Атипичное развитие это

Формы атипичного развития

Атипичное развитие это

В клинической психиатрии термин «дизоитогенез» применяется к задержкам и искажениям психического развития.

Группа расстройств, объединяемая понятием «задержка психического развития», включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом.

К искажениям психического развития относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Клинические формы патологии психического развития систематизируют следующим образом (по: Козловская, 1995):

  • • умственная отсталость;
  • • задержки психического развития;
  • • искажения и другие нарушения психического развития;
  • • аутистические расстройства;
  • • инфантилизм;
  • • соматопатии;
  • • особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии.

Общей особенностью психических расстройств у детей является сочетанное проявление прогрессивной динамики развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга.

Анализ отклонений развития показывает, что нарушенное развитие имеет свою специфику, характерную в той или иной мере для всех детей этой группы, одновременно отличая их от детей с нормальным развитием. Характерными чертами являются:

  • • снижение уровня развития;
  • • трудности социальной адаптации;
  • • нарушения общения;
  • • несоответствие речи возрастным нормам развития;
  • • изменение способности к приему и переработке информации;
  • • нарушение хранения и использования информации;
  • • замедление формирования понятий;
  • • затруднение упорядочивания информации;
  • • недостаточность и специфические особенности словесного опосредования;
  • • нарушение произвольности психических процессов.

Существуют разные классификации категорий атипичного развития.

Одна из них основана на выделении В. В. Лебединским аномалий психического развития (табл. 19.2).

Таблица 19.2

Формы атипичного развития

АномалияразвитияЗаболеваниеТип нарушения
Общее психическое недоразвитиеОлигофрения:
  • • дебильность (наименее тяжелая форма);
  • • имбецильность (форма средней тяжести);
  • • идиотия (наиболее тяжелая форма)
Первично нарушено мышление, вторично — все инструментальные функции (память, речь и т.д.). Нарушения носят тотальный и необратимый характер
Задержка психического развитияЗадержка психического развития:
  • • конституционального происхождения;
  • • соматогенного происхождения;
  • • психогенного происхождения;
  • • церебрально-органического гене- за (минимальная мозговая дисфункция)
Замедление темпа развития. Первично нарушены все инструментальные функции (память, речь и т.д.), вторично — мышление. Отмечается мозаичность нарушений. Возможна компенсация нарушений в условиях специального обучения
АномалияразвитияЗаболеваниеТип нарушения
Поврежденное психическое развитиеОрганическая деменция (слабоумие).Деменция церебрально-органического генезаКлиническая картина зависит от возраста нарушения мозга и степени его поражения
По динамике процесса:
  • • резидуальная органическая деменция как остаточное явление вследствие поражения мозга;
  • • прогрессирующая органическая деменция, обусловленная текущими органическими нарушениями головного мозга
Прогрессирующее снижение интеллектуальной сферы, нарушение памяти, мышления, внимания и способности к обучению. Возникает после двух-трех лет. Нарушаются части сформированной интеллектуальной функции
По этиологии заболевания:
  • • эпилептическая;
  • • травматическая;
  • • склеротическая;
  • • постэнцефалическая и др.
Дсфицитар- иое психическое развитиеПоражение сенсорной сферы. Поражение моторной сферыПервично — нарушение функционирования отдельных систем. Вторично — возможно нарушение психического развития
ИскаженноепсихическоеразвитиеРасстройства аутистического спектра:
  • • детский аутизм (синдром Кан- нера);
  • • синдром Аспергера;
  • • синдром Ретта;
  • • атипичный аутизм (неспецифическое первазивное нарушение развития);
  • • детское дезинтегративное расстройство
Симптоматика определяется конкретным заболеванием.Комплекс симптомов:
  • • стереотипии;
  • • компульсивное (навязчивое) поведение;
  • • ритуальное поведение;
  • • нарушение речевого развития, интеллектуальной сферы и социальной коммуникации
Дисгармоническое психическое развитиеПсихопатия.Невропатия.Аномалии, связанные с отклонением темпа полового созреванияНарушение эмоциональной и социальной сферы:
  • • «бессердечие — неэмоциональ- ность»;
  • • неустойчивость регуляции вегетативных функций

Дети с атипичным развитием имеют особые потребности, необходимы специальные условия для их реализации. Среди таковых в первую очередь выделяют образовательные потребности — получение специальной психолого-педагогической помощи и организацию специфических условий для воспитания и обучения таких детей.

Одной из ведущих является упеория развивающего обучения, в основе которой лежит представление о существовании разных уровней психического развития ребенка с нарушениями развития и положение Л. С. Выготского об определяющей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским, означающее расхождение между уровнем существующего развития ребенка (задача, которую он может решить самостоятельно) и уровнем его потенциального развития, которого он может достигнуть с помощью другого человека в процессе обучения.

Выявление зоны ближайшего развития посредством стимулирующей, направляющей и обучающей помощи в сочетании с индивидуальным принципом обучения с учетом соотношения первичных и вторичных отклонений у ребенка являются ведущими принципами работы с детьми с атипичным развитием. Поэтапное формирование умственной деятельности, использование в обучении принципа деятельностного подхода может обеспечить усвоение ребенком с нарушением развития предметного и (или) психического действия.

Специальными условиями называют необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг (приспособлений, технологий, способов, методов, программ и других средств).

Общение играет большую роль в повседневной жизни каждого человека. Для достижения людьми с ограниченными возможностями более высокого уровня социального, эмоционального, образовательного, трудового и развлекательного общения применяется альтернативная коммуникация.

Системы альтернативной коммуникации включают язык жестов, коммуникативные книги и (или) планшеты (с изображением слов, карточек, символов и т.д.), электронные пособия с ыми синхронизаторами.

Альтернативные системы коммуникации используются при нарушениях слуха и зрения, тяжелой дизартрии (расстройство членораздельной речи, выражающееся затрудненным или искаженным произношением слов, слогов и звуков), моторной алалии (нарушение произнесения речи у детей, обусловленное поражением речевых областей коры головного мозга), афазии (расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определенных зон коры головного мозга), вербальной апраксии (нарушение целенаправленных движений, связанных с рече- и голосообразованием при поражении соответствующих областей коры головного мозга), афонии (нарушение тонуса скелетных мышц и внутренних органов) после трахео- и ларинготомии, при глубокой умственной отсталости, раннем детском аутизме.

Выделяют селективный и топографический типы альтернативных систем коммуникации. Селективные системы основаны на применении символов (иконизация) с помощью дополнительных приспособлений (книги, ноутбуки, электронные платформы).

Их использование требует сформированных навыков визуального восприятия. Топографические системы — это язык жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук, составляющих слова, и разговорной вокальной речи.

Для их реализации не используются дополнительные приспособления, но необходима сформированность моторных навыков.

Системы альтернативной коммуникации могут выполнять разные функции: поддерживающую, дополнительную, аугментативную (увеличивающую возможности), альтернативную или тотальную.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

  • 1. Дизонтогенез нарушение индивидуального развития организма в пренатальном и раннем ностнатальном онтогенезе. Его определяющими чертами являются наличие функциональной локализации нарушения, время возникновения, отношение между первичными и вторичными дефектами, нарушения межфункциональных взаимоотношений.
  • 2. Психический дизонтогенез выделяется как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, длительным неблагоприятным воздействием микросоциально-средовых моментов и разнообразными сочетаниями выделенных факторов.
  • 3. Основными типами психического дизонтогенеза являются ретардация (запаздывание либо приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики); асинхрония (диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании темпа и сроков развития других функций и свойств).
  • 4. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержка психического развития», включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К искажениям психического развития относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциа- тивностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.
  • 5. Дети с атипичным развитием имеют особые потребности, требующие специальных условий для их реализации. Альтернативная коммуникация применяется для достижения людьми с ограниченными возможностями более высокого уровня социального, эмоционального, образовательного, трудового и развлекательного общения. Системы альтернативной коммуникации могут выполнять разные функции: поддерживающую, дополнительную, аугментативную (увеличивающую возможности), альтернативную или тотальную.

  Посмотреть оригинал

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studme.org/299191/meditsina/formy_atipichnogo_razvitiya

Понятие «атипия психического развития». Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

Атипичное развитие это

Атипия психического развития — одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза, в последовательности и специфике формирования ВПФ.

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество истинное, генетически заданное.

Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Понятия «леворукость» и «левшество» не являются синонимами.

Виды левшевства:

· генетическое левшество

Ученые Оксфордского университета обнаружили ген ЛРРТМ 1, устанавливающий «правила» работы правого и левого полушарий мозга.

Это объясняет тот факт, что леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.

У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

· “компенсаторное” левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще – его левого полушария.

Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

· “вынужденное” левшество

Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

· псевдолеворукость

К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей – левое полушарие).

Таким образом, у детей с атипией психического развития (не позволяющей сформироваться ни межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий) не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.

Несформированность межполушарного взаимодействия не имеет прямого отношения к левшеству. Зачастую, через несколько занятий под руководством психологов, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

· “скрытое левшество”, т. е. смена доминирующего полушария.

Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать “психическими” левшами или “скрытыми” левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Право – или леворукость — одно из важнейших психофизиологических свойств, отражение которого, актуализируется в типе мозговой организации психических процессов человека. Атипия психического развития актуализирует себя именно в том, что у детей-левшей базовая нейропсихологическая схема онтогенеза если не рассыпается, то существенно изменяется.

Поскольку, по-видимому, конкретный психологический фактор у левши может быть «совмещен» с абсолютно не адекватной ему зоной мозга (например, оптико-гностический — с левой височной областью, а фонематический слух — с теменными структурами), можно с большей долей уверенности говорить, что его становление в онтогенезе идет не непосредственно, а опосредованно и многоканально. Соответственно выстраиваются психические функции и межфункциональные связи. Кроме того, если для правшей естественна определенная последовательность факторо – и функциогенеза, у левшей она менее предсказуема.

Реальность такова, что практически все дети-левши изыскивают самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный (в традиционном понимании) фактор, решать проблемы, прямо связанные с его актуализацией. Феноменологически это – функциогенез ниоткуда.

Однако анализ показывает, что базисным для левши стал иной фактор, который подчас у правшей вообще не актуален.

Но власть детей-левшей над собственным факторогенезом обрывается там, где в психическую деятельность должны включаться процессуальные, динамические параметры, что также обусловлено их мозговой организацией.

Здесь нет дополнительных возможностей для формирования фактора: кинетика в широком смысле либо актуализируется плавно, сукцессивно, в заданном направлении, либо, напротив, «буксует» на каждом шагу.

Отсюда столь типичный для левшей неблагополучный, сравнительно поздний дебют моторных компонентов любой функции и обнаруживающие себя в течение всей их жизни чисто динамические трудности в речи, памяти, движениях и т.п. [10;65]

Индивидуальные психологические проявления в деятельности леворуких детей отображаются в следующем: у них преобладает синтетический стиль познания, то есть, для понимания материала им необходимо более длительное поэтапное его прорабатывание.

Также леворукие дети характеризируются слабым вниманием, переключением и концентрацией, и слабой зрительной памятью, наблюдаются нарушения пространственного восприятия, познание вербальных стимулов у них лучше, чем невербальных.

Леворукие дети характеризируются эмоционально – психологическими особенностями, такими как: повышенная эмоциональная чувствительность, раздражительность, ранимость, повышенный уровень тревожности, есть склонность к развитию фобий, также у них заниженный общий эмоциональный фон. [2; 23]

У детей с левшевством может наблюдаться позднее появление речи, однако, сразу сформированными грамматическими предложениями. Левши как бы копируют речь целиком, не анализируя ее составляющие. Так же эта категория детей чаще подвержена заиканию, то есть логоневрозу.

Связанно это с повышенной эмоциональностью и чувствительностью левшей и слабостью речевой функции. То есть сильные переживания ребенка разрушают психически слабое звено – речь.

Чтобы подстроится под наш праворукий мир, природа наделила левшей способностью к запоминанию большого количества информации и высокой способностью к самоконтролю.

Один из самых высоких рангов у левшей — уровень самоконтроля.

Безусловно, опора на богатый арсенал средств на порядок увеличивает количество степеней свободы для достижения той или иной цели, что и констатируется постоянно в леворукой популяции как повышенная креативность, способность к нетривиальным решениям и пр.

Но это и свидетельство слабости, ненадежности адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы, что и наблюдается у левшей, в том числе в онтогенезе — частые аффективные срывы, тенденция к эмоционально-личностной незрелости, психосоматическим пароксизмам и т.п.

Очевидно, что при атипии психического развития не формируется полноценно средний уровень психической регуляции — уровень психических операций и автоматизмов.

Эти дети в течение длительного срока привлекают максимум внешних, осознаваемых средств, для овладения теми навыками, которые у правшей формируются и закрепляются независимо от их желания, просто по определенным законам психического развития. Левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей.

Мышление левши не типично с точки зрения правшей. Таким образом, трудности левшей, связанные с особенным способом мыслительной деятельности с другой стороны оказываются плюсом для них самих.

И действительно, история знает целый список выдающихся людей, которые были левшами.

Среди них Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль, Чарли Чаплин, Мерлин Монро, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл и другие.

Семенович А.В.

в своей книге «Эти невероятные левши», пишет о том, что в воспитании и педагогическом сопровождении ребенка левши, важно не переучить его под наш праворукий мир, а дать ему те средства, которыми мы правши, пользуемся в своей мыслительной деятельности. То есть мы трепетно относимся к особенностям левшей, но даем средства для опоры в нашем мире, где ребенок сохраняет свои уникальные особенности видения мира и получает возможность социализироваться в мире правшей. [13; 71-77]

Таким образом, атипия психического развития — это особенность левшевства, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза, в последовательности и специфике формирования ВПФ. Становление межполушарных взаимодействий весьма проблематично при атипии.

Вследствие этого традиционны для детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий.

У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат. [12; 182]

Источник: https://studbooks.net/1660826/psihologiya/ponyatie_atipiya_psihicheskogo_razvitiya_psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_detey_starshego_doshkolnogo

Атипичное развитие это

Атипичное развитие это

статьи:

Атипичные пневмонии – это группа инфекционно-воспалительных заболеваний легких, которые вызываются атипичными возбудителями и имеют нехарактерную клиническую картину.

Термин «атипичная пневмония» был введен в медицинскую практику в конце 30-х годов XX века. Он использовался для названия интерстициальных пневмоний, причиной развития которых становятся некокковые бактерии.

В 2002–2003 годах вспыхнула эпидемия атипичной пневмонии, вызванной коронавирусом. За время вспышки заболеванием заразились 8437 человек, из них умерли 813, то есть показатель смертности составил 10%.

Случаи заболевания были зафиксированы более чем в 30 странах мира, но больше всего их было в Китае, Гонконге и Вьетнаме.

Эту разновидность атипичной пневмонии пульмонологи назвали «тяжелый острый респираторный синдром» (ТОРС), или «синдром острого респираторного заболевания» (SARS).

Каждая форма атипичной пневмонии имеет свои особенности в зависимости от возбудителя

Причины и факторы риска

Возбудителями атипичных пневмоний могут стать многочисленные инфекционные агенты:

  • хламидия;
  • микоплазма;
  • вирус Эпштейна – Барра;
  • вирусы гриппа А и В;
  • респираторные вирусы парагриппа;
  • респираторно-синцитиальный вирус;
  • коронавирус;
  • хантавирус;
  • коксиелла;
  • легионелла;
  • возбудители туляремии, лептоспироза.

Эти возбудители имеют разные микробиологические характеристики, и вызываемые ими инфекционные процессы также различаются и по эпидемиологии, и по патоморфологической картине. Однако у всех перечисленных микроорганизмов наблюдается высокая устойчивость к бета-лактамным антибиотикам (пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам и монобактамам).

Возбудителями атипичных пневмоний становятся многочисленные инфекционные агенты

Заражение атипичной пневмонией происходит воздушно-капельным путем при тесном контакте с больным человеком. Чаще страдают молодые люди.

Профилактика атипичной пневмонии состоит в здоровом образе жизни, позволяющем поддерживать защитные силы организма в активном состоянии.

Формы заболевания

В зависимости от вида возбудителя выделяют следующие формы атипичной пневмонии:

  • синдром острого респираторного заболевания;
  • хламидийная пневмония;
  • микоплазменная пневмония;
  • болезнь легионеров;
  • ку-лихорадка.

Стадии заболевания

Для атипичной пневмонии, как, впрочем, для большинства инфекционных заболеваний, характерна определенная стадийность течения:

  1. Инкубационный период. Начинается от момента заражения и продолжается до появления первых признаков болезни. В среднем длится 7-10 дней.
  2. Продромальный период, или период предвестников. Длится 1-3 дня. Возникают неспецифические симптомы заболевания, характерные для большинства респираторных вирусных инфекций (головная и мышечная боль, першение в горле, незначительное недомогание, сухой кашель).
  3. Период разгара. Появляются характерные признаки инфекционно-воспалительного процесса в легких.
  4. Период реконвалесценции. Активность воспалительного процесса в легких стихает, состояние постепенно возвращается к норме.

Симптомы

Основные симптомы атипичной пневмонии в стадии разгара:

  • повышение температуры тела до 40-41°C;
  • интенсивная головная боль;
  • выраженная общая слабость;
  • кашель;
  • одышка;
  • обильное ночное потоотделение;
  • боли в области грудной клетки.

Основные симптомы атипичной пневмонии

Это общие симптомы, характерные практически для всех атипичных пневмоний. Но так как они вызываются разными микробными агентами, каждая форма заболевания имеет свои особенности.

Атипичная хламидийная пневмония

Начало хламидийной пневмонии напоминает банальную респираторную вирусную инфекцию с явлениями ринита и фарингита. Однако спустя 2-3 дня состояние больных быстро ухудшается.

Появляются жалобы на боли в мышцах, ломоту в костях и суставах, сухой кашель, одышку, повышение температуры тела до 38-39 °C. Нередко происходит увеличение шейных лимфатических узлов.

Хламидийная пневмония отличается длительным течением и выраженной аллергизацией организма.

Атипичная микоплазменная пневмония

Для микоплазменной пневмонии характерно вялое течение со стертой клинической картиной. Первые симптомы заболевания, как и в случае хламидийной пневмонии, схожи с признаками ОРВИ (боль и першение в горле, сухой кашель, слабость). На 2-3 сутки заболевания температура тела повышается до 37-38 °C.

Изредка микоплазменная пневмония протекает тяжело, с выраженным интоксикационным синдромом, высокой лихорадкой, увеличением шейных лимфатических узлов.

Термин «атипичная пневмония» был введен в медицинскую практику в конце 30-х годов XX века. Он использовался для названия интерстициальных пневмоний, причиной развития которых становятся некокковые бактерии.

Отличительной особенностью микоплазменной формы атипичной пневмонии является длительное время сохраняющийся у больных непродуктивный, приступообразный кашель.

Болезнь легионеров

Ее возбудитель – обитающая в системах кондиционирования и водоснабжения грамотрицательная аэробная бактерия.

Легионеллезная пневмония поражает преимущественно людей пожилого возраста и характеризуется тяжелым течением, с выраженными явлениями интоксикации, сильным непродуктивным кашлем. Инфекционно-воспалительный процесс охватывает не только ткань легких, но и бронхиолы.

Синдром острого респираторного заболевания

Наиболее тяжелая форма атипичной пневмонии, сопровождающаяся высокой летальностью. Начинается с симптомов гриппозной инфекции (головной боли, повышения температуры тела, слабости, разбитости). Через несколько дней к ним присоединяются тахикардия, сухой кашель, одышка.

Дальнейшее развитие клинической картины определяется иммунным статусом организма больного. При хорошем иммунном ответе пациент выздоравливает. Если же иммунитет ослаблен, состояние катастрофически ухудшается, развивается респираторный дистресс-синдром. На фоне нарастающей острой дыхательной недостаточности возможен летальный исход.

«Тяжелый острый респираторный синдром» (ТОРС), или «синдром острого респираторного заболевания» (SARS) также является разновидностью атипичной пневмонии.

Особенности протекания заболевания у детей

Атипичные пневмонии у детей нередко протекают с плохо выраженной температурной реакцией. Однако, несмотря на нормальную или субфебрильную температуру, общее состояние быстро и сильно ухудшается. Появляются:

  • сонливость;
  • вялость и апатия;
  • снижение или полное отсутствие аппетита;
  • одышка;
  • повышенная потливость;
  • рвота;
  • диарея.

Микоплазменная пневмония у детей зачастую сопровождается увеличением селезенки и печени, появлением на кожных покровах полиморфной сыпи.

У детей при атипичной пневмонии может появляться полиморфная сыпь на коже

Дети с атипичной пневмонией стараются лежать на боку на стороне пораженного легкого, поскольку такое положение уменьшает боль в грудной клетке. Нередко у них отмечаются нарушения глубины и частоты дыхательных движений, возникают периодические кратковременные апноэ (остановки дыхания).

У новорожденных детей атипичная пневмония быстро осложняется развитием эмфиземы легких. В этой возрастной группе заболевание протекает крайне тяжело и плохо поддается терапии.

Источник: https://naturalpeople.ru/atipichnoe-razvitie-jeto/

Атипия психического развития

Атипичное развитие это

Итак, проблема левшества является уже долгие годы одной из наиболее дискутабельных в различных областях науки о человеке.

Право- или леворукость — важнейшее из его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в типе мозговой организации психических процессов.

Отметим еще раз, что в данном разделе мы говорим именно о генетических левшах, амбидекстрах и правшах с семейным левшеством, а не о псевдолевшестве (патологическом левшестве).

Атипия психического развития одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества.

Нейрофизиологическими исследованиями показано, что у левшей в детстве отмечается снижение уровня межполушарных связей симметричных центров правой и левой гемисфер мозга.

Взаимодействия различных зон внутри левого (речевого) полушария менее дифференцированы и избирательны; имеет место целый комплекс иных, не менее существенных особенностей становления биоэлектрической активности мозга.

Так, факторный анализ нейрофизиологических данных продемонстрировал, что у левшей (детей и взрослых) менее выражена возрастная динамика, выявляется общее сходство структуры пространственной организации мозговых ритмов больших полушарий, которая у правшей с возрастом приобретает асимметричную («взрослую») структуру.

Эти данные наряду с рядом клинических исследований убедительно указывают на признаки атипичного формирования межполушарных и подкорково-корковых функциональных взаимоотношений у левшей по сравнению с правшами.

Многочисленные нейробиологические, нейрофизиологические данные подтверждают, что церебральный онтогенез их обладает разнообразными специфическими чертами: не дифференцируются внутри- и межполушарные связи, они менее избирательны, выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга, имеется склонность к снижению иммунных и гормональных регуляций.

Атипия психического развития актуализирует себя именно в том, что у детей-левшей традиционная, базовая для правшей нейропсихологическая схема онтогенеза если не рассыпается, то существенно изменяется.

Поскольку, по-видимому, конкретный психологический фактор (отдельное функциональное звено, аспект целостного психического процесса) у левши может быть «совмещен» с абсолютно неадекватной ему зоной мозга, можно с большой долей уверенности говорить, что его становление в онтогенезе идет не непосредственно, как у правшей, а опосредованно и многоканально. Соответственно выстраиваются психические функции и межфункциональные связи. Кроме того, если для правшей естественна определенная последовательность всей этой драматургии, то у левшей она менее предсказуема.

Реальность такова, что практически все дети-левши изыскивают самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный (в традиционном понимании) фактор, решать проблемы, прямо связанные с его актуализацией. Об этом мы очень подробно будем говорить в последующих главах.

Наиболее впечатляюще выглядит то, как на фоне явной незрелости какого-то психического фактора у левшей развивается психическая функция, требующая его как первичного, базисного. Феноменологически это функциогенез ниоткуда. Между тем тщательный нейропсихологический анализ показывает, что базисным для левши стал иной фактор, который подчас у правшей вообще не актуален.

Однако власть детей-левшей над собственным факторогенезом обрывается там, где в психическую деятельность должны включаться процессуальные, динамические параметры, что также обусловлено их мозговой организацией.

Здесь нет дополнительных возможностей для формирования фактора: кинетика в широком смысле либо актуализируется плавно, сукцессивно, в заданном направлении.

А это возможно только в условиях достаточно жесткой иерархии мозгового обеспечения в подкорково-корковом, внутри- и межполушарном ракурсе. Либо, напротив, она «буксует» на каждом шагу.

Отсюда столь типичный для левшей неблагополучный, сравнительно поздний дебют моторных компонентов любой функции, обнаруживающие себя в течение всей их жизни чисто динамические трудности в речи, памяти, движениях и т.п.

Становление межполушарных взаимодействий весьма проблематично при атипии.

Вследствие этого традиционны для левшей задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий.

У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что и проявляется в феноменах «зеркальности», «эффектах времени» и т.п. Почему же?

Рассмотрим несколько примеров межполушарного функционального онтогенеза. Всем известно, что фонематический слух является классическим примером левополушарной локализации психологического фактора у правшей.

Но очевидно, что, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, он должен на первых этапах онтогенеза сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение; звуковая дифференцировка бытовых и природных шумов, голоса человека; наконец, восприятие просодики маминой речи в разных ситуациях, в зависимости от близости ее тела, собственного телесного комфорта/дискомфорта и т.п.

Иными словами, развитие фонематического слуха до его фокусировки в левом полушарии должно быть максимально обеспечено прелингвистическими правополушарными компонентами («превербитумом», доречевым общением), всесторонним взаимодействием ребенка с окружающим миром (где все имеет свое «имя») и введением в действие механизма межгемисферного переноса.

Как доказывают нейропсихологические исследования, именно дефицит или несформированность последнего могут приводить к грубейшим задержкам речевого развития, в частности по сенсорному типу.

Понятно, что недостаточная сформированность речевого звукоразличения самым пагубным образом будет сказываться и на словарном запасе ребенка, и на его возможности продуктивно выражать свои мысли, и на освоении письма, счета и т.д.

Ведь все эти функции с необходимостью требуют усвоения многократно повторенной, правильно воспринятой и понятой, из раза в раз одинаково звучащей речи другого (мамы, учителя, друзей).

Другим очевидным примером служит становление межполушарного обеспечения пространственных представлений как целостной функциональной системы.

До того как в обиходе ребенка появятся слова «выше», «вниз», «вперед», «голова», «левая рука», то есть актуализируются соматорефлексия и вербальная маркировка пространства (левое полушарие), в правом полушарии должны в полной мере сформироваться соматогнозис и обобщенный полимодальный перцептивный образ телесного и опто-мануального непосредственно-чувственного взаимовлияния с объектами внешнего пространства.

Или известный всем феномен зеркальности, который демонстрируют практически все дети в процессе усвоения букв и цифр. А уж левшата!..

Он является не чем иным, как отражением равноправного сосуществования в правом и левом полушариях мозга перцептивных и мнестических «двойных энграмм» (по М. Газзаниге).

Это факт несформированности функциональной асимметрии мозга, а следовательно, локуса правополушарного контроля за направлением процессов восприятия и памяти.

Общеизвестно, что данный дефицит элиминируется вслед за стабилизацией доминантной роли правого полушария по отношению к широкому спектру пространственных факторов и к опережающей первичной симультанной обработке (по Э.А. Костандову) любого стимула. Это приводит к стагнации вектора восприятия от левой стороны перцептивного поля к правой и закономерному подавлению «двойных энграмм».

Очевидно, что одновременно происходит возрастание доминантной роли левого полушария по отношению к реализации знаковых программ (каковыми являются буквы и цифры).

В условиях того или иного дефицита межполушарных взаимодействий «зеркальные» феномены не исчезают естественным путем, но продолжают актуализироваться длительное время, вплоть до момента, когда ребенок не научится произвольно контролировать такие ошибки, то есть обсуждаемый вектор восприятия так и не становится автоматизмом. Что и наблюдается у левшат повсеместно.

Любой, кто вступает в контакт с ребенком-левшой, приходит в радостное недоумение от его видения мира. Это не просто отсутствие пространственных навыков и во внешнем, и во внутреннем планах, на макро- или микроуровне.

В мире левшат читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят! Когда необходимо сканирование большого перцептивного поля, это усугубляется хаотичностью и пофрагментарностью.

Впрочем, этому посвящена целая глава, где мы и обсудим подробно, мягко говоря, своеобразные и весьма неординарные «взаимоотношения» левшат с пространством.

Очевидно, что при атипии психического развития не формируется полноценно важнейший для адаптации пласт психической актуализации уровень автоматизмов, упроченных навыков и операций.

Эти дети в течение длительного срока привлекают максимум внешних, осознаваемых средств для овладения теми навыками, которые у правшей формируются и закрепляются независимо от их желания, просто по определенным законам психического развития. Левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей.

Недаром, по результатам специальных психологических исследований, один из самых высоких рангов у левшей — самоконтроль.

Безусловно, опора на богатый арсенал средств на порядок увеличивает количество степеней свободы для достижения той или иной цели, что и констатируется постоянно в леворукой популяции как повышенная креативность, способность к нетривиальным решениям и прочее.

Но это и свидетельство слабости, ненадежности адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы, что и наблюдается у левшей, в том числе в онтогенезе, — частые аффективные срывы, склонность к эмоционально-личностной несостоятельности, психосоматическим пароксизмам, а подчас и более серьезным поведенческим и жизненным проблемам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_73927_atipiya-psihicheskogo-razvitiya.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий