Дислалия полиморфная

Полиморфная дислалия – причины, симптомы, методы коррекции

Дислалия полиморфная

Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.

Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)

Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины:

  1. Неправильное строение языка.
  2. Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
  3. Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
  4. Узкое и высокое небо.
  5. Недоразвитие костей лица.
  6. Короткая уздечка.

Причины функциональных изменений:

  1. Задержка развития речи.
  2. Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
  3. Ребенок подражает речи других людей или детей.
  4. ЗПР – задержка психического развития.
  5. В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
  6. «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
  7. Слабое развитие фонематического слуха.
  8. Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
  9. Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

Такой вид — распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

  • на произношение слов в целом;
  • на произношение отдельных звуков.

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

  1. Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — [м], б — [б], п — [п], ф — [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
  2. К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — [с], з -[з], ц -[ц].
  3. В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
  4. К 6-ти годам – сонорные звуки: р — [р], л -[л], й.

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

  1. Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
  2. Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
  3. При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
  4. Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Коррекция картавости

После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.

Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:

  1. На подготовительном этапе проводятся занятия для развития памяти, мыслительных процессов, внимания. Ребенок учится анализировать и сравнивать. Логопед помогает ему развивать фонематическое восприятие, учит звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе выполняются упражнения, которые помогают органам артикуляции правильно произносить звуки: для губ, щек, языка, нижней челюсти и неба.
  2. После всех проведенных упражнений, логопед учит ребенка правильно ставить звуки. Постановка происходит в игровой форме, при необходимости используются логопедические зонды. Одновременно ставится только 2 звука.
  3. На следующем этапе ребенок учится автоматизации звуков: в словах, в слогах, во фразах и текстах, а потом и в живой речи. Для закрепления результата упражнения повторяются дома – ежедневно, по несколько раз.
  4. На заключительном этапе ребенок учится разграничивать новый звук с тем, на который он его заменял. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок снова не картавил.

Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.

Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.

Профилактика картавости

Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:

  • развивать речь детей с малого возраста;
  • правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
  • читать книги детям;
  • развивать мелкую моторику;
  • заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
  • проводить игры для развития фонематического слуха;
  • мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
  • при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.

Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.

Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/polimorfnaya-dislaliya

Дислалия

Дислалия полиморфная

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.

При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога.

Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.

Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста.

В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Дислалия

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков).

Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р']
  • Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л']
  • Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с'], [з], [з']
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г']
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к']
  • Хитизм – недостатки произношения [х] и [х']
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука – его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков – ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков.

Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала.

В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии – от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dyslalia

Дислалия: формы, причины появления и способы лечения

Дислалия полиморфная

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

  • 1 Классификация
  • 2 Причины появления
  • 3 Основные симптомы
  • 4 Лечение

Классификация

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д.

 По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет.

При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалияПоявляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалияПричины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалияЗвукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц].

При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии.

По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения.

Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата.

Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dislaliya.html

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это один из видов дислалии (картавости): причины и методы коррекции

Дислалия полиморфная

Очень многим родителям в период освоения малышами человеческой речи приходилось сталкиваться с нечетким произношением некоторых звуков. По мере взросления, некоторые дети смогли преодолеть этот барьер без проблем. То есть они научились говорить чисто и понятно.

Но некоторые не смогли одолеть эту преграду и к 7-8 годам. И если этот дефект речи в 5-6 лет имеет около 53 % малышей, то у младших школьников он встречается примерно у 20 %.

Почему же дети так по-разному справляются с такой проблемой? Как исправить картавость? В этом мы попробуем разобраться далее в статье.

Детская картавость — причины

Никого не удивляет, когда, начав говорить, малыш коверкает слова и неправильно произносит звуки. Наоборот, взрослых это умиляет и слушать такой невнятный детский лепет — большая радость для родителей.

Однако, когда приближается школьный возраст, это уже не радует, а начинает серьезно беспокоить.

Что же это за нарушение речи, которое одни преодолевают легко и просто, а другим приходится долгое время заниматься со специалистом? Для характеристики этого явления в логопедии есть целый ряд медицинских терминов, которые мы и рассмотрим.

У деток 2-3 лет полиморфное нарушение звукопроизношения — это самое обычное явление и, как правило, оно носит временный характер. Обычно такие нарушения речевых функций бывают обусловлены недостаточно сформированным речевым слухом или артикуляционным аппаратом.

Эти недостатки могут исправиться сами собой, если в детском саду применяются специальные методики для развития речи детей, а родители и другие домочадцы при общении с малышом и друг с другом демонстрируют ему правильную чистую речь.

Это способствует формированию правильной модели воспроизведения звуков и выстраивания их в слова и предложения.

Ребенок чуть ли не с самого рождения находится в среде, где все слова произносятся четко и внятно, и это помогает ему развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы, усваивать без усилий фонетическую систему и овладевать техникой речи.

По сути, полиморфное нарушение звукопроизношения — это в основном недоработки взрослых по своевременному обучению ребенка искусству правильно разговаривать, которые проявляются в безответственном отношении родителей к этому важному вопросу.

Когда взрослые, пытаясь говорить с малышом на понятном ему языке, начинают сюсюкать и искажать звуки, то ребенку негде взять правильную модель, и он настраивается на то, что слышит.

И это приводит к патологическим нарушениям в произношении звуков. Постоянное неправильное произношение звуков приводит к стойким нарушениям речевого слуха ребенка, его артикуляционного аппарата и расстройству нейродинамики.

Все эти признаки приводят к тому, что у ребенка развивается функциональная дислалия.

Другие причины дислалии

Она возникает не только вследствие неправильного воспитания, но может быть вызвана и другими причинами. К ним относятся:

  1. Тяга ребенка к подражанию речи окружающих.
  2. Двуязычие в семье, когда ребенок из одного языка в другой переносит особенности произношения тех или иных звуков.
  3. Частое общение с младшими детьми, у которых не сформированы речевые функции.
  4. Слишком торопливое и невнятное общение взрослых в семье.
  5. Недоразвитость фонематического слуха.
  6. Малая подвижность языка, губ, челюсти.

Механическая вид: причины возникновения такой дислалии

Однако полиморфное нарушение звукопроизношения – это не только результат небрежного отношения взрослых к развитию речи ребенка.

Часто причиной картавости являются чисто физиологические причины — неправильное строение речевого аппарата. Это явление носит название механической дислалии.

Причинами ее возникновения являются органические дефекты периферийного речевого аппарата, обусловленные особенностями костно-мышечного строения, а именно:

  • укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка;
  • аномалии в зубочелюстной системе — выступающая челюсть, открытый и боковой прикус, большие щели между зубами и т. д.;
  • специфическое строение неба;
  • слишком толстые и малоподвижные губы;
  • аномальные размеры языка.

Эти виды дислалии не дают возможности самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Слишком запущены бывают процессы, чтобы обойтись без квалифицированных специалистов. А если присутствует механическая дислалия, то могут потребоваться услуги не только логопедов, но и дантистов.

Подобные нарушения речевых функций требуют оказания немедленной объединенной помощи узких специалистов, логопедов, родителей и детских учреждений — садика или школы.

От их успешного взаимодействия будет зависеть, насколько комфортно и легко будет себя чувствовать ребенок не только в школе, но и в жизни.

Рассмотрим некоторые аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения. Кроме этого, опишем возможные пути исправления дефектов речи.

Виды дислалии и особенности проявления

Дислалия — одна из самых распространенных проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Полиморфное нарушение звукопроизношения — это вид дислалии или картавости, который проявляется в расстройстве произношения детьми нескольких звуковых групп. Сегодня это нарушение показывает стойкую тенденцию к полиморфизму и даже ведет к нарушениям в письме.

Наблюдаются следующие виды нарушений звукопроизношения:

  • механическая форма — врожденный дефект аппарата артикуляции;
  • функциональная — отсутствие патологии, возникает вследствие неправильного отношения взрослых к ребенку;
  • физиологическая — нормальная до 5 лет;
  • мономорфная — затрагивает целый ряд звуков – до 4 из одной группы, к примеру, свистящих;
  • полиморфная — когда неправильно выговариваются более четырех звуков и даже из разных групп;
  • дислалия — патологические проявления активного и пассивного речевого аппарата. Она включает в себя артикулярно-фонематическую, акустико-фонематическую и артикулярно-фонематическую патологии.

Сигматизм

Чаще всего встречается сигматизм — невыговаривание шипящих и свистящих звуков. Ламбдаизм и праламбраизм — проблемы с выговором звуков «л» и «ль», ротацизм — нарушено произношение звука «р».

Изредка встречается дефект в произношении «к, кь», «г, гь», «х, хь» или замена согласных — звонких на глухие и наоборот. Если трудности с воспроизводством звуков «я, ю» – йотацизм.

Для исправления подобных нарушений потребуется коррекция дислалии.

Симптомами дислалии являются различные дефекты воспроизведения сложных звуков — искажение, пропуски, замена, смешение. Пропуск – это когда звук полностью выпадает из слова. Искажение — неправильная механика органов артикуляции. О мономорфной и полиморфной форме этого симптома упоминалось выше. Особенности функциональной и механической дислалии тоже были рассмотрены ранее.

Диагностика недуга

Диагностика основывается на клинических проявлениях пациентов, дополнительном исследовании с привлечение узких специалистов, в том числе отоларинголога и психолога. В большинстве случаев дислалию лечат без применения медикаментозных средства, посредством привлечения только опытного логопеда. Каковы же методы лечения? Как исправить картавость у ребенка? Об этом далее.

Возрастные нормы

Согласно существующим методикам по развитию правильной речи у детей, работа над коррекцией дефектов дикции начинается с базового звука, а не отрабатываются все неподдающиеся воспроизведению звуки одновременно. В случае нарушений артикуляции нескольких групп, первой отрабатывается та, которая должна быть скорректирована раньше по его возрастным нормам.

Для возраста 1-2 года соответствует сложность с произношением а, о, э, п, б, м. В возрасте 2-3 лет коррекции подлежат и, ы, ф, у, д, т, в, н, г, к, х, й. В 3-4 года проблемными являются с, ц, з. С 4 до 5 лет сложность вызывают шипящие — ш, ж, ч, щ.

И только к 5-6 годам приходит норма коррекции л, р. Так что перед тем, как выговаривать р, ребенок уже должен уметь произносить практически все звуки.

Базовыми звуками считаются «с» — для свистящих, «ш» — для шипящих, «к» — для заднеязычных. Коррекция дислалации строится в соответствии с этапами проводимых работ:

  • подготовительным;
  • формирующим первичные произносительные навыки;
  • формирующим коммуникативные навыки.

И проводится коррекция в четыре этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Постановочный.
  3. Этап автоматизации фонемы — сначала в слогах, затем поэтапно словах, словосочетаниях, отдельных предложениях и речи.
  4. Этап дифференциации смешанных и заменяемых звуков.

Как часто должны проходить занятия?

Для того чтобы коррекция проходила успешно, потребуется заниматься с логопедом не реже, чем дважды в неделю. При этом к процессу должны подключиться родители и, посредством регулярных повторений заданий логопеда, закреплять изученный материал дома.

Ощутимый результат вы сможете почувствовать только после двух-трех месяцев интенсивных занятий. Да и он будет различным у разных детей, а зависеть это будет от возраста малыша, структуры его дефекта, количества невыговариваемых звуков, интенсивности занятий, активности родителей и квалификации специалиста. Вот как много факторов влияют на качество усвоения материала.

Подготовительный этап и постановка

На подготовительном этапе артикуляционный аппарат ребенка готовится к восприятию формы и ее воспроизведению. Вся работа будет направлена на отработку правильного речевого дыхания, развитие хорошего фонематического слуха, постановку правильной артикуляции речевого аппарата, разработку мелкой моторики рук и отработку опорных звуков.

В это период ребенок усваивает комплекс несложных артикуляционных упражнений, тренирует губы, язык, щеки, мягкое небо, положение нижней челюсти. Далее добавляются особые упражнения по управлению воздушной струей. Попутно у ребенка развивается память, качество восприятия, внимание, острота мышления, а также моторика — мелкая и общая.

Постановка — объединяет все достигнутые в подготовительный период речевые навыки. В это время ребенок учится одновременно пользоваться артикуляцией, направленной воздушной струей и голосом. Для этого применяется способ подражания и механический, с помощью которых логопед учит малыша, как правильно произносить тот или иной звук.

Автоматизация и дифференциация

Автоматизация позволяет довести умение ребенка до автоматизма. Проблемный звук сначала отрабатывается в открытых слогах вместе с гласными буквами:

Потом в слогах закрытых:

Затем по методике сложный звук повторяют в окружении гласных:

После чего приходит черед учиться проговаривать две согласные, стоящие рядом:

Следующим шагом достижения автоматизма является произнесение звука в начале слова, его середине и в конце. Каждое из упражнений повторяют не менее пяти раз, чтобы речевые органы привыкли автоматически действовать правильно при произнесении какого-либо из звуков — это на занятии с логопедом, дома же все это необходимо повторять до следующего занятия.

Сначала звук, с которым ведется работа, выделяется голосом, позже его перестают выделять и произносят в одной тональности. После закрепления материала можно переходить к стихам и прозе, а также активно использовать в обычной речи.

Дифференциация учит малыша различать смешанные звуки и правильно их проговаривать. При этом методе занятия происходят последовательно. Звуки сначала учатся различать изолированно, потом в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

Использование скороговорок для коррекции дефектов речи

Очень эффективны и скороговорки для развития речи для детей. Эти небольшие шуточные тексты позволяют научиться управлять речевым аппаратом для правильного произношения звуков. Их насчитывается огромное количество и можно подобрать для ребенка что-либо не очень сложное, но эффективное. Приводим несколько самых простых скороговорок, которые помогут малышу в освоении секретов дикции:

  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Ел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.

Занятия можно производить в игровой форме — пусть на каждое слово ребенок ритмично подбрасывает и ловит мячик или хлопает в ладошки.

Заключение

Основная цель статьи заключается в том, чтобы взрослые поняли, что такое патологическое нарушение звукопроизношения, а также что этот сбой в развитии требует вмешательства и помощи родителей. От своевременности предпринятых мер будет зависеть успешность адаптации ребенка в социуме.

Источник: https://FB.ru/article/435522/polimorfnoe-narushenie-zvukoproiznosheniya---eto-odin-iz-vidov-dislalii-kartavosti-prichinyi-i-metodyi-korrektsii

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий