Дезадаптивные формы поведения

Дезадаптивное поведение

Дезадаптивные формы поведения

Поведение присуще только живым существам, а жизнь – это пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним, которое принято называть термином адаптация.

Различают три вида адаптации и дезадаптации, связанных между собой: физиологическую, психологическую и социально-психологическую.

Физиологическаяадаптация– это свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды.

Примером, поясняющим это явление, может служить адаптация глаза, скажем, через час пребывания в темноте, световая чувствительность глаза может стать в 200 000 раз больше первоначальной, а после засвета глаза несколько секунд человек ничего не видит.

Эта и любая другая физиологическая дезадаптация проявляются в более или менее резко выраженной психологической дезадаптации и отклоняющемся поведении.

Психологическаяадаптация. Психологическую адаптацию отчетливо можно увидеть в случае проявления психологической дезадаптации.

Примером этого могут быть явления напряженности, или стресса, – состояния, проявляющиеся как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отклонений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности. Как писал И. П.

Павлов «Дело тут не столько в силе воздействующих раздражителей, сколько в новизне их. Это видно и в наших лабораторных опытах, главная реакция пассивно оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну. Раздражение может быть слабым, но оно должно быть новым».

Необходимо отметить, что, во-первых, проблема напряженности и адаптации к вызывающим ее факторам существенна для психодиагностики, а во-вторых, она изучена в условиях обучения полетам лучше, чем в других видах деятельности, и полученные данные могут быть использованы в любых других условиях.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация личности к общению с новым коллективом Легкость и эффективность, полнота этого вида адаптации, зависят от особенностей коллектива. Однако, как показали исследования Г. С.

Васильева, в не меньшей, а иногда и в большей степени они зависят от коммуникативных способностей личности как совокупности свойств личности, обеспечивающей эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Г. С. Васильев в структуре коммуникативных способностей выделяет три основные подструктуры и одну на них основную для всех трех, элементами которой являются коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, опыт общественной деятельности, стеничность эмоций, активность, самообладание, сообразительносгь, организованность.

Первая основная подструктура – это гностическая способность как способность человека понимать других людей. Ее элементы – стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность.

Вторая подструктура – это экспрессивная способность как способность к самовыражению своей личности. Ее элементы – стремление быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие к партнерам.

Третья подструктура – это интеракционная способность как способность адекватно влиять на партнеров общения. Ее элементы – требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.

Надо отметить, что плохое развитие коммуникативных способностей, хотя бы у части членов коллектива, а также наличие у них психологической несовместимости – это предпосылка конфликтов.

Конфликт – это вид общения, проявляющегося в виде отклоняющегося поведения его участников, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных реакций и состояний.

Наличие или отсутствие конфликтов – основной фактор, определяющий качество психологического климата коллектива.

Говоря о свойствах личности, затрудняющих адаптацию или определяющих дезадаптацию и тем приводящих к отклоняющемуся поведению, необходимо отметить, что развитие отечественной авиационной и космической психологии определило внимание к условиям деятельности, получившим название экстремальных, т. е. вызывающих в силу своей необычности для человека реакции и организма и личности, находящиеся на грани патологических нарушений.

К данному времени хорошо изучено влияние таких экстремальных условий как гипоксия, пониженное и повышенное давление воздуха, ускорение, невесомость, повышенная и пониженная температура, сенсорный голод.

Все эти условия деятельности человека являются факторами различных форм его отклоняющегося поведения, имеющих общее, определяемое различными степенями помрачения сознания, особенное, определяемое спецификой и степенью выраженности каждого фактора; единичное, определяемое особенностями организма и личности каждого индивида.

Исследования адаптации к экстремальным условиям заострило внимание к явлению реадаптации, как вторичной адаптации к исходному состоянию.

Например, у космонавтов есть индивидуально-различный период адаптации к невесомости и столь же, а иногда и более различный период реадаптации после возвращения на Землю.

Еще более сложна реадаптация водолаза после подъема с глубины, требующая постепенности, нарушение которой трагично. Это примеры физиологической реадаптации к экстремальным условиям

Однако реадаптация может быть и психологическая, и социально-психологическая, притом сугубо индивидуальная.

Примером первой являются различные темпы включения в привычную деятельность, скажем, утром, после сна, после отпуска.

Примером второй, иногда называемой ресоциализацией, является включение в трудовой коллектив больного после его реабилитации или вышедшего па свободу по исполнении срока заключения.

В качестве примера влияния на адаптацию и реадаптацию личности являются гипнотренировки в условиях внушенной невесомости, осуществленные и описанные Л. П. Гримаком.

Следует отметить, что трудность, замедленность и неполнота адаптации личности (а иногда и организма) к измененным, и тем более к экстремальным, условиям проявляются у человека в форме дезадаптированного отклоняющегося поведения. А стойкая адаптация к длительным экстремальным или даже только к резко отличным от обычных условиям жизни и деятельности требует при возвращении к ним соответствующей реадаптации.

В условиях дезадаптированного поведения отчетливо проявляются психосоматические взаимодействия, скрытые в норме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_148585_dezadaptivnoe-povedenie.html

Причины и симптомы состояния дезадаптации

Дезадаптивные формы поведения

Для того, чтобы стать полноценным, признанным членом общества, человек должен усвоить его правила и нормы и соответствовать им.

Но иногда социальное окружение резко меняется — при смене работы, учебы или места жительства — и требуется за короткое время адаптироваться к нему.

А что делать, если возникают проблемы адаптации? Дезадаптация — что это такое и как с ней можно бороться?

О социальных нормах и их нарушении: десоциализации и ресоциализации, читайте здесь.

Основные определения

Дезадаптация в психологии — это несоответствие психофизиологического состояния человека новым, изменившимся условиям жизни.

Дезадаптированность — неспособность человека проявить типичное для какой-либо среды общения поведение, несоответствие ее психофизиологическим нормам, отклонения в поведении, эмоциональном и физиологическом состоянии.

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Виды дезадаптации

Виды:

  1. Психическая. Данный вид дезадаптации возникает во время полового созревания человека, когда возможны значительные колебания в эмоциональной сфере, крайние проявления различных, в том числе и негативных, сторон характера.

    В это время подросток остро воспринимают любую критику, враждебно относятся к требованиям, которые предъявляет им школьные учителя, члены семьи и сверстники.

    Ответная реакция может носить как откровенно конфликтный характер, так и скрытый, который, хотя и не проявляется внешне, однако ведет к тяжелым переживаниям и может толкать подростка на совершение им необдуманных поступков.

  2. Социальная. В этом случае человек игнорирует общепринятые нормы поведения, при этом демонстративно их нарушая, уклоняется от полезной деятельности, злоупотребляет алкоголем или имеет пристрастие к наркотикам. Причина данного поведения может крыться в недостаточном внимании в детстве со стороны родителей, неправильном воспитании, отсутствии акцента на моральных принципах со стороны значимых для человека людей. В итоге социальная дезадаптация может выразиться в преступлении человеком норм закона со всеми вытекающими последствиями.
  3. Патогенная. Данный вид дезадаптации возникает при нарушениях в психофизиологическом развитии личности — врожденным, вызванным в результате травм головного мозга и т. п. К ним относятся нервно-психические заболевания, фобии, энурез и другие.
  4. Психологическая. Психологическая дезадаптация проявляется при нарушении самооценки личностью — она слишком завышена или занижена, а также при несовпадении ценностей с социальным окружением.

Психические состояния

Психические состояния представляют собой проявления эмоций и настроения, воли, внимания и воображения — эйфория, угнетенность, сомнения, решительность, мечты, растерянность, сосредоточенность.

При дезадаптивных психических состояниях у человека отсутствует или значительно снижен контроль над данными проявлениями.

Симптомы и признаки

При нарушении адаптации характерны следующие признаки, которые могут включать в себя и психические и соматические отклонения:

  • раздражительность. Человека раздражают нейтральные внешние факторы;
  • агрессия. Вспышки гнева вызывают даже малейшие разногласия;
  • замкнутость. Это психологический защитный механизм, позволяющий сохранить требуемый эмоциональный фон, настроение. Однако при этом снижается интенсивность общения, что создает проблемы с социализацией;
  • отвержение общественных норм. Категорическое неприятие норм и правил, устоявшихся в определенных общественных кругах;
  • невозможность сосредоточиться над определенными задачами;
  • состояние беспокойства и тревожности без видимого повода;
  • нарушения сна;
  • быстрая утомляемость;
  • расстройство аппетита в ту или иную сторону;
  • боль в груди и затрудненное дыхание.

Причины

Характерные причины дезадаптационного синдрома сходны в определенных ситуациях. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Хотя расстройства адаптации могут наблюдаться у школьников на протяжении всего периода обучения, наиболее ярко они выражены у первоклассников.

Причины дезадаптации первоклассников следующие:

  1. Недостаточная подготовка к обучению в школе. Это может выражаться в отсутствии необходимой базы знаний, неудовлетворительном развитии психомоторных навыков. В результате первоклассник не успевает или не может справиться с поставленными заданиями.
  2. Недостаточный контроль за собственным поведением. В этом случае ребенок не может высидеть весь урок, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
  3. Невозможность создания социальных связей с одноклассниками и учителем — то есть социальная дезадаптация.

Дезадаптация при службе в армии. Нежелание служить, а также недостаточная мотивация достигать успехов, сложности при прохождении срочной службы у военнослужащих могут возникать при дезадаптации, причины которой могут быть следующими:

  1. Недостаточная информированность и отсутствие представления о ценности службы в армии.
  2. Полная смена рода деятельности при малом количестве свободного времени.
  3. Недостаточная физическая подготовка.
  4. Вредные привычки — пристрастие к алкоголю, табачным изделиям или наркотикам.
  5. Социальная дезадаптация в новом окружении.

Профессиональная дезадаптация. При профессиональной дезадаптации человек не способен качественно выполнить свои непосредственные обязанности. Возникает она по следующим причинам:

  1. Социальная дезадаптация в новом коллективе.
  2. Недостаточный объем знаний или навыков, требуемых для выполнения профессиональных задач.
  3. Отсутствие мотивации и интереса к профессиональной деятельности.

Причины дезадаптации могут быть разными в зависимости от ситуации и конкретной профессиональной деятельности — дезадаптация в педагогике, например, может быть вызвана интенсивным общением с большим количеством людей на фоне значительных психологических перегрузок — в каждом определенном случае данные причины могут меняться.

Однако существуют и общие причины — например, социальная дезадаптация, сложности с построением социальных связей, личные проблемы — развод, потеря близкого человека — все это может влиять на способность к адаптации.

Диагноз

В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?

Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.

Лечение

Расстройства адаптации могут лечиться как психотерапевтическими методами, так и медикаментозно.

При психотерапии определяется ряд факторов, вызвавших дезадаптацию у личности.

Врач интерпретирует психотравмирующую ситуацию, чтобы в дальнейшем помочь человеку справиться со стрессом, провоцируемым данными явлениями.

При необходимости назначаются медикаменты, позволяющие устранить воздействия стресса — антидепрессанты, ноотропные препараты, транквилизаторы или нормотимики.

Профилактика

Наиболее необходимой является профилактика дезадаптации для первоклассников, так как дети еще не могут отдавать отчет собственным действиям.

Для этого педагогами проводятся следующие профилактические меры:

  1. Психологическое сопровождение учащихся. При этом педагог должен знать особенности ребенка, его личностные качества, оценку его индивидуальным способностям.
  2. Создание благоприятных условий для личностного роста учащихся.
  3. Своевременное выявление и диагностирование рисков и нарушений при адаптации первоклассников, оказание психологической помощи при обнаруженных проблемах с адаптацией.
  4. Создание условий обучения, принимающих во внимание дезадаптированных учащихся.

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, осознает необходимость адаптации в профессиональном коллективе, руководитель также должен проявлять особое внимание к психологической атмосфере в отношениях между работниками:

  1. Исключать конфликтные моменты среди работников правильной организацией труда.
  2. Поощрять дружественную атмосферу в коллективе.
  3. Контролировать проявление уважения к молодым работникам.
  4. Организовывать мероприятия вне рабочего времени, направленные на достижение коллективом единства.

Адаптационные способности каждой отдельной личности индивидуальны, к тому же на способность приспосабливаться к новым условиям влияет множество различных факторов.

Важно своевременно обнаружить проблемы при адаптации, чтобы самостоятельно или при помощи квалифицированного специалиста сохранить необходимый уровень трудоспособности, успехи в обучении и не допустить тяжелых последствий стресса.

Первичные признаки психофизиологической дезадаптации:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/sostoyanie-dezadaptatsii.html

Дезадаптация как психологическое отклонение от нормы

Дезадаптивные формы поведения

Расстройство личности

15.12.2017

6.8 тыс.

4.6 тыс.

5 мин.

Многочисленные проявления дезадаптации личности в обществе многими ошибочно воспринимаются как пороки воспитания или психического развития.

Знание истинных причин, видов, проявлений, методов коррекции этого негативного личностного отклонения позволит принять своевременные меры.

Процесс коррекции дезаптации является довольно сложным и длительным, поэтому заниматься этой проблемой должны квалифицированные специалисты – психологи и социальные педагоги.

На протяжении всей жизни человек усваивает нормы и правила того общества, членом которого он становится при рождении или смене места жительства, учебы, работы. То есть он принимает эти нормы и правила как свои, следует им и в результате становится полноправным членом конкретной социальной группы.

Определение адаптации (лат. Adaptatio) в психологии – это психологическое и физическое приспособление человека к изменившейся среде.

Приходя в коллектив, любой человек (ребенок или взрослый) хочет реализовать собственные потребности в признании и уважении. Но сталкивается с такими же требованиями к себе со стороны членов новой группы.

Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно для обеих сторон и без вмешательства руководства или специалистов-психологов.

Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие индивида требованиям новых условий жизни. Она характеризуется нетипичным для ребенка или взрослого поведением в конкретной среде общения, которое не соответствует его возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.

Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.

Психологи считают дезадаптацию личности серьезной проблемой, требующей последовательной и порой долгосрочной, многоплановой коррекционной работы как с дезадаптированной личностью, так и с ее окружением.

Результатом психосоциальных методов воздействия является реадаптация личности — восстановление адаптационных возможностей, приспособление к изменившимся требованиям окружения и скорейшей социализации в новом обществе.

Тут является важным соблюдение двух условий: желание самого человека поскорее приспособиться к изменившимся условиям, среде и профессионализм специалистов, занимающихся его проблемой.

Наиболее благоприятным результатом работы специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть их взаимное приспособление друг к другу, терпеливое взаимоуважение, сознательный учет особенностей, создание максимального психического и физического комфорта.

На протяжении жизни человек не единожды попадает в новую среду, заставляющую его кардинально изменять не только поведение, но и собственные взгляды и привычки.

Порой это происходит резко, болезненно для личности, вызывает протестные действия по отношению к окружающим и требует от них терпения и понимания, а иногда и принудительных мер воздействия, если человек отказывается следовать разумным условиям сосуществования со средой.

Причины дезадаптации личности многочисленны и кроются как в особенностях ее психологического, умственного, нравственного, физического, социального развития, так и в особенностях той новой среды, в которую он попадает.

Среда бывает благополучной или неблагополучной, основанной на общепринятых человеческих ценностях или на противоречиях с ними, выдвигающей посильные или непомерные требования к новичку, контролируемой со стороны соответствующих служб или бесконтрольной.

Из неблагоприятных факторов, способствующих развитию дезадаптации можно выделить основные четыре:

  1. 1. переходный возраст у школьников и подростков;
  2. 2. психическая слабость, при которой требования общества кажутся завышенными для личности;
  3. 3. травмирующие психику события в жизни человека, затянувшиеся стрессы;
  4. 4. психические расстройства и болезни.

К основным видам дезадаптации можно отнести:

  • Психическая(или психосоциальная). Возникает в период полового созревания личности, когда возможны резкие колебания в эмоционально-волевой сфере, негативные проявления акцентуаций характера, особенностей воспитания и умственного развития. В это время подросток становится особенно чувствительным к критике, требованиям и воздействиям со стороны семьи, школьного коллектива, сверстников. Реакция может быть внешне бурной или, наоборот, внутренней, скрытой, но доставляющей ему множество негативных переживаний и толкающей на необдуманные поступки.
  • Социальная. Характеризуется отклоняемым от общепринятых норм поведением и демонстративным нарушением правил морали и законов, уклонением от полезной деятельности, употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Такое поведение является следствием неправильного воспитания, отсутствием уважения и внимания к существенным жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых для него людей. В запущенных случаях социальная дезадаптация выражается в уголовных деяниях, участии в преступных группировках, когда формируются специфичные для этой среды морально-этические нормы и понятия.
  • Патогенная. Это результат врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии самой личности, к которым относятся различные фобии, нервно-психические заболевания, нарушения в развитии головного мозга и анализаторов (особенно зрительного и слухового), энурез.
  • Психологическая. Внутренние, личностные нарушения самооценки (существенно завышенная или заниженная), ценностей.

В большинстве изученных случаев наблюдается сочетание разных видов дезадаптации с преобладанием одного из них.

Невозможность достичь какого-то идеала или цели приводит к конфликтам с самим собой и окружающими, к отчаянию, разочарованию, утрате жизненного тонуса, презрительному и мстительному поведению как к себе, так и к другим людям.

Скрытая психологическая дезадаптация внешне не проявляется, но доставляет человеку внутренние острые переживания и страдания. Травмирующие внешние ситуации, например, семейный конфликт, усугубляют негативное состояние человека и могут привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.

Работу с дезадаптированным клиентом следует начинать с установления доверительных отношений. Психолог помогает ему осознать суть и причины его проблем, найти возможности и пути их преодоления.

Необходимо убедить человека в том, что он имеет достаточно внутренних сил для решения личностных проблем и обязательно найдет соответствующие способы.

Клиент должен понять, каких навыков общения ему не хватает, осознать собственные ошибки в установлении связей с другими людьми.

На следующем этапе психолог с клиентом рассматривают план и способы преодоления тех трудностей, которые препятствуют его вхождению в общество. Не исключено, что будет предусмотрена работа специалиста с окружающими, негативно или позитивно влияющими на самочувствие и поведение дезадаптированного человека (члены семьи, друзья, члены учебного или трудового коллектива и т. д.).

По завершении каждого этапа намеченного плана проводится совместный анализ того, достигнут ли положительный результат конкретных действий психолога или клиента, какие ошибки допущены.

Клиент обязательно должен убедиться, что без его собственных целенаправленных усилий желаемого результата он не сможет достичь.

Психолог выступает в роли заинтересованного помощника и консультанта, вербально стимулирует дальнейшие шаги на пути к реадаптации личности.

Цель профилактических мер дезадаптации — предотвращение развития факторов, негативно влияющих на процессы вхождения человека в новую среду (школьную, профессиональную).

В отдельных случаях требуется объединение усилий не только руководителей учреждения, но и семьи, психологов, педагогов, представителей органов охраны детства и правопорядка, членов социума, позитивно настроенных к его дезадаптированному члену.

Программа профилактики дезадаптации членов коллектива должна включать в себя меры по созданию комфортных условий обитания, формирование положительного психологического климата, педагогическую работу с семьей и ее отдельными членами.

Формы работы — индивидуальные и коллективные, групповые. Это могут быть беседы, консультации, тренинги, целенаправленные досуговые мероприятия, формирование традиций. Их цель — воспитание определенных качеств личности, формирование таких черт характера, которые позволят индивидууму чувствовать себя равноправным в обществе в целом и в узкой социальной группе.

Большое значение следует придавать своевременному выявлению фактов недоброжелательных, пренебрежительных отношений среди членов коллектива, их негативного психоэмоционального состояния.

Периодический психологический мониторинг группы и отдельных ее членов гарантирует возможности индивидуального роста, предупреждает внутренние и внешние конфликты, негативно влияющие на качество и производительность учебного или любого другого труда.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/dezadaptaciya-eto.html

Дезадаптация в психологии: это что такое, поведение

Дезадаптивные формы поведения

От способности создавать и поддерживать социальные связи зависит положение человека в обществе. Усваивая нормы поведения, он постепенно входит в социум и ищет возможности для раскрытия личностного потенциала.

Дезадаптация в психологии — неспособность человека понимать нормы поведения и следовать им. На начальном этапе патологию выявить трудно из-за. Чаще она диагностируется слишком поздно, когда человек уже не способен стать полноправным членом общества.

Важно своевременно обнаруживать симптомы дезадаптационного поведения и устранять их.

Понятие

Психологическое развитие человека — сложный процесс, который включает несколько компонентов. Один из них — способность усваивать социальные нормы поведения и становится частью общества. Если по каким-либо причинам человек не соответствует социуму, это явление называют дезадаптацией.

Это поведенческое расстройство, мешающее понимать принципы взаимодействия людей. Для дезадаптированного человека общество кажется непонятным и враждебным. Он не только не умеет выстраивать отношения, но и боится их, считает ненужными. Такое отношение лишает человека возможности создавать дружеские и партнерские отношения, семью, строить карьеру.

Классификация

В общепринятую психологическую классификацию дезадаптации входят:

  1. Социальная — разрыв связи с обществом. Основной симптом — асоциальное поведение, неприятие правил общества.
  2. Психическая — отклонение, выраженное в неадекватной реакции. Человек не способен контролировать свое поведение и эмоции.
  3. Психосоциальная — невозможность следовать социальным нормам из-за личностных деформаций.

Часто виды дезадаптации неразличимы, поскольку человек демонстрирует целый комплекс симптомов, соответствующих сразу всем видам отклоненассоий. Лечение в этом случае значительно осложняется и требует больше времени.

Уровни развития по степени проявления симптомов

Развитие дезадаптации происходит поэтапно:

  1. Нулевой уровень. Личностной деформации еще нет. Патологические проявления имеют стихийный, неустойчивый характер. При своевременной коррекции индивид может полностью избавиться от отклонения. Если симптомы остаются незамеченными, патология переходит на следующий уровень развития.
  2. Уровень формирования установок. Человек не признает, что у него есть проблемы с адаптацией, и старается самовыражаться через негативные социальные установки. Он ведет себя подчеркнуто независимо, может присоединиться к асоциальной группировке. Такое поведение характерно для подростков.
  3. Уровень систематизации. Человек четко понимает, что нормы общества ему не нравятся, но не пытается повлиять на социум. Вместо этого он сосредотачивается на себе и выражает протест через агрессивное поведение, конфликты, вредные привычки. Если окружающие не реагируют на демонстративный протест, поведение дезадаптированного человека только ухудшается. Подросткам в такой ситуации нужна четкая строгая педагогика, влияние авторитетного взрослого и постоянная работа с психологом. Взрослым может потребоваться помощь психиатра. На этом уровне начинается устойчивая деформация личности.
  4. Уровень аддикции. Не получив помощи, человек, достигший последнего уровня дезадаптации, становится опасным для себя и окружающих. У него может начаться раздвоение личности. В комфортной обстановке человек ведет себя нормально, а в незнакомой — становится агрессивным, подозрительным, впадает в депрессию.

Чтобы успокоить возрастающую тревогу, дезадаптированный индивид может совершать неадекватные поступки. Например, украсть деньги и спрятать их, чтобы переключить внимание окружающих с себя на происшествие. Ему кажется, что за ним постоянно наблюдают. Поэтому часто нападает первым.

Причины развития

Навык приспособления связан с состоянием и развитием психики. Оказать негативное влияние на способность человека реагировать на изменения в окружающей среде и менять сценарий поведения могут:

  1. Психологические патологии. К ним относятся социофобия, повышенная тревожность, депрессия, аутизм и все расстройства, ограничивающие эмоциональное развитие. Чем ниже способность индивида считывать мотивы поведения других людей и их эмоциональные реакции, тем сложнее ему реагировать правильно.
  2. Влияние ближайшего окружения. Родители могут стать причиной абсолютной неспособности ребенка войти в социум. Агрессивное деспотичное поведение взрослых по отношению к ребенку провоцирует развитие у него социопатии. Выросший в подавляющей среде малыш лишен возможности усвоить сценарии нормального поведения. Попадая в общество, ребенок чувствует себя растерянным. Окружающие относятся к социально неадаптированным детям настороженно и даже негативно.
  3. Длительное негативное воздействие. Влияние сложной жизненной ситуации (например, проживание в зоне военных действий или длительное лечение в больнице) снижает когнитивные функции. Человек привыкает жить в условиях ограниченных возможностей. Он частично или полностью утрачивает способность правильно реагировать на нормальные условия социального взаимодействия.

Если на человека влияют сразу несколько причин, его способности к приспособлению снижаются резко и быстро. Он не может находится в социуме, не чувствует себя частью общества. Это подталкивает его к выбору одного из негативных сценариев поведения, по которому можно диагностировать наличие расстройства.

Основные признаки недостаточного развития навыков приспособления

Описание признаков дезадаптивного поведения в психологии разнообразно. Заметить первые проявления у детей могут даже люди, не имеющие специального образования. Родители и воспитатели отмечают, что поведение ребенка отличается от коллективного. Он не участвует в общих играх, не обращает внимания на замечания.

Если взрослый человек психически здоров и понимает важность соблюдения поведенческих норм, социальную неадаптированность можно скрывать. В этом случае косвенные признаки все равно будут проявляться, даже если человек этого не хочет: в неуважении к коллегам, систематических опозданиях, частых больничных. Основные признаки дезадаптации:

  • внезапные вспышки агрессии, после которых сам человек не может объяснить их причину;
  • раздражительность, направленная на окружающих и себя;
  • преобладание негативного мышления над позитивным;
  • поверхностные социальные связи — человек легко разрывает отношения и не заводит новые;
  • нарушение норм поведения, иногда демонстративное, но чаще ненамеренное;
  • попытки изменять окружение под себя;
  • зацикленность на себе и своих переживаниях;
  • уход в иллюзии, погружение в грезы об идеальном мире;
  • негативное эмоциональное состояние, нервозность, паника, тревожность, депрессия.

Вегетативные проявления — учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, тремор конечностей, головные боли.

В худшем случае дезадаптивное расстройство приводит к острой социофобии. Индивид полностью теряет способность сосуществовать с другими людьми, становится затворником. В критической ситуации может предпринять попытку суицида.

Диагностические мероприятия

Скрытые признаки дезадаптации выявляются при беседе и проведении диагностических тестов:

  1. Цветового теста Люшера. По порядку и выбору цвета можно определить основные ценности и страхи. Он выявляет степень отклонения и направленность личности.
  2. Опросника Лири. По результатам этого теста можно определить разницу между реальной личностью и придуманным образом. Чем сильнее развита патология, тем больше будет разрыв между реальностью и фантазией.
  3. Факторного опросника. Выявляет склонность личности к неприятию норм поведения.

Тесты выявляют наличие дезадаптации, но не могут определить причину. Для этого терапевту необходимо собирать анамнез со слов самого пациента, с помощью наблюдений, бесед, чтения дневников.

Методы устранения

Для решения проблем с адаптацией используют 3 подхода:

  1. Медицинский — дезадаптация развивается на основе нервно-психических нарушений. Лечить ее необходимо медикаментозно.
  2. Социально-психологический — причина дезадаптации кроется в невозможности индивида принять правила общества. Помочь человеку может психотерапия.
  3. Онтогенетический — рассматривает дезадаптацию как механизм, который запускается в кризисный момент жизни человека. Индивид может справиться с ним самостоятельно, когда вернется в благоприятную среду.

Определять, какой способ подойдет в конкретном случае, лучше с помощью психотерапевта и психиатра. Совместная работа специалистов гарантирует правильную постановку диагноза и выбор типа лечения.

Методы профилактики

Способы коррекции:

  • консультации пациента;
  • беседы с окружением;
  • устранение провоцирующих факторов;
  • обыгрывание ролевых ситуаций;
  • организация мероприятий для отработки коммуникативных навыков.

Лучший способ коррекции дезадаптивного расстройства — тренинг. Он бывает групповым и индивидуальным. На тренинге пациенты отрабатывают навыки продуктивного общения, избавляются от социофобии. задача подобных тренингов — показать человеку, что его страхи не обоснованы. Он может реализовать свои потребности и не пренебрегать правилами поведения в обществе.

Чтобы профилактика дала необходимый эффект, начинать ее нужно в детском возрасте. Ребенка нужно приучать к правилам поведения в обществе, объяснять необходимость подчинения требованиям. Это поможет ребенку быстрее усвоить нормы, сделает процесс вхождения в общество менее травматичным. Для взрослых в качестве профилактики подойдут специальные тренинги.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/dezadaptatsiya.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий