Йотацизм исправление

Что такое ротацизм и параротацизм: причины, методы исправления

Йотацизм исправление

Ротацизм в логопедии — это нарушение артикуляции звуков [р], [рь], точнее их искажение или пропуск. Этот недостаток в народе имеет еще одно название — картавость.

Ребенок пытается рычать, но вместо четкой вибрации издает носовой, щелевой или другой типа звука, похожий на настоящую [р] только издали.

Например, вместо “рыба” говорит “ыба”, вместо “ручка” – “нгучка” или одноударно без серии колебаний — “ндучка”.

Параротацизм — это разновидность ротацизма, но в процессе произношение звуков [р], [рь] происходит их замена на другие фонемы. Чаще всего на месте рычащей фонемы дети произносят [л], [ль], [йот]. Кончик языка при фонации не вибрирует, в артикуляции участвуют обе губы. При параротацизме слова проговариваются так: “ворона” — “волона”, “вогона”, “войона”, “водона”.

Ротацизм и параротацизм относятся к специфическим расстройствам речевой артикуляции, код МКБ (международной классификации болезней): F80.0. В логопедии встречается чаще других нарушений у детей до 5 лет.

Формы

Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков [р], [рь] необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.

Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.

ФормаПризнакиПричины
Полное отсутствие звукаЗвуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласныеОтсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизмВибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нетКороткая подъязычная связка
Увулярный ротацизмКончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шумаКороткая подъязычная связка
Боковой ротацизмВибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзываетПарезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизмФонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ngКороткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизмВибрируют только губы, язычок остается неподвижнымПарезы, слабые мышцы речевого аппарата
ОдноударныйПолноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды.Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизмВоздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щекиНеверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:

  1. [в]: произносится без вибрации: рука-вука
  2. [д]: рыбка-дыбка
  3. [г]: паром- пагом
  4. [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
  5. [ы]: ромашка – ымашка
  6. [й]: рот – йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Коррекция

Вне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно.

На первых уроках нужно дать ребенку понятие о правильном произношении [р], [рь]. Это необходимо для осознания проблемы и концентрации на верном положении речевых органов для вибрации.

Затем проводите постановку звука, автоматизация, дифференциацию и введение в повседневную речь.

Правильная артикуляция звуков [р], [рь]

С физиологической точки зрения, нормальная артикуляция [р] выглядит так:

  1. Губы не двигаются.
  2. Зубы раскрыты на 3-4 мм.
  3. Кончик языка поднимается к щели между зубами, замирает за верхней челюстью и дрожит.
  4. В момент прохождения воздушной струи напрягается, бьет кончиком по передней части верхнего неба.
  5. Средняя часть спинки язычка прогибается.
  6. Проход в нос закрыт мягким небом.
  7. Голос образует гудящий звук на выдохе.

Артикуляция мягкого [рь] происходит по тем же законам с небольшими отличиями:

  • В момент выдоха средняя часть спинки прогибается и поднимается к твердому небу.
  • Кончик находится ниже, чем при твердом произношении.
  • Задняя часть язычка и его корень продвинуты вперед.

Подготовительный этап

Необходим для подготовки органов речи к артикуляции сонорного. Ребенок должен овладеть язычком, контролировать и ощущать вибрацию. Для этого используются упражнения на развитие эластичности языка, растяжение подъязычной связки, раздражение лицевых, щечных нервов:

  • ЛошадкаЯзык присасывается к верхнему небу, затем отрывается и громко щелкает. Звук нужно производить по заданию педагога: громко, быстро, медленно, тихо.
  • КучерРазвивает мышцы губ. Рот закрывается, губы вибрируют, ребенок проговаривает протяжное “тпру-у-у”, “тр-р-р”.
  • МалярНеобходим для растяжения подъязычной уздечки. Вытягиваем язык вверх и гладим кончиком верхнее небо.
  • Зубная щеткаНужно улыбнуться, высунуть кончик языка, почистить зубы снаружи и изнутри. Движения должны быть медленными, челюсти зафиксированы.
  • КачелиШирокий язык поднимайте, заводите за верхние зубы, потом опускайте за нижние зубы. Рот открыт на несколько сантиметров.
  • БарабанщикНеобходимо для тренировки кончика языка. Открываем ротик нешироко, заводим язычок за нижние зубы, стучим и проговариваем “д-д-д”. Постепенно увеличиваем темп ударов.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук р  проводится не только на подготовительном этапе, но и для разогрева мышц речевого аппарата перед каждым занятием с логопедом. На начальном этапе уделяйте ей не менее 15-20 минут, взрослым и подросткам можно увеличить время до 30 минут.

Постановка

Самый длительный и сложный этап логопедической работы. Есть несколько методов постановки [р], [рь]:

  • Подражание звуковому образу и зрительному восприятия артикуляции.Это мало результативный метод, поэтому используется при незначительных речевых нарушениях без сопутствующих заболеваний.
  • Механический.Это логопедический массаж с помощью зондов, шпателя. В процессе работы органы обучаются принимать нужно для произношения вибрирующих звуков положение.
  • Постановка [р] с помощью ужу поставленных звуков.Некорректно произносимая фонема формируется из уже хорошо освоенных.
  • Смешанный метод.Сочетает в себе подражание артикуляции, зондовый массаж и постановку через уже автоматизированные звуки.

Исправление дефекта начинают с изучения типа болезни. Диагноз ставится на основание логопедического обследования.

Рассмотрим подробнее универсальный метод логопедических занятий по коррекции ротацизма и параротацизма — смешанный. Он состоит их нескольких этапов:

  1. Постановка фрикативного [р] от фонемы [ж]. Научите ребенка проговаривать шипящую без вытягивания губ вперед, поднимая язык к альвеолам. Пусть пробует рычать при таком положении органов. Звук получается глухой, толчок воздушной струи сильный. Закрепите полученный результат в простых открытых слогах.
  2. Переход к полноценной вибрации проводите с помощью зонда в виде шарика.
    Ребенок произносит фрикативный вариант фонемы, педагог в это время проводит шариком по нижней части языка вперед-назад и вызывает вибрацию кончика по верхнему небу. Движения должны быть быстрыми, а воздушная струя пускаться с силой и достаточным напором. Дома используйте шпатель или чайную ложку. Это технология постановки сонорного считается самой эффективной.

Если смешанный метод с использованием зонда-шарика не дал результат, используйте еще один вариант избавления от дефекта:

  • Отталкивайтесь от слога [за].Ребенок повторяет слог многократно, постепенно перемещает язык вверх, поднимает к альвеолам. Должен получиться фрикативный [р].
  • При произношении полученного [р] в сочетании с [а] удлиненным зондом массируйте и поднимайте кончик языка к небу, двигайте справа-налево. Получится чистый [р] без протяжности.
  • Пробуйте постановку с другими гласными. На начальном этапе не йотированными: [у], [о], [э], [ы].
  • Постановку [рь] начните со слога [зи] и действуйте по предыдущей схеме.

Еще один способ вызвать возникновение [р] в речи начать постановку от звука [л]:

  1. Закрепите артикуляцию твердого варианта [л].
  2. В игровой форме предложите ребенку “погулять” язычком по небу вперед-назад.
  3. Когда кончик языка дойдет до передней части неба, нужно задержать его на этом месте и пробовать вибрировать.
  4. Получится одноударный [р].
  5. Закрепляйте произношение в слогах с гласными.

Важно! Обращаться за помощью к логопеду с нарушениями произношения сонорного звука [р] и его мягкого варианта [рь] нужно после 4 лет. В норме здоровые дети начинают его произносить без посторонней помощи к 5 годам. До этого возраста малыш должен хотя бы пытаться рычать, проговаривать звук в начале слова.

Автоматизация

Начинайте после получения раскатистой вибрации. Начните с твердого варианта [р], постепенно подключайте мягкий [рь]. В работе с детьми важно использовать таблицы, картинки, стихотворения.

В слогах

Это механическое повторение слогов. Сначала предлагайте такие задания, в которых [р] стоит в начале, затем в конце, на заключительном этапе можно сочетать [р] с другими согласными.

Ра-ра-ра – хорошая пораРо-ро-ро – легкое перо

Ру-ру-ру – бублик я беру

Тра-тра-тра – выросла трава
Три-три-три – чужое не бери

Арь-арь-арь – купим мы фонарь
Дре-дре-дре – рыбки там в ведре

В словах

Подключайте чтение или произношение односложных слов:

Мир, дар, пар, шар, тир, сор, бор….

Затем из нескольких слогов с одной фонемой [р]:

Комар, базар, ковер, командир, офицер, пассажир…

Чтение слов с [р] в середине слова:

Бархат, фартук, зоркий, тормоз, пятерка, дергать, перчатки…Произношение слов в несколькими [р], читать нужно по слогам:

Простор, разговор, кругозор, проворный, шаровары, разбирать, раскрывать, разворачивать…

Чтение словосочетаний:

Трудная работа, озорной воробей, дорогой подарок…

Для закрепления правильной артикуляции используйте игры:

  • Дополни предложение.Понадобятся сюжетные картинки. Например, на тему “Огород”, “Животные”.Я вижу на фото (говорит педагог)…рысь (заканчивает ребенок). Мама сажает в саду …редьку.
  • Назови по порядку.Пригодятся предметы, в названиях которых есть [р]. Это фонарь, букварь, робот, ручка и т.д. Разложите их нас толе и просите назвать по порядку.
  • Расскажи историю.Это рассказ по картинке. Ребенок составляет монолог сам. Это постепенный переход к дифференциации в свободной речи.

На заметку! Одновременно с обучением правильной артикуляции сонорных [р],[рь] проводите тренировку отличия звуков на слух.

В предложениях

На этом этапе вам пригодятся стихотворения, описание картинок, составление рассказа, скороговорки и пословицы. Обязательно подбирайте материал, где звук [р] смешивается с другими фонемами.

Используйте упражнения с сопряженным повторением, ответами на вопросы, чтение текстов.

Пришла Тамара.Вырастут орехи.В реке плавают ерши.В огороде растут редиска, огурцы и редька.Дружные ребята сварили кастрюлю борща.

Заучивайте наизусть стихи, загадки, поговорки.

Дифференциация

Это установка на безошибочное произношение в речи. Используйте свободные высказывания по определенной теме, можно дать набор слов для обязательного использования (рак, рыба, рыбак и другие) или задавайте наводящие вопросы:

Кто живет в реке? (карась, рыба, рак, ерш)Кто красит стены? (маляр)С помощью чего шофер управляет машиной? (руль)

Требуйте от ученика полного ответа.

Окончательное избавление от ротацизма и параротацизма возможно только при комплексной и систематической работе. Дополнительно развивайте у ребенка фонематический слух, память, внимание, кругозор.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/rotatsizm

Дислалия — нарушение речи у детей: причины и методы устранения

Йотацизм исправление

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  1. Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  2. Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  3. Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует.

    Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.

  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р».

Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность.

 В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития.

 В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения.

 Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем.

Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так.

Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

https://www.youtube.com/watch?v=wB34pNZlrxc

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Источник: http://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/

Методика коррекции йотацизма

Йотацизм исправление

При постановке звука й (j) можно применить следующий способ: ребенку предлагают произносить раздельно звуки и и а (и — а, и—а, и—а) сначала медленно, затем ускорить темп; эти звуки сольются: иа, иа, иа.

Затем предлагаем ребенку точно так же присоединять к звуку и гласные о, затем у и е.

В результате этих упражнений у ребенка появляются йотованные гласные.

Давая ребенку слова с йотованными гласными, следует вначале требовать, чтобы он удлинял звук и перед гласным звуком, например:иаблоко— яблоко, иула — юла, моиа — моя.

Постепенно у ребенка образуется навык, опираясь на гласную и, произносить йотованные гласные правильно.

Добившись правильного произношения ребенком йотованных гласных, воспитатель дает ему упражнения на дифференциацию этих гласных со звуком  ль.

па ио иу чэ

аи — аль ом —оль

у и — уль эй — эль

иама    – яма        иаблоко   — яблоко          я — ля

иолка — ёлка      ножик        – ежик               с — ле

иула     – юла •     Иура         – Юра  ю — лю

иэли   — ели        гюиэхали — поехали

Слова и предложения для закрепления звука и (У) и дифференциации его с ль

ямаЯшазмеяЗояЮра Юляёжик ёлкамайчайпоезд ежи
яблокомояюбкапоётмойеда
ягодылистьяюламоёчайникединица
ящик якорьящерицамаякбаянодеялоПоюУмеюстоютвоёещёружьёманка новыйбелый езда ежонокельник

ямка — лямка дай   — даль бой    — боль

                Яша ел яблоко.

 Яблоко спелое.

 Зоя надевает майку.

Под ёлкой сидит зайка.

мои — моль йод — лед ежи — лежи

В зале стоит большая ёлка.

На ёлке дети поют и играют.

У Юры ружьё.

Мая и Аля гуляют.

Юра умеет стрелять.

У нас есть ужи и ежи.

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука j (й) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и.

 Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа — иаблоко; ио — иожик; аи — играй; ои — стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут.

 Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й)от з, аналогично тому, как х ставится от с но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы.

Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а.

 Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое jо

Подобным же образом из сочетания аз______а получается а jа.

Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(e), jу(ю), jэ(е), аё, аю, ае и т. П

Способы постановки. Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Другими приемами постановки звука й будут следующие:

а) произнесение звукосочетаний йа-йа… при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я, т е йа);

б) использование как промежуточного звука з (нажимая на кончик языка при произношении звука з, получается звук й);

в) озвончение звука х.

Источник: https://students-library.com/library/read/54730-metodika-korrekcii-jotacizma

Дислалия – Логостудент

Йотацизм исправление

Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц снормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалияпроявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устнойречи.

При дислалии проводится логопедическое обследование строения иподвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематическогослуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога.

Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный,формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативныхнавыков.

Дислалия – нарушение нормированного произношения иупотребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС илиорганов слуха.

Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевымнарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%)дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детейболее старшего возраста.

В последние годы в структуре дислалии преобладающимистали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшемунормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии идислексии.

Классификация дислалии

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяютмеханическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалиясвязана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата.Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыминейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется намоторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделахречедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическимисдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора).

При моторнойфункциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степенинеточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительностьартикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).

При сенсорнойфункциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходныхфонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), чтосопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематическийдефект) и однотипным заменам букв на письме.

В случае одновременного наличиясенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии

В зависимости несформированности тех или иных признаковзвуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического илифонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическуюи артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может бытьпростой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектномпроизношении более 4-х звуков).

Если нарушается произношение звуков из однойартикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят омономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящихи шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения)при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческогоалфавита:

Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р']

Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л']

Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ],[ч] и свистящих [с], [с'], [з], [з']

Йотацизм – недостатки произношения [й]

Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г']

Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к']

Хитизм – недостатки произношения [х] и [х']

Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласныхпарными глухими и наоборот

Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласныхпарными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированныедефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм +дефекты смягчения и т. д.)

В том случае, если при дислалии имеет место фонематическийдефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляетсяприставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм,парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Причины дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механическойдислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата(языка, губ, зубов, челюстей).

Среди аномалий строения языка и губ, приводящихк дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы;реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык),толстые, малоподвижные губы.

При укороченной подъязычной связке, прежде всего,страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных игубно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общимфизическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппаратапредставлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым,прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редкорасположенными или мелкими зубы и т. д.

), высоким узким (готическим) или низкимплоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическуюдислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеванийи травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные стакими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы,мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

При функциональной дислалии строение артикуляционногоаппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушениязвукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные илибиологические факторы.

К числу неблагоприятных социальных факторов относятподражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной,диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаибилингвизма в семье, педагогическая запущенность.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональнуюдислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей,минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития,несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представленыпропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение втой или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука –это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетическойсистеме родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонкимартикуляторным или акустическим признакам.

При дислалии могут заменяться звуки,различные по месту артикуляции или способу образования, по признакузвонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает дваправильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно,то неуместно), говорят о смешении звуков.

В этом случае механизм дислалиисвязан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение,использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русскогоязыка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковоепроизнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механическойдислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушаетсяпроизношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии –группы сходных по артикуляции звуков.

Так, открытый передний прикус будетспособствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языкане может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируетсяв соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, неискажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания,единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развитиясвязной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедиивыделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие илифизиологические несовершенства речи, обусловленные возрастнойнесформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции.Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают свыяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенныхзаболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояниябиологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинскойдокументации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижностиорганов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнениясерии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включаетобследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимыхзвуков с использованием соответствующего дидактического материала.

В процесселогопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена,смешение, искажение звуков) в различных позициях – изолированно, в слогах(открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине,конце), фразах, текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха –способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии(механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая,акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидностьнеправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При механической дислалии ребенку может потребоватьсяконсультация стоматолога (хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии –детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детскогоотоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следуетпроводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии стремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичныхпроизносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапенеобходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционногоаппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтическоголечения).

При моторной функциональной дислалии в подготовительный периодпроводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедическиймассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематическихпроцессов.

Также для правильного звукопроизношения важным является формированиенаправленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношенияопорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков придислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, смеханической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов илисмешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях итекстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируютсянавыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуацияхобщения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводитьсярегулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялисьзадания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий припростой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции.Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта,возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий,участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируютсябыстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учениковсреднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявленияанатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильнымиобразцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logostud2015/narusenie-reci/dislalia

Йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм) и методы их исправления

Йотацизм исправление

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы заднее- и среднеязычных звуков и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [i, к, х, г].

2. Нарушения произношения средне- и заднеязычных звуков.

3. Методика логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [i, к, х, г].

Контрольные вопросы:

1. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне­язычных звуков по следующей схеме:

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

2.Перечислите и охарактеризуйте виды неправильного произношенияк, г, х, j. Перечислите характерные замены звуков к, г, х, j. Сравните механизм образования звуков в норме и при различных видах каппацизма, гаммацизма, хитизма, йотацизма. Нарисуйте их профили артикуляции.

3. Опишите подготовительные игры и упражнения для формирования произношенияк, г, х, j.

Практические задания:

  1. Подберите дидактический материал для дифференциации звуков [г]- [к]; [г]- [д]; [к]- [т] в словах и предложениях.
  2. Составьте конспекты индивидуального и подгруппового логопедических занятий по постановке и автоматизации звуковк, г, х, j (один звук на выбор).

Методические указания и дополнительный материал:

Подготовку к данной теме следует начать с усвоения опре­делений недостатков произношения средне- и заднеязычных звуков. Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков [к], [к'], носит название каппацизма; [г], [г'], — гаммацизма; [х], [х'] — хитизма и [j] — йотацизма.

Нарушение произношения средне- и заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико-фонематическим дефектом.

Ответить на первый пункт плана вам помогут материалы кн. М.Ф. Фомичевой (см. п.6 списка литературы).

При ответе на второй пункт плана охарактеризуйте основ­ные виды нарушений произношения звуков [к], [г], [х], [j].

К основным видам паракаппацизма относятся замены зву­ка [к] звуками [т] и [х].

Примером истинного каппацизма является искажение зву­ка [к], в результате которого слышится характерный фаринигальный щелчок, который возникает вследствие того, что го­лосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, пос­ле чего смычка разрывается, и воздух с шумом прорывается через ую щель. Другой разновидностью каппацизма является боковое произношение звука [к].

Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм . Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в дру­гих — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации ых скла­док звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звука­ми [т], [к]. При иска­жениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фарингиальный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сбли­женными ыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'],[х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточ­но редко и проявляются в замене его звуком [л'].

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и задне­язычных звуков: [т] → [к]; [д] → [г]; [с] → [х]; [х'] → [j].

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного зву­ка длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] со­кращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Литература:

1. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2002.

3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987.

5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. – М., 1989.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_55597_yotatsizm-kappatsizm-gammatsizm-hitizm-i-metodi-ih-ispravleniya.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий