Для чего нужна рефлексия

Статья

Для чего нужна рефлексия

Статья

Ионова Наталья Викторовна

МОУ СОШ № 28

Учитель начальных классов

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку.

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний.

В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание.

Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);

  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

  3. быть средством самопознания.

Следует также различать виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.

Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.

Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке.

Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока.

Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:

– Понравилась вам такая форма работы?

– Довольны вы результатом своей работы?

– Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А)да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1. Вы волновались. Почему?

2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3. Плохое самочувствие.

4. Не понял объяснений учителя.

5. Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:

– Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

– Квадрат – «хорошо»;

– Круг – «плохо»;

– Треугольник – «совсем плохо»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Источник: https://infourok.ru/statya-dlya-chego-nuzhna-refleksiya-1775715.html

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Для чего нужна рефлексия

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”.

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Что такое рефлексия: определение, виды, функции. Как развить рефлексию

Для чего нужна рефлексия

Именно рефлексия отличает людей от других живых организмов. Этот феномен заключается в способности человека знать о себе, своих чувствах и переживаниях. В его основе лежит понимание «Я есть».

Развитие вашей личности зависит от того, насколько вы знакомы со своим внутренним миром. Самопознание происходит через самонаблюдение или рефлексию.

Что такое рефлексия и как ее развить – читайте ниже.

Определение понятия

Данный термин произошел от латинского слова reflecto, что значит обращение назад. Правильно говорить «рефлЕксия» – ударение на букву Е.

Простым языком – это навык концентрировать внимание и собственные мысли вовнутрь: оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.

Это осмысление собственного «Я», конструктивная критика своих действий, сравнение себя с другими на предмет соответствия установленным нормам и правилам. Рефлексирующий человек становится сторонним наблюдателем за собой же.

Рефлексия в философии

Родителем данного термина считается наука философия. Она трактует рефлексию, как инструмент для размышлений о человеческом бытие. Сократ писал, что это явление – единственный способ для внутреннего совершенствования и духовного прогресса через освобождение от навязчивых мыслей, стереотипов и предрассудков.

Пьep дe Шapдeн писал в своих научных работах, что рефлексия – это не только знания, но и возможность осознавать эти знания. Он также отмечал, что данное свойство принадлежит лишь человеку, который считается самой развитой формой жизни из всех имеющихся на планете.

Рефлексию изучали многие философы: их взгляды схожи, поэтому нет смысла писать о них отдельно.

Психологический аспект

Рефлексия в психологии – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ, ведущий к расширению осознавания. Простой пример: если я не способна понять, что мое настроение всегда плохое по той причине, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне выбраться из собственных страданий.

Рефлексивное действие состоит в волевом решении остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в моменте здесь и сейчас. В результате индивид научается мыслить рационально, не руководствуясь фантазиями и догадками, а также:

• контролировать и анализировать мысленный поток;

• оценивать собственное мышление;

• освобождает себя от ненужных, разрушающих мыслеформ;

• приобретает возможность делать осознанный выбор;

• открывает свои скрытые способности и ресурсы.

Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же ошибочные действия и сам же страдает от этого. Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом живете «на автомате» – то это путь к разочарованию и страданию.

Виды рефлексии

На сегодняшний момент было выявлено 7 видов рефлексии:

1. Коммуникативная – позволяет решать проблемы, возникающие при взаимодействии с социумом.

2. Личностная – используется при необходимости собственного познания, коррекции сознания.

3. Интеллектуальная – необходима для поиска различных решений одной и той же задачи. Это способность вариативно мыслить.

4. Философская рефлексия – инструмент для размышлений о смысле жизни.

5. Социальная – размышления на тему «что думают обо мне другие люди». Способность увидеть себя чужими глазами.

6. Научная – направленна на исследование научных методов, способов, теоретических обоснований.

7. В психологии общения рефлексия – это познание и анализ взаимодействия индивидов в социуме.

Формы явления

Также выделяют три формы рефлексии, которые зависят от своей направленности:

• ситуативная – анализ происходящего в настоящем времени (прямо сейчас я сижу на диване и пишу этот текст);

• ретроспективная – оценка прошлого опыта. Эта форма полезна тем, что мы можем делать для себя полезные выводы, основываясь на умозаключениях о прошлых событиях (вчера я писала текст на этом же диване, и мне мешал включенный телевизор. Поэтому сегодня я работаю в тишине);

• перспективная – обдумывание, планирование будущего. Подготовка себя к будущим событиям (пожалуй, завтра я устрою себе выходной и буду только лежать на этом диване))).

Как развить рефлексию

Если вы хотите повысить свой уровень рефлексии, то воспользуйтесь ниже предложенными советами. Чтобы получить реальный результат, необходимо два важных условия – собственно упражнения и их регулярное выполнение.

Итак, что нужно делать:

1. Анализируйте свои действия и принятые решения. Важно делать это адекватно: постарайтесь смотреть на себя со стороны, не оценивая себя и свои поступки как ужасные или, наоборот, идеальные. Первое порождает страх пробовать что-то новое, второе лишает возможности видеть реальные промахи.

Приведу личный пример рефлексии. Я визуализирую собственный образ, но представляю, что он – это кто-то другой (так легче избежать чувств, которые я могла бы испытать к себе. Например, если ситуация не из приятных, то я легко могу попасть в вину и прощай, рациональность). Я смотрю взглядом стороннего наблюдателя и задаю себе следующие вопросы:

• как она могла поступить еще (придумайте 3-4 варианта);

• каких ошибок можно было избежать;

• чего можно было не делать совсем;

• что можно дополнить и т.д.

Вашей задачей является рассмотрение произошедшего во всевозможных вариантах, тем самым вы расширяете границы будущего опыта и повышаете эффективность своих действий в перспективе.

1. Общайтесь с людьми, как можно больше: вы улучшите свой коммуникативный навык, станете лучше понимать других, большего достигать в разговоре. Задавайте больше вопросов, проверяйте свои фантазии. Например, вам показалось, что молчащий человек находится в грусти. Спросите у него, так ли это? Возможно, он просто задумался над тем, как будет праздновать свой предстоящий юбилей.

Желательно знакомится с новыми людьми, которые имеют мировоззрение, отличное от вашего. Воспринимая что-то новое, мы становимся гибче и расширяем свое восприятие мира, что позволяет легче справляться с жизненными трудностями.

2. Каждый вечер «прокручивайте» свой прожитый день. Какими событиями он был наполнен? Что было хорошего, а что не очень получалось. Вспоминайте все до мелочей. Такая привычка научит вас видеть причинно-следственные связи между вашими действиями и результатами.

Люди, использующие этот совет, редко задаются вопросами типа «Как это случилось?», « За что мне это?», «Кто виноват в произошедшем?». Ну, а живущие на автомате, однажды приходя в себя, ужасаются тому, в какой жизненной ситуации оказались. За этим следует разочарование, вина и депрессии.

Чтобы этого не случилось, держите руку на пульсе. Да поможет вам рефлексия!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a73292157906afd581c40af/5ccf04497dea6f00b30dd26e

Рефлексия в конце урока – методы, основные приемы и практические примеры

Для чего нужна рефлексия

В конце урока каждый учитель долженуметь определить эффективность проделанной работы, то есть узнать, какпрочитанный материал усвоили учащиеся. Ребенку же этот прием помогаетсистематизировать знания и сравнить успехи с достижениями соседа по парте.

Рефлексия – официальное требованиефедерального государственного стандарта. Учителю здесь отводится рольнепосредственно организатора. Ученики, в свою очередь, выступают действующимилицами.

В этой статье подробнее рассмотрим понятиерефлексии, ее цели, приведем примеры приемов, которые можно использовать науроке.

Цели рефлексии

В дословном переводе рефлексия –размышления по поводу своему внутреннего состояния, это так называемый самоанализ,важный в части усвоения знаний. Задача хорошего педагога не просто рассказатьто, что он знает, а достучаться до детей, научить их думать и запоминать.

«Как я могу использовать свои знания в будущем, какие выводы можно сделать после урока, была ли понятна мне эта информация?»

В то же время далеко не все учителясчитает, что это нужно осуществлять на практике. Часто они просто раздают детямсмайлики, обозначающие грусть и удачу, чтобы оценить результат своего труда. Считается,что данный подход является самым неэффективным, несмотря на простоту.

Что же на самом деле такое рефлексия?Это этап урока, на котором ученику необходимо самостоятельно оценить своизнания, поделиться эмоциями от услышанного, проанаилизировать полученныесведения. Школьник должен подумать, насколько полезной является информация инеобходимо ли ее усваивать вообще.

Важность рефлексии в конце урокапроявляется в следующем:

  • Какие цели достигнуты;
  • Какие знания получены;
  • Как информация может использоваться вбудущем;
  • Можно ли корректно оценить свою работу итруд одноклассников;
  • Развитие привычек самоконтроля;
  • Стимулирование критического мышления;
  • Формирование осмысленного подхода ковсему происходящему.

Учитель пользуется рефлексией, чтобыопределить план своей дальнейшей работы, оценить сильных и слабых учеников, атакже найти подход к ним. Прием может осуществляться абсолютно на любом этапеурока, в конце пройденной темы.

Разновидности рефлексии

Существует множество классификаций рефлексии. Рассмотрим ееразновидности по содержанию:

  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек сцифрами и других характерных изображений;
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях;
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросыанкеты и т. д.

По виду деятельности принято различатьследующую рефлексию:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Фронтальная;
  • Коллективная.

Последняя считается наиболееэффективной. К этому виду работу дети привыкают постепенно. Класс можноразделить на небольшие группы для закрепления знаний и выполнения определенныхзадач. Часто учителя прибегают и к индивидуальному варианту.

По целевому назначению существует такаяклассификация:

  • Эмоциональная. С помощью нее можнооценить не только восприятие школьной программы, но и настроение ученика,которое сложилось у него после урока. В частности, удается выяснить понятно/непонятно, интересно/не интересно;
  • Рефлексия действительности. Этот видиспользуется педагогом на этапе проверки домашних заданий или в ходезакрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха»,«вагончики»);
  • материала – проводится обычнов конце урока. Ребенку предлагается в устной или письменной формы ответить навопросы, продолжить предложение или же описать свои впечатления от новой темы(облако тегов, небольшое сочинение, анкета).

Каждый учитель в процессе накопленияопыта работы пользуется своими методами рефлексии.

Примеры рефлексии в начальной школе по ФГОС

Карты со смайлами

Ученикам могут раздаваться карты  серьезными, веселыми, грустными смайлами, окоторых мы уже упоминали в начале нашей статьи. Такие стикеры эффективны дляоценки пройденного материала. Однако их рекомендуется использовать только вначальной школе.

Внимание! Карты со смайлами – самый простой прием рефлексии. Он позволяет учителю понять, понравился ли школьникам проведенный урок, был ли он интересным, веселым и содержательным.

Также на практике можно использовать не только смайлы, но иследующие элементы:

  • Палец. Положительная оценка – большой вверх,негативная – вниз;
  • Картинки солнышка. Если ярко светит солнце, всеполучилось, солнце и тучка – все понятно, но есть некоторые вопросы, тучка –материал не усвоен;
  • Гномик. Если он улыбается, занятие прошлоуспешно, грустный – урок был скучный и не увлекательный.

Согласно статистике, часто применяется методика смайлов исолнышек с тучками.

Лестница успеха

Лестница изображается на большом листе картона. Ученикам раздаются изображения трех человечков, один из которых имеет опущенные руки, второй –руки, разведенные в стороны, третий – руки, поднятые вверх.

В том случае, если урок прошел неудачно,ребенок закрепляет на нижнюю ступеньку первого человечка, средне – оставляет второгов середине лестницы, успешно – фигурка с руками, поднятыми вверх, закрепляетсяна самой вершине.

Вагончикиполучения впечатлений

В классе на доске закрепляется поезд, состоящийиз нескольких вагончиков. Каждый из них должен выступать своеобразным символомразного этапа уроков.

Детям раздается несколько грустных и веселых смайликов, которые должны распределяться по необходимым вагончикам. Если материал не понятен – это грустное изображение, понятен – веселое.

Интересно знать! Описанный выше способимеет альтернативу в виде картинки с цветочной поляной. Ученикам раздаютсякартинки бабочек, которые садятся на цветок-задание, которое понравилась большевсего.

Деревочувств

Этот прием считается самым эффективным врефлексии в конце урока в соответствии с ФГОС. Чтобы применить его на практике,педагогу потребуются картинки со следующими элементами:

  • Дерево;
  • Разноцветные яблоки.

Если урок прошел удачно, а у детей не осталось вопросов, но поднялось настроение, то на доске закрепляется яблоко зеленого цвета. Если имеются проблемы – то присутствует красный оттенок фрукта.

Чтобы более глубоко понять настроениеученика, можно расширить палитру цветов. С точки зрения психологии, оттенкиобозначают следующее:

  • Оранжевый – радость;
  • Зеленый – спокойствие;
  • Черный – проблемы и плохое настроение;
  • Синий – неудовлетворение и грусть;
  • Желтый – дела обстоят нормально;
  • Фиолетовый – напряжение и тревога.

Чтобы развивался критический подход канализу ситуации, рекомендуется использовать определенные виды рефлексии,которые направление на увеличение степени осознанности учеников. Им вниманиебудет уделено ниже.

Вмести все в одно предложение

Учитель долженпредложить один из вариантов начала предложение, а ребенок должен его закончитьв любой удобной форме – устной или письменной. Примеры:

  1. Сегодня я узнал…
  2. На уроке я научился…
  3. Мне было трудно…
  4. Мне было непонятно…
  5. Теперь я знаю, что…
  6. Меня удивило…
  7. Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Существует еще один доступный и простой метод рефлексии,применяемой в конце урока. Эдвард Де Боно, профессор Университета Кембриджа,предложил оценивать впечатления учеником посредством простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  1. «+» — все, что понравилось на уроке;
  2. «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным;
  3. «Интересно»— что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно оценивать полученные знания.

Анкетирование

Данный вид рефлексии используется дляучеников всех возрастов. Детям предлагается дать ответы на вопросы о разныхэтапах успешного процесса и аргументировать собственную точку зрения.

Давайте рассмотрим примерный списоквопросов:

  1. На уроке я делал…
  2. Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  3. Этот урок показался мне…
  4. За урок я бы поставил себе, потому что…
  5. Материал урока я освоил…
  6. Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Данный вопрос предполагает, что события могут развиваться поальтернативному сценарию. В результате у ребенка появляется поле длямногогранной фантазии. Этот вид рефлексии эффективен в конце урока политературе или русскому языку.

Например:       

  1. Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
  2. Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
  3. Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?

Соответствующаятехника заставит учеников размышлять над той или иной ситуацией.

Синквейн

Этот прием является очень популярным в современнойпедагогике. Речь идет о стихотворении из пяти строк без привычной рифмы. Впервыетехнику начали использовать в США в минувшем веке, когда активнораспространялась мода на японскую поэзию.

В конце урока можно предложить учащимся написать своювариацию синквейна на базе прослушанного материала. Алгоритм здесь следующий:

  • 1 строка должна отражать основную тему занятия,обязательно присутствие ключевого слова;
  • 2 строка – два прилагательных, описывающие базовоепонятие;
  • 3 строка – три глагола, ответственных засовершенное действие;
  • 4 строка – короткое предложение о сути всегопроисходящего;
  • 5 строка – синоним ключа.

Совет! Не стоит зацикливаться на одном и том же споосбе рефлексии. И Вам, и детям, должен был интересен этот процесс.

Самопроверка

Этот прием предполагает самостоятельную проверку ученикомработу соседа по парте. Дети в устной форме должны задать друг другу вопросы,спросить, что получилось, а что – нет, поставить импровизированные оценки. Педагогуздесь отводится роль наблюдателя.

Важно! Чтобы урокзавершился на позитивной ноте, можно использовать прием «комплимент». Учительдолжен выразить благодарность за внимание, а ученики – за новые знания.

Как правильно использовать рефлексию

Первым советом является постояннаясмена приемов. Если бесконечно используется одна и та же техника,вероятность, того, что детям перестанут быть интересны уроки педагога являетсявысокой, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми.

Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзинаидей проходила этапы обновления, а класс постоянно развивался и думал, а несидел на одном месте.

Справка! Важнообеспечить не только комфорт работы учителя с детьми, но и обратную связь.

Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту. Конечно, такие методы как смайлы или вагончики уучеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять,упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс долженполучиться максимально творческим.

Применение одинаковыхмаркеров хорошо/плохо. В рамках одного из уроков учитель сказал школьников,что яблоко красного цвета говорит об успехе, а в рамках другого –свидетельствует о не усвоении материала.

Такие приемы только запутают учеников, особенно в начальнойшколе. В связи с этим перед началом профессиональной деятельности стоитвыработать для себя характерные признаки рефлексии.

Больше о приемах рефлексии Вы узнаете в следующем видео:

Источник: https://naturalmask.ru/refleksiya-v-kontse-uroka-metody-osnovnye-priemy-i-prakticheskie-primery.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий