, но причина заболевания оказывается «в голове».

В этом же классе находится и посттравматическое расстройство. Оно должно соответствовать трем обязательным признакам:

  1. Человек переживает не раз снова травмирующее психику событие даже по прошествии времени (во время сновидений, постоянных воспоминаний).
  2. Эмоциональное отрешение.
  3. Психическая деятельность нарушается в той или иной степени. Эти нарушения проявляются в виде тревоги или депрессивных проявлений.

Понятие «невротические расстройства» в этом кластере используются только описательно. Оно не включает в себя механизмы происхождения и течения расстройства.

Класс шестой (F5)

Здесь находятся патологические паттерны поведения, связанные с нарушениями уже не психики, а физиологии. Расстройства этой группы не объединены ни общими клиническими проявлениями, ни природой происхождения. Их общность заключается только в нарушениях физиологического характера. Эта связь может быть самой различной.

Физиологические нарушения могут выступать как причиной психической патологии (послеродовой психоз, в этом случае роды будут выступать «пусковым механизмом»), так и являться только единственным или главным проявлением (например, при половой дисфункции). Либо могут быть симптомами расстройства, как при нервной анорексии.

Класс седьмой (F6)

Это группа расстройств личности или как их называли раньше – психопатии. Нарушения, возникающие при расстройствах личности касаются нескольких сфер личности. Они чаще всего заметны с детства, провоцируют развитие дистресса (страдания).

И обязательно вызывают ту или иную степень социальной дезадаптации. Продуктивность, естественно, также снижается. Но расстройства личности и поведения в этом кластере являются нарушениями не психотического характера.

Они не корректируются полностью, но при нужном подходе нивелируются и причиняют индивиду и обществу минимум неудобств.

Много дискуссионных ситуаций возникает с рубрикой этого класса F 62.1 – хроническое изменение личности после психической болезни. Потому что сложно будет отграничивать что является латентными проявлениями личности (то, что было свойственно человеку до болезни), а что будет фактическими изменениями, возникшими именно после болезни. Дифференциация диагноза крайне затруднительна.

Класс восьмой (F7)

Эта группа включает в себя умственную отсталость. С различной выраженностью, а также она может дополняться нарушениями поведения. В МКБ 10 умственная отсталость делится на 4 группы в зависимости от степени выраженности:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Тяжелая.
  • Глубокая.

При умственной отсталости характер поражения головного мозга носит диффузный характер. Поражаются те отделы, которые еще не закончили своего развития. Таким образом, нарушается вся психическая деятельность в целом. Степень нарушения отдельных сфер может быть различным. Нарушение возникает либо во внутриутробном периоде, либо во время родов, либо до трех лет.

Класс девятый (F8)

Этой группой занимается детская психиатрия. Так как сюда включают нарушения психики различного генеза, возникающие в детском и подростковом возрасте и имеющие в силу этого специфические черты.

Среди них можно выделить специфические (изолированные) расстройства, когда нарушения проявляются в одной сфере, а также общие (синдром Аспергера, Ретта, Каннера) – в этом случает происходит нарушения развития всех сфер личности.

Расстройства этого спектра представляют собой в обобщенном смысле нарушения созревания – биологического и социального.

Класс десятый (F9)

Эта группа включает в себя заболевания, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте. То есть те нарушения психики, которые присущи в подавляющем количестве случаев именно детям и подросткам, а не взрослым.

Расстройства поведения

Попытки классифицировать расстройства поведения были предприняты многими специалистами – психологами, социологами, юристами, медиками. Таким образом выделилось три наиболее распространенных подхода к рубрификации расстройств поведения – медицинский, социально-правовой, психологический.

В рамках темы статьи рассмотрим медицинский подход и соответственно, классификацию, предложенную медиками. В данном случае, все ту же МКБ 10. Так как некоторые расстройства поведения мы уже упоминали выше – полностью нарушения из кластеров F1 и F 5, мы их опустим.

Остановимся более подробно на других расстройствах психики, касающихся именно поведения.

Расстройства привычек и влечений (F63)

Сюда относят расстройства поведения, при которых больной испытывает тягу к совершению определенных действий при отсутствии объективной мотивации. Другими словами, у него тяга к чему-либо, но ее он объяснить не может. Эта тяга способна причинять вред самому больному или обществу. Это влечение к воровству (клептомания), поджогам (пиромания), выдергиванию волос (трихотилломания) и др.

Расстройства сексуального предпочтения (F65)

Здесь рассматриваются расстройства сексуального поведения, связанные с совершением необычных поступков или странных сексуальных фантазий или действий, не принятых или осуждаемых обществом и считающихся с точки зрения психиатрии нездоровыми, отклоняющимися от нормы. Это фетишизм, вуайрезим, педофилия, эксбиционизм и т.д.

Расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением с кодом F91.0

Выражается в агрессивном и злом поведении подростка только в окружении членов семьи. При этом диагнозе расстройство поведения у детей сопровождается почти постоянной грубостью. Их упрямство, жестокость и своенравие выходит за рамки обычного подросткового всеотрицания.

Но обычное нарушение отношений в системе «родитель-ребенок», также сопровождающееся вспышками агрессии или открытого протеста еще не свидетельствует о диагнозе. Необходимо, чтобы поведение ребенка и поступки соответствовали общим признакам расстройства поведения из рубрики F91.

Несоциализированное расстройство поведения с кодом F91.1

При таком диагнозе ребенок ведет себя жестоко и агрессивно по отношению к другим детям или подросткам. Его агрессия чаще всего непонятна для окружающих. Он не умеет продуктивно общаться или выходить из ситуации конфликта.

При малейшем якобы затрагивании его интересов или скорее ущемлении, ребенок начинает при помощи вербальной или даже физической агрессии добиваться своей правды.

Так как у подростков нередко наблюдается агрессия (порой она выступает как защита), следует проявлять осторожность в постановке диагноза.

Социализированное расстройство поведения с кодом F91.2

Подросток или ребенок с диагнозом «социализированное расстройство поведения» ведет себя агрессивно и напористо. Но при этом он в состоянии общаться со сверстниками. Он с разным успехом способен интегрироваться в социальные подростковые или детские группы (класс, компании во дворе и т.д.).

Смешанное расстройство поведения и эмоций с кодом F92

Здесь опять же наблюдается диссоциальное поведение, с агрессивными и жестокими манерами, поступками. Но при это у подростка повышенный уровень тревоги, наблюдаются признаки депрессии или иные аффективные нарушения.

Отдельную категорию представляет органическое расстройство личности и поведения с кодом F07. Расстройства и нарушения психики при этом вызваны повреждением или дисфункцией головного мозга. Изменения личности могут носить остаточный характер после травмы, например, а могут наблюдаться только во время течения заболевания, со временем и излечением исчезнуть.

Диагностика, лечение психические расстройств

Диагностика требует особенной осторожности и профессионализма. Необходимо создать доверительную и спокойную атмосферу обследования. Зачастую, в современных условиях государственных психиатрических клиник сделать это крайне проблематично. Ведь это больница, где часто царит далеко не самая располагающая атмосфера к откровениям больного. И все же…

Все же психиатрам, любящим свою работу и еще способным с искренним участием относиться к пациентам, под силу заниматься лечением не болезни, а больного человека.

Во время проведения интервью врач оценивает очень многое – внешний вид больного, позу, манеру говорить, темп речи, ее связность, логичность. Возможность ориентации во времени, себе также важны. Критичность к своему состоянию обязательно подвергается исследованию.

Характер жалоб играет важную роль – много больных при психическом заболевании в основном упирают в разговоре на соматические жалобы.

Вначале врачу приходится пользоваться анамнестическими сведениями от больного (если он их в состоянии предоставить), а потом должен изучить медицинские и немедицинские документы о развитии пациента. В том числе подробно побеседовать на эту тему с родственниками или друзьями больного.

Диагностика не исчерпывается только личностными характеристиками, учитывается возраст, семейная атмосфера, наличие хронических заболеваний, наследственность в отношении психических расстройств и многое другое.

Лечение чаще всего комплексное – биологическая терапия сочетается с психотерапией.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/psihicheskie-rasstroystva-i-rasstroystva-povedeniya.html

7 психических расстройств современности – подборки от ПостНауки

Какие психические расстройства не присутствуют в результате

ОТ РЕДАКЦИИ Психические расстройства являются одной из глобальных медицинских проблем современности. Только депрессия составляет 4,3% от общей заболеваемости.

Более 260 миллионов человек живет с тревожными расстройствами.

Согласно подсчетам ВОЗ, ущерб, который ментальные расстройства нанесут мировой экономике, составит $16,3 триллиона в период с 2011 по 2030 год. Рассказываем о некоторых из них.

Депрессия

Это комплекс психических нарушений, связанных с эмоциональной сферой. Это расстройство характеризуется длительным чувством тоски, вины, тревоги, избеганием общения и привычных развлечений.

Человек может испытывать ангедонию, то есть утрату способности переживать удовольствие, или апатию — эмоциональную отрешенность, когда позитивные и негативные эмоции не ощущаются. Люди с депрессией быстро утомляются, им трудно выполнять повседневные задачи, сохранять концентрацию, их преследуют мрачные мысли о себе и собственном окружении.

Могут присутствовать и физиологические проявления: нарушения сна, неправильная работа кишечника, проблемы в сексуальной сфере, неприятные ощущения в теле.

Причины депрессии могут быть как физиологические (нарушения в обмене нейромедиаторов, таких как серотонин), так и психологические (нарушения самооценки и самоуважения, проблемы в близких отношениях, резкие изменения в образе жизни).

Как отдельное заболевание выделяют послеродовую депрессию, которая провоцируется как плохим физическим самочувствием женщины после рождения ребенка, так и сменой социальной роли, сопровождающейся вынужденной изоляцией от привычного окружения.

Кроме того, у депрессии есть социальные причины: через средства массовой информации и воспитание насаждается культ успеха и благополучия. В результате человек принимает критерии — часто это определенный перечень достижений, — соответствие которым автоматически делает его «достойным членом общества».

Если, сравнивая себя с другими людьми, человек обнаруживает несоответствие этому образу, это становится предпосылкой для депрессивного состояния. Лечение депрессии может быть как фармакологическим, так и психотерапевтическим, и чаще всего эти методы комбинируются.

talks О причинах депрессии и ее признаках

Шизофрения

При шизофрении человек утрачивает единство психических функций: мышления, эмоций и моторики. Проявления этого заболевания крайне разнообразны.

Может наступать снижение психической активности и эмоциональное обеднение; также появляются галлюцинации, невротические расстройства и бредовые идеи (культурно неадекватные, нелепые, невозможные или грандиозные).

Люди с шизофренией могут «слышать» свои мысли и чувствовать, что окружающие знают их содержание; также они отмечают присутствие «», которые комментируют их действия. Речь и поведение человека с шизофренией могут быть дезорганизованы.

Причины развития шизофрении разнообразные: биологические, социальные, психологические и даже экологические.

Считается, что люди с шизофренией имеют к ней генетическую предрасположенность, которая реализуется под влиянием внешних факторов. Однако предсказать по генам, будет ли у человека шизофрения, невозможно.

Основной метод лечения — психофармакология, также может применяться психотерапия или психокоррекция.

О причинах шизофрении и ее лечении

Паническое расстройство

Это расстройство характеризуется регулярным спонтанным возникновением панических атак.

Это очень интенсивные приступы страха или паники, которые всегда сопровождаются телесными реакциями: повышается давление, колотится сердце, бьет озноб, кружится голова, немеют различные части тела, начинается одышка.

Все это время человека могут преследовать вторичные страхи: что он умрет или упадет в обморок (что при панической атаке невозможно), что его сочтут сумасшедшим или больным, что он потеряет контроль над собой.

Если человек один раз в жизни пережил паническую атаку, это не означает, что они будут случаться регулярно: расстройство возникает при наличии устойчивых вторичных страхов.

Паническая атака может наступить в условиях стресса, физического или психологического истощения, а также при злоупотреблении алкоголем и психостимуляторами.

Из-за страхов, присутствующих во время и после панической атаки, человек начинает избегать активного образа жизни: отчасти его удерживает дома убеждение, что ему не смогут помочь во время приступа в публичном месте.

О симптомах, причинах и лечении панического расстройства

Диссоциативное расстройство идентичности

Это очень редкое расстройство, которое часто путают с шизофренией. Совокупность психических нарушений, таких как провалы в памяти, нарушения сознания и чувства личностной идентичности, приводит к ощущению, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (эго-состояний).

У этих личностей может быть разный пол, возраст, социальный статус, умственные способности и характер. Подобные ощущения могут возникать и у человека с шизофренией, однако в этом случае разрушается само ядро личности.

При диссоциативном расстройстве включаются глубинные механизмы психики, но личность человека сохраняется.

Причинами этого расстройства служат тяжелые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся физическое, сексуальное или эмоциональное насилие.

У человека срабатывают механизмы психологической защиты, такие как вытеснение (устранение травмирующего эпизода из сознания) или диссоциация — при этом состоянии человек воспринимает происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним.

Как правило, люди с диссоциативным расстройством личности не демонстрируют других нарушений, за исключением амнезии некоторых эпизодов, которые происходят в тот момент, когда одна личность замещает другую (но и амнезия случается не всегда). Переключения между личностями, как правило, случаются неожиданно, без определенных предпосылок и периодичности.

О причинах, симптомах и методах лечения диссоциативного расстройства

Рпп — расстройства пищевого поведения

Это психогенно обусловленные поведенческие синдромы, связанные с нарушениями в приеме пищи. Наиболее известные из них — нервная анорексия, нервная булимия и психогенное переедание.

Нервная анорексия характеризуется преднамеренным снижением веса, которое вызывается или поддерживается самим человеком. При этом у него искажен образ собственного тела, что нередко приводит к крайней степени худобы и нарушениям работы внутренних органов.

При нервной булимии у человека, чрезмерно озабоченного весом собственного тела, возникают часто повторяющиеся приступы переедания, которые приводят его к принятию крайних мер — вызыванию рвоты или приему слабительных.

При психогенном переедании человек склонен принимать пищу в состоянии печали, усталости, сильного эмоционального потрясения, не чувствуя при этом голода и не контролируя объем съеденного.

На развитие расстройств пищевого поведения влияют биологические, психологические, культурные и социальные факторы. За РПП несет ответственность генетика, а также аномальные уровни многих гормонов, особенно серотонина. Этим расстройствам подвержены люди с определенным типом личности.

В частности, анорексией часто страдает обсессивный тип, для которого характерно стремление к перфекционизму, заниженная самооценка и контролирующее поведение. Кроме того, РПП распространены в индустриально развитых культурах, где худоба ассоциируется с красотой и тиражируется в медиа.

О расстройствах пищевого поведения

Птср — посттравматическое стрессовое расстройство

Это состояние возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, таких как война, физическая травма, сексуальное насилие или угроза смерти. Оно развивается только у части людей.

Критериями для диагноза является пережитое в прошлом экстремальное стрессовое событие, связанное с угрозой жизни и нарушением собственной физической целостности или таковой у других людей, а также переживание в этот момент сильных эмоций: страха, ужаса и беспомощности.

Пережитая ситуация и связанные с ней переживания воспроизводятся в кошмарных снах, могут возникать непроизвольные рецидивирующие воспоминания или флешбэки.

Человек избегает мыслей и разговоров, а также действий, мест и людей, так или иначе связанных с травмирующим опытом: эти ситуации могут послужить триггерами, запускающими неприятные переживания вновь. Существует точка зрения, что ПТСР является расстройством механизма регуляции эмоций.

Многие исследования посттравматического расстройства проводились в период крупных военных конфликтов.

Так, во время Первой мировой войны обсуждалось то, что называли окопным шоком, или травматическим неврозом; после Второй мировой войны появилось классическое исследование Гринкера и Шпигеля о пилотах, которое можно считать подробным описанием посттравматического стрессового расстройства.

Множество публикаций о ПТСР было написано во время и после войны во Вьетнаме. Однако страдают от ПТСР не только ветераны войны, но и люди, пережившие иное сильное потрясение, причем причиной травмы может является не столько объективная опасность события, сколько его субъективное значение.

О посттравматических нарушениях регуляции эмоций

Об исследованиях ПТСР и методах лечения

Имитируемое расстройство, или синдром Мюнхгаузена

Это психическое расстройство относится к группе симулятивных или имитируемых расстройств. Человек имитирует, преувеличивает или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы ему оказали врачебную помощь: например, принимает лекарства, вызывающие побочные эффекты, или наносит себе увечья.

Это не означает, что человек симулирует симптомы болезни, чтобы уклониться от нежелательных для себя событий, таких как военная служба или преследования за совершенное им правонарушение, либо получить от этого выгоду, например льготы или пособия. В числе диагностических критериев синдрома указано отсутствие внешних мотиваций.

Чаще всего причиной синдрома Мюнхгаузена является неосознанное желание получить внимание и дополнительную заботу. Это может быть вследствие психологической травмы, недостатка любви и заботы в детстве.

Люди с синдромом могут искать или вызывать симптомы болезни у себя, а могут распространять это на близких, которые по какой-то причине сильно зависят от них, например на детей или пожилых родственников.

Как правило, врач распознает имитируемое расстройство по описываемому пациентом набору симптомов, которые именно в таком соотношении не встречаются. Кроме того, о наличии синдрома могут говорить записи в карте пациента, что он регулярно поступает с очень разнообразными симптомами в одну и ту же клинику.

Как разоблачить синдром Мюнхгаузена

Источник: https://postnauka.ru/lists/90362

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий