Дебильность имбецильность идиотия

Ваше Здоровье: Медицинская энциклопедия; Психические болезни. Олигофрения (малоумие). Дебильность. Имбецильность. Идиотия

Дебильность имбецильность идиотия

Олигофрения (малоумие). Врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. Причины олигофрении различны. Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

    Наследственные (болезнь Дауна, микроцефалия – врожденный маленький череп и т.п.).

    Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод).

    Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего детского возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

Однако, довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной. Не всегда учитываются вредности на производстве (на химкомбинатах, в сельском хозяйстве – гербициды, инсектициды и т.п.).

Симптомы и течение. Различают 3 степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию. Определение степени малоумия проводят обычно клиническим методом.

За рубежом пользуются определенным коэффициентом, который определяется отношением умственного возраста к фактическому, умноженному на 100. Например, если ребенок по тестам соответствует 5 годам, а ему на самом деле 10 лет, то коэффициент будет составлять 50. В норме величина коэффициента колеблется от 70 до 130.

При легкой степени олигофрении (дебильности) коэффициент составляет 50-70, при средней (имбецильности) – 20-50, и при тяжелой (идиотии) – менее 20.

При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект.

Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретнообразное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью.

Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы.

Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.

    Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе. Легкую дебильность бывает трудно отличить от нижней границы нормы. Такие дети учатся в обычной школе. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями. Они медлительны, инертны, малоинициативны, но легко подражают взрослым, представляющим для них авторитет. Отмечается определенная необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако, часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.Имбецильность – средняя степень слабоумия. Лица с имбецильностью не поддаются обучению в школе. Их речь косноязычна, односложна. Набор слов ограничен (200-300 слов). Однако, такие больные усваивают необходимые навыки самообслуживания. Они обычно опрятны, самостоятельно едят, могут выполнять несложную работу по дому (уборка, стирка, мытье посуды), неплохо ориентируются в обычных житейских вопросах. Некоторые из них могут усвоить элементарные знания (учат их обычно на дому или в специальных группах): читать по слогам, считать предметы и деньги. Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны. На перемену обстановки такие больные дают своеобразную негативную реакцию. Склонность к слепому подражанию и повышенная внушаемость могут стать причиной асоциальных поступков. Они не могут существовать самостоятельно, поэтому нуждаются в постоянном присмотре и опеке.Идиотия – глубокая умственная отсталость с почти полным или полным отсутствием мышления и речи. Такие больные на внешние раздражители реагируют примитивно или не реагируют совсем. Вместо речи произносят звуки, не понимают и обращенную к ним речь. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны, не могут сами есть, иногда пищу глотают непрожеванной (таких кормят только жидкой пищей). Лица с идиотией не всегда отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием. Неудовольствие часто выражают в крике, становятся злобными, агрессивными, наносят самоповреждения. Предоставленные сами себе, они либо пассивны, вялы, лежат в постели, либо возбуждены, совершают стереотипные движения (раскачиваются, хлопают в ладоши и т.п.). Глубокому недоразвитию психики сопутствуют грубые дефекты и физического развития. Если эти пороки несовместимы с жизнью, то такие больные погибают, иногда вскоре после рождения. Такие больные требуют постоянного ухода и наблюдения. Проживают обычно в специальных интернатах.

Лечение и профилактика. Лечение олигофрении зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб.

При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков – противосудорожные средства.

Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование, раннюю диагностику неправильного развития плода при наблюдении за беременной женщиной, осторожное назначение лекарств во время беременности, особенно ее первой половины, освобождение от работы, связанной с вредностью, полный отказ от алкоголя и курения во время беременности, своевременное и правильное лечение заболеваний матери в период беременности и вскармливания грудью и ребенка в первые годы жизни. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении умственной отсталости и проведении своевременного лечения, адаптации и реабилитации.

Источник: https://www.about-health-care.com/homemed_page/gl_13/homemed_gl_13_olg.html

Отличие деменции, умственной отсталости и олигофрении

Дебильность имбецильность идиотия

Олигофрения и деменция – две формы умственной отсталости, тяжелые и неизлечимые болезни, которые характеризуются поражением мозга и сопровождаются расстройствами интеллектуальной сферы и когнитивных функций. Эти заболевания имеют ряд схожих симптомов, из-за чего иногда возникают проблемы с постановкой диагноза.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость – это врожденное или приобретенное нарушение психического развития вследствие поражения мозга, которое характеризуется снижением интеллекта, общей заторможенностью, обеднением эмоций, снижением социальной активности.

Если умственная отсталость проявляется в раннем возрасте, ее называют олигофренией и выражается она в значительном отставании развития ребенка от своих ровесников: он намного позже начинает узнавать родных, сидеть, ползать, ходить, говорить. Вырастая, такой ребенок не имеет тяги к познанию мира, общению с другими детьми. Он социально не адаптирован, интеллектуально не развит, при этом физические данные страдают редко.

Иногда умственная отсталость бывает приобретенной и развивается на фоне болезни, травмы или других, непонятных на первый взгляд, причин. Это состояние называется деменцией и характеризуется, кроме снижения умственной деятельности, прогрессирующей потерей памяти, сменой уже сложившегося характера, эмоциональными изменениями вплоть до полного разрушения личностного ядра.

Описание деменции и олигофрении

Понятие умственная отсталость, олигофрения и деменция тесно связанные между собой, тем не менее, это не одно и то же. Врожденное или раннее возникновение болезни проявляется у 1-3% детей. Это может происходить по ряду причин:

  1. Наследственность.
  2. Значительная недоношенность.
  3. Проблемы, возникшие в процессе родов (например, асфиксии) или родовые травмы.
  4. Хромосомные аномалии.
  5. Инфекционные поражения плода.
  6. Влияние алкоголя, наркотиков во время беременности.

Также причиной олигофрении могут стать тяжелые травмы головы в период жизни до 3-х лет.

Справка. От деменции чаще всего страдают пожилые люди в возрасте от 65 лет, преимущественно женщины, детей болезнь поражает редко.

Деменция – это снижение когнитивных способностей в результате атрофии мозга, вызванной его недостаточным питанием, гипоксией. Это приобретенная болезнь, которая проявляется у детей от 3-х лет и в таком возрасте может быть вызвана различными причинами:

  • травмами головного мозга;
  • инфекционными заболеваниями;
  • опухолевыми процессами;
  • авитаминозами;
  • тяжелыми болезнями внутренних органов.

В старшем возрасте основные причины отличаются, в 50-70% случаев развитие слабоумия провоцирует болезнь Альцгеймера, реже – сосудистые заболевания, болезнь Пика, Паркинсона, с тельцами Леви.

Историческая справка

Умственные отклонения у детей и взрослых долгое время не имели четкой классификации.

Впервые обратил внимание на различия симптоматики известный врач, основоположник французской психиатрии Филлип Пинель, он же автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость.

В свою очередь, термин «олигофрения» появился еще позже, более чем через 100 лет. Он был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином.

В XX веке изучением олигофрении занялись несколько ведущих врачей-психиатров. Тогда же было предложено деление болезни на три типа: дебильность, имбецильность, идиотия.

В 1989 году в ходе разработки МКБ-10 классификацию изменили, исключив понятия, которые вышли за рамки диагнозов и приобрели негативный окрас. Теперь олигофрения официально имеет 4 стадии:

  • легкая (ранее – дебильность), отвечает уровню знаний 9-12 летнего ребенка;
  • умеренная (незначительная имбецильность), уровень знаний 6-9 летнего ребенка;
  • тяжелая (имбецильность по старой классификации), уровень 3-6 лет;
  • глубокая (ранее – идиотия), уровень 3 и менее лет.

Определение стадии олигофрении важно для установления уровня помощи, необходимой пациенту.

Схожесть и отличия олигофрении и деменции

Хотя понятия олигофрении и деменции давно разделены, путаница в постановке диагноза случается до сих пор. Основная причина этого заключается в том, что олигофрения, хоть и является в большинстве случаев врожденной, часто проявляется в возрасте 3, а иногда и 5 лет и напоминает слабоумие в ранней стадии.

Чем похожи врожденная умственная отсталость и деменция?ДеменцияОлигофрения
Первопричиной может быть инфекционный процесс, травма, опухолевый процессВ случае если олигофрения не врожденная, причиной часто становится травма, немного реже – инфекционные процессы
Характеризуется изменениями личности: заострением черт характера, агрессивностью, раздражительностью или наоборот, ранимостью, слезливостью и меланхоличностью. Пациент замыкается в себе, изолируется от обществаОлигофрения влияет на эмоциональную составляющую, подавляя ее. Ребенок замкнутый, подавленный, социально неадаптированный
Чаще всего на первой стадии страдает память, мышление, речьТак как в первую очередь страдают интеллектуальные способности, ребенок испытывает трудности в общении, формировании логических цепочек, мыслей.

Первое отличие умственной отсталости от деменции – период начала болезни. В большинстве случаев олигофрения врожденная, при этом начальные проявления заметны уже в первый год жизни ребенка. Деменция же никогда не диагностируется раньше 3-х лет.

Второе отличие — течение болезни. Олигофрения не прогрессирует, ребенок может развиваться в физическом и даже умственном плане, значительно отставая от сверстников.

Прогноз деменции менее утешительный, и если на ранних стадиях пациент испытывал лишь незначительные проблемы (чаще всего это забывчивость и трудности в формировании мысли), то с течением времени болезнь прогрессирует, происходит полная потеря всех навыков и умений, возможности ориентироваться во времени, пространстве, собственной личности. При олигофрении в отличие от деменции приобретенные навыки не теряются.

Сравнительная таблица отличия симптомов деменции и олигофренииУмственная деменцияОлигофрения
Диагностируется после 3-х летПоявляется с рождения, очень редко – с 3-5 лет
Постепенно прогрессируетХарактер заболевание постоянный, не прогрессирующий
Нарушения проявляются локально, атрофия мозга частичнаяОбщее недоразвитие мозга, из-за чего одновременно страдают все нервно-психические функции
Охватывает различные когнитивные функции: память, мышление, речь, интеллект, эмоциональную составляющую.Олигофрения затрагивает исключительно интеллект, механическая память не страдает.

Также стоит отметить, что больной деменцией не может существовать без посторонней помощи, соблюдать личную гигиену, питаться, иногда даже передвигаться. Человек с олигофренией не теряет возможности ухаживать за собой сам, заниматься физическим трудом, часто способен жить самостоятельно.

Постановка диагноза

Чтобы выявить различия олигофрении и деменции и поставить правильный диагноз, специалистом проводится опрос близких родственников, тесты с пациентом, оценка его соматического, психологического и неврологического состояния, инструментальные обследования.

В ходе опроса выясняется, поражены ли когнитивные функции или исключительно интеллект, проводятся тесты (на уровень IQ или определение стадии деменции). Оценивается умение выражать мысли, быстрота и адекватность ответов на легкие вопросы.

С помощью компьютерной или магниторезонансной томографии врач замечает очаги поражения, определяет вид умственной отсталости или деменции.

Прогноз

Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции очень важна для дальнейшего лечения и ухода за пациентом. Поэтому она должна проводиться опытным специалистом сразу, как только замечены первые симптомы.

Важно. Заниматься определением вида и степени болезни самостоятельно категорически запрещено!

К сожалению, умственная отсталость, олигофрения и деменция – необратимые процессы, которые в 99% случаев (излечимы лишь некоторые виды деменции) не могут быть полностью вылечены.

Тем не менее, ранее выявление слабоумия помогает замедлить и облегчить течение болезни, улучшить состояние больного, продлить ему жизнь.

Детям с олигофренией и их родителям также необходимо своевременное посещение специалиста, который в обязательном порядке назначит консультации с психологом с целью улучшить социальную адаптацию ребенка.

084

Источник: https://demenciya.ru/demenciya/dementsiya-umstvennaya-otstalost-i-oligofreniya/

Олигофрении – идиотия, имбецильность и дебильность

Дебильность имбецильность идиотия

Олигофрения (врожденная умственная отсталость, врожденное слабоумие, умственное недоразвитие) — группа патологических состояний, аномалий развития с врожденным и рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Термин «олигофрения» предложен Е. Kraepelin.

Умственная отсталость  как форма психической патологии встречается достаточно часто. По данным Дж. Уортиса (1978), около 3% населения земного шара обнаруживают признаки умственного недоразвития. Б Д. Петраков (1972) пишет, что распространенность олигофрении в США составляет 8:1000, в 15 ведущих капиталистических странах этот показатель колеблется от 2 : 1000 до 31,2 : 1000

Н. М. Жариков (1977) отмечает, что распространенность олигофрении среди учтенных психически больных в СССР равна 8,8%. В. Г.

Ротштейн (1977) на основании выборочного исследования психической заболеваемости в ряде районов страны определяет частоту умственной отсталости в городском населении 1,5: 1000 и сельском 7,8: 1000.

Относительно большое число умственно отсталых в населении косвенно отражается на частоте их направления на судебно-психиатрическую экспертизу. В связи с этим олигофрении в судебно-психиатрической практике занимают значительное место.

Клинические проявления

Олигофрению в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития принято делить на идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия (греч. idiotea — невежество) — наиболее глубокое врожденное слабоумие. Больные с самого раннего возраста обнаруживают резкое отставание в развитии, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Научившись ходить, они передвигаются неуклюже, без содружественных движений рук и ног. Выражение лица у них обычно бессмысленное, иногда с оттенком довольства или с гримасой злобы.

Лицо часто одутловатое, язык толстый. Речь не формируется. Они способны издавать нечленораздельные звуки, отдельные слоги, зачастую повторяя их беспрестанно. По типу насильственных движений могут совершаться и другие моторные акты (маятникообразные движения головой, туловищем, атетозные движения конечностями). Навыками самообслуживания и опрятности они не овладевают.

Внешне поведение не мотивировано, могут наблюдаться отдельные импульсивные поступки, агрессия, членовредительство. Преобладает инстинктивная жизнь: прожорливость (больные могут брать в рот несъедобные предметы), открытый упорный онанизм. При идиотии нередко бывает выраженная очаговая неврологическая симптоматика.

Больные не могут жить в обычной семейной среде, их помещают в специальные интернаты.

Имбецильность (лат. imbecilis — слабый)—тупоумие. Начальные периоды развития у этих больных свидетельствуют о значительном отставании. Ходить больные начинают в 2—3 года, у них постепенно, хотя и с большой задержкой, формируется речь.

Речь взрослого имбецила отличается крайней бедностью словаря, аграмматизмами, затруднением в построении простых фраз. Пытаясь выразить какую-нибудь мысль, такой больной помогает себе мимикой, жестами, зачастую утрированными и карикатурными. Нередко отмечаются косноязычие, затруднение в произнесении отдельных слов и звуков.

речевой продукции обычно очень примитивно и сводится к просьбам об удовлетворении простейших желаний и потребностей. Моторика неразвита. Движения угловаты, плохо координированы. Мелкими точными ручными двигательными актами они не овладевают. Походка обычно неуклюжая, скованная, сгорбленная.

Выражение лица тупое, без тонкой мимической игры, мигание редкое. У многих больных отмечаются выраженные врожденные стигмы (приросшие мочки, оттопыренные уши, грубое строение лицевого черепа, дефектный прикус, гидроце- фальный или микроцефальный череп и т. д.), а также очаговые неврологические симптомы.

Такие больные овладевают навыками опрятности, способны к элементарному самообслуживанию. При обучении они могут научиться считать с опорой на конкретные признаки (на пальцах, отдельных предметах) в пределах десятка, различать монеты и бумажные деньги, называть знакомые предметы на картинках.

Однако читать, писать, составить последовательный рассказ в серии сюжетных рисунков они не могут. Им посильны некоторые трудовые навыки: под контролем они могут убрать квартиру, подмести и вымыть пол и т. д.

Иногда больные занимаются этим охотно, с роботоподобной настойчивостью, гордятся своими успехами и проявляют гнев вплоть до агрессии, если кто-нибудь насорит в убранной ими комнате. Их интересы ограничены лишь удовлетворением низших потребностей.

Фон настроения чаще благодушный, но может прерываться малообъяснимыми вспышками гнева с агрессией, иногда крайне жестокой. В некоторых случаях у таких больных отмечаются расстройства сексуального влечения, хотя в целом оно снижено. В период сексуального возбуждения они могут нападать на женщин с целью изнасилования, но особенно часто совершают опасные сексуальные действия в отношении малолетних девочек и мальчиков. Изредка такие лица сами становятся жертвами. Среди направляемых на судебно- психиатрическую экспертизу больных с имбецильностью немного.

Дебильность (лат. debilis — слабый, хилый)—легкая степень олигофрении. Такие больные с детства обнаруживают отставание в развитии, позже начинают ходить, говорить. Фразовая речь формируется к 3—4 годам. Зачастую у них долго отмечаются дефекты артикуляции.

Иногда они поступают в массовую школу, но учатся очень плохо, не могут полноценно осмыслить даже простой учебный материал. Вместе с тем неплохая механическая память, усидчивость и настойчивые усилия педагогов позволяют некоторым больным усвоить школьную программу начальных классов, но с обучением в средних классах они не справляются.

Многих приходится оставлять на второй год в 1—2-х классах, поэтому при дебильности рекомендуется обучение во вспомогательных школах.

Такие лица способны овладеть тем или иным видом труда, чаще неквалифицированного, трудовые процессы они выполняют механически, зачастую подражательно.

Интересы больных узки, сосредоточены главным образом на удовлетворении физиологических потребностей, развлечениях, их не занимает жизнь коллектива, а тем более отвлеченные вопросы, события.

Даже при удовлетворительном навыке чтения они почти не чи

тают книг, за исключением сказок, предпочитают посещать кино, смотреть телевизор. Выбор фильмов и телепрограмм случайный, в основном это детские и приключенческие ленты.

В отличие от имбецилов эти больные нередко могут обобщать полученный опыт, делать несложные умозаключения и практические выводы. В некоторых жизненных ситуациях, используя накопленный опыт, такие лица проявляют достаточную целенаправленность и активность. При дебильности преобладает конкретно-образное мышление.

Дебильность, как и олигофрению в целом, в зависимости от глубины интеллектуальной недостаточности принято делить на глубокую, среднюю — умеренно выраженную и легкую.

Выделяют также, преимущественно за рубежом, пограничную умственную отс'талость. В советской психиатрии и дефектологии предпочитают говорить о задержке психического развития, подчеркивая обратимость, возможность компенсации интеллектуального дефекта в этих случаях [Лебединская К. С., 1980].

Для лиц с задержкой психического развития характерны бедность словарного запаса, трудность в формировании своих мыслей, зачастую склонность к неправильному, недисциплинированному поведению в старших классах школы. При неплохой ручной умелости такие подростки справляются с учебными заданиями путем механического заучивания.

В отличие от дебилов им доступно чувство юмора, у них значительно меньшая внушаемость. В формировании пограничной умственной отсталости ведущая роль принадлежит неблагоприятным средовым факторам. По данным В. X.

Абрамович (1980), 40% таких подростков были из неполных семей, у 25,6% отмечались конфликты между родителями, у 44,1% родители страдали алкоголизмом.

Задержку психического развития следует рассматривать вне рамок олигофрении, как своеобразный дизонтогенез, имеющий иные происхождение и исход, чем врожденная умственная отсталость.

О. Е. Фрейеров (1964) указывал, что чем менее глубока дебильность, тем большим числом слов и понятий оперирует больной. Однако речь может быть резко дефектной и при небольшой дебильности. Иногда больной многословен, его речь довольно быстрая, но при анализе выявляются бедный словарный запас, многократное повторение одних и тех же штампованных фраз.

Изменения критических способностей при дебильности различны.

При легкой дебильности нередко сохраняются достаточная критическая оценка несложных ситуаций, возможных последствий своих поступков, понимание общепринятых норм поведения и требований закона.

Мнестические функции обычно недостаточны, но возможна хорошая механическая память: больные запоминают даты, факты, но использовать эти знания не в состоянии. Внимание у больных также нарушено.

Особое место среди клинических признаков дебильности занимают повышенная внушаемость и подчиняемость, вследствие чего такие лица легко подпадают под влияние других, соглашаются с любыми предложениями окружающих, отвечают в зависимости от наводящих вопросов.

Интеллектуальная недостаточность при дебильности обычно сочетается с эмоциональными и волевыми нарушениями. В зависимости от их выраженности выделяют «простой» тип дебильности [Певзнер М. С.

, 1963], при котором эмоционально- волевые расстройства незначительны, гипердинамический (эретический) и гиподинамический (торпидный) типы [Фрейе- ров О. Е., 1964]. Гипердинамическому типу свойственны растор- моженность, двигательное беспокойство, безмотивные аффективные разряды.

При гиподинамическом типе отмечается общая заторможенность психических процессов. Д. Н. Исаев (1971) выделяет у детей-олигофренов в зависимости от эмоционально- волевых проявлений астеническую, атоническую, дисфориче- скую и стеническую формы.

Специальный анализ эмоциональ- но-волевых расстройств при дебильности позволил в рамках этих основных типов обнаружить ряд характерных вариантов расстройств, имеющих особое значение для судебно-экспертной оценки [Чуркин А. А., 1980].

Описывается мориоподобный (эйфорический) вариант: больные беспечно-благодушны, безмятежны, но безынициативны, пассивно подчиняемы. Иногда они склонны к примитивным однообразным фантазиям, касающимся их узких интересов. На фоне постоянного довольства и повышенного настроения они могут становиться гневливыми, злобными.

Апатико-абулический вариант с низкой способностью к психическому напряжению, психомоторной заторможенностью, слабостью побуждений, иногда до аспонтанности.

Вялость, бездеятельность наряду с повышенной подчиняе- мостью в ряде случаев позволяют таким лицам довольно успешно учиться во вспомогательных школах, они овладевают несложными навыками и могут трудиться под присмотром своих близких или в лечебно-трудовых мастерских.

Дисфорический вариант с частыми аутохтонно возникающими расстройствами аффекта с расторможенностью, возбудимостью, неусидчивостью, иногда гиперсексуальностью. У взрослых дебилов дисфории могут возникать и вслед за психогенным или соматогенным воздействием. Выделяются также сходные с психопатиями варианты с преобладанием эксплозивной, истерической и тормозимой симптоматики.

Наконец, в рамках эмоционально-волевых расстройств при дебильности нередки нарушения влечений. Могут встречаться пиромании, реже — вагабондаж (дромомания) и достаточно часто— патология сексуального влечения. Обострение этих проявлений в пубертатном периоде нередко приводит к опасным действиям или непредсказуемому поведению таких больных.

Разделение больных по эмоциональным и волевым проявлениям правомерно не только с клинических позиций, но и на основании экспериментального исследования высшей нервной деятельности. С возрастом отмеченные эмоциональные и волевые нарушения могут стать более выраженными или, наоборот, смягчиться.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/3-1-37-sudebnaya-psihiatriya/72.htm

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Дебильность имбецильность идиотия

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей.

Происходит полное изменение личностных качеств.

Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам.

Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/umstvennaya-otstalost-u-detej-prichinyi-simptomyi-i-osobennosti-korrekczii

Дебилъность, имбецильность, идиотия и DSM-III

Дебильность имбецильность идиотия

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г.[1], умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

IQ

DSM-III

Международная система

Российская система

7 1 и выше

Норма

Норма

50-70

Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении

Дебильность

35-49

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Имбецильность

25-39

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

Идиотия

20 и ниже

Глубокая умственная отсталость

Дебильность – незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют.

Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны.

Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.

Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая

деятельность не становится ведущей.

В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.

Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК.

Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития.

У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития.

Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития.

Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам.

В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.

Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.

В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.).

Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.

Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще.

Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни.

Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

[1] Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксакова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 214.

Источник: https://psixologiya.org/razdely/specialnaya/1615-debilnost-imbeczilnost-idiotiya-i-dsm-iii.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий