К механизмам социальной перцепции относятся

Социальная перцепция

К механизмам социальной перцепции относятся

Под влиянием социальной перцепции мы разделяем людей на хороших и плохих, умных и глупых, мудрых и невежественных. Это помогает выстраивать взаимоотношения, дружбу, создавать бизнес и, в конце концов, просто радоваться жизни. Однако в феномене социальной перцепции есть много подводных камней, о которых мы и поговорим в  этой статье.

Согласно Википедии, социальная перцепция (социальное восприятие) – это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Также это наука о том, как люди формируют впечатление и делают выводы о других людях как о независимых личностях.

Мы узнаем о чувствах и эмоциях других людей, принимая во внимание информацию, которую собираем из:

  • физического (внешнего) вида других людей;
  • словесного общения;
  • невербального общения (мимика, тон голоса, жесты рук, положение и движение тела).

Реальным примером социального восприятия было бы понимание того, что люди не согласны с тем, какими они предстают в глазах других. Это говорит о подавляющей субъективности нашего образа в наших же глазах. Чтобы получше разобраться в феномене социальной перцепции, давайте посмотрим, как именно мы принимаем решение о том, что за человек перед нами.

Механизмы социальной перцепции

Существует шесть основных компонентов социального восприятия: наблюдение, атрибуция, интеграция, подтверждение, рефлексия и идентификация. Давайте рассмотрим каждый компонент отдельно.

1

Процессы социального восприятия начинаются с наблюдения людей, ситуаций и поведения, чтобы собрать доказательства в поддержку первоначального впечатления.

Лица – физическое влияние

Хотя общество учит нас не судить других по их физическим данным, мы не можем не составлять мнение о людях, исходя из цвета их волос и кожи, роста, веса, стиля одежды, тональности голоса и многого другого во время первой встречи.

Мы склонны судить других, связывая определенные черты лица с конкретными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, угловой подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб.

Ситуации – контекст предыдущих опытов

Люди могут легко предсказать последовательности или результаты события, исходя из степени и глубины их прошлого опыта с аналогичным событием. Способность предвосхищать результаты ситуации также сильно зависит от культурного фона человека, поскольку это неизбежно формирует типы переживаний.

Поведение – невербальная коммуникация

Невербальное общение помогает людям выражать свои эмоции, ощущения и отношение. Доминирующая форма невербальной коммуникации – микровыражения лица. Другие невербальные сигналы: язык тела, зрительный контакт, интонации. Мы пытаемся «считывать» подобные сигналы, чтобы понять для себя, что это за человек, как к нему относиться и как вести себя.

2

После того, как мы провели наблюдение за человеком, считав сигналы, наступает время выработать выводы для определения его внутренних диспозиций.

Теория атрибуции

Значительным компонентом социального восприятия является атрибуция. Атрибуция – это использование информации, собранной посредством наблюдения для того, чтобы понять и рационализировать причины своего поведения и поведения других. Люди создают атрибуты, чтобы понять окружающий мир.

С этим феноменом связана фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей объяснять действия или поведение других людей их внутренними чертами, а не внешними обстоятельствами.

Например, если человек беден, мы склонны считать, что он сам виноват в этом, хотя во многих случаях это не так. Но что более любопытно – происходящее с нами самими, мы объясняем внешними факторами.

Такое отношение к другим может препятствовать появлению эмпатии.

3

Если из наблюдений людей, ситуаций или поведения не было вынесено суровое суждение, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.

Теория информационной интеграции

Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию информационной интеграции в 1981 году. Он утверждает, что впечатления человека формируются при помощи личных диспозиций восприятия и взвешенного среднего по характеристикам целевого индивидуума.

Люди используют себя в качестве стандарта или системы отсчета при оценке других. Эти впечатления, сформированные о других, также могут зависеть от текущего, временного настроения воспринимающего.

Эту теорию еще называют праймингом. Прайминг – это тенденция менять свое мнение или впечатление о человеке в зависимости от того, какие слова и образы были недавно вами услышаны и восприняты.

Неявная теория личности

Неявная теория личности – это тип модели, которую люди используют для объединения различных личностных качеств. Люди обращают внимание на различные сигналы, в том числе визуальные, слуховые и вербальные, для прогнозирования и понимания личностей других людей, чтобы заполнить пробел неизвестной информации о человеке, который помогает в социальных взаимодействиях.

Определенные черты рассматриваются как особенно влиятельные в формировании общего впечатления человека; они называются центральными признаками. Другие черты менее влияют на формирование впечатлений и называются периферийными.

4

После создания и интеграции атрибутов люди формируют впечатления, которые подкрепляются подтверждениями и самоисполняющимися пророчествами.

Компетентность как социальное восприятие

Несмотря на то, что люди зачастую подвергаются когнитивным искажениям, они могут судить и правильно.

  1. Могут более точно воспринимать социальное воздействие, если имеют достаточный опыт. Чем больше общаетесь, тем больше разбираетесь.
  2. Знания в области социального восприятия могут быть улучшены путем изучения правил вероятности и логики.
  3. Люди могут делать более точные выводы о других, когда их мотивирует стремление быть непредвзятыми и точными.

5

Рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Кажется, что рефлексия имеет отношение исключительно к пониманию самого себя, однако это не так. При взаимодействии с другим человеком у нас в психике формируются предубеждения, убеждения, впечатления и когнитивные искажения. Чтобы избавиться от них и начать воспринимать информацию более объективно, нужно научиться рефлексировать.

Например, задавать себе такие вопросы:

  • Я отношусь к человеку хорошо? Почему? Что в моем опыте, суждениях и впечатлении может искривить мое восприятие?
  • Я отношусь к человеку плохо? Почему? Что внутри меня позволяет вынести именно такое суждение?

Благодаря рефлексии вы можете понять, к примеру, что относитесь плохо к человеку по причине того, что вам испортили настроение раньше. Или что слишком идеализируете собеседника, потому что только что узнали хорошую новость, а он вам первым встретился.

Помните, что на ваше восприятие могут влиять: мышление, механизмы восприятия, поведенческие шаблоны, эмоциональное реагирование, когнитивные искажения и многое другое.

6

Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Проявляется как защитный механизм или адаптивный процесс, например, у родителей, когда они воспринимают детей как продолжение своего «я».

Адаптивный процесс формируется с самого детства. Мы хотим вобрать в себя поведение других людей, что абсолютно нормально: сначала принимаем примитивные структуры, затем – более сложные. Проблемы возникают, когда мы хотим перенять черты характера, ценности и нормы.

В нашем случае имеет значение вот что: когда мы имеем дело с человеком, на которого хотим быть похожими, то склонны идеализировать его, причем даже те черты, которые нам не нравятся.

Факторы, влияющие на социальное восприятие

Таких факторов существует два: точность и неточность.

Несмотря на то, что стремление к точности является похвальным, для нее нужны эксперименты. Разумеется, в повседневной жизни это невозможно. А на неточность целиком влияют эффекты социальной перцепции, о которых мы сейчас и поговорим.

Эффекты социальной перцепции

При контакте с другим человеком мы склонны подвергаться эффектам социальной перцепции, которые еще называются когнитивными искажениями. Это те эффекты, которые оказываются ошибками мышления, вследствие чего мы принимаем неточные решения и неправильно воспринимаем человека.

  • Эффект ореола (гало-эффект) – когда общее неблагоприятное или благоприятное мнение человека переносится на его неизвестные черты. Примером может служить заблуждение, когда красивый незнакомый человек считается и достойным.
  • Эффект новизны – феномен, проявляющийся в том, что мнение о знакомом человеке формируется, исходя из последней информации, а о незнакомом – под влиянием первого впечатления. Это может привести к эффекту ореола.
  • Эффект первичности – первая информация о незнакомом человеке является доминирующей: вся последующая оценивается под влиянием о первоначальной.
  • Эффект присутствия – чем лучше человек владеет каким-либо навыком, тем сильнее и эффективнее он проявляется в присутствии других людей.
  • Эффект роли – когда поведение, обусловленное ролевыми функциями, мы воспринимаем как черту личности. Например, если начальник устроил выговор, мы склонны считать, что у него дурной характер.
  • Эффект авансирования – разочарование от того, что мы приписали какие-либо черты характера человеку (к примеру, из-за эффекта ореола), а на самом деле оказалось, что ему они не свойственны.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Как видим, на наше восприятие людей влияет огромное количество факторов. Вывод можно сделать лишь один: не торопитесь выносить вердикт – и уж точно не убеждайте себя, что уж вы-то точно никогда не судите людей.

Все это делают в той или иной степени.

Поэтому будьте аккуратны и в первую очередь освойте навык рефлексии – так вы сможете задавать себе правильные вопросы относительно того, почему вы относитесь к человеку именно так, а не иначе.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Перцепция

К механизмам социальной перцепции относятся

Перцепция – это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств.

Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений.

В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание.

То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность.

Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности.

Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива.

Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия.

К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией.

 Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации.

Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия.

Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств.

Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости.

Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

К механизмам социальной перцепции относятся

Механизмысоциальной перцепции– это способы, посредством которых людиинтерпретируют, понимают и оцениваютдругого человека. Механизмы социальнойперцепции можно поделить на две группыв зависимости от объекта восприятия:механизмы межличностного восприятияи механизмы межгруппового восприятия.

Наиболеераспространенными механизмамимежличностного восприятия являются:идентификация, эмпатия, социальнаярефлексия, аттракция, каузальнаяатрибуция.

Идентификация.Существуетнесколько толкований данного понятия:

А.А.Бодалёв под идентификацией подразумеваетспособ понимания другого человека черезосознанное или бессознательноеуподобление его самому себе. Это наиболеепростой способ понимания другогочеловека (Бодалёв А.А., 1982).

А.А.Реан считает, что – это способность иумение человека отойти от своей позиции,«выйти из своей оболочки» и взглянутьна ситуацию глазами партнёра повзаимодействию (Реан А.А., 2004). По этомуповоду существует любопытное высказываниеизвестного всем Г. Форда: «Мой секретуспеха заключается в умении понятьточку зрения другого человека и смотретьна вещи и с его, и со своей точек зрения».

Эмпатия– постижение эмоционального состояния,проникновение – вчувствование впереживания другого человека.

Децентрация–способность и умение человека отойтиот своей позиции и взглянуть на партнёраи на ситуацию взаимодействия как бы состороны, глазами стороннего наблюдателя.Поскольку этот механизм освобождаетот эмоциональной предвзятости, онявляется одним из самых эффективных впроцессе познания другого человека.

Социальнаярефлексияосмысление индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению.А.А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивностьи полнота проявления коммуникативнойрефлексиина прямую зависит от субъективнойзначимости партнера.

Аттракция–особая форма восприятия и познаниядругого человека, основанная наформировании по отношению к немуустойчивого позитивного чувства.Аттракция как механизм социальнойперцепции рассматривается обычно втрех аспектах: как процесс формированияпривлекательности другого человека,как результат данного процесса, каккачество отношений.

Также можно выделитьтри уровня аттракции: симпатия, дружбаи любовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующиефакторы, стимулирующие проявлениеаттракции: географическая близость(соседство, обучение в одном классе ит. п.

); взаимодействие и антиципациявзаимодействия; простое нахождение вполе зрения; физическая привлекательность;сходство мировоззрения; хорошее отношениек субъекту восприятия.

Н.В.Казаринова, В.Н. Куницына (2001) делят всефакторы, стимулирующие аттракцию, надве группы: внешние, т. е.

существующиедо того, как начался процесс общения,это: потребность в аффилиации (доверии),эмоциональное состояние партнёров пообщению, пространственная близость;внутренние, возникающие в процессевзаимодействия: физическая привлекательностьпартнёра по общению, стиль общения,фактор сходства между партнёрами,выражение личного отношения к партнёрув процессе общения.

Механизмкаузальнойатрибуциисвязан с приписыванием причин как своемуповедению, так и поведению другогочеловека. Исследования атрибуциианализируют «психологию здравогосмысла», посредством которой человекобъясняет повседневные события. Феноменатрибуции возникает тогда, когда имеетсянедостаток информации о другом человеке,заменять которую и приходится путемприписывания (атрибуции).

Впроцессе межличностного восприятияхарактер атрибуции зависит от следующихпоказателей:

  • степени типичности или уникальности поступка;
  • социальной желательности или нежелательности поступка;
  • того, является ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.

Г.Келли (1984) выделил три типа атрибуции:

  • личностная – причина приписывается лично совершившему поступок;
  • объективная – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
  • обстоятельственная – причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.

Фундаментальныеошибки каузальной атрибуции

  1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность.

    При их неудачах мы говорим, что они плохо старалались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло.

    При саматрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.

  2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей. Для примера проведите мысленно следующий эксперимент. Представьте, что вам предложили за 1500 руб. в течение двух часов ходить с рекламным плакатом «Кока-колы» по центральной улице вашего города.

    Согласились бы вы? А теперь предположим, что все население вашего города от 18 до 60 лет – это 100 %. Сколько процентов из них, по-вашему, приняли бы аналогичное предложение? Посмотрите, отнесли ли вы себя к большинству (помните, что 50 % – это большинство).

    Мой опыт проведения данного эксперимента показывает, что за редким исключением люди причисляют себя к нормальному, «здоровому» большинству.

  3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Нам кажется, что роль сильнее индивидуальности.

    (Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо, в целом подтверждает этот тезис: действительно социальная роль может влиять на поведение человека, и даже вполне миролюбивые люди в роли тюремного надзирателя ведут себя жестоко. Но мы должны учитывать также, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным.

    Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т.д.).

  4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев в основном судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский детектив К.

     Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев.

    Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.

Кмеханизмам межгруппового восприятияВ.С. Агеев (2000) относит: внутригрупповойфаворитизм, физиогномическую редукциюи стереотипизацию.

Внутригрупповойфаворитизм заключается в тенденцииблагоприятствовать в социальномвосприятии членам собственной группыв противовес, а иногда и в ущерб членамдругой. В.С.

Агеев описывает ряд факторов,блокирующих его актуализацию: 1) болееобщие («надгрупповые») цели и социальнозначимые (не «группоцентрические»)ценности межгруппового взаимодействия;2) однозначность толкования, доступностьи очевидность тех критериев, на основаниикоторых выносится извне решение обуспехе или неудаче группы; 3) чередованиеуспеха и неудачи группы в межгрупповомвзаимодействии.

Физиогномическаяредукцияэтовосприятие внешности другого человекас одновременной или последующейинтерпретацией его как личности. Вкаждой культуре имеются специфическиеспособы, своего рода «ключи» (Агеев В.С.,2000) для восприятия («прочтения) другогочеловека. Эти «ключи» достаточноэффективны, когда «прилагаются» кпредставителям той же самой культуры,т. е.

позволяют быстро нередко автоматическии вместе с тем достаточно адекватновоспринять другого человека. Но эти жесамые «ключи» могут оказаться неадекватнымипри восприятии представителей другихкультур, причем чем более значительныразличия между культурами, тем в меньшейстепени применимы «ключи» одной культурыдля свернутого и автоматического«прочтения» представителей другой.

Стереотипизация– это процесс формирования стереотипов,сущность которого заключается в тенденциимаксимизировать воспринимаемое различиемежду группами и минимизировать различиямежду членами одной и той же группы.

Стереотип чаще всего возникает на основеограниченного предшествующего опыта,когда выводы строятся на базе ограниченнойинформации. Социальный стереотип – это1) устойчивое представление о явленииили людях, свойственной представителямтой или иной социальной группы(Филатова О.Г.

, 2000); 2) упрощенноепредставление о каком-либо социальномобъекте, связанное с обобщением иобладающее повышенной устойчивостью(Андриенко Е.В., 2000).

Термин«социальный стереотип» был введёнУ. Липпманом для обозначения предвзятыхпредставлений и мнений. Он также указална две основные причины склонности кстереотипам: принцип экономии умственныхусилий и принцип защиты групповыхценностей, авторитетов, взглядов, мнений.

Предлагаемследующую классификацию социальныхстереотипов.

  • Конституционально-антропологические – проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря на очевидную ненаучность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки, имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.
  • Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т. д.
  • Статусные – проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор).
  • Социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинированный, строгий и т. д. Отметим, что статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи.
  • Вербально-поведенческие – характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи.
  • Эмоционально-эстетические – связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности.
  • Профессиональные – имеется в виду персонифицированный образ профессии, т. е. обобщённый образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался отечественный учёный В.Ф. Петренко (1986), который выявил, что это сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.

Существуеттакое понятие, как аутостереотип, котороеисследовала В.Н. Куницына. Речь идет онациональных аутостереотипах, например,типичный автопортрет русского человека:откровенный, щедрый, бесшабашный,«рубаха-парень», жизнелюбивый и умный.

Разновидностьюсоциального стереотипа является имиджличности, под которым понимаетсявоспринимаемый и передаваемый образчеловека.Словоимидж произошло от английского image– образ и трактуется как эмоциональноокрашенный стереотип восприятия массовымобыденным сознанием кого-либо, чего-либо,например, имидж политического деятеля.

Имиджвозникает тогда, когда наблюдательполучает относительно устойчивоевпечатление о другом человеке, егонаблюдаемом поведении, внешнем виде,высказываниях и т. д.Имидж имеет две стороны: субъективную,т. е.

передаваемый образ того человека,которого воспринимают, чей образсоздается, и объективную, т. е.воспринимаемую тем, кто наблюдает.Передаваемый и воспринимаемый образмогут не совпадать.

Кроме того, передаваемыйобраз не всегда отражает сущностьличности.

Выделяютосновные условия принимаемого имиджа:ориентация на социально одобряемыеформы поведения, которые соответствуютсоциальному контролю, и на средний класс(как наиболее многочисленный) посоциальной стратификации.

Межличностныеи межгрупповые механизмы восприятиявзаимодополняют, но не дублируют другдруга, выполняя специфические функции.Межгрупповые механизмы «обслуживают»взаимосвязь группы с другими группами.Межличностные механизмы являютсясредством, с помощью которого обеспечиваетсяинтеграция индивидуальных действий всовместной деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/6208597/page:23/

Особенности социальной перцепции

К механизмам социальной перцепции относятся

При изучении структуры социальной перцепции, выделяются некоторые алгоритмы, механизмы межличностного восприятия, которые позволяют облегчить процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека, к оценки его внутренних качеств. К таким механизмам социальной перцепции относятся:

1) рефлексия – процесс познания себя при общении с другим индивидуумом;

2) идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация – механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения;

3) каузальная атрибуция – процесс прогнозирования изменений в поведении партнера.

Для понимания самого процесса социальной перцепции, необходимо рассмотреть все нюансы функционирования ее механизмов.

Механизмы социальной перцепции

Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1) Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2) Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я – концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию.

Рефлексия

Рефлексия (от позднелатинского. reflexio – обращение назад) – обращение человека на свое собственное состояние или свое знание.

Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя.

Рефлексия – механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение.

Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас. Таким образом, рефлексия это своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга, или по определению И.С.

 Кона: – «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя». Исследование процесса рефлексии, в психологии ведется уже достаточно продолжительное время, еще в конце XIX века Дж.

 Холмс обратил внимание на механизм рефлексии и описал его на примере диадического общения неких Джона и Генри. Дж. Холмс, описывая пример общения, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно такие же «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т.

Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно тоже для Генри. Развивая данную мысль, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но это всего лишь одни отражения от других, и наоборот.

Поэтому для экспериментальных исследований, достаточно ограничиться фиксированием двух ступеней этого процесса. В некоторых психологических исследованиях делаются попытки анализа рефлексивных структур объединенной группы. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Идентификация

Идентификация (от позднелатинского identifico – отождествлять) является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции.

Термин «идентификация» является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему.

Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации – как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

Эмпатия

Эмпатия представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное «понимание», основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции.

Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения.

Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а, следовательно, и понять поведение каждого из этих людей.

В ряд эмпатийных способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональное состояние другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого.

Аттракция

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения.

На основе различных эмоциональных образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Область исследования механизмов образования различных эмоциональных чувств к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции».

Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении.

Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.

Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Исследования механизма аттракции, до сих пор не дали исчерпывающего ответа, на вопрос природы возникновения аттракции, и устойчивости межличностных отношений построенных на любви и дружбе.

Стереотипизация

Стереотипизация – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация имеет два различных следствия.

С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время.

С другой стороны – при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия.

Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие решение нередко вопреки логике. В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие, противоположные первым. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными и нейтральными (стереотипы «известности, но безразличия»).

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы.

Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Индивидуально-типологические особенности социальной перцепции

Изучение перцептивной деятельности личности связано, прежде всего, с изучением проблемы функционирования мозговых структур. Исследование типологических особенностей носит общеметодическое значение.

Социально-психологические задачи включают изучение роли когнитивных типологических характеристик, поскольку успешность социального поведения, межличностного взаимодействия и обучения во многом определяется перцептивной деятельностью личности.

Список использованной литературы

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999.

4. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1991.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

8. Корнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить (How to Stop Worrying and Start Living, 1948).

9. Петровской Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: изд-во МГУ, 1989.

10. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции (Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской). – М.: Изд-во МГУ, 1984.

11. Андреева Г.М. Психология социального познания: атрибутивные процессы. – М.: Аспект Пресс.

12. Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология. (Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

13. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып.1-2 (15-16). С. 120-139.

14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1960.

15. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1968.

16. Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении. Рефлексивные процессы и управление. №2, том 2, 2002.

Источник: https://studbooks.net/691173/psihologiya/osobennosti_sotsialnoy_pertseptsii

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий