Бихевиоризма достоинства и недостатки

11. Основные характеристики бихевиоризма

Бихевиоризма достоинства и недостатки

1Ярко выраженный естественно-научный уклон; предметом изучения не может быть «переживание», а должно стать поведение

2Внешняя и внутренняя активность характеризуется понятием «реакция»
— это те изменения организма, которые могут быть зафиксированы
объективными методами (движения, секреторная деятельность)
3Описательная и объяснительная схема 5—> Р; характер реакции
определяется стимулом; эта схема распространима и на человека, и на
животных
4Законы научения универсальны, поэтому результаты в экспериментах с
крысами могут быть перенесены и на человека

12. Задачи бихевиоризма

1. Выявить и описать2. Исследовать процесс их
типы реакцийобразования

3. Изучить законы их комбинаций — образования сложного поведения

ДостоинстваНедостатки
Он внес в психологию сильный крен в естественно-Недоучет сложности
научную сторонупсихической деятельности
Он ввел объективный метод, основывающийся наИзлишнее сближение
регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов,психики животных и
процессов и событий (благодаря чему получиличеловека
бурное развитие инструментальные приемы
исследования психических процессов).Игнорирование процессов
сознания
Был чрезмерно расширен класс исследуемых
объектов, стало интенсивно изучаться поведениеИгнорирование высших
животных, младенцев и пр.
форм научения,
творчества, самоопре-
В его разделах были значительно продвинуты
деления личности и пр.
отдельные разделы психологии, в том числе
проблемы научения, образования, навыков и пр.
заслуга
внес в изучение человеческой деятельности научную строгость и
показал, как ею можно управлять
14. Принципы гуманистической
психологии
Гуманистическая психология
ПринципЛичность является целостным образованием, не сводимым к своим
составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю
целостностиличность. Цельность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого
человека. Именно поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы,
самоотношение, самовосприятие личности
ПринципПрирода человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на
изучение здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными
позитивностивнутренними ресурсами их решения. Жесткому внешнему детерминизму
противопоставлены самодетерминация и самодостаточность
Этот принцип призван объяснить наличие внутренних потенций. Как любое
существо, человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и
реализации. К. Роджерс приводит такую аналогию: зерно, брошенное в землю,
растет, развивается и в итоге дает плоды (результаты). Точно также и каждый
Принципчеловек: природа дает силы для роста, развития и саморегуляции, т. е. для
позитивностивыбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к
приумножению добра в. этом мире. Следовательно, самое главное — это
«актуализация человеческого потенциала». Развитие не имеет предела.
Человек обладает огромным творческим потенциалом, но, для того чтобы он
был реализован, человек должен быть активен

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/2899086/page:51/

Главные идеи и представители бихевиоризма

Бихевиоризма достоинства и недостатки

Бихевиоризм — это один из подходов к изучению поведенческих моделей людей и животных. Бихевиоральное направление начало развиваться в XX в. среди американских ученых, но быстро заинтересовало представителей науки других стран. Однако несмотря на наличие рационального зерна, бихевиоризм часто подвергается критике за то, что недооценивает сложность человеческого поведения.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — особый подход в изучении поведения, который рассматривает стимулы наблюдаемой животной или человеческой деятельности.

Общая характеристика бихевиоризма

Классический бихевиоризм рассматривает действие как механическую реакцию на внешние раздражители. Бихевиористы утверждают, что то, что делают люди или животные, полностью определяется условиями окружающей среды. Это модель «стимул-реакция». Таким образом, бихевиористов интересуют только стимулы, а не психические процессы или намерения, ведущие к действию.

Бихевиоризм — позитивистский подход, он рассматривается как часть естествознания. Во внимание принимаются только научные измерения и экспериментальные данные. Т.е. отвергается идея о том, что люди обладают свободой воли, а окружающая среда определяет все поведение.

Основные положения бихевиоризма

Бихевиоризм — научное исследование наблюдаемого поведения, основанное на том, что поведение может быть сведено к изученным единицам.

Он отличается от большинства других подходов тем, что рассматривает людей и животных как контролируемых их окружающей средой существ. Т.е. люди и животные являются результатом того, что их окружает.

Этот подход связан с тем, как факторы окружающей среды (стимулы) влияют на наблюдаемое поведение (реакцию).

В бихевиоральном направлении разум не существует как отдельный фактор, влияющий на поведение. Т. е. все психические состояния, включая ценности, убеждения, мотивы и причины, могут быть объяснены только с точки зрения наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм — основные идеи: этот подход предлагает 2 процесса, посредством которых люди учатся в своей среде: классическое обусловливание и оперантное обусловливание.

Классическое обусловливание включает в себя обучение по ассоциации, а оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения.

Бихевиоризм также верит в научную методологию (например, контролируемые эксперименты), и что следует изучать только наблюдаемое поведение, потому что это может быть объективно измерено.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое рассматривает подход как объективную экспериментальную ветвь естествознания. Ее теоретической целью является предсказание и контроль поведения. Самоанализ не является существенной частью его методов, а научная ценность данных не зависит от готовности интерпретации с точки зрения сознания.

Бихевиорист, пытаясь получить единую схему реакции животных, не признает разделительной линии между человеком и животным. Действие человека, со всей своей утонченностью и сложностью, формирует только часть одной схемы исследования бихевиоризма.

Влияние бихевиористского подхода с акцентом на манипулирование поведением с помощью моделей подкрепления и наказания можно увидеть во многих практических ситуациях.

Терапевтические методы, основанные на процессах кондиционирования, называют модификацией поведения или поведенческой терапией.

Методы, основанные на оперантном обусловливании, называют изменением поведения, а техники, основанные на принципах классического обусловливания, называют поведенческой терапией.

Модификация поведения — это метод, который используется для изменения или удаления нежелательного поведения. Его центральный принцип, взятый из оперантного обусловливания, заключается в том, что действие, которое имеет благоприятные последствия, т. е. которое положительно подкрепляется, будет повторяться, а действие, которое игнорируется, исчезнет.

Поведение разбито на последовательность небольших шагов. Каждый достигнутый шаг немедленно вознаграждается, но постепенно все больше и больше требуется, прежде чем выдается награда. Этот процесс в психотерапии является формированием поведения посредством последовательных приближений.

Поведенческая терапия — это термин, применяемый к методикам, основанным на классическом обусловливании, которые имеют дело с непроизвольным или рефлекторным поведением. Он направлен на устранение неадаптивного поведения и замену требуемым действием. Одним из примеров такой техники является систематическая десенсибилизация, которая чаще всего используется для устранения фобий.

Например, пациента, у которого был иррациональный страх, сначала научат отдыхать. Постепенно объект, которого боятся, будет вводиться пациенту в пошаговом процессе, пока пациент не сможет контактировать с объектом без беспокойства.

Достоинства и недостатки бихевиоризма

Бихевиористский подход оказал большое влияние на психологию и внес свой вклад в понимание психологического функционирования, предоставил ряд методов для изменения нежелательного поведения.

Его использование строгих эмпирических методов повысило авторитет психологии как науки.

Однако изучение методов исследования доказали наличие как достоинств этого научного подхода, так и его недостатки.

Достоинством является глубокое изучение поведенческих реакций и разработка практических методик контроля поведения человека или животного. Это помогает быстрее обучить испытуемого необходимым навыкам, а также скорректировать его поведение.

Критика подхода включает следующее:

  1. Механистический взгляд имеет тенденцию игнорировать сферу сознания и субъективных переживаний и не учитывает возможную роль биологических факторов в действиях человека.
  2. Люди рассматриваются как пассивные существа, которые находятся во власти своего окружения. Этот акцент на экологическом детерминизме не оставляет места для понятия свободы воли в человеке.
  3. Теории классического и оперантного обусловливания не могут объяснить возникновение спонтанного, нового или творческого поведения.
  4. Его основа в исследованиях на животных была поставлена ​​под сомнение.
  5. Клинические психологи, которые применяют поведенчески-ориентированную терапию, подвергаются критике за лечение возможных симптомов психических расстройств, при этом часто игнорируя основные причины.

Представители бихевиоризма

Бихевиористский подход к психологическому функционированию коренится в работе таких ученых, как: Иван Павлов, Беррес Скиннер и Эдвард Торндайк, а также ранних бихевиористов Джона Уотсона и Кларка Халла, которые изучали обучение в форме обусловливании.

Джон Бродус Уотсон являются основоположником американского бихевиоризма. Его работы оказали глубокое влияние на курс психологии в первой половине XX в.

Он утверждал, что внутренние переживания, которые были в центре психологии, не могли быть хорошо изучены, т. к. их нельзя было наблюдать. Вместо этого он обратился к лабораторным экспериментам. Результатом стало создание модели «стимул-ответ». В этом отношении среда рассматривается как обеспечивающая стимулы, на которые люди развивают реакции.

3 ключевых предположения лежат в основе этой точки зрения:

  • наблюдаемые действия, а не внутренние мыслительные процессы, являются предметом изучения;
  • окружающая действительность формирует поведение человека;
  • принципы смежности и подкрепление являются центральными для объяснения процесса обучения.

С точки зрения обучения, согласно Кларку Халлу, на передний план выходят 4 ключевых принципа:

  1. Активность. Обучение лучше, когда ученик активен, а не пассивен.
  2. Повторение и обобщение. Частая практика в различных контекстах необходима для обучения. Навыки не приобретаются без частой практики.
  3. Усиление является основным мотиватором. Позитивные подкрепления, такие как награды и успехи, предпочтительнее негативных событий.
  4. Обучение помогает, когда цели ясны. Те, кто обращает внимание на бихевиоризм в обучении, определяют свою деятельность в соответствии с поведенческими целями, например, «К концу этого занятия участники смогут…».

Павлов изучал обусловленность рефлекторных реакций или классическое обусловливание.

Хотя он изучал естественные рефлексы и нейтральные раздражители, он сумел заставить собак выделять слюну под звуки колокольчика. Его научные принципы были применены во многих методах лечения.

К ним относятся систематическая десенсибилизация к фобиям (поэтапное воздействие на вызываемого страхом раздражителя) и терапия отвращения.

Работа Торндайка была сосредоточена на обусловливании произвольного поведения, которая теперь называется оперантным обусловливанием, а затем исследована Б. Ф. Скиннером. Б. Ф.

Скиннер исследовал оперантное обусловливание добровольного и недобровольного поведения. Скиннер чувствовал, что какое-то действие можно объяснить мотивом человека.

Поэтому действие происходит по причине, и тремя основными методами формирования поведения являются положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание.

Скиннер изучил стимулы, которые вызывают поведенческие реакции, поощрения и наказания, влияющие на эти реакции, и изменения в поведении, вызванные манипулированием моделями вознаграждений и наказаний.

Скиннер экспериментировал с крысами, а затем с голубями. Например, он заставлял крыс нажимать на планку в «коробке Скиннера» в обмен на вознаграждение за еду.

Он мог точно измерить обучение в строго контролируемых условиях, варьируя частоту вознаграждения или подкрепления, а иногда применяя не относящиеся к делу стимулы.

Хотя он начал свои исследования с животными, позже разработал теорию кондиционирования, которая могла бы включать людей.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Источник: https://eustress.ru/nevroz/biheviorizm-jeto

Достоинства и недостатки необихевиоризма

Бихевиоризма достоинства и недостатки

Необихевиоризм (от греч. neоs – новый и англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, берущее свое начало в бихевиоризме.

Основан необихевиоризм на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты.

Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К. Халл.

Эдвард Чейз Толмен (1886-1959) в книге “Целевое поведение животных и человека” (1932) показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме “стимул – реакция”. Толмен считал, что любое поведение направлено на достижение некоторой цели.

И несмотря на то, что приписывание целесообразности поведения предполагает обращение к сознанию, тем не менее Толмен считал, что можно обойтись и в данном случае без ссылок на интроспекцию и сознание, оставаясь в рамках объективного бихевиоризма.

Введение в характеристику поведения понятий цели (намерения), поля отражает позицию Толмена по отношению к другим направлениям в психологии: он признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией и глубинной психологией.

Убежденный в сложности детерминации поведения, Толмен различал пять основных независимых причин поведения: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение, возраст. Поведение – это функция этих переменных.

Вместе с тем, между этими независимыми переменными и результирующим ответным поведением – зависимой наблюдаемой переменной – Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, обозначенных им как промежуточные переменные. Именно они связывают между собой стимулирующую ситуацию и наблюдаемую реакцию.

Тем самым формула классического бихевиоризма должна была быть преобразована из S – R (стимул – реакция), в формулу S – O – R, где “О” включает в себя все, что связано с организмом. Определяя независимые и зависимые переменные, Толмен получил возможность дать операционализированные описания ненаблюдаемых, внутренних состояний. Свое учение он назвал оперантный бихевиоризм. И так как промежуточные переменные являются способом операционного описания ненаблюдаемых внутренних состояний (например, голода), то эти состояния можно было уже изучать с научных позиций.

По-новому были оценены Толменом два главных закона бихевиоризма, сформулированные Торндайком: закон упражнения и закон эффекта.

Закон упражнения, если его трактовать как закрепление реакции в силу ее более частого повторения, по сравнению с другими не имеет, с точки зрения Толмена, большой объяснительной ценности.

Истинный смысл упражнения состоит не в упрочении связей между раздражителем и двигательным ответом, а в образовании определенных познавательных структур.

Крыса научается, например, находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее складывается “познавательная карта” этого пути, а не простая сумма двигательных навыков. Устремленное к цели животное различает сигналы среды, связывая с ними свои ожидания. В случае если ожидание не подтвердится, поведение изменяется. Усвоенная животным “познавательная карта”, следовательно, подкрепляется ожиданием и его подтверждением, а не самим по себе удовлетворением органической потребности.

Толмен также ввел еще одно важное понятие – латентное научение, т.е. такое научение, которое не поддается наблюдению в то время, когда оно происходит. В экспериментах на латентное научение было сформулировано понятие “когнитивной карты”.

Когнитивная карта – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи.

Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Несмотря на оговорки, связанные с попытками избежать ментализма, фактически в результате введения промежуточных переменных поведение реально получает свою психологическую характеристику.

Также крупный вклад в развитие необихевиоризма внес Кларк Халл (1884-1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона.

По мнению Халла, мотивами поведения выступают потребности организма, возникающие в результате отклонения от оптимальных биологических условий.

При этом Халл вводит такую переменную, как побуждение, подавление или удовлетворение которой выступает единственной основой для подкрепления. Им были выделены два вида побуждения – первичные и вторичные.

Первичные побуждения связаны с биологическими потребностями организма и относятся к его выживанию (потребности в еде, воде, воздухе, мочеиспускании, термической регуляции, половых сношениях и др.), а вторичные – связаны с процессом научения и соотносятся с окружающей средой.

Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между побуждением, стимулами и поведением. Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты, устанавливающие связи между основными переменными, определяющими поведение. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, определяет его поведение.

От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность обуславливает характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Важнейшим условием образования новой связи, по Халлу, является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность. Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений.

Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Им сделана тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и проведен математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени его предъявления.

Эти факторы научения были дополнены общими принципами – постулатами, на основании которых делаются выводы, подлежащие экспериментальной проверке.

Основной недостаток данной концепции состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, приуменьшения процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

В то время как некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его – в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

Предыдущая108109110111112113114115116117118119120121122123Следующая

Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1882; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-43883.html

Бихевиоризм. Проблема объективности исследования

Бихевиоризма достоинства и недостатки

Одновременно с гештальтизмом в 1912 г. в США воз-пик бихевиоризм — направление в психологии, сразу же ставшее известным благодаря шокирующим утверждениям своих представителей, отрицавших сознание как предмет исследования психологии.

Глашатаем нового направления выступил Джон Уотсон (1878-1958).

“Стимул — реакция” — так прозвучал девиз бихевиоризма, основные идеи которого Уотсон изложил в статье “Психология, какой ее видит бихевиорист” (в дальнейшем она была названа “бихевиористским манифестом”).

Программа бихевиоризма сводилась к нескольким четко сформулированным пунктам:

  • • предмет психологии — поведение;
  • • поведение зависит от секреторных и мышечных реакций, полностью детерминированных внешними стимулами;
  • • анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.

Уотсон призывал отвергнуть представление о сознании как о бестелесном, причудливо действующем внутреннем агенте, о котором известно лишь из показаний интроспекции.

Все традиционные понятия о внутренних, психических процессах, по его мнению, необходимо было перевести на новый, бихевиористский, язык, а это значит — свести к объективно наблюдаемым стимул-реактивным отношениям.

Первой попыткой представить психологию с этой точки зрения была книга Уотсона “Поведение. Введение в сравнительную психологию”.

Резонанс уотсоновских идей в американской психологии был очень велик. В 1915 г. в возрасте 37 лет он был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции поведения остались определяющими признаками программы Уотсона.

Прослужив в период Первой мировой войны в военно-воздушных силах, Уотсон после демобилизации вновь занялся экспериментально-психологическими исследованиями, но уже не на белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о том, что поведение всех живых существ подчинено одним и тем же законам, что поэтому и человека также можно трактовать как стимул-реактивную машину.

Уотсон приступил к изучению эмоций. Он решительно отверг гипотезу Джеймса о первичности телесных изменений и вторичности эмоциональных состояний на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии.

В эмоции, по мнению Уотсона, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом — в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.

Сочетая нейтральный раздражитель (например, вид кролика) с одной из основных эмоций ребенка (например, страхом), Уотсон экспериментально продемонстрировал, что этот раздражитель, а также любой другой, сходный с ним, сам по себе начинает вызывать состояние аффекта.

Опыты ставились над младенцами (страх вызывался громким звуком или внезапной утратой опоры). Дополнением к этой экспериментальной программе явилась еще одна серия опытов — задача состояла в том, чтобы переучить испытуемых и вновь превратить раздражитель в эмоционально-нейтральный.

Был использован такой прием: отрицательное чувство элиминировалось посредством положительного.

Вызывающий страх условный раздражитель (например, кролик) ребенок воспринимал на значительном расстоянии в момент, когда этому ребенку давали вкусную пищу.

Затем расстояние постепенно сокращалось и, наконец, ребенок мог брать в руки животное, один вид которого порождал прежде бурный отрицательный аффект.

Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и другие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условно-рефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.

Принцип “обусловливания” (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив “периферическую теорию”, согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а сами эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря уотсоновским языком, мышление — это “навык гортани”, и его органом служит не мозг, а гортань.

Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы.

По его мнению, манипулируя внешними раздражителями, можно “изготовить” человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений, всей многогранности ее внутренней жизни.

Дайте мне, обещал Уотсон, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, торговца или же нищего и вора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предков.

Особой заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами.

Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получила в бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление стало отождествляться с манипулированием личностью.

Таблица 2.Сопоставление достоинств и недостатков бихевиоризма

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и тем самым противопоставив сознанию

Потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность. Сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Бихевиоризм исследовал поведение и остро постановил проблему объективного подхода в психологии

Понимание поведения сводилось лишь к внешним проявлениям; ненаблюдаемые физиологические и психические процессы игнорировались

Была выдвинута важнейшая для психологии как практической науки задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования па связь с практическими задачами

Из-за механистической трактовки поведения человек был лишен своей активной деятельностной сущности и выступил лишь как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепил метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях, и ввел практику проведения опытов на животных, что позволило разрешить многие практические задачи психологии

Результаты, полученные опытным путем па животных, переносились без каких-либо оговорок и ограничений на человека, не учитывая при этом качественной разницы в поведении человека и животного

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Игнорировались важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как “черный ящик”

Разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции на них организма, а также на получении разного рода подкреплений, обусловливающих в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики получили название метода программированного обучения. Он позволяет в короткие сроки осуществлять обучение необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение

Данные методики строились па исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык свертывания деятельности во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключался один из его главнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия

Источник: https://studme.org/48147/psihologiya/biheviorizm_problema_obektivnosti_issledovaniya

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий