Делинквентное поведение подростков

Что такое делинквентное поведение и его отличия от девиантного

Делинквентное поведение подростков

> Психология > Что такое делинквентное поведение и его отличия от девиантного

Делинквентным поведением (от латинского delictum – проступок) называется асоциальное и противоправное поведение. Это действия или бездействие, направленные на нанесение вреда отдельным людям или обществу в целом. Термином оперируют криминалисты, педагоги, социологи, психологи и представители других отраслей науки.

  • Определение понятия
  • Девиантность и делинквентность
  • Виды делинквентного поведения
  • Подростковая делинквентность
  • Причины явления

Определение понятия

В любом обществе существует свод традиций и правил, в том числе неписаных, благодаря которым люди могут комфортно уживаться друг с другом. Существуют и механизмы, принуждающие к выполнению этих правил в той или иной форме.

Сюда можно отнести не только правоохранительные органы, но и совесть и мораль человека: боязнь осуждения со стороны близких или угрызений совести – фактор, который часто заставляет следовать общепринятым нормам.

Общество, которое переживает постоянные реформы, более подвержено проявлениям делинквентного поведения. Такое явление закономерно: старые нормы поведения уже отменили, а новые еще не прижились, так как не успели укорениться в сознании обывателей.

По этой причине любые реформы и революции сопровождаются ростом уровня преступности на фоне делинквентности населения.

Как пример за форму делинквентности можно взять хронически высокий уровень преступности в Бразилии, что обусловлено экономическим неравенством граждан и регулярной сменой политических режимов.

Девиантность и делинквентность

Делинквентное поведение – это абсолютное понятие, имеющее отношение к законодательной базе конкретного государства. Однако оно охватывает и те поступки, за совершение которых формальное наказание не предусмотрено. Следует уточнить, что делинквентный и девиантный не являются абсолютно идентичными определениями.

Девиантное поведение – то, которое может отличаться от общепринятых норм, но при этом не любая девиация является преступлением. Всякое делинквентное поведение признано формой девиантного, а вот обратное утверждение зависит от законодательства государства.

Пример: гомосексуализм, наиболее распространенная сексуальная девиация, в ряде стран карается смертной казнью.

В других социумах к этому явлению более лояльное отношение: от откровенного порицания в обществе, которое не влечет за собой уголовной ответственности, до толерантного или абсолютно нейтрального.

Виды делинквентного поведения

Основные формы делинквентного поведения – преступность, к которой в том числе относятся наркомания и проституция. Согласно исследованиям франко-бельгийского статистика Кегле, преступления происходят при любом социальном строе независимо от благосостояния населения. Полностью искоренить преступность невозможно, но это явление можно контролировать.

причина употребления наркотиков – интерес и жажда новых впечатлений. В большинстве случаев группа риска – молодежь, принимающая первую дозу под влиянием друзей или знакомых.

Проституция, которая по праву считается древнейшей профессией, появилась с разделением труда и развитием моногамных браков. С этим явлением вынуждена была мириться даже средневековая католическая церковь. В отношении проституции существует 3 типа политики государства:

  • Полный запрет;
  • Регистрация как трудовой деятельности и медицинский надзор;
  • Проведение разъяснительных и профилактических работ.

Практика показывает, что с экономической точки зрения легализация этих явлений выгодна в первую очередь государству. Голландию, где легализованы проституция и так называемые «легкие» наркотики (например, марихуана), ежегодно посещают сотни тысяч туристов. Казну пополняют не только богатые иностранцы, но и местные «предприниматели», исправно платящие налоги.

Менее опасные формы делинквентного поведения – различные административные правонарушения, часто спровоцированные девиантным типом личности нарушителя. Признаки делинквентного поведения в таком случае выражены не столь явно:

  • Мелкое хулиганство – сквернословие, агрессивное поведение, приставания к прохожим;
  • Порча имущества, в том числе рисование на стенах в общественных местах;
  • Демонстративное распитие спиртного;
  • Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
  • Нарушение правил дорожного движения;
  • Скандалы и оскорбления сотрудников торговых точек или персонала в заведениях питания.

Такое поведение, кроме общественного порицания, часто не имеет никаких последствий. Нарушитель, уверенный в собственной безнаказанности, «входит во вкус» и может перейти к более серьезным видам нарушений.

Также к делинквентному поведению относят различные дисциплинарные проступки: прогулы, невыполнение трудовых обязанностей, появление в месте работы или учебы в нетрезвом виде, нарушение норм охраны труда. Такой вид делинквентности является самым безобидным. Но это не причина прекратить борьбу с такими явлениями.

Подростковая делинквентность

У подростков этот вид поведения обычно возникает под влиянием более опытных товарищей, имеющих вредные привычки. Сам приятель при этом необязательно является девиантной или асоциальной личностью.

Компания подростков, которая не увлекается такими серьезными занятиями, как спорт, искусство или наука, предоставлена сама себе. От скуки они начинаю искать себе развлечения, которые могут дать встряску, а то и пощекотать нервы.

Многие находят выход в алкоголе, а затем в наркотиках, что уже является незаконным поведением.

Избыток гормонов часто толкает на необдуманные поступки – конфликты, заканчивающиеся драками, воровство из супермаркетов с целью «показать удаль», издевательства над ровесниками или животными.

Многое зависит от темперамента: агрессивность, авантюризм, холерический вид личности – благодатная почва для возникновения делинкветности.

По признакам таких подростков можно разделить на три группы:

  • Подростки с примитивными асоциальными потребностями и набором моральных норм. Под давлением сильных потребностей внутренний конфликт разрешается совершением противоправного поступка, что снижает уровень морали. Однако это становится причиной угрызений совести.
  • Подростки, лишенные внутреннего конфликта и угрызений совести, которые не раскаиваются в совершении девиантных поступков. Не имеют внутреннего морального стержня и идут на поводу своих асоциальных потребностей, которые в большинстве конфликтуют с нормами общественной морали. В большинстве случаев действуют в централизованной группе.
  • Подростки, нарушающие общественный порядок сознательно. Циничные взгляды на жизнь в совокупности с сильно выраженными потребностями позволяют легко переходить границы дозволенного, совершая преступление.

Это совсем не значит, что все без исключения подростки такие. В качестве примера можно привести любого «положительного» подростка, который не прогуливает школу, выполняет домашнее задание, социально активен и увлечен каким-нибудь хобби.

Криминалисты считают, что на делинквентность подростков существенно влияют социально-экономические факторы. Молодежь сильно подвержена влиянию любых факторов и информации: они как губка впитывают все новое.

При правильной подаче фактов, когда любое преступление оправдано, подростка можно легко склонить к девиантному поведению, так как критическое мышление еще развито слабо.

Это дополнительная причина для того чтобы родители контролировали интересы подростка и пресекали любой вид делинквентности в зародыше. Несмотря на влияние педагогов в школе, семья является основной направляющие и воспитывающей силой.

С другой стороны, семейные отношения могут также стать причиной делинквентности. Неадекватное плохое отношение со стороны родителей – гарантия, что подросток будет искать другие авторитеты, которые не всегда научат хорошему.

Часто ссора в семье – причина ухода из дома, прогула школы, драки или хулиганства. Самые тяжкие правонарушения обусловлены не влиянием улиц, а взаимоотношениями с членами собственной семьи.

Стоит отметить, что причины могут быть таиться не в открытом конфликте, но и в холодном отстраненном отношении со стороны родителей.

Часто истоки деланквентности лежат в неприятии подростка ни дома, ни в школе. Хотя ребенок может это никак не проявлять, для него очень важным является мнение учителей, в особенности классного руководителя. Зачастую это второй по значимости авторитет в глазах подростка.

Важным является и отношение руководителя внеклассными занятиями – например, тренера в спортивной секции. При отсутствии «обратной связи», одобрения и поддержки со стороны учителей и родителей подросток замыкается в себе.

Со временем грусть сменяется агрессией, а это – одна из причин совершения различных видов правонарушений.

Причины явления

Основной причиной деланквентности многие педагоги считают большое количество свободного времени, когда подросток предоставлен самому себе, и отсутствие увлечений, кроме самых примитивных.

Пустые разговоры со сверстниками, бесцельные «шатания» по улицам, просмотр телевизора или не несущих пользу интернет-сайтов провоцируют деградацию личности и вырождение морали.

Скука становится причиной попробовать новые ощущения: алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Развитие подростка проходит быстро. Поэтому необходимо уделять должное внимание профилактике правонарушений. Важно привить юной личности правильные моральные нормы, делая осознанный выбор не из боязни наказания за правонарушение, а по причине его неприемлемости.

Психологи сходятся во мнении, что причины делинквентного поведения взрослого кроются в его детстве и подростковом возрасте. Как правило, взрослую сформировавшуюся личность сложнее сбить «с истинного пути».

Моральные принципы – это главная причина, которая удерживает человека от совершения преступления, даже если он будет уверен в полной безнаказанности. С другой стороны, взрослого, который идет на нарушение в любом виде, перевоспитать сложно: характер уже сформировался, а если моральные нормы отсутствуют, взяться им неоткуда.

Поэтому профилактика правонарушений и правильное воспитание детей и подростков – важные факторы, определяющие поведение любой личности во взрослом возрасте.

Источник: https://devochki.guru/psihologiya/chto-takoe-delinkventnoe-povedenie-i-ego-otlichiya-ot-deviantnogo.html

Делинквентное поведение подростков – примеры и формы

Делинквентное поведение подростков

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто называют девиантным.

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством.

В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами.

  Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми.

Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем).

Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков

Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы.

Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности.

Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. Если ребенок постоянно вынужден конфликтовать, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения

Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья.

Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения.

Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков.

Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях.

Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения.

Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь.

В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Источник: https://psymedcare.ru/delinkventnoe-povedenie-podrostkov

Делинквентное поведение подростков – Медицинский справочник

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение подростков – система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно Уголовному кодексу (криминальность).

Основные виды делинквентного поведения – проституция, кражи, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств поведения занимается психиатр, психолог. Методы обследования – клинический, психологический.

Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.

Делинквентное поведение подростков

Слово «делинквентный» происходит из латинского языка, означает «проступок», «правонарушение, провинность». Основным критерием такого поведения является антиобщественный противоправный характер, нанесение вреда отдельным лицам либо обществу в целом. Термин широко применяется в социальной педагогике, психологии, социологии, криминологии.

Точные эпидемиологические данные о распространенности делинквентного поведения подростков отсутствуют.

Частота в популяции определяется половыми, возрастными особенностями: несмотря на рост женской преступности, противоправное и асоциальное поведение более характерно для представителей мужского пола, возраст большинства преступников – 14-29 лет.

Причины делинквентного поведения подростков

Подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Из-за несформированности личности девушки и юноши легко поддаются постороннему влиянию, копируют поведение, подражают, увлекаются идеей риска, авантюры, быстрого получения выгоды.

Наибольший рост асоциальных, противоправных действий наблюдается с 14 до 20-25 лет. Среди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, выделяют:

  • Микросоциальные условия. Асоциальное и антисоциальное окружение подростков формирует соответствующее поведение. Факторами делинквентности являются алкоголизм, наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).
  • Макросоциальные условия. Повышение уровня преступности происходит при неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости власти, несовершенстве законодательства, социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют делинквентность как способ достижения целей (получения материальных благ, общественного положения).
  • Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства, нападений.
  • Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется многообразием, противоречивостью, неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание границ социальной приемлемости.

Патогенез

Делинквентное поведение подростков возникает на базе внутреннего конфликта между желаниями, целями и необходимостью соблюдать требования общества. Неспособность правильно оценить ситуацию, поставить себя на место другого, быть ответственным за поступки становится основой для закрепления делинквентности.

Внутриличностный конфликт сглаживается путем оправдания своих действий обстоятельствами, осуждения окружающих, искаженной оценки нанесенного вреда, отрицания статуса жертвы у потерпевшего. Правовая неосведомленность подростков, уверенность в безнаказанности увеличивают вероятность криминогенного поведения.

С другой стороны, девиация является частным проявлением социальных взаимодействий общества. Образец поведения существует вне личности подростка.

Классификация

Разнообразие общественных норм формирует большое количество классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли широко распространено разделение противоправных поступков на насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:

  • Последовательно-криминогенный. Преступные действия является проявлением привычного поведения. У подростка преобладают асоциальные взгляды, установки и ценности.
  • Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
  • Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к нарушению моральных норм, совершению административных проступков. Проявления единичные.

Симптомы делинквентного поведения подростков

Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом.

Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ» компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны занятия в кружках, творческих студиях.

Отношения с одноклассниками не складываются.

Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен.

Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции – комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном.

Нарастающая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.

Конкретными проявлениями делинквентности являются административные правонарушения – несоблюдение ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах.

Криминальное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее распространена порча имущества – поджоги, вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей, мошенничество, распространение наркотиков, убийства, насилие.

Преступление влечет наказание – общественные работы, штраф, арест, лишение свободы.

Осложнения

Осложнением делинквентного поведения подростков является отставание в интеллектуальном и личностном развитии. Отсутствие познавательного интереса, конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий приводят к снижению памяти, мышления, внимания, ограниченности кругозора.

 Педагогическая запущенность нередко дополняется органическими поражениями мозга, связанными с алкогольной, наркотической интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Личностное развитие тормозится, искажается, так как отсутствует устойчивая система ценностей, нет разнообразия отношений.

У подростков отсутствует потребность изменять себя, совершенствовать адаптивные возможности.

Диагностика

Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков выполняется психиатром, психологом. Кроме клинического сбора материала существуют различные опросники, карты наблюдений, планы интервью.

Данные дополняются характеристиками педагогов, участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких специальностей. В процессе диагностики принимает участие подросток и родители.

Схема обследования выглядит следующим образом:

  • Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения пациента на приеме (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
  • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», «Склонность к девиантному поведению».
  • Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для постановки диагноза и подбора техник психотерапии. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест), «Фрустрационный тест Розенцвейга».

Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения. Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному человеку или обществу.

Лечение делинквентного поведения подростков

Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра, психотерапевта, психолога, социального педагога, родителей.

Коррекция поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций.

Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
  • Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
  • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
  • Медикаментозное лечение. Применение лекарств является дополнительным методом, необходимым при выраженных эмоциональных отклонениях, психопатологических расстройствах. Психиатр назначает седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста.

Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха.

В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью.

Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.

Источник: https://mukpomup.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2/

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение подростков – система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно Уголовному кодексу (криминальность).

Основные виды делинквентного поведения – проституция, кражи, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств поведения занимается психиатр, психолог. Методы обследования – клинический, психологический.

Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.

Слово «делинквентный» происходит из латинского языка, означает «проступок», «правонарушение, провинность». Основным критерием такого поведения является антиобщественный противоправный характер, нанесение вреда отдельным лицам либо обществу в целом. Термин широко применяется в социальной педагогике, психологии, социологии, криминологии.

Точные эпидемиологические данные о распространенности делинквентного поведения подростков отсутствуют.

Частота в популяции определяется половыми, возрастными особенностями: несмотря на рост женской преступности, противоправное и асоциальное поведение более характерно для представителей мужского пола, возраст большинства преступников – 14-29 лет.

Делинквентное поведение подростков

Подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Из-за несформированности личности девушки и юноши легко поддаются постороннему влиянию, копируют поведение, подражают, увлекаются идеей риска, авантюры, быстрого получения выгоды.

Наибольший рост асоциальных, противоправных действий наблюдается с 14 до 20-25 лет. Среди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, выделяют:

  • Микросоциальные условия. Асоциальное и антисоциальное окружение подростков формирует соответствующее поведение. Факторами делинквентности являются алкоголизм, наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).
  • Макросоциальные условия. Повышение уровня преступности происходит при неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости власти, несовершенстве законодательства, социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют делинквентность как способ достижения целей (получения материальных благ, общественного положения).
  • Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства, нападений.
  • Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется многообразием, противоречивостью, неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание границ социальной приемлемости.

Делинквентное поведение подростков возникает на базе внутреннего конфликта между желаниями, целями и необходимостью соблюдать требования общества. Неспособность правильно оценить ситуацию, поставить себя на место другого, быть ответственным за поступки становится основой для закрепления делинквентности.

Внутриличностный конфликт сглаживается путем оправдания своих действий обстоятельствами, осуждения окружающих, искаженной оценки нанесенного вреда, отрицания статуса жертвы у потерпевшего. Правовая неосведомленность подростков, уверенность в безнаказанности увеличивают вероятность криминогенного поведения.

С другой стороны, девиация является частным проявлением социальных взаимодействий общества. Образец поведения существует вне личности подростка.

Разнообразие общественных норм формирует большое количество классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли широко распространено разделение противоправных поступков на насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:

  • Последовательно-криминогенный. Преступные действия является проявлением привычного поведения. У подростка преобладают асоциальные взгляды, установки и ценности.
  • Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
  • Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к нарушению моральных норм, совершению административных проступков. Проявления единичные.

Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом.

Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ» компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны занятия в кружках, творческих студиях.

Отношения с одноклассниками не складываются.

Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен.

Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции – комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном.

Нарастающая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.

Конкретными проявлениями делинквентности являются административные правонарушения – несоблюдение ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах.

Криминальное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее распространена порча имущества – поджоги, вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей, мошенничество, распространение наркотиков, убийства, насилие.

Преступление влечет наказание – общественные работы, штраф, арест, лишение свободы.

Осложнением делинквентного поведения подростков является отставание в интеллектуальном и личностном развитии. Отсутствие познавательного интереса, конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий приводят к снижению памяти, мышления, внимания, ограниченности кругозора.

Педагогическая запущенность нередко дополняется органическими поражениями мозга, связанными с алкогольной, наркотической интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Личностное развитие тормозится, искажается, так как отсутствует устойчивая система ценностей, нет разнообразия отношений.

У подростков отсутствует потребность изменять себя, совершенствовать адаптивные возможности.

Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков выполняется психиатром, психологом. Кроме клинического сбора материала существуют различные опросники, карты наблюдений, планы интервью.

Данные дополняются характеристиками педагогов, участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких специальностей. В процессе диагностики принимает участие подросток и родители.

Схема обследования выглядит следующим образом:

  • Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения пациента на приеме (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
  • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», «Склонность к девиантному поведению».
  • Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для постановки диагноза и подбора техник психотерапии. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест), «Фрустрационный тест Розенцвейга».

Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения. Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному человеку или обществу.

Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра, психотерапевта, психолога, социального педагога, родителей.

Коррекция поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций.

Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
  • Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
  • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
  • Медикаментозное лечение. Применение лекарств является дополнительным методом, необходимым при выраженных эмоциональных отклонениях, психопатологических расстройствах. Психиатр назначает седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста.

Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха.

В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью.

Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/delinquency

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий