Эндогенный и экзогенный

Психологическая энциклопедия – значение слова экзогенный – эндогенный

Эндогенный и экзогенный

(от греч. exo — вне, снаружи + genes — порождаемый; и endo — внутри + genes) — термины медицинской психологии и психиатрии, введены П. Мебиусом (P. J. Mobius) в 1892 г.

Экзогенный означает возникающий в результате воздействия внешних факторов, эндогенный — возникающий, развивающийся вследствие внутренних причин. Под эндогенным обычно понимают наследственно обусловленное. Термины Э. — э.

применяются для характеристики источников возникновения психических заболеваний и причин индивидуального своеобразия их протекания.

Смотреть значение экзогенный – эндогенный в других словарях

Алкалоз Экзогенный — (a. exogena) негазовый А., возникающий в результате поступления в организм значительных количеств щелочных веществ с пищей, в виде лекарственных препаратов или при отравлениях.
Большой медицинский словарь

Аллерген Экзогенный — (a. exogenum; син. экзоаллерген) А., попадающий в организм извне.
Большой медицинский словарь

Аллерген Эндогенный — (a. endogenum) см. Аутоаллерген.
Большой медицинский словарь

Альвеолит Аллергический Экзогенный — (a. allergica exogena) А., вызываемый отложением в легких преципитата из иммуноглобулинов и экзогенного (чаще профессионального) аллергена.
Большой медицинский словарь

Ацидоз Экзогенный — (a. exogena) А., возникающий в результате поступления в организм значительных количеств кислот или веществ, образующих кислоты в процессе метаболизма.
Большой медицинский словарь

Пигмент Экзогенный — П., попадающий в организм из окружающей среды.
Большой медицинский словарь

Пигмент Эндогенный — П., образующийся в организме в процессе обмена веществ.
Большой медицинский словарь

Пролежень Экзогенный — (d. exogenus) П., возникающий только под влиянием давления при отсутствии способствующих его развитию нарушений общего состояния организма, напр. при неудачно наложенной гипсовой повязке.
Большой медицинский словарь

Пролежень Эндогенный — (d. endogenus) см. Пролежень нейротический.
Большой медицинский словарь

Психоз Экзогенный — (р. exogena) общее название П., возникновение которых не связано с наследственным предрасположением организма.
Большой медицинский словарь

Психоз Эндогенный — (р. endogena; син. дисфрения устар.) – общее название П., в возникновении которых основную роль играет наследственное предрасположение организма (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз).
Большой медицинский словарь

Ритм Экзогенный — биоритм, обусловленный ритмичным изменением факторов окружающей среды, напр. освещенности, температуры воздуха.
Большой медицинский словарь

Ритм Эндогенный — биоритм, обусловленный генетически и сохраняющийся при отсутствии изменений факторов окружающей среды.
Большой медицинский словарь

Сидероз Экзогенный — (s. exogena) С., обусловленный поступлением железа в организм извне.
Большой медицинский словарь

Синдром Экзогенный — (syndromum exogenum) см. Экзогенные типы реакций.
Большой медицинский словарь

Столбняк Эндогенный — (t. endogenus) см. Столбняк криптогенный.
Большой медицинский словарь

Ритм Экзоге́нный — биоритм, обусловленный ритмичным изменением факторов окружающей среды, например освещенности, температуры воздуха.
Медицинская энциклопедия

Ритм Эндоге́нный — биоритм, обусловленный генетически и сохраняющийся при отсутствии изменений факторов окружающей среды.
Медицинская энциклопедия

Синдро́м Экзоге́нный — (syndromum exogenum)см. Экзогенные типы реакций.

Медицинская энциклопедия

Экзогенный — прил. 1. Происходящий или образующийся под воздействием внешних сил на поверхности Земли (в геологии)
Толковый словарь Ефремовой

Эндогенный — прил. 1. Имеющий внутреннее происхождение; возникающий, действующий внутри чего-л
Толковый словарь Ефремовой

Экзогенный — Экзогенныйэпитет, применяемый в микробиологии для обозначения причин, признаков, явлений, имеющих внешнее по отношению к организму происхождение, напр., экзогенная……..
Словарь микробиологии

эндогенный — эндогенный внутренний, возникший внутри организма; в микробиол. часто употребляется термин «Э. метаболизм», определяющий метаболизм клетки за счет запасного вещества……..
Словарь микробиологии

Эндогенный — (endogenus; греч. endogenes; Эндо- + -gen?s порождаемый, возникающий) возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин.
Медицинская энциклопедия

ЭКЗОГЕННЫЙ — ЭКЗОГЕННЫЙ (от греч. ехо – вне, снаружи и genos – род, происхождение) – возникший под влиянием чего-то внешнего, вызванный внешней причиной, напр. болезнью. Противоположность – эндогенный.
Философский словарь

ЭНДОГЕННЫЙ — ЭНДОГЕННЫЙ (от греч. endon внутри и genos – род, происхождение) – возникший в результате внутренних предрасположений или причин; противоположность – экзогенный.
Философский словарь

ЭКЗОГЕННЫЙ — ЭКЗОГЕННЫЙ возникающий под влиянием воздействия извне.
Экологический словарь

ЭКЗОГЕННЫЙ — ЭКЗОГЕННЫЙ (от экзо… и …ген) – внешнего происхождения; в медицине – происходящий от причин, лежащих вне организма. Ср. Эндогенный.
Большой энциклопедический словарь

ЭНДОГЕННЫЙ — ЭНДОГЕННЫЙ (от эндо… и …ген) – внутреннего происхождения; в медицине – происходящий от причин, лежащих во внутренней среде организма. Ср. Экзогенный.
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для экзогенный – эндогенный

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/32155

Эндогенные и экзогенные факторы развития

Эндогенный и экзогенный

Экзогенный фактор среды – любой внешний фактор, связанный с климато-географической характеристикой местообитания или влиянием биотического сообщества.

Эндогенный – то есть внутренний, связанный с действием внутренних причин.

Эндогенные факторы: “почва” (природная среда, вмещающий ландшафт); “кровь” (антропологические черты: цвет кожи, форма носа, разрез глаз); культурно-исторический фактор (язык как средство выражения и осмысления ценностной картины мира, быт, нравы, обычаи, художественная культура, мифология; политика).

Эти признаки имеют идентификационное значение, даже если не признаются носителями, и в этом смысле объективны.

Экзогенные факторы: внешнее влияние. Стоит подчеркнуть особенность этнических характеристик – они приобретаются через культурное наследование или приписывание. В то же время принадлежность к этносу определяется общностью не кровнородственных связей, но социокультурных характеристик, которые нередко весьма трудно выделить.

Понятие биологического возраста, его основные критерии

Биологический возраст – возраст развития. Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели.

Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах.

Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.

Формулирование понятия “биологический возраст” имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития.

У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются:

1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).

При оценке биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма. Делались попытки определения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Стандарты периодически обновляются.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

Акселерация, сущность, гипотезы возникновения, факторы акселерации

АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX в., с данными 30-х гг. XIX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран.

Признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см., масса – на 100-300 г.

Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2-5 месяцев.

Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см., масса тела – на 0,5 кг.

Как показывают наблюдения, существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Городские дети подвержены акселерации в несколько большей степени, чем сельские.

В 1980-х гг. отмечается замедление темпов акселерации, что свидетельствует об относительной стабилизации темпов развития детей, рождающихся в конце XX в.

Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения акселерации, однако ни одна из них не признана исчерпывающей.

Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни – улучшение питания; генетические изменения в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличение интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и т.д. (отдельные факторы и условия трудно поддаются точному учету и оценке).

Имеются данные о так называемой психологической акселерации, т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка.

Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развитие восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка.

Психологи, однако, предостерегают против “искусственной акселерации”, когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования.

Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи.

Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем физиологического и психического развития. Различают паспортный (хронологический) и биологический возраст, характеризующий фактическое развитие ребенка. У части детей эти возрасты совпадают, однако большинство детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития.

Причем дети небольшого роста могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться инфантильность физического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения.

В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития.

В целом акселерация представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1542;

Источник: https://studopedia.net/12_20086_endogennie-i-ekzogennie-faktori-razvitiya.html

В) Эндогенные и экзогенные причины

Эндогенный и экзогенный

Фундаментальный феномен жизни — это самоосуществление в среде, которую жизнь формирует исходя из себя самой, от которой она зависит и которая формирует ее самое.

Деля всю целостность жизни на «внешний» и «внутренний» миры, а их, в свою очередь, на отдельные «факторы», мы приписываем жизненные феномены либо причинным факторам внешнего мира — так называемым экзогенным факторам, — либо аналогичным факторам внутреннего мира — эндогенным; внешним воздействиям мы противопоставляем внутреннюю предрасположенность. Поскольку жизнь всегда представляет собой взаимодействие внутреннего и внешнего, чисто эндогенных феноменов не существует. И наоборот, любые экзогенные воздействия реализуются присущим им образом только внутри организма; соответственно, свойства организма всегда имеют важное значение. Несмотря на все это, мы вправе различать следствия, обусловленные преимущественно эндогенными и преимущественно экзогенными факторами.

1. Понятие среды. Под «средой» (Umwelt) понимается тот целостный в своем роде мир, в котором живет данный индивид. Это физическая среда, воздействующая на тело, а через него — и на душу.

Это среда, ставшая носительницей определенных значений благодаря той осмысленности, которая свойственна внутренней природе вещей, благодаря складывающимся ситуациям, благодаря бытию, воле и поступкам других людей; все это оказывает воздействие на психическую жизнь, а через нее и на жизнь тела.

Физическую среду, оказывающую причинно обусловленное воздействие на индивида, мы подразделяем на множество отчетливо различимых факторов и анализируем воздействие этих экзогенных причин (например, токсичных веществ, времени суток, времен года, инфекций, соматических заболеваний и т. п.).

2. Понятие конституции (предрасположенности). Конституция (предрасположенность, Anlage) — это совокупность всех эндогенных предпосылок психической жизни. Следовательно, это понятие настолько обширно, что, используя его для какого-либо отдельного случая, мы всегда должны знать, о какой именно конституции в более узком смысле слова идет речь.

Следует различать врожденную конституцию и приобретенную диспозицию. Конечно, возможности организма и психики обусловлены прежде всего тем, что в них есть врожденного.

Во вторую очередь они обусловлены всеми теми событиями, которые уже произошли, болезнями, переживаниями, короче говоря — историей жизни в целом; эта история жизни постоянно оказывает модифицирующее воздействие на предрасположенность индивида или трансформирует его в катастрофу душевной болезни.

Морфологически и физиологически видимую конституцию следует отличать также от невидимой диспозиции — потенциальности, которая проявляет себя только в присутствии определенных стимулов и опасностей.

Далее, физическую предрасположенность мы должны отличать от психической, постоянную предрасположенность — от той, которая проявляется только в определенные моменты жизни и т. п.

Подобно тому как мы подразделяем внешние условия и классифицируем их, мы должны выявлять в рамках конституции определенные элементы и конструировать единства низших рангов. Иными словами, здесь, как и в любой другой области науки, мы должны заниматься анализом.

Каков путь, ведущий к тем моментам конституции, которые с уверенностью могут считаться не произвольными построениями, а элементами, наделенными реальным значением? Это — исследование особенностей конституции на материале ряда поколений в различных семьях.

При этом нам следует руководствоваться двумя моментами: индивидуальной изменчивостью и наследственностью.

Исследуя направление вариаций и генетически приобретенные черты сходства, мы можем надеяться на получение доступа к реальным целостностям, в связи с которыми можно было бы говорить не просто о «конституции» как таковой, а об определенных, специфических «конституциях».

3. Взаимодействие конституции и среды. Сифилис — это первопричина прогрессивного паралича; но последний развивается лишь у 10 % больных сифилисом. Угрожающая жизненная ситуация (например, кораблекрушение) на одного человека оказывает парализующее, тогда как на другого — активизирующее воздействие.

Психопат, не способный справиться с собственной жизнью, попав в катастрофические условия, может выказать самообладание и присутствие духа — тогда как психически вполне здоровый человек в аналогичной ситуации может совершенно растеряться.

Хроническое курение у одних вызывает расстройства кровообращения и дыхания, тогда как у других — нет. Болезнь — это реакция конституции на воздействия внешней среды. Значение экзогенных или эндогенных факторов отступает на второй план только в граничных случаях.

Например, хорея Хантингтона или врожденное слабоумие возникают без всякого влияния извне; с другой стороны, при всей важности факторов, обусловленных конституцией личности, прогрессивный паралич всегда связан с сифилисом, алкогольный психоз — с отравлением этиловым спиртом.

Экзогенный фактор выступает в качестве единственно значимого только при чисто «механическом» уничтожении организма — например, при смертельной травме головы.

Обычно соотношение эндогенных и экзогенных факторов носит чрезвычайно сложный, составной характер, и их относительная значимость для каждого отдельного случая может быть оценена лишь приблизительно. Так, при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе эндогенные факторы выступают на передний план, тогда как при психозах, обусловленных воздействием инфекции, более весомая роль выпадает на долю экзогенных факторов.

Ни об одном событии психической жизни нельзя сказать, чтобы оно было всецело обусловлено конституцией; всегда имеет место взаимодействие конституции со специфическими внешними условиями и событиями, происходящими в окружающем мире.

Изменения во внешней среде доступны непосредственному восприятию; что касается конституции, то она может быть выявлена только аналитически. Слишком часто понятие, употребляемое в максимально обобщенном смысле, служит всего лишь для сокрытия нашего незнания.

Говоря об окружающей среде, мы всякий раз определяем и уточняем внешние условия; аналогично, используя категорию конституции, мы должны стремиться к максимально точному определению того, что именно в каждом отдельном случае подразумевается под конституцией в узком смысле.

Мы ни при каких обстоятельствах не можем точно знать, обязано ли то или иное целостное сложное событие (например, болезненный процесс не органического происхождения, личность, преступное поведение человека и т. п.

) своим возникновением окружающей среде или конституции; в лучшем случае мы можем добиться частичной дифференциации факторов, принадлежащих этим двум противопоставленным началам, исходя из тщательного анализа отдельных элементов и постоянно имея в виду, что наша задача состоит в выработке суждения о событии в целом.

Биологическая и психическая жизнь людей протекает по-разному; в частности, разные индивиды весьма неодинаково реагируют на один и тот же яд. Поэтому ясно, что, исследуя воздействие внешних причин, мы никогда не должны забывать о конституции.

Никакие воздействия не проявляются у всех людей абсолютно единообразно.

Даже при самых высоких показателях постоянства причинно-следственных связей существует некоторое количество исключений; кроме того, следствия выказывают качественные различия, а некоторые следствия наступают у ограниченного числа лиц.

С другой стороны, поскольку врожденная конституция требует для своего проявления соответствующих внешних условий, мы должны исследовать эти условия также и в связи с эндогенными заболеваниями. Например, установлено, что если один из однояйцевых близнецов заболевает шизофренией, вероятность заболевания другого весьма высока, но не стопроцентна.

4. Отношение оппозиции «эндогенноеэкзогенное» к родственным парам понятий. Понятия «эндогенное» и «экзогенное» имеют различное значение в зависимости от того, относятся ли они к соматическим или психическим болезням.

Все факторы, экзогенные с точки зрения соматической болезни (яды, бактерии, климат), экзогенны и с точки зрения психической болезни; что касается психической предрасположенности, то в применении к ней экзогенными следует признать все соматические болезни, в том числе и соматоэндогенные заболевания мозга.

Приведем примеры: (а) прогрессивный паралич — это болезнь мозга, экзогенно вызываемая сифилисом; в свою очередь, эта болезнь выступает в качестве экзогенного фактора, разрушающего психическую жизнь; (б) опухоль — это эндогенный мозговой процесс, который, действуя как экзогенный фактор, влияет на психическую предрасположенность.

В указанном смысле все соматогенное, по определению, следует считать экзогенным, а все психогенное эндогенным.

Кроме того, внутри события психической жизни как такового мы, по аналогии с противопоставлением экзо- и эндогенного, различаем элементы реактивные и аутохтонные (Хелльпах [Hellpach] обозначает их как, соответственно, «реактивную» и «продуктивную» аномалии).

Психические реакции, имеющие свой источник в роковых для данной личности переживаниях и внешних событиях, аналогичны экзогенным факторам, тогда как фазы и процессы, вызываемые внутренними причинами в определенные моменты времени, безотносительно к воздействиям извне, аналогичны эндогенным факторам.

Предыдущая131132133134135136137138139140141142143144145146Следующая

Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 3543; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-115962.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Эндогенный и экзогенный

Экзогенными (от греч. éxo – вне, снаружи) называют геологические процессы, которые обусловлены внешними по отношению к Земле источниками энергии: солнечной радиацией и гравитационным полем. Они протекают на поверхности земного шара или в приповерхностной зоне литосферы. К ним относятся гипергенез (выветривание), эрозия, абразия, седиментогенез и др.

Противоположные экзогенным процессам эндогенные (от греч. éndon –  внутри) геологические процессы связаны с энергией, возникающей в недрах твердой части земного шара.

Главными источниками эндогенных процессов считаются тепло и гравитационная дифференциация вещества по плотности с погружением более тяжелых составляющих элементов.

К эндогенным процессам относятся вулканизм, сейсмичность, метаморфизм и др.

Использование представлений об экзогенных и эндогенных процессах, красочно иллюстрирующих динамику процессов в каменной оболочке в борьбе противоположностей, подтверждает справедливость высказывания Ж.

Бодрийяра, что «Всякая унитарная система, если она хочет выжить, должна обрести бинарную регуляцию». Если имеется оппозиция, то существование симулякра, т. е.

представления, скрывающего, что его нет, возможно.

В модели реального мира природы, очертывающейся законами естествознания, которые не имеют исключений, бинарность объяснений недопустима. Например, два человека держат в руке по камню.

Один из них заявляет, что когда опустит камень, тот полетит к Луне. Это его мнение. Другой говорит, что камень упадет вниз. Спорить им, кто из них прав, не нужно.

Есть закон всемирного тяготения, по которому в 100% случаев камень упадет вниз.

Согласно второму началу термодинамики нагретое тело на контакте с холодным в 100 % случаев остынет, нагревая холодное.

Если реально наблюдаемое строение литосферы из аморфного базальта, ниже глины, потом сцементированной глины – аргиллита, мелкокристаллического сланца, среднекристаллического гнейса и крупнокристаллического граница, то перекристаллизация вещества с глубиной с увеличением размера кристаллов однозначно свидетельствует о не поступлении из-под гранита тепловой энергии. В противном случае на глубине были бы аморфные горные породы, сменяющиеся к поверхности все более крупнокристаллическими образованиями.

Отсюда, глубинной тепловой энергии нет, а, стало быть, и эндогенных геологических процессов. Если нет эндогенных процессов, то теряет смысл выделение и противоположных им экзогенных геологических процессов.

А что же есть? В каменной оболочке земного шара, как и в атмосфере, гидросфере и биосфере, взаимосвязанных между собой, составляющих единую систему планеты Земля, происходит круговорот энергии и вещества, вызванный поступлением солнечной радиации и наличием энергии гравитационного поля. Этот круговорот энергии и вещества в литосфере и составляет систему геологических процессов.

Круговорот энергии состоит из трех звеньев. 1. Начальное звено – накопление веществом энергии. 2. Промежуточное звено – освобождение накопленной энергии. 3. Заключительное звено – удаление освобожденной тепловой энергии.

Круговорот вещества также состоит из трех звеньев. 1. Начальное звено – перемешивание разных веществ с усреднением химического состава. 2. Промежуточное звено – разделение усредненного вещества на две части разного химического состава. 3. Заключительное звено – удаление одной части, которая поглотила выделившееся тепло и стала разуплотненной, легкой.

Суть начального звена круговорота энергии  вещества в литосфере в поглощении горными породами на поверхности суши поступающей солнечной радиации, что приводит к разрушению их до глины и обломков (процесс гипергенеза).

Продукты разрушения накапливают громадное количество солнечной радиации в виде потенциальной свободной поверхностной, внутренней, геохимической энергии. Под действием силы тяжести продукты гипергенеза сносятся в пониженные участки, перемешиваясь, усредняя свой химический состав.

В конечном счете, глина и пески сносятся на дно морей, где накапливаются слоями (процесс седиментогенеза). Формируется слоистая оболочка литосферы, около 80% которой приходится на глину. Химический состав глины = (гранит + базальт)/2.

На промежуточном звене круговорота слои глины погружаются в недра, перекрываясь новыми слоями. Возрастающее литостатическое давление (массы вышележащих слоев) приводит к отжатию из глины воды с растворенными солями и газами, сдавливанию глинистых минералов, уменьшению расстояний между их атомами.

Это вызывает перекристаллизацию глинистой массы до кристаллических сланцев, гнейсов и гранитов.

При перекристаллизации потенциальная энергия (аккумулированная солнечная) переходит в кинетическую тепловую, которая выделяется из кристаллического гранита и поглощается водно-силикатным раствором базальтового состава, находящимся в порах между кристаллами гранита.

На заключительное звено круговорота приходится удаление нагретого базальтового раствора на поверхность литосферы, где люди называют его лавой. Вулканизм – заключительное звено круговорота энергии и вещества в литосфере, суть которого в удалении нагретого базальтового раствора, образовавшегося при перекристаллизации глины в гранит.

Образующаяся при перекристаллизации глины тепловая энергия, поднимаясь на поверхность литосферы, создает для человека иллюзию поступления глубинной (эндогенной) энергии.

На самом деле, это освобожденная солнечная энергия, преобразованная в тепловую.

Как только тепловая энергия возникает при перекристаллизации, она сразу же удаляет вверх, поэтому на глубине нет эндогенной энергии (эндогенных процессов).

Таким образом, представление об экзогенных и эндогенных процессах представляет собой симулякр.

Ноотик – круговорот энергии и вещества в литосфере, вызванный поступлением солнечной энергии и наличием гравитационного поля.

Представление об экзогенных и эндогенных процессах в геологии является результатом восприятия мира каменной оболочки земного шара таким, каким его видит (хочет видеть) человек. Это и определило дедуктивный и фрагментарный способ мышления геологов.

Но, мир природы не создан человеком, и какой он, неизвестно. Для познания его необходимо применять индуктивный и системный способ мышления, что и реализовано в модели круговорота энергии и вещества в литосфере, как системе геологических процессов.

Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=1582

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий