Депривация слуха что это

Механизм компенсации слуховой депривации

Депривация слуха что это

Характеристика лиц с нарушением слуха. Особенности психо-физиологического развития людей с нарушением слуха.

Выделяются 3 группы причин нарушения слуха:

1. Причины наследственного характера (30-50%) от всех лиц с нарушением слуха.

2. Эндогенного и экзогенного характера (внутриутробная патология, корь матери, интоксикация и др.)

3. Послеродовой период – заболевания (отит, катар, лабиринтит и др.), травмы, контузии.

Типы нарушения слуха:

1. В зависимости от механизма повреждения слухового аппарата, выделяют нейросенсорную тугоухость (повреждение звуковоспринимающего аппарата) и кондуктивную (повреждение звукопроводящего аппарата).

2. По локализации слуховые нарушения делятся на:

периферические, связанные с повреждением наружного, среднего и внутреннего уха;

центральные, связанные с повреждением подкорковых и корковых отделов головного мозга.

3. В зависимости от стороны повреждения бывает:

односторонняя тугоухость (ТУ);

двухсторонняя тугоухость.

Кондуктивная ТУ– это расстройство звукопроводящих путей (в основном излечимо).

Нейросенсорная ТУ – это расстройство звуковоспринимающих путей. В большинстве случаев неизлечимо, повреждены слуховые нервы.

Классификация нарушений слуха

Степень нарушения слуха I (легкая) II III IY Y
Восприятие децибел (средний порог чувствительности) от 26 до 40 дцб 41-55 дцб 56-70 дцб 71-90 дцб более 90 дцб
Восприятие разговорной и громкой речи воспринимает на расст. от 6 до 3 м разговорная речь – до 3 м от уха не воспринимает, крик в ухо не воспринимает не воспринимает
Восприятие шепотной речи не далее, чем 2 м от уха крик у уха не воспринимает не воспринимает не воспринимает

Заболевания, приводящие к потере слуха:

1. Заболевания наружного уха (НУ):

· атрезия наружного слухового прохода, при этом страдает восприятие низких звуков, а восприятие высоких тонов сохраняется;

· серная пробка: возникает в связи с повышенной секрецией желез, выделяющих серу, в результате аномалии развития слуховых проходов;

· инородные тела в слуховых проходах.

2. Заболевания среднего уха (СУ):

o катар среднего уха (разрастание аденоидов в носовой полости);

o острое воспаление среднего уха – отит;

o отосклероз (разрастание костной и хрящевой ткани, вследствие чего блокируется стремечко и звуковой сигнал дальше не проходит).

3. Заболевания внутреннего уха (ВУ):

§ дефекты и повреждения ВУ;

§ аномалии развития ВУ;

§ хронический отит.

4. Заболевания, не связанные с внутренним ухом:

– шумовые контузии;

– неврит слухового нерва;

– истерическая глухота (вследствие травмы, стресса);

– потеря слуха вследствие трудовой деятельности (профессиональные заболевания).

Анатомо-физиологическая характеристика людей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха значительно отстают от здоровых сверстников по антропометрическим показателям, особенно по ЖЕЛ – на 25-30%, а в физическом и психическом развитии на 1-3 года.

Они позже осваивают естественные движения – держать голову, садиться, ходить. По показателям развития силы отстают от здоровых на 30-33%.

Страдают нарушениями равновесия, координации движений, затруднением ориентировки в пространстве.

Затруднено восприятие информации, узнавание предметов. Трудности в выделении признаков объектов, предметов (могут не узнать мяч, не знают, что с ним делать). Произвольное внимание слаборазвито, непроизвольного внимания нет вообще. Устойчивость и концентрация – низкие.

Особенности развития двигательных способностей.

Основные факторы, влияющие на особенности развития двигательной сферы глухих детей: отсутствие слуха, изменение некоторых функциональных систем и недостаточное развитием речи. У них наблюдается:

– недостаточно точная координация и неуверенность движений;

– замедленность овладения двигательными навыками;

– трудность сохранения статического и динамического равновесия;

– низкий уровень развития пространственной ориентировки;

– замедленная реагирующая способность;

– отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук;

– отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других.

Все нарушения в двигательной сфере глухих носят взаимосвязанный характер. Особенно это отражается на координационных способностях. Глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени. Снижение двигательной сферы глухих и координационных способностей происходит из-за недостаточного развития вестибулярного аппарата.

Механизм компенсации слуховой депривации

Компенсация функции (от лат. compensatio — возмещение) — восполнение или замещение функций, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, болезней или травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов выполняется непострадавшими системами путем усиления их деятельности, либо происходит перестройка частично нарушенной функции.

В качестве компенсирующих каналов при обучении и развитии глухих детей выступают другие сенсорные системы: зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух, вибрационная чувствительность.

В компенсации полностью утраченного слуха важную роль играют специальные технические средства – слуховые аппараты.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушение слуха на основе учения Л.С. Выготского.

Суть учения: педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление и ослабление физических и психических недостатков детей, но и на развитие познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств (принцип коррекционно-развивающей направленности).

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

ü Глухие – потерявшие слух в раннем детстве — до овладения речью, если их не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми — глухонемыми. У большинства глухих имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 — 80 дцБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. При специальном обучении овладевают грамотной речью.

ü Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, потерявшие слух уже после приобретения речевого опыта, имеющие опыт общения.

Слабослышащим считается ребенок, имеющий тугоухость первой и второй степени. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.

Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному.

ü Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2-3-летнем и позднем возрасте. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не понимают, что им говорят. При благоприятных условиях воспитания и обучения, развитие у позднооглохших приближается к нормальному.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17642t1.html

Последствия снижения слуха: когнитивные, социальные, психологические

Депривация слуха что это
09.07.2019

Беречь слух — это значит беречь здоровье в целом. Уже давно доказаны факты прямой связи между снижением слуха и депрессией, социальной и эмоциональной изоляцией, деменцией и т. д. Поговорим о них подробнее.

С возрастом у многих людей нарушается не только слух, но и снижаются умственные способности. Старческая тугоухость влияет на снижение качества жизни, что в отдельных случаях приводит к потере ориентации в пространстве, запоздалой реакции на опасность, повышенному риску падений и социальной изоляции, нарушению памяти, снижению работоспособности.

На начальном этапе потери слуха мозг человека еще способен домысливать и заполнять «словесные пустоты», на более поздних этапах это уже невозможно.

Негативный опыт общения с нормально слышащими людьми, которые неохотно контактируют со слабослышащими, повышенная эмоциональная уязвимость могут привести к снижению социальной активности. Все это повышает риск развития психических заболеваний — депрессий и фобий.

Социальное отчуждение способствует появлению депрессивных состояний, страха и неуверенности в себе. Поэтому многие исследователи связывают потерю слуха с нарушением памяти и слабоумием.

Депрессия и страх как последствия снижения слуха

Научно доказано, что тяжелые поражения слуха повышают риск развития депрессии, независимо от возраста, пола, места проживания, истории болезни и доходов.

11,4 % людей с тяжелой потерей слуха жалуются на депрессии, в то время как среди людей с нормальным слухом с подобной проблемой сталкиваются только 5 %.

Тугоухость у пациентов с тяжелой степенью слуховых нарушений также может спровоцировать панические атаки.

Уже небольшая потеря слуха повышает вероятность возникновения панических атак на 32%, при серьезной потере слуха эти показатели увеличиваются до 59%.

Длительность потери слуха влияет также на уровень страха и депрессии: чем дольше человек живет с потерей слуха, тем сильнее выражены оба этих заболевания.

Эмоциональная изоляция приводит к психозу и паранойе

Метаанализ эпидемиологических исследований показал, что тугоухость повышает риск возникновения галлюцинаций, видений, психозов и паранойи.

Социальная изоляция и одиночество, которые относятся к поздним последствиям потери слуха, являются факторами риска для развития психоза. Кроме того, вербальные недопонимания приводят к превратным толкованиям социальных сигналов и информационной составляющей речи, что может вызывать параноидальные состояния.

Когда большая часть информации, полученной в ходе общения, выпадает или сводится к минимуму из-за проблем со слухом, возникают сложности с пониманием того, какие эмоции испытывает собеседник, и в каком расположении духа он находится.

Сложности, которые возникают при определении локализации звука, или появление непонятных шорохов также могут спровоцировать появление видений.

Эмоциональное напряжение, возникающее из-за звона в ушах

Прослеживается четкая связь между интенсивностью звона в ушах и состоянием клинической депрессии. Постоянный шум в ушах значительно угнетает и ухудшает эмоциональное состояние. Пациенты, страдающие от звона и шума в ушах, часто жалуются на повышенную восприимчивость к звукам и нарушение засыпания.

Деменция и когнитивные нарушения

Многие исследования показали, что слабослышащие чаще страдают деменцией. Более того, нарушение слуха является прямой предпосылкой для развития слабоумия.

В новейшем систематическом метаанализе прослеживается взаимосвязь между старческой тугоухостью и значительным спадом во всех познавательных сферах, а также повышенным риском возникновения когнитивных расстройств и слабоумия.

В случае легкой потери слуха риск появления слабоумия повышается в два раза; средняя потеря слуха увеличивает риски в три раза и в тяжелом случае в пять раз.

Тугоухость повышает риск возникновения психических заболеваний, или наоборот?

Безусловно, существует достаточное количество свидетельств, которые указывают на связь снижения слуха с психическими нарушениями.

С одной стороны, потерю слуха можно рассматривать как ранний признак начинающегося слабоумия, а не как причину его возникновения.

С другой стороны, сложности в общении, которые возникают на фоне тугоухости, существенно ограничивают социальную интеграцию, что может привести к депрессии и слабоумию. В конце концов, оба заболевания могут быть вызваны какой-то иной причиной.

Таким образом, существует множество механизмов, которые могут поспособствовать возникновению психических расстройств. Но чаще всего высказываются и обсуждаются четыре гипотезы, с помощью которых ученые пытаются объяснить связь между ухудшением слуха и когнитивным распадом.

1. Гипотеза ложного диагноза из-за тугоухости
Чаще всего для оценивания когнитивной функции и диагностирования деменции используют тест краткой шкалы оценки психического статуса (MMSE).

Поскольку у большей части пожилого населения наблюдается в той или иной степени ухудшение слухового восприятия, 16% испытуемых диагноз деменция был поставлен ошибочно. В принципе, нарушение слуха приводит к искажению всех нейропсихологических процессов, связанных с речью и звуковым восприятием.

Самое простое объяснение низких результатов тестирования заключается в том, что испытуемые, страдающие тугоухостью, неправильно понимают вопрос или могут прослушать важные инструкции к тесту.

2. Общая гипотеза
Воспаления, сосудистая патология и другие системные нейродегенеративные процессы могут привести как к потере слуха, депрессии, так и к когнитивным нарушениям. Это обусловлено функциональным нарушением ЦНС. Таким образом, может возникнуть мнимая причинно-следственная связь этих явлений.

Доказано, что структурные и биохимические изменения клеток мозга и связей между ними приводят к торможению мозговых функций. На основании этого способность восприятия речи в сложных ситуациях общения (например, наличие посторонних звуков) ухудшается.

Согласно этой гипотезе, нарушение слуха и умственная работоспособность рассматриваются отдельно друг от друга как независимые области, обусловленные третьим фактором.

3. Гипотеза большой слуховой нагрузки
Гипотеза большой слуховой нагрузки доказывает, что при наличии более или менее сильно выраженного периферийного снижения слуха обработка неполной акустической информации требует дополнительной сосредоточенности.

Иначе говоря, слабослышащие люди должны тратить больше ресурсов на восприятие и обработку акустической информации, и из-за этого другие когнитивные процессы, такие как оперативная память, запоминаемость и память, оказываются незадействованными.

При этом слова и предложения, которые человек плохо расслышал, запоминаются хуже, чем те, которые были точно поняты.

4. Гипотеза сенсорной депривации
Периферическая потеря слуха приводит к тому, что высококачественная сенсорная информация больше не достигает слуховой коры головного мозга.

Со временем это приводит к изменениям в структуре и функционировании центральной, слуховой и когнитивной систем.

Эти деградационные явления в первую очередь поражают те участки, которые отвечают за звук и речь.

Так, медицинская визуализация показала, что у людей с ярко выраженной старческой тугоухостью наблюдаются значительные потери в области первичной слуховой коры и в правой височной доле.

Поскольку объемы спинномозговой жидкости увеличивались, потерю объема мозга можно было бы интерпретировать как атрофию, произошедшую вследствие нейронной дегенерации в мозговом ядре ввиду отсутствия входов из внутреннего уха.

Эти патологические изменения повышали риск возникновения депрессии тем, что они редуцировали когнитивные резервы и препятствовали нормальной эмоциональной регуляции.

Потеря слуха и общее соматическое здоровье

Снижение слуха в возрасте во многих научных исследованиях связывают с общим ухудшением физического здоровья. Это ухудшение не является прямым следствием снижения слуха, а вызвано побочными процессами, такими как стресс, страх и депрессия. Жизнь в постоянном стрессе из-за снижения слуха может привести к различным соматическим нарушениям: повышенному уровню сахара в крови и высокому давлению.

Источник: https://www.akademia-sluha.ru/info/posledstviya-snizheniya-slukha-kognitivnye-sotsialnye-psikhologicheskie/

Уши – это двери в мозг

Депривация слуха что это

Из предлагаемой вашему вниманию статьи специалисты по детскому слухопротезированию смогут получить научные знания о нейропластичности и слуховой депривации и использовать эту информацию во время консультаций, рассказывая о тугоухости и тех преимуществах, которые может дать слухопротезирование. Это весьма ценная информация для семей, выбравших возможность слышать и говорить в качестве цели для своих детей.

логический мир изменился – мы вступили в новую эру. Сведения о пластичности мозга, слуховой депривации и критических периодах развития речи сместили фокус нашего внимания с ушей на мозг. Конечно, необходимо понимать, как среднее ухо, улитка и слуховой нерв обрабатывают звуковые стимулы/колебания, однако еще важнее знать, как мозг интерпретирует лингвистические элементы.

Ухо – это структура, улавливающая звук и направляющая слуховую информацию в мозг, но именно мозг занимается обработкой речи. Поэтому слух можно определить как восприятие мозгом звуковой информации. Коррекция нарушений слуха поднялась на новый уровень. Теперь мы понимаем, что мозг – это конечная точка маршрута слуховой информации.

Несмотря на то, что источник тугоухости почти всегда можно найти в структурах наружного, среднего или внутреннего уха, сам слух, то есть обработка и формирование осмысленного лингвистического послания, требует активного участия и взаимодействия многих областей мозга.

Почти 95% детей с нарушениями слуха появляются на свет в слышащих и, соответственно, говорящих семьях, поэтому наш разговор с этими семьями вполне может быть построен в соответствии с новыми знаниями.

логи/сурдологи должны связать тугоухость, депривацию слухового нерва, пластичность мозга и развитие у ребенка грамотности с применением слуховых аппаратов и объяснить эту взаимосвязь семьям.   Обсуждение проблемы тугоухости начинается с понятия «звук». Звук – это событие, а не название или ярлык.

Например, можно «видеть папу», но при этом не «слышать папу», если он активно не занят чем-то. Вы слышите, как папа ходит, смеется, разговаривает, печатает на компьютере или готовит. Вы слышите результат вовлечения папы в какое-либо действие или событие. Действие создает колебания.

Эти колебания улавливаются «проводящими путями уха» и передаются в мозг в виде закодированной информации, которая будет воспринята как звук. Звук – это временное событие, а не пространственная метка.

  Люди наделены многими удивительными сенсорными элементами, улавливающими данные об окружающей среде и преобразующими эту информацию в электрохимические и нейроэлектрические импульсы, которые могут быть проанализированы в мозге. Например:

  • Мы нюхаем мозгом; нос – это входные ворота для обонятельных стимулов, само же восприятие запаха происходит в мозге.
  • Мы видим мозгом; зрительная/оптическая информация поступает в мозг через глаза, но понимание увиденного осуществляется в мозге.
  • Мы слышим мозгом; звук/слуховая информация улавливается ушами, но слышим мы не ушами, а мозгом.

Следовательно, тугоухость – прежде всего проблема мозга, а не уха? Продолжая эту аналогию, можно представить тугоухость как препятствие в дверях. Она в той или иной степени не позволяет звуковой информации «пройти через дверь» и достичь мозга. Овладение речью, чтением и знаниями об окружающем мире требует наличия звуковой информации.

Ее нехватка или отсутствие мешают ребенку научиться слушать, говорить, читать и налаживать социальные отношения. К счастью, у нас есть средство для того, чтобы прорваться сквозь эту дверь – технологии коррекции слуха.

  Слуховые аппараты, кохлеарные импланты, устройства костного звукопроведения и дистанционные микрофоны созданы для того, чтобы открыть двери для слуховой информации, включая устную речь. Это обеспечит активацию, стимуляцию и развитие слуховых проводящих путей. Таким образом, единственная задача коррекционных технологий – доставить слуховую информацию в мозг.

Слуховые и речевые возможности ребенка обеспечиваются не 16-ю тысячами (иногда намного меньше) волосковых клеток или 30-ю тысячами волокон слухового нерва, а ста миллиардами нейронов головного мозга, обрабатывающими сто триллионов команд в секунду.

Доказано, что для оптимального развития слуха, устной речи и грамотности проблемы с «входной дверью» (ухом) должны быть диагностированы и технологически компенсированы как можно раньше.   Как только технологии прорвутся через «входную дверь» и доставят информацию в мозг ребенка, начинается этап стимуляции и обогащения мозга знаниями.

Подбор аудиологом надлежащего «входного устройства» – первый шаг в создании нейронной сети и базы знаний ребенка. После этого ребенок должен пользоваться устройством не менее десяти часов в день, погрузившись в речевую среду семьи при участии специалиста по развитию слуха и речи.

Постоянно напоминайте членам семьи, что для оптимального развития мозга необходимо разговаривать с ребенком, читать и петь для него на используемом в семье языке. Суть в том, чтобы как можно раньше обеспечить мозгу ребенка доступ к разборчивой речи и осмысленной слуховой информации.

Это позволит развить и связать между собой области головного мозга, ответственные за устную речь, грамотность и интеллект. Слух – это шаг к познанию. Изучение процессов развития мозга показало, что сенсорная стимуляция слуховых центров имеет решающее значение для фактической организации слуховых проводящих путей.

Знакомя родителей и воспитателей ребенка с понятием «дверей в мозг», вы тем самым даете им представление об основах неврологии. Под нейропластичностью подразумевается способность мозга расти, развиваться и менять структуру под воздействием внешней стимуляции. Наибольшая нейропластичность отмечается в течение первых трех с половиной лет жизни. Чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг.

Быстрый рост мозга ребенка требует раннего вмешательства, включающего, как правило, подбор слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов в сочетании с индивидуальной программой развития слуховых навыков. Организация мозга напрямую зависит от чистоты и сохранности слуховой информации.

Если некомпенсированная тугоухость «отфильтровывает» (частично или полностью) речевые звуки, мозг перестроится с учетом нехватки необходимой слуховой информации.   Фундаментальные научные исследования показывают, что если в ранние годы жизни ребенка мозг не имеет доступа к разборчивой речи, слуховая информация не координирует активность первичной и вторичной слуховой коры.

Кроме того, при запоздалом (по завершении критического периода развития речи) начале слуховой стимуляции нарушаются функциональные связи и взаимодействие первичной и вторичной слуховой коры, что еще более усложняет процесс слухового обучения. Нарушение связей между первичной и вторичной слуховой корой оказывает значительное негативное воздействие на развитие слуха и устной речи.

Если слуховые сигналы недостаточно эффективно передаются из первичной слуховой коры во вторичную, последняя не может передать информацию в другие области мозга для формирования смысловых слуховых образов. Этот процесс называют «нисходящая деградация».

Профессор Андрей Крал из Высшей медицинской школы Ганновера (Германия) использует эту взаимосвязанную модель глухоты для объяснения межиндивидуальной вариабельности результатов кохлеарной имплантации. Мозг – динамичная, самоорганизующаяся система, которая развивается на основе взаимодействия между нейронной активностью и поступающей извне стимуляцией.

Поэтому в отделах мозга, лишенных слуховой информации, происходят серьезные изменения. Слуховая депривация оказывает мощное воздействие на развитие мозга, нарушая способность обработки информации даже за пределами слуховой системы.

Если «входная дверь» остается закрытой, изменяются эффективные связи мозга со слуховой системой, между сенсорными системами и между слуховой системой и центрами, обслуживающими нейрокогнитивные функции более высокого порядка. В результате недостаточный слуховой опыт в процессе развития ребенка может негативно сказаться на нейрокогнитивном функционировании далеко за рамками устной речи.

   
В отличие от глаз, мы не можем «закрыть» свои уши. Мозг детей с нормальным слухом подвергается слуховой стимуляции на протяжении 24-х часов ежедневно. Мозг детей с тугоухостью имеет доступ к звуку, только когда они носят свои слуховые аппараты или кохлеарные импланты – гораздо меньше 24-х часов.

К сожалению, ни одно из современных устройств не предназначено для круглосуточного использования. Тем не менее наш мозг создан для непрерывной слуховой стимуляции, даже во сне. Родители детей с нарушенным слухом часто говорят, что их дети просят не снимать слуховые аппараты даже на время сна.

  Еще одно доказательство важности слуха состоит в том, что внутреннее ухо полностью формируется к пятому месяцу после зачатия. Поэтому типично развивающийся человеческий плод потенциально может слышать на протяжении четырех месяцев, находясь в утробе матери. Профессор кафедры психологии Тихоокеанского лютеранского университета (Такома, штат Вашингтон) Кристина Мун с коллегами в ходе одного исследования обнаружили, что вскоре после рождения младенцы по-разному реагируют на знакомые и незнакомые гласные звуки. Таким образом, окружающая речь, например голос матери, который плод слышит, еще находясь в утробе, влияет на восприятие используемого в семье языка на фонетическом уровне. Приблизительно в возрасте одного года, то есть через 16 месяцев интерактивного слушания (включая внутриутробный период), ребенок с нормальным слухом начинает произносить слова. Важно помнить, что необходимое «время слушания» нельзя произвольно сократить, поэтому те месяцы, в течение которых мозг ребенка не имел полноценного доступа к слуховой информации, должны быть восполнены. Мозгу необходим обширный слуховой опыт, чтобы подготовиться к восприятию речевых сигналов. Важно, чтобы младенцы слышали свои собственные вокализации, создавая положительную обратную связь, мотивирующую их к частому использованию голоса. Слух и слушание – не одно и то же. Слух – это восприятие звуковой информации мозгом в результате поступления сигналов через «входную дверь» (ухо). С другой стороны, слушание – это целенаправленное внимание к слуховой информации, проявляющееся в активации префронтальной коры.   Перед тем как научиться (самостоятельно или с помощью окружающих) слушать, ребенок должен получить возможность слышать. В процессе слуховой и речевой терапии родители и специалисты применяют стратегии вмешательства, направленные на развитие и углубление слуховых, речевых и когнитивных навыков ребенка, с использованием правильно подобранных и запрограммированных аудиологом технических средств.  

Чтобы мозг ребенка был одновременно слышащим и слушающим, нужно развивать внимание и рабочую память. Обучение должно происходить в акустически благоприятной обстановке. Надлежащая слуховая практика создает нейробиологическую основу не только для развития устной речи и грамотности, но и для соответствующих возрасту социальных и когнитивных навыков.

В отличие от других органов, к моменту рождения мозг развит не полностью – его развитие целиком зависит от окружающей среды. Поэтому в течение первых трех лет жизни речь родителей и взаимодействие с ними закладывают основы мышления и обучения.   Поскольку речь/информация лучше всего изучаются в социальном взаимодействии и разговоре с любящими людьми, именно родители обычно становятся первыми учителями своего ребенка: они учат его речи и знанию собственного дома. Поэтому с самого начала в семье должны пользоваться тем языком, которым ее члены лучше всего владеют, будь то английский, испанский, русский или жестовый. Только так можно обогатить мозг ребенка знаниями. Родители должны ежедневно читать вслух своим детям, особенно детям с тугоухостью. Действительно, согласно результатам научных исследований, чтение вслух – одно из важнейших занятий. Почему? Преподаватель кафедры педагогики Университета Денисона в Гранвиле (штат Огайо) доктор Лин Робертсон, являясь матерью ребенка с глубокой потерей слуха, поясняет:

  • Детские книжки – важнейший фактор формирования словарного запаса ребенка дошкольного возраста.
  • Во время чтения вслух родители и дети общаются между собой намного интенсивнее, чем во время любого другого занятия.
  • Дети, которым читают вслух, усваивают в два раза больше новых слов.

В данной статье предлагается описание нарушений слуха и технологий их коррекции, полезное для семей глухих и слабослышащих детей. Поскольку около 95% детей с нарушенным слухом рождаются в слышащих и говорящих семьях, большинство родителей считают слух и речь желательными результатами вмешательства. Важно помочь семьям понять, как достичь успехов в развитии этих навыков.   Приведем ключевые моменты, на которые следует обратить внимание специалистам и родителям/воспитателям:

  • Уши – это «двери в мозг».
  • Слух реализуется в мозге, потому что мы слушаем и понимаем мозгом, а не ушами.
  • Звук = слуховая информация = знание.
  • Слух – это ступень к познанию.
  • Тугоухость – проблема «входных дверей», которую чаще всего можно решить.
  • Современные технологии коррекции нарушений слуха предназначены для того, чтобы пробиться сквозь «двери» и доставить слуховую информацию в мозг.
  • Техническими средствами коррекции необходимо пользоваться не менее 10 часов в день.
  • Чем выше качество и больше объем поступающей в мозг информации, тем лучше развиваются нейронные проводящие пути и больше объем накапливаемых знаний.
  • Как можно чаще разговаривайте со своим ребенком на используемом в семье языке.
  • Чтение вслух – один из самых эффективных способов развития мозга ребенка.

Кэрол Флексер, заслуженный почетный профессор аудиологии в Университете Акрона (Акрон, штат Огайо).
Кэрол Флексер получила степень доктора аудиологии в Кентском государственном университете в 1982 г.

Она автор более чем 155 публикаций, в том числе 14 книг. До прихода в Университет Акрона была президентом Ассоциации аудиологов, работающих в сфере образования, а также Американской академии аудиологии и Академии слуха и речи А. Г. Белла.

Материал предоставлен брендом Phonak

Источник: https://www.istok-audio.com/info/articles/detskoe_slukhoprotezirovanie/ushi_eto_dveri_v_mozg/

Депривация слуха

Депривация слуха что это

1

1слайд:

2слайд:Сенсорнаясистема состоит из рецепторов,нейронных проводящих путей иотделов головногомозга, ответственных за обработкуполученных сигналов. Наиболее известнымисенсорными системами являютсязрение, слух, осязание, вкус и обоняние.С помощью сенсорной системы можнопочувствовать такие физические свойства,как температура,вкус, звук или давление.

3слайд:Определения(см. стр.2)

4слайд: Значениеслуха (см. стр.2)

5слайд:Строениезвукового анализатора (стр. 2-3)

РЕЦЕПТОРНЫЙ(ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ) ОТДЕЛ слуховогоанализатора.

Превращаетэнергию звуковых волн в энергиювозбуждения.

Органслуха.

1) Наружноеухо –улавливание звуков + защитнаяфункция.

2) Среднееухо –звукопроводящий отдел.

Представленобарабанной полостью, где расположены3 слуховые косточки: молоточекнаковальня и стремечко.

3) Внутреннееухо –представлено улиткой.

Вспирально завитой улитке помещаютсяслуховые рецепторы — волосковые клетки.Это периферический конец слуховогоанализатора, или кортиев орган.

Звуковыеволны проходят через наружный слуховойпроход, вызывая колебания барабаннойперепонки, которые передаются черезслуховые косточки в овальное окновнутреннего уха и вызывают колебаниязаполняющей его жидкости.

Эти колебанияпреобразуются слуховыми рецепторамив нервные импульсы, которые передаютсяпо слуховому нерву в слуховую зону корыбольших полушарий, расположенную ввисочной области, где происходитвосприятие звука и анализ его силы,характера, высоты.

6слайд: Процентыслуха, состояние слуха (см. стр. 3-4)

7слайд:Причины потери слуха (см. стр. 5)

Нарушенияслуха могут вызываться различнымизаболеваниями детей, среди них менингит,энцефалит, корь, скарлатина, отит, гриппи его осложнения. Если поражено внутреннееухо и стволовая часть слухового нерва,в большинстве случаев наступает глухота,поражение же среднего уха чаще ведет кчастичной потере слуха.

Также нарушенияслуха могут возникнуть в результатеврожденной деформации слуховых косточек,атрофии или недоразвитии слуховогонерва, химических отравлений, родовыхтравм, механических травм. Большоезначение имеют наследственные факторы.Также причинами могут служить алкоголизмродителей, кессонная болезнь.

6слайд:

7слайд:

8слайд:

9слайд:

10слайд:

2

Определения(2слайд)

Депривация(от позднелат. deprivatio — потеря, лишение),сенсорная недостаточность или недогрузкасистемы анализаторов, наблюдаемая учеловека в условиях изоляции или принарушении работы основных органовчувств.

Сенсорнаядепривация -уменьшениепотока импульсов в центральную нервнуюсистему человека от органов слуха,зрения, обоняния. Возникает в условияхизоляции человека или группы людей взамкнутом пространстве (подводнойлодки, глубоководном аппарате и т. п.).

Может привести к отдельным функциональнымрасстройствам организма человека, кснижению его общего физиологическоготонуса.

Влияние сенсорной депривациина состояние человека изучается как встендовых, так и в натурных условиях винтересах отбора и тренировоксоответствующих категорий личногосостава.

Слух– способностьорганизма воспринимать и различать-звуковые колебания, осуществляемаяпосредством органа слуха или слуховогоанализатора.

Значениеслуха(4слайд)

Слухиграет очень важную роль в развитиичеловека. Человек, лишенный слуха, неимеет возможности воспринимать тезвуковые сигналы, которые важны дляполноценного познания окружающегомира, для создания полных и всестороннихпредставлений о предметах и явленияхдействительности.

При тяжелых нарушенияхчеловек не может пользоваться многимиисточниками информации, рассчитаннымина слышащего человека (радиопередачи,лекции и пр.), полноценно восприниматьсодержание телепередач, фильмов,театральных спектаклей. Особенно важнароль слуха в овладении человеком речью.

В силу этого резко ограничиваютсявозможности общения с людьми, а значит,и познания, поскольку одним из важныхспособов передачи информации являетсяустная речь. Отсутствие или недоразвитиеречи ведет, в свою очередь, к нарушениямв развитии других познавательныхпроцессов и, главным образом,словесно-логического мышления.

Стойкоенарушение слуха как первичный дефектприводит к целому ряду вторичныхотклонений в развитии, затрагивающихкак познавательную деятельность, таки личность ребенка в целом.

Строениезвукового анализатора(5слайд)

РЕЦЕПТОРНЫЙ(ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ) ОТДЕЛ слуховогоанализатора.

Превращаетэнергию звуковых волн в энергиювозбуждения. Представлен рецепторнымиволосковыми клетками кортиева органа (орган Корти)– в улитке. Фонорецепторы –слуховые рецепторы.

Органслуха.

1) Наружноеухо –улавливание звуков + защитнаяфункция.

2) Среднееухо –звукопроводящий отдел.

Представленобарабанной полостью, где расположены3 слуховые косточки: молоточекнаковальня и стремечко.

3) Внутреннееухо –представлено улиткой.

3

ПРОВОДНИКОВЫЙОТДЕЛ слухового анализатора.

Периферическийбиполярный нейрон (вспиральном ганглии улитки) – первыйнейрон.

=>

Волокнаслухового/кохлеарного нерва =аксоны нейронов спирального ганглия.

=>

Заканчиваютсяна клеткахядер кохлеарного комплексапродолговатого мозга (второйнейрон).

=> (частичныйперекрест)

медиальноеколенчатое тело метаталамуса (третийнейрон – переключение)

=>

кора(4нейрон).

Центрырефлекторных двигательных реакция,возникающих при действии звука –в медиальных (внутренних) коленчатыхтелах + в нижних буграх четверохолмия.

 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ/КОРКОВЫЙОТДЕЛ слухового анализатора.

Верхняячасть височной доли большого мозга(верхняя височная извилина, поля 41 и 42по Бродману).

Важноезначение для функции слуховогоанализатора имеют поперечные височныеизвилины (извилины Гешля).

 Слуховаясенсорная система дополняетсямеханизмами обратной связи => регуляциядеятельности всех уровней слуховогоанализатора с участием нисходящихпутей.

Пути– начинаются от клеток слуховой коры=> переключение:в медиальных коленчатых телах метаталамуса =>в задних (нижних) буграх четверохолмия=> в ядрах кохлеарного комплекса.

 Входяв состав слухового нерва, центробежныеволокна достигают волосковыхклеток кортиева органа и настраиваютих на восприятие отдельных звуковыхсигналов.

Процентыслуха (состояние слуха)(6 слайд)

Ккатегории детей с нарушениями слухаотносятся дети, имеющие стойкое(необратимое)двустороннее (наоба уха)нарушение слуховой функции, при которомобычное речевое общение с окружающимизатруднено (тугоухость)или невозможно (глухота).Эта категория детей представляет собойразнородную группу.

4

Посостоянию слухаразличают детей слабослышащих, страдающихтугоухостью, и глухих.

  • Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

    Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Они характеризуются тем, что их частичная слуховая недостаточность приводит не только к уменьшению объема воспринимаемой речевой информации и качественному своеобразию речевой информации.

    Наличие остаточного слуха гораздо в более большей степени, чем у глухих детей, позволяет слабослышащим спонтанно накопить определенный словарный запас и пользоваться им для общения с окружающими.

    Однако при рано наступившей или врожденной тугоухости без специального обучения устная речь у слабослышащих детей не развивается.

  • Глухота– наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

    Глухота как первичный дефект, будучи причинно связанная с вторичным нарушением развития – речью, приводит к ряду других отклонений психического развития.

    Так, серьезные нарушения словесной речи, а тем более полное ее отсутствие, негативно отражаются на зрительном восприятии, на развитии не только словесно-логического, но и наглядного мышления и других познавательных процессов.

Внутрикаждой из этих групп возможно различноепонижение слуха. Наиболее выражены этиразличия при тугоухости.

Существуютразличные классификациистепени понижения слуха.Согласно аудиолого-педагогическойклассификации Л. В.

Неймана слабослышащиедети могут быть отнесены к следующимстепеням тугоухости: Iстепень –средняя потеря слуха не превышает 50дБ; IIстепень –средняя потеря слуха – от50 до 70 дБ;III степеньболее 70дБ.

Условнаяграница между тугоухостьюи глухотой 85 дБ.Поналичию или отсутствиюдополнительных отклонений в развитиидетей с нарушенным слухом можно отнестик следующим группам:

  • дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

  • дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии: нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Посостоянию словеснойречи среди детей с нарушенным слухомможно выделить неговорящих (необученныедети);

  • детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);

  • детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;

  • детей с развернутой фразовой речью с аграмматизмом;

  • детей с нормальной фразовой речью.

Повремени наступления снижения слухадети подразделяются на две группы:ранооглохшиедети, т. е. те, которые потеряли слух в3-4 года и позже и сохранили речь. Термин«позднооглохшиедети» характеризует не время наступленияглухоты, а факт наличия речи при отсутствиислуха.

5

Причиныпотери слуха(7слайд)

Существуютразличные взгляды на определение причиннарушений слуха. Наиболее часто выделяют3 группы причин и факторов, которыевызывают патологию слуха (Д.И. Тарасови др.) Перваягруппапричин ифакторов носит наследственныйхарактер.Данные причины приводят к нарушениямв структуре слухового анализатора иразвитию наследственной тугоухости.

  • На долю наследственных факторов детской глухоты приходится от 30 до 50% всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, патология костно-мышечной системы, нервной, эндокринной и т.д.).

Ковторойгруппепричин ифакторов относят факторы эндогенногои экзогенного воздействия на органслуха плода(без наследственного отягощения), ведущиек появлению врожденной тугоухости.

  • Большое значение имеют болезни матери в период беременности. К подобным заболеваниям относят краснуху, грипп, паротит.

  • На появление патологии развития слуха у ребенка влияет прием беременной женщиной алкоголя, наркотиков, а также работа на предприятиях с повышенной пыльностью и другими профессиональными вредностями (особенно в первые месяцы беременности).

Факторытретьейгруппывоздействуютна орган слуха здорового ребенка наразных стадиях его развития и приводятк возникновению приобретеннойтугоухости.

  • Наиболее часто причиной появления приобретенной тугоухости являются последствия перенесенного острого среднего отита. Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха различная. Но чаще всего встречаются легкая и средняя степень снижения слуха. Возникают они вследствие перехода воспалительного процесса на внутреннее ухо.

  • Роль инфекционных заболеваний в этиологии нарушений слуха велика. Наиболее опасны такие заболевания, как эпидемический менингит, туберкулезный менингит, скарлатина и др.

  • Около 50% случаев приобретенной тугоухости у детей наблюдаются после приема ототоксических атибиотиков (Д.И. Тарасов). Фактор риска при лечении этими препаратами — недоношенность, общая соматическая ослабленность ребенка.

  • К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода при родоразрешении, оперативные вмешательства на среднем ухе (осложнение после операции), разрыв цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации и др.

Поройбывает сложно выявить первопричинувозникновения слухового дефекта.Возможно сочетание сразу несколькихпричин, приводящих к снижению слуха.

Вто же время, одна и та же причина можетвызвать разные формы тугоухости илиглухоты. По различным источникам, от 4до 6% населения нашей планеты страдаюттеми или иными расстройствами слуха.

Однако подавляющее большинство людейс дефектами слуха относятся к категориислабослышащих.

Источник: https://studfile.net/preview/4466891/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий