Истероидные реакции у детей

Психопатия истерического типа у детей / Каталог заболеваний

Истероидные реакции у детей
 

Психопатия истероидного (истерического) типа диагностиру­ется не ранее пубертатного или даже постпубертатного возра­ста.

Однако от­дельные истероидные черты формирующейся личности, преж­де всего главный радикал — «жажда признания», стремление привлечь к себе внимание, отмечаются еще в младшем возрасте.

Такие дети  (чаще девочки)  в до школьном и младшем школьном возрасте любят командовать другими детьми, с удовольствием выступают на утренниках, крайне ревниво относятся к успехам других детей, сердятся и плачут, если при них хвалят кого-либо другого, требуют по­стоянного внимания и похвалы.

Наряду с этим отмечаются капризность, эмоциональная неустойчивость, склонность к различным выдумкам и фантазиям «украшательского» харак­тера (например, сообщают другим детям о якобы очень вы­соком положении родителей, вымышленных поездках в другие страны и т. п.). таких фантазий обычно измен­чивое.

В школьном возрасте более отчетливыми становятся не­уживчивость детей в коллективе, склонность к конфликтам и наговорам из-за постоянного стремления к первенству, недо­брожелательное отношение к детям, которые их в чем-либо опережают, а также черты демонстративности и театрально­сти в поведении, склонность к необычной одежде, особым прическам в связи с сильным желанием обратить на себя внимание. Фантазии с целью самовозвеличения приобретают более разнообразный и яркий характер, причем дети, увле­каясь, иногда на время верят своим выдумкам. В препубертатном возрасте у детей в связи с конфликтами, а главным образом из-за непризнания их мнимой исключительности, равнодушного отношения к ним или ущемленного самолюбия появляются истеро-невротические реакции, чаще в форме афонии, рвоты, истерического кашля, блефаросплазма и др. Реже наблюдаются психомоторные припадки с аффективным сужением сознания.

Часто возникают характерологические и патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (грубость, непослушание, агрессивные выходки, уходы из дома), связан­ные обычно с недовольством по поводу недостаточного внимания к ним, неудовлетворения различных требований и кап­ризов.

Довольно часты также реакции имитации в виде под­ражания необычным манерам или одежде.

Проявления фор­мирующейся истероидной психопатии приобретают особую яркость и разнообразие в пубертатном возрасте, когда все по­ведение подростков нередко становится подчиненным неосоз­нанному и сознательному стремлению быть в центре внима­ния, занять исключительное положение среди сверстников.

Особенно заметными становятся эгоцентризм, нежелание считаться с чьими-либо интересами, крайне высокие притя­зания. У некоторых подростков появляется подлинное стремление к мифотворчеству.

Они выдумывают необыкновенные истории, в которых на первый план выступает их «героиче­ская» роль, например, с увлечением сообщают о том, «как им удалось спасти детей из горящего дома, задержать нарушите­ля границы, спасти утопающего» и т. п. Иногда подростки прибегают к самооговорам, приписывая себе участие в грабежах, в шпионаже и т. п.

В этом возрасте возможны демонстративные суицидаль­ные попытки (подростки делают надрезы в области запястья, принимают различные таблетки якобы в целях отравления и т. п.

), которые предпринимаются с расчетом на реакцию определенных лиц, нередко в их присутствии или так, чтобы об этом им стало известно.

Причинами таких попыток являются чаще всего ущемленное самолюбие, утрата необходимого для подростка внимания со стороны определенных лиц, желание приобрести ореол мученика.

К нередким формам психогенных реакций у подростков истероидного типа (чаще девушек) относится «уход в бо­лезнь», проявляющийся в гиперболизации какого-либо ре­ального соматического недомогания, предъявлении различных ипохондрических жалоб, высказываниях уверенности в на­личии тяжелого, неизлечимого заболевания. Такие подростки охотно соглашаются на многочисленные медицинские обсле­дования, иногда даже болезненные и неприятные, часто не желают выписываться из больницы, раздражаются и сердят­ся, если их пытаются разубедить в наличии серьезного забо­левания. Подобные реакции связаны не только со стремлени­ем привлечь к себе внимание, но также нередко с подсозна­тельным желанием замаскировать свою несостоятельность в учебе при наличии высоких притязаний. Реакции «ухода в болезнь» имеют тенденцию к затяжному течению и могут пе­реходить в истерическое развитие личности.

У подростков с истероидными чертами характера могут возникать реакции имитации в форме подражания поведению «хиппи», «йогов», наркоманов (иногда с мнимым употреблением наркотиков), обусловленные желанием произвести впечатление своей необычностью.

Основу фор­мирующейся истероидной психопатии, так же как и психопа­тии неустойчивого типа, составляет дисгармонический инфан­тилизм.

Истероидная психопатия органического генеза отли­чается большей грубостью проявлений, бедностью фантазий, более выраженными расстройствами влечений, склонностью детей и подростков к бурным аффективным вспышкам, отно­сительно большей частотой моторных и вегетативных истеро-невротических расстройств.

Источник: http://www.medicus.ru/handbook/disease/psihopatiya-istericheskogo-tipa-u-detej.phtml

Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития (продолжение…)

Истероидные реакции у детей

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия – боязнь за свое здоровье и здоровье близких.

Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих.

С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями. Они очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего вступают в конфликты с окружающими. В школьном возрасте стремление привлечь к себе внимание проявляется также в характере одежды и прически.

Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте у лиц с истероидными чертами успехи в учебе значительно ниже возможностей. Конфликты вероятны не только с одноклассниками, но и с учителями. В подростковом возрасте типичны кокетство, склонность к интригам и сплетням.

Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены только на своих переживаниях и интересах.

Органические психопатии (F07.0) связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Проявления психопатии (F60-F69) обычно начинаются с раннего детства: отмечаются непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции.

Постоянное стремление к движению сочетается с задержкой развития элементарных двигательных навыков, с моторной неловкостью. С началом полового созревания эти нарушения сглаживаются. Органическая психопатия может быть эпилептоидного и истероидного типа.

При эпилептоидном типе с детства преобладает своеобразная аффективность, могут выявляться нарушения влечений, усиливающиеся в подростковом возрасте. Аффекты отличаются бурным проявлением и быстрым истощением. Нарушения влечений чаще всего характеризуются садистскими склонностями и бродяжничеством.

Аффективность и расстройства влечений становятся основой для формирования нарушений поведения в виде делинквентности, алкоголизации. При истероидном типе органической психопатии с детства наблюдаются бурные истерические реакции по незначительным поводам – при малейшей угрозе наказания или отказе в исполнении желаний. В подростковом возрасте безудержное хвастовство, малоправдоподобные фантазии.

Патологическое формирование личности (F60.9). Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой в процессе социализации личность складывается под влиянием внешних условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим индивидуальность, является воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.

В качестве факторов, предрасполагающих к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, отмечаются: органическая церебральная недостаточность остаточного характера, акцентуация характера, а также дисгармоническое протекание периода полового развития. Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:

– закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами личности;

– непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).

При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют 4 основные варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности (F60.3) обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношению друг к другу.

В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как закрепление реакции протеста.

Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Тормозимый вариант патологического развития личности (F60.

7) чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем – пассивным и неуверенным в себе.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда длительная психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности часто возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.

Истероидный вариант патологического развития личности (F60.

4) чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумира семьи»). Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную ситуацию, как реакция протеста.

Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости (F60.3) обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, привычка к волевому усилию, способность преодолевать трудности.

Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, эмоциональной неустойчивости, внушаемости.

По существу этот тип патологического развития личности является вариантом психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.

Описывается также особый вид аномального психического развития – дисгармоническое протекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержка.

Эти аномалии развития могут быть связаны как с генетическими особенностями, так и с экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы.

При наличии неблагоприятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью влечений, асоциальным поведением.

Источник: https://www.eurolab.ua/balance-and-stress/2854/3777/31537/?page=4

Основные типы акцентуаций характера (продолжение)

Истероидные реакции у детей

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, не­насытная жажда внимания окружающих к своей особе, потреб­ность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие.

На худой конец, предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении к себе, но только не перспектива остаться незамечен­ным. Все остальные качества питаются этой чертой.

Нередко приписываемая истероидам внушаемость отличается избиратель­ностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма.

Лживость и фантазирование целиком направлены на приукра­шивание своей личности с тем, чтобы опять же обратить на себя внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается театральной наигранностыо переживаний, склонностью к рисовке и позерству; глубокие искренние чувства отсутствуют.

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ре­бенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь для хвастовства.

Насущной потребностью рано становятся привлечение к себе взоров, выслушивание восторгов и похвал. Для этого дети с истероидными чертами характера охотно декла­мируют стихи, танцуют, поют.

Успехи в учебе в младших классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример соученикам.

В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, но уже в первую очередь сверстников, могут использо­ваться нарушения поведения.

Делинквентность сводится к прогу­лам, нежеланию учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положе­ние, которое бы тешило самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости.

Тем не менее безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически неудовлетворимыми, претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызы­вающему поведению в общественных местах. Более тяжких на­рушений поведения обычно не бывает.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, ста­раются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции, или как-то косвенным путем просигналить о своем месте пребывания (такие демонстративные побеги обычно бывают следствием детской реакции оппозиции).

Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количест­вом выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Такие подростки бывают готовы изобразить из себя наркомана.

Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз-другой какой-либо доступный суррогат, любят расписывать свои нарко­тические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных средств вроде героина или ЛСД. Детальный расспрос обнаружи­вает, что нахватанные с чужих слов сведения быстро истощаются.

Если ничем другим не удается обратить на себя внимание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. По­следние всегда предназначаются для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль и вводят в заблуждение доверчивых людей.

Среди имитируемых заболеваний могут быть психические рас­стройства. Мода времени в значительной мере определяет их ха­рактер. Образцом для имитации служат прочитанное в романах, увиденное в фильмах или сведения, почерпнутые при чтении пси­хиатрических руководств.

Особой популярностью пользуются те, которые дают простор для фантазий: деперсонализационные и дереализационные переживания, идеи воздействия, явления психи­ческого автоматизма, «внутренний голос», «раздвоение „Я”» и т.п.

К ним, так же как к демонстративным суицидным попыткам, могут прибегать, когда хотят выпутаться из какой-либо неприятной истории.

Истероидная акцентуация нередко сочетается с психическим инфантилизмом (гармоничным психофизическим или с психиче­ским на фоне физической акселерации).

Вследствие инфантилизма в подростковом возрасте сохраняется детская реакция оппозиции на утрату или уменьшение внимания со стороны близких, на потерю роли семейного кумира.

Проявления этой реакции могут быть теми же, что и в детстве — уход в болезнь, попытки изба­виться от того, на кого переключилось внимание (например, заставить мать разойтись c появившимся отчимом).

Но чаще реакция оппозиции проявляется подростковыми нарушениями поведения — выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, во­ровство, асоциальные компании — все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков просигнализировать близким: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути!».

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявле­ния — громогласные требования свободы, конфликты из-за опеки и т.п. На самом же деле настоящей свободы вовсе не ищут, от опеки и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претен­зиями на лидерство или на исключительное положение среди них. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готов­ностью подчинять себе других, такие подростки стремятся до­биться ведущего положения иными средствами.

Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только назрева­ющих в ней желаний, стремлений, событий, истероидные подростки становятся их первыми выразителями, застрельщиками, зажигателями. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой других, даже проявить отвагу.

Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищен­ных взглядов, сразу теряют весь задор. Пытаются также воз­выситься в среде товарищей, «пуская им пыль в глаза» своими россказнями о былых «удачах» и «похождениях». Но приятели вскоре распознают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту.

Поэтому истероидные подростки несклонны подолгу задерживаться в одной группе сверстников и охотно устрем­ляются в новую, уверяя, что «разочаровались в прежних друзьях».

Неудачи в среде сверстников — крах притязаний на лидерство, развенчанная исключительность и даже отвергнутая любовь — истероидные подростки склонны бывают вымещать на своих ро­дителях, которые становятся козлами отпущения за то, что уже не могут, как в детстве, преподнести готовым все, что захотелось, избавить от трудностей, устранить все ставшие на пути пре­грады. Любимые, избалованные и заласканные с детства, к удивле­нию своих родителй, они платят им холодностью, a то и озлоб­лением.

эпилептоидные подростки – предыдущая | следующая – истероиды

Подростковая психиатрия. .

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/isteroidnye-podrostki/

Истероидный ребенок

Истероидные реакции у детей
22 апреля 2015      Профилирование

Характер ребенка закладывается еще в детстве и здесь огромную роль играют родители ребенка. Демонстративность в ребенке начинает проявляться в самом раннем детстве.

Каким же образом это происходит? В детстве истероид – это любимчик семьи, вокруг которого вращается вселенная из родственников. Родственники его усиленно хвалят, подчеркивают (заслуженно и незаслуженно) все достижения.

И настает момент, когда маленький человек начинает понимать, что жизнь без внимания теряет свою прелесть, и тогда начинает делать все возможное, чтобы получить желанную похвалу.

Для ребенка–истероида присуща неадекватно высокая самооценка, которую он повышает путем привлечения внимания. Его звездный час — приход гостей, когда он будет читать стихи, петь, танцевать, выслушивая восторги и похвалы. Ему не интересны игрушки, ему нужно живое внимание.

Недостаток внимания со стороны близких способствуют образованию вспышек истерии. Это выражается в эмоциональном аффекте, через крики, топанье ногами и катание по полу. Необходимо отметить, что такое поведение спонтанно и в дальнейшем может привести к поведенческому шантажу, благодаря которому ребенок получит то, что ему нужно.

Например, в детстве истероид каждый свой шаг продумывает со следущим расчетом: я сейчас помою полы, сделаю уборку или приготовлю поесть — мама обрадуется и меня похвалит. Надо понимать, что за этим стоит не желание помочь, а необходимость в похвале и наградах.

Иными словами, это не явная выгода в виде денег, сладкого угощения или игрушки, это приятная награда для самолюбия человека, которая позволяет почувствовать себя значимым.

Когда ребенок делает что-то ради получения такой выгоды — похвалы, мы можем сделать вывод, что у него воспитывается истероидный характер.

Именно в этом есть ошибка многих родителей, с помощью подарков завоевать сердце ребенка. Они не способны заглянуть немного вперед.

Ибо такая политика поведения в конечном итоге приведет к ситуации: «Как же так, ведь мы для тебя делали все, а ты вот как поступаешь». Вины ребенка здесь нет.

Он просто усвоил родительский урок, что за каждое действие должен получать награду в виде какого-то предмета. Вот и следует теперь тому, что в него когда-то вложили.

Если такое поведение в семье еще может проходить на ура, то со сверстниками такое уже не пройдет. Они будут жестко и последовательно реагировать на такие заскоки, что приведет в конечном счете к отторжению истероида от группы.

Сверстникам совсем безразличны такого рода концерты и истерики, поэтому демонстративные черты будут способствовать конфликтам в любом детском возрасте. Подобное безразличие и равнодушие бесконечно уязвляют истероидного ребенка, привыкшего в семье к аплодисментам и непрерывному потоку внимания.

Отторжение истероида от коллектива может привести к невротическим реакциям, выражающихся в форме безудержного фантазирования, с целью произвести впечатление на своих новых слушателей.

Самая страшная форма привлечения внимания – суицид.

При этом формы суицида избираются либо сугубо безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), либо угрозы на глазах людей (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт).

Перед фактом совершения суицида нередко пишутся прощальные записки, записи на магнитофон, тайные признания друзьям. Суицидальные ситуации еще очень опасны, что они формируют поведенческий штамп, к помощи которого он будет прибегать в любой сложной ситуации.

При воспитании демонстративной личности необходимо учитывать все вышесказанные особенности, поступая следующим образом:1) Игнорировать его прилюдные концерты и спектакли. Когда ребенок устраивает аффекты, истерики, падает на пол в магазинах с криками «Хочу», рыдает и бьет ногами об пол, важно игнорировать его аффекты.

Поток внимания, сочувствия или осуждения говорит ребенку, что он достиг цели, он оказался в центре внимания, что лишь закрепляет его патологию;2) Эгоцентризм ребенка легко перенаправить в положительное русло, записав его в различные драматические кружки;3) Хвалите ребенка, но не его самого, а его поступки: «Как хорошо ты помыл чашку», «Ты хорошо полил цветок».

Поощряя его эгоцентризм родители могут добиться от ребенка выполнения конструктивных задач;4) Избегайте восхваления ребенка и возведение его в разряд кумира, тем самым вы поспособствуете адекватной оценке истероида своей значимости;

5) Научите маленького истероида заботиться о родителях.

До него нужно донести мысль, что в этом мире ему будет очень трудно и семья станет тем местом, где он сможет отдохнуть и перевязать раны.

Подводя итог нашему разговору о демонстративных детях, стоит отметить следующее.

Если вы хотите к себе нормального отношения, не овеществляйте родительскую любовь, дарите больше добрых слов и крепких объятий, пусть они станут главной наградой для вас и вашего ребенка, тогда он усвоит правильные отношения независимо от своего характера, и таких эгоистических проявлений, возможно, удастся избежать.

 истероид, поведение, психотип, ребенок, характер

Источник: https://anna-kulik.ru/5226

Психотипы. №3. Истероидный тип

Истероидные реакции у детей

Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.

На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.

Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направленны на приукрашение своей персоны.

Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Истероидные черты нередко намечаются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают.

Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности.

Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, “псевдосуицидах”, “суицидальном шантаже”.

Способы при этом избираются либо безопасные (порезы вен на предплечьи, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.).

Обильная суицидальная “сигнализация” нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: пишутся различные прощальные записки, делаются “тайные” признания приятелям, записываются “последние слова” на магнитофоне и т. п.

Нередко причиной, толкнувшей истероидного подростка на “суицид”, называется неудачная любовь. Однако часто удается выяснить, что это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола “избранника”.

Конечно, отвергнутая любовь, разрыв, предпочтение соперника или соперницы наносят чувствительный удар по эгоцентризму истероидного подростка, особенно если все события развертываются на глазах приятелей и подруг.

Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

Свойственное истероидам “бегство в болезнь”, изображение необычных таинственных заболеваний принимают иногда в среде некоторых подростковых компаний, в частности подражающих западным “хиппи”, новую форму, выражаясь стремлением попасть в психиатрическую больницу и тем заполучить в подобной среде репутацию необычности. Для достижения этой цели используется разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и, наконец, жалобы, почерпнутые из учебников психиатрии, причем разного рода деперсонализационно-дереализационные симптомы и циклические колебания настроения пользуются особой популярностью.

Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер.

У истероидных подростков сохраняются черты детских реакций оппозиции, имитации и др. Чаще всего приходится видеть реакцию оппозиции на утрату или уменьшение привычного внимания со стороны родных, на потерю роли семейного кумира.

Проявления реакции оппозиции могут быть теми же, что и в детстве, – уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, заставить мать разойтись с появившимся отчимом), но чаще эта детская реакция оппозиции выявляется подростковыми нарушениями поведения.

Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании предназначаются для того, чтобы просигнализировать: “Верните мне прежнее внимание, иначе я собьюсь с пути!” Реакция имитации может многое определять в поведении истероидного подростка.

Однако модель, избранная для подражания, не должна заслонять саму подражающую персону. Поэтому для имитации избирается образ абстрактный или лицо, пользующееся популярностью среди подростков, но Не имеющее непосредственного контакта с данной группой (“кумир моды”).

Иногда же подражание зиждется на собирательном образе: в погоне за оригинальностью воспроизводятся сногсшибательные высказывания одних, необычная одежда других, вызывающая манера вести себя третьих и т. п.

Выдумки подростков-истероидов отчетливо разнятся от фантазий шизоидов. Истероидные фантазии изменчивы, всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, подростки легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа – от внимания и забот близких они совсем не жаждут избавиться.

Эмансипационные устремления часто сползают на рельсы детской реакции оппозиции.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, истероид рвется к лидерству доступными для него путями.

Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней порой неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателей. В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость.

Но они всегда оказываются вожаками на час – перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Главное, группа вскоре распознает за внешними эффектами их внутреннюю пустоту.

Это осуществляется особенно быстро, когда истероидные подростки добиваются лидерской позиции, “пуская пыль в глаза” историями о своих былых удачах и приключениях. Все это ведет к тому, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в новую, чтобы начать все сначала.

Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих приятелях, можно смело полагать, что те “раскусили” его.

Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби.

Предпочитаются те виды искусства, которые наиболее модны среди подростков своего круга (в настоящее время чаще всего джазовые ансамбли, эстрада) или поражают своей необычностью (например, театр мимов).

Подражание йогам и хиппи представляет в этом отношении особенно благодатную почву.

Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

Ссылка на источник:https://doctornadezhda.ru/ru/zadat-vopros/psikhotipy/457-isteroidnyj-tip

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь с друзьями!Подписывайтесь на нашу официальную группу
https://.com/club167063243
Давайте помогать вместе!

Акцентуации личности

Психотипы. №1. Астено-невротический тип

Психотипы. №2. Конформный тип

Психотипы. №3. Истероидный тип – Вы здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b578ceb3262f900a93b2dd2/5b7412a6750a4600aad79d7b

Истероидный характер у детей

Истероидные реакции у детей

Истероидное поведение мы замечаем у детей с ослабленной нервной системой, и оно является реакцией ребенка на ситуацию, которую он не в состоянии перенести.

В основании истероидного характера лежит инфантильность, незрелость психики, которая должна как-то справиться с требованиями среды.

Обычно такой характер формируется у чувствительных, ранимых, впечатлительных детей, которых любят и балуют родители, при этом сами родители в ситуациях запретов, отказов ( без которых никак не обойтись), непоследовательны в своих требованиях.

В конце концов, родители фиксируют (закрепляют) у детей инфантильные способы получения желаемого. Иногда это выглядит, как неспособность родителей устанавливать границы дозволенного, т.к. родители сами незрелы.

Иногда ребенок удовлетворяет потребности одного из родителей, который использует его как любимую игрушку, потакая капризам ребенка, наряжая его и любуясь им. При этом личность ребенка и его чувства игнорируются.

Ранний возраст.

Любой маленький ребенок пробует разные тактики для удовлетворения своих потребностей и те из них, которые окажутся эффективными – будут использоваться вновь и вновь. Например, годовалый ребенок хочет внимания матери, а ей надо заняться другими делами и она уходит. Что делает малыш? Он плачет и мать возвращается. Он обнаруживает действенность плача.

В какой-то момент мать решит, что не стоит потакать ребенку и не вернется сразу на его плач. Ребенок будет плакать громче и дольше. Если мать не выдержит и придет к ребенку – этот опыт в нужный момент вспомнится ребенку, чтоб использовать эту же тактику снова.

Если мать станет выдерживать плач ребенка и не будет подходить к нему по любому поводу, а ребенок окажется настойчивым – он станет орать до икоты, задыхаясь, – мать не выдержит и придет, тогда ребенок сделает вывод, что получишь свое только так.

Мать с ребенком попадают в порочный круг, истерики будут набирать силу и становиться все опаснее для детского здоровья.

 Вывод напрашивается сам собой – потребности очень маленького ребенка надо выполнять сразу, а не приучать его добиваться своего только истериками.

Если вы считаете, что не стоит идти у него на поводу – попробуйте отвлечь ребенка (если удастся) или дать ему понять, что вы сочувствуете, но остаетесь непреклонным. Для этого используется мимика, жесты, тон голоса, слова (если он способен их понять) Иногда нужно взять ребенка на руки, унести подальше от соблазна.

Ребенок обычно замечает состояние родителей: такие их эмоции, как обида или раздражение, обозначают слабость позиции и провоцируют истерики, а вот строгая непреклонность, за которой стоит любовь к ребенку и родительская ответственность – воспринимаются им как суровая необходимость, а не отвержение.

Истероидный ребенок хочет получать желаемое немедленно и во что бы то ни стало. То, что невозможно достичь самому, должны сделать окружающие близкие люди. Ребенок замечает, что чужие люди не будут исполнять его потребности.

Поэтому все его манипуляции направлены на тех, кто заботится о нем. Чем старше ребенок, тем изобретательнее его методы.

Он изображает страдание, угрызения совести, наглость, обиду, выдает истерики, рыдает – лишь бы добиться своего, а получив, обычно сразу успокаивается.

Самодемонстрация ребенка может иметь разные последствия: Окружающие люди могут давать положительный отклик, могут злиться, раздражаться, могут наказывать и подвергать насмешке – для истероидного ребенка любой отклик лучше игнорирования, словно без внимания он исчезает в небытие.

Такой стиль поведения у самого ребенка развивает творческие способности, артистичность, яркость эмоций, внушаемость, эксцентричность. Взрослея, такие дети часто остаются эгоистичными, поверхностными, необязательными, избегают труда, напряжений, ответственности.

Внутренний мир истероидного ребенка

Истероидный ребенок всегда в тревоге, он чувствует себя маленьким и неполноценным в то время, как вокруг него находятся авторитетные, сильные, уверенные и строгие взрослые, которые ждут от него «правильного» поведения.

Если эти взрослые заботятся о нем, выполняют время от времени его желания и капризы, то ребенок пытается выглядеть для них и для себя тоже сильным и независимым, хотя в душе его сидит вечный страх перед авторитетами.

Проблема истероидного ребенка в том, что ему необходимо сохранить чувство самоуважения и достоинства, будучи в глубине души боящимся и неуверенным.

Благодаря примитивным защитным механизмам, до сознания ребенка не доходит этот постоянный внутриличностный конфликт, а настойчивое желание окружающих открыть ему «правду о себе», лишь усиливают глубинные страхи и включают компенсаторные механизмы поведения. Т.е. возникает порочный круг – чем больше «правды», тем сильнее негативизм, демонстративность, истерики.

Что делать родителям и воспитателям?

В первую очередь, понимать суть поведения, не надеясь силой изменить его. Ведь проблема как раз состоит в слабости психики и утомляемости, переменчивости настроений и неспособности переносить длительные нагрузки.

Поэтому здесь есть смысл не столько изменять характер, сколько не перегружать ребенка, но при этом не баловать и не потакать капризам. Больше помогать ему и чаще давать положительную обратную связь.

Хвалить за выдержку, смелость, настойчивость, усилия, способность пересиливать себя, уметь замечать нужды других людей, проявлять внимание, заботу.

Когда ребенок выходит из детства и приближается к подростковому возрасту, нужно больше внимания уделять развитию самосознания и личности. Тогда знание себя и своих отношений с другими помогает преодолевать неприятные стороны личности.

Истероидный  характер (взрослые и подростки).

Главные  черты:

  • Привлечение  и  поиск  внимания  к  себе.

Для  этого  используются:

      –   эксцентричность (в  одежде,  в  прическах,  косметике  и  т. д.),

      –   повышенная  общительность,

      –   манерное  или  вызывающее  поведение,

 преувеличенные (театральные) эмоциональные  реакции,  жестикуляция, 

      –   акцентуированное  сексуальное  поведение

Это проявляется  в детском  поведении,  импульсивности,  наивности,  безответственности,  в  истериках,  в  неконтролируемых  эмоциях   и  т. д.

Другие  черты:

  • равнодушие   к  другим,  к  их  нуждам
  • поверхностные  отношения
  • эгоизм
  • эгоцентризм
  • манипулирование  другими (горькие  слезы,  вспышки  гнева,  обвинения, раздражительность,  истерики),  чтоб  добиться  своего
  • завышенные  притязания (идеализация  себя)
  • повышенная  внушаемость
  • забывчивость ( вытеснение  неприятного  для  себя)
  • ранимость,  обидчивость
  • страх  боли, 
  • непереносимость  фрустрации

Привлекательные  черты;

  • артистизм
  • детскость,  наивность,  доверчивость
  • мягкий  характер

Путь  к  изменениям: 

  • осознание  своей  постоянной  потребности  во  внимании  и  других  эгоцентрических  потребностей,
  • развитие  серьезного  и  уважительного  отношения  к  себе
  • осознание  своего  манипулятивного  поведения,
  • четкая  формулировка  желания  изменений
  • смена  эгоцентрической  позиции  на  позицию  учета  интересов  других  людей
  • развитие  способности  вступать  в  конфронтацию  со  своей  инфантильностью 

Людмила Кудрявцева

“,”author”:”Автор:Людмила Кудрявцева”,”date_published”:”2020-04-09T13:53:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://tkvgpsykool.blogspot.com/2010/03/blog-post.html”,”domain”:”tkvgpsykool.blogspot.com”,”excerpt”:”Истероидное поведение мы замечаем у детей с ослабленной нервной системой, и оно является реакцией ребенка на ситуацию, которую он не в состо…”,”word_count”:910,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://tkvgpsykool.blogspot.com/2010/03/blog-post.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий