Методы влияния на человеческие поступки через призму бихевиоризма
Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» — это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния. Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.
История возникновения
Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук.
Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М.
Бехтерев).
За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).
Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.
Реакция научного мира
Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.
Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом».
Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи.
Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.
Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы.
В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга.
В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.
В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму.
Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных.
И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.
Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.
Суть метода
Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.
Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой.
11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал.
Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».
Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.
Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.
К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.
Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера.
Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения.
Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.
Методы
Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:
- Простое наблюдение;
- Тестирование;
- Дословная запись;
- Метод условных рефлексов.
Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.
Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.
А вот с методом дословной записи все оказалось немного сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции.
Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами.
В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.
Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях.
Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека.
В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.
Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».
Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.
Поведенческая психотерапия
Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.
Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.
В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:
- Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
- Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.
В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».
Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).
Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:
Имитационное обучение | Пациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы. |
Ролевой тренинг | Цель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов. |
Методы отучивания | Формирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу» |
Методы устранения | Пациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение) |
Имплозивная терапия | Пациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту |
Поведенческая терапия не применяется с людьми в состояниях тяжелой депрессии, при остром психозе и в случаях глубокой умственной отсталости.
Применение в педагогике
В России бихевиоризм не пользуется большой популярностью, тогда как в Америке это направление психотерапии успешно применяется, откуда представители этого направления родом.
Бихевиоризм нашел свою нишу в педагогике. Каждый учитель старается воздействовать на ученика, развивать в нем хорошие качества и побуждать к хорошему поведению.
В педагогике успешно применяется метод подкрепления положительной реакции и наказание за негативную. Учителя используют наказание как способ объяснить «чего делать не надо». Но это палка о двух концах: школа не говорит о том, что надо делать, а лишь подчеркивает то, как не стоит себя вести. Поэтому не стоит забывать, что «метод пряника» куда более эффективен и приносит больше плодов.
Бихевиоризм являет собой попытку свести все многообразие психологии поведения к анализу поступков, не учитывая внутренние «движения». Это учение дало жизни когнитивно-поведенческой терапии, необихевиоризму, рационально-поведенческой-эмоциональной терапии.
Источник: https://ODepressii.ru/obschee/biheviorizm.html
Кратко и понятно об основных понятиях бихевиоризма
В психологии распространены совершенно разные и порой противоречащие друг другу подходы к изучению поведенческих особенностей.
Так среди самых любопытных и спорных направлений можно выделить бихевиоризм, вокруг которого не утихают споры.
Узнайте о предмете изучения гуманистического направления в психологии из нашей статьи.
Что это такое: кратко и понятно
Рассмотрим основные понятия.
Бихевиоризм — это ответвление психологии, которое изучает набор реакций, формирующихся в результате воздействия внешних стимулов.
Ключевая особенность направления состоит в том, что оно полностью исключает вероятность существования сознания у человека в качестве самостоятельного явления.
При этом сознание отождествлялось с поведенческими реакциями, возникающими в ответ на различные стимулы.
Поскольку бихевиористы ставили «во главу угла» поведение, считая именно его предметом изучения психологии, они как бы перечеркивали явление сознания как такового.
А так как до появления революционной теории сознание отождествляли с психикой, то непризнание первого влекло за собой исключение факта наличия второго.
Бихевиорист — кто это? Это приверженец бихевиоризма, разделяющий и принимающий позицию бихевиоризма в качестве справедливой позиции по отношению к изучаемому предмету.
Бихевиористика — это интерпретированный бихевиоризм, видоизменившийся в результате дополнительных исследований и внесенных корректив.
Необихевиоризм — направление психологии, являющееся логическим продолжением или ответом классическому бихевиоризму, неспособному объяснить целостность поведения разумных организмов.
Так в классическом варианте поведение рассматривалось как множество цепочек состоящих из стимула и реакции, сформировавшихся благодаря подкреплению.
А нео-направление вводит еще одну переменную под названием «промежуточные факторы». Эта переменная влияет на процесс подкрепления помогая или препятствуя ему.
История и представители
Кто является основоположником бихевиоризма? Джон Уотсон бихевиоризм вывел в отдельную категорию. Но еще до его знаменитой книги «Психология, какой ее видит бихевиорист» свет увидели труды других ученых, сформировавших мощную базу для дальнейшего развития направления.
Так в 1898 году Эдвард Торндайк впервые вложил новый смысл в понятия «интеллект» и «ассоциативный процесс». В результате он дал толчок для нового витка в истории психологии.
И пусть Торндайк бихевиоризм не популяризовал под известным нам названием, но этот ученый сыграл огромную роль в его развитии. Ведь именно он перевел взгляд психологии с бессознательных явлений на процесс взаимодействия между организмом и средой.
Первые упоминания о бихевиоризме появились в первой половине 20-го века в работе Д. Уотсона. Центральной идеей труда были размышления о том, что психолог должен заострять внимание на поведении, не привязывая его к мышлению и психической деятельности.
По мнению Уотсона оптимальным методов изучения являлось наблюдение за человеком в той же форма, в какой обычно проводятся наблюдения за предметами естественных наук.
При этом в книге четко прослеживается отрицание значимости изучения сознания, ощущений и эмоций индивида, так как они, по мнению Уотсона, являются лишь продуктом философского влияния.
Далее бихевиоризм как наука о поведении распространился в России. Понятие появилось в трудах Сеченова, Павлова и Бехтерева.
Русские исследователи отвергли теорию, в рамках которой организм подразделяется на душу и тело и предложили новаторский взгляд, под которым понималась целостность организма в процессе взаимоотношений со средой.
Эксперименты
Среди экспериментов, проведенных бихевиаристами или учеными, которые внесли свой вклад в развитие направления, есть несколько, достойных особенного внимания:
Маленький Альберт
В 1920 году Джон Уотсон поставил эксперимент над годовалым мальчиком. Впоследствии эксперимент назвали некорректным и даже жестоким.
Но для того, чтобы доказать истинность своей теории, Джон целенаправленно заставлял ребенка испытывать страх. На первом этапе эксперимента ученый предлагал малышу поиграть с белой крысой, которая не вызывала у ребенка негативных реакций.
Через некоторое время Уотсон стал сопровождать игру с крысой громкими звуками, которые пугали ребенка. У малыша Альберта развился страх по отношению к белой крысе, которая ассоциировалась с резким шумом непонятной природы.
Эту фобию ребенок перенес на другие предметы, напоминающие грызуна (маскарадная борода, обрез шерсти, мягкая игрушка и т.д.).
Собака Павлова
Павлов, провел довольно интересный эксперимент, который стал «оружием» бихевиористов.
Посредством наблюдений ученый установил, что при созерцании пищи у пса начинает выделяться слюна.
Затем визуальный образ был подкреплен звонком. Каждый раз, когда животному демонстрировали миску с едой, раздавался характерный звук.
На финальном этапе Павлов использовал только звук (звонок). Характерный звоночек даже при условии отсутствия еды провоцировал у подопытных собак выделение слюны.
Эксперимент с обезьяной
Известные последователи бихевиоризма Уильям Хантер и Карл Лешли изучали отсроченную реакцию.
Примером данного явления являлся эксперимент с обезьяной, которой демонстрировали два контейнера.
В одном из контейнеров находилось лакомство. После того, как примат замечал угощение, между подопытным и контейнерами ставили перегородку. Через определенный промежуток времени преграду убирали и ждали реакции.
Что является предметом изучения и исследования?
Предмет изучения бихевиоризма — поведение (сокращения мышц, изменение в работе желез).
Поведение рассматривается как реакция (R) стимул извне (S) врожденного или приобретенного характера.
В широком смысле предметом изучения являются любые слова и поступки, которые совершает человек.
Из анализа реакций на раздражитель исключаются любые ненаблюдаемые составляющие (физиологические и психические). Т.е. поведение рассматривается как механические процессы внешнего проявления.
Предметом изучения являются также мысли, но только при условии их передачи через «внешнюю речь».
Основные идеи и теория личности
Бихевористический подход подразумевает, что личность — это приобретенный человеком опыт за весь период жизни. Т.е. личность является набором изучаемых моделей поведения. А поведение в данной связи — это сформированный под внешним влиянием индивидуальный и предсказуемый шаблон.
Классическую схему можно упростить до формулы «стимул + реакция = бихевиоризм». Но Торндайк дополнил эту формулу понятием «подкрепление».
Подкрепление может быть со знаком «плюс», таким как похвала, поощрение, награда, достижение ожидаемого результата и т.д. Но оно также может быть со знаком «минус»: боль, разочарование, критика, наказание и т.д.
Поведение строится на том, что человек стремится к положительному подкреплению или хочет избежать отрицательного его варианта.
Личность в таком случае становится набором инструментов, которыми располагает человек в отношении реакции (сознательный контроль регулируемых инстинктов, навыки, пластичность и способность сохранять навыки).
Из этого вытекает что личность — это система организованных и устойчивых навыков.
Бихевиористский подход рассматривает человека как результат реакций, действий и научения.
Бихевиоральное направление: положения
В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон вывел положения, опровергающие постулаты, которые на момент появления труда господствовали в психологии.
- Традиционная психология ошибочно полагает объектом изучения сознание. Интроспекция не является прямым и единственным методом исследования.
- В бихевиористстской концепции психология является объективной и экспериментальной областью естественной науки, не нуждающейся в интроспекции (ровно как химия, физика и другие области).
- Отказ от выделения сознания в качестве самостоятельного объекта изучения стирает барьер, существующий между психическим и физическим.
Терапия и психотерапия
Бихевиоральная терапия основана на трудах И.П Павлова и Б. Скиннера. Психотерапия направлена на отучение от «плохих» привычек и реакций и дальнейшее/замещающее научение правильным поведенческим моделям.
Теорию научения бихевиоризм выстраивает не на объяснении клиенту сути проблемы, а на прямом воздействии на «неправильную» модель поведения, которую необходимо скорректировать. Чаще всего для этого используется оператное научение и метод условных рефлексов.
Оператный бихевиоризм Скиннера — это теория о наличии трех типов реакций: безусловно-рефлекторных, условно-рефлекторных и оперантных.
Последний тип подразумевает реакции, которые организм производит самостоятельно, без внешнего стимула, чтобы осуществить «пробу» результатов на предмет их полезности/положительности.
Классическое обусловливание
На первом этапе выявляются способы подкрепления, которые являются для человека наиболее приятными. Затем клиента учат расслабляться.
После этого выявляются тревожные ситуации, которые ранжируются по степени переносимости.
В ходе терапии в момент расслабления клиенту напоминают о минимально тревожной ситуации, постепенно поднимаясь до максимально тревожной.
Аверсивное обуславливание
- Пример №1: Каждый раз, когда человек тянется к сигарете, прикрепленное к руке устройство выдает слабый разряд тока. Вырабатывается соответствующая реакция избегания.
- Пример №2: Кодирование от алкоголизма связано с приемом препаратов, которые вызывают приступы рвоты в ответ на употребление спиртных напитков.
В результате человек связывает алкоголь и неприятные ощущения.
Оперантное научение
За каждый положительный поступок заключенный получает жетон. За плохие поступки жетоны отнимают. В дальнейшем жетоны можно обменять на привилегии (дополнительный обед, сигареты, гигиенические принадлежности).
Бихевиоризм в педагогике является одним из базовых методов работы с детьми (в т.ч. с дошкольниками), который применяется в синтезе с другими методами.
Примеры из жизни
В бихевиоризме все реакции делятся на приобретенные и наследственные, а также на внутренние и внешние.
Наружные приобретенные реакции: игра в футбол, умение пользоваться салфетками, умение рисовать фигуры.
Наружные наследственные реакции: чихание, частое дыхание, моргание.
Внутренние наследственные реакции: секреция желез.
Недостатки бихевиоризма и критика
Бихевиоризм — поведенческая психология, которая считается слишком упрощенным направлением психологии (и оттого особенно уязвимым к критике).
Основные «претензии» к бехивиоризму:
- из-за специфической трактовки поведения (как набор реакций) человек низводится до уровня управляемой куклы;
- из-за аргументации поведения ходом жизненной истории вопрос с врожденными наклонностями остается «открытым»;
- бихевиоризм не объясняет выдающихся достижений в области науки и творчества;
- из-за опытной базы в виде изучения животных, направление описывает поведение человека лишь по линии тех черт, которые «роднят» человека с животными;
- неэтичность методов (использование болевого воздействия);
- невнимание к категориям «мораль» и «нравственность»;
- невнимание к индивидуальным особенностям психики человека.
Бихевиоризм (в том числе и такие его направления как радикальный бихевиоризм, логический бихевиоризм и т.д.) имеет ряд серьезных недостатков, из-за которых не может рассматриваться в качестве абсолютно жизнеспособного направления психологии.
Но бихевиоральные методы на данный момент активно применяется в современной психотерапии и приносят положительные результаты.
О бихевиоризме в этом видео:
Наша интересная группа :
Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/biheviorizm-kratko.html
БИХЕВИОРИ́ЗМ
Авторы: Е. Е. Соколова, И. Ф. Девятко (Бихевиоризм в социологии), А. А. Леонтьев (Бихевиоризм в языкознании)
БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavio[u]r – поведение), направление психологии, ограничивающееся изучением поведения, под которым понимаются телесные реакции на изменения среды. Возникло в США в нач. 20 в. Предпосылками Б.
были позитивизм и прагматизм в философии; исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.); физиологич. и психологич. идеи И. П. Павлова и В. М. Бехтерева (прежде всего концепция условных рефлексов, послужившая естеств.-науч. базой Б.); многочисл.
прикладные проблемы, которые не могла решить господствовавшая в то время интроспективная психология.
«Манифестом» Б. считается статья его основателя Дж. Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology as the behaviorist view it», 1913, рус. пер. 2002).
Уотсон отказывается от общепринятого метода интроспекции (самонаблюдения) и от любого изучения внутреннего опыта. Психология должна стать естеств. наукой, основанной на объективных методах: эксперименте и наблюдении за поведением.
Понятию «сознание» нет места в науч. теориях и исследованиях, поскольку оно не поддаётся внешнему объективному наблюдению. Уотсон провозглашает предметом психологич.
науки поведение человека и животных, понимаемое как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия извне (стимулы). Единицей анализа поведения в Б. выступает простейшая схема «стимул – реакция» (S – R), в её рамках рассматриваются все психич.
процессы. Целью Б. является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения: изучив связи S – R, можно, исходя из ситуации (сочетания стимулов), предсказать поведение (цепь реакций), а изменив эти стимулы, можно его изменить.
Б. различает реакции наследственные (безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы).
Кроме того, реакции делятся на внешние и внутренние: внешние (речь, эмоции, двигательные реакции и т. п.) открыты для наблюдения невооружённым глазом, внутренние доступны лишь для наблюдения, опосредствованного спец. приборами (напр.
, мышление рассматривается в Б. как скрытые речевые и телесные реакции).
Развитие поведения (научение) заключается в приобретении новых реакций на основе врождённых реакций на безусловные стимулы через механизмы обусловливания. Так, напр.
, у маленьких детей реакцию страха (замирание, затем громкий плач) могут, согласно исследованиям Уотсона, вызвать всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Сочетание одного из этих стимулов с показом, напр.
, кролика может привести к тому, что впоследствии предъявление одного только кролика вызывает реакцию страха.
Дальнейшее развитие Б. получил в «радикальном бихевиоризме» Б. Ф. Скиннера. Его концепция оперантного обусловливания, в отличие от более ранних версий Б., подчёркивает роль не только внешних причин поведения, но и спонтанных проявлений собств.
активности индивида, которые вызывают изменения во внешнем окружении. Эти изменения физич. и социального окружения оказывают обратное воздействие на индивида, увеличивая или уменьшая вероятность повторного воспроизведения поведенческих реакций (оперантов), вызвавших эти изменения среды. Т. о.
, в оперантной концепции понятие «подкрепление» удалось определить без явного обращения к субъективным (представленным в сознании действующего) целям.
Центральный для Скиннера тезис о рекурсивной взаимообусловленности поведения и окружения гласил, что в основе осмысленного поведения лежит обратная связь между действиями и их объективными последствиями.
Механицизм Б., отрицание различий в поведении животных и человека (б. ч. экспериментов в Б. проводилась на белых крысах, а их результаты часто переносились на человека) вызвали критику со стороны оппонентов Б.
, что повлияло на возникновение необихевиоризма. До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм были господствующими направлениями в амер. психологии, оказав существенное влияние на теории и методы обучения (см. Программированное обучение), психотерапию (см.
Бихевиоральная психотерапия), социально-психологич. концепции (см. Социального научения теория) и др., а также на философию науки, лингвистику, антропологию, социологию, семиотику, кибернетику и др. науки. С нач. 1950-х гг. под влиянием Б.
социальные науки стали часто называть науками о поведении.
Бихевиоризм в социологии
был воспринят в версии Б. Ф. Скиннера, особенно в части его методологич. размышлений и аргументированной критики концепций «автономного человека», «внутреннего гомункулуса», в которых эти метафоры утверждались в качестве первопричины человеческой деятельности.
По его мнению, эти концепции связаны с ошибочной трактовкой гуманизма как самодостаточного индивидуализма, которая основана на противопоставлении свободы и достоинства человека детерминизму и натурализму «науки о поведении».
Они исходили из предположения о том, что внутренние (ментальные) причины человеческих поступков имеют прямое отношение к свободе воли. Иными словами, психич. причины получали некое моральное преимущество в сравнении с внешними условиями действия.
Но с помощью отсылок к желаниям и убеждениям невидимого «внутреннего человека» невозможно объяснить или предсказать реальное поведение, можно только описать его в других терминах. Обращение Б.
в скиннеровском варианте к причинно-следственным взаимосвязям поступков людей с их материальным и социальным окружением открыло перспективы для социальной инженерии и науч. проектирования социальных практик и институтов (как и возможности для манипулирования бихевиористскими технологиями социального контроля).
Скиннеровская версия Б. получила развитие в социологич. теориях обмена, прежде всего в необихевиористской теории социального обмена Дж. К. Хоманса, а также в концепциях П. М. Блау, Р. М. Эмерсона (1925–82, США), Дж. С. Коулмена и др.
Для выявления закономерностей социального взаимодействия на межличностном и межгрупповом уровне закономерности бихевиористской психологии применялись к ситуации, когда внешним окружением становится конкретное «социальное окружение» – другой человек (или группа), а участники взаимодействия, обладающие отличающимися ресурсами, «подкрепляют» друг друга не только материальными, но и социальными благами, в т. ч. похвалой, вниманием, деньгами, услугами, уступками.
Бихевиоризм в языкознании
В языкознании наиболее прямое воздействие Б. испытал Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы реактивного поведения (т. е. одного из видов реакции человека на внешнее воздействие), благодаря которой индивид приспосабливается к социальной среде.
Блумфилд утверждал, что «каждое высказывание полностью образуется формами», понимая под формой «повторяющийся голосовой признак, имеющий значение», а под значением – «повторяющийся признак стимула и реакции». Позже идеи Б.
распространились в дескриптивной лингвистике, требовавшей «говорить о языке… в терминах, не допускающих чего-либо большего, нежели то, что раскрывается в непосредственном наблюдении» (Б. Блок, США). Б. Ф.
Скиннер трактовал язык как систему единиц «вербального поведения», образуемых реакциями, которые имеют доступную отождествлению форму, функционально соотнесённую с одной или несколькими независимыми операционными переменными (т. е. факторами воздействия среды).
Идеи Б. также легли в основу неопозитивистской семиотич. теории Ч. У. Морриса (США) и через неё повлияли на всё дальнейшее развитие семиотики; Н. Хомский и Дж. Миллер (США) воспроизвели всю философско-методологич.
платформу и многие собственно психологич. положения Б.
Это касается не только позитивистской, прагматистской, операционалистской ориентации их концепции в целом, но и тезиса о вербальном поведении прежде всего как о системе реакций, хотя и весьма сложно организованной, и т. п.
Идеи Б. проникали в лингвистику также через психолингвистику, которая в 1950–70-е гг. в Зап. Европе и США опиралась либо на необихевиористскую концепцию Ч. Э. Осгуда, либо на конфронтирующие с ней взгляды Хомского и Миллера (т. н. генеративная, или трансформационная, психолингвистика).
Источник: https://bigenc.ru/sociology/text/1872273
Бихевиоризм: что это в психологии?
Если в ходе ссоры с оппонентом возникает переход на личности и звучит фраза «да ты просто животное», то мы, традиционно, расцениваем ее, как попытку унизить и оскорбить. Однако, грубые слова являются реакцией человека на воздействие внешних обстоятельств.
Биологизация человека – это ключевая основа такого направления в психологии, как бихевиоризм. Его последователи намеренно отрицали пылающие чувства человека в пользу хладнокровного анализа стимулов окружающей среды и реакции на них. То есть, анализируя поведение оппонента, бихевиорист бы не принимал во внимание его эмоции.
Бихевиоризм это в истории психологии такое направление, которое призвано «окунуть» человека в его биологическую сущность и не давать его чувствам выбраться наружу. Его последователи воспринимали Homo Sapiens как животное, поведение которого поддается контролю и прогнозу.
Бихевиоризм что это такое?
Тот, кто с английским на «ты», знаком с сутью бихевиоризма еще из названия. Это направление призывает глубоко и детально изучать поведение и поведенческие реакции. С 1913 и до средины 1950-х годов данное движение доминировало и властвовало в психологии.
Бихевиоризм как направление имеет четкую мысль в основе. Оно убеждено, что поведение человека можно измерить почти так же легко, как длину палки.
И взгляды, и практическая деятельность бихевиористов имела одну глобальную цель – «родить» новую теорию, которая помогла бы прогнозировать поведение людей и приносить пользу обществу.
В чем же суть этого направления психологии? Исследователи полагали, что наша реакция на явления предопределяет поведение. Психическое состояние и эмоции – это бихевиоризм в психологии принимать к сведению отказывался.
Чтобы знать о человеке все и вылепить из него, как из глины, кого угодно, достаточно только систематически наблюдать за его поведением и прогнозировать реакции на разные импульсы. Поклонение биологической природе человека и попытка забыть о том, что им движут эмоции – это бихевиоризм в психологии.
Фактически, последователи этого направления считали, что действия человека не слишком отличаются от реакции животного на условные рефлексы (господин Павлов, шлем вам пламенный привет).
Попытка доказать это на практике, конечно, оставила свой отпечаток на дальнейшем развитии того, что представляло собой расшифровку понятия бихевиоризм в психологии.
Кроме того, она до сих пор является предметом разрушительной критики. Прежде всего, по соображениям этики.
Бихевиоризм – это в психологии…
В далеком 1913 году Джон Уотсон всколыхнул Нью-Йорк лекцией-манифестом, рассказывающем о психологии с позиции последователя бихевиоризма. Молодой и перспективный исследователь фактически отожествлял поведение животных и людей.
Направление бихевиоризм – это то, что подтолкнуло психологию к бурному развитию в ипостаси науки экспериментальной. Уотсон практически кричал: забудьте о сознании, слепцы, давайте изучать поведение человека.
Суть бихевиоризма по Уотсону можно охарактеризовать связью стимул-реакция. Сначала нужно изучить причину импульса, а затем – предсказать последствия.
Уотсон говорил о четырех классах реакций:
- Явные реакции. Когда ты отпираешь дверь, играешь на скрипке и вообще делаешь что-то, заметное глазу, то вот тебе явный пример видимой реакции. Просто, как дважды два.
- Скрытые реакции. Ведешь внутренний диалог в любой непонятной ситуации? Тогда вот тебе пример скрытой реакции от дядюшки Джона Уолтера.
- Зевание, кашель и иные импульсы – это тоже бихевиоризм в психологии. Новатор Уолтер обозвал все это явными наследственными реакциями.
- Замаскированные наследственные реакции – все то, что происходит в системе внутренней секреции, пока ты об этом и не подозреваешь.
С позиции бихевиоризма, психология – это на 100% объективная сфера естественной науки, которая может предсказывать поведение и контролировать его.
Стимулы внешней среды и твои действия в ответ на них – вот что реально формирует поведение. А все эти штуки вроде эмоций и настроения настолько субъективны, что и внимания не достойны. Бихевиоризм это в психологии утверждал. Причем, весьма красноречиво.
Бихевиоризм и роль обусловливания в нем
Уотсон предполагал, что в пределах возможностей своего тела человек может обучиться всему, что угодно. На это и направлен такой метод, как обусловливание. С позиции современной науки, оно бывает классическим и оперантным.
Классическое обусловливание предполагает, что безусловный стимул начинает ассоциироваться с безусловным, так как они изначально идут в паре. Звучит запутано, но эксперимент Павлова все показывает и рассказывает на наглядном примере.
Оператное обусловливание сводится к системе «поощрение-наказание». Сначала человеку дают серию стимулов, которые подкрепляют желаемую реакцию, а затем наказывают за нежелательную.
Итак, в общих чертах идеальные условия для создания специалиста любого профиля. Компоненты:
- Здоровые, развитые младенцы – 12 особей.
- Особый мир – 1 штука.
- Американец Джон Бродес Уотсон в единственном экземпляре.
При этом сделать нужно сущие пустяки: всего лишь вырастить здоровых младенцев в особом мире (информация взята из цитаты Уотсона).
По утверждению отца бихевиоризма, этого достаточно для того, чтобы любого человека превратить кого-угодно, от адвоката до попрошайки. И, самое главное, такой фокус можно проделать вне зависимости от таланта, наклонностей, наследственности и расовой принадлежности малыша.
Однако, Джон Уотсон не был бы исследователем 20 века, если бы не попытался приложить теорию к практике. В истории этого направления его эксперимент запечатлен под названием «Маленький Альберт».
Ударный эксперимент
Невзирая на признание теории, психологу-революционеру очень хотелось подтянуть к успеху и освоить практику.
В конце 1919 года женатый исследователь в компании своей ассистентки-любовницы решился на эксперимент ребенком, которому не исполнилось и года. По их утверждению, здорового, гармонично развитого младенца звали Альберт.
Он должен был доказать, что реакции на стимулы возможны у животных и людей. Это бы позволило экспериментатрам совершить переворот в психологии.
Позднее, правда, Альберт оказался Дугласом. Но это не единственная неточность, которую допустили экспериментаторы в попытке вдохнуть жизнь в новое направление науки. На самом деле малыш не был здоровым ребенком – он страдал от гидроцефалии.
Эта страшная болезнь сводится к тому, что загадочная штука мозг не работает так, как должна – в желудочковом отсеке слишком много жидкости.
Заболевание вызвано генетической аномалией или инфекционными заболеваниями матери во время вынашивания плода.
Приблизимся к сути эксперимента. Сначала мальчику показывали живую белую крысу и всевозможные предметы, которые напоминали ее лишь отчасти: бороду, мех, хлопковую пряжу. Конечно, ребенок не пугался.
На второй стадии исследования малыш играл с крысой, а во время этого психолог ударял молотком по стальной ленте над его головой. Заметить происходящее Альберт не мог, поэтому пугался звука.
Всего несколько повторений – и фактор страха переместился на ни в чем неповинную маленькую крысу. Кроме того, такой реакции удостоились и предметы, которые у малыша ассоциировались с крысой.
Так, подопытный боялся пряжу, кролика или седую бороду.
Уотсон утверждал, что реакция закрепилась на месяц, но он может все прекратить в любой момент. Однако, малыша забрали в госпиталь – и дальнейшую его судьбу парочка Джон-Розали не проследила.
Казалось бы, успешный эксперимент. Однако, вскоре критики серьезно засомневались и в методике, и в результатах ее применения для доказательства жизнеспособности этого направления.
Выяснилось, что психолог частенько повторял свой «ударный опыт», закрепляя эффект, поэтому утверждение о длительности фобии было взято с потолка.
Кроме того, экспериментаторам было точно известно, когда ребенок покинет медицинское учреждение.
В общем, у эксперимента нашли такие минусы:
- отсутствие конкретного плана и корректной структуры;
- авторы полагались не на объективные результаты исследования, а на личные субъективные интерпретации;
- этичность эксперимента оставалась под большим и жирным знаком вопроса.
Одна только подтасовка фактов и субъективизм стоил бы исследователю карьеры в 21 веке. Но столетие назад ключевой проблемой все-таки стало наличие ассистентки с привилегиями у женатого мужчины. Этот роман стоил ему должности в престижном университете Джона Хопкинса. Однако, пару лет спустя Джон женился на Розали и прожил с ней 15 лет, пока смерть супруги не разлучила их.
Ни одно высшее учебное заведение не соглашалось сделать Уотсона своим сотрудником. Позднее в Нью-Йорке он нашел себе применение в рекламной сфере, параллельно посещая Новую школу социальных исследований в роли лектора.
Судьбу подопытного младенца удалось проследить только пять лет назад. К разочарованию скептиков, из-за попытки представить миру новое научное направление, у него не развилась странная фобия маленьких белых пушистых предметов.
Судьба мальчика оказалась трагичной – маленький Дуглас скончался в возрасте 6 лет. Это известие опубликовали в издании «American Psychologist» в 2012 году.
Кроме того, по утверждению авторов статьи, Уотсон знал о состоянии мальчика и изучал информацию о его здоровье.
Как бы там ни было, направление бихевиоризм осталось в истории науки. Но в понимании Уотсона оно не существует. Современные психологи не считают поведение единственным критерием для формулирования выводов о человеке.
Направление бихевиоризм и его второе дыхание
Джон Уотсон оказался не единственным желающим исследовать только «голую» биологическую природу человека. У другого американца – Берреса Фредерика Скиннера биологизация мира людей приобрела угрожающие масштабы. Все, что влияет на поведение, он называл подкреплениями. Соответственно, культурные явления не стали исключениями.
Изучение поведения животных стало основой биологизаторской модели Скиннера. Ее по умолчанию можно назвать ограниченной. По мнению исследователя, обучение не связано с внутренней познавательной деятельностью человека. Получение новых знаний в трактовке Скиннера является всего лишь подкреплением правильных реакций.
Грубо говоря, обучение – это не сознательный процесс, а всего лишь результат дрессуры. Все психические процессы (мышление, память, мотивы) разделены на две категории. То, что нельзя назвать реакцией, Скиннер обзывал подкреплением, и наоборот.
Однако, есть в теории Скиннера и рациональное зерно. Он предлагал не контролировать поведение наказанием. В его понимании, угроза имела бы такие результаты:
- Отрицательные эмоциональные явления. Вспомни себя, когда ты был подростком. Если мама запрещала общаться с подозрительной компанией, то ты ей врал, чтобы не получить наказание. Возвращаясь домой, когда на часах было далеко за полночь, ты беспокоился о том, что получишь по первое число. Итого, мы имеем три побочных эффекта наказания – ложь, тревогу и страх.
- Социальные побочные явления. Публичное порицание ребенка педагогом могло бы впоследствии обернуться потерей уверенности и самоуважения.
- Временное появление нежелательного поведения. Если риск наказания уменьшится, то желание совершить нежелательное действие перевешивает. И снова вернемся к проблемам подростков: если мама куда-то уехала и не узнает о невинных шалостях с дурной компанией, то что мешает скоротать вечерок так, как хочется?
Говоря о подкреплениях, Скиннер делил их на два типа: первичные и вторичные. К первичным можно отнести наши базовые потребности. Так, человеку нужна еда, вода, физический комфорт и способность к размножению, то есть секс.
К перечню вторичных (условных) причислены такие подкрепления, как: привязанность деньги, внимание и так далее.
Кроме того, секс за деньги, с позиции Скиннера, можно было бы назвать объединением вторичного подкрепления с первичным.
Более сильным последствием генерализации является социальное одобрение. Именно оно вынуждает человека в детстве получать хорошие оценки, в подростковом возрасте – вести себя прилежно и соблюдать социальные нормы, а после достижения совершеннолетия – получать престижное образование и строгать карьеру с усердием Папы Карло.
И тут наблюдается интересная картина: Джон Уолтер представил на суд коллег-психологов эксперимент, который основан на домыслах, а его последователь, Беррес Скиннер, называл теории психоанализа предположением. Он был уверен, что мотив, эмоция и влечение – это ничто, и проверить это невозможно никак, поэтому и изучения такие категории недостойны.
Поведение человека – это глина, а окружающая обстановка – гончарный круг, который и позволяет создать новое изделие.
То есть, бихевиоризм – это в психологии особое направление, которое стоит фактах, которые можно измерить корректно и объективно.
Чтобы изучить поведение, достаточно только умело манипулировать средой, в которой находится человек. А вот включать в анализ механизмы, которые действуют внутри человека, нет необходимости.
В результате имеем следующее: два исследователя, одно направление и немного разные подходы. Именно их наработки обеспечили бихевиоризм почетным местом в перечне факторов, влияющих на развитие науки.
Роль бихевиоризма в психологии – это то, что легко переоценить и недооценить. Проще, конечно, сказать, что этого направления просто было, а его последователи считали людей животными. Однако бихевиоризм имел и конкретный результат – превратил психологию в экспериментальную науку.
Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/11/bikheviorizm-chto-yeto-v-psikhologii/