Болезнь отсутствие логики

Нарушения логики мышления. Расстройства понятий

Болезнь отсутствие логики

В этом разделе представлены нарушения в сфере понятий, суждений и умозаключений, а также такие клинические феномены, как разорванность мышления, бессвязность мышления, тангенциальное мышление, лабиринтное мышление и паралогическое мышление.

Расстройство понятий. Е.Блейлер указывает, что существуют значительные отличия в том, «какое из чувств занимает первенствующее значение» в образовании понятий: зрительное, слуховое или двигательное. Он явно имеет в виду простые, конкретные понятия, содержание которых связано с чувствительной сферой.

Формирование простых понятий может быть нарушено у слепых и глухих от рождения, при ограниченных мозговых поражениях. Понятия у «идиотов, — говорит он, — не отходят далеко от восприятия органов чувств», «идиоты и имбецилики только не образуют сложных отвлечённостей и часто абстрагируют неверно».

Так, «идиоту доступны понятия «отец» и «мать», но не понятие родителей», он не отличает главного от второстепенного.

При нарушениях мышления Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам

Затруднения в понятиях Е.Блейлер советует отличать от затруднений в речи. Хорошее умение говорить и одновременно с тем недостаточность понятий он обозначает термином высшее слабоумие, отмечая, что представители его могут не только создавать ложное впечатление о силе своего ума, они «иногда играют большую роль» в обществе.

Автор приводит в пример известного «целителя силами природы», который, однако, был не способен разграничить понятия «противоположность» и «различие», «здоровье» и «чувство здоровья». «В трудных материях, — подчёркивает Е.Блейлер, — такая путаница понятий может случиться и с очень умным человеком».

«Столь частые в дедуктивных науках «соскальзывания» тем и объясняются большей частью, что два несколько разных понятия связываются общим термином и потом считаются за одно», — говорит он. У здоровых лиц и у пациентов символы могут замещать понятия. Так, «огонь любви» представляется как настоящий огонь и жжёт больную.

Сильно «передвигают» понятия психозы. Путём сгущения создаются новые понятия, при шизофрении понятия мыслятся неполно, часто не различаются или могут подменять друг друга. Факт уничтожения понятий при психозах, полагает Е.Блейлер, не доказан.

«Вообще говоря, — заключает автор, — аномалии в образовании, сохранении и изменении понятий ещё очень недостаточно изучены».

С формальной точки зрения картина расстройства понятий может быть представлена так:

1.Неадекватность содержания понятий — включение в понятие каких-то случайных признаков либо, напротив, исключение релевантных. Расстройство может относиться к разным типам понятий — от конкретных до абстрактных. Так, указывается, что из кирпича «можно строить» и «кирпич состоит из глины и песка».

В понятии «город» выделяется «много высоких домов и есть заводы» или «в городе широкие улицы и есть театры». Или понятие «научный семинар» воспринимается как «секта», так как «многие секты начинают с обсуждения в узком кругу каких-то научных проблем». Тем самым меняются объёмы понятий и сфера их приложения.

Эта изменчивость содержания и объёма понятий более характерна, по-видимому, для психиатрических пациентов.

2. Нарушение тождества понятий — различение идентичных понятий по каким-то несущественным признакам. Например, текст на бумаге — «это книга», но тот же текст на магнитном носителе — «это диск», не имеющий с книгой ничего общего.

3. Нарушение соподчинения понятий — восприятие одного понятия, включённого в состав другого, как самостоятельного, никак не связанного со вторым. Например, группа лиц с общими политическими взглядами, то есть партия, выводится из состава понятия «народ», ей могут даже присваиваться обособляющие названия.

4. Нарушение различения пересекающихся понятий — восприятие понятий с общими признаками как одинаковых либо как совершенно разных. Например, «страна» и «государство» либо отождествляются, либо разводятся в разные стороны: «это одно и то же» или «это две большие разницы, государства уходят и приходят, а страны остаются».

5. Нарушение различения полярных понятий — противоположные понятия разграничиваются так, что они не включаются в состав другого, общего для них. Так, пациент не может указать понятие, включающее в себя такие понятия, как «любовь» и «ненависть», «умножение» и «деление», «дружба» и «вражда».

6. Редукция понятий (от лат. reductio — возвращение, отодвигание вниз) — отождествление содержания простого понятия с содержанием более сложного понятия, низведение сложного к простому или нормального к анормальному.

Например, понятие «любовь» редукционист считает идентичным таким понятиям, как «секс», «условный рефлекс», «любовная аддикция»; «гениальность» он приравнивает к «сумасшествию», а «интеллигентность» — к «мечтательности» или «нерешительности» и т. п.

7. Компликация понятий (от лат. complicatio — запутанность, осложнение) — обеднение содержания сложного понятия до содержания более простого понятия, возведение простого к сложному, болезненного к нормальному. Например, «разум» понимается так, что им наделяются другие живые существа.

«Любят» и «ненавидят», как выясняется, не только люди, то же умеют делать и животные; плоды болезненного воображения принимаются за нечто гениальное, а сочинение параноика — за выдающееся научное открытие или художественное событие.

Таким же образом происходит идеализация какого-то человека, так что вполне заурядная личность наделяется необыкновенными качествами, делается властителем дум, кумиром, звездой и т. п.

К содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/narusheniya-logiki-myshleniya-rasstroystva-ponyatiy

Симптомы расстройства мышления, часть первая

Болезнь отсутствие логики
 

Выискивает, собака,

Мыслящих инако.

© Леонид Филатов

Положа руку на сердце, следует признать, что отыскивать какие-то закономерности в мыслительном процессе — дело чрезвычайно сложное и неблагодарное.

Если уж одно и то же усреднённое яблоко, соприкоснувшись с головами представителей статистически достоверной подборки, может дать на выходе что угодно – от набора сложных многоэтажных синтаксических конструкций, кои не могут быть приведены в отчёте, минуя вывод о необходимости носить каску, до закона всемирного тяготения — что говорить о предпосылках, дающих в сумме такой результат! А уж нарушений, которые могут произойти в столь сложном процессе, так и вовсе легион. И всё же, некоторые общие закономерности описаны.

Рассматривая симптомы нарушения мышления, уместно будет выделить отдельно нарушения (патологию) ассоциативного процесса мышления и нарушения (патологию) суждений.

Патология ассоциативного процесса

В зависимости от того, какая часть ассоциативного процесса мышления пострадала, можно условно разделить эти нарушения следующим образом.

По темпу:

Ускорение темпа мышления, когда человек совершает обработку информации, принимает решение и генерирует идеи заметно быстрее окружающих. Очень характерно для маниакальных состояний, где это ускорение может быть выражено вплоть до «скачки идей»;

Замедление темпа мышления. Обдумывание и принятие решений затягивается, иногда настолько, что попытка беседы превращается в обоюдную пытку для её участников, а если второй собеседник будет к тому же ещё и в маниакальном состоянии (см. предыдущий абзац) — недалеко и до членовредительства.

Ментизм — непроизвольный наплыв мыслей, когда эти самые мысли вторгаются помимо воли человека в его размеренный мыслительный процесс, здорово мешают и дезорганизуют его деятельность. Как бы вам понравилось, скажем, если бы наплыв размышлений о судьбах отечества застал вас за просмотром порнофильма?

Остановка (закупорка, шперрунг) мышления — непроизвольный обрыв, остановка течения, отсутствие мысли. Думали, думали — и всё. Тупик. Обрыв. И никаких мыслей. И что ни диалог продолжить, ни дело сделать нет никакой возможности. Застыли, ждём, когда всё снова тронется.

По подвижности, живости процесса:

Детализация — в процесс мышления постоянно вовлекаются второстепенные несущественные подробности. Это как если бы вас в непринуждённом разговоре о погоде осчастливили бы классификацией облаков и среднегодовыми нормами температуры и осадков.

Обстоятельность — выраженная детализация с систематическим застреванием на деталях и побочных ассоциациях. К предыдущим деталям наверняка добавилась бы роза ветров, обсуждение испорченной экологии и координаты наиболее достойных доверия бюро прогноза.

Вязкость — ярко выраженная обстоятельность, при которой мышление становится непродуктивным, отследить изначальную мысль не представляется возможным, равно как и то, в каком направлении шёл разговор изначально — в общем, к четвёртому часу дискуссии вы, скорее всего, будете мучительно решать, кому бить морду: Гринпису, метеорологам или собеседнику.

По грамматическому строю речи:

Речевые стереотипы — штампованные обороты или использование вопроса для построения ответа; это когда в речи используются клишированные, штампованные обороты («итак, о чём я говорил….

», «ну, как говорится, вернёмся к нашим баранам», «как говорил один мой знакомый — впрочем, вы его не знаете…

»), а также использование вопроса для построения ответа: «Как моя фамилия? А фамилия моя слишком известная, чтобы я вам её тут называл!»

Вербигерация — бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз, окончаний слов или отдельных звуков;

Бессвязность – «словесная окрошка», набор отдельных слов или словосочетаний, лишённых логического и грамматического строя (не путать со стихотворением «Мама, папа, ложка, кошка»)

По целенаправленности:

Витиеватость — это когда, чтобы выразить даже простую мысль, человек прибегает к массе сравнений, выдержек из различных источников, метафор и поговорок, формул и научных терминов там, где надо было просто сказать: «иди в задницу». А теперь представьте, как будет звучать объяснение в любви.

Соскальзывание — его можно представить следующим образом. Пациент рассуждает, к примеру, о кошках. Рассуждает вполне связно и здраво. Вдруг, зацепившись за то, что некоторые из них бывают серыми, вспоминает сентенцию «в темноте все кошки серы» и далее выдаёт пространное рассуждение на тему взаимосвязи кошек, темноты, демонического начала в кошачьей душе…

после чего как ни в чём не бывало возвращается к обсуждению того, какие они, в сущности, милые и пушистые создания.

Почему соскальзывание? Потому что выглядит, будто пациент, идя по дорожке рассуждений, поскользнулся, опершись на незначительную, слабую, не имеющую прямого отношения к делу ассоциацию и какое-то время проехался на ней, после чего вернулся на прежнюю, проторенную дорожку.

Резонёрство —

Источник: https://dpmmax.livejournal.com/87266.html

Какие бывают нарушения мышления? Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация

Болезнь отсутствие логики

Каждый человек живет по индивидуальному сценарию отражения действительности.

Один может видеть пустыню, другой – остров цветов среди песка, для одних солнце светит, а другим оно кажется недостаточно ярким.

То, что каждый человек по-разному видит одну и ту же ситуацию, зависит от важного психического процесса – мышления. Мы анализируем, оцениваем, сравниваем, выполняем математические действия благодаря ему.

Изучением особенностей мышления занимаются многие специалисты, чаще всего это психологи и психиатры. В плоскости психологии существует много различных тестов, которые обладают валидностью и надежностью.

Проводится диагностика мышления для определения нарушений, а также поиска методов развития мышления. На базе психиатрических знаний можно определить патологические процессы мышления.

После этого организовывается медикаментозная помощь людям, у которых наблюдается патологическая работа этого психического процесса. Какие же могут наблюдаться нарушения мышления?

В чем состоит норма отражающего реальность психического процесса?

По сегодняшний день многие специалисты спорят, как правильно дать определение сложному психическому процессу – мышлению. Но до сих пор не нашлось полного и содержательного тезиса, который бы освещал всю работу, которую оно проводит в нашем сознании.

Этот психический процесс является частью интеллекта вместе с другими (памятью, воображением, вниманием и восприятием). Мышление трансформирует всю полученную информацию извне, переводя ее в плоскость субъективного восприятия окружающей человека среды.

Выразить субъективную модель реальности человек может с помощью языка, речи, это и отличает его от других живых существ. Именно благодаря речи человек называется высшим разумным индивидуумом.

Воспринимая различные ситуации, с помощью речи человек выражает свои выводы, показывает логику своих суждений. Процессы мышления в норме должны соответствовать нескольким критериям.

  • Человек должен адекватно воспринимать и перерабатывать всю информацию, которая к нему поступает извне.
  • Оценка человека должна находиться в рамках принятых в обществе эмпирических оснований.
  • Существует формальная логика, которая в большей степени отражает нормы и законы всего общества. Выводы по поводу какой-либо ситуации должны основываться на этой логике.
  • Процессы мышления должны протекать в соответствии с законами системной регуляции.
  • Мышление не должно быть примитивным, оно сложноорганизованное, поэтому в норме отражает большинство понятий общепринятой структуры мира.

Эти критерии не подгоняют всех людей под общие правила существования. Никто не отменял индивидуальность человека. Речь идет о большинстве как о норме. Элементарный пример: многие считают, что кушать после 21.

00 вредно, поэтому все, ужинающие позже, не входят в нормальные рамки. Но в целом отклонением это не считается. Так и с мышлением.

Некоторые несовместимости с общепринятой структурой мира формальной логикой могут быть, если только это не грубые нарушения мышления.

Методы диагностики

Для того чтобы определить логичность, гибкость, глубину, критичность мышления, насколько развиты его виды, существует много способов исследования этого психического процесса.

У медиков больше практикуется обследование на органическом уровне, диагностика нарушений мышления проводится с помощью общепринятого медицинского оборудования. Они смотрят через аппараты, ищут патологические очаги, проводят МРТ, энцефалограмму и так далее. Психологи в своей работе используют тестовые материалы.

Диагностика мышления в психологии может осуществляться также с помощью спланированного наблюдения и естественного или лабораторного эксперимента. Самые распространенные тесты для определения особенностей мыслительной деятельности: методика “Исключение понятий”, тест Беннета, изучение ригидности мышления и так далее.

Для определения нарушения мышления у детей можно использовать “Раздели на группы”, “Обведи контур”, “Найди отличия”, “Лабиринт” и другие.

Причин нарушений сложного психического процесса, отражающего реальность в нашем сознании, может быть множество. Даже в настоящее время специалисты не пришли к единому мнению по поводу некоторых патологических нарушений в мышлении человека. Они возникают из-за органических повреждений, психозов, неврозов, депрессий. Рассмотрим причины основных отклонений.

  1. Когнитивные расстройства. Они делают низким качество мыслительных операций. Эти расстройства могут происходить на разных уровнях организации человеческого организма. На клеточном уровне они мешают больному адекватно воспринимать окружающую реальность, за этим следуют неправильные решения по поводу происходящего. Это такие патологии, как болезнь Альцгеймера (деменция из-за органических поражений сосудов головного мозга), шизофрения. При поражении височных долей мозга происходит нарушение памяти и мышления, что не позволяет человеку выполнять привычную деятельность, организовать и классифицировать предметы. При плохом зрении человек получает искаженную информацию, поэтому суждения и выводы у него могут быть несоответствующими жизненным реалиям.
  2. Патологии форм мышления берут начало от психозов. При этом человек не способен упорядочить информацию на основе общепринятой логики вещей, поэтому делает нереалистичные умозаключения. Здесь наблюдается разорванность мыслей, отсутствие любых связей между ними, а также восприятие информации по внешним критериям, нет ассоциативной связи между ситуациями или предметами.
  3. Расстройства содержания мыслей. Из-за слабости системы восприятия (в частности, преобразования внешних раздражителей) возникает “перекос” акцента с реальных событий на события, которые субъект определил, как имеющие для него большую ценность.
  4. Недостаточность системной регуляции. Мышление человека устроено таким образом, что в проблемной ситуации он ищет пути выхода на основе предшествующего опыта и переработки информации в данный промежуток времени. В норме системная регуляция помогает человеку абстрагироваться от окружающего дискомфорта, взглянуть на проблему со стороны, задавать себе вопросы и искать конструктивные ответы одновременно, создавать общий план действий. При недостатке этой регуляции человек не может быстро и эффективно найти выход из сложившейся ситуации. Такие нарушения мышления могут быть из-за эмоциональных перегрузок, травм, опухолей головного мозга, токсических поражений, воспалений в области лба.

Виды патологического мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.

Патологии операционной стороны психического процесса

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий.

Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях.

Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.

Нарушения, затрагивающие динамику мышления

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

  • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
  • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
  • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
  • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
  • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

Что значит расстройства личностного компонента?

Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.

  • Разноплановость. Какая либо ценность, суждение, вывод могут “располагаться” в разных плоскостях мышления. При сохранном анализе, обобщении и сравнении у человека какое-либо задание может протекать в направлениях, между собой никак не связанных. Например, зная, что нужно заботиться о питании, женщина может покупать самые изысканные блюда кошке, а не своим детям. То есть задание и знания адекватные, отношение к поставленной цели и выполнение задания патологичны.
  • Резонерство. Мышление человека с такой патологией направлено на “решение глобальных проблем”. По-другому это нарушение называется бесплодные рассуждения. То есть человек может тратить свое красноречие, наставлять, замудренно выражаться без особого на то повода.
  • Витиеватость. Когда человек что-то объясняет, то тратит очень много слов и эмоций для этого. Тем самым в его речи присутствуют лишние рассуждения, которые затрудняют процесс общения.
  • Аморфность. Иначе говоря, это нарушение логического мышления. При этом человек путается в понятиях и логических связях между ними. Посторонние люди не могут понять, о чем он говорит. Сюда относится еще разорванность, при которой нет связи между отдельными фразами.

мышления – что это?

мышления – это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира – индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.

Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.

Обессии у человека

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может.

Навязчивые мысли, идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки.

Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений префронтальной коры, базального ганглия, поясной извилины.

Сверхценные эмоциональные идеи

Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс – нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях.

Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.

Бред как расстройство мыслительного процесса

Является грубым нарушением мыслительного процесса, так как у человека возникают умозаключения и представления, не соответствующие его ценностям, реальности, общепринятым законам логики. Пациент их считает правильными, и его невозможно убедить в обратном.

Источник: https://FB.ru/article/162390/kakie-byivayut-narusheniya-myishleniya-narushenie-myishleniya-prichinyi-simptomyi-klassifikatsiya

Нарушение логического, ассоциативного процесса мышления и динамики

Болезнь отсутствие логики

Исследователи до сих пор не определились, что представляет собой мыслительный процесс. Считается, под ним следует понимать одну из высших психических функций, посредством которой человек воспринимает и обобщает информацию об окружающей его действительности.

Однако под воздействием внешних факторов люди могут частично или полностью потерять такую способность. Нарушения мышления носят как временный, так и постоянный характер, и могут быть следствием психических и иных расстройств.

О мышлении

Мышление является специфической особенностью, которой обладает человек. Посредством мыслительной деятельности люди устанавливают существующие взаимосвязи между различными внешними объектами и явлениями.

Также этот процесс позволяет определить субъективное отношение человека к предметам и событиям реального мира.

В результате за счет мышления формируется определенное восприятие окружающей действительности (точка зрения), выразить которое люди могут при помощи речи.

По сути, данный процесс позволяет человеку не только составить представление о реальном мире, но и понять его. Причем мыслительная деятельность связана не только с конкретными объектами, но и с абстрактными понятиями.

В последнем случае речь идет о процессе обобщения текущих реалий: стихийные бедствия, мебель и так далее. В ходе эволюционного развития у человека сформировалась способность объединять несколько объектов или явлений по определенному признаку. Такие умения носят название абстрактное мышление.

Формирование картин внутреннего и внешнего мира происходит за счет анализа причинно-следственных связей.

При этом человек, опираясь на собственные способности, подвергает полученные в ходе мыслительного процесса результаты проверке, основываясь в своих суждениях на ранее приобретенном опыте.

Например, если ребенок, приблизившись к краю кровати, упал, то в будущем, достигнув той же точки, он сможет представить дальнейшее развитие событий и принять соответствующее решение.

Нарушение мышления диагностируется при условии, если человек не соответствует следующим критериям:

  1. Он способен адекватно обрабатывать поступающую информацию.
  2. Оценки человека должны соответствовать принятым в социуме эмпирических оснований.
  3. Выводы и суждения должны соответствовать нормам формальной логики, принятым в обществе.
  4. Мыслительный процесс отвечает законам системной регуляции.
  5. Мышление является сложноорганизованным. В случае, если большинство суждений человека носят примитивный характер, то это обстоятельство может указывать на наличие некоторых расстройств психики.

Важно отметить, что приведенные критерии являются общими. То есть, не соответствие одному из них не может считаться отклонением в рамках принятых эмпирических, логических и иных оснований.

Например, установлено, что еда после 9 вечера вредит здоровью. Если большинство людей соблюдают это правило, а несколько человек отказываются, то поведение последних не считается признаком психических расстройств.

В медицинской практике принято выделять следующие виды нарушения мышления:

  • динамики мышления;
  • логического (личностного) мышления;
  • ассоциативного (операционного) мышления.

Ввиду того, что мышление представляет собой сложноорганизованный процесс, который подвергается изменениям под влиянием множества факторов, определить наличие нарушений не всегда удается даже опытному специалисту.

к оглавлению ↑

Особенности нарушений мыслительной динамики

Нарушение динамики мышления проявляет себя в виде следующих процессов.

к оглавлению ↑

Повышение скорости мыслительного процесса

Это нарушение мышления характеризуется скачками идей. Человек не может остановиться и постоянно продуцирует их посредством речи, выдавая в окружающий мир огромный поток ассоциаций. Причем сама речь остается бессвязной и скачкообразной.

Любые выводы возникают неожиданно под воздействием какого-либо внешнего или внутреннего раздражителя. Суждения об объектах носят поверхностный характер.

Из-за нескончаемого потока информации у человека с таким типом нарушений нередко садится голос.

Указанная симптоматика дополняется следующими симптомами:

  • активная жестикуляция;
  • экспрессивное поведение;
  • сохранение способности к анализу текущей действительности;
  • высокая отвлекаемость.

Важной особенностью данного типа расстройства является то, что в высказываниях больного, несмотря на их поверхность, скрывается определенный смысл. Человек при нарушении динамического мышления осознает свои действия и понимает совершаемые ошибки. Он сохраняет способность по их устранению.

к оглавлению ↑

Инертность мышления

Нарушение мышления данного типа характеризуется следующими признаками:

  • замедленный процесс формирования ассоциаций;
  • наличие заторможенности;
  • отсутствие способности к формированию собственных мыслей.

Человек сохраняет способность говорить, однако ответы на вопросы будут краткими и односложными. Больной с серьезными затруднениями переходит на новую тему разговора.

к оглавлению ↑

Отсутствие последовательности в суждениях

При таком отклонении наблюдается неустойчивый характер суждений и ассоциаций. Однако больной может достаточно хорошо анализировать текущую ситуацию, воспринимать и обобщать полученную информацию. Нарушение мышления данного типа возникает на фоне психических расстройств, а также при патологиях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания).

к оглавлению ↑

Появление откликаемости

Под откликаемостью понимается нехарактерное для здорового человека поведения, при котором больной постоянно и бессвязно включает в свою речь видимые объекты. Кроме того, у пациентов наблюдается дезориентация в пространстве и времени, они могут забыть определенные даты, имена и события. Речь больного становится бессвязной.

В основном откликаемость диагностируется у людей с сосудистыми патологиями головного мозга.

к оглавлению ↑

Соскальзывание

Данный эффект проявляет себя в виде неожиданного ухода от текущей темы рассуждений. Причем человек соскальзывает к бессвязным ассоциациям. Со временем больной вновь возвращается к начальной теме. Соскальзывание происходит эпизодически и внезапно. Наиболее часто данный эффект отмечается при шизофренических расстройствах.

к оглавлению ↑

Нарушения личностного мышления

К нарушениям логического мышления относятся следующие явления.

к оглавлению ↑

Неспособность обобщать мысли

Разноплановость мышления характеризуется отсутствием целенаправленности в действиях больного. Последний попросту не в состоянии обобщить несколько объектов, выделив в них один или несколько признаков.

При этом пациент сохраняет способность к классифицированию предметов, но осуществляет такие действия, основываясь на личностных предпочтениях: привычка, вкусовые ощущения и другое.

В выводах больного отсутствует объективное суждение.

к оглавлению ↑

Резонерство

Характерным признаком резонерства является бессвязные и длительные рассуждения, которые ведутся без конкретной цели. Логика суждений в речи полностью или частично отсутствует.

Слова и фразы не имеют видимой связи между собой. Человеку в момент, когда он произносит речь, не нужен слушатель. Ему не важно, откликается ли кто-то на высказываемые им мысли. Больному необходимо высказаться.

Резонерство часто отмечается у людей, страдающих от шизофрении.

к оглавлению ↑

Бредовое состояние

Бредовое состояние представляет собой нарушение мыслительного процесса, при котором информация, высказываемая больным, носит абстрактный характер.

То есть, в произносимых словах и фразах отсутствует видимая связь с объективной реальностью и окружающей обстановкой.

Причем сам человек полностью уверен в том, что его умозаключения являются истинными. Убедить его в обратном не удается. В качестве примера подобных явлений можно привести состояние анорексии.

Человек «видит» излишки веса и стремится избавиться от него всеми возможными способами.

к оглавлению ↑

Отсутствие критичности мышления и навязчивость

Отсутствие критического восприятия приводит к тому, что в действиях пациента исчезает целенаправленность. Больной не способен регулировать свои поступки.

Характерным признаком навязчивого состояния являются фобии.

По мере своего развития данная проблема приводит к постепенному расстройству личности.

к оглавлению ↑

Нарушения ассоциативного мышления

Расстройства ассоциативного мышления проявляются в виде:

  1. Неспособность к обобщению. Пациент частично теряет способность проводить обобщения, то есть, выявлять признаки, характерные для нескольких объектов. Вместо этого пациент классифицирует последние, согласно специфическим, отдельным связям. Такие проблемы встречаются у больных эпилепсией, энцефалитом, олигофренией.
  2. Искаженные обобщения. Обобщения проводятся на основе отдельных характеристик объекта. Например, человек, видя колесо, определяет, что оно круглое. При этом больной не способен определить функциональное назначение этого предмета. Искаженные обобщения выявляются у пациентов с шизофренией и психопатией.

Выше уже было отмечено, что нарушения мыслительного процесса возникают по множеству причин. Более того, сегодня нет единого мнения по поводу взаимосвязи между отдельными заболеваниями и патологическими изменениями. Рассматриваемые нарушения возникают часто из-за следующих проблем:

  1. Расстройства когнитивного характера. Снижение интеллектуальных способностей происходит на фоне развития деменции, болезни Альцгеймера, шизофрении. При таких нарушениях человек не всегда и не полностью отдает себе отчет в происходящем, теряет способность контролировать своими действиями. В зависимости от области поражения головного мозга существует вероятность того, что больной начнет воспринимать окружающую действительность в искаженном виде.
  2. Психозы. Психозы негативно сказываются на мыслительных процессах человека, вследствие чего последний перестает адекватно реагировать и воспринимать окружающий мир. Его суждения часто не соответствуют общепринятой логике. Больной выражает бессвязные мысли.

к оглавлению ↑

Методики исследования нарушений

Исследованием нарушений мышления занимается психолог. При подозрении на наличие подобных патологических изменений изначально для их диагностирования применяются инструментальные методы:

  1. МРТ.
  2. Энцефалограмма.
  3. УЗИ и другое.

Инструментальные методы исследования позволяют установить наличие очага поражения в головном мозгу и выявить патологии, способные привести к нарушению мышления. После завершения этого этапа диагностики работу с пациентом проводит психолог.

С целью установления характера изменений и формы патологических нарушений проводятся различные тесты. В частности, при расстройствах операционного мышления нарушениях применяются методики:

  • классификации;
  • исключения;
  • формирования аналогий;
  • определение понятий путем сравнения нескольких предметов;
  • выявление переносного смысла устоявшихся выражений (пословицы, метафоры);
  • рисование пиктограмм.

Каждый из этих методов позволяет оценить способности человека к обобщению поступающей информации, формированию представления о них и другие важные факторы, на основании которых ставится конечный диагноз.

Нарушения мыслительных способностей человека возникают в основном при психических расстройствах и заболеваниях, поражающих структуру головного мозга.

Подобные расстройства проявляются в виде бессвязного выражения собственных мыслей, неправильных суждениях о объектах и процессах реального мира.

Для постановки точного диагноза и выявления истинного характера нарушений мышления потребуется проведение психологического тестирования пациента.

Источник: https://oinsulte.ru/kognitivnye/soznanie/vidy-narusheniya-myshleniya.html

Расстройства логической основы мышления

Болезнь отсутствие логики

      
      

      Физиологические основы мышления были глубоко исследованы русскими учеными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым, но мышление не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата, так как оно неразрывно связано с корой головного мозга, с трудовой и речевой деятельностью человека.

       

      Что такое мышление и виды расстройств мышления

       
      Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности в виде целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания связей и отношений вещей. Мышление формируется в процессе общественной и трудовой деятельности и выражается в форме понятий и категорий, сформированных предыдущим опытом человечества. Мышление преобразует ощущения и восприятия действительности, что позволяет человеку получать всесторонние знания о свойствах предметов, отношениях между ними и отношениях в человеческом обществе.
       
      Процесс мышления осуществляется в виде определенных действий (операций): анализа (разделения целого на составляющие), синтеза (соединения отдельных составляющих в единое целое), сравнения (сопоставления признаков и свойств исследуемого объекта), обобщения (выделения признаков, общих для многих предметов), абстрагирования (выделения одной из сторон предмета или явления и не обращение внимания на остальные) и конкретизации (рассмотрения конкретного предмета или явления с точки зрения общих закономерностей).
       
      Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся признаков при психических заболеваниях. Они могут быть трех видов: нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мышления (например, замедленность или вязкость мышления у некоторых больных) и нарушения мотивации (в качестве существенного выступает то, что не соответствуют жизненным целям человека) мышления.
       
      Нарушения операционной стороны мышления (главным образом, операций обобщения, абстрагирования и конкретизации) приводят к нарушениям логики мышления в виде резонерства, формализма, патологической обстоятельности мышления, неясного и паралогического мышления и другого.
       

      Резонерство

       
      Резонерство — это склонность к пространным, скучным и длинным рассуждениям нравоучительного характера о чем-либо. Больные при этом не принимают во внимание конкретные факты и обстоятельства и не стремятся достичь в своих рассуждениях определенной цели или сделать какие-то выводы. В результате речь принимает беспредметный характер. Такие речи обычно витиеваты, высокопарны и многословны — это речи ни о чем. Например, на вопрос об отношениях в его семье больной может долго и пространно рассуждать о семейных отношениях, не касаясь ничего конкретно.
       
      Резонерство может быть достаточно безобидным, проявляясь пространными рассуждениями и прописными истинами, которые подаются с самым многозначительным видом. Но резонерство может быть и признаком психических заболеваний. Так, для шизофрении характерно короткое резонерство: короткие общие неопределенные ответы на конкретные вопросы, например, на вопрос о том, как его дела, больной отвечает, что в наше время никто не может знать, как его дела. При эпилепсии резонерство проявляется в виде длинных нравоучений, поучений, подчеркивающих превосходство больного над окружающими его людьми.
       

      Формальное мышление

       
      Формализм — это приверженность к соблюдению внешней формы в ущерб существу дела. При этом человек уделяет внимание не реальному значению факта или сущности явления, а какому-то формальному его выражению. Например, на вопрос о том, где проживает больной, он может ответить, что не проживает, а проживала, так как сейчас он находится в больнице, а на вопрос о том, чем он занимается, он отвечает, что лежит в кровати. В таких ответах видна только лишь внешняя сторона дела, а сути нет.
       
      Формализм мышления психически больных людей может проявляться буквальным толкованием пословиц и поговорок — такие больные не в состоянии понять их иносказательный смысл. Формальное мышление характерно для больных шизофренией.
       

      Патологическая обстоятельность мышления

       
      Патологическая обстоятельность мышления (вязкость) — это высокая детализация любой речи, при которой теряется ее смысл и суть. Такие больные неспособности отделить главное от второстепенного, то есть происходит нарушение операций обобщения и абстрагирования. Мысли и сведения излагаются не в логической, а пространственно-временной последовательности, начинаясь издалека и сопровождаясь повторами, остановками, и настолько медленным рассказом, что больные часто забывают, что именно они пытаются сказать. Патологическая обстоятельность мышления характерна для больных эпилепсией.
       

      Неясное мышление

       
      Неясное мышление — это мышление без определенной цели, с логически необоснованными переходами от одной мысли к другой, без учета времени и места событий. Речь таких больных расплывчата, с нарушением последовательности и постоянной потерей нити разговора. Они просто говорят то, что придет в голову, перескакивая с одного события на другое, не отграничивая прошлое от настоящего. Например, при вопросе о самочувствии больной рассказывает всю свою жизнь, перескакивая с одного события на другое. Этот вид нарушения мышления характерен для шизофрении.
       

      Паралогическое мышление

       
      Паралогическое мышление отличается предвзятым направлением мыслей, при этом учитываются только те явления, которые соответствуют убеждениям больного. Все, что противоречит этим убеждениям, считается неправильным. Например, потеря посылки на почте рассматривается как кража, возможность других причин просто не рассматривается.
       
      При этом все рассуждения больного выглядят для окружающих странно и нелогично. Этот вид нарушения мышления характерен для больных шизофренией.
       
      Признаки расстройства логического мышления имеют большое значение в диагностике психических заболеваний.

Источник: http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=3218

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий