Иерусалимский синдром это

Иерусалимский синдром – отчет о болезни

Иерусалимский синдром это

Авторы: Анна Полещук, Лукаш Свенчицки

Пер. с англ. Н.Д. Фирсовой

Термин «иерусалимский синдром» был введен в 1982 году Яиром Бар-Эл из Центра психического здоровья Кфар Шаула, где в течение 13 лет (с 1980 по 1993 год) было замечено, что примерно у 100 человек в год развиваются психотические симптомы с религиозным содержанием, вызванные посещением Иерусалима, 40 из них требовали госпитализации.

В литературе отсутствуют свежие эпидемиологические данные о распространенности этого синдрома.

По всей вероятности, феномен наблюдается с тех пор, как Иерусалим стал местом паломничества – об этом свидетельствуют некоторые случаи, наблюдавшиеся в средние века, и возросшая заболеваемость в XIX веке.

Бар-Эл и его коллеги, в соответствии со своим клиническим опытом, выделили три основных типа людей, страдающих иерусалимским синдромом, в зависимости от психиатрической истории пациента и клинических проявлений. Они также продемонстрировали некоторые примеры из своей клинической практики.

Тип I

К первой группе относятся люди с историей психического расстройства, которые приезжают в Иерусалим под влиянием религиозного бреда. Эта группа пациентов делится на четыре подгруппы.

Люди с первым подтипом убеждены, что они являются персонажами из Ветхого или Нового Завета. Израильские авторы описали случай, когда американец, страдавший шизофренией, отождествлял себя с Самсоном, был убежден, что у него есть миссия и пытался вытащить камень из Стены Плача.

Ко второму подтипу относятся люди, имеющие религиозную или политическую идею. Они посещают Иерусалим с целью в нем действовать. Например, австралийский турист, который поджег мечеть Аль-Акса в 1969 году и таким образом вызвал кровавые беспорядки, длившиеся несколько дней.

Люди с третьим подтипом имеют некоторые волшебные идеи относительно целебных свойств Иерусалима. Считается, что писатель Гоголь страдал этим подтипом синдрома, но достоверно это не установлено.

Люди с четвертым подтипом несколько раз приезжают в Иерусалим из-за рецидива болезни, руководствуясь бредом, касающимся своей семьи. В этом случае трудно объяснить, каково значение Иерусалима в развитии их психоза и что является непосредственной причиной посещения этого города.

Тип II

Вторая группа состоит из людей с расстройствами личности или идеей фикс, у них нет подтвержденных психических заболеваний, хотя их странные религиозные идеи не далеки от бреда. Они действуют в основном группами, реже в одиночку. Вероятно, это довольно большая часть страдающих иерусалимским синдромом, их группы заметны в святых местах, но обычно психиатрические службы на них не реагируют.

Тип III

Третий тип иерусалимского синдрома, также называемый «несмешанным» или «чистым», считается наиболее интересной формой и включает относительно небольшое число пациентов.

Он развивается у ранее здоровых людей (без истории психотических расстройств, значительных проблем с работой или семьей или злоупотребления психоактивными веществами). Они прибывают в Иерусалим как обычные туристы без особой миссии или цели.

Обычно их сопровождают их друзья или родственники в организованном туре по странам Средиземноморья. У этих людей иерусалимский синдром развивается в семь этапов.

Вначале они озабочены, взволнованы, напряжены и имеют другие неспецифические симптомы. Затем они хотят отделиться от группы и посетить Иерусалим в одиночку. За этим следует необходимость в принятии ванн и душа, навязчивое подстригание ногтей на руках и ногах. Они носят белую простыню и кричат или поют громко псалмы или стихи из Библии.

В конечном итоге они отправляются в одно из святых мест, чтобы «проповедовать», бессвязно призывать к моральному поведению. У этих пациентов нет зрительных или слуховых галлюцинаций, они знают, кто они, и не притворяются кем-то другим. Симптомы разрешаются через 5-7 дней. Короткий психотический эпизод завершается полным выздоровлением.

Такие пациенты нуждаются в лечении и, как правило, получают его, но выздоровление бывает спонтанным и не обязательно связано с лечением. Известно, что отъезд из Иерусалима облегчает лечение и часто необходим для выздоровления.

После выздоровления пациенты помнят свое поведение и стыдятся этого, они не хотят говорить о своих действиях и возвращаться в Иерусалим.

Авторы из Иерусалима считают, что в основе этого типа синдрома раскол лежит между идеалистическим образом священного города у людей, выросших в религиозных семьях, и настоящим Иерусалимом, современным городом, являющимся центром религиозных конфликтов.

Вероятно, подобные психиатрические симптомы возникают и у людей, посещающих Мекку, святые места в Индии и христианские места поклонения Деве Марии, однако они плохо документированы.

Описание случая

62-летнюю женщину ее семья привезла в больницу прямо из аэропорта после прибытия из Израиля. Она была с мужем в туре по Израилю и Египту. Ее мужу пришлось организовать более раннее возвращение из-за ухудшения ее психического состояния. Внезапно она впала в возбуждение, у нее появились перепады настроения, бессонница.

Она сосредоточилась на чистоте своего окружения, лизала пол в гостинице. Пациентка демонстрировала странное поведение, во время осмотра достопримечательностей давала людям воду, утверждая, что это вино, не хотела покидать церковь, горячо молилась и желала покинуть туристическую группу, заявила о намерении поступить в орден.

Она ударила себя в живот, будучи убежденной, что одержима.

В прошлом, около 20 лет назад, пациентка однажды была госпитализирована в психиатрическое учреждение.

Во время собеседования ее муж (документация, касающаяся последнего пребывания пациентки в больнице, не была доступна, позже больная призналась, что спрятала ее) описал предыдущий приступ как острый психотический эпизод, который был связан с их посещением Ватикана и рабочей поездкой в Турцию.

Принимая во внимание временной промежуток, мужу пациентки было трудно вспомнить все события в подробностях. Психиатрическую помощь она получала недолго и нерегулярно, после первого приступа ей назначали трифлуоперазин.

Пациентка замужем более 20 лет, имеет одного сына. В то время она была на пенсии, а прежде с мужем работала в коммерции. Без проблем справлялась с работой и в течение нескольких лет помогала своей свекрови.

Она узнала о разводе своего сына за несколько месяцев до настоящего эпизода, и это стало потрясением для нее.

Семейная история психических расстройств была отрицательной, также она отрицала употребление алкоголя или наркотиков.

При поступлении она была поверхностно контактна, разговорчива, возбуждена, с изменчивым настроением, раздражительна, демонстрировала бред религиозного содержания и бредовое отношение к мужу и священнику, сопровождавшими ее в путешествии.

После поступления были срочно проведены основные лабораторные исследования, электрокардиограмма и компьютерная томография головного мозга. В анализах не было обнаружено никаких отклонений.

В течение первых трех дней пациентка получала оланзапин в дозе до 20 мг в день (вначале в виде внутримышечных инъекций, позже перорально).

Принимая во внимание отсутствие эффекта этого лечения, оланзапин заменили галоперидолом в дозе до 15 мг в день сначала внутримышечно, затем перорально. Сразу после введения препарата состояние улучшилось.

Во время пребывания пациентки в больнице умерла свекровь, о которой она заботилась. В этот период она время от времени принимала гидроксизин перорально, поскольку переживала и с трудом могла уснуть.

Выписалась через 30 дней, полностью выздоровев, с осознанием своей болезни и предписанием принимать 8 мг галоперидола в день.

Пациентка и ее муж решили, что больше никогда не станут посещать места, связанные с религиозным культом.

Обсуждение

У описанной пациентки развитие острого психотического эпизода было напрямую связано с визитом в Иерусалим в туристических целях. В ее поведении можно увидеть некоторые этапы развития «чистого» или «несмешанного» иерусалимского синдрома, продолжительность психиатрических симптомов была относительно короткой, они прекращались почти сразу после введения антипсихотических препаратов.

Диагноз иерусалимского синдрома третьего типа у этой пациентки подвергается сомнению историей ее предыдущего психотического эпизода 20 лет назад, который, в свою очередь, был связан с посещением Ватикана. Однако, принимая во внимание течение и клинические проявления расстройства, диагностические критерии шизофрении не подтвердились.

Среди разных авторов нет консенсуса по вопросу, является ли иерусалимский синдром особым, специфическим расстройством, или рецидивом шизофрении.

Остается открытым вопрос, является ли Иерусалим и его значение для посетителей патогенным фактором, или это всего лишь фактор, который усугубляет предшествующую патологию и формирует содержание иллюзий и место, где поведение больных людей становится более заметным.

Авторы термина «несмешанный иерусалимский синдром» подчеркивали, что у них не было информации о дальнейшем развитии болезни у людей с этим синдромом, и это затрудняет полное понимание данного феномена.

Принимая во внимание острое начало, относительно короткую продолжительность симптомов и его особенности, у пациентки было диагностировано острое полиморфное психотическое расстройство без признаков шизофрении в соответствии с критериями ICD-10.

Симптомы, возникшие у описанной пациентки, можно рассматривать в более широком контексте расстройств, встречающихся у путешественников.

Несколько авторов описывают ряд факторов, влияющих на психическое состояние людей, которые путешествуют: изменение повседневной жизни, незнакомое окружение, близость иностранцев или незнакомцев, бездеятельность, чувство изоляции и межкультурные различия.

В случае описанного иерусалимского синдрома эти факторы в сочетании с особым значением Иерусалима для евреев, христиан и мусульман могут спровоцировать острый психотический эпизод. В свою очередь, для развития схожего синдрома Стендаля или синдрома Флоренции, важны эмоции, вызванные произведениями искусства, собранными во Флоренции.

Посетители в этой ситуации также испытывают беспокойство или даже психотические симптомы. Название синдрома происходит от имени французского писателя, который испытал дежавю и волнение в такой ситуации. По словам автора этого термина Магерини, такие реакции происходят обычно у людей с историей психических расстройств (аналогично иерусалимскому синдрому).

Следующим примером психических расстройств, возникающих в связи с путешествиями, являются психотические симптомы у людей, которые заблуждаются в аэропортах (синдром удивления в аэропорту или синдром аэропорта).

В отличие от страдающих иерусалимским синдромом, они не осознают своей личности, откуда они приехали и куда направляются.

У некоторых из них симптомы разрешаются после отдыха, однако чаще это затрагивает людей с предыдущими психотическими расстройствами, которые под влиянием психического заболевания прибывают в аэропорт, не обязательно собираясь путешествовать.

Также описаны психотические, аффективные и невротические симптомы у японцев, посещающих Париж, обычно называемые парижским синдромом.

Важную роль здесь приписывают иностранному языку, культурным различиям, чувству изоляции, а также разрывом между потребностями путешественника и реальным образом города и его граждан.

В этом случае мы также можем найти людей с предыдущими психическими расстройствами и других, у которых симптомы развиваются спустя некоторое время после прибытия во Францию.

В заключение, у некоторых людей с историей психического расстройства, путешествия в места, вызывающие сильные эмоции, могут спровоцировать эпизод болезни, хотя такое может происходить и с ранее здоровыми людьми.

Для лиц без истории психических расстройств с третьим типом иерусалимского синдрома важно раннее врачебное вмешательство, отъезд из Иерусалима и контакт с семьей.

Эти меры предотвращают развитие полномасштабного заболевания и способствуют оперативному восстановлению.

В клинической практике важно учитывать место назначения путешествующего пациента и возможные факторы, способные спровоцировать рецидив. Имеет значение обеспечение пациента и его компании правильной информацией во время поездок.

Являются ли психиатрические симптомы иерусалимского синдрома острым психотическим расстройством с хорошим исходом или же рецидивом шизофрении, по-прежнему следует рассматривать в каждом отдельном случае индивидуально.

Второй отдел психиатрии Института психиатрии и неврологии
Заведующий кафедрой проф. Тадеуш Парновски

Источник: https://renaissance-clinics.com/encyclopedia/jerusalem-syndrome-a-case-report

Иерусалимский синдром. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Иерусалимский синдром это

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.

Иерусалимский синдром

Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей, и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа, Храм Гроба Господня или Стена Плача) вызывает значительное ухудшение состояния.

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане вне зависимости от конфессии.

С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии.

Также аналогичное психическое расстройство может наблюдаться у паломников в Мекке. Христианско-православные же Церкви считают этот синдром разновидностью духовное прелести.

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах иерусалимским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп. Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.

Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана.

21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки.

Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстронга, основателя так называемой Всемирной Церкви Бога (Worldwide Church of God). Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана. Ортодоксальный Верховный Раввинат Израиля также осудил попытку поджога.

В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторое увеличение случаев Иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.

Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является больница Кфар Шауль в Иерусалиме.

Психиатрическая лечебница Кфар Шауль в Иерусалиме, один из основных центров исследования «иерусалимского синдрома»

За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжёлыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников—пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.

В настоящее время этот показатель составляет в среднем 100 человек в год, из которых в больнице оказывается в среднем 40. Данный показатель является относительно небольшим по сравнению с общим количеством туристов в Иерусалиме (до двух миллионов человек в год). По мнению психиатров Калиана и Вицума, данная пропорция ничем не отличается от любого другого города мира.

Типы синдрома

Тип I синдрома связан с уже ранее существовавшим у пациента психическим расстройством. Пациент может представлять себя важным для религии историческим персонажем, или находиться под влиянием важных религиозных концепций, таких, как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа.

Тип II осложняется идиосинкразией. Он необязательно принимает форму психического расстройства, и может проявляться в виде аномальной культурной реакции как для отдельного индивидуума, так и для небольшой религиозной группы.

Наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза. Психоз обычно проходит сам через несколько недель, либо после того, как пациент покидает Иерусалим. Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:

– Взволнованность;

– Желание отколоться от группы или семьи, и путешествовать по городу в одиночестве;

– Навязчивое стремление к чистоте, необычно частое принятие душа или ванн, отрезание ногтей на руках и ногах;

– Изготовление похожего на тогу одеяния белого цвета, часто — из гостиничных простыней;

– Стремление громко выкрикивать стихи из Библии, псалмы, различного рода религиозные гимны.

Заметив подобное поведение, гостиничный персонал либо туристические гиды обычно стараются отвести пациента к специалисту. В противном случае развиваются следующие две стадии синдрома:

– Процессия или торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима;

– Произнесение проповедей в святом месте. За 13 лет наблюдения зафиксировано 42 подобных проповеди.

Синдром Стендаля 

Синдром Стендаля — психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями.

Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях.

Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых людей.

Стендаль

Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» свои ощущения во время визита в 1817 году  во Флоренцию:

Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей.

Несмотря на множество описаний приступов у людей, посещавших флорентийскую галерею Уффици, синдром был описан только в 1979 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. В одноимённой книге она классифицировала случаи болезни по их происхождению:

– туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой;

– туристы-итальянцы тоже имеют иммунитет, поскольку такая атмосфера естественна для них;

– среди прочих туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.

Впервые диагноз был поставлен в 1982 году.

Чаще всего кризис наступает во время визита в один из 50 музеев Флоренции, колыбели Ренессанса. Внезапно посетитель оказывается поражён глубиной чувств, которые художник вложил в своё произведение.

При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину.

Несмотря на относительную редкость синдрома, охранников Флорентийских музеев учат, как вести себя с жертвами этого синдрома.

Термин часто используется для описания реакции слушателей на музыку периода романтизма.

Парижский синдром 

Парижский синдром — психическое расстройство у туристов — в основном у японских — посещающих Францию. Был выявлен в 1986 году японским психиатром Хироаки Отой, работающим во Франции. По природе близок к синдрому Стендаля и Иерусалимскому синдрому.

Ежегодно не менее 12 японских туристов обращаются за помощью психологов после посещения столицы Франции.

Большинство из пострадавших считает, что причиной их расстройств является неприветливое поведение местных жителей. Две трети пациентов приходят в норму уже после нескольких сеансов психотерапии.

В то время как остальные нуждаются в длительных курсах лечения и чаще всего получают диагноз сильнейшего психоза.

«Как оказалось, психика путешественников из Японии не готова к посещению таких городов, как Париж. Они едут, надеясь на гостеприимство, а встречают полную противоположность. Их нервы не выдерживают такой нагрузки», — поясняет психолог Эрв Бенхамоу.

В японских магазинах клиент — король, в то время как в Париже продавцы едва обращают на них внимание. Люди в общественном транспорте грубы и неприветливы, а уличные кражи только подливают масла в огонь.

«Для нас Париж — город мечты. Все французы красивы и изящны. Но когда мы встречаемся с ними лицом к лицу, то понимаем, что глубоко заблуждались.

Мы абсолютно разные, как в характерах, так и во взглядах на жизнь», — жалуется одна из пострадавших.

Культурный шок 

Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Привыкание к новому окружению может быть волнующим, стрессовым, может обмануть ожидания, быть забавным или просто сбить с толку.

Термин был впервые употреблён американским антропологом Калерво Обергом в 1954 году.

Иногда понятие «культурный шок» используют для обозначения общей ситуации, когда человек вынужден приспосабливаться к новому порядку, при котором не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения.

В основном человек получает культурный шок, попадая в другую страну, отличающуюся от страны, где проживает, хотя и с подобными ощущениями может столкнуться и в собственной стране при внезапном изменении социальной среды.

У человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, — старых, к которым он привык, и новых, характеризующих новое для него общество. Это конфликт двух культур на уровне собственного сознания.

Культурный шок возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные, пришедшие из другой культурной среды.

Такой опыт новой культуры неприятен. В рамках собственной культуры создается стойкая иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого.

Подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур собственно и определяется их культурой.

Только выйдя за пределы своей культуры, то есть встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т. д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур.

Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия. Это зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур. К этому можно отнести целый ряд факторов, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структуру семьи, обычаи и т. д.

Различные фазы культурного шока

Острый культурный шок (преимущественно вызванный переездом в другую страну), как правило, состоит из нескольких фаз. Однако следует признать, что не каждый проходит через эти фазы, как также не каждый находится достаточно времени в чужой среде, чтобы пройти определённые фазы.

– «Медовый месяц». В течение этого периода различия между «старой» и «новой» культурой человек воспринимает «через розовые очки» — всё кажется замечательным, интригующим и красивым. Например, в таком состоянии человек может увлекаться новой для него пищей, новым местом жительства, новыми привычками людей, новой архитектурой и т. д.

– «Примирение». По прошествии нескольких дней, недель или месяцев человек перестаёт сосредоточиваться на незначительных различиях между культурами. Однако он снова стремится к пище, к которой привык дома, ритм жизни в новом месте пребывания может казаться слишком быстрым или слишком медленным, привычки людей могут раздражать и т. д.

– «Адаптация». Опять-таки, после нескольких дней, недель или месяцев, человек привыкает к новой для него среде. На этой стадии человек больше не реагирует отрицательно или положительно, потому что адаптируется к новой культуре. Он вновь ведёт повседневную жизнь, как и ранее на своей родине.

– «Обратный культурный шок». Возврат к родной культуре после адаптации к новой может вновь вызвать у человека вышеописанные фазы, которые могут продолжаться не очень долго или же так долго, как первый культурный шок на чужбине.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post388073989/

Иерусалимский синдром: что это такое, его проявления и методы лечения

Иерусалимский синдром это

Иерусалимский синдром – состояние, возникающее у человека при посещении города Иерусалима, характеризующееся бредовыми идеями религиозного типа, манией величия, изменениями в поведении.

Данный синдром считается достаточно редким, проявляющимся только под воздействием эмоций и обстановки в священном городе. В год около 100 человек среди паломников, путешественников, туристов сталкиваются с этим синдромом. В психиатрической лечебнице, работающей на территории Иерусалима, имеется специальное отделение, куда попадают люди, находящиеся в подобном состоянии.

В научной сфере этот синдром был официально описан в 1930 году, однако случаи его проявления фиксировались и ранее. Это психическое расстройство является кратковременным и проходит за несколько суток или недель; приходя в себя, человек может стыдиться своего поведения или вовсе не помнить о том, как он вел себя в момент обострения.

В ситуации, когда состояние больного сопровождается ярко выраженной агрессией или присутствует переход от сильной эйфории к депрессии и обратно, обязательно требуется вмешательство со стороны психиатров.

Но даже если человек ведет себя более-менее спокойно, не нанося вреда себе или окружающим его людям, обратиться к психотерапевту все-таки рекомендуется.

Работа со специалистом, возможный кратковременный прием некоторых лекарственных препаратов позволят больному быстрее вернуться к привычной жизни.

Причины и группа риска

Все туристы, даже не являющиеся религиозными людьми, приезжая в Иерусалим, испытывают чрезмерный восторг. Обстановка вокруг производит сильное впечатление. Но среди путешественников и паломников можно выделить определенные группы людей, которые наиболее подвержены возникновению иерусалимского синдрома.

Группа риска

Люди эмоциональные, впечатлительные, импульсивные, конформные в наибольшей степени подвержены угрозе изменения психического состояния. Дополнительно повлиять на самочувствие могут длительный стресс, увлечение религиозными идеями.

Некоторые специалисты считают, что данный синдром является подобием защитной реакции при вытесненных из сознания истинных желаниях и потребностях, «бегством» от реальной жизни. На время человек забывает о проблемах, физическом самочувствии, нереализованных идеях и мечтах.

Данному кратковременному расстройству могут быть подвержены как абсолютно здоровые личности, мужчины и женщины, так и лица, у которых ранее были случаи обращения за помощью к психиатрам или психотерапевтам.

Если человек страдает каким-либо нарушением психики, например, депрессией, шизофренией, подвержен истерическим состояниям, то риск развития синдрома значительно повышается.

При этом проявления негативного состояния могут сопровождаться дополнительными признаками той или иной болезни.

Ярко протекать данное психическое расстройство способно у людей, которые находятся как бы в пограничном состоянии (имеются склонности для развития той или иной болезни психического характера).

Такие личности не проявляют агрессии и негативизма, однако их поведение может быть крайне демонстративным.

Нередко больные одержимы определенными религиозными идеями, которые фигурируют в бредоподобных высказываниях в моменты обострения.

Причины синдрома

Типичная причина возникновения иерусалимского синдрома – пребывание на территории священного города.

Окружающая атмосфера, обстановка, в которую попадает человек, наполненная чужими эмоциями, провоцируют состояние.

Здесь также может играть роль «эффект заражения», особенно актуальный для людей восприимчивых. Находясь среди паломников в определенных местах, человек невольно попадает под влияние.

Скрытые или выявленные психические заболевания способны ухудшить самочувствие. Имеющиеся какие-либо внутренние конфликты и личные неразрешенные проблемы, психологические травмы также способствуют развитию психического расстройства.

Если посещение Иерусалима было давней мечтой, особенно для очень религиозного человека, то всплеск эмоций от нахождения в этом городе вызывает изменения в поведении, мыслях. Усталость, испытанная ранее сильная нагрузка у паломников также подготавливают почву для эйфории в момент прибытия в Иерусалим.

Проявления (симптомы)

Заметить перемены в человеке при развитии подобного расстройства совсем нетрудно. Они проявляются в словах больного, в его поведении, внешнем виде, общем физическом и психическом состоянии.

Типичными моментами являются бредоподобные мысли (мания величия), когда личность начинает именовать себя Мессией, пророком, отождествлять с какими-либо библейскими персонажами. В этих ситуациях человек совершенно некритичен к себе, его бесполезно пытаться переубедить. И такие действия способны спровоцировать истерику или агрессию.

Очень ярким признаком синдрома становится облачение в белые одежды, закутывание в занавески или простыни и выход в таком виде на улицы города. Находясь среди людей, человек с иерусалимским синдромом может начать читать проповеди, выкрикивать цитаты и отдельные стихи из Библии. При этом со стороны поведение обычно выглядит демонстративным.

При наличии дополнительных психических болезней человек может слышать голоса в голове, впадать в истерическое состояние; отмечаются галлюцинации, хаотичность в поведении, повышенная активность.

При этом бесконтрольная эйфория легко сменяется на депрессивные проявления.

В ряде случаев человек не показывает чрезмерные эмоции (возникает эмоциональная скупость), уходит в себя, стремится к уединению, избегает контакта с туристическими группами.

Большинство возможных проявлений расстройства

Симптомы могут изменяться в зависимости от состояния психики, погруженности в религию, личностных черт.

Однако чаще всего встречаются следующие признаки, которые нередко проявляются комплексно:

  • нарушение сна и аппетита, мигрень, тошнота и рвота, головокружение, психомоторное возбуждение, двигательная активность, истерия;
  • потеря контроля над действиями и мыслями, нарушение мышления и восприятия окружающей реальности, времени, невозможность личностной идентификации (человек не способен сказать, кто он есть на самом деле);
  • бред, мания величия, навязчивые идеи;
  • демонстративность поведения, отсутствие критики к внешнему виду, скупость на эмоции, отрешение от мира, желание порвать всяческие контакты с родственниками и друзьями;
  • чувство внутреннего очищения, воодушевления на фоне значительной внушаемости.

Методы лечения

Данный синдром не является прогрессирующим заболеванием, которое в любом варианте требовало бы принудительной госпитализации и продолжительного лечения. Насильственное отправление в лечебницу обычно совершается лишь в случаях, когда у больного ярко выражено деструктивное поведение.

Коррекция самочувствия у человека с зафиксированным иерусалимским синдромом может протекать с помощью специальных медикаментов, если того требует состояние, и с помощью психотерапевтического подхода.

Лекарственное лечение

Медикаментозная терапия обычно требуется в ситуациях, когда отмечаются галлюцинации, истерические припадки, различные деструктивные проявления. Обычно ухудшение состояния вызывается сопутствующим психическим отклонением или склонностью к развитию какого-либо заболевания. В таком случае лечение назначается, исходя из общих симптомов.

Чаще всего лицам с данным синдромом прописывается кратковременный курс нейролептиков, транквилизаторов, различных седативных препаратов. При наличии выраженных депрессивных проявлений могут быть уместны антидепрессанты в небольших дозах. Однако лечение специальными средствами не длится долго, его обычно не требуется продолжать, когда состояние нормализуется.

Психотерапия

Психотерапевтическая коррекция выступает основным методом лечения иерусалимского синдрома. Чаще всего бывает достаточно проводить личные беседы с пациентом, давая ему возможность выговориться, рассказать о внутренних переживаниях и ощущениях. И здесь крайне важен индивидуальный подход к каждому человеку.

Среди методов психотерапии предпочтение может отдаваться поведенческому и когнитивному подходам. Если на фоне состояния открываются какие-либо дополнительные психологические проблемы, например, обнаруживается повышенная тревожность, то работа направляется и на коррекцию таких проявлений.

Данное психическое нарушение обычно проходит быстро, при этом не оставляя после себя негативные последствия.

В большинстве случаев для изменения состояния бывает достаточно покинуть территорию города или хотя бы изолироваться от окружающей обстановки.

Однако не стоит пренебрегать помощью со стороны соответствующих специалистов, если не хватает сил самостоятельно взять под контроль эмоции и устранить изменения в поведении.

Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/109-ierusalimskij-sindrom.html

Города, которые сводят с ума. В буквальном смысле

Иерусалимский синдром это

Жюль Монтегю BBC Future

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Некоторые города, по-видимому, особо опасны для туристов: их посещение вызывает нервные срывы настолько часто, что психические расстройства получили название в честь них – Иерусалимский синдром, Парижский синдром… Что-то в воздухе? Или все это выдумки?

Оливер Макафи должен был вернуться домой к Рождеству. Но 29-летний ландшафтный дизайнер из Северной Ирландии исчез. Последний раз его видели 21 ноября 2017-го.

Макафи путешествовал на велосипеде по Национальному израильскому тракту. Он пропал в районе города Мицпе-Рамон, его велосипед и палатку нашли через два месяца в кратере Рамон, что на юге Израиля.

На Национальном тракте, также называемом Израильской тропой, туристы в разные дни подбирали вещи Макафи – кошелек, ключи, компьютерный планшет…

В СМИ сразу прозвучала версия о возможности Иерусалимского синдрома – психического состояния с отрывом от реальности, часто связанного с религиозными переживаниями.

Страдающие им становятся параноиками. Они видят и слышат то, чего на самом деле нет. Они становятся одержимыми, помешанными. Случается, что они исчезают.

В начале XXI века врачи израильского центра психиатрии Кфар-Шауль сообщали в среднем о примерно сотне туристов в год с этим синдромом (почти половине из которых требовалось лечение в больнице), в основном христиан. Но были среди них и иудеи, и небольшое количество мусульман.

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром, писали они в “Британском журнале психиатрии” (British Journal of Psychiatry), – это форма психоза, возникающая в городе, который “вызывает ощущение святого, исторического и небесного”.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Иерусалим “вызывает ощущение святого, исторического и небесного” – и это чувство для кого-то оказывается подавляющим

У многих уже было то или иное психическое расстройство, когда они приехали в Иерусалим, подтолкнувшее их к иллюзорной священной миссии.

Врачи описывают американского туриста-шизофреника, который еще у себя на родине начал силовые тренировки и все больше ощущал себя библейским Самсоном.

Он приехал в Израиль, одержимый идеей стронуть с места гигантские каменные блоки Стены Плача. После того, как его задержала иерусалимская полиция, американец был помещен в больницу, прошел медикаментозный курс лечения, после чего отправлен в США в сопровождении отца.

Но у части приехавших в Иерусалим синдром развивается при отсутствии истории каких-либо психических заболеваний. Таких меньшинство – 42 из 470 туристов, помещенных в больницу за последние 13 лет. Но их случаи настолько же драматичны, насколько неожиданны.

Типичное поведение таких людей – они становятся одержимы чистотой вскоре после прибытия в город: бесконечно принимают ванну или душ, все время пытаются стричь себе ногти на руках и ногах.

Самое лучшее лекарство – “физически удалить пациентов из Иерусалима, подальше от его святых мест”

Они надевают на себя подобие белой тоги, часто делая ее из постельного белья, заимствованного в отеле. Они читают проповеди, выкрикивают псалмы, поют религиозные гимны на улицах или в священных местах Иерусалима.

Обычно такое продолжается примерно неделю. Иногда их пытаются лечить успокоительными или с ними беседует психиатр. Но самое лучшее лекарство – “физически удалить пациентов из Иерусалима, подальше от его святых мест”.

Авторы статьи в British Journal of Psychiatry полагают, что эти туристы (обычно “из ультрарелигиозных семей”) испытывают сильный диссонанс между своими идеалистическими представлениями о Иерусалиме и реальностью, что и ведет к синдрому.

Вспоминая о столетиях территориальных споров и религиозных конфликтов, один автор предположил, что этот город можно считать “благодатной почвой для массового помешательства”.

И действительно, Иерусалимский синдром – это не что-то новенькое, его проявления наблюдали еще в Средние века.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Пилигрим читает Библию в иерусалимском Храме Гроба Господня

Что же касается вероятности этого синдрома у потерявшегося велотуриста Оливера Макафи, то следует отметить, что ирландец был ревностным христианином.

Расследовавшие исчезновение Макафи указывали на найденные ими в тех местах, где пропал турист, вырванные страницы из Библии, придавленные камнями, а также написанные рукой Макафи выдержки из Священного писания, рассказывающие о том, как Христос постился в пустыне. Кроме того, однажды сообщалось о найденной рукотворной “часовне” – выровненном участке песка, окруженном камнями.

Вскоре после исчезновения Макафи в “Фейсбуке” была создана страница @helpusfindollie. Одной из последних записей была такая: “Первая годовщина со дня исчезновения Оливера пришла и ушла, и, к несчастью, всё выглядит так, что разгадка по-прежнему на расстоянии миллиона миль от нас”.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption 72-летний художник на флорентийском мосту Понте-Веккьо вдруг ощутил, что за ним следят… международные авиакомпании

Синдром Стендаля

Во Флоренции психиатры сталкиваются с проявлениями похожего синдрома в других обстоятельствах.

Похоже, что туристы настолько поражены великолепием этого города, его архитектурой и произведениями искусства, что некоторые впадают в состояние психоза.

Одному 72-летнему художнику на знаменитом мосту Понте-Веккьо уже через несколько минут стало казаться, что за всеми его передвижениями следят… международные авиакомпании, а его номер в отеле прослушивается.

Женщина чуть старше 40 была убеждена, что фигуры, изображенные на фресках капеллы Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла, указывают на нее: “Мне казалось, что обо мне пишут в газетах, обо мне говорят по радио, меня преследуют на улицах”.

Флорентийский психиатр Грациэлла Магерини рассказывает о более чем сотне туристов, которых пришлось поместить в больницу Санта-Мария-Нуова в период между 1977 и 1986 гг. У этих людей было учащенное сердцебиение, они обильно потели, испытывали боли в груди, головокружения и даже галлюцинации, потерю ориентации, ощущение потери себя. Некоторые пытались уничтожить произведения искусства.

Все это, по мнению Магерини, было результатом “личной впечатлительности, стресса и усталости от долгой дороги, а также столкновения с городом, который наполнен призраками великих, их смертью и историей Флоренции”.

Для чувствительного туриста, считает она, – явный перебор.

Магерини называет это синдромом Стендаля – в честь французского писателя, который посетил Флоренцию в 1817 г. и, побывав в базилике Санта-Кроче (Святого Креста), признался, что “был поглощен созерцанием ее величественной красоты”, а “сердце его сильно и учащенно билось”. “Источник жизни словно пересох во мне, и я шел в страхе, что рухну на землю”.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Красота – страшная сила. Во Флоренции это понимаешь особенно отчетливо

И хотя сейчас количество случаев синдрома Стендаля не превышает двух-трех в год, в знаменитой галерее Уффици регулярно что-то происходит.

Недавно у одного мужчины, когда он разглядывал “Весну” Боттичелли, случился припадок. Другой турист упал в обморок перед “Медузой” Караваджо.

В интервью газете Corriere Della Sera директор галереи сказал: “Я не ставлю диагнозов, но я знаю: когда попадаешь в такой музей, как наш, полный шедевров, это, конечно, становится источником возможного эмоционального, психологического и даже физического потрясения”.

Парижский синдром

А порой нервный срыв случается, напротив, оттого, что город, о котором столько мечтал, не оправдывает ожиданий.

Японские туристы часто испытывают Парижский синдром (более 60 пациентов с таким психозом описаны в этих исследованиях). Они испытывают жесточайшее разочарование от того, что Париж выглядит совсем не так, как город их мечты.

Расстроенные суровыми лицами местных жителей и недостатком внимания со стороны продавцов в магазинах, некоторые японцы просто в шоке от французской столицы.

“В японских магазинах покупатель в центре внимания, а здесь продавцы почти не смотрят на тебя”, – объясняет представитель ассоциации, помогающей японским семьям обустроиться во Франции.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Париже у части японских туристов развивается реактивный психоз от того, что столица Франции совершенно не соответствует их ожиданиям – мечты рушатся

Но насколько описанные синдромы специфичны? Надо ли за ними ехать в Иерусалим или во Флоренцию, или в Париж? Неужели эти города настолько исключительны, что на въезде в них пора вешать предупреждающие плакаты?

Психические расстройства – одна из основных причин плохого состояния здоровья у туристов. Согласно данным ВОЗ, “чрезвычайная психиатрическая ситуация” – одна из наиболее распространенных причин эвакуации воздушным транспортом.

Иерусалим не стоит рассматривать как патогенный фактор, поскольку способность формировать болезненные идеи присуща туристам на самых разных маршрутах

Острые психозы занимают одну пятую всех психических проблем, возникающих у туристов, и у большинства это случается не у Стены Плача и не в Храме Гроба Господня.

Есть множество причин, чтобы такое случалось именно с путешественниками – обезвоживание организма, недосыпание, джетлаг, снотворное, принятое в самолете вместе с алкоголем, а иногда и такие препараты, как антималярийный мефлохин.

Распространенность страха перед полетами – от 2,5 до 6,5%, а острым беспокойством страдает около 60% путешественников.

Прибавьте к этому стресс прохождения проверки службами безопасности в аэропортах, длинные очереди в музеи, языковой барьер и культурные различия, да плюс к тому еще личные ожидания от паломничества – и у вас уже полная картина того, из чего может родиться идеальный шторм.

Во многих случаях у туриста – психиатрическое заболевание, о котором и сам он не догадывается, и, попав в галерею Уффици или в Храм Гроба Господня, эта предрасположенность становится причиной синдрома.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Стендаль писал, что посещение базилики Санта-Кроче произвело на него глубочайшее впечатление

Согласно исследованию Магерини, более половины из тех, кто попал в больницу, уже навещали психотерапевта или психиатра.

Как указывают комментаторы статьи в British Journal of Psychiatry, “Иерусалим не стоит рассматривать как патогенный фактор, поскольку способность формировать болезненные идеи присуща туристам в самых разных местах и на разных маршрутах”.

Даже относительно истории Стендаля следует сделать оговорку. Его подробный личный дневник, соответствующий тому времени, когда он приезжал во Флоренцию, полон прозаических жалоб на жмущую обувь, а про испытанное им в базилике Санта-Кроче нет ни слова.

Хотя в опубликованных записках он утверждал, что испытал там очень глубокое переживание.

Может ли быть так, что провозглашением такой возвышенной реакции на встречу с гениальными произведениями искусства человек просто поддерживает свой статус – как изысканной и тонко чувствующей персоны?

Или все дело в жмущих ботинках и усталости?

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-fut-47951265

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий